Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение самостоятельной познавательной деятельности студентов медицинского вуза'

Тьюторское сопровождение самостоятельной познавательной деятельности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TUTOR / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА / TUTORIAL SUPPORT / КОМПОНЕНТ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENT OF TUTORIAL WORK / ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНЫЙ / SUBJECT PROJECT / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / PROCESS PROJECT / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / PSYCHOLOGICAL PROJECT / ДИАГНОСТИРУЕМЫЙ ПРОЕКТ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ORGANIZATIONAL PROJECT / DIAGNOSED PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошникова П.Н.

В данной статье представлено описание тьюторского сопровождения самостоятельной познавательной деятельности студентов медицинского вуза. Процедура тьюторской деятельности многоуровневая, включает в себя несколько компонентов и проектов, что позволяет модернизировать образовательный процесс и достичь положительных результатов в развитии познавательной самостоятельной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORIAL SUPPORT OF MEDICAL STUDENTS INDEPENDENT LEARNING

The article describes tutorial support of medical students independent learning. The procedure of tutorial work is multi-level and includes several components and projects, which allows to modernize the educational process and to achieve positive results in developing students independent learning.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение самостоятельной познавательной деятельности студентов медицинского вуза»

ставление краткой виртуальном энциклопедии представляется перспективным направлением в работе по формированию педагогического мировоззрения студентов-филологов. В качестве образца правомерно использовать принцип построения виртуальной энциклопедии «Вики-педия». Для удобства поиска информации все статьи, содержащие исторические материалы, в виртуальной энциклопедии располагаются в алфавитном порядке.

«Актуальным вопросом вузовского педагогического образования является поиск форм и содержания, которые помогают преодолевать скепсис и нигилизм студентов в отношении будущей профессии», - пишет А. Д. Дейкина [4]. В связи с этим особую ценность приобретает методическое научное наследие, изучение которого формирует новое профессиональное сознание студентов-филологов. Выбор оптимальных путей обучения, интеграция традиционного (исторического) и современного (инновационного) содержания, передаваемого с помощью информационных технологий, будут способствовать преодолению отстраненности и формированию профессиональной компетентности будущих учителей русского языка.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

2. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Ми-хальской; сост. А. А. Князьков. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 91.

3. Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания русского языка // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе. Материалы междунар. научно-практической конференции / Сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина, Л. А. Ходяко-ва. - М., 2002. - С. 1.

4. Дейкина А. Д. Методические и организационные основы вузовских форм обучения на современном этапе развития высшей школы // Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития: Матер. межвуз. науч.-практ. конференции / Сост. А. Д. Дейкина и др. - М., 2007. - С. 10.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

TUTORIAL SUPPORT OF MEDICAL STUDENTS' INDEPENDENT LEARNING

П. Н. Сошникова

В данной статье представлено описание тьютор-ского сопровождения самостоятельной познавательной деятельности студентов медицинского вуза. Процедура тьюторской деятельности многоуровневая, включает в себя несколько компонентов и проектов, что позволяет модернизировать образовательный процесс и достичь положительныхре-зультатов в развитии познавательной самостоятельной деятельности студентов.

P. N. Soshnikova

The article describes tutorial support of medical students' independent learning. The procedure of tutorial work is multi-level and includes several components and projects, which allows to modernize the educational process and to achieve positive results in developing students' independent learning.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тьютор, тьюторская поддержка, компонент тьютор-ской деятельности, проект предметный, процессуальный проект, психологический проект, диагностируемый проект, организационный проект.

Keywords: tutorial support, tutor, component of tutorial work, subject project, process project, psychological project, diagnosed project, organizational project.

