Научная статья на тему 'Тюркско-татарские мифологические образы в архитектуре города Казань'

Тюркско-татарские мифологические образы в архитектуре города Казань Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
306
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ТОЧКА ОТСЧЕТА / ТЮРКСКИЕ ТОТЕМЫ / АРХИТЕКТУРА / ДЕКОР / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СИМВОЛ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лёзина Л.Е.

Мифологические образы в современной архитектуре являются «точкой отсчета», символизирующие определенную идею. Гербы Республики Татарстан и города Казань с изображением Ак Барса и Зиланта венчают административные здания. Празднование 1000-летия Казани и проведение XXVII Всемирной летней универсиады способствовало расцвету строительства с использованием тюркских тотемов и других мифологических образов в архитектурном декоре и в архитектуре малых форм. Мифологические образы в городской среде поддерживают целостность данной культуры, ее укорененность в данной местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тюркско-татарские мифологические образы в архитектуре города Казань»

ТЮРКСКО-ТАТАРСКИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДА КАЗАНЬ

© Лёзина Л.Е.*

Казанский государственный университет культуры и искусства, г. Казань

Мифологические образы в современной архитектуре являются «точкой отсчета», символизирующие определенную идею. Гербы Республики Татарстан и города Казань с изображением Ак Барса и Зиланта венчают административные здания. Празднование 1000-летия Казани и проведение XXVII Всемирной летней универсиады способствовало расцвету строительства с использованием тюркских тотемов и других мифологических образов в архитектурном декоре и в архитектуре малых форм. Мифологические образы в городской среде поддерживают целостность данной культуры, ее укорененность в данной местности.

Ключевые слова: мифологические образы, точка отсчета, тюркские тотемы, архитектура, декор, городская среда, символ.

С древних времен мифологические образы были неотъемлемой частью жилой среды. В отношении первобытного, архаического общества мы говорим о синкретической форме культуры, где мифологические образы функционировали в синкретичной целостности с другими элементами жизнедеятельности. В более развитых обществах главной областью воплощения мифологических образов становится искусство. При этом функции мифологических образов трансформировались следующим образом. Первоначально они выполняли «защитную функцию жилых помещений в форме оберега. В культовых сооружениях с наличием мифологического образа они были центром постройки, выполняя идеологическую функцию. С принятием монотеистических религий прежние мифологические образы исчезают из храмового зодчества, но сохраняются в ментальности, чем объясняется редкое включение их в пространство храма, где они выполняют функцию знака, метафоры. В дальнейшем мифологические образы в архитектуре выполняют декоративную функцию. Мифологические образы в архитектуре нового времени -это «точка отсчета» реперезентующая определенную идею, подчеркивающая ее социально-культурную значимость» [1, с. 44].

Мифологические образы в исторической архитектуре города Казани -явление достаточно редкое. Среди немногочисленных примеров - «химера» в нижней части эркера дома архитектора К.С. Олешкевича (1906), драконы в декоре дома З.Н. Ушковой (1908). В архитектурном декоре татарской культуры мифологические образы вообще отсутствуют, что связано с запретом на изображение живого в исламе. В советский период эта ситуация не пре-

* Аспирант кафедры Философии и культурологии.

терпела изменений по причине целенаправленного отрицания образов традиционных культур как отживших, зачастую реакционных элементов. В последние годы в архитектурном декоре, в архитектуре малых форм появились как классические, так и тюркские мифологические образы.

Главные тотемы тюркской кочевой культуры, которые в татарской культуре сохранились в эпосе, сказках, преданиях как мифологический элемент, это волк, конь, барс, утка / гусь. Прилагательное Ак (белый) является основным признаком «тотемного происхождения» образа: Ак Буре (белый волк), Ак Тулпар (белый конь), Ак Барс (белый барс).

Принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Татарстана и последующий подъем национального самосознания обозначили необходимость выбора государственных символов как Республики Татарстан, так и ее столицы. В 1992 году на сессии Верховного совета Республики Татарстан был утвержден герб с изображением крылатого Ак Барса (снежный барс). В татарских народных сказках образ барса не встречается, но в малых жанрах татарского фольклора сохранились пословицы, отражающие приметы, связанные с годом барса (тюркский аналог года тигра по восточному календарю). Вместе с тем достаточно широко образ барса был представлен в декоративно-прикладном искусстве Волжской Булгарии, средневековом государстве тюркского племени булгар, этнических предков татар: браслеты, зеркала, монеты, замки в виде фигурки барса. Считается, что в древности барс был божеством плодородия, покровителем детей. В государственной символике Татарстана Ак Барс считается символом богатства, силы, покровительства граждан республики.

