Научная статья на тему 'У истоков педагогическогообразования в Забайкалье:семинарский период(1900-1921 гг. )'

У истоков педагогическогообразования в Забайкалье:семинарский период(1900-1921 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамкина Инна Николаевна, Константинов Александр Васильевич

В статье рассматривается деятельность забайкальских учительских семинарий Читинской, Александровско-Заводской, Верхнеудинской и Сретенской. Авторы анализируют содержание учебных программ, административные, финансовые, хозяйственные и другие проблемы в деятельности учительских семинарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамкина Инна Николаевна, Константинов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the Sources of Pedagogical Education in Zabaikalye:the Seminar Period(1900-1921)

The article deals with the activity of Zabaikalian teachers' training seminaries those of Chita, Aleksandrovsko-Zavodsk, Verhneudinsk and Sretensk. The authors analyze the curriculum contents, administrative, financial, economic and other problems in the activity of teachers' training seminaries activity.

Текст научной работы на тему «У истоков педагогическогообразования в Забайкалье:семинарский период(1900-1921 гг. )»

1938 2008

К ЮБИЛЕЮ УНИВЕРСИТЕТА

история развития образования и науки в эабайкалье

ББК Ч33(2)

УДК 913 (3аб)+370(09)

И.Н. Мамкина, А.В. Константинов

г. Чита

У истоков педагогического образования в Забайкалье: семинарский период (1900-1921 гг.)

В статье рассматривается деятельность забайкальских учительских семинарий — Читинской, Александровско-Заводской, Верхнеудинской и Сретенской. Авторы анализируют содержание учебных программ, административные, финансовые, хозяйственные и другие проблемы в деятельности учительских семинарий.

I.N. Mamkina, A.V. Konstantinov

Chita

At the Sources of Pedagogical Education in Zabaikalye: the Seminar Period (1900-1921)

The article deals with the activity of Zabaikalian teachers' training seminaries — those of Chita, Aleksandrovsko-Zavodsk, Verhneudinsk and Sretensk. The authors analyze the curriculum contents, administrative, financial, economic and other problems in the activity of teachers' training seminaries activity.

Конец ХХ в. для педагогического образования области был отмечен двумя взаимосвязанными датами. В 1998 г. отмечалось 60-летие образования Забайкальского государственного педагогического университета, а в 2000 г. 100-летие педагогического образования в Забайкалье. Одновременно возрос интерес к истории педагогического образования в крае, к его достижениям и проблемам, обозначились успе-

хи в его изучении и «белые пятна». Это наглядно показывают выпущенные к юбилеям материалы (Забайкальский государственный педагогический университет ..., 1998; Горлачев, Константинов, 2000; Константинов, Дроботушенко, 2000; Туму-нов, 2000; Удостаивается звания учителя, 2000), а также многочисленные газетные публикации.

100-летие педагогического образования в крае связывалось с открытием в 1900 г. Читинской учительской семинарии. О ее деятельности к тому времени было известно достаточно много (Константинова, 1883; Константинова, 1984). Поэтому совершенно справедливо, что часть юбилейных торжеств прошла в средней школе № 3 — в здании бывшей учительской семинарии, где еще в 1984 г. стараниями заслуженного учителя школы РСФСР, бывшего директора школы В.П. Константиновой был открыт музей истории семинарии. В 2000 г. на здании была установлена новая мемориальная доска, посвященная семинарии.

Фактически «белым пятном» десять лет назад была деятельность других забайкальских учительских семинарий — Александровско-Заводской, Верхнеудинской и Сретенской. Сейчас их история просматривается достаточно рельефно (Мамкина, 2006), материалы о них вошли в «Энциклопедию Забайкалья». В настоящее время известно, что целенаправленная подготовка учителей для начальной школы в конце XIX — начале ХХ вв. в Забайкальской области велась и по линии Забайкальской епархии (Басалаев, 2002). Подготовка учителей для работы в церковно-приходских школах осуществлялась на краткосрочных курсах в Нижнем Цасучее и Верхнеудинске. Следует отметить, что данная тема еще мало разработана и ждет своих исследователей.

