Научная статья на тему 'У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО КОНСЕРВАТОРСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ'

У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО КОНСЕРВАТОРСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. В. ОССОВСКИЙ / КОНСЕРВАТОРИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / УНИВЕРСАЛИЗМ / ЛЕКТОР / ALEXANDER OSSOVSKY / PETROGRAD-LENINGRAD STATE CONSERVATORY / SCIENTIFIC MUSICAL SCHOOL / UNIVERSALISM / LECTURER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнов Валерий Васильевич

В статье представлена характеристика личности и научно-педагогической деятельности выдающегося представителя отечественного музыкознания Александра Вячеславовича Оссовского. Особое внимание уделено формированию научной школы А. В. Оссовского, его ученикам и последователям, а также принципам обучения, заложенным в авторском курсе «Всеобщая история музыки». Развитие отечественной и европейской музыки А. В. Оссовский интерпретирует как единый процесс, без искусственного разобщения, следствием подобного метода стали параллельные курсы истории русской и зарубежной музыки, читавшиеся ученым в Ленинградской консерватории. Универсализм как основополагающее качество научного мышления А. В. Оссовского рассматривается в статье и в других аспектах: энциклопедический охват различных исторических стадий музыкального искусства (от его истоков до современности); широкий культурный подход к музыкальным явлениям; объединяющая роль школы, созданной ученым, ее плодотворное влияние на смежные школы (Б. В. Асафьев, Р. И. Грубер). Автор подчеркивает укорененность научно-творческой личности А. В. Оссовского в эпохе Серебряного века, в эстетике объединения «Мир искусства», с одной стороны, с другой - в русской музыкальной классике благодаря композиторскому образованию и общению с учителем Н. А. Римским-Корсаковым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT THE ORIGINS OF SOVIET CONSERVATORY MUSICOLOGY

The article is devoted to the characteristic of the unique personality and scientific and pedagogical work of Alexander Ossovsky - an outstanding Soviet musicologist. Special attention is paid to the shaping of his scientific school, its followers and principles of studying of his author’s course «The general history of music». A. Ossovsky interprets the development of Russian and European music as a single process, without artificial separation; parallel courses in the history of Russian and foreign music, read by the scientist at the Leningrad Conservatory, have resulted from this method. Universalism as a fundamental quality of scientific thinking of A. V. Ossovsky is considered in the article in different aspects: encyclopedic coverage of various historical stages of musical art (from its origins to modern times); a wide cultural approach to musical phenomena; the unifying role of the school created by the scientist, its fruitful influence on the neighboring schools (B. V. Asafiev, R. I. Gruber). The author emphasizes the rootedness of the scientific and creative personality of A. V. Ossovsky in the era of Russian Silver Age, in the aesthetics of the association «World of Art» on the one hand, and on the other, - in Russian musical classics, thanks to composer education and communication with his teacher N. A. Rimsky-Korsakov.

Текст научной работы на тему «У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО КОНСЕРВАТОРСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ»

© Смирнов В. В., 2018 УДК 78.075

У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО КОНСЕРВАТОРСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ

В статье представлена характеристика личности и научно-педагогической деятельности выдающегося представителя отечественного музыкознания Александра Вячеславовича Оссовского. Особое внимание уделено формированию научной школы А. В. Оссовского, его ученикам и последователям, а также принципам обучения, заложенным в авторском курсе «Всеобщая история музыки». Развитие отечественной и европейской музыки А. В. Оссовский интерпретирует как единый процесс, без искусственного разобщения, следствием подобного метода стали параллельные курсы истории русской и зарубежной музыки, читавшиеся ученым в Ленинградской консерватории. Универсализм как основополагающее качество научного мышления А. В. Оссовского рассматривается в статье и в других аспектах: энциклопедический охват различных исторических стадий музыкального искусства (от его истоков до современности); широкий культурный подход к музыкальным явлениям; объединяющая роль школы, созданной ученым, ее плодотворное влияние на смежные школы (Б. В. Асафьев, Р. И. Грубер). Автор подчеркивает укорененность научно-творческой личности А. В. Оссовского в эпохе Серебряного века, в эстетике объединения «Мир искусства», с одной стороны, с другой — в русской музыкальной классике благодаря композиторскому образованию и общению с учителем Н. А. Римским-Корсаковым.