Исторически так сложилось, что преподавание общеобразовательных предметов на первом курсе вуза ведется весьма автономно, без опоры на преемственные связи с предметами профессионального цикла. Все это приводит к тому, что у пер-

вокурсников складывается мнение о дискретности, разрозненности изучаемых в вузе дисциплин. Так исследования, проведенные нами в середине первого семестра в Челябинской государственной медицинской академии, показывают: во-первых, студенты медицин-

ского вуза не понимают, что медицинская и биологическая физика (МиБФ) призвана обеспечить целостность образовательного процесса, повысить уровень мировоззренческих представлений, развить теоретическое мышление, показать внутрипредметную и межпредметную взаимосвязь физики, биологии, медицины и является основой для дальнейшего профессионального роста. Во-вторых, студенты не видят ценностно-смысловых аспектов изучения МиБФ, путей дальнейшего использования знаний, приобретенных при изучении МиБФ в профильных дисциплинах: 1) из-за особенностей учебно-методического комплекса МиБФ, в котором отчасти отсутствуют компоненты преемственных связей; 2) из-за нежелания преподавателей непрофилирующих предметов первого года обучения строить их изучение, ориентируясь на преемственные связи общеобразовательных дисциплин с профильными, учитывать личностно-ценностный аспект образования, помогая студенту-первокурснику решать проблему индивидуально-мотивированного отношения к собственному обучению, а также использовать в образовательном процессе инновационные педагогические технологии. Устранение этих недостатков в организации процесса обучения в вузе на начальном этапе, на наш взгляд, должна опираться на концепцию самореализации личности, выдвинутую Б. С. Гершунским. Она включает в себя такие условия: 1) человек осознанно и глубоко верит в то, что истинным смыслом его жизни является наиболее полная самореализация; 2) осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, руководствуется ими в различных жизненных ситуациях; 3) обладает знаниями, умениями, навыками, творческими способностями, которые позволяют ему наиболее полно реализовать себя в последующей трудовой деятельности и разнообразных трудовых отношениях; 4) способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для полноценной самореализации приоритетов вузовского образования, заключающихся в ценностно-смысловой ориентации студентов на дисциплины профильного цикла, а также в получении качественного образования, повышающего их конкурентоспособность на рынке труда [1]. Учет положений данной концепции позволило нам совместно со студентами первого курса медицинского вуза на основе тьюторского сопровождения создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности по курсу МиБФ на основе включения при изучении физических явлений материала профессиональной направленности и визуализации взаимосвязи получаемых знаний по курсу МиБФ с профессиональной подготовкой.

Целью работы тьютора является персональное сопровождение студента в образовательном пространстве вуза и включает в себя несколько компонентов:

- информационный - способствует решению задач профессиональной пропедевтики, при этом тьютор - наставник - помогает студенту организовать свой учебный

труд, используя элементы повторения, обобщения и систематизации знаний;

- социальный - способствует формированию умения слушать собеседника, понимать другую точку зрения, строить диалог, работать в малых группах и др. Для реализации этого компонента все пропедевтические занятия целесообразно проводить с использованием личностно ориентированного подхода в обучении;

- антропологический - основан на сопровождении индивидуальной учебно-познавательной деятельности (программы) и направленный на повышение познавательной активности и инициативы студентов.

На начальном этапе осуществлять тьюторское сопровождение важнее всего с организационного компонента, который реализуется с помощью рейтинговой системы. Под тьюторской поддержкой мы понимаем организационную направленность тьюторского сопровождения в помощи студенту в установлении связи с тем, что может привести к разрешению возникающих в процессе самообразования вопросов. При этом деятельность тьютора направлена на организацию перехода от «конфликта» к пониманию, внесению личных смыслов и ценностей в разрешение возникающих у студентов затруднений при освоении изучаемого материала. Тьюторское сопровождение предполагает особую деятельность наставника, направленную на повышение роли самостоятельной познавательной деятельности студентов для разрешения возникающих образовательных «конфликтов» на основании реализации различных проектов. Анализ доступных нам источников информации по тьюторской деятельности позволил выделить следующие виды проектов: 1) предметный; 2) процессуальный; 3) психологический; 4) диагностируемый; 5) организационный.

Нужно заметить, что все проекты взаимосвязаны; проследим эту взаимосвязь на примере темы курса МиБФ «Колебательные процессы. Виды колебаний. Периодические процессы в живом организме».