В конце XIX — начале XX вв. подготовка учителей для начальной школы являлась наиболее острой проблемой российского просвещения, значительный импульс развитию которого дали реформы 1860-х гг. В стране в это время стремительно росло количество начальных училищ. Более того, наряду с учебными заведениями, находящимися под контролем Министерства народного просвещения (МНП) и Ведомства пра-

вославного вероисповедания, получают развитие земские училища. Все эти вновь открывающиеся заведения остро нуждались в квалифицированных учителях.

Подготовку учителей для начальной школы осуществляли педагогические классы женских гимназий и прогимназий, педагогические курсы, учительские семинарии. При этом качество и методы подготовки были различны. В педклас-сах основное внимание уделялось теории. Это выражалось в ознакомлении со специальной педагогической терминологией для дальнейшего самостоятельного изучения необходимой литературы. На педагогических курсах будущие учителя получали некоторые теоретические основы педобразования, практическая же сторона подготовки была слабой.

Основное место в подготовке учителей начальной школы занимали учительские семинарии. Учебный процесс в них характеризовался усиленной религиозно-монархической направленностью на протяжении всех четырех лет обучения. По сравнению с педагогическими классами и курсами уровень подготовки в семинариях был более высок. Но все же их основным недостатком оставалась узкая общеобразовательная и научная программа и недостаточное внимание к педагогической подготовке. По мнению известных педагогов того времени

Н.А. Корфа и Н.В. Чехова, семинарии не справлялись с поставленной задачей и не соответствовали современным требованиям (Корф, 1883; Чехов, 1912).

Со стороны Министерства народного просвещения (МНП) активных действий для решения этой проблемы не предпринималось. В ходе реформ 1860-х гг. наряду с министерскими семинариями появляются земские, которые отличались более демократичным подходом к воспитанию будущих учителей и более широкой учебной программой. Это подтолкнуло правительство к более решительным действиям в отношении вопроса подготовки учителей. С 1870-х гг. количество министерских учительских семинарий быстро увеличивается, в то время как количество земских сокращается. Появляются министерские семинарии и на окраинах страны, несмотря на замедленное развитие просвещения в этих регионах. В 1870 г. открылась Иркутская, а 1873 г. Красноярская учительские семинарии.

На рубеже XIX — ХХ вв. ситуация в народном просвещении меняется в сторону увеличения числа учебных заведений. Экономический подъем обусловил запрос на квалифицированных специалистов, что повлекло расширение сети общеобразовательных школ и учебных

заведений для подготовки учителей. К концу XIX в. семинарии ведомства МНП окончательно заняли ведущее место в системе подготовки учителей. К марту 1917 г. в стране действовало 183 учительские семинарии МНП и девять земских. Семинарии вплоть до 1917 г. оставались доминирующим типом учебных заведений для подготовки учителей.

Необходимо отметить, что в стране развитие системы народного просвещения протекало неравномерно и каждый регион имел свои особенности. Организация образования в Восточной Сибири была обусловлена удаленностью, обширностью территории и сложным социально-этническим составом населения. Все это тормозило развитие просвещения, и как результат — крайне низкий уровень грамотности населения. Особенно это было характерно для Забайкальской области. По официальной статистике, в 1897 г. в области на 1000 жителей приходилось 888 безграмотных, на сто женщин грамотной была только одна, 90% детей не посещали школу (Куломзин, 1898). Обеспеченность квалифицированными учителями была крайне низкой.

Забайкальская администрация неоднократно запрашивала разрешение на открытие учительской семинарии в Чите. Наконец 13 марта 1900 г. штат Читинской семинарии утвердил лично царь Николай II, начертав на документе «Быть по сему». Перед новым учебным заведением ставилась главная задача — готовить учителей для начальной школы, «преданных православию и самодержавию». Занятия в семинарии начались 22 октября 1900 г. Читинская учительская семинария стала первым в Забайкальской области учебным заведением, осуществлявшим подготовку учителей по линии Министерства народного просвещения.

