Научная статья на тему 'У истоков мордовско-еврейских этнокультурных связей'

У истоков мордовско-еврейских этнокультурных связей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5590
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА / ЕВРЕИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ / КУПЦЫ / ТОРГОВЛЯ / ИУДАИЗМ / ЛЕТОПИСИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Н. Ф.

В статье рассматриваются древние этнокультурные связи мордовского и еврейского народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT SOURCES OF THE MORDOVIAN-JEWISH ETHNOCULTURAL TIES

In article ancient ethnocultural ties of the Mordovian and Jewish people are considered.

Текст научной работы на тему «У истоков мордовско-еврейских этнокультурных связей»

1. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ

1.1. У ИСТОКОВ МОРДОВСКО-ЕВРЕЙСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Мокшин Н. Ф., заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева», доктор исторических наук, профессор

kaf dor@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются древние этнокультурные связи мордовского и еврейского народов. Ключевые слова: мордва, евреи, этнокультурные связи, Хазарский каганат, купцы, торговля, иудаизм, летописи

AT SOURCES OF THE MORDOVIAN-JEWISH ETHNOCULTURAL TIES

Mokshin N. F., do^or of the historical sciences, professor, chair of the Prerevolutionary State history archeology and ethnography of the Mordovian State University

kaf dor@mail.ru

Annotation: In article ancient ethnocultural ties of the Mordovian and Jewish people are considered. Key words: mordva, jews, ethnocultural ties, Hazaria khaganate, merchants, trade, iudaism, chronicles.

Начало мордовско-еврейских этнокультурных связей, скорее всего, следует возводить к раннесредневековому иудейскому Хазарскому каганату - полиэтническому государственному образованию, в составе которого, как известно, было множество народов. Часть из них непосредственно входила в сообщество подданных этого государства, а часть так или иначе зависела от него, что выражалось в частности, в выплате дани. Свидетельством этому служит письмо на древнееврейском языке, автором которого считается царь Иосиф, последний или предпоследний правитель Хаза-рии. Оно адресовано еврейскому сановнику при дворе испанских халифов Абд-ал-Рахмана III (912-961) и Хакама II (961-976) Хасдаю ибн Шафруту. Время правления царя Иосифа точно неизвестно, и дата, приводимая в новейшей литературе (около 920-960 гг.), условна1.

Интересовавшийся иудейской религией и проблемой ее распространения, Хасдай ибн Шафрут узнал от еврейских купцов, что где-то на востоке есть государство, властитель которого исповедует эту религию. Решив получить более подробные сведения об этом государстве (речь шла о Хазарии), испанский сановник направил через тех же еврейских купцов послание хазарскому царю, задав в нем два главных вопроса: когда и как хазары приняли иудаизм и что собой представляет страна хазар, каковы ее пределы и какие народы подвластны хазарскому владыке?

Через некоторое время он получил ответное письмо хазарского царя, удовлетворившего любопытство своего испанского корреспондента. Ответ этот важен и для нас, ибо он содержит ряд ценных сведений об этническом составе как самой Хазарии, так и ее окружения, находившегося в сфере влияния этого государства - одного из двух (наряду с Древнерусским) крупнейших раннесредневековых политических объединений Восточной Европы.

В ответе Иосифа говорилось: «Ты еще настойчиво спрашивал меня касательно моей страны и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что я

живу у реки, по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана. Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: бур-т-с, бул-г-р, с-вар, арису, ц-мис... Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они служат и платят дань»2.

Название народа арису, отмеченного в письме Иосифа, обычно отождествляется с этнонимом эрзя. Правда, в последнее время высказано мнение, что данный этноним следует связывать с арами (удмуртами)3,

однако оно неубедительно хотя бы по географическим соображениям: удмурты локализовались весьма далеко от Хазарии, гораздо дальше, чем эрзя. Некоторые исследователи полагают, что наиболее ранние упоминания этого этнонима следует искать в трудах древнегреческих путешественников Страбона и Птолемея. Страбон, живший в 64/63 гг. до н.э. - 23/24 гг. н.э., в своем энциклопедического характера труде «География» писал о народе аорсы, а Птолемей, живший около 90-160 гг. н.э. - о народе арсииты4 Что касается буртас, то на сегодняшний день, как отмечает один из крупных современных востоковедов А.П. Новосельцев, «наиболее обоснована старая точка зрения, отождествляющая буртасов с мордвой»5. Причем, скорее всего, на наш взгляд, под ними следует подразумевать мордву-мокшу, занимавшую южную часть Мордовской земли древнерусских летописей - Мордии (по Константину Багрянородному).