Проект предметный. В начале семестра студентам предоставляются планы занятий по всем темам. В частности, по рассматриваемой теме план выглядит так:

1. Периодические механические процессы в живом организме.

2. Характеристики колебаний: амплитуда, период, частота (линейная, циклическая), фаза колебаний.

3. Виды колебаний:

- свободные (затухающие, незатухающие), уравнение свободных колебаний;

- вынужденные, уравнение вынужденных колебаний;

- автоколебания, уравнение автоколебаний.

4. Сложное колебание и его гармонический спектр.

5. Векторная диаграмма при сложении колебаний.

6. Энергия механических колебаний (полная, кинетическая, потенциальная).

Студенты самостоятельно разбирают данный план и выявляют «пробелы» в своих знаниях.

Таблица

Анализ полноты усвоения понятий «свободные колебания», «вынужденные колебания» и полноты

оперирования данными понятиями

Группа Коэффициент усвоения понятий N К= 1=1 пЫ Коэффициент полноты выполнения операций N Ел р= рЫ

Контрольная 0,86 0,75

Экспериментальная 0,91 0,82

Процессуальный проект. После выявления «пробелов» в знаниях студент формирует группу вопросов, которые на консультациях задает тьютору. В зависимости от знаний, усвоенных студентами в школе, эти вопросы могут быть разнообразными, например: 1. Какие колебания называются незатухающими? 2. Как будет выглядеть график при сложении двух гармонических колебаний, имеющих одинаковые частоты и взаимно перпендикулярные направления? 3. Что такое гармонический анализ? Тьютор предлагает студентам список пособий, где изложен на разном уровне сложности рассматриваемый материал, позволяющий разрешить «конфликт» расхождения базовых знаний (школьный уровень) с вузовским стандартом.

Психологический проект. Реализуется в течение всего периода обучения и позволяет студентам осмыслить и осуществить самоорганизационную деятельность по преодолению «пробелов». Тьютор подсказывает студентам, какие есть приемы повышения работоспособности, улучшающие запоминания учебного материала.

Диагностируемый проект. Позволяет оценить степень усвоения материала каждым студентом в ходе проведения обзорного занятия, когда каждому студенту предлагается карточка, в которой содержится два теоретических вопроса и один практический (задача). Содержание данных карточек близко к тем вопросам, которые выносятся на контроль знаний по теме, согласно стандарту образования.

Организационный проект. Тьютор разрабатывает план действия в процессе рефлексивного обсуждения. Главная методическая идея такого обсуждения - вопросы друг другу. Умение задавать вопросы, слышать ответы, создавать проблему, определять место, где можно решить проблему, являются коллективными видами деятельности, потому что формируются в группе. В то же время деятельность каждого студента является сугубо индивидуальной, потому что каждый выбирает путь решения про-

блемы, самостоятельно подбирает вопросы, создает проблемные ситуации.

Проверяя эффективность реализации проектов, мы отслеживали уровень усвоения таких понятий, как «свободные колебания», «вынужденные колебания», и умения оперировать ими. В проверке реализации эффективности проектов принимали участие две группы студентов (контрольная и экспериментальная) первого курса лечебного факультета ЧГМА. Данные представлены в таблице.

Тьюторское сопровождение, предложенное экспериментальной группе и заключающееся в помощи организации самообразовательной деятельности студента, строилось на постоянном рефлексивном соотнесении его образовательных интересов и устремлений с реальными достижениями, таким образом, тьютор выступал в роли своеобразного «консультанта по проектированию» самостоятельной познавательной деятельности студента, что сказалось на более высоком значении коэффициентов усвоения понятий и полноты выполнения операций в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Тьюторское сопровождение позволяет модернизировать образовательный процесс, при котором студент будет творчески активным и ответственным за результаты своей учебной деятельности, сможет четко формулировать самостоятельно выстроенный индивидуальный учебный план, будет способным к анализу своей деятельности.

список источников и литературы

1. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. - М.: Флинта, 2003.

2. Шибанова Е. К. Концептуальные основы формирования индивидуальной самостоятельности студентов вузов: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧИ УрАГС, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.