Научная статья на тему 'У истоков СПбГПМУ: памяти основателя кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии профессора Ф. И. Валькера'

У истоков СПбГПМУ: памяти основателя кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии профессора Ф. И. Валькера Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
462
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатр
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Ф. И. ВАЛЬКЕР / ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ / КАФЕДРА ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ / F. I. VALKER / LENINGRAD PEDIATRIC MEDICAL INSTITUTE / DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY / INDIVIDUAL ANATOMICAL VARIABILITY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Багатурия Георгий Отарович, Пашко Анна Анатольевна

В статье на основании архивных и печатных источников представлена деятельность крупного ученого, хирурга, анатома, основателя учения о развитии органов и систем человека после рождения. Отмечена его роль, как крупного организатора основателя и руководителя кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Будучи ближайшим учеником и последователем профессора В. Н. Шевкуненко, он сделал значительный вклад в изучение морфологических особенностей органов и систем в процессе постнатального развития человека. Показаны его выдающиеся способности как организатора и педагога на примере создания кафедр оперативной хирургии в Ташкентском медицинском институте, в Ленинградском педиатрическом институте, в качестве исполняющего обязанности начальника кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии в Военно-Медицинской академии в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Отмечено его участие в организации помощи раненым в годы гражданской, финской войн. Представлены стиль его преподавания, принципы, на которых строились его взаимоотношения с коллегами, студентами, врачами, его роль в воспитании целого поколения известных научных работников-преподавателей. Большое число анатомических фактов по развитию органов и систем человека после рождения, полученных Ф. И. Валькером было подытожено в главном труде его жизни: «Развитие органов у человека после рождения» (1951), в нем отражено постнатальное развитие нервной, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем, а также органов дыхания и пищеварения. Это учение и сегодня, помимо теоретического интереса, имеет большое практическое значение для врачей многих специальностей, прежде всего педиатров и детских хирургов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Багатурия Георгий Отарович, Пашко Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the root of SPbSPMU: by memory of the founder of the Department of Operational surgery and topographic anatomy prof. F. I. Valker

This article is about a scientist, a surgeon, an anatomist, a founder of the doctrine of the development of organs and systems of human after birth. It is based on archival and printed sources. His role as an important organizer, founder and a head of the department of operative surgery and topographic anatomy of the Leningrad Pediatric Medical Institute is mentioned. He was the closest student and a follower of of Professor V. N. Shevkunenko he made a significant contribution to the study of the morphological features of organs and systems during humans postnatal development. His outstanding abilities as an organizer and teacher are shown on the example of a creation of the department of operative surgery in Tashkent Medical Institute and in Leningrad Pediatric Institute, and also on being an acting head of the department of operative surgery and topographic anatomy at the Military Medical Academy during evacuation in the time of the Great Patriotic War, and participating in the organization of assistance to the wounded solders during the Civil, the Finnish wars. His style of teaching, the principles on which he built his relationship with colleagues, students, doctors, and his role in educating of a whole generation of well known scientists and teachers is shown. A large number of anatomical facts of the development of organs and systems of human, obtained by F. I. Valker was summed up in his life's work: "Development of a human after birth" (1951). The evolution of the postnatal development of the nervous, cardiovascular and urinary systems, as well as respiratory and digestive systems is shown in this big work. This doctrine is still of a practical an theoretical importance for doctors of many specialties, especially pediatricians and pediatric surgeons.

Текст научной работы на тему «У истоков СПбГПМУ: памяти основателя кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии профессора Ф. И. Валькера»

ЮБИЛЕИ

УДК: 617-089(929)

у истоков спбгпму: памяти основателя кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии профессора ф. и. валькера

