Научная статья на тему 'У истоков якутской фольклористики (к 100-летию со дня рождения Г. У. Эргиса)'

У истоков якутской фольклористики (к 100-летию со дня рождения Г. У. Эргиса) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
305
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков якутской фольклористики (к 100-летию со дня рождения Г. У. Эргиса)»

юбилеи

В.В. Илларионов

у истоков якутской фольклористики

(к 100-летию со дня рождения Г.у. Эргиса)

Го

'еоргий Устинович Гермогенов-Эргис - один из выдающихся якутских ученых, чьим именем гордится весь якутский народ. Родился 3 апреля (по старому стилю 21 марта) 1908 года в 1 Эргисском наслеге Западно-Кангаласского (ныне Кангаласского) улуса. Отец его был отпрыском рода легендарного шамана-айыы (белого шамана) Эргиса. Ученый взял себе фамилию по имени своего великого предка и названию родного наслега.

В 1930 году Г.У. Эргис был назначен ученым секретарем комитета в рамках ЦИК Якутской АССР по новому

ИЛЛАРИОНОВ Василий Васильевич сор ФЯФиК ЯГУ

E-mail: unir@sitc.ru

д.филол.н., профес-

алфавиту под председательством П.А. Ойунского. Это назначение - признанный факт появления нового перспективного специалиста в области образования.

В 1939 году Г.У Эргис поступил в аспирантуру института фольклора при Академии наук Украинской ССР Его научным руководителем стал знаменитый академик-востоковед А.Е. Крымский, который начал свою научную деятельность еще 90-х годах XIX столетия.

Известный якутский фольклорист Г.УЭргис планомерно и целенаправленно проводил научную работу. Он отбирал произведения устного художественного творчества, переводил их на русский язык и готовил к изданию с полноценным научным аппаратом. Именно так, замечал ученый, появится возможность пропаганды духовного богатства якутского народа не только в рамках республики, но и по всей стране, по всему миру, и оно наряду с произведениями других народов станет объектом научного исследования, войдет в сокровищницу всей мировой культуры. Для этого он использовал немецкие и русские переводы О.Н. Бетлингка, И.А. Худякова, С.В. Ястремского, словарь Э.К. Пекарского, составленного на основе языка олонхо и фольклора.

Многие годы он посвятил работе над олонхо «Нюр-гун Боотур Стремительный», написанном К.Г. Ороси-ным, которое всегда выделял среди других. В 1947 году Г.У Эргис выпустил его отдельным изданием с параллельным русским переводом, разбив его на стихи, снабдив научными комментариями, словарем и примечаниями, написал вступительную статью. Эта книга явилась одним из первых научных изданий олонхо на двух языках. При переводе Г.У Эргис постарался сохранить национальный колорит произведения, передать точное содержание и смысл якутских слов. Книга вызвала большой интерес в научной среде.

Г.У Эргис первым из якутских фольклористов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Он подготовил к выпуску и издал ряд прекрасных книг, куда вошли лучшие образцы якутского фольклора. В 1960 г. в Ленинграде вышли «Исторические предания и рассказы якутов» в двух частях, 1964 и 1967 гг. в Якутске - двухтомник «Якутские сказки». После смерти ученого в течение 1977-

1983 гг. усилиями работников института языка, литературы и истории увидели свет четыре книги «Якутских народных песен», которые коллектив авторов готовил под руководством Г.У Эргиса. Таким образом, была выполнена программа-минимум, о которой постоянно твердил Г.УЭргис. Эта работа и сегодня продолжается в рамках проекта академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». В эту серию вошли 4 тома, посвященных якутскому фольклору: олонхо Н.П. Бурнашова «Кыыс Дэбилийэ» (1996), олонхо Каратаева «Могучий Эр Соготох» (1996) и книга «Предания, легенды и мифы народа Саха» (1995), «Обрядовая поэзия Саха (якутов)» (2000).

Всю свою жизнь Г.УЭргис посвятил всестороннему изучению якутского фольклора. Он видел перспективы научной работы в установлении тесных связей с дру-

гими фольклористами Союза, центральными научноисследовательскими институтами, придерживался научных приемов историко-сравнительной методологии. Г.У Эргиса высоко ценили академик В.М. Жирмунский, профессор В.Я. Пропп и многие ученые России и союзных республик.

Г.У Эргис ушел из жизни 9 июля 1968 г. Заслуга его в том, что он основал собственную школу по изучению фольклора народов России, тюркских и монгольских народов с обширными научными связями по всей России и за рубежом. У него много последователей. В настоящее время якутский героический эпос - олонхо «Нюргун Бо-отур Стремительный», изучению и пропаганде которого Г.У Эргис посвятил многие годы, по решению ЮНЕСКО был включен в список Шедевров устного нематериального наследия человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.