Научная статья на тему 'У ИСТОКОВ ДАГЕСТАНСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ТВОРЧЕСТВО А. БАШИРОВА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ'

У ИСТОКОВ ДАГЕСТАНСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ТВОРЧЕСТВО А. БАШИРОВА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / DAGESTAN CHILDREN'S LITERATURE / ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ / FORMATION AND DEVELOPMENT / ЭВОЛЮЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ARTISTIC FEATURES / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнов М.А.

В статье рассмотрено поэтическое наследие А. Баширова, адресованное детям; обоснова-на весомая роль кумыкского поэта в формировании и становлении дагестанской детской лите-ратуры; охарактеризованы художественные особенности его детских произведений, отмечены их познавательный, природоведческий характер, воспитательная функция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the origins of Dagestan children's literature: A.Bashirov's poetry in the context of chil-dren's literature development

The article considers the children‟s poetic heritage of A. Bashirov; the significant role of the Kumul poet in the process of formation of Dagestan children's literature is substantiated; artistic fea-tures of children's works of the author are characterized as well as their cognitive and natural history focus alongside the educational function is described.

Текст научной работы на тему «У ИСТОКОВ ДАГЕСТАНСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ТВОРЧЕСТВО А. БАШИРОВА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

УДК 82.091 М.А. Гусейнов

У истоков дагестанской детской литературы:

творчество А. Баширова в контексте становления литературы для детей

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук; malik60@list.ru

В статье рассмотрено поэтическое наследие А. Баширова, адресованное детям; обоснована весомая роль кумыкского поэта в формировании и становлении дагестанской детской литературы; охарактеризованы художественные особенности его детских произведений, отмечены их познавательный, природоведческий характер, воспитательная функция.

Ключевые слова: дагестанская детская литература, формирование и становление, эволюция, художественные особенности.

Развитие дагестанской литературы характеризуется рядом этапов. Одним из значительных ее этапов является формирование и становление литературы для детей. Естественно, детская литература зародилась и сложилась в качестве определенной разновидности словесного искусства не вдруг и не сразу. Это происходило в процессе длительного развития, в ходе эволюции собственно художественной словесности, а также под влиянием социальных факторов.

Так, на примере кумыкской литературы можно констатировать, что возникновение детской литературы приходится на вторую половину XIX в., которым датируются произведения известного кумыкского поэта и просветителя Магомед-Эфенди Османо-ва, адресованные детям. В частности, таковым является стихотворение «Письмо Джа-малутдину» («Джамалитдинге кагъыз»), имеющее назидательно-просветительский характер.

Следующим периодом этого процесса представляется начало минувшего столетия, точнее сказать, досоветского периода, когда произведения, адресованные детям, были созданы многими авторами. А. Акаев, Н. Батырмурзаев, М. Алибеков и др., также будучи писателями-просветителями, руководствуясь идеями, в тот период доминировавшими в среде дагестанской интеллигенции, обращались к юным читателям, молодому поколению с настоятельным призывом учиться, овладевать знаниями, современными науками. Произведения названных авторов характеризовались поэтической дидактикой, наполняясь при этом воспитательными, нравственно-этическими концепциями.

Значительной вехой в становлении детской литературы в Дагестане видится период 1920-1930-х годов. Первые два десятилетия советской власти характеризуются интенсивным развитием дагестанской литературы, активным притоком в нее молодых авторов, значительным количеством изданных художественных книг. Официальной идеологией важное значение придавалось проблеме просвещения, ликвидации неграмотности, что обусловило большое количество учебных пособий, в том числе по литературе. В данном контексте становится очевидным, что эти факторы способствовали активизации детской литературы.