© Г. О. Багатурия, А. А. Пашко

ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Резюме. В статье на основании архивных и печатных источников представлена деятельность крупного ученого, хирурга, анатома, основателя учения о развитии органов и систем человека после рождения. Отмечена его роль, как крупного организатора - основателя и руководителя кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Будучи ближайшим учеником и последователем профессора В. Н. Шевкуненко, он сделал значительный вклад в изучение морфологических особенностей органов и систем в процессе постнатального развития человека. Показаны его выдающиеся способности как организатора и педагога на примере создания кафедр оперативной хирургии в Ташкентском медицинском институте, в Ленинградском педиатрическом институте, в качестве исполняющего обязанности начальника кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии в Военно-Медицинской академии в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Отмечено его участие в организации помощи раненым в годы гражданской, финской войн. Представлены стиль его преподавания, принципы, на которых строились его взаимоотношения с коллегами, студентами, врачами, его роль в воспитании целого поколения известных научных работников-преподавателей. Большое число анатомических фактов по развитию органов и систем человека после рождения, полученных Ф. И. Валькером было подытожено в главном труде его жизни: «Развитие органов у человека после рождения» (1951), - в нем отражено постнатальное развитие нервной, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем, а также органов дыхания и пищеварения. Это учение и сегодня, помимо теоретического интереса, имеет большое практическое значение для врачей многих специальностей, прежде всего педиатров и детских хирургов.

Ключевые слова: Ф. И. Валькер; Ленинградский педиатрический медицинский институт; кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии; индивидуальная анатомическая изменчивость.

AT THE RooT of sPBsPMu: BY MEMoRY of THE FouNDER

of the department of operational surgery and topographic anatomy prof. f. i. valker

© G. O. Bagaturiya, A. A. Pashko

Saint Petersburg State Pediatric Medical University, Russia;

Abstract. This article is about a scientist, a surgeon, an anatomist, a founder of the doctrine of the development of organs and systems of human after birth. It is based on archival and printed sources. His role as an important organizer, founder and a head of the department of operative surgery and topographic anatomy of the Leningrad Pediatric Medical Institute is mentioned. He was the closest student and a follower of of Professor V. N. Shevkunenko he made a significant contribution to the study of the morphological features of organs and systems during humans postnatal development. His outstanding abilities as an organizer and teacher are shown on the example of a creation of the department of operative surgery in Tashkent Medical Institute and in Leningrad Pediatric Institute, and also on being an acting head of the department of operative surgery and topographic anatomy at the Military Medical Academy during evacuation in the time of the Great Patriotic War, and participating in the organization of assistance to the wounded solders during the Civil, the Finnish wars. His style of teaching, the principles on which he built his relationship with colleagues, students, doctors, and his role in educating of a whole generation of well known scientists and teachers is shown. A large number of anatomical facts of the development of organs and systems of human, obtained by F. I. Valker was summed up in his life's work: "De-

velopment of a human after birth" (1951). The evolution of the postnatal development of the nervous, cardiovascular and urinary systems, as well as respiratory and digestive systems is shown in this big work. This doctrine is still of a practical an theoretical importance for doctors of many specialties, especially pediatricians and pediatric surgeons.

Key words: F. I. Valker; Leningrad Pediatric Medical Institute; Department of operative surgery and topographic anatomy; individual anatomical variability.

Рис. 1. федор Иванович валькер

Федор Иванович Валькер (8 октября 1889 г., Санкт-Петербург — 14 января 1955 г., Ленинград) основал кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии в Ленинградском педиатрическом медицинском институте в 1933 году и возглавлял ее до конца жизни. Являясь представителем классической школы российских, советских анатомов, хирургов, ближайшим учеником и соратником Виктора Николаевича Шевкуненко, он блестяще развил теорию В. Н. Шевкуненко о крайних формах индивидуальной анатомической изменчивости применительно к детскому организму и создал учение о развитии органов и систем человека после рождения [8]. Крупный ученый, чуткий педагог и прекрасный организатор, Федор Иванович Валькер сумел создать кафедру, которая превратилась по существу в научный центр по изучению возрастной анатомии, куда стекались врачи не только Ленинграда, но и других городов страны [5, 6].

