УДК 740 165.6
И.Г. РЕБЕЩЕНКОВА, д-р филос. наук, профессор, irinagrr@rambler. ru Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)
I.G. REBESHCHENKOVA, Dr. inрЫ1, professor, [email protected] Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)
У ИСТОКОВ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ: КОНЦЕПЦИЯ К. ЛОРЕНЦА
Глобализация и информатизация социума, успехи естественных и гуманитарных наук обусловливают повышенное внимание к эволюции человеческого познания. Поэтому эволюционная теория познания становится в последнее время одним из интенсивно развивающихся в ряде стран междисциплинарных направлений. Одним из ее создателей является австрийский ученый и философ К. Лоренц (1903-1989).
Ключевые слова: эволюционная теория познания, когнитивная эволюция К. Лоренц.
AT SOURCES OF THE EVOLUTIONARY THEORY OF KNOWLEDGE:
K. LORENTZ'S CONCEPT
Globalization and informatisaton of the modern society, the successes of natural and humanistic sciences determine the higher attention to the evolution of the human knowledge. In the last time the evolutionary theory of knowledge is becoming of the one of intensive developing interdisciplinary direction in the several countries. One of the founder of this theory is Austrian scientist and philosopher K.Lorenz (1903-1989).
Key words: evolutionary theory of knowledge, cognitive evolution, K. Lorenz.
Когнитивная эволюция в последние десятилетия привлекает пристальное внимание зарубежных и отечественных ученых и философов [1-5]. Это внимание обусловлено трансформациями социума: его глобализацией, информатизацией, компьютеризацией и серьезными успехами естественных и гуманитарных наук.
Эволюция человеческого познания, а вместе с ней его сущность выступают в настоящее время объектами междисциплинарного изучения. К наукам, на протяжении многих столетий занимавшимся познанием (психологии, логике, философии), в настоящее время активно подключаются новые дисциплины: эволюционная биология, эволюционная и когнитивная психология, этология, эволюционная кибернетика и др.
Уже к началу 70-х гг. прошлого столетия в Западной Европе сложилась теоретическая и методологическая база для эволюционной эпистемологии - концепций когнитивной эволюции, разработанных, прежде всего, Конрадом Лоренцем и Карлом Поппером. Эти исследователи родились под Веной, и хотя были знакомы с детства, свои концепции разрабатывали независимо друг друга. Их взгляды на эволюцию познания, как они и сами заметили во время своей встречи в 1983 г., носили сходный характер, поскольку они содержали анализ не структуры знания, а его исторического развития на единой основе - на принципах дарвинизма [8].
Конрад Лоренц (1903-1989) - австрийский естествоиспытатель, биолог, врач, эколог, создатель этологии, лауреат Нобелев-
ской премии, мыслитель широкого плана. Он был одним из родоначальников не только эволюционной эпистемологии, но и этологии, эволюционной психологии, эволюционной этики.
Лоренц возродил традицию обмена идеями в различных областях науки и философии на еженедельных семинарах, проводимых в стенах его загородной виллы под Веной, организовав так называемый Аль-тенбергский кружок. В дальнейшем активная разработка им, его учениками и единомышленниками в Австрии и Германии темы когнитивной эволюции привела к возникновению и институализации научно-философской школы с исследовательскими и образовательными функциями. Таким образом, Лоренц консолидировал международные исследовательские усилия в эволюционном исследовании познания.
Лоренц родился в Альтенберге, под Веной. Он получил образование в Колумбийском и Венском университетах. В диссертации, посвященной инстинктивному поведению животных, он показал, что животные способны передавать друг другу знания, лежащие в основе жизненно важных навыков, приобретенных путем научения. Это явление было названо им импри-тингом (запечатлением), а его идея о способности животных передавать знания вошла впоследствии в его эволюционную эпистемологию.
В 1973 г. Конраду Лоренцу вместе с Николасом Тинбергеном и Карлом фон Фришем была присуждена Нобелевская премия за создание моделей индивидуального и группового поведения животных. Именно наблюдения за поведением животных обусловили возникновение у Лоренца интереса к различным, относительным «субъективным мирам», которые побудили его в дальнейшем обратиться к вопросам эволюции познания в фило- и антропогенезе.
Лоренц неоднократно указывал на отличие своего пути к эволюционной эпистемологии как этолога от путей других участников созданной им австро-германской школы. Уже в 1930-х - начале 1940-х гг.
Лоренц заложил теоретический фундамент этологии - изучения инстинктивного поведения животных, включая когнитивный его аспект.