Ключевые слова: А. В. Оссовский, консерватория, научная школа, универсализм, лектор

Богата история консерваторской музыкальной науки, у истоков которой стоял А. В. Оссовский. Александр Вячеславович (1871-1957) прожил большую жизнь, наполненную неустанным творческим трудом. Он работал как музыкальный критик, ученый, педагог, проявил себя как выдающийся деятель в Эрмитаже, Филармонии, Институте театра и музыки, Петроградской-Ленинградской консерватории. Его заслуги были высоко оценены — он был не только доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств РСФСР, но и входил в Академию наук СССР в качестве члена-корреспондента.

Оссовский ушел из жизни более полувека назад. Все меньше остается тех, кто лично знал его, имел счастье видеть его, общаться с ним. Периодически в консерватории проходят музыкальные собрания, посвященные Александру Вячеславовичу, но его вклад в развитие музыкально-исторической науки, несомненно, заслуживает особого внимания. Прежде всего следует отметить, что фундаментальность, основательность принципов его школы словно бы вступают в противоречие с взрывчатостью, скачкообразностью политических и культурных процессов времени, еще более ускорившихся к концу ХХ - началу XXI веков. Но это противоречие мнимое.

Невозможно переоценить участие А. В. Ос-совского в реформах Петроградской консерватории после Октября: проректор консерватории в 1920-е годы, правая рука А. К. Глазунова, первый,

кто возглавил кафедру всеобщей истории музыки и создал курсы истории русской и зарубежной музыки от истоков до современности. Само понятие «музыковед» как специальность появилось в 1920-е годы благодаря его интенсивной деятельности. Будучи чрезвычайно и всесторонне образованным музыкантом, Оссовский основал свою научную школу, которая очень скоро выдвинула талантливых педагогов и ученых, жизненность принципов этой школы доказана практикой.

А. В. Оссовский был приглашен в консерваторию в 1915 году и проработал в ней с небольшими перерывами до 1950 года, а фактически — до последних дней жизни. К моменту приглашения он был уже широко известен в музыкальных кругах как критик, автор трудов об И. С. Бахе, А. Вивальди, А. К. Лядове, А. К. Глазунове, переводчик, сотрудник энциклопедических изданий, активный участник современного музыкального процесса (консультант «Концертов Зилоти», член Попечительного совета и т. д.) — и это притом, что он исправно служил в Министерстве юстиции.

Биография Александра Вячеславовича сама по себе чрезвычайно интересна, она содержит резкие, неожиданные повороты. Оссовский происходил из дворянского сословия, получил прекрасное общее гуманитарное образование (в Московском университете), профессионально владел скрипкой (ученик В. В. Безекирского), неплохо пел, занимался по композиции у Н. А. Римского-Корсакова и напечатал несколько опусов романсов.

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

В блистательный период расцвета русской культуры, получивший определение Серебряного века, формируется творческая эстетика А. В. Оссов-ского, его подход к проблемам искусства, его отточенный литературный стиль. Среди видных музыкальных критиков 1890-1900-х годов — В. А. Каратыгина, Ю. Д. Энгеля, В. П. Коломийцева — Ос-совский занимал достойное место.

Оссовский создал научную школу — школу преподавания и исследования музыкально-исторических процессов. Своими «учителями» в зарубежной науке он считал Ф. Ж. Фетиса, в меньшей степени Х. Римана, а также Ж. Тьерсо, Ж. Комба-рьё; в русской мысли о музыке — В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, частично В. В. Стасова. Хочется особо отметить, что его школа не была замкнута в себе, а обладала открытостью, притягательностью, обогащала другие школы. Она существовала среди школ Б. В. Асафьева, Р. И. Грубера. И сами основатели этих школ признавались в том, что немало почерпнули у Оссовского.