Ситуация с утверждением государственного герба Республики Татарстан иллюстрирует следующую идею Ю.М. Лотмана: «семиотическое пространство постоянно выбрасывает из себя целые пласты культуры. Они образуют слои отложений за пределами культуры и ждут своего часа, чтобы вновь ворваться в нее настолько забытыми, чтобы восприниматься как новые» [2, с. 102].

Дискуссия вокруг принятия герба Казани в 2004 году проявила неоднозначное отношение к мифологическому образу Зиланта (змей, змей-дракон), как предполагаемому элементу городского герба. Причины неприятия кроются в том, что после покорения Казани в 1552 году изображение крылатого змея было включено в печать Ивана Грозного, а в 1871 году Екатерина Великая утвердила герб Казанского наместничества с изображением дракона, который в описаниях иногда именовался «василиск». Ханзафаров Н.Г. с горечью пишет: «Царские геральдисты, преследуя определенные идеологические цели, приписывали побежденному Казанскому ханству и Казани такие негативные свойства. Отголоски подобных сравнений отчетливо слышны в таких метафорах, как «поганые змеи», «злые дьяволы» [3, с. 104]. Вместе с тем в татарских сказках Белый змей (Шахмара и др.) является персо-

нажем, помогающим главному герою. Так же в сказках присутствует змей-дракон Аждаха, олицетворение злых сил. В 2004 году, в преддверии празднования 1000-летия Казани, герб города все же был утвержден, за основу взят герб Казанского наместничества. Символом Казани признан дракон, символизирующий «мощь, величие, мудрость, бессмертие, вечное возрождение» [4, с. 77].

В настоящее время гербы Татарстана и Казани с изображением мифологических образов венчают административные здания. Кроме того, скульптура топиари с изображением Ак Барса доминирует на площади театра Ка-мала, репрезентующую татарскую культуру; натуралистичное изображение белого барса украшает фонтан в пространстве перед зданием «Ак Барс банка», с 2005 года фигурки Барса «охраняют» вход в историческое «Красное» здание железнодорожного вокзала «Терминал 1» («Казань-Пассажирская»). Скульптурные изображения Зиланта маркируют такие значимые пространства, как въезд в город со стороны аэропорта, ограда и фонтан парка 1000-летия Казани и др. Любопытно использование образа Зиланта в Казанском метрополитене. Статуя Зиланта, расположена у входа на станцию Кремлевская, на потолке станции - большое мозаичное полотно с изображением Зиланта. Со всей очевидностью прослеживается аналогия с легендами об основании Казани, в которых гигантский крылатый змей обитал в норе под холмом.

Включение мифологических образов в геральдику в республике с двумя традиционными конфессиями - христианство и ислам - с одной стороны уводит от проблемы доминирования какой-либо одной конфессии и указывает на светский характер политического устройства, а с другой стороны позволяет наиболее ярко репрезентовать самобытный характер местной культуры.

Расцвет строительства, изменивший облик современной Казани связан с двумя знаменательными событиями - празднование 1000-летия Казани в 2005 году и проведение XXVII Всемирной летней Универсиады в 2013 году. В настоящее время Казань, по оценке как жителей так и гостей города, очень изменилась, выглядит как европейский город.

Достаточно заметный вклад в создание своеобразного пространства города вносит использование мифологических образов в городской среде. В архитектурном декоре Казани представлены как тюркские мифологические образы, так и образы мировых мифологий. Среди них: грифоны на фасаде Национального музея Республики Татарстан, египетская богиня-кошка Баст в фойе развлекательного комплекса «Пирамида», шумеро-аккадские шеду в световой рекламе магазина «Вавилон», восточные драконы в вывесках кафе. Заметно присутствие и тюркских мифологических образов, дошедших до нас в фольклорных произведениях: скульптурная композиция «Шурале и батыр» (леший и смельчак) на площади театра Г. Камала, фонтан «Су анасы» (водяная) на пешеходной улице Баумана.

В особом ряду находятся спортивные сооружения. К празднованию 1000-летия Казани в 2005 году была построена ледовая арена «Ак Буре» (белый волк). Из нескольких десятков спортивных объектов, построенных к Универсиаде 2013 года, 8 имеют названия, связанные с татарской культурой. Среди них 3 - с тюркскими мифологическими образами: спортивный комплекс «Тулпар», спортивный комплекс «Зилант» и дворец единоборств «Ак Барс». Все они украшены мифологическими образами в виде светового табло или скульптуры.