Территория страны хазар была довольно обширной, охватывающей не только северный Прикаспий и восточный Кавказ. Она на севере доходила вплоть до Среднего Поволжья, включая Волжскую Булгарию и Мордовскую землю. Бассейн Волги, исключая ее верховья, был в X в. главной частью Хазарского государства. Хазарскими данниками были и окраинные славянские этносы (поляне, вятичи, северяне, радимичи).

Н.Ф. Мокшин

У ИСТОКОВ МОРДОВСКО-ЕВРЕЙСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Тем самым торговля по Волге, которую греки называли Ра, арабы Ру-а, мордва Рав, хазары Атиль, почти до ее верховьев, и уж, во всяком случае, до устьев главных ее притоков - Камы и Оки контролировалась хазарами5.

Дело в том, что международная транзитная торговля, наряду с данью, собиравшейся с подвластных народов, была одной из основных источников существования Хазарии. Хазары получали большую прибыль в виде пошлин, которыми они облагали иностранных купцов. Именно волжский путь отмечен особенно обильными кладами арабских дирхемов, оседавших в виде сокровищ в северных странах, где собственно денежное обращение в VIII - Х вв. еще не имело должного развития. Не случайно киевский князь Святослав свою военную кампанию против Хазарии, завершившуюся ее разгромом, начинал с похода в 964 г. на Оку и Волгу, где жили вятичи, платившие дань хазарам по шелягу с сохи, продолжив ее в следующем 965 г. («иде Святославъ на Козары»). Как полагают исследователи денежного обращения в Хазарском каганате, здесь, по-видимому, в основном имел хождение арабский дирхем с его разновидностями, чеканившимися в самостоятельных или полусамостоя-тельных государственных образованиях Северной Африки, Центральной и Западной (Передней) Азии. Он получил, у еврейских купцов название «шэлэг» («белый», «серебряник»), и эта денежная единица упоминается в «Повести временных лет» для хазарских владений в землях восточных славян7.

Принятие в Хазарии иудаизма во многом было обусловлено тем, что в условиях Европы, пришедшей в упадок после варварских нашествий периода Великого переселения народов, еврейские общины и еврейский торговый капитал не только сохранили свою силу и влияние, но и практически монополизировали транзитную торговлю между Европой и Азией. И один из важных транзитных путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь и Поволжье в пределы Хазарского каганата. Естественно, что параллельно с торговыми поездками возникали в разных районах Восточной Европы и еврейские колонии. Их появление диктовалось и периодически практиковавшимися в Византийской империи гонениями на еврейские общины, в результате чего многие евреи эмигрировали в пределы Хазарии, где имелись, согласно свидетельству некоторых арабских путешественников, благоприятные условия для купцов и ремесленников.

И хотя о широком распространении иудейской веры среди населения Хазарии даже в X в. говорить не приходится, ибо основная масса ее жителей продолжала исповедовать христианство, ислам и различные дохристианские и домусульманские культы, царь Хазарии, его окружение и род, ближайшая свита, знать были иудаистами, носили традиционные еврейские (библейские) имена Аарон, Абраам, Вениамин, Забулон, Иосиф, Ицхак, Менахем, Моше, Обадья, Ханукка, Шмуэль и др8.

Одним из хазарских опорных пунктов или застав в Волго-Очье следует считать Абрамово городище (Об-ран ош), на месте которого, как гласит древнерусская летопись, владимиро-суздальский князь Юрий Всеволодович возвел в 1221 г. Новгород Нижний . Уже само название показывает, какое важное значение придавалось этому городу-крепости. Подобно Новгороду Великому - самому крупному, древнему и богатому центру тогдашнего русского Севера, Новгород Нижний

мыслился и становился важнейшим форпостом русского продвижения на восток. А некоторые историки основание Новгорода Нижнего в истории русско-мордовских этнических взаимоотношений сравнивают по принципиальной своей значимости с основанием Санкт-Петербурга в истории российско-западноевропейских отношений. Другой автор нижегородский «замок» уподобляет Константинополю, запиравшему проход в Черное море, или Гибралтару у входа в Средиземноморье. Подобно им, замечает он, Нижний Новгород накрепко замыкал для внешних врагов разветвленные речные пути верхневолжского бассейна и тем самым оказал на хозяйственное развитие прилегающих к ним земель такое влияние, переоценить которое едва ли возможно10.