За короткое время для семинарии по специальному проекту городского архитектора Г.В. Никитина было построено оригинальное каменное двухэтажное здание с внутридомовой церковью, ставшее украшением города. Помимо основного здания был построен дом для преподавателей, здание для больницы, баня, различные хозяйственные постройки.

Семинария имела стабильное финансирование, которое складывалось из государственных и частично местных средств, пожертвований, взносов со стороны городских и сельских обществ. В семинарии была создана хорошая учебно-методическая база, оборудованы кабинеты (лаборатории), собрана хорошая библиотека. Семинария представляла собой своеобразный учебный комплекс, который включал подготовительный класс, три основных, двухклассное

начальное училище для прохождения педагогической практики. Для иногородних воспитанников был открыт пансион. В совокупности это позволило осуществлять качественную подготовку будущих учителей.

Учебная программа семинарии включала закон божий, русский, церковно-славянский и национальный (бурятский) языки, педагогику, арифметику, геометрию, естествознание, физику, историю, географию, чистописание, черчение, рисование, ручной труд, дополнительные предметы (гигиена, оспопрививание, переплетное дело и т.д.), методику преподавания арифметики и русского языка. Необходимо отметить, что в начале XX в. только в Закавказской и Читинской учительских семинариях преподавались национальные языки.

Преподавательский состав семинарии отличался высоким профессиональным уровнем. Все преподаватели имели специальное педагогическое образование (преимущественно дипломы учительского института) и значительный опыт работы в сфере просвещения. В материальном отношении положение преподавателей Читинской семинарии было лучше, чем в семинариях Иркутска и Красноярска. Это объясняется тем, что местная администрация сумела создать бо-

здание Читинской учительской семинарии

лее выгодные условия труда, включавшие обеспечение бесплатным жильем и более высокие оклады (в два раза превышающие иркутские). Кроме педагогической деятельности преподаватели принимали активное участие в общественной жизни города, являясь членами различных общественных и научных организаций.

Обучение в семинарии было бесплатным. Более того, существовало тридцать государственных стипендий и частный стипендиальный фонд, которые позволяли содержать воспитанников на полном обеспечении, включая обмундирование. К обучению принимались юноши 15—17 лет, окончившие начальное училище. Основу ученического контингента составляли выходцы из казачьего сословия, что наложило особый отпечаток на общественную сторону жизни семинарии. С сентября 1901 г., наряду с крещеными бурятами, особым распоряжением Приамурского генерал-губернатора было разрешено принимать в семинарию бурят-буддистов. Учитывая, что многие буряты имели недостаточный уровень знаний, в том числе и по русскому языку, в семинарии создавались приемлемые условия для их поступления. Снижение образовательного ценза при поступлении, лояльное отношение со стороны преподава-

учащиеся Читинской учительской семинарии 1919 г.

телей во время обучения давало возможность восполнить недостаток образования и успешно продолжать обучение. Деятельность семинарии в этом направлении заложила основу подготовки национальных педагогических кадров. В целом, Читинская учительская семинария работала успешно. Уже к 1915 г. она уже подготовила более 250 учителей начальной школы. Фактически все ее выпускники работали учителями в школах области. Можно с уверенностью сказать, что именно Читинская учительская семинария заложила основы педагогического образования в регионе и внесла значительный вклад в формирование сельской интеллигенции. Но ее деятельность не могла решить проблему обеспечения школ области учителями. Это было обусловлено быстрым ростом числа общеобразовательных школ. Если в 1900 г. в Забайкальской области насчитывалось 290 начальных училищ, то уже в 1910 г. — 1448 (за 10 лет их число увеличилось в пять раз) (ГАЧО, ф. 63, оп. 1, д. 142, л. 11). Как видно, темпы школьного строительства значительно превосходили возможности единственной в области учительской семинарии.