Мифологические образы в городской архитектуре являются элементом, маркирующим социокультурное своеобразие, они становятся символами, которые, наряду с генеральным планом, коммуникациями, малыми архитектурными формами, как замечает Е.В. Конева, характерны «для данного социокультурного контекста, и накладывают отпечаток на формирование выразительной и многообразной реальности городского пространства» [5, с. 2].

Конечно, верна мысль А.Г. Раппапорта, о том, что «целое в эмоциональном восприятии всегда сильнее детали» [6, с. 10]. Можно смело утверждать, что мифологические образы как архитектурный декор при постоянном восприятии зачастую не вычленяются сознанием. Более того, современный человек в обыденной жизни основное внимание уделяет функциональной стороне происходящего. Анализируя эмоциональное воздействие архитектуры в повседневной жизни, Г.Б. Забельшанский пишет: «архитектура, городская среда присутствует как фон» [7, с. 64]. Однако мифологические образы в декоре современной архитектуры создают своеобразный визуальный фон, который не только определяет неповторимость местной культуры, но и поддерживает идею цельности данной культуры. Использование мифологических образов в современной архитектуре указывает на факт актуальности сопряжения традиции и инновации в обществе. Лотман Ю.М. так описал динамическое взаимодействие прошлого и настоящего культуры: «Важный аспект внутреннего диалога культуры складывается исторически: предшествующая традиция задает норму, имеющую уже автоматизированный характер, <.. .> в сознании воспринимающего прошлое и настоящее состояние системы присутствуют одновременно» [8, с. 677]. В случае с использованием мифологических образов в декоре, они маркируют прошлое, символически присутствующее в современной архитектуре.

В мире, где постоянное стремление к обновлению является одной из существенных ценностей, появляется необходимость в константах стабильности. Архитектура - великолепный пример такой стабильности. Вместе с тем мифологические образы, как явление более архаичное, порождает чувство укорененности данной культуры в данной местности. Кроме того, если мифологические образы в современной архитектуре обращены в прошлое, к основаниям культуры, то сама современная архитектура устремлена в будущее как актуализированный свидетель настоящего. Это взаимодействие

образует сквозные взаимосвязи между прошлым культуры, ее настоящим и будущим.

Список литературы:

1. Лёзина Л.Е. Образы мифологические // Словарь архитектурных терминов с иллюстрациями / авт.-сост. Л.Е. Лёзина. - Казань, 2010. - 76 с.

2. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман Семиосфера. - СПб.: Искусство-Спб, 2000. - 704 с.

3. Ханзафаров Н.Г. Символы Татарстана. Мифы и реальность / Н.Г. Хан-зафаров. - Казань: Фикер, 2001. - 136 с.

4. Геральдическое наследие Республики Татарстан / Геральдический совет при Президенте РФ, Геральдический совет при Президенте РТ, Союз геральдистов России; авт.-сост. Р.Р. Хайрутдинов и др. - М.; Казань: Регион-сервис, 2012. - 328 с.

5. Конева Е.В. К вопросу об исследовании смыслового и образного потенциала архитектурно-пространственной среды города // «Архитектон». -2006. - № 14.

6. Раппапорт А.Г. Эмоции и профессиональное сознание архитектора // Архитектура и эмоциональный мир человека / Г.Б. Забельшанский, П.Б. Ми-нервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. - М.: Стройиздат, 1985 - 208 с.: ил.

7. Забельшанский Г.Б. Пути исследования эмоционального воздействия архитектуры // Архитектура и эмоциональный мир человека / Г.Б. Забельшанский, П.Б. Минервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. - М.: Стройиздат, 1985 - 208 с.: ил.

8. Лотман Ю.М. Архитектура в контексте культуры / Ю.М. Лотман Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. - 704 с.

БЫТ РУССКОГО НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЬЕСАХ А.Н. ОСТРОВСКОГО

© Новиков А.В.*

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя

В статье исследуется быт русского человека на материале исторических пьес А.Н. Островского, указываются основные составляющие повседневной жизни народа (религиозность, почитание родителей, важность семьи, общинность).

Ключевые слова А.Н. Островский, Смутное время, исторические хроники, драматургия, русская культура, русский быт.

* Аспирант кафедры Культурологии и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.