Научная статья на тему 'У истоков британского модернизма: Т. Э. Хьюм'

У истоков британского модернизма: Т. Э. Хьюм Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
485
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКИЙ МОДЕРНИЗМ / BRITISH MODERNISM / АНТИРОМАНТИЗМ / НЕОКЛАССИЦИЗМ / NEOCLASSICISM / ИМАЖИЗМ / IMAGISM / ПОЭЗИЯ / POETRY / ИСКУССТВО / ART / ANTIROMANTISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Красавченко Татьяна Николаевна

Статья о Томасе Эрнесте Хьюме, английском философе, теоретике литературы и искусства, поэте, который в начале ХХ в. отверг антропоцентричную романтическую традицию как тип идеологии и искусства и создал свою антиантропоцентричную теорию неоклассицизма. Антируссоист, антигуманист, он по-своему осмыслил кризис гуманистического мировоззрения накануне Первой мировой войны. Как идеолог модернизма, оказал влияние на Т.С. Элиота, Э. Паунда, Ф.С. Флинта, Уиндема Льюиса и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the Origins of British Modernism: T.E. Hulme

This article is about Thomas Ernest Hulme, English philosopher, theorist of literature and art, who at the beginning of the 20th century rejected anthropocentric Romantic tradition as a type of ideology and art and created anti-anthropocentric theory of neoclassicism. Anti-rousseauist, anti-humanist, on the eve of the First World War he interpreted the crisis of humanism in his own way. And as an ideologue of modernism influenced T.S. Eliot, E. Pound, F.S.Flint, Wyndham Lewis a.o.

Текст научной работы на тему «У истоков британского модернизма: Т. Э. Хьюм»

Т.Н. Красавченко

У ИСТОКОВ БРИТАНСКОГО МОДЕРНИЗМА: Т.Э. ХЬЮМ

Статья - о Томасе Эрнесте Хьюме, английском философе, теоретике литературы и искусства, поэте, который в начале ХХ в. отверг антропоцентрич-ную романтическую традицию как тип идеологии и искусства и создал свою - антиантропоцентричную теорию неоклассицизма. Антируссоист, антигуманист, он по-своему осмыслил кризис гуманистического мировоззрения накануне Первой мировой войны. Как идеолог модернизма, оказал влияние на Т.С. Элиота, Э. Паунда, Ф.С. Флинта, Уиндема Льюиса и др.

Ключевые слова: британский модернизм, антиромантизм, неоклассицизм, имажизм, поэзия, искусство.

This article is about Thomas Ernest Hulme, English philosopher, theorist of literature and art, who at the beginning of the 20th century rejected anthropo-centric Romantic tradition as a type of ideology and art and created anti-an-thropocentric theory of neoclassicism. Anti-rousseauist, anti-humanist, on the eve of the First World War he interpreted the crisis of humanism in his own way. And as an ideologue of modernism influenced T.S. Eliot, E. Pound, F.S.Flint, Wynd-ham Lewis a.o.

Key words: British modernism, antiromantism, neoclassicism, imagism, poetry, art.

Томас Эрнест Хьюм (1883-1917) в 1910-е гг. был идеологом британского модернизма, разработавшим теорию неоклассицизма, который кардинально отличался от традиционного представления о классицизме и неоклассицизме прошлого и нашел воплощение в теориях и творчестве британских модернистов - имажистов, вортицистов (среди них поэт и критик Т. С. Элиот, писатель Уиндем Льюис1).

В 1908 г. Хьюм помог банкиру, любителю литературы Генри Симпсо-ну создать в Лондоне «Клуб поэтов», тот стал его президентом, Хьюм -секретарем, а фактически руководителем. Он сформулировал для «Клу-

1 Их иногда называют авангардистами, но авангардизм в Британии явление специфическое, умеренное. См.: Красавченко Т. Н. Эстетическое переживание пограничной эпохи в Англии и в России: традиционализм и футуризм // Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох - типы пограничного сознания: Материалы российско-французской конференции: В 2 ч. / Отв.ред. В. Б. Земсков. Ч. I. М., 2002. С. 328-337.