Характерным для этологических исследований Лоренца и значимым для разработки эволюционной теории познания было его обращение к поведению человека. Он утверждал, что в основе последнего лежат сформировавшиеся в процессе эволюции, генетически обусловленные, врожденные, стереотипные структуры. Распространение принципов этологии на исследование человеческой природы доказывало непрерывность естественной и человеческой истории, животного и человеческого поведения, а вместе с ним и познания. Недостатком его позиции был далеко не полный учет социальной детерминации истории, поведения и познания человека, определяющей прерывность между естественной и человеческой историей.
Поворотным пунктом на пути Лоренца к эволюционной эпистемологии, временем его обращения к ее проблематике явилась его работа в начале 40-х гг. в Кенигс-бергском университете, в который он оказался, по его словам, «под ураганным огнем кантианских идей» и изучение работ И. Канта [6].
Таким образом, эволюционная теория познания Лоренца разрабатывалась им поэтапно с начала 40-х и до конца 80-х гг. в ряде его работ, частично переведенных в нашей стране: «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», «Врожденные знания и познание в животном царстве», «Врожденное познание», «Имеют ли животные субъективные переживания?», «Естествознание о человеческом духе», «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания», «Жизнь есть обучение. От Канта к Лоренцу», «Эволюция мышления», «Путь к эволюционной теории познания», «Эволюция и априори» [7].
Весной 1980 г. Лоренц дал интервью репортеру Ф. Крейцеру, целью которого было наметить «великую духовную линию» жизни ученого, показать ее основ-
ные этапы и направление и обосновать то, что Лоренц «перекинул мост» от поведения и познания животных к когнитивной эволюции человечества [2]. В этом интервью был сформулирован лоренцевский вывод когнитивной эволюции: индивидуальное познание - это результат исторического становления родового познания. Это означает, что в родовой истории собирается информация о мире, превращающаяся в ходе эволюции в априорные структуры. Это дает нам право принимать ту идею, что тот мир, который нас формировал, действительно существует. Лоренц не один раз воспроизводил логику своего учения: существует человек, перед ним находится внешний мир, взаимодействие между ними опосредуется «познавательным аппаратом» - «зеркалом», и тогда для понимания сущности познания и самосознания надо изучить их родовое становление и эволюцию «аппарата познания».
Эволюционная теория познания Лоренца включает два взаимосвязанных между собой блока: методологический и содержательный.
Методологический блок лоренцев-ской концепции содержит обоснование возможности и необходимости естественно-научного подхода к человеческому познанию и духу, критику идеалистических и вульгарно-материалистических подходов к ним. При этом решались, в первую очередь, проблемы методов исследования познания и его эволюции в филогенезе. В исследовании человеческого познания ставились вопросы специфики методологии изучения человека, возникновения и эволюции его поведения и духа. В этот блок вошли также проблемы объекта, целей и задач эволюционной теории познания; места, значения и синтеза естественно-научного и гуманитарно-социального подходов к духу, познанию; структуры их понятийно-терминологического аппарата.
На зрелом этапе разработки эволюционной теории познания Лоренц считал ее объектом возникновение и эволюцию «аппарата познания» («оборотной стороны
зеркала»), т.е. возникновение и формирование способности животных и человека к познанию - когнитивной эволюции. Он был убежден в том, что для понимания сущности человеческого сознания и познания необходимо изучить их родовую историю, а также возникновение и эволюцию не только их социальной детерминации, но и биологической основы. Его книга «Оборотная сторона зеркала» стала, по его собственному замечанию, одной из первых и вместе с тем одной из самых заметных попыток анализа исторического становления познания на основе достижений науки второй половины XX в. Содержательный блок эволюционной теории познания К. Лоренца включает рассмотрение сущности и граней познания и духа, их возникновения и развития с позиций эволюционизма дарвиновского типа.
Таким образом, обусловленная этологией эволюционная теория познания Лоренца стала одной из первых в ряду теоретико-познавательных концепций, построенных на одном из ведущих общенаучных принципов прошлого столетия - принципе эволюционизма. Она стала также одной из натуралистических версий современной эпистемологии.
Лоренцевская теория познания формировалась в течение ряда десятилетий, на базе достижений частных наук и философии, и уже в 50-х гг. обрела своих сторонников в западноевропейских странах и в США.
Основанный на базе научно-философского Альтенбергского кружка К. Лоренца при Венском университете междисциплинарный Институт исследования эволюции и познания, получивший после смерти ученого его имя и расположенный в его вилле в Альтенберге, успешно функционирует вот уже более четверти века. Этот институт является в настоящее время своего рода Меккой всех исследователей, чье внимание приковано к актуальным проблемам когнитивной эволюции человечества, особенно к ее современному этапу, т.е. к эволюции познания в глобализирующемся, информационном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кезин А.В. Современная эпистемология: натуралистический поворот / А.В.Кезин, Г.Фоллмер. Севастополь, 2004. 392 с.
2. Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). СПб, 2003. Т.1. 472 с.
3. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. М., 2002. 381 с.