Вначале, в 1933 году, кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии располагалась в небольшом здании бывшей молочной станции, а впоследствии, в 1935 году, — во вновь отстроенном анатомическом корпусе, где, помимо залов для практических занятий, усилиями Ф. И. Валькера были созданы операционная, гистологическая лаборатория, научный музей, рентгеновский кабинет,

фотолаборатория и т. д. Кафедра по праву стала местом воспитания многих научных работников-преподавателей, ставших впоследствии именитыми профессорами и доцентами, таких как Г. А. Кайса-рьянц, М. Н. Гончарова, П. Н. Карленко, А. Н. Серебряков и др.

Но, чтобы достойно оценить вклад Ф. И. Вальке-ра в историю нашего вуза, напомним основные вехи из его жизни и деятельности.

Федор Иванович родился в Петербурге семье мелкого служащего Ивана Юльевича Валькера — провизора аптеки при больнице «Всех скорбящих» (больница сильно пострадала при артобстелах Ленинграда и в послевоенные годы решено было ее не восстанавливать). После смерти отца все заботы о семье, об образовании детей взяла на себя его мать — Настасья Осиповна. Семья жила в среднем достатке, на пенсию, получаемую от отца. Уже с детства маленький Федор проявил большие способности к музыке и рисованию. Несмотря на ощутимые материальные затруднения, мать всячески содействовала развитию художественных дарований своего сына, обучая его музыке, пению и живописи. Любовь к музыке сохранилась у Федора Ивановича на всю жизнь, он обладал красивым и мягким тенором. Он часто говорил, что музыка духовно обогащает человека, помогает ему в работе и в жизни. А увлечение живописью было настолько сильным, что Федор Иванович всерьез подумывал о поступлении в Академию художеств. Хотя эта мечта не осуществилась, способность к рисованию во многом помогала ему в дальнейшей жизни, в исследовательской работе. Рисунки его в анатомических работах всегда отличались точностью воспроизведения натуры и художественным вкусом [1].

После окончания Петербургского реального училища, Федор Иванович поступил в Военно-медицинскую академию. В годы учебы проявил исключительное трудолюбие, работоспособность и интерес к научным исследованиям. Уже с третьего курса Ф. И. Валькер работал на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии у профессора С. Н. Делицина и одновременно в хирургической клинике у профессора В. А. Оп-пеля. Здесь им были выполнены первые научные исследования: «Об артериях кожи» и «Материалы к вопросу о тромбозе воротной вены». За работу

«Об артериях кожи» (1911) комиссией конференции Военно-медицинской академии, в состав которой входил академик И. П. Павлов, молодой слушатель был удостоен премии.

О своем первом учителе, Федор Иванович писал с большой теплотой и признательностью: «... среди научных специалистов в области топографической анатомии и оперативной хирургии нужно упоминать С. Н. Делицина, прекрасного лектора и преподавателя. известного своими трудами в области патогенеза подвижной почки. написавшего ряд руководств» [6].

В 1912 году Ф. И. Валькер окончил Военно-медицинскую академию со званием «лекаря с отличием» и был оставлен прозектором на кафедре оперативной хирургии.

В годы Первой мировой войны он служил младшим врачом перевязочного отряда, а затем старшим врачом 30-й артиллерийской бригады. В 1916 году вернулся в Военно-медицинскую академию на кафедру оперативной хирургии, в качестве ассистента у профессора В. Н. Шевкуненко. С этого времени и на протяжении почти 25 лет Федор Иванович работает совместно с В. Н. Шевкуненко, являясь сначала ассистентом, доцентом, а затем вторым профессором кафедры.

В октябре 1917 года Ф. И. Валькер участвовал в организации пунктов скорой помощи для раненых красноармейцев, а в тяжелые годы гражданской войны, во время наступления армии Юденича на Петроград, принимал деятельное участие в эвакуации пострадавших. В 1920 году, через восемь лет после окончания Военно-медицинской академии, Федор Иванович успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Хирургическая анатомия системы воротной вены» под руководством В. М. Шевкуненко.