ба» «Правила 1908» [Brooker, 1996: 48] и в том же году прочитал на его заседании (обычно они проходили ежемесячно по вечерам) «Лекцию о современной поэзии». В первых двух антологиях (их было несколько), изданных «Клубом» в 1909 г., - «Рождество MDCCCCVIII» и «Книга Клуба поэтов», Хьюм опубликовал по два стихотворения, среди них «Осень» и «Городской закат», считающиеся первыми имажистскими стихотворениями. В сущности, «Клуб» послужил основой будущего кружка имажистов. Когда английский поэт и переводчик, знаток и пропагандист новой французской поэзии Фрэнк Стюарт Флинт примкнул к «Клубу» в марте 1909 г., они с Хьюмом затеяли проект «Школа образов», через месяц к ним присоединился Паунд. Регулярные встречи «Клуба» длились около года. На этих встречах Хьюм излагал свои идеи, Флинт и Па-унд интерпретировали и пропагандировали их. Время от времени Хьюм выступал с лекциями, а с 1909 г. напечатал более сорока статей в журнале «Новая эра» («The New Age», 1907-1922), выходившем под редакцией влиятельного в британских культурных кругах А. Р. Орейджа, написал шесть стихотворений, пять из них опубликовал в 1912 г. в том же журнале как «Полное собрание поэтических сочинений Т. Э. Хьюма». Таким образом, его эстетические идеи были хорошо знакомы большинству искателей новых путей в литературе и стали «катализатором новой поэзии», хотя широко Хьюм еще не был известен.

Что это были за идеи? «Уверен, - писал Т. Э. Хьюм в эссе «Романтизм и классицизм», - что после столетнего господства романтизма мы находимся на этапе возрождения классицизма <...>. Согласно учению Руссо, человек по природе добр и лишь плохие законы и обычаи подавляют его. Если их устранить, перед человеком откроются бесконечные возможности <...>. Классическое можно определить как совершенную противоположность этому. Человек - поразительно низменное и ограниченное животное, природа которого неизменна. И лишь с помощью традиции и организации можно добиться от него чего-то пристойного <...>. Короче, существуют два взгляда. Согласно одному: человек по своей природе добр и его портят обстоятельства, согласно другому - он по своей природе ограничен, но дисциплинируется и достигает относительно достойного уровня с помощью порядка и традиции. С одной точки зрения, человек подобен колодцу, с другой - ведру» [Hulme' 1924: 115]. Хьюм решительно отверг антропоцентричную романтическую традицию (как тип идеологии и творчества), истоки которой уходят в эпоху Возрождения. На его взгляд, гуманизм и вдохновленное им романтическое искусство приравняли че-

ловека к божеству. Хьюм выступил как антируссоист, антигуманист еще до начала Первой мировой войны, обнажившей кризис гуманистического мировоззрения.

Романтизм для Хьюма - главный источник общественных бед, идеология индивидуализма, ведущая к разгулу страстей, к революциям. Особенность Хьюма, в сравнении с другими неоклассицистами, например американцем-неогуманистом Ирвингом Бэббитом, в том, что свою философию он строил на догме первородного греха - человек изначально грешен («злоязычник» вортицист Уиндем Льюис дал Хьюму прозвище «первородный грех»).

Таким образом, искусство, основанное на признании человека существом ограниченным, дисциплинируемым лишь порядком и традицией, утверждающее абсолютные ценности божественного происхождения, согласно Хьюму, - это неоклассицизм. Романтики развратили человека, они повинны в хаосе, в который ввергнут мир, - таков ход мыслей Хьюма.

«Когда мир страшен, - писал он, - и кажется хаотичным, враждебным, лишенным всякой закономерности, у человека есть только одно средство преодолеть хаос - закачать его в неподвижную систему железной геометрической закономерности. Если мир в его конкретной полноте, движении и развитии признается призрачным и ничтожным, как это свойственно, например, восточным мировоззрениям, то единственно мыслимая, допустимая форма абсолютного - геометрическая абстракция. К ней, как к идеалу, человек стремится приблизить каждую вещь <...> и спасти ее из хаоса, возведя к абсолютному покою недвижной и идеально ясной

геометрической закономерности» (цит. по: [Lodge: 72]).

***

Хьюм прожил недолгую жизнь, однако успел оказать существенное влияние на «сконцентрировавшихся» в Лондоне английских и американских модернистов, в основном поэтов. Он родился в семье фабриканта в Грэттон-Холле, в деревне Эндон округа Стаффордшир, поступил в Кембридж, колледж св. Джона - изучал математику, историю искусств, однако степень не получил: дважды нарушил университетский режим, и в 1904 г. его исключили (правда, в 1912 г. восстановили, но он так и не закончил обучение); а после исключения из Кембриджа он прослушал курс биологии и физики в лондонском Университетском колледже, уехал в Канаду, путешествовал по ней, работал лесорубом, изучал языки в Брюсселе.