Многие дагестанские авторы, прежде всего поэты, посвятили свои произведения детям, в частности А.-П. Салаватов, Т.-Б. Бейбулатов, З. Гаджиев, Т. Хрюгский, А. Омаршаев, А. Баширов, А.-В. Сулейманов, Н. Ханмурзаев и др. В этот период суще-

ственно расширился проблемно-тематический, жанровый диапазон детской литературы, детские произведения обрели полновесное художественно-эстетическое содержание. Дагестанскими писателями были созданы пейзажные, познавательные произведения, были освоены жанры детской сказки, басни, стихотворного рассказа, детской поэмы. Наряду с этим происходила дифференциация литературы по возрастным категориям: для дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возрастов. Более того, в этот период было издано несколько художественных книг, адресованных детям.

Таким образом, в этот период дагестанская детская литература сложилась как художественная система, как отдельная разновидность словесной культуры, то есть произошло ее «отпочкование» от взрослой литературы. Ничуть не преувеличивая либо преуменьшая роль в этом процессе тех или иных авторов, следует отметить, что одним из существенных факторов представляется выход в свет отдельных книг, адресованных детям. В эти годы были изданы книги кумыкских писателей для детей «Мулла и поп» (1931), «Пионер Кантив» (1934), «Кто что делает» (1934) А. Баширова, «Челюскинцы» (1935) А.-В. Сулейманова, ногайских авторов И. Мирзоева «Сборник детских песен» (1934), М. Курманалиева «Стихотворные загадки» (1934).

В становлении дагестанской литературы для детей весомой видится роль Абдул-лы Баширова (1894-1947), которым было опубликовано наибольшее количество детских книг. Убедительным видится суждение о поэте А.-К.Ю. Абдуллатипова, который подчеркнул: «Он был, пожалуй, единственным писателем, который много писал для детей и специально для них издавал отдельные книги» [2, с. 158]. Да и в целом, помимо книг для детей, наибольшее количество художественных книг среди дагестанских авторов 1920-1930-х годов было издано именно им, всего около десяти. Тем не менее, в силу ряда причин, прежде всего той, что он был репрессирован, его творчество на несколько десятилетий было вычеркнуто из художественного процесса. Его наследие остается не введенным в должной мере в научный оборот, неизвестным широкому кругу читателей ввиду того, что его книги не переизданы, произведения не переведены на русский язык.

Однако отдельные произведения А. Баширова рассмотрены в трудах некоторых дагестанских исследователей, в частности детские: К.Д. Султанова [1], А.-К.Ю. Абдуллатипова [2], Ф.Х. Мухамедовой [3; 4], Н.К. Аджаматовой [5], М.А. Гусейнова [6].

Названные выше поэтические книги А. Баширова для детей, а именно: «Мулла и поп» («Молла кешиш», 1931), «Кто что делает» («Ким не эте», 1934), «Пионер Кантив» («Пионер Къантив», 1934), наряду с аналогичного характера произведениями современных ему авторов, служат наглядным подтверждением высокого уровня, достигнутого дагестанской детской литературой в первые десятилетия советского периода.

Первое, довольно значительное по объему произведение А. Баширова, изданное отдельной книгой, написано в русле доминировавших в тот период мотивов, имеет антиклерикальную направленность. В нем рассказывается о том, как мулла и поп, утратившие уважение и почет в людской среде, а вместе с тем и материальный достаток, решают поискать свое счастье в среде животных, зверей. Первым на их пути встречается комар, который, разгадав лживую сущность священнослужителей, дает им отповедь. Комар заявляет им, что если бы они были хорошими людьми, то зарабатывали бы на жизнь трудом, -

Как и народ, вспахивая землю, Трудясь, кося сено. Халкъ йимик сабан салып, Иш ишлеп, бичен чалып [7, с. 4].

Как и комар, не верят мулле и попу, убегают от них другие звери, к которым они обращаются. Таким образом, священнослужители, надеявшиеся прижиться, найти свою нишу в среде животных, терпят неудачу.