С 1925 по 1929 г. Ф. И. Валькера направляют на работу в Среднюю Азию, в Ташкентский медицинский институт, для организации кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Здесь раскрывается его незаурядный талант руководителя, преподавателя и хирурга. С присущей ему энергией и чувством долга Ф. И. Валькер привлекает к исследовательской работе не только ассистентов кафедры, но и врачей больниц города и района. Вместе со своими помощниками профессорами Х. А. Петросянцем и Б. А. Стекольниковым он сплачивает вокруг себя дружный научный коллектив, поставив преподавание на должную высоту. Много лет спустя, в письмах директору Ташкентского медицинского института, Федор Иванович писал: «С Ташкентским медицинским институтом у меня связаны лучшие воспоминания. Это была первая проба моей самостоятельной профессорской работы» [5].

В 1930 году Ф. И. Валькер возвращается в Военно-медицинскую академию уже зрелым научным руководителем и опытным хирургом, получает звание «профессора Военных Академий», а в 1935 году постановлением ВАКа Наркомздрава СССР утверждается в ученой степени доктора медицинских наук. В стенах Военно-медицинской академии он работает бок о бок с плеядой известных учеников и последователей В. Н. Шевкуненко, с такими, как А. Н. Максименков, П. А. Куприянов, А. Ю. Созон-Ярошевич, А. В. Мельников, Е. М. Мар-горин, А. М. Геселевич, М. А. Сресели.

В 1933 году Федор Иванович будучи профессором Военно-медицинской академии был приглашен во вновь созданный Ленинградский педиатрический медицинский институт для создания кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, которую он будет возглавлять до последних дней жизни в течение 22 лет. Ф. И. Валькер отдавал все свое время и силы для постановки учебных занятий со студентами и организации научных исследований с коллективом кафедры. В эти годы закладывался фундамент для изучения важнейшей проблемы — развития органов и систем у человека после рождения. Созданный под руководством Ф. И. Валь-кера кафедральный научный музей по числу и оригинальности препаратов являлся уникальным в стране. По воспоминаниям старейшего из ныне здравствующих преподавателей кафедры Екатерины Васильевны Савицкой, к моменту ее поступления в аспирантуру к профессору Ф. И. Валькеру, в 1951 году музей уже был. Он представлял собой большие стеклянные музейные шкафы с препаратами, отражающими возрастную анатомическую изменчивость органов и систем по разделам курса топографической анатомии. Например, была большая группа скелетов по возрастам, начиная от плодов и заканчивая взрослыми, набор препаратов спинного мозга, линейка препаратов, отражающих развитие височной кости после рождения, развитие нижней челюсти после рождения, развитие черепа после рождения. Названные препараты выполнялись лично Ф. И. Валькером и лаборантами кафедры П. Т. Тихомировым, М. С. Сергеевой и М. Я. Ге-дрич, владевшими авторскими оригинальными методиками. Именно Ф. И. Валькер положил начало двум традициям, которые соблюдались и в более позднее время. На каждую лекцию выставлялись препараты и набор хирургических инструментов, соответствующих теме. Задача оснащения наглядным материалом облегчалась близостью расположения лекционной аудитории и кафедрального музея. В перерыве между часами лекции у студентов появлялась возможность подойти поближе и внима-

тельно рассмотреть препараты, а также подержать в руках инструменты. Вторая традиция касалась аспирантов и соискателей, выполнявших на кафедре диссертационные исследования: каждый из них к моменту апробации своей работы должен был предоставить не только экземпляр своего научного труда, но и один или несколько анатомических препаратов, наиболее четко отражавших сущность выявленных особенностей анатомического строения или методики проведенного анатомического исследования (коррозионные препараты) [7].

Во времена финской войны (1939 г.) Ф. И. Валькер работал хирургом-консультантом эвакогоспиталей Ленинградского фронта. В начале Великой Отечественной войны было принято решение эвакуировать Военно-медицинскую академию из Ленинграда в Самарканд. Кафедра была развернута на новом месте в сжатые сроки и уже в январе 1942 г. началась ее обычная работа. В июне 1942 г. начальник кафедры профессор В. Н. Шевкуненко и его ученик А. Н. Максименков были командированы в Москву для участия в создании Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР. На время своего отсутствия Виктор Николаевич поручил Ф. И. Валь-керу, как наиболее опытному сотруднику, возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии Военно-медицинской академии. Федор Иванович, осознавая огромную ответственность, блестяще справился с большой организационной работой и педагогической нагрузкой, при этом лично много оперировал раненых и больных в военных госпиталях Самарканда.