С 1908 г. в стране стала активно реализовываться программа введения всеобщего начального обучения. В 1913 г. в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых Государственная дума приняла решение об открытии дополнительно 93 учительских семинарий в различных частях империи. Введение всеобщего начального обучения на территории Забайкальской области МНП намечалось к 1916 г., в связи с чем планировалось открытие и ряда новых семинарий. Правительственные решения об их открытии совпали с началом Первой мировой войны. Как следствие этого последовало сокращение средств, выделяемых на развитие народного просвещения. И, тем не менее, несмотря на военное время, в 1915 г. была открыта Александровско-Заводская учительская семинария, а в 1917 г. — Сретенская и Верхнеудинская.

Образцом для новых учебных заведений служила Читинская учительская семинария, которая оказывала организационную и методическую помощь открытым учебным заведениям. Однако на деле тождественными были только основные принципы обучения. Что касается вопросов комплектации штата, матери-

свидетельство об окончании Читинской учительской семинарии 1907 г

ального обеспечения и содержания семинарий, то здесь можно выявить ряд существенных отличий, связанных с удаленностью семинарий от областного центра и недостаточным финансированием.

Александровско-Заводская семинария постоянно испытывала недостаток в преподавателях. В связи с этим в состав педагогического коллектива впервые в Восточной Сибири были введены женщины — А. Антонова и К. Пуляев-ская. Собственными зданиями семинария не располагала, преподаватели и учащиеся были вынуждены снимать квартиры. Обучение проходило в арендованных домах, мало приспособленных для учебного процесса. Обеспеченность учебно-методическими материалами была недостаточная. Коллектив семинарии неоднократно ходатайствовал о переводе семинарии в Читу или Нерчинск.

Знаменательным для развития педагогического образования в области стал революционный 1917 г. Согласно решению Временного правительства в области в условиях продолжающейся мировой войны, как уже говорилось, было открыто две новые учительские семинарии. Начавшийся процесс реформирования затронул и деятельность семинарий. Изменяются

программы, в состав педагогических советов вводятся учащиеся и представители общественности, в семинарии стали принимать и девушек, повысился и статус семинарий (свидетельства об их окончании стали приравниваться к гимназическим). В этом же году и уже работающие, и вновь открытые семинарии столкнулись со значительными материальными трудностями, связанными с недофинансированием.

Октябрьская революция не только обострила финансовые проблемы, но и привела к усилению социального противостояния, которое вылилось в Гражданскую войну. Семинарии были вынуждены досрочно заканчивать учебный год и распускать учащихся на каникулы. С 1917 г. по 1922 г. в крае сменилось четыре политических режима — Временное правительство, советская власть, белая государственность, Дальневосточная республика. Тем не менее семинарии продолжают работать и в это сложное время. В 1919 г. состоялся первый выпуск в Александровско-Заводской семинарии, в 1920 г. ее перевели в Нерчинск; к сожалению, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно.

В непростых условиях происходило «рождение» Сретенской учительской семинарии. Следует отметить, что недостатка в квалифицированных кадрах она не испытывала, т.к. в городе находилось большое количество эвакуированных учителей из западных областей страны. Более того, в сравнении с другими семинариями ее педагогический коллектив в 1918—1920 гг. имел самый высокий профессиональный уровень (здесь работали преподаватели и с университетским образованием). Вызвано это было наплывом беженцев с западных районов страны в ходе Гражданской войны. В учебную программу семинарии впервые были введены и преподавались на хорошем уровне иностранные языки (английский и французский). В то же время коллектив семинарии неоднократно менялся в соответствии с требованиями очередного политического режима. Власть поочередно видела в педагогическом коллективе то «скопище черносотенцев», то «гнездо большевизма» и освобождалась от неугодных преподавателей.

Наиболее стабильной в этот период являлась Верхнеудинская семинария. Она располагала собственным зданием, имела пансион для учащихся, хорошую учебно-методическую базу, устоявшийся педагогический коллектив и даже небольшую пасеку. Учитывая требования времени, учебная программа семинарии была значительно расширена, впервые в учебный процесс был включен курс краеведения. Несмотря на постоянно сокращающееся финансирование, педагоги семинарии смогли организовать

ряд учебных экскурсий не только по окрестностям города, но и по области (Кабанск, Петровский Завод).

