Научная статья на тему 'У истоков глобального видения мира. Академик В. И. Вернадский'

У истоков глобального видения мира. Академик В. И. Вернадский Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОДХОД / GLOBAL APPROACH / ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР / GLOBAL WORLD / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / GLOBAL ISSUES / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SCIENTIFIC WORLDVIEW / НООСФЕРА / НАСЛЕДИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО / V.I. VERNADSKY′S HERITAGE / NOO SPHERE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бельская Елена Юрьевна, Попов Лев Владимирович, Розов Николай Христович

Статья посвящена рассмотрению становления научного глобального видения мира. Основное внимание уделяется наиболее значимым моментам жизни и творчества выдающегося российского ученого академика В.И. Вернадского, его роли в формировании глобального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the origins of the global vision of the world. Academician V.I. Vernadsky

The article considers the formation of a global scientifi c vision of the world. Focuses on the most significant moments of the life and work of the outstanding Russian scientist academician V.I. Vernadsky, his role in the formation of a global approach.

Текст научной работы на тему «У истоков глобального видения мира. Академик В. И. Вернадский»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2015. № 1/2

Е.Ю. Бельская, Л.В. Попов, Н.Х. Розов*

У ИСТОКОВ ГЛОБАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ МИРА. АКАДЕМИК В.И. ВЕРНАДСКИЙ

E.Ju. Belskaya, L.V. Popov, N.Ch. Rozov

AT THE ORIGINS OF THE GLOBAL VISION OF THE WORLD.

ACADEMICIAN V.I. VERNADSKY

Статья посвящена рассмотрению становления научного глобального видения мира. Основное внимание уделяется наиболее значимым моментам жизни и творчества выдающегося российского ученого академика В.И. Вернадского, его роли в формировании глобального подхода.

Ключевые слова: глобальный подход, глобальный мир, глобальные проблемы, научное мировоззрение, ноосфера, наследие В.И. Вернадского.

The article considers the formation of a global scientific vision of the world. Focuses on the most significant moments of the life and work of the outstanding Russian scientist academician V.I. Vernadsky, his role in the formation of a global approach.

Key words: global approach, global world, global issues, scientific worldview, noo-sphere, V.I. Vernadsky's heritage.

Сегодня мы являемся свидетелями обострения целого комплекса глобальных, теснейшим образом взаимосвязанных проблем человечества — проблем войны и мира, проблем демографического, энергетического и климатического характера, охраны окружающей природной среды и рационального, экологически оправданного использования природных ресурсов, проблем в области здравоохранения, проблем, связанных с ростом преступности, кризисом духовности и др. Поиск подходов, методов и технологий комплексного научно обоснованного решения этих проблем становится насущным требованием и необходимым условием для обеспечения безопасного и устойчивого развития человечества. В этом контексте нам представляется крайне важным обратиться к творческому наследию выдающегося российского ученого и педагога, профессора Московского университета, академика Владимира Ивановича Вернадского — одного из основоположников научного подхода к осмыслению мира как целого, изучению взаимосвязи космических, природных и социальных явлений, исследованию глобальных процессов. Жизнь и творчество В.И. Вернадского — блестящий образец научного таланта и подвига, педагогических достижений, гуманизма, высочайшего гражданского долга и социальной ответственности.

* Бельская Елена Юрьевна — канд. филос. наук, доцент ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: belenka-09@mail.ru. Попов Лев Владимирович — канд. хим. наук, доцент ф-та педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: lvpopov@ mail.ru. Розов Николай Христович — докт. физ.-мат. наук, профессор, чл.-корр. РАО, декан ф-та педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: fpo.mgu@mail.ru

С именем выдающегося русского мыслителя, ученого, естествоиспытателя и общественного деятеля В.И. Вернадского связана целая эпоха в развитии естествознания, становлении и развитии ряда отраслей науки. Он стоял у истоков таких наук, как кристаллография, генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиология, радиогеология, космохимия, учения о природных водах, а также внес весомый вклад в развитие целого ряда других областей знания. С гениальной прозорливостью он предвосхитил появление новых научных тенденций, связанных со становлением феноменов глобальности и космизма. У него был истинный дар и удивительная способность максимально широкого взгляда на явления, постановку и поиски решения проблем с помощью разных научных дисциплин. Причем это был глубокий, подлинно научный взгляд одновременно и аналитического ума ученого-натуралиста, и синтетически-синкретическое видение ученого будущего. Им была подмечена характерная черта развития научного знания в XX столетии: «мы все больше специализируемся не по науками, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой — расширять охват его со всех точек зрения»1.