Вернувшись из эвакуации в 1944 году в Ленинград, Ф. И. Валькер вновь возглавил кафедру оперативной хирургии в Педиатрическом медицинском институте. Здесь он впервые вводит в учебный процесс циклы занятий с ординаторами. По воспоминаниям старейших сотрудников кафедры Л. Н. Верещагиной и Е. В. Савицкой, начинался цикл занятий с вводной лекции, затем обучающиеся переходили в учебную комнату, где работали на фиксированных взрослых трупах, детских трупах и органокомплек-сах. Особое внимание уделялось освоению хирургической техники: точности разрезов и доступов, скрупулезному выполнению этапов операции. Один или два раза в неделю Ф. И. Валькер в сопровождении лаборанта с инструментальным ящиком направлялся в морг больницы имени С. М. Кирова, где проходили занятия на нефиксированных трупах. Темы «Ап-пендэктомия» и «Грыжесечения» проходили на базе хирургического отделения больницы ГОМЗА (ныне «Клиническая больница Святителя Луки»), в котором профессор Ф. И. Валькер был постоянным консультантом. Учащиеся могли ассистировать в опера-

ционной, где больным выполнялись грыжесечения и аппендэктомии, и увидеть сложные хирургические операции, проводимые профессором. Он строго следил за тем, чтобы в хирургическом отделении больницы дежурили все преподаватели кафедры, чтобы не оторваться от клиники. Также серьезно Федор Иванович относился и к подготовке аспирантов. Он считал, что аспирантура — это не только выполнение диссертационного исследования, но и подготовка к преподавательской деятельности. Аспирант должен был присутствовать на лекциях, посещать практические занятия у всех преподавателей, а со второго года аспирантуры сам их вести. На занятия аспиранта приходил сам профессор, а иногда и вся кафедра для того, чтобы затем на кафедральном совещании обсудить методику занятия, выявить и исправить ошибки. Перед аспирантом была поставлена задача прочитать все доступные учебники по оперативной хирургии и топографической анатомии, самому разобраться в теме, составить план занятий, сформулировать вопросы, уметь точно и емко подвести итог занятия [4]. Ф. И. Валькер являлся руководителем 10 докторских и 40 кандидатских диссертаций, многие из которых представляют оригинальные исследования по возрастным особенностям органов и систем человека. Число штатных и внештатных сотрудников, работавших в то время на кафедре, составляло более 50 человек. На кафедральных совещаниях широко обсуждались результаты научных исследований и нередко привлекались видные хирурги, такие как Ю. Ю. Джанелидзе, П. Г. Корнев, А. Ю. Созон-Яро-шевич и др.

В 1948 году Федора Ивановича постигло большое несчастье: у него произошло левостороннее ретробульбарное кровоизлияние, после чего появились сильные головные боли и резкое ослабление зрения, в результате чего была произведена тяжелая операция — удаление левого глаза. Совмещать работу заведующего кафедрой Педиатрического медицинского института и заместителя начальника кафедры Военно-медицинской академии стало трудно, и Федор Иванович покидает академию. Последние годы своей жизни Федор Иванович полностью отдал работе на кафедре в Педиатрическом медицинском институте, посвятив себя изучению важнейшей научной проблемы — развитию органов и систем у человека после рождения [6].

Умер Федор Иванович скоропостижно 14 января 1955 года на 65-м году жизни и похоронен на Богословском кладбище.

Большую помощь в жизни и в научной работе оказывала Федору Ивановичу его жена — Мария Николаевна. Она также окончила Военно-медицинскую академию и, кроме того, получила хорошее

музыкальное образование. Их связывала друг с другом не только любовь, но и общность интересов. После кончины Федора Ивановича она принялась за систематизацию и подготовку к изданию его научных работ. Однако смерть любимого мужа отразилась на ее здоровье и она скончалась от кровоизлияния в мозг в 1956 году, через год после смерти Федора Ивановича.

