УДК 371.39
О.А. ЗИМОВИНА, Е.О. ГРЕТИНСКАЯ
ТЬЮТОРСТВО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Раскрываются возможности тьюторского сопровождения, направленного на повышение мотивациии социокультурной коммуникации студентов в процессе изучения иностранного языка. Представлены результаты исследования, подтверждающие эффективность избранных подходов, методов и средств, применяемых тьюторами для повышения мотивации изучения иностранного языка и социокультурной коммуникации учащихся колледжа.
Ключевые слова: тьютор, мотивы, социокультурная коммуникация, интерактивные методы, индивидуализация обучения, проблемный подход.
The article reveals the potential of tutoring in terms of an increase and motivation of students' sociocultural communication while learning a foreign language. The authors demonstrate the results of the study confirming effectiveness of the approaches, methods and tools selected and used by tutors to increase college students' motivation for learning a foreign language and their sociocultural communication.
Key words: a tutor, motivation, sociocultural communication, interactive methods, an individualized instruction, an issue-oriented approach.
Педагогическая деятельность тьютора в формировании и сопровождении индивидуальной образовательной программы для каждого конкретного учащегося содержит процессы выявления образовательного и профессионального интереса и помощь в определении целей обучения; разработку и создание проектов учебной деятельности, ориентацию в источниках получения информации, анализ результатов, поиск допущенных ошибок и неточностей в определении пути продвижения к конечной цели и определение дальнейших шагов в направлении достижения положительных результатов образовательной деятельности [1]. Педагогическая деятельность тьютора предполагает тщательный анализ допущенных промахов и ошибок и определение на
© Зимовина О.А., Гретинская Е.О., 2019
этой основе пути продвижения к конечной цели образовательной деятельности и развития личностных качеств.
Мы определяем тьюторское сопровождение в профессиональном образовании учащихся как помощь в формировании представлений о профессии, перспективах карьерного роста, осознании значимости профессии в личностном и социальном развитии; содействие в создании собственной программы образования и развития; организация учета индивидуальности каждого обучающегося и планирование направлений самостоятельного решения поставленных задач собственного образования и развития. В плане профессионального обучения тьюторское сопровождение предполагает помощь обучающемуся в анализе результатов, поиск допущенных ошибок и неточно-
стей в определении пути продвижения к конечной цели и определение дальнейших шагов в направлении достижения положительных результатов образовательной деятельности [3].
Выделим наиболее значимые направления педагогической деятельности тьютора, реализуемые им в процессе преподавательской и воспитательной деятельности в плане целенаправленного влияния на личностное и социальное развитие учащихся. Современная ситуация развития образования в Российской Федерации на первое место в педагогической деятельности тьютора выдвигает сопровождение учебной деятельности учащихся, в которое входит разработка, формирование и сопровождение индивидуальной образовательной программы для каждого конкретного учащегося, выявление образовательного и профессионального интереса и помощь в определении целей обучения, разработка и создание проектов учебной деятельности, помощь в поиске источников получения информации.
Другим направлением педагогической деятельности тьютора является коррекционная деятельность [2]. Она предполагает анализ результатов, поиск допущенных ошибок и неточностей в определении пути продвижения к конечной цели и определение дальнейших шагов в направлении достижения положительных результатов образовательной деятельностии развития личностных качеств обучающегося. В конечном итоге педагогическая деятельность тьютора направляется конечной целью профессионального обучения: овладение профессиональными компетенциями, участие в различных творческих проектах и конкурсах, практическое овладение про-
фессиональными умениями и навыками через систему ознакомительных, учебных, производственных практик в соответствии с требованиями образовательного стандарта по конкретному направлению профессионального обучения и получение диплома о среднем профессиональном образовании.
Учебная мотивация учащихся определяется и формируется под влиянием различных факторов. Но непосредственное пребывание в образовательном учреждении создает ряд специфических факторов, определяемых самой образовательной системой и образовательным учреждением, организацией образовательного процесса, преподавательским составом, взаимоотношениями между участниками образовательного процесса, особенностями субъективного и личностного характера обучаемых, участвующих в образовательном процессе в конкретном образовательном учреждении, которое тоже имеет свои объективные особенности. Немаловажное значение для формирования положительной мотивации имеет содержание учебного предмета, отношение к нему преподавателя, уровень его компетентности, знание материала, владение им и методикой его преподавания.