Еще одной характерной особенностью научного творчества Вернадского является его постоянный интерес к истории идей, науки и образования, уважение к прошлым достижениям человеческого духа и мысли. Эти его изыскания составляли одну из основ энциклопедической образованности ученого, помогали ему выдвигать интересные идеи и гипотезы.

Так, например, говоря о научном мировоззрении, Вернадский утверждал, что многие идеи, считающиеся тогда наиболее типичными, характерными для науки, не были получены путем непосредственно научного поиска. Они первоначально вошли в науку извне — из религии, философии, общественной жизни, искусства. Он, в частности, упоминал о происхождении идеи числового выражения как универсального языка науки, пришедшей в науку из древнейшего искусства — музыки. Вернадский, анализируя последовательность формирования Пифагором числовых соотношений при переходе к ним от религиозной культовой практики через музыкальную гармонию, поднимается и до глубоких психологических заключений. Он связывает «музыкальное» происхождение математики и ее эмоциональное воздействие на ученых: «С тех пор искание гармонии (в широком смысле), искание числовых соотношений является основным элементом научной работы. Найдя числовые соотношения, ум успокаивается, так как нам кажется, что вопрос, который нас мучил, решен»2.

Учение Вернадского о развитии биосферы и становлении ноосферы стало не только надежной основой системных представлений о целостной картине развития нашей планеты, эволюции природных сред и экологических проблемах, но и подлинным фундаментом современных концепций устойчивого развития. Оно являлось важнейшей базой для разработки стратегий сохранения современной цивилизации и проектов развития Человечества. Можно без преувеличения сказать, что научная, организационная и публицистическая деятельность Вернадского, его энергия и целеустремленность способствовали появлению многочисленных общественных, государственных и международных организаций и движений, нацелен-

1 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977. С. 54.

2 Вернадский В.И. Научное мировоззрение // На переломе. Филос. дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1991. С. 181.

ных на сохранение благоприятной окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов для здоровья и благополучия ныне живущих и будущих поколений.

Если понимать глобализацию и глобальное мышление не как стирание различий, унификацию образа мыслей и образа жизни, а напротив, как возможность большего разнообразия, взаимного обогащения культур, то творчество В.И. Вернадского и ряда других выдающихся представителей русского космизма (Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и др.) закладывало фундамент для формирования новой социокультурной парадигмы развития мира. Эти представления также послужили философским основанием для становления современной постнеклассической научной картины мира. Идеи русского космизма как парадигмы мирового развития играют существенную роль в ряду тех достижений, которыми русская культура обогатила человечество.

Начиная с 1970-х гг. ученые мира вынуждены были вплотную заняться разработкой этой новой парадигмы развития человечества, поскольку старая утверждала невозможность дальнейшего его существования в связи с исчерпаемостью природных ресурсов и ограниченной емкостью биосферы. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро Организацией Объединенных Наций была проведена конференция по окружающей среде и развитию, результатом которой стало принятие документа «Повестка дня на XXI век», определившего необходимость перехода к «устойчивому развитию» общества и природы. Предпосылки «устойчивого развития», сформулированные данным документом, оказались созвучными предпосылкам создания ноосферы В.И. Вернадского:

- политическое объединение человечества через расширение существующей сети международных организаций и союзов;

- признание абсолютного равенства людей всех наций и рас;

- исключение из жизни общества войн и социальных конфликтов;

- постепенное увеличение благосостояния населения Земли путем сдерживания роста его численности и одновременного увеличения производительности труда;

- бережное управление всеми возобновляемыми ресурсами природы, прежде всего лесными, как главным источником не только древесины, но и кислорода. Роль Вернадского и его учения о развитии биосферы и становлении ноосферы

для формирования естественнонаучной картины мира и современного понимания и прогнозирования глобальных процессов отмечалась в последние годы на самых высоких международных форумах (например, на Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», Бразилия, Рио-де-Жанейро, 2012 г.).