Ф. И. Валькер является автором более чем 70 научных работ и большого числа докладов, посвященных различным вопросам клинической и оперативной хирургии, а также топографической анатомии и истории медицины. Большое число анатомических фактов по развитию органов и систем человека после рождения было подытожено им в оригинальных монографиях: «Топографо-анатомические особенности раннего детского возраста» (1938) [3] и «Развитие органов у человека после рождения» (1951) [2]. В последней из них отражено постнатальное развитие нервной, сердечно-сосудистой и мочевы-делительной систем, а также органов дыхания и пищеварения. Он являлся активным участником съездов анатомов и хирургов, входил в состав редакции журнала «Вестник хирургии», неоднократно избирался в президиум Ленинградского хирургического общества Пирогова, в правление общества анатомов, гистологов и эмбриологов, а с 1931 года был членом правления Всесоюзной ассоциации хирургов. Ф. И. Валькер был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда» и др.

Вся жизнь Федора Ивановича Валькера — крупного ученого и организатора — была ярким примером беззаветного служения науке и своему Отечеству.

перечень основных печатных научных работ ф. и. валькера

1. Об артериях кожи. Труды клиники профессора В. А. Оппеля, 1911.

2. Хирургическая анатомия системы воротной вены. Докт. дисс., 1920

3. Анатомические возможности при операциях на полостях среднего уха. Юбилейный сборник И. И. Грекова, 1920.

4. Хирургическая анатомия верхней сагиттальной пазухи. Новый хир. Архив, 1922.

5. К вопросу о хирургическом значении возрастных изменений сосудов. Новый хирургический архив, т. 6, кн.3, 1925.

6. О некоторых ошибках в хирургии. Медицинская мысль Узбекистана, 12, 1928.

7. К хирургии эндокринных желез. Медицинская мысль Узбекистана, 7-8, 1928.

8. К распознаванию эхинококка щитовидной железы. Новый хирургический архив, т. 16, кн. 4, 1928.

9. Некоторые анатомические данные к операциям на печени и на желчных протоках. Вестник хирургии, кн.52, 1929.

10. О эхинококковой болезни в Средней Азии, Вестник хирургии, кн. 48-49, 1929.

11. Значение баугиновой и аппендикулярной заслонок. Вестник хирургии, кн. 56-57, 1930.

12. К оперативному лечению и казуистике так называемых «мозговых грыж». Вестник хирургии, ХХХ, 87-89, 1933.

13. Судьба инородных тел в организме на основании экспериментальных и клинических наблюдений. Вестник хирургии, 38, 108-109, 1935.

14. Возрастные особенности мочевой системы человека. Труды ВМА им. С. М. Кирова, т. 7, 1936.

15. Экспериментальные данные по вопросу о флебите, тромбозе и эмболии. Сборник трудов, посвященных 40-летию научной и учебной деятельности проф. В. Н. Шевкуненко, Ленинград, 1937.

16. Топографо-анатомические особенности раннего детского возраста. Медгиз, 1938.

17. Сравнительная особенность перевязки вен и артерий желчного пузыря. Сборник трудов, посвященных 50-летию научно-педагогической и общественной деятельности проф. В. Н. Шев-куненко, Ленинград, 1947.

18. Учение проф. В. Н. Шевкуненко о типовой изменчивости. Вестник хирургии, 41, 114-116, 1935.

19. Топографо-анатомические особенности детского возраста и их значение для клиники. Юбилейный сборник 25-летия ЛПМИ, 1940.

20. Пороки развития почек и их значение для клиники. Труды ВМА им. С. М. Кирова, т. 27, 1940.

21. Развитие органов у человека после рождения. Медгиз, 1951.

22. Методы исследования возрастной изменчивости, топографии и строения тканей, органов и систем. Современные методы и техника морфологических исследований. Сборник под ред. Д. А. Жданова, Медгиз, 1955.

23. Морфологические особенности развивающегося организма. Медгиз. 1958.

литература

1. Бубнов А. Н. Федор Иванович Валькер (к 100-летию со дня рождения). Актуальные проблемы диагностики и лечения в условиях городской многопрофильной больницы. В кн.: Материалы конф. СПб.; 2000: 16-18.