Самыми яркими представительницами школы А. В. Оссовского были три его студентки и аспирантки 1930-1940-х годов — Г. Т. Филен-ко, В. Н. Александрова, Е. Ф. Бронфин, которые составили основу кафедры истории зарубежной музыки в 1950-1970-е годы; из них, Г. Т. Филен-ко, преподававшая до 1990-х годов, выпустила около 100 (!) дипломников и более 20 кандидатов искусствоведения; а ее ученик, автор этих строк, 22 года руководил названной кафедрой. Но нельзя не упомянуть, что воздействие школы Оссов-ского испытали и такие крупные исследователи, как Б. А. Струве, Ю. А. Кремлев, Ю. В. Келдыш, Л. Н. Раабен, К. А. Вертков, А. А. Гозенпуд, М. С. Друскин. Каковы же были фундаментальные принципы этой школы?

Прежде всего это рассмотрение развития отечественной и европейской музыки как общего процесса, не подлежащего искусственному разобщению. Этот принцип Оссовский отстаивает уже и в 1904-1907 годах в статьях, посвященных М. И. Глинке, «Русским сезонам» в Париже, и позже, в работах разных лет, в публичной лекции о мировом значении русской музыкальной классики, прочитанной в Ленинграде в 1948 году [6, с. 57-62, 208-212]. Советское музыкознание пришло к этому взгляду лишь в 1970-е годы — в многотомном труде «Музыка ХХ века» [2, с. 10], а до этого настаивало на «особом» пути отечественной музыки. Именно поэтому, закладывая основы обучения истории музыки, Оссовский в 1935-1937 годах читал параллельные курсы истории отечественной и зарубежной музыки от истоков до наших дней. Эти курсы дошли до нас в виде

стенограмм, они обладают большой научной ценностью. Издание некоторых из них [4, с. 174-226, 227-288] подтверждает эту оценку. Создание этих курсов нельзя назвать иначе, чем педагогическим и научным подвигом.

Исследовательский стиль Оссовского характеризовался широким культурным подходом университетского типа: освещение процессов, происходивших в философии, литературе, живописи и т. д., соединялось с тонким и точным ощущением пульса музыки соответствующего времени. Это время простиралось от скоморохов до А. К. Глазунова и от нидерландцев до П. Хин-демита, Г. Малера, А. Казеллы, А. Шёнберга, о которых ученый чуть ли не впервые информировал русскую публику. Подобный универсализм — черта его эпохи, поднятая на щит художественным объединением «Мир искусства», от которого Оссовский не остался в стороне. Александр Вячеславович полагал, что историк не может жить вне современности. Сам он писал аннотации о современных композиторах к концертным программам А. И. Зилоти, поддерживал юных И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева.

В исследованиях и педагогике Оссовский высоко ставил фактическую сторону, но сам факт никогда не был для него «ископаемой окаменелостью», он вступал в живую и подвижную систему, допускавшую смелые гипотезы, броски мысли, прозрения. Таким образом, факт становился надежной опорой в научном построении.

Приоритетом Оссовский считал слово композитора, его оценку, зафиксированную в переписке, в высказываниях, обращенных к тем или иным современникам; эти источники ученый тщательным образом изучал и рекомендовал изучать. Получив композиторское образование у Н. А. Рим-ского-Корсакова, будучи другом А. К. Лядова и А. К. Глазунова, Оссовский определенно впитал в себя основы русской классики, уходящие корнями к М. И. Глинке. Он исследовал драматургию «Жизни за царя», музыкальное наследие и эстетику Римского-Корсакова, оставил ценнейшие наблюдения за творчеством Лядова, посвятил очерк сочинениям Глазунова. Вместе с тем, испытывая огромный пиетет перед Н. А. Римским-Корсаковым, Оссовский не стал адептом только петербургской композиторской школы. Он ценил П. И. Чайковского, С. И. Танеева и более молодых представителей московской композиторской школы — А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Он считал плодотворным влияние П. И. Чайковского на творчество А. К. Глазунова, и в этом надо видеть не всеприятие, а широту взглядов, ломающую границы «дозволенного» в Петербурге и

в Москве. По мнению ученого, педагог, музыкальный критик и писатель о музыке не должен обеднять себя изучением только близких ему по духу композиторских фигур и сочинений, его восприятие должно быть открыто и для других явлений.