Вернадский был создателем ряда научных школ, его достижения достаточно хорошо освещены в научной литературе, хотя наследие по целому ряду направлений еще «нуждается в дальнейшем тщательном изучении»3. Между тем педагогическая, организаторская, общественная и публицистическая деятельность Вернадского в области образования освещены значительно хуже. Поэтому остановимся подробнее на его становлении как ученого и педагога, на роли этого выдающегося

3 СадовничийВ.А. В.И. Вернадский и его роль в развитии науки и образования: Выступление ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на торжественном заседании РАН, посвященном 140-летию В.И. Вернадского (12 марта 2003 г.). URL: http://getmedia.msu.ru/ newspaper/4031/all/yubilei.htm

теоретика и практика-организатора науки и образования в развитии высшей школы России.

После окончания Первой петербургской гимназии в 1881 г. В.И. Вернадский, думая о будущей учебе в университете, долго не мог выбрать между историей, астрономией и естествознанием. Наконец, выбор был сделан — он поступил на естественное отделение физико-математического факультета. Этот выбор был определен блестящим кадровым составом отделения, ведь преподавали там крупнейшие российские ученые и замечательные профессора, такие как Н.Н. Бекетов, А.И. Воейков, В.В. Докучаев, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов.

Видимо, лекции этих знаменитых ученых, беседы с ними и определили в значительной степени ту страстную энергию и увлеченность, с которой молодой студент-естественник погрузился в учебу и в мир науки. Уже с 1882 г. студент Вернадский под руководством В.В. Докучаева начал участвовать в экспедициях по определению качества грунтов. Под влиянием идей своего учителя, фактически создававшего у него на глазах новую науку — почвоведение, и в ходе практической деятельности у молодого человека начали закладываться основы его будущего научного мировоззрения о закономерных связях между телами и явлениями, живой и мертвой природой. С третьего курса он стал специализироваться в кристаллографии и минералогии.

Кроме Докучаева важную роль в духовно-педагогическом становлении Вернадского сыграл еще один профессор физико-математического факультета Д.И. Менделеев. Восхищение Менделеевым, его лекциями и его видением перспектив развития науки у молодого студента были так велики, что он, отстаивая взгляды Менделеева, не побоялся вступить в спор с другим своим профессором и гениальным ученым — А.М. Бутлеровым.

Еще одна значимая фигура в становлении В.И. Вернадского — литературный гений Л.Н. Толстой. Толстой был давно знаком с семьей Вернадских. На ученых «экономических обедах» он бывал еще в доме отца Владимира Ивановича — университетского профессора Ивана Васильевича Вернадского. Владимир Иванович хорошо знал и высоко ценил гуманистические и нравственные принципы великого писателя, его искания истины. В первые годы после окончания университета он не только увлекался толстовской идеей земледельческой коммуны, но и занялся ее воплощением.

В 1885 г. Вернадский окончил обучение с ученой степенью кандидата естественных наук и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Тема его кандидатского сочинения «О физических свойствах изоморфных смесей» была предложена В.В. Докучаевым. По твердо установленным тогда правилам молодой ученый должен был отбыть на несколько лет за границу для усовершенствования в избранной специальности, но В.И. Вернадский отказался от поездки и остался при университете в должности хранителя минералогического кабинета. И только несколько лет спустя он был вынужден (как странно, наверное, звучит эта фраза для многих нынешних старшекурсников и аспирантов) поехать в ведущие европейские научные и учебные центры.

Италия, Германия, Англия, Франция. Учеба, напряженная работа в лабораториях, библиотеках, самообразование и мысли, мысли, мысли... Трудолюбие и предельная тщательность в каждом «пытании природы», в описании опытов и объяснении их результатов. Высочайшая научная скромность, порядочность и требо-

вательность к себе и качеству своих работ. Вот, для примера, лишь несколько эпизодов из жизни Вернадского в этот период.