«Требованиям социального заказа» [4, с. 36], как отмечает Ф.Х. Мухамедова, отвечает отчасти и вторая детская книга А. Баширова «Пионер Кантив». Кантив, обучавшийся в городской школе-интернате для сирот, вступивший там в пионеры, возвратившись в родное село, с воодушевлением пропагандирует новое веяние среди ребят и в итоге создает пионерский отряд.

Основа сюжета вполне отвечает духу того времени. Однако содержание произведения намного шире заявленной темы. Сюжетная конструкция, отмеченная выше, несомненно, имеющая агитационную окраску, находит выражение только в развязке произведения. Значительную часть содержания «Пионера Кантива» составляет увлекательный рассказ героя произведения о первой поездке в город, пребывании в городе, школе-интернате, о прогулках по городу, посещении зоопарка и т. д.

Обо всем этом повествуется устами ребенка, с детской восторженностью, детским восприятием невиданного доселе: поезда, трамвая, огромных городских улиц и большого потока людей, громадных фабрик и заводов, невиданных прежде зверей и т. д. Удивление ребенка от встречи с большим миром - так примерно можно охарактеризовать суть этого произведения. Так, изумление Кантива вызывает впервые увиденная им железная дорога (подстрочные переводы везде наши. - М.Г.): Такая странная дорога, Сделали ее из железа (рельсов), Выстроив под ней балки (шпалы), На них ее укрепили. Олай бир ёл тамаша, Темирден салып этген, Тюбюне агъач тизип, Ону уьстюне бегитген [8, с. 5].

Приближающийся поезд, тоже впервые в жизни им увиденный, и вовсе бросает его в дрожь. Его страх перед ним воспроизводится следующим образом: Словно ноги онемели, Я не смог убежать. Рядом был столб, Я обвился вокруг него. И глаза я закрыл, Думал, что умру теперь. Аягъым къуругъандай, Къачмагъа бажармадым. Къырыйымда багъана, Шогъар етип чырмалдым. Гёзлеримни де юмдум, Муна гьали оьлдюм деп [8, с. 5-6].

С детской непосредственностью обрисовывает он улицы большого города, в котором оказался впервые:

Обе стороны улицы (тротуары)

Переполнены людьми.

Увидев это, подумаешь,

Что для них настал праздник-байрам.

Орамны эки ягъы Тыгъылып халкъдан толгъан. Гёрсенг эсинге гелир, -Бу халкъгъа байрам болгъан [8, с. 8].

А. Баширов, изображая сквозь призму мировосприятия сельского мальчишки невиданные доселе явления, оттеняет его восторг, удивление увиденным. Мастерство А. Баширова заключается в том, что ему удалось в полной мере выразить эмоциональное состояние юнца, что говорит о прекрасном знании им внутреннего мира, психологии детской души. Этим определяется действенность «Пионера Кантива», как и рассказа самого мальчика о школе, о пионерах, которые с радостью вступают в создаваемый им пионерский отряд.

Представляется целесообразным отметить роль произведений о пионерах, которые составляют определенный пласт детской литературы рассматриваемого периода. О пионерском движении наряду с А. Башировым писали стихи, например, Г. Цадаса, Т.-Б. Бейбулатов, А.-В. Сулейманов и др. Исследователь Н.К. Аджаматова совершенно верно отмечает функциональное значение этих произведений: «Несмотря на свою немногочисленность, пионерские стихи отражали в определенной степени начавшийся процесс дифференциации поэзии для детей по возрастным группам читателей» [5, с. 116].

Занимательностью и увлекательностью характеризуются также стихи А. Баширова из его третьей детской книги «Кто что делает» (отметим: книга «Пионер Кантив» была издана в начале 1934 г., а «Кто что делает» - в конце). Вошедшие в него произведения «Шапи делает скворечник» («Шапи уя эте»), «Джамав и зайчонок» («Жамав ва къоян»), «Бажив и ястреб» («Бажив ва тююлген»), «Лиса и сокол» («Тюлкю ва къарчыгъа») могут быть определены, как и «Пионер Кантив», как познавательные.