2. Валькер Ф. И. Развитие органов у человека после рождения. Ленинград: Медгиз; 1951.

3. Валькер Ф. И. Топографо-анатомические особенности 3. раннего детского возраста. Ленинград: Медгиз; 1938.

4. Леванович В. В., Пашко А. А. Работа с ординаторами и интернами - вклад кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии в постдипломное 4. образование. В кн.: Актуальные проблемы прикладной анатомии. СПбМАПО; 2004: 16-18.

5. Леванович В. В., Пашко А. А., Карелина Н. Р. Наши учителя. Вестник Педиатрической академии. 2005; вып. 3: 4-7.

6. Морозова Т. И. Федор Иванович Валькер. Ленинград: Изд-во ЛПМИ; 1958.

7. Пашко А. А. Об истории создания музея кафедры оперативной хирургии и топографической анато- 5. мии педиатрического факультета. В кн.: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения академика 6. П. А. Загорского - первого заведующего кафедрой анатомии и физиологии Медико-хирургической академии. СПб.; 2014: 47-50. 7.

8. Фомин Н. Ф. Виктор Николаевич Шевкуненко. Санкт-Петербург: Издательский дом сПбМАПО; 2004.

references

1. Bubnov A. N. Fedor Ivanovich Val'ker (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya). Aktual'nye problemy diagnostiki i lecheniya v usloviyakh gorodskoy mnogoprofil'noy bol'nitsy [Fedor Walker (In the 100th anniversary of his birth)]. V kn.: Materialy konferentsii. SPb.; 2000: 16-18. (in Russian).

2. Val'ker F. I. Razvitie organov u cheloveka posle rozh- 8. deniya [The evolution of a person after birth]. Leningrad: Medgiz; 1951. (in Russian).

Valker F. I. Topografo-anatomicheskie osobennosti rannego detskogo vozrasta [Topographic-anatomical features of early childhood]. Leningrad: Medgiz; 1938. (in Russian).

Levanovich V. V., Pashko A. A. Rabota s ordina-torami i internami - vklad kafedry operativnoy khirurgii i topograficheskoy anatomii v post-diplomnoe obrazovanie [Working with residents and interns - the endowment of the department of operative surgery and topographic anatomy in post-graduate education]. V kn.: Aktual'nye problemy prikladnoy anatomii. SPbMAPO; 2004: 1618. (in Russian).

Levanovich V. V., Pashko A.A., Karelina N. R. Nashi uchitelya [Our teachers]. Vestnik Pediatricheskoy aka-demii. 2005; vyp. 3: 4-7. (in Russian). Morozova T. I. Fedor Ivanovich Val'ker [Fedor Ivanovich Valker] Leningrad: Izd-vo LPMI; 1958. (in Russian).

Pashko A. A. Ob istorii sozdaniya muzeya kafedry operativnoy khirurgii i topograficheskoy anatomii pediatricheskogo fakul'teta [About the history of the creation of the museum of department of operative surgery and topographic anatomy in pediatric faculty]. V kn.: Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 250-letiyu so dnya rozhdeniya akademika P. A. Zagorskogo - pervogo zaveduyushchego kafedroy anatomii i fiziologii Me-diko-khirurgicheskoy akademii. SPb; 2014: 47-50. (in Russian).

Fomin N. F. Viktor Nikolaevich Shevkunenko [Viktor Nikolaevich Shevkunenko]. Sankt-Peterburg: Iz-datel'skiy dom SPbMAPO; 2004. (in Russian).

♦ Информация об авторах

Багатурия Георгий Отарович - д-р мед. наук, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].

Пашко Анна Анатольевна - канд. мед. наук, доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].

Bagaturiya Georgy Otarovich — MD, PhD, Head of Deptament of Operative Surgery and Topografic Anatomy. St. Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russia. E-mail: [email protected].

Pashko Anna Anatoiievna — MD, PhD, Associate Professor of Deptamente of Operational Surgery and Topographic Anatomy . St. Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russia. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.