В Мюнхене он работал под руководством тогдашнего европейского научного светила, «короля кристаллографии» профессора Пауля Грота. Вернадскому вместе с сотрудником профессора Грота Мутманом было поручено изучить оптические аномалии одного сложного органического вещества, на самом деле Вернадский трудился над темой один. В результате он не только блестяще освоил методы проведения исследований и успешно выполнил порученную работу, но и обнаружил не известные ранее кристаллические формы и тем самым внес определенный вклад в развитие теоретических представлений.

По окончании исследований в отчете В.И. Вернадский в качестве соисполнителей и авторов указал и фамилию Мутмана, однако профессор П. Грот прекрасно знал, что работа была выполнена одним Вернадским. Он успел оценить работоспособность и творческий потенциал молодого российского ученого и настойчиво уговаривал его остаться в Мюнхене, обещал большую и перспективную работу. Но Вернадский вежливо отказался. Свое будущее он видел только в России. Такое сочетание успешного международного сотрудничества и патриотического служения своему Отечеству, на наш взгляд, может быть примером для современных молодых ученых.

Учитель и наставник Вернадского, основатель отечественного почвоведения профессор В.В. Докучаев предложил ему представить эту мюнхенскую работу как диссертацию и поспешить с ее подачей. Но Владимир Иванович не согласился. Во-первых, потому что заявленных (пусть и формально) авторов работы было двое, а диссертация — это самостоятельное исследование. А, во-вторых, он считал, что ему еще надо учиться. Очень бы хотелось, чтобы эти высокие образцы научной скромности и высочайшей требовательности к себе послужили бы поводом для размышления будущих ученых и педагогов.

Что бы Вернадский ни делал — слушал ли лекции, работал ли в лаборатории, читал ли на французском языке философские произведения — в голове у него постоянно шла напряженная работа, шел анализ и обобщение, поиск причинно-следственных связей, всеобщей взаимосвязи предметов, явлений, фактов, событий. И как это бывает у гениев, наступали моменты озарения. Кому-то на голову падает яблоко — результат широко известен. А кто-то, вынужденный в 1889 г. заночевать на вершине г. Шмиттенгаген, любуется чистым звездным небом, и ему впервые приходит мысль о связи минералогии со звездной механикой и химией. Сам Владимир Иванович вспоминал это восхождение и ночь на вершине как один из самых значительных моментов в своей жизни.

И еще несколько слов о научной скромности. По просьбе В.В. Докучаева В.И. Вернадский написал статью о генезисе минералов для Энциклопедического словаря Брокгауза (1892 г.). В ней были перечислены имена всех ученых, которым можно было бы приписать хоть какое-то отношение к данному вопросу. Уже упомянутый нами огромный и постоянный интерес Вернадского к истории науки вместе с его научной тщательностью, честностью и даже благородством нашли свое отражение в одном скромном замечании: «Связного учения о генезисе не имеется». А ведь контуры учения и были обозначены Вернадским в этой статье. Даже В.В. Докучаев назвал изложенные идеи заявкой на новое понимание науки, а может быть, и на новую науку.

В 1890 г. молодой ученый защитил диссертацию и в 1891 г. был назначен доцентом на кафедру минералогии и кристаллографии Московского университета. В 1898 г. его утверждают экстраординарным, а в 1902 г. — ординарным профессором минералогии и кристаллографии. В.И. Вернадский коренным образом перерабатывает содержание учебных дисциплин. Он создает новые университетские курсы, в которых связывает форму кристаллизации минерала с его химическим составом и генезисом. Ценность этим учебным курсам придавала также их тесная связь с научно-исследовательской работой самого ученого по проблемам кристаллографии, минералогии и истории науки.

Несколько слов о лекциях и своеобразной «педагогике вопросов» В.И. Вернадского. Из воспоминаний одной из его учениц О.М. Шубниковой мы узнаем, что «Владимир Иванович читал лекции просто, без каких-либо ораторских приемов, но каждый из сообщаемых им фактов он освещал исторически, обращал внимание на новые перспективы или новые идеи, рождающиеся в процессе развития науки, а потому его лекции слушались с огромным интересом. Иногда в процессе изложения той или иной идеи лицо его озарялось удивительной улыбкой, которая была связана не с окружающей обстановкой, а с теми мыслями, которые его волновали... Своим требовательным подходом к ученикам он вырабатывал у них четкость работы... Я не помню, чтобы Вернадский давал своим ученикам какие-либо подробные объяснения и указания, но он учил и направлял их путем вопросов»4.

Стоя на кафедре, Вернадский оставался почти неподвижным, сколько бы ни продолжалась его речь. Он не нуждался в конспектах и предварительных набросках, хотя всегда держал их перед собой — так ему было спокойнее. Его высокий, слегка глуховатый голос неизменно завораживал слушателей. В общении с учениками не было деления на учителя (а ведь он был настоящим Учителем) и на учеников. Он просил и даже настаивал, чтобы его называли не «господин профессор», а только «Владимир Иванович». Он придавал огромное значение совместной работе с учащимися, не важно была ли эта работа творческой или рутинной. Ученики и помощники приходили к Вернадскому не как к учителю, а как к более опытному товарищу по научной работе, а он всегда старался помочь им не только в учебе и науке, но и в жизни.

Вернадскому удалось совершенно реорганизовать учебную и исследовательскую лабораторию Московского университета, доведя ее до образцов лучших лабораторий Западной Европы. И его лекции, и развитие лаборатории, и особый талант подбора молодых кадров и сотрудничества с ними, и особая добрая, товарищеская, творческая атмосфера в коллективе — все это приводило к важному результату. Уже в первые годы работы в университете вокруг Вернадского начинает формироваться ставшая впоследствии известной научная школа в области кристаллографии и минералогии, первая из ряда научных школ, которые он создал в течение своей жизни.

Но В.И.Вернадский был не только выдающимся ученым и видным педагогическим деятелем в системе университетского образования. Активная еще со студенческой скамьи гражданская позиция, социально-политические и нравственно-этические воззрения определили его яркую общественную, публицистическую и государственную деятельность на ниве отечественного образования. Эта деятельность касалась проблем просвещения и всеобщего обязательного начального обра-

4 Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 138.

зования (в частности, социально-педагогическая идея «учащегося народа»), воспитания детей-сирот, соединяла теорию с практикой создания и обеспечения условий для нормальной работы школ (и фактическое спасение от закрытия многих земских школ), а также многих других проблем образования и воспитания.

Так, например, Вернадский считал, что образование и воспитание не могут и не должны опираться преимущественно на естественные науки, они должны быть гуманизированными, нацеленными на всестороннее развитие человека и создание условий для максимального проявления индивидуальных качеств личности. Он отмечал, что «воспитание человека может быть основанным только на связи с изучением жизни, идей, истории человека. Я не отрицаю значимости естественных наук... сам занимаюсь тем, что изучаю их, но не считаю, что на них может быть основано воспитание»5.

Высшей школе Вернадский придавал особое значение. Он, безусловно, был талантливым организатором новых лабораторий, кафедр, учебных центров и курсов, целых университетов, специалистом высочайшей квалификации по управлению и совершенствованию учебно-научной и воспитательной деятельности. Он был и выдающимся теоретиком высшего образования, внесшим крупный вклад в разработку вопросов миссии, назначения и задач высшей школы, анализа ее проблем и способов реформирования. В статье «Задачи высшего образования нашего времени» Вернадский писал: «Итак, высшее образование нашего времени сейчас находится в подвижном состоянии, в эпохе быстрого роста, который обусловливается главным образом тремя общими для всего человечества обстоятельствами: 1) развитием знания и его научной организации; 2) демократизацией общественной и государственной жизни и 3) распространением единой культуры на весь земной шар»6.

Среди основных принципов организации и функционирования высшей школы Вернадский выделяет следующие: приоритет, общедоступность, непрерывность, фундаментализация, интернационализация и опережающий характер образования, его неотделимость от науки, академические свободы и автономия высших учебных заведений, их децентрализация и демократизация на основе гуманистических идеалов, государственная поддержка высшей школы и сохранение свободы научного творчества и преподавания. Помимо широкого спектра задач высшей школы (учебно-воспитательных, научных, просветительских, социальных, государственных и др.) Вернадский определяет и главное ее назначение как инструмента достижения новой стадии планетарного и даже космопланетарного развития, распространения идеи целостности мира, взаимозависимости человека, общества и природы, учета этой всеобщей зависимости во всех видах деятельности.