В период существования Дальневосточной республики в январе 1921 г. учительские семинарии были преобразованы в педагогические курсы. Это не было формальным преобразованием. Министерство просвещения ДВР шло в русле советской политики в области просвещения (на территории Советской России преобразование семинарий произошло еще в 1919 г.). В соответствии с этим вводились новые программы, перед учебными заведениями ставилась задача готовить нового советского учителя, ориентированного на выполнение партийных установок. Этим событием и закончился семинарский период в развитии педагогического образования в крае.

Деятельность забайкальских учительских семинарий внесла значительный вклад в разви-

тие народного просвещения и формирование педагогической интеллигенции в крае. Семинарии в совокупности подготовили более 400 учителей начальной школы. О результативности их работы свидетельствует и тот факт, что большинство из них работали в сельской глубинке. Многие выпускники семинарий в будущем стали известными организаторами народного образования, педагогами, учеными, государственными деятелями. Среди них А.И. Блинников (министр просвещения ДВР); П.К. Номо-конов (зав. ОблОНО Забайкальской области), П.И. Налетов (д.г.-м.н., профессор Иркутского государственного университета); А.Е. Нелюбин (лауреат Государственной премии) и др. Подводя итог деятельности учительских семинарий, можно уверенно сказать, что семинарский период стал важной вехой в истории развития педагогического образования в крае, заложившей фундамент для его последующего развития.

Библиографический список

Источники

1. ГАЧО, ф.63, оп.1, д.142, л.11.

2. Куломзин, А.Н. Потребности начального образования в Сибири: всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь 1896—1897 гг. — СПб.: Гос. типография, 1898. — 143 с.

Литература

1. Басалаев, А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884— 1917 гг. [Текст] / А.Е. Басалаев. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 279 с.

2.Горлачев, В.П.От семинариикуниверсите-ту [Текст] / В.П. Горлачев, А.В. Константинов // Гуманитарный вектор. — 2000. — № 1 (6). — С. 5—11.

3. Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. История и современность: 1938—1998 гг. [Текст]. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. — 162 с.

4. Константинов, А.В. Быть по сему [Текст] / А.В. Константинов, Н.Е. Дроботушенко // Гуманитарный вектор. — 2000. — № 1 (6). — С. 11 — 14.

5. Константинова, В.П. Из истории учитель-скойсеминарии[Текст]/В.П.Константинова // Проблемы краеведения. — Чита, 1983. — С. 154—156.

6. Константинова, В.П. Кузница революционных кадров (по материалам музея ср. шк. № 3 г. Читы «История Читинской учительской семинарии») [Изоматериал] / В.П. Константинова. — Чита: обл. типография, 1984 (буклет).

7. Мамкина, И.Н. Забайкальские учительские семинарии (1900—1921 гг.) [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. ист. наук / И.Н. Мамкина. — Улан-Удэ, 2006. — 19 с.

8. Тумунов, Ж.Т. Принимать на общем основании [Текст] / Ж.Т. Тумунов // От семинарии к университету; Гуманитарный вектор. — 2000. - № 1 (6). - С. 15-17.

9. Корф, Н.А. Наши учительские семинарии [Текст] / Н.А. Корф // Вестник Европы. — 1883. - Т. 2. - Кн. 4. - 788 с.; Т. 3. Кн. 5. -С. 324-341.

10. Удостаивается звания учителя (100 лет педагогическому образованию Забайкалья. 1900-2000 гг.) [Текст] / авт.-сост. А.В. Константинов, Т.Н. Рыжкова, Н.И. Окунева [и др.]. - Чита: Поиск, 2000. - 16 с.

11. Чехов, Н.В. Народное образование с 60-х гг. XIX в. [Текст] / Н.В. Чехов. - М.: Польза, 1912. - 224 с.

Иллюстрации: здание Читинской учительской семинарии; свидетельство об окончании Читинской учительской семинарии; учащиеся читинской учительской семинарии, 19919 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.