Персонажи произведений А. Баширова Шапи, Джамав, Бажив любят птиц, животных. Так, Шапи мастерит скворечник, в котором в скором времени поселяется скворец, дает потомство. Поэт при этом объясняет, как и для чего делается скворечник, чем он полезен. Или, например, отец Джамава принес ему зайчонка. Джамав хочет накормить его, угощает домашним сыром, чуреком, но тот не ест. И тут мать объясняет Джамаву, что зайчонок не домашнее животное, что он питается травами полей. Вняв совету матери, Джамав отпускает на волю полюбившегося ему зверька.

Аналогично содержание и двух других стихов данной книги. Эти произведения, во-первых, имеют познавательный характер, во-вторых, они относимы в разряд детской пейзажной лирики. Рисуя взаимоотношения детей и животных, делая акцент на этом, А. Баширов делает шаг к собственно художественно-эстетическому воспитанию детей, пробуждению в них добрых чувств к «братьям нашим меньшим», отзывчивости, милосердия, любви.

Словом, на примере трех указанных поэтических книг можно говорить о творческой эволюции А. Баширова. В первом случае («Мулла и поп») для него важна актуальная в социальном плане тема, во втором («Пионер Кантив») - социальной, пропагандистской темой обрамляется сюжет, характеризующийся занимательностью, увлекательностью (о поездке героя в город, пребывании в нем, обучении в школе-интернате), в третьем - автор полностью освобождается от влияния идеологии, оттеняя художественную ценность своих произведений.

Одна из характерных особенностей поэтики детских произведений А. Баширова тонко подмечена Ф.Х. Мухамедовой. В своей монографии «Дагестанская детская литература» исследователь отмечает: «В отличие от 11 -сложника, которым А. Баширов пи-

шет свои «взрослые» стихи, для предназначенных детям стихотворных рассказов он использует 7-сложник. Размер этот более соответствует психологии детей, так как он более подвижен и легок» [4, с. 36].

Относительно жанрового обозначения следует сказать, что сам автор определял свои произведения как стихотворные рассказы («шиърулу гьикаялар»). Аналогично характеризуется их жанр и отдельными исследователями. В то же время правомерно обратить внимание на то, что первые два произведения А. Баширова, изданные отдельными книгами, имеют довольно большой объем: «Мулла и поп» состоит из 38 четырехстрочных строф, «Пионер Кантив» - из 90 четырехстрочных строф и делится при этом на восемь глав. Сами по себе объемы этих произведений, наличие в них развернутых сюжетов, полновесных образов вызывают сомнения в определении их в качестве стихотворений (или стихотворных рассказов). Данные произведения, особенно «Пионер Кантив», можно назвать поэмами - первыми детскими поэмами в национальной литературе.

Кроме того, произведение «Мулла и поп» по своей структуре восходит к фольклорному жанру - сказке. В этой связи, на наш взгляд, оно может быть определено как литературная детская сказка, или поэма-сказка.

Наряду с А. Башировым произведения значительного объема в 1930-е годы были созданы, к примеру, А.-В. Сулеймановым, А. Аджиевым. К жанру поэтической сказки, как и А. Баширов, в 1930-е годы обратился А. Аджиев. «Болтливая белая утка» («Авузгъа бош акъ бабиш», 1935) А. Аджиева написана в жанре сказок о животных. Согласно сюжету произведения, домашние животные, перепуганные отсутствием своего хозяина, решают отправить на его поиски утку, при этом твердо наставляя ее не говорить никому из лесных зверей (а хозяин направился в лес по дрова), что они остались дома одни. Но белая утка, оказавшись на редкость болтливой, сообщает об этом всем зверям, попадающимся ей на пути, и сама в результате становится первой жертвой хищника. Комизм ситуаций - характерная особенность данного произведения. Правомерно подчеркнуть, что это произведение А. Аджиева пережило свою эпоху и пользуется большой популярностью поныне.