В задачи тьютора - преподавателя иностранного языка входит донесение указанных особенностей до осознания учащимися и сопровождение всей деятельности по развитию учебной мотивации обучающихся. Преподаватель как тьютор, сопровождающий учащихся в развитии у них мотивации к изучению иностранного языка, своей педагогической деятельностью направляет процесс развития через методику преподавания путем специальных упражнений, с помощью создания
проблемных ситуаций, организации игровой деятельности, через развитие эмоциональной сферы, вовлечение в активную разговорную деятельность, использование аудиовизуальных средств, интернета, электронных технологий, разработку заданий в соответствии с индивидуальными образовательными программами развития личност и др.
В педагогических исследованиях анализируются разнообразные методы и приемы развития положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка [4, 5]. На основе анализа данных научных исследований и собственного опыта мы выделили приемы и способы активизации познавательной мотивации при изучении иностранного языка учащимися средних специальных учебных заведений: использование игровых ситуаций, концертной деятельности, включение соревновательных элементов изада-ний творческого характера (Entertainment Tools); использование элементов речевого, двигательного ролевого, театрализованного, проектного, кве-стового, образовательного взаимодействия (Interactive Tools); включение в образовательную деятельность интернет-общения, электронных клубов, организацию интернет-форумов, видеопрезентаций, веб-программ, образовательных электронных порталов (IT-technologies).
В нашем исследовании мы использовали одну из групп таких инструментов - Entertainment Activities - как важный мотивационный компонент изучения английского языка.
Данные инструменты, по нашему мнению, способствуют преодолению пассивности учащихся, являются средством активизации их деятельности;
активно тренируют память, способствуют формированию коммуникативных навыков; стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и интерес к предмету.
В качестве примеров реализации названного мотивационного инструмента мы предлагаем использование на занятиях по английскому языку таких видов учебной деятельности, как игра, творческие задания, соревнования.
Учащиеся также могут сочинить куплет песни на английском языке на какой-нибудь известный мотив известной песни, или сочинить продолжение сюжета известной книги / фильма или написать его начало (то, что было с героями до начала событий, с которых начинается сюжет), или придумать нечто несуществующее, описать и презентовать в группе (например, несуществующие функции, которыми мог бы быть оснащен смартфон будущего).
Интересным развлечением для учащихся в рамках изучаемой темы может быть создание коллажа в виде стенгазеты. Учащиеся приносят на занятие различные журналы или вырезки из прессы по данной теме, делают коллаж, к которому позже придумывают различные надписи, слоганы и т. д. Такой вид деятельности очень объединяет учащихся, способствует развитию в них умения работать в команде, в то же самое время расслабляет, раскрепощает. Учащиеся не думают о своих речевых ошибках и легче включаются в общение.
Такие задания способствуют практическому применению языка. Учащиеся становятся более раскрепощенными, не боятся говорить, так как увлечены интересным процессом. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование Entertainment Tools / Activities мотивирует учеников, поскольку повышает интерес, дает возможность переключиться от традиционных методов обучения к творческим, развивает творческое и критическое мышление.
К инструментам, повышающим мотивацию студентов при изучении иностранного языка, относится и Interactive Tools/Activities (интерактивные методы работы) как способ целенаправленного, усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий их развития. В интерактивных заданиях и инструкциях к ним нашли отражение диалогические и полилогические формы общения, предоставлена свобода выбора, создается ситуация успеха, а также позитивность и оптимистич-ность смыслотворческой и рефлексивной форм активности,
Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения.
Еще одной эффективной интерактивной формой является выполнение проектной работы. Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения: повышение мотивации учащихся при изучении английского языка; наглядная интеграция знаний по различным предметам, входящим в учебную программу; простор для творческой и созидательной деятельности.
Еще одной интерактивной формой работы, выделенной нами во второй группе инструментов, повышающих мотивацию, являются квесты. Итак, квест - жанр компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю. Игра, в которой в процессе путешествия и поиска решаются головоломки и задачи, требующие от игроков умственных усилий.
Таким образом, Interactive Tools/Activities - очень эффективный способ повышения мотивации учащихся средних специальных учебных заведений.
Все более актуальным способом повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка становится внедрение IT-Tools Implementation (аудио- и видеоматериалы, презентации, интернет-конференции, форумы, социальные сети и т. д.). Один из эффективных приемов обучения с помощью информационных технологий - использование аудио- и видеоматериалов на занятиях по иностранному языку (например, презентаций).