История Нижнего Новгорода, начиная с 1221 г., т.е. со времени его основания, гораздо более ясна, чем та, которая предшествовала этому событию и своими корнями восходит к более отдаленному прошлому, во многом овеянному преданиями. Так, русская легенда, дошедшая до нас в двух вариациях, утверждает, что в устье реки Оки задолго до того, как там был заложен град Новгород Нижний, существовал мордовский городок (крепость), основателем которого был мордовский инязор Абрам или Ибрагим, пришедший сюда с близ текущей реки Кудьмы и поселившийся со своими 14 сыновьями и 3 дочерьми да Дятловых горах, городок впоследствии захваченный русскими князьями11.

Некоторые авторы полагают, что основателем городка - предшественника Новгорода Нижнего были волжские булгары, называвшие его Ибрагимовым го-родком12 «Безусловно, - пишет Д.З. Хайретдинов, -существование самостоятельного, никому не подчиненного мордовского города в устье Оки в XII - XIII вв. абсолютно неубедительно, что четко доказывается И. Кирьяновым, - ведь и само наличие мордовских городов в Х - XIII вв. не имеет никакого доказательства в исторической науке»13.

Однако это не совсем так. Как свидетельствуют не только археологические материалы, но и древнерусские летописи, в конце I - начале И-го тыс. мордва сооружала городища-тверди с характерными для них укреплениями - кольцевыми валами, окружавшими их со всех сторон. Несколько городищ такого типа с сохранившимися поныне ойконимами Ош-пандо, Казна-пандо и др. располагалось в лесных районах на водоразделах Алатыря, Мокши, Теши, Суры. На основе такого типа поселений (городищ) возникали средневековые города Мордовской земли Эрзямас (Арзамас), Кадом, Обран ош (впоследствии Нижний Новгород), Мохши (Наровчат), Сараклыч, Темников и др. В мордовских языках для обозначения поселения городского типа существует самобытное слово ош, а сельского -веле.

Не исключено, что более употребительное наименование городка Абрамовым, а не Ибрагимовым, как и его основателя Абрамом, а не Ибрагимом в тех же легендах, о которых говорилось выше, свидетельствует об их большей древности, восходящей ко времени Хазарского каганата, в котором государственной религией был иудаизм, объявленный таковой в конце VIII -начале IX в. каганом Обадием, хотя этнически хазары евреями не были. Хазарский язык лингвисты относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, а еврейский - к семито-хамитской.

Антропонимы Абрам и Абрамий - русские варианты библейского имени Авраам (из древнееврейского аЬ-

raham - отец множества народов), имя библейского патриарха, от которого, по легенде, произошли люди, заселившие Палестину; арабское Ибрахим, англ. Abram, Abraham, Эйбрам, Эйбрахам, франц. Abraham Абраам, нем. Abraham Абрахам, традиционно Абра-гам. Старое документальное написание, связанное с еврейскими традициями - Авраам, Авром, в русской и европейской литературе - Абрам, Авраам, в мордовской - Обран. Восходя к древнееврейскому языку, антропоним Авраам первоначально не повторялся, ибо составлял индивидуальную принадлежность лица. Именно в таком смысле он выступает в Библии, как и другие распространенные в настоящее время имена, например, Моисей, Давид, Сарра, Рахиль, Соломон, насчитывающие ныне десятки тысяч носителей. Присваивание одних и тех же имен множеству лиц началось позднее и связано с почитанием памяти предков, когда младенцев стали называть именем умершего родителя или другого близкого родственника в целях сохранения в потомстве памяти о них. Традиция эта имеет место у мордвы и в настоящее время. Таким образом, антропоним Абрам вполне мог попасть к ней от хазар.

Нельзя исключить и того, что данное имя было не просто свидетельством широкого межэтнического бытования иудейской антропонимии, а и распространения иудейской религии не только в среде собственно хазар (VIII -Х вв.), как государствообразующего этноса в указанном каганате, но и в среде некоторых других этносов, входивших в орбиту его влияния, в том числе мордвы.

Список литературы:

1. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М., 1990. - С. 216.

