Научная статья на тему 'ТЮРКСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В ЕЕ ДРЕВНЕМ ПЕРЕДНЕАЗИАТСКОМ КОНТЕКСТЕ'

ТЮРКСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В ЕЕ ДРЕВНЕМ ПЕРЕДНЕАЗИАТСКОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тюркский / концепт / языковой / мифологический / картина мира / историкоэтимологический / контекст / переднеазиатский / праалтайский / Turkic / concept / language / mythological / picture of the world / historical and etymological / context / West Asian / pra-Altai

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович

В статье с учетом переднеазиатской локализации алтайской языковой семьи рассматриваются в историко-этимологическом контексте отдельные контактные концепты тюркской языковой и мифологической картины мира, отложившиеся по преимуществу в шумерском языке. Кроме того, в контексте вопроса о генезисе наименования тюркской богини Умай обращено внимание на роль башкирского языка в установлении древних тюркско-иранских языковых связей. Так, еще Б. Грозный отмечал факт наличия в шумерском языке, на котором говорили в Южном между-речье в IV–III тыс. до н.э. ‘тюрко-татарского элемента’ dingir ‘бог’ ~ праалтайское обозначение неба (астральная функция) и главное тюркское мужское божество верхнего мира *Тeŋir. Другой субстратный элемент того же порядка – парное (дихотомия) центральное женское божество из аккадской версии шумерского эпоса о Гильгамеше: Иштар – богиня плодородия и плотской любви. Она также является астральным (из пратюрк. *jul-du-ŕ/*jyltyz ‘звезда’ древнейшего праалтайского характера) божеством, олицетворявшим планету Венера. Еще одно шумерское мужское божество Билгамеш/Билгамиш в своей корневой части может быть соотнесено с шумер. биль-га ‘предок’, для которого не исключено пратюркское происхождение. Время возникновения эпоса о Гильгамеше позволяет отнести его бытование к собственно тюркскому хронологическому уровню. Возможно, именно к этому времени относятся сюжетные связи с эпосом о Гильгамеше кумыкской мифологической пес-ни о Минкюллю/Мункюллю, образ жизни которого подобен поведению будущего друга Гильгамеша богатыря Энкиду (ср. пратюрк. *аŋ/еŋ ‘зверь, дикое животное, дичь’).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKIC LINGUISTIC AND MYTHOLOGICAL PICTURE OF THE WORLD IN ITS ANCIENT WEST ASIAN CONTEXT

The article investigates the Russisms, which are a part of the fairy tale beginnings and represent the military rank and position. Over time, borrowings ousted the original vocabulary or existed in parallel. Basically, the Russian language borrowed words for new concepts and subjects that do not have names in the Bashkir language. The author points out that this phenomenon is due to the fact that after the Bashkir tribes joined the Russian state, the regular service of the Bashkirs in the regular Russian army begins and the ancient Turkic military vocabulary is replaced by Russian terms. Many early Russian lexical items appeared in the folk-conversational Bashkir language during the construction of plants in places rich in deposits of ore and minerals in the Southern Urals and Trans-Urals. In general, common needs, the exchange of economic and cultural realities and simple communication of the people were the

Текст научной работы на тему «ТЮРКСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В ЕЕ ДРЕВНЕМ ПЕРЕДНЕАЗИАТСКОМ КОНТЕКСТЕ»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

DOI 10.24411/2223-0564-2021-10108 Г.-Р.А.-К Гусейнов УДК 8. 80. 81-23/ 81-24

ТЮРКСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В ЕЕ ДРЕВНЕМ ПЕРЕДНЕАЗИАТСКОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация

В статье с учетом переднеазиатской локализации алтайской языковой семьи рассматриваются в историко-этимологическом контексте отдельные контактные концепты тюркской языковой и мифологической картины мира, отложившиеся по преимуществу в шумерском языке. Кроме того, в контексте вопроса о генезисе наименования тюркской богини Умай обращено внимание на роль башкирского языка в установлении древних тюркско-иранских языковых связей.

Так, еще Б. Грозный отмечал факт наличия в шумерском языке, на котором говорили в Южном междуречье в IV-III тыс. до н.э. 'тюрко-татарского элемента' dingir 'бог' ~ праалтайское обозначение неба (астральная функция) и главное тюркское мужское божество верхнего мира *Тедш Другой субстратный элемент того же порядка - парное (дихотомия) центральное женское божество из аккадской версии шумерского эпоса о Гильгамеше: Иштар - богиня плодородия и плотской любви. Она также является астральным (из пратюрк. *jul-du-r/*jyltyz 'звезда' древнейшего праалтайского характера) божеством, олицетворявшим планету Венера. Еще одно шумерское мужское божество Билгамеш/Билгамиш в своей корневой части может быть соотнесено с шумер. биль-га 'предок', для которого не исключено пратюркское происхождение. Время возникновения эпоса о Гильгамеше позволяет отнести его бытование к собственно тюркскому хронологическому уровню. Возможно, именно к этому времени относятся сюжетные связи с эпосом о Гильгамеше кумыкской мифологической песни о Минкюллю/Мункюллю, образ жизни которого подобен поведению будущего друга Гильгамеша богатыря Энкиду (ср. пратюрк. *ад/ед 'зверь, дикое животное, дичь').