Возможности использования интернет-ресурсов очень разнообразны. Это и переписка с жителями стран изучаемых языков посредством электронной почты, и участие в международных интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода, и создание и размещение в сети сайтов и презентаций, которые могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между студентами и преподавателями из разных стран.
Работа по созданию интернет-ресурсов интересна студентам своей новизной, активностью, креативностью. Организация познавательной деятельности студентов в малых группах дает возможность проявлять свою актив-
ность каждому из них. Всемирная сеть представляет уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду и формируя способность к межкультурному взаимодействию.
Широкий спектр компьютерных учебных материалов позволяет внедрять информационно-коммуникационные технологии в различные формы обучения (аудиторную, внеаудиторную, дистанционную, комбинированную).
Одной из мотивирующих форм работы с использованием интернет-технологий может быть создание форумов. Обсуждения должны вестись на иностранном языке, что позволит обеспечить эффективную практику в таком современном виде речевой деятельности, как онлайновая коммуникация. Таким образом, организация обучения иностранному языку в ссузе в обязательном порядке предусматривает использование современных информационных технологий. Только в этом случае будет возможно с наибольшей эффективностью обеспечить формирование у учащихся общих и профессиональных компетенций, необходимых для письменного и устного общения в процессе научной, профессионально-ориентированной, а также бытовой коммуникации [5].
Мобильные устройства стали незаменимыми спутниками современного человека, помогающими ему во многих сферах жизни. Среди многочисленных областей, где смартфоны и планшеты выступают в роли помощников, важное место занимает образование, и в частности изучение иностранных языков. Преподаватель также может воспользоваться образовательными программами
для планшетов и смартфонов, например, Lingua Duo.
Таким образом, информационные технологии способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка и эффективности процесса обучения, а также его индивидуализации, активному педагогическому взаимодействию тьютора и учащихся, создают оптимальные условия для творческого использования информации в самостоятельной познавательной деятельности.
Достижения нового качества общего образования - первостепенная задача модернизации. В педагогическом плане это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенного количества знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, потребностей самореализации в новой социокультурной ситуации. Личностно-ориентированное культу -росообразующее образование гуманистического типа, по нашему мнению, важнейшее звено в «механизме» модернизации образования.
Ситуация межкультурных коммуникаций в современном развивающемся мире активизирует деятельность преподавателей иностранных языков в направлении формирования у учащихся соответствующих требованиям мировых тенденций коммуникативных компетенций при обучении студентов, что соответствует повышению требований к уровню культуры и профессиональной квалификации всех граждан.
В современном образовательном процессе обучение иностранным языкам сопровождается обязательным учетом страноведческого компонента в методике обучения. Мы разработали педагогические условия осуществле-
ния социокультурного образования в плане его значения для развития социокультурной коммуникации учащихся ссузов: интеграция учебных предметов культуроведческой направленности; осуществление социокультурного образования с использованием современных электронных технологий и сети Интернет; реализация в обучении учащихся направленности современного общества на межкультурное и языковедческое образование; ориентация лингвистического образования на деятельностный подход в межъязыковом, межкультурном общении, в изучении духовной и материальной культуры различных народов, этносов, социальных сообществ.
Приведенное выше положение о направленности соизучения языка и культур определяет одну из стратегических линий современного языкового образования и именуется в языковой педагогике социокультурным подходом. При социокультурном подходе приоритетное положение приобретает социокультурная педагогическая ориентация на обучение иностранному языку в духе мира в контексте диалога культур. В этом заключается основное достоинство данного подхода.
В нашей экспериментальной работе мы опирались на следующие положения социокультурного подхода:
1) построение адекватной модели обучения иностранному языку предполагает предварительный обзор социокультурного контекста изучения неродных языков, социокультурного контекста обучения иностранному языку в конкретной стране и конкретной национальной среде с учетом влияния других цивилизаций;
2) преподавание иностранного языка с ориентацией на положения ЮНЕ-
СКО об обучении иностранному языку с позиции уважения прав человека, развития личности в духе мира, ориентацией на социокультурные особенности языка каждого народа. Разработка содержания иностранного языка происходит на основе гуманизации и социокультурной коммуникации;
3) формирование социокультурной компетентности при изучении иностранного языка во взаимосвязи с дисциплинами культуроведческой, страноведческой направленности;
4) использование системы проблемных социокультурных заданий междисциплинарного характера с доминирующей ориентацией на знание иностранного языка;
5) в отборе содержания образования по иностранному языку, в определении методики преподавания, разработке ситуационных и проблемных заданий опираться на социокультурный контекст обучения и изучения иностранного языка, социокультурные и коммуникативные потребности, субъективные и индивидуальные особенности обучаемых, проживающих в конкретной социальной среде, на особенности языковой политики в регионе и конкретной среде проживания учащихся.