Около 1907 г. он заинтересовался философией, эстетикой [Mead: 245260], прежде всего французской. В 1915 г. перевел «Размышления о на-

силии» Жоржа Сореля. Но «главным героем» стал для него Анри Бергсон, с которым он лично познакомился в 1907 г. В философии Бергсона его, с одной стороны, привлекла мысль об относительности человеческого опыта и абсолютности божественных и этических ценностей [Taupin, 1985], а с другой - о постоянной изменчивости, текучести явлений, а также об интуиции как единственном способе «схватить мгновение» и выразить движение жизни. Хьюм стал одним из первых пропагандистов Бергсона в Англии. В 1909 г. он напечатал статью (The New Age. 1909. Vol. 5. N 13), положившую начало широкому интересу к этому философу в Англии, а в 1912 г. перевел «Введение в метафизику» Бергсона, в которой доминировала идея иррациональной интуиции как единственного вида познания реальности; тогда же Хьюм прочел курс лекций о Бергсоне и его теории искусства. Очевидно, что приверженность неоклассицизму совместилась у него с приятием философии интуитивизма. Эта непоследовательность беспокоила Хьюма. И в 1910 г., будучи в Париже, он обсуждал это с французским литературным критиком-неоклассицистом Пьером Лассером (1867-1930), критиком Бергсона, автором антиромантических книг «Мораль Ницше», «Французский романтизм»; результаты беседы неизвестны. Тут, видимо, следует признать, что ничего «чистого» в ХХ в. уже не могло быть - ни классицизма, ни эстетизма.

Бергсонианство Хьюма сказалось на британском неоклассицизме, определив его двойственную природу. Предрекая наступление эпохи «сухого, точного классического» стиха и шире - искусства, Хьюм в то же время объявлял характерным признаком современного искусства и поэзии «интроспективность», стремление к передаче мгновенных настроений поэтического сознания, то есть по сути прокламировал их импрессионистский, а не «неоклассический» стиль. Импрессионизм он считал последним словом современной живописи, а его соответствием в поэзии - свободный стих.

Хьюм был далек от идеи возрождения в современной поэзии системы Буало. На современный «неоклассический стиль», по его мнению, большее влияние оказали геометрические формы искусства Древнего Египта, искусство архаической Греции, Византии. Считая, что поэзия, как и живопись, основана на зрительном образе, а не на звуке, Хьюм проецировал на нее те новые черты, которые наблюдал в современном изобразительном искусстве. Защищая геометрический стиль, он исходил и из своей философии, и из конкретного опыта новых школ живописи.

Более того, отстаивая неоклассицизм, он двигался в русле наметившейся на рубеже веков литературно-критической деятельности французских авторов Жюльена Бенда, а также Шарля Морраса и группы «Аксьон Франсэз», связывавших оздоровление общества с возвращением к абсолютизму и классицизму, с преклонением перед традицией XVII в. Т. С. Элиот в апрельском номере «Критериона» за 1924 г. назвал «ход мысли» Хьюма знаменательным для XX столетия.

Тем не менее, считая, несмотря ни на что, западную демократию гарантом «органичного устройства» общества на абсолютных ценностях, в 1914 г. Хьюм ушел на фронт - защищать ее - и в 1917 г. погиб в Бельгии, в Западной Фландрии. Английский поэт, литературный критик, искусствовед Герберт Рид собрал его наследие в книге «Размышления» (1924), в июле 1925 г. «Заметки о языке и стиле» Хьюма вышли в журнале Т. С. Элиота «Критерион» (Vol. 3. N 12), а в 1929 г. отдельным изданием - в США. И Хьюм, который при жизни пользовался признанием в узком кругу поэтов-единомышленников, обрел широкую известность, чем вызвал ревность Эзры Паунда, ибо, когда группа Хьюма прекратила свое существование, инициатива, прежде всего организаторская, перешла к Паунду, который быстро привык к первенству и стал считать себя отцом-основателем имажизма, тем более что именно он ввел в оборот само понятие «имажизм». Однако Ф. С. Флинт в статье «История имажизма» [Flint, 1915: 70-71] связывает рождение имажизма с деятельностью «Клуба поэтов» и напоминает, что в 1912 г. в свою книгу «Ripostes» Паунд включил «полное собрание поэтических сочинений Хьюма» - пять его стихотворений - и в предисловии объяснил, зачем это сделал: «Чтобы в будущем они всегда были под рукой у имажистов, прямых потомков забытой школы 1909 года» (цит. по: [Pondrom, 1974: 302]). Но в 1939 г. в эссе «Этот Хьюм» Паунд написал, что посмертно изданные заметки Хьюма не имеют ничего общего с тем, что происходило в поэзии в 1910-1920-е гг., а «Историю имажизма» Флинта назвал «дребеденью».