Ключевые слова: тюркский, концепт, языковой, мифологический, картина мира, историко-этимологический, контекст, переднеазиатский, праалтайский

Garun-RashidA.-K. Guseinov

TURKIC LINGUISTIC AND MYTHOLOGICAL PICTURE OF THE WORLD IN ITS ANCIENT WEST ASIAN CONTEXT

Abstract

The article investigates the Russisms, which are a part of the fairy tale beginnings and represent the military rank and position. Over time, borrowings ousted the original vocabulary or existed in parallel. Basically, the Russian language borrowed words for new concepts and subjects that do not have names in the Bashkir language. The author points out that this phenomenon is due to the fact that after the Bashkir tribes joined the Russian state, the regular service of the Bashkirs in the regular Russian army begins and the ancient Turkic military vocabulary is replaced by Russian terms. Many early Russian lexical items appeared in the folk-conversational Bashkir language during the construction of plants in places rich in deposits of ore and minerals in the Southern Urals and Trans-Urals. In general, common needs, the exchange of economic and cultural realities and simple communication of the people were the

Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Дагестанского государственного университета (Махачкала), e-mail: garun48@mail.ru

Garun-RashidA.-K. Guseynov, Dr. Sci. (Philology), Professor of the Department of Russian Language, Dagestan State University (Makhachkala), e-mail: garun48@mail.ru

© Гусейнов Г.-Р.А.-К., 2021

Key words: Turkic, concept, language, mythological, picture of the world, historical and etymological, context, West Asian, pra-Altai

Тюркские языки, как полагают некоторые исследователи, выделяются в мезолите (Х-УШ тыс. до н.э.) в результате распада праал-тайской языковой семьи (в нее включают также монгольские и тунгусо-маньчжурские языки), которая локализуется в Средней Азии и примыкающих районах Ирана, т.е. в южном и юго-восточном Прикаспии. Именно отсюда, с южного побережья Каспия, было заселено в ту же эпоху его западное, включая Дагестан, побережье, где проживают носители кумыкского языка [7, с. 8081]. Сравнительно недавно И.Л. Кызласовым [17, с. 209] было высказано мнение о западноазиатс-ком происхождении тюркоязычных народов, поддержанное другими авторами [8, с. 89].

В дальнейшем автор настоящей статьи, говоря о возможности локализации тюркской прародины в южном и юго-восточном Прикаспии, включил предположительно в ее пределы и центральную часть нынешнего Ирана, где до сих пор представлен тюркский халаджский язык. Это указывает, на его взгляд, на возможность продвижения отсюда тюркских народов на север, к западу и востоку от Каспия - через Кавказ и Среднюю Азию, а также на Балканский полуостров, имея в виду сравнительно раннее продвижение сюда древних тюрок (булгар) [9, с. 91].

Цель же настоящей статьи заключается в дальнейшей разработке уже выдвинутых автором положений в качестве дополнительных аргументов, обосновывающих переднеазиатскую локализацию древней прародины тюркских народов. Она заключается в привлечении к рассмотрению в историко-этимологическом контексте отдельных контактных концептов тюркской языковой и мифологической картины мира, отложившихся по преимуществу в шумерском языке.

Например, еще Бедржих Грозный [6, с. 43] указывал на наличие в шумерском языке (его носители, как обычно полагают, пришли на территорию южного Междуречья между 5500 и 4000 гг. до н.э. из ареально смежной с Ираном северной Месопотамии) «тюркотатарского элемента' dingir 'бог'». Он обнаруживает наибольшую близость к одной из реконструкций пратюркско-го обозначения неба и божества ^едп (< праалт. Па^т) [22, с. 562-563].

Показательно при этом, что Вселенная в шу-

мерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними [24]. Подобная же трехчастная картина мира имеет место и в древней тюркской традиции [22, с. 562-591].

В верхнем мире, наряду с Тенгри, помещается также богиня Умай (< (пра)тюрк.*Umaj «богиня-мать» [22, с. 569]), в отношении которой известно мнение о ее генетической связи с иранской мифологической птицей Хумай/ Хумаюн, которая, бросая свою тень на человека, может сделать его счастливым (ср. перс. huma, murg-i-humay'un-bal «птица, предвещающая счастье»). Р.Г. Ахметья-нов [3, с. 43] отмечает отражение фонетических вариантов этого слова в кирг. Кумай/Кумайыкъ, тат. диал. Комай-эт 'сказочная крылатая собака', но особенно в башк. homaj 'вид рогатой птицы', обнаруживающем наибольшую фонетическую близость к иранскому этимону. При этом башкирский язык обнаруживает и системные фонетические связи с восточноиранскими языками в целом [9] при том, что соответствующие контакты носителей пратюркских диалектов с иранскими могли иметь место и в более позднее время.

Об этом говорит то, что лишь к Х в. до н.э., возможно, и ранее ираноязычное население стало известно в историческом западном Иране [5, с. 920]. Полагают также, что миф отражает позднейшие связи и представления тюрок, и речь идет не об Умай - «богине-матери», а скорее всего, о вышеупомянутой Кумай «птице Гамаюн [21, с. 570]. Не случайно, данные башкирской мифологии указывают на то, что Хумай имеет черты самостоятельного божества верхнего мира [16], аналогично тому, как у восточных тюрок, в основном, кыпчаков, известен мифоним Бай-терек, