Научная статья на тему 'У спорта и допинга пути разные'

У спорта и допинга пути разные Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ДОПИНГ / СТИМУЛЯТОРЫ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Людмила Дмитриевна, Мещеряков Алексей Викторович, Астраханцева Ирина Владимировна

В статье рассматриваются причины распространения допинга в спорте, отношение спортсменов к допингу и стимулирующим веществам как способу достижения высокого спортивного результата. Разработана методика формирования негативного отношения к различным фармакологическим средствам, заменяющим упорный, целенаправленный труд по саморазвитию и самосовершенствованию атлета, включающая основные направления работы с тренерами по данной проблеме, разъясняющие недопустимость использования запрещенных веществ в процессе спортивной подготовки атлетов. Методика апробирована в форме курсов повышения квалификации, с аттестацией спортивных педагогов. Авторы предлагают ввести наказание за нарушение правил соревнований не только для спортсменов, но и для тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко Людмила Дмитриевна, Мещеряков Алексей Викторович, Астраханцева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports and doping go a different way

The article deals with the reasons for the spread of doping in sports, the attitude of athletes to doping and stimulant substances as a way to achieve high sports results. A methodology has been developed for the formation of the negative attitude towards various pharmacological means, replacing the persistent, purposeful work on the self-development and self-improvement of the athlete, which includes the main directions of work with trainers on this issue, explaining the inadmissibility of using prohibited substances in athletic training of athletes. The method is approved in the form of advanced training courses, with the certification of sports teachers. The authors propose to impose penalties for violation of competition rules not only for athletes, but also for coaches.

Текст научной работы на тему «У спорта и допинга пути разные»

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 796.01:61

У СПОРТА И ДОПИНГА ПУТИ РАЗНЫЕ

Людмила Дмитриевна Назаренко, доктор педагогических наук, профессор,

Алексей Викторович Мещеряков, кандидат биологических наук, доцент, Ирина Владимировна Астраханцева, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Аннотация

В статье рассматриваются причины распространения допинга в спорте, отношение спортсменов к допингу и стимулирующим веществам как способу достижения высокого спортивного результата. Разработана методика формирования негативного отношения к различным фармакологическим средствам, заменяющим упорный, целенаправленный труд по саморазвитию и самосовершенствованию атлета, включающая основные направления работы с тренерами по данной проблеме, разъясняющие недопустимость использования запрещенных веществ в процессе спортивной подготовки атлетов. Методика апробирована в форме курсов повышения квалификации, с аттестацией спортивных педагогов. Авторы предлагают ввести наказание за нарушение правил соревнований не только для спортсменов, но и для тренеров.

Ключевые слова: спорт, допинг, стимуляторы, методика, педагогический эксперимент.

SPORTS AND DOPING GO A DIFFERENT WAY

Lyudmila Dmitrievna Nazarenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexey Viktorovich Meshcheryakov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Irina Vladimirovna Astrakhantceva, the candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov

Annotation

The article deals with the reasons for the spread of doping in sports, the attitude of athletes to doping and stimulant substances as a way to achieve high sports results. A methodology has been developed for the formation of the negative attitude towards various pharmacological means, replacing the persistent, purposeful work on the self-development and self-improvement of the athlete, which includes the main directions of work with trainers on this issue, explaining the inadmissibility of using prohibited substances in athletic training of athletes. The method is approved in the form of advanced training courses, with the certification of sports teachers. The authors propose to impose penalties for violation of competition rules not only for athletes, but also for coaches.

Keywords: sport, doping, stimulants, methodology, pedagogical experiment.

ВВЕДЕНИЕ

Со времени своего возникновения спорт всегда сопровождался применением допинга и стимулирующих веществ, существующих в природе в виде различных растений. Одни авторы считают, что термин «допинг» появился в 1865 г. для стимулирования лошадей на скачках [5, 11]; по мнению других, стимуляторы психической и физической активности использовались с первых Олимпийских игр [8, 9]. Участники игр 776 г. до н.э. принимали экстракты из грибов, определенных видов растений. Во II веке до н.э. греческие спортсмены для увеличения физической работоспособности и снижения психической напряженности использовали некоторые разновидности психотропных грибов, семена кунжута, протеин и другие стимуляторы. В 1896 г. после возрождения Олимпийских игр также не существовало запрета на прием различных стимулирующих веществ, помогающих одержать победу.

Официальные публикации и заключения МК МОК свидетельствуют о том, что допинг всегда использовался спортсменами всех стран. Эта проблема является одной из наиболее сложных, так как она представлена рядом политических, нравственно-правовых, медицинских, социальных и педагогических аспектов. Политический аспект обусловлен

стремлением каждой страны к самоутверждению, повышению статуса на мировой арене. Нравственно-правовой аспект связан с ведением нечестной спортивной борьбы, так как допинги и стимуляторы, повышая работоспособность спортсмена, его психическую устойчивость, выносливость, ставят его в более выгодные условия. Медицинский аспект находит свое отражение в тяжелых последствиях для организма в результате применении запрещенных препаратов, включая летальные исходы. Социальные аспекты подтверждают незащищенность атлета от настойчивых рекомендаций тренера и врача команды по приему допинга для достижения высокого результата любой ценой, не задумываясь о последствиях. Педагогический аспект предусматривает ответственность тренера за состояние психического и физического здоровья своего ученика, формирование морально-волевых и нравственных качеств, не позволяющих побеждать соперников нечестным путем [2, 3, 10, 11].

Однако такой подход к решению проблемы эффективной подготовки высококвалифицированного спортсмена требует глубоких знаний биохимии, физиологии, теории и методики спортивной тренировки, психологии и других научных знаний. По данные Глу-щенко И.В. (2007), многие тренеры предлагают своим ученикам более быстрый и легкий способ - использование допинга и стимулирующих веществ. Результаты исследований автора показали, что 40% спортсменов при анонимном анкетировании указали, что тренеры предлагают им применять запрещенные вещества для достижения высокого спортивного результата; 45% респондентов сообщили, что употреблять допинг очень настойчиво и категорично требовал от них тренер, подчеркивая необходимость выигрыша соревнований любым путем. При этом спортивные педагоги не сообщали никакой информации о действии допинга и стимулирующих веществ на организм.

Анализ научной научно-методической литературы по проблеме совершенствования системы спортивной подготовки сильнейших атлетов показал, что эффективность тренировочных нагрузок достигается при использовании их оптимальных параметров, которые определяются уровнем физической подготовленности, фенотипическими и другими особенностями спортсмена. Однако применение группового метода тренировки не обеспечивает условий для выявления его индивидуальных возможностей, поэтому на подготовительном этапе спортивной подготовки физические нагрузки не всегда соответствуют имеющимся возможностям организма [1, 6, 10]. Это является основной причиной недостаточного уровня физической подготовленности спортсменов. Многие тренеры, в связи с этим, убеждены в необходимости усиления вниманием к развитию мышечной силы, скорости, выносливости и других двигательно-координационных качеств. В индивидуальных планах членов сборных команд доминируют задания по физической подготовке в ущерб технико-тактической, что приводит к отставанию российских спортсменов в росте спортивного мастерства. Некоторые тренеры, не понимая причин несоответствия результатов соревновательной деятельности величине затрат времени и нервно--мышечных усилий, находят решение проблемы в применении допинга и стимуляторов.

Целью данной работы является теоретическое обоснование причин распространения допинга и стимуляторов в спорте.

Задачи:

1. Установить причины сознательного использования запрещенных веществ для повышения результативности соревновательной деятельности.

2. Разработать методику формирования негативного отношения к допингу и невозможности его применения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Решая задачу установления причин сознательного использования запрещенных веществ для повышения результативности соревновательной деятельности, было организовано исследование по выявлению отношения спортсменов различной специализации и квалификации к допингу и стимулирующим веществам. Была разработана

соответствующая анкета, состоящая из 16 вопросов. В анкетировании приняли участие 136 спортсменов-студентов Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова разной квалификации (1 разряд - МС), специализации и возраста (18±1,5 лет).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одним их факторов возникновения агрессии в спорте является опасение проигрыша в процессе соревновательной деятельности и разрушение дальнейших планов. Воздействие данного стресса не заканчивается с началом состязания - гормоны продолжают активизироваться в организме, разрушая иммунную систему. Это приводит к снижению психической устойчивости и значительному увеличению психоэмоционального напряжения, оказывающего негативное воздействие на атлета. В состоянии психической напряженности атлет ощущает неуверенность в своих силах, угрозу травмы; происходит ухудшение работоспособности и т.д. В этих условиях рекомендуется использовать методику авторов, включающую специально разработанные двигательные действия, обеспечивающие повышение уровня физической, технико-тактической, теоретической и психологической подготовленности как основы уверенности в достижимости максимально возможного уровня спортивного мастерства и высокого результата в процессе состязаний [1, 6].

Анализ содержания полученных анкет показал отсутствие единого мнения по интересующей нас проблеме. Так из 136 опрошенных спортсменов, 73 человека на первый вопрос ответили - «это их выбор относительно приема допинга, для достижения победы они пожертвовали здоровьем, за это можно уважать, а нарушение нравственности бывает и со стороны судей, а также руководителей и членов различных международных спортивных организаций». 14 респондентов назвали это «нечестным приемом», 71 ответили - «не знаю»; 16 - затруднились ответить.

На второй вопрос анкеты 39 опрошенных ответили, что много людей, употребляющих алкоголь, наркотики, никотин, встречается среди разных профессий, при этом о дискредитации в профессиональной деятельности речь не идет; 84 человека считают, что применение запрещенных веществ в спорте - это резко негативное явление, которое требует искоренения; 13 респондентов ответили - «не знаю».

92 спортсмена считают, что на древних олимпийских играх и первых современных олимпиадах стимулирующие вещества не запрещались потому, что они были растительного происхождения, использовались в различных дозировках и не имели тяжелых последствий. Тем не менее, это было нечестно по отношению к атлетам, не применявшим никаких стимуляторов. 33 респондента ответили, что этого не следовало разрешать; 11 человек ответили - «не знаю». Положительный ответ на пятый вопрос анкеты дали 7 опрошенных; 123 затруднились с ответом; 6 - сказали «нет». О последствиях применения допинга на соревнованиях известно 14 атлетам, 113 респондентов, ответили, что не владеют конкретной информацией, 9 атлетов затруднились с ответом.

На шестой вопрос анкеты положительный ответ дали 122 спортсмена с мотивировкой: я доверяю своему тренеру, ничего плохого он мне не будет предлагать; 14 человек ответили «не знаю». Следующий вопрос вызвал у атлетов некоторое затруднение, так как они не знают разновидностей допинговых веществ и стимуляторов. 17 респондентов ответили, что не готовы к победе на международных соревнованиях любой ценой, 119 - ответили - «не знаю». 12 спортсменов дали бы согласие на обогащение крови кислородом перед участием в соревнованиях при условии, что через эту процедуру пройдут все атлеты; остальные 124 респондента ответили «не знаю».

На десятый вопрос анкеты 79 опрошенных сказали, что, скорее всего, спортсмены, употребляющие допинг, не знали, чем они рискуют, поэтому для проявления мужества здесь нет места, 57 атлетов ответили «не знаю». Спортсмены, по мнению 114 респондентов принимают стимуляторы и допинги по совету или настоянию тренера, поэтому трудно

объективно оценить их поступок. 83 опрошенных признались, что если бы это зависело от них, то они запретили бы допинг и стимуляторы в спорте. Остальные 53 человека ответили: «не знаю».

На вопрос «Хотели бы Вы соревноваться со спортсменами, принимающими запрещенные вещества», 41 атлет ответил «нет», остальные 95 человек затруднились с ответом. На вопрос «Есть ли у Вас знакомые атлеты, употребляющие допинг?» 19 респондентов ответили, что тренер дает фармакологические, укрепляющие средства всем членам своей группы, поэтому они находятся в одинаковых условиях. На вопрос «Является ли прием допинга личным делом спортсмена?» 81 респондент сказал, что у атлетов нет выбора, если тренер предлагает препараты, значит так надо. 55 респондентов ответили «не знаю».

Для формирования отрицательного отношения к допингу нами был проведен педагогический эксперимент. Все спортсмены были распределены на две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 68 человек. Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с программами спортивной подготовки квалифицированных спортсменов, рекомендованных соответствующими федерациями спорта РФ. В ЭГ проводился цикл лекций, бесед, диспутов, семинаров с приглашением известных тренеров, специалистов, ученых; спортсменам ЭГ рекомендовалось специальная литература, где раскрывались вопросы воздействия допингов и стимулирующих веществ на организм; приводились факты и примеры тяжелых последствий для здоровья атлетов, употребляющих запрещенные вещества. Спортивные педагоги, ученые, преподаватели университетов обсуждали причины применения допингов; дискутировали на тему: почему на древних олимпийских играх и первых современных олимпиадах не было запрета на использование стимуляторов. Ведущие тренеры страны проводили мастер-классы по спортивной подготовке высококвалифицированных спортсменов, на которых раскрывались особенности организации и проведения тренировок с учетом достигнутого уровня спортивного мастерства. Спортсмены ЭГ посещали тренировочные залы, оснащенные современным спортивным оборудованием, тренажерами, устройствами для контроля техники выполнения специальных упражнений, показателей физической, технической и функциональной подготовки; диагностики, достигнутого уровня спортивного мастерства; научные лаборатории, оснащенные новейшими приборами, позволяющими рассчитывать оптимальное соотношение объема и интенсивности тренировочных нагрузок с учетом морфо-функциональных показателей каждого атлета. Это дало возможность спортсменам ЭГ увидеть, что пределы возможностей организма еще не достигнуты; спортивного совершенства можно добиться без допинга и стимуляторов. Повторное анкетирование показало, что атлеты ЭГ стали значительно лучше ориентироваться в данной проблеме. Это нашло свое отражение в содержании ответов на поставленные вопросы анкеты. Так, если до педагогического эксперимента на вопрос «Является ли применение запрещенных веществ

нарушением нравственных основ спорта?», 73 человека ответили «Это их выбор.....», то

после окончания педагогического эксперимента «да, является» подчеркнули 97 респондентов, 24 спортсмена назвали прием допинга «нечестным способом достижения высокого результата; 15 опрошенных указали «не знаю».

На вопрос «дискредитируют ли допинги и стимуляторы спорт?» после педагогического эксперимента положительный ответ дали 112 респондентов, 24 человека, подчеркнули «не знаю». Свое мнение по отсутствию запрета использования стимуляторов на древних и первых Олимпийских были получены ответы: 117 атлетов считают, что эти вещества не имели тяжелых последствий для здоровья, а главное, не был известен механизм их воздействия на организм; 19 респондентов ответили, что разрешать использование стимуляторов на соревнованиях нельзя.

На вопрос «Считаете ли Вы возможным для себя применение допинга?» 123 респондента ответили - «нет». 13 - подчеркнули «не знаю». На вопрос «Предлагал ли Вам тренер допинг перед ответственными соревнованиями» 67% опрошенных ответили, «мне давали

таблетки, но я не знал, что это». Подобное изменение характера ответов спортсменов было выявлено и на другие поставленные вопросы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что большинство спортсменов не владеют информацией о допинге и стимулирующих веществах, располагая лишь сведениями общего характера, когда возникают скандалы вокруг имен известных спортсменов, уличенных в применении запрещенных веществ. Атлеты, в основном всецело доверяют своим тренерам, принимая от них все, как должное. Это свидетельствует о необходимости планомерной работы со спортивными педагогами, организации целенаправленного изучения спецкурса «Спорт и допинги для тренеров и студентов факультета физической культуры» с соответствующей аттестацией. Допингу и стимуляторам целесообразно посвятить отдельные разделы в курсе «спортивная физиология» и «биомеханика». В ходе исследования было установлено, что при усвоении системы знаний о допинге, спортсмены меняют свое отношение к данной проблеме. Основной причиной применения запрещенных веществ является некомпетентность тренеров и их желание приобрести известность «легким путем». Для тренеров и квалифицированных спортсменов необходимо организовывать специальные семинары, факультативы и курсы повышения квалификации с последующей аттестацией для усвоения знаний о допингах и стимуляторах, а также об основных направлениях совершенствования системы спортивной подготовки атлетов без использования запрещенных веществ, дискредитирующих спорт как общественное культурное явление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге / В.У. Аванесов, В.В. Тюпа, В.В. Аракелян, Ю.Н. Примаков. - М. : Олимпия, 2009. - 64 с.

2. Бальсевич, В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2012. - 35 с.

3. Бэкман, Б. Тренировки чемпионов / Б. Бэкман. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 240 с.

4. Глущенко, Н.В. Проблемы употребления допинга в современном спорте / Н.В. Глущенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2007. - № 6. - С. 69-71.

5. Горюнов, В.Д. Об усилении ответственности спортсменов и специалистов сборных команд РФ за применение запрещенных субстанций и методов / В. Д. Горюнов // Сборник официальных документов и материалов. - 2004. - № 6. - С. 31-32.

6. Колесник, И.С. Личность боксера / И.С. Колесник. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2008. - 159 с.

7. Литинская, Е.А. Допинг в спорте: социально-философский аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 186-191.