Вернадский был не только выдающимся теоретиком, организатором и практическим деятелем высшей школы. Он был крупным общественным деятелем яростно и последовательно боровшимся со всеми попытками расправы над высшей школой, отстаивавшим независимость, академические свободы и демократические принципы в высшем образовании. На это была направлена, в частности, его острая публицистическая деятельность. В статье «Перед грозой» Вернадский пишет: «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и

5 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. С. 498-499.

6 Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Амонашвили Ш.А. Вернадский. М.: ИД Ш. Амонашвили, 2001. С. 112.

знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей страны»7.

Помимо уже упомянутых статей о проблемах и судьбах высшей школы, приведем еще несколько названий его публицистических работ: «О профессорском съезде», «Об основаниях университетской реформы», «Академическая жизнь», «Разгром», «Наука и проект университетского устава А.Н. Шварца», «О сохранении Таврического университета», «Высшая школа и научные организации», «Организация народного образования в новой России». В них, ярких по форме и глубоких по содержанию, самые актуальные и злободневные вопросы высшей школы рассматривались Вернадским сквозь призму тысячелетнего исторического опыта европейского университетского строительства. Так, например, необходимость академических свобод и соблюдения принципа автономии высших учебных заведений обосновывалась с широким привлечением исторического материала по традициям и опыту средневековых университетов, а также наиболее ярких фактов губительности отклонения от этих принципов. В частности, в статье «Наука и проект университетского устава А.Н. Шварца» В.И. Вернадский отмечает, что этот проект напоминает французское революционное законодательство времен Конвента и Директории, которое фактически погубило старинные университеты Франции, возродившиеся лишь через века.

Но не только словом и повседневной напряженной и творческой научно-образовательной деятельностью отстаивал Вернадский свое видение и высокие идеалы высшего образования. Он был способен ради идеи совершать смелые и трудные поступки. И он совершал их. Например, в 1911 г., протестуя против реакционных действий министра народного просвещения Л.А. Кассо, запретившего студенческие собрания, профессор В.И. Вернадский вместе с видными университетскими светилами (Н.А. Умовым, С.А. Чаплыгиным, К.А. Тимирязевым, Н.Д. Зелинским и др.) подал в отставку и был уволен из Московского университета. Говоря о тяжести такого решения, старейшина ученого совета университета К.А. Тимирязев сказал, что нет у них другого пути. Нужно или бросить свою науку, или забыть о своем человеческом достоинстве. Сам В.И. Вернадский объяснил это решение тем, что этого «требует их нравственное чувство учителей молодежи, их достоинство самостоятельных научных работников, этого требует их гражданский долг перед родиной. Без этого университетский вопрос не получит правильного решения»8. Напомним, что Вернадский был приглашен на создаваемую кафедру в 1890 г. и за более чем двадцать лет упорной и самоотверженной работы довел ее до самого высокого уровня, до признанной в мире научной школы.

Трудно даже перечислить весь комплекс вопросов и дел, связанных с высшей школой, которыми занимался профессор В.И. Вернадский. Кроме упомянутых выше отметим: совершенствование законодательных основ управления высшим образованием (в первую очередь проблемы университетского устава); борьба за обеспечение достойной оплаты (не ниже чиновников) профессорско-преподавательскому корпусу; расширение женского высшего образования (Общество учительниц и Высшие женские курсы, которые были предназначены для повышения квалификации учителей, социальных и медицинских работников); работа в качестве чле-

7 Вернадский В.И. Публицистические статьи. М.: Наука, 1995. С. 168.

8 Там же. С. 26.

на Государственного совета от Академии наук и Московского университета и в Комиссии по реформе высших учебных заведений при Министерстве народного просвещения; создание Академического союза, боровшегося за свободу научного преподавания и права профессоров; недолгая по времени, но очень интенсивная работа в качестве заместителя министра народного просвещения во Временном правительстве; ректорство (с 1920 г.) в Таврическом университете. Этот список можно продолжить.