4. Ребещенкова И.Г. Эволюция познания. Австро-германская традиция исследования в научно-философском контексте. СПб, 2004. 227 с.
5. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. Врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. М., 1998. 202 с.
6. Lorenz K., Kreuzer F. Leben ist Lernen. Von Immanuel Kant zu Konrad Lorenz.. Ein Gespräch über das Lebenswerk des Nobelpreisträgers. München, 1981. 103 s.
7. Lorenz K. Kants Lehre von Apriorischen im Lichte gegenwärtiger Biologie // Blätter für Deutsche Philosophie. 1941. № 15. (В русск. пер.: Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии // Эволюция. Язык. Познание. М., 2000. С.15-41); Лоренц К. Angeborenes Können und Erkennen in Tiereich // Orion. 1952. № 7. S.716-720; Лоренц К. Das Angeborene Erkennen // Natur und Volk. 1954. № 84. S.285-295; Лоренц К. Haben Tiere ein subjectives Erleben? // Jahrbuch 1963 Technischen Hochschule München / H.H.Meinke (Hrsg.). 1963. S.57-68; Lorenz K. Die Naturwissenschaft vom menschlichen Geiste // Mitteilungen d. Humboldt-Gesellschaft. 1973. № 5. S.117-127; Lorenz K. Die Rückseit des Spiegels. Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens. München-Zürich, 1973 (В русск. пер.: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Опыт естественной истории человеческого познания // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. С.244-463); Lorenz K.. Die Evolution des Denkens / K. Lorenz, F.M. Wuketits (Hrsg.). München, 1983; Kultur und Evolution // Verhaltensforschung in Österreich: Konrad Lorenz 80 Jahre / O.König (Hrsg.). Wien/Heidelberg, 1983. S.117-118; Lorenz K. Wege zur Evolutionären Erkenntnistheorie // Evolution, Ordnung und Erkenntnis: Rupert Riedl zum 60 Geburtstag am 22 Februar 1985 / J.A.Ott, G.P.Wagner & F.M.Wuketits (Hrsg.). Berlin, 1985; LorenzK. Evolution
und Apriori // Die Evolutionäre Erkenntnistheorie: Bedingungen-Lösungen-Kontroversen. S.13-18 (В русск. пер.: Лоренц К. Эволюция и априори // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1994. № 5. С.11-17, 19-28).
8. Popper K, Lorenz K. Die Zukunft ist offen. Das Al-tenberger Gespräch. München-Zürich, 1985. 143 s.
REFERENCES
1. Kezin A.V., Follmer G. Modern Epistemology: Naturalistic turning. Sevastopol, 2004. 392 s.
2. Merkulov I.P. Epistemology. Saint Petersburg, 2003. Vol. 1. 472 p.
3. Popper K. Objective Knowledge. Evolutionary approach. Moscow, 2002. 381 s.
4. Rebeshchenkova I.G. The Evolution of Knowledge. Saint Petersburg, 2004. 227 p.
5. Follmer G. The evolutionary theory of knowledge. Moscow, 1998. 202 p.
6. Lorenz K., Kreuzer F. Leben ist Lernen. Von Immanuel Kant zu Konrad Lorenz.. Ein Gespräch über das Lebenswerk des Nobelpreisträgers. München, 1981. 103 s.
7. Lorenz K. Kants Lehre von Apriorischen im Lichte gegenwärtiger Biologie // Blätter für Deutsche Philosophie. 1941. № 15. (Лоренц К. Haben Tiere ein subjectives Erleben? // Jahrbuch 1963 Technischen Hochschule München / H.H.Meinke (Hrsg.). 1963. S.57-68; Lorenz K. Die Naturwissenschaft vom menschlichen Geiste // Mitteilungen d. Humboldt-Gesellschaft. 1973. № 5. S.117-127; Lorenz K. Die Rückseit des Spiegels. Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens. München-Zürich, 1973. Lorenz K.. Die Evolution des Denkens / K. Lorenz, F.M. Wuketits (Hrsg.). München, 1983; Kultur und Evolution // Verhaltensforschung in Österreich: Konrad Lorenz 80 Jahre / O.König (Hrsg.). Wien/Heidelberg, 1983. S.117-118; Lorenz K. Wege zur Evolutionären Erkenntnistheorie // Evolution, Ordnung und Erkenntnis: Rupert Riedl zum 60 Geburtstag am 22 Februar 1985 / J.A.Ott, G.P.Wagner & F.M.Wuketits (Hrsg.). Berlin, 1985; Lorenz K. Evolution und Apriori // Die Evolutionäre Erkenntnistheorie: Bedingungen-LösungenKontroversen. S.13-18.
8. Popper K, Lorenz K. Die Zukunft ist offen. Das Al-tenberger Gespräch. München-Zürich, 1985. 143 s.