Оссовский придавал огромное значение самому процессу чтения лекций, тому, как произносится педагогом их материал. Он в совершенстве владел законами риторики (которую специально изучал), разнообразными формами устной речи, анализировал выступления выдающихся ораторов, в частности, юристов. Тексты лекций были им записаны почти дословно, но это не значит, что он не отклонялся от своего текста, потому что подчас мог допускать свободно импровизируемые пассажи. Ключевые тезисы текста Александр Вячеславович подчеркивал чернилами разного цвета и выделял их интонацией. Его меццо-характерный тенор (искусно разработанный уроками пения) звучал то как голос Фауста, умудренного опытом жизни, то как голос Фауста — пылкого юноши, преображенного любовью, то как голос загадочного Звездочета, на которого Оссов-ский — невысокого роста, худощавый, с острыми чертами лица, в строгом, но элегантном темном костюме — походил в преклонном возрасте.

Еще одной характерной чертой Оссовско-го-исследователя была порядочность, непоколебимая верность своим убеждениям. В 1946 году, накануне выхода постановлений ЦК в журналах «Звезда» и «Ленинград», он читает доклад «Русская музыка между двумя революциями», в котором отстаивает культурные ценности Серебряного века, споря с общепринятой тогда формулировкой Максима Горького, заклеймившего этот период как «позорное десятилетие». Напомним, что в те мрачные годы все более и более сгущались тучи идеологического мракобесия, и вскоре лучшие ученые и композиторы были обвинены в космополитизме и формализме.

В кругах художественной интеллигенции, покинувшей Россию после Октябрьской революции, бытовало представление о «расколотой целостности», наступившей в России. Александр Вячеславович исповедовал и воплощал в жизнь сходные мысли о том, что придет время, когда идеалы Серебряного века получат продолжение в

отечественной культуре. И это — важнейшее духовное завещание, которое оставил нам А. В. Ос-

совский.

Литература

1. Бронфин Е. Ф. Александр Вячеславович Ос-совский: очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Советский композитор, 1960. 64 с.

2. Музыка ХХ века, 1890-1945: очерки: в 2 ч. / отв. ред. Б. М. Ярустовский. М.: Музыка, 1976-1987.589 с.

3. Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования / общ. ред. и вступ. ст. Ю. А. Кремлева. Л.: Музыка, 1968. 440 с.

4. Оссовский А. В. Избранные статьи, воспоминания / ред.-сост., авт. вступит. ст. и примеч. Е. Ф. Бронфин. Л.: Советский композитор, 1961. 403 с.

5. Оссовский А. В. Мировое значение русской классической музыки: стенограмма. Л.: Тип. им. Володарского, 1948. 28 с.

6. Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912) / общ. ред. и вступит. ст. Ю. А. Кремлева. Л.: Музыка, 1971. 373 с.

References

1. Bronfin, E. F. (1960), Aleksandr Vyacheslavovich Ossovskij: ocherk zhizni i tvorcheskoj deyatel'nosti [Alexander Vyacheslavovich Ossovsky: the Essay of the life and creative activity], Sovetskij kompozitor, Leningrad, Russia.

2. Yarustovsky, B. M. (ed.) (1976-1987), Muzyka 20 veka, 1890-1945 [Music of the twentieth century, 1890-1945], Muzyka, Moscow, Russia.

3. Ossovsky, A V. (1968), Vospominaniya. Issledovaniya [Memories. Study], Muzyka, Leningrad, Russia.

4. Ossovsky, A. V. (1961), Izbrannye stat'i, vospominaniya [Selected articles, memoirs], Sovetskij kompozitor, Leningrad, Russia.

5. Ossovsky, A. V. (1948), Mirovoe znachenie russkoj klassicheskoj muzyki [World significance ofRussian classical music], Typ. after Volodarsky, Leningrad, Russia.

6. Ossovsky, A. V. (1971), Muzykal'no-kriticheskie stat'i (1894-1912) [Musical-critical articles (1894-1912], Muzyka, Leningrad, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.