Неизвестно, как бы сложилась судьба многих студентов и преподавателей Таврического университета, если бы ректор покинул в те тяжелые годы свой вуз. Вернадский отклонил многочисленные приглашения ведущих европейских научных и учебных центров и даже конкретную просьбу капитана английского судна в сентябре 1920 г. прибыть с семьей в Севастополь для отплытия в Англию. Вернадский не покидает родину, не бежит с «тонущего корабля», а полностью отдает себя трудной и опасной работе по поддержке и сохранению университета и его людей. Среди студентов Таврического университета того времени был И.В. Курчатов, считавший себя учеником В.И. Вернадского.

И.В. Курчатов стал великим продолжателем одного из «дел жизни» В.И. Вернадского — отечественного атомного проекта. Ведь именно Вернадский первым у нас осознал перспективы нового источника энергии. Благодаря его настойчивости были организованы экспедиции для изучения российских радиоактивных руд, он создал и возглавил специальную радиевую комиссию в Академии наук, активно участвовал в организации научных исследований и создании новой отрасли промышленности. О широте научных интересов и организаторских способностях Вернадского говорят и названия других комиссий, созданных по его инициативе и возглавленных им: Комиссия по изучению естественных производительных сил, Комиссия по истории знаний и др.

Мы считаем обращение к педагогическому наследию В.И. Вернадского — реформатора системы высшего образования России в тот сложнейший переломный период глубоких преобразований начала ХХ в. — интересным, поучительным и очень важным. Многое из того, что говорил Вернадский, остается актуальным и по сей день. Нынешние проекты реформирования высшего образования должны быть подвергнуты самому пристальному рассмотрению и пересмотру на концептуальной базе, основанной на новых реалиях, тенденциях и прогнозах развития.

А если вернуться к рассмотрению глобальных моделей и процессов, то считаем необходимым сказать следующее. Поскольку мировое научное сообщество не может реально предложить для планирования планетарного развития ничего другого, кроме концепции устойчивого развития — этой пока еще не слишком успешной программы развития мира, то российскому научному и образовательному сообществу необходимо переосмыслить наследие нашего великого соотечественника и бережно и творчески использовать его.

Возможно, именно космогеобионоосферная матрица В.И. Вернадского послужит основой для создания новых адекватных глобальных моделей и программ мироустройства. Его идеи о ноосферном будущем мира и человека несут в себе мощнейший оптимистический заряд, что особенно важно в современную эпоху глобальной неустойчивости и пессимизма, неопределенности перспектив развития, преимущественного использования возможностей информационных технологий для укрепления общества потребления, а не для развития личности человека.

Сложившаяся ситуация, по нашему мнению, настоятельно требует интенсивного развития отечественной глобалистики и ее признанного лидера — факультета глобальных процессов Московского университета. Концептуальное видение глобальных процессов, проблем и гипотез с точки зрения эволюционного подхода отражено в изданных на факультете фундаментальных трудах И.В. Ильина и А.Д. Урсула9.

Мы с законным чувством гордости людей, работавших при основании факультета глобальных процессов, отмечаем его активное развитие, и в канун 10-летия факультета желаем его руководству и всему коллективу успехов в их высокой миссии. Большому кораблю — большое плавание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977.

Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989.

Вернадский В.И. Научное мировоззрение // На переломе. Филос. дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1991.

Вернадский В.И. Публицистические статьи. М.: Наука, 1995.

Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Амонашвили Ш.А. Вернадский. М.: ИД Ш. Амонашвили, 2001.

Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика (Концепция эволюции глобальных процессов). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования и эволюционный подход. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.

Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм. Идеи. Проблемы. Гипотезы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.

Садовничий В.А. В.И. Вернадский и его роль в развитии науки и образования. Выступление ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на торжественном заседании РАН, посвященном 140-летию В.И. Вернадского (12 марта 2003 г.). URL: http://getmedia.msu.ru/newspaper/4031/all/yubilei.htm

Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981.

9 Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика (Концепция эволюции глобальных процессов). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009; Они же. Глобальные исследования и эволюционный подход. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013; Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм. Идеи. Проблемы. Гипотезы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.