8. Назаренко, Л. Д. Физиологические основы совершенствования системы спортивной подготовки боксеров / Л.Д. Назаренко, И.С. Колесник, Д.А. Осипов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - № 4. - С. 169-177.

9. Назаренко, Л.Д. Концепция укрепления нравственных основ спорта, не совместимых с допингом / Л.Д. Назаренко, З.М. Кузнецова, А.В. Мещеряков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 2. - С. 166-175.

10. Назаренко, Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д. Назаренко, Е.А. Анисимова. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. - 80 с.

11. Ратнер, А.Б. МОК и борьба с допингом в спорте на современном этапе / А.Б. Ратнер // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 7. - С. 9-10.

REFERENCES

1. Avanesov, V.U., Tyupa V.V., Arakelyan, V.V. and Primakov, Yu.N. (2009), Problems and ways to increase the special performance in running, Olympia, Moscow.

2. Balsevich, V.K. (2012), Natural and social resources for the development of motor potential, SCOLIPE, Moscow.

3. Backman, B. (2006), Training Champions, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Glushchenko, N.V. (2007), "Problems of doping in modern sport", Pedagogy, psychology and medical-biological problems ofphysical education and sport. - 2007. - No. 6. - pp. 69-71.

5. Goryunov, V.D. (2004), "On the strengthening of the responsibility of athletes and specialists of the Russian national teams for the use of prohibited substances and methods", Collection of official documents and materials, No. 6, pp. 31-32.

6. Kolesnik, I.S. (2008), The identity of the boxer, Scientific and Publishing Center "Theory and Practice of Physical Culture and Sports", Moscow.

7. Litinskaya, E.A. (2011), "Doping in sport: the socio-philosophical aspect", Bulletin of the Volgograd State University, No. 3, pp. 186-191.

8. Nazarenko, L.D., Kolesnik, I.S. and Osipov, D.A. (2017), "Physiological basis for improving the system of sports training for boxers", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 4, pp. 169-177.

9. Nazarenko, L.D. Kuznetsova, Z.M. and Meshcheryakov A.V. (2018), "The concept of strengthening the moral foundations of sports that are not compatible with doping", Pedagogical-psychological and medico-biologicalproblems of physical culture and sports, Vol. 13, No. 2, pp. 166-175.

10. Nazarenko, L.D. and Anisimova, E.A. (2015), Education in sports, Scientific and Publishing Center "Theory and practice of physical culture and sports", Moscow.

11. Ratner, A.B. (2001), "IOC and the fight against doping in sport at the present stage", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 9-10.

Статья выполнена в рамках государственного задания №6. 7801.2017/БЧ на выполнение работы по теме «Управление функциональным состоянием как фактор индивидуальной адаптации организма спортсменов разной квалификации и специализации»

Контактная информация: ld_nazarenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2018

УДК 796.015:642

ВЛИЯНИЕ КОФЕИНА НА РАЗЛИЧНЫЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ

СПОСОБНОСТИ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Белла Малхазовна Гогодзе, Айдамир Батырбиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, Наталья

Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось определение влияния кофеина на проявление различных скоростно-силовых способностей. В исследовании участвовали десять студентов института физической культуры (возраст 20,1±1,1 года, рост 1,79±0,07 м, вес 73,3±6,5 кг). Каждый испытуемый после 10-минутной разминки выполнял четыре вида прыжков вверх с места. Затем испытуемый принимал кофеин (6,2±0,2 мг/кг) или плацебо (Декстроза) и после 50-минутного пассивного отдыха повторял разминку и тестирование. При помощи энкодера Chronojump определялись характеристики прыжков. Применялся слепой рандомизированный метод. Для сравнения рассматриваемых величин до и после приёма кофеина-плацебо применялся парный двухвыборочный t-тест. Было установлено, что приём кофеина позволил испытуемым увеличить высоту прыжка вверх после паузы без маха рук (p = 0,028), отскока после спрыгивания с тумбы 40 см (p = 0,031) и серийного десятикратного прыжка вверх с места (p = 0,017), при нулевой динамике в этих прыжках при приёме плацебо (p = 0,459, 0,699 и 0,965 соответственно). Это позволяет констатировать выраженный позитивный эффект от приёма кофеина на соответствующие скоростно-силовые способности. В прыжке вверх с места с махом рук различия результатов до и после приёма кофеина оказались недостоверными (p = 0,078).

Ключевые слова: прыжки вверх, энкодер, слепой метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.