Постановка целей социокультурного образования традиционно начинается с вопросов, которые предусматривают отбор и распределение различной социокультурной информации, а также с соотношения социокультурных явлений с языковыми. Подходя в формулировке целей социокультурного обучения с позиций учета знаний самого обучаемого, мы разработали опросник, который включал следующие вопросы учащемуся:
Как вы использует свою собственную социокультурную подготовку для ин-
терпретации социокультурных явлений иноязычной культуры?
Каковы способы доступа к социокультурным реалиям?
Какую роль играют мотивация и ваши личные интересы?
Как происходит процесс интеграции новых знаний в ранее усвоенную социокультурную действительность?
Какие способы получения новой социокультурной информации вами используются?
Ваше о представление об иноязычной действительности связано с процессом собственной социализации?
Вы рассматриваете иноязычную социокультурную среду с учетом точки зрения на нее различных людей, принадлежащих к этой культуре?
Опрос учащихся проводился в начале и в конце экспериментальной работы. Данные опроса включены в общий анализ результатов экспериментальной работы.
При коммуникации могут возникать различные проблемы: информационно-дефицитный барьер, замещающее-искажающий барьер, эмоциональный барьер, фонетическое непонимание, семантический и стилистический барьеры, социально-культурные различия. В случае с учащимися 3 курса ссуза мы имеем дело с эмоциональным и социально-культурным барьерами, которые обусловлены многими причинами: различное социальное положение учащихся и различный уровень владения английским языком, различная система ценностей, прохождение молодыми людьми и девушками кризиса юности, наличие в коллективе как чрезмерно миролюбивых, мягких по характеру людей, так и навязчивых в общении личностей.
Исследование мотивации как одного из основных факторов достижения эф-
фективности при обучении английскому языку в ссузах показало, что формирование положительной мотивации активизируется при тьютерском сопровождении этого процесса. Выделены мотивация и социокультурная коммуникация как психологические образования личности, развитие которых в значительной степени направляется содержанием, условиями и средствами обучения иностранному языку. Выделены мотивационные инструменты и социокультурные ситуации, способствующие эффективному изучению иностранного языка студентами.
В результате исследования различных способов повышения мотивации выделено несколько групп мотиваци-онных инструментов, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени способствуют более эффективному изучению английского языка. Выявлены группы мотивационных инструментов деятельности тьютора по эффективному изучению английского языка: various forms and types of Warming-Ups, using Technologies at English classes (via using postcasds, videos, music, social networks, e-books, etc.), applying various Contests and Competitions, implementing Interactive activities (eg. project work, role-play, case-study, etc.), providing teaching with the Entertainment activities (eg. educational games, web quests, crosswords, etc.).
Разработаны психолого-педагогические условия включения в содержание обучения иностранному языку социокультурного компонента в условиях ссуза. Выявлены педагогические условия деятельности тьютора по развитию социокультурной составляющей коммуникативного взаимодействия обучающихся средних специальных учебных заведений, направленные на междисциплинарную интегра-
цию культуроведческих сведений из учебных предметов гуманитарного, естественно-математического и др. циклов; интеграция обязательного бикультурного и билингвистического образования; ориентация на организацию деятельности обучающихся как
средство межкультурного общения представителей разных цивилизаций, народов и социальных слоев населения, использование информационных и цифровых технологий в достижении целей социокультурного взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьячкова М.А., Томюк О.Н. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учеб. пособие, практикум. Екатеринбург, 2016. 184 с.
2. Иванов А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика//Школьные технологии. 2009. № 3. С. 109-116.
3. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании». Лекции 1-4. М.: Пед. университет «Первое сентября», 2010. 198 с.
4. Клюева Н.Н. Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку. Новосибирск, 2005.210 с.
5. Шилова О.Н., Лебедева М.Б. Как помочь учителю освоить современные технологии обучения: метод. пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. М.: ИНТУИТ.РУ, 2006.292 с.