Подвигу покорителей Арктики А.-В. Сулейманов посвятил поэму «Челюскинцы» («Челюскинчилер», 1935), изданную отдельной книгой с фотоиллюстрациями. Этим произведением он способствовал расширению жанровой системы детской поэзии, создав поэму на документальном материале. В данной поэме, имеющей подзаглавие «для детей» («яшлар учун»), повествуется о полярной экспедиции под руководством О.Ю. Шмидта на пароходе «Челюскин», оказавшемся зажатым в арктических льдах, о героическом поведении в трудной ситуации членов экспедиции, о вызволении их из ледяного плена. А.-В. Сулейманов, подробно повествуя об этой научной экспедиции, расширяет рамки географии дагестанской детской литературы, знакомя читателей с далекими морями, океанами, Заполярьем, чем оттеняет познавательный аспект произведения.

Кратко подытоживая исследование детской поэзии А. Баширова в контексте дагестанской детской литературы 1920-1930-х годов, можно констатировать, что она сделала резкий скачок вперед в своем развитии. В этот период было создано значительное количество произведений, были изданы отдельные поэтические книги для детей. Кроме того, в эти годы четко проявилась дифференциация произведений для детей по возрастным категориям. Например, стихотворение А. -П. Салаватова «Резиновый мяч» адресовано детям дошкольного возраста, сказки А. Баширова, А. Аджиева - детям младшего школьного возраста, поэма «Пионер Кантив» А. Баширова - ребятам среднего

школьного возраста, поэма «Челюскинцы» А.-В. Сулейманова - школьникам-старшеклассникам.

Впечатляет расширение жанрового диапазона исследуемого пласта литературы. В эти годы были созданы поэмы, поэмы-сказки, басни, стихотворные рассказы, стихи. Произведения кумыкских и других дагестанских авторов, характеризующиеся незаурядными художественными достоинствами, служат подтверждением того, что дагестанская детская литература вышла в этот период на качественно новые рубежи.

Таким образом, литература для детей в словесной культуре кумыков и всего Дагестана выделилась в отдельную разновидность, что является одним из важных итогов ее развития в первой трети минувшего столетия. В этом процессе весомой видится роль А. Баширова, которым было написано несколько книг, адресованных детям.

Литература

1. Султанов К.Д. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты). - Махачкала, 1964. На кум. яз.

2. Абдуллатипов А.-К.Ю. Творчество Абдуллы Баширова // Наследие, возвращенное народу: сб. ст. - Махачкала, 1990.

3. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская поэзия. - Махачкала, 1991.

4. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. - Махачкала, 2001.

5. Аджаматова Н.К. Кумыкская детская поэзия: формирование и развитие. -Махачкала, 2004.

6. Гусейнов М.А. Национальная литература кумыков 1920-1930-х годов. - Махачкала, 2009.

7. Баширов А. Мулла и поп (Молла кешиш). - Махачкала, 1931. На кум. яз.

8. Баширов А. Пионер Кантив (Пионер Къантив). - Махачкала, 1934. На кум. яз.

9. Баширов А. Кто что делает (Ким не эте). - Махачкала, 1934. На кум. яз.

Поступила в редакцию 7 февраля 2013 г.

UDK 82.091

At the origins of Dagestan children's literature: A.Bashirov's poetry in the context of children's literature development

M.A. Guseynov

G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Research Centre of the Russian Academy ofSciences; malik60@list.ru

The article considers the children's poetic heritage of A. Bashirov; the significant role of the Kumul poet in the process of formation of Dagestan children's literature is substantiated; artistic features of children's works of the author are characterized as well as their cognitive and natural history focus alongside the educational function is described.

Keywords: Dagestan children's literature, formation and development, evolution, artistic features.

ReceivedFebruary 7, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.