2. Коковцев П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. -Л., 1932. - С. 98-99.

3. Гришкина М. В., Владыкин З. Е. Письменные источники по истории удмуртов IX - XVII вв. // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 9.

4. Страбон. География в семнадцати книгах. Перевод с греческого. - М., 2004. - С. 295, 308-309; Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. 1. - СПб., 1900. - С. 129-130, 231-232; Гордеев Ф. И. Происхождение марийского народа. - Йошкар-Ола, 1967. - С. 194-195.

5. Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 112.

6. Там же. С. 21, 108, 112, 115, 128-129.

7. ПСРЛ. Т. 1. С. 65; Т. 2. С. 53, 63; Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 117, 120-121, 143, 210, 220.

8. Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 106, 150, 152.

9. Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы // ПСС. Изд. 2. Т. 7. - СПб., 1909. - С. 414-416; Каптерев Л. М. Нижегородское Поволжье X - XVI веков. - Горький, 1939. - С. 75; Насонов А. Н. История русского летописания XI - начала XVIII века. - М., 1969. - С. 189; ПСРЛ. Т. I. - С. 445; Т. VIII. - С. 59-60; Т. X. - С. 87; Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях (Хрестоматия). - М., 1992. - С. 25.

10. Васильев Т. В. Мордовия. - М., 1931. - С. 38; Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях (Хрестоматия). - С. 8.

11. Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание города Нижнего Новгорода. Т. 1. - Н. Новгород, 1857. - С. 3-6; Васильев Т. В. Указ. Соч. - С. 36-37.

12. Татищев В. Н. История Российская. В 7-ми томах. Т. 3. -М.: Л., 1964. - С. 212; Хайретдинов Д. З. Ибрагимов (Абрамов) городок // Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь. - Н. Новгород, 2007. - С. 61-62.

13. Хайретдинов Д. З. Указ. Соч. - С. 62.

Reference list

1. Novoselcev A. P. Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and the Caucasus. - M., 1990. - S. 216.

2. Kokovcev P. K. Jewish-Khazar Correspondence in the X century. - L., 1932. - P. 98-99.

3. Grishkina M. V., Vladykin Z. E. Written sources on the history of Udmurt IX - XVII centuries // Materials on ethnogenesis Udmurts. - Izhevsk, 1982. - C. 9.

4. Strabon. Geography in seventeen books. Translated from the Greek. - M., 2004. - S. 295, 308-309; Latyshev V. V. Of the ancient Greek and Latin writers about Scythia and Caucasus. T. 1. - SPb., 1900. - P. 129-130, 231-232; Gordeev F. I. The origin of the Mari people. - Yoshkar-Ola, 1967. - P. 194-195.

5. Novoselcev A. P. Ordinance. P. 112.

6. Ibid. P. 21, 108, 112, 115, 128-129.

7. PSRL. T. 1. P. 65; T. 2. P. 53, 63; Novoselcev A. P. Ordinance. P. 117, 120-121, 143, 210, 220.

8. Novoselcev A. P. Ordinance. P. 106, 150, 152.

9. Melnikov P. I. Essays Mordovians // CAP. Ed. 2. T. 7. - SPb., 1909. - P. 414-416; Kapterev L. M. Volga Nizhny Novgorod X - XVI centuries. - Gorky, 1939. - P. 75, Nasonov A. N. History of the Russian chronicles XI - beginning of the eighteenth century. - M., 1969. - P. 189; PSRL. T. I. P. 445, T. VIII. P. 59-60, T. X. P. 87, Nizhny Novgorod region in the documents, figures, stories, opinions (Reader). - M., 1992. -P. 25.

10. Vasiliev T. V. Mordovia. - M., 1931. - P. 38, Nizhny Novgorod region in the documents, figures, stories, opinions (Reader). P. 8.

11. Hramtsovsky N. I. A short history and description of the city of Nizhny Novgorod. T. 1. - Nizhny Novgorod, 1857. - P. 36; Vasiliev T. V. Ordinance. - P. 36-37.

12. Tatishchev V. N. History of Russia. In 7 volumes. T. 3. - M., L., 1964, - P. 212; Khairetdinov D. Z. Ibragimov (Abramov) town // Islam on Nizhegorodchine: Encyclopedic Dictionary. -Nizhny Novgorod, 2007. - P. 61-62.

13. Khairetdinov D. Z. Ordinance. - P. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.