Едва ли он был прав. Из статей Хьюма видно, что он во многом предварил и Паунда, и Т. С. Элиота, не говоря уж об имажистах как группе. Центральное место в эстетике Хьюма занимают вопросы языка и образа. Он воспринимал поэзию как авангард языка и был убежден, что новые формы выражения создаются в поэзии, испытываются в ней и служат прозе - «музею», где хранятся старые доспехи поэзии.

В своем понимании поэтического слова-образа он шел по стопам французского писателя Реми де Гурмона, автора эссе «Проблемы стиля» (1902). «Поэтический язык - не расхожий язык, а конкретно-образный. <.. .> Образы в стихе не просто декларация, но самая суть интуитивного языка» [Ни1те, 1924: 134-135]. А Эзра Паунд в свою очередь шел по стопам Хьюма, придавая особое значение зрительной природе образа.

Отвергая идею поэтического вдохновения, Хьюм пропагандировал интеллектуальную поэзию, не воспроизводящую «внешнюю природу», а рационально реконструирующую глубинный, изначальный «объект», скрывающийся за зримыми формами предметов. Хьюмовское понимание образа реализуется в ранних стихах Т. С. Элиота, чьи «Прелюдии» сразу напоминают главную заповедь имажизма - прямое, непосредственное выражение «сущности явления».

Двойственная природа взглядов Хьюма, консерватора и реформатора, модерниста2, оказала значительное воздействие на природу английской эстетической революции 1910-1920-х годов. Установив непосредственную связь между неоклассицизмом и религиозной точкой зрения, Хьюм способствовал превращению отдельных неоклассицистских идей Элиота в цельную последовательную систему взглядов. Именно Хьюм (за ним следовал Паунд) разработал теоретическую программу имажизма, в котором антропоцентризму и романтической субъективистской эстетике противополагался неоклассицизм, культ мастерства, верлибр для преодоления стиховой инерции традиционной ритмики.

Общую для западного искусства необходимость реформы или, точнее, эстетической революции ощущали многие в то время, но Хьюм первым в Англии четко и точно определил ситуацию в «Лекциях о современной поэзии» (1908-1914), потребовав освобождения поэзии от стесняющих ее традиционных канонов и новой техники, способной передать динамику нашего века.

Таким образом, все вышесказанное опровергает сформировавшийся в англоязычном литературоведении и культурологии миф о том, что английский модернизм - и прежде всего неоклассицизм - феномен, привнесенный наиболее активными американскими «варягами» (Э. Паун-дом, Т. С. Элиотом). Неоклассицизм, учитывая традиции английского консерватизма, сложившиеся еще в XVIII в., - это органичное для английской культуры явление, порожденное новым временем. Хьюм вы-

2 Недаром в критике Хьюма назвали революционером-консерватором. См. [Ноеге^ 2003].

ступил в начале ХХ в. как философ нового антилиберального образца, противоположного либерализму XIX в., как идеолог модернизма.

Список литературы

Brooker J.S. Mastery and Escape: T.S. Eliot and the Dialectic of Modernism.

Amherst, 1996. 274 р. Flint F.S. The History of Imagism // The Egoist. London, 1915. Vol. 2. N 5. P. 70-71.

Hoeres P. T.E. Hulme - Ein konservativer Revolutionär aus England //

Zeitschrift für Politik. München, 2003. N 50. S. 187-204. Hulme T.E. Speculations: Essays on Humanism and the Philosophy of Art / Ed.

H. Read. London, 1924. XVI, 271 p. Hulme T.E. Notes on Language and Style. Washington, 1929. 27 p. Lodge D. 20th century criticism: A Reader. Ljndon; New York. XX, 683 p. MeadH. T.E. Hulme, Bergson and the New Philosophy // European Journal of

English Studies. Vol. XII. N3. P. 245-260. Pondrom C.N. Road from Paris. French Influence on English poetry. 19001920. Cambridge, 1974. 334 p. Taupin R. The Influence of French Symbolism on Modern American Poetry / Transl. by W. Pratt, A.R. Pratt. New York, 1985. 300 p.

Сведения об авторе: Татьяна Николаевна Красавченко, докт. филол. наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественный наукам Российской академии наук. E-mail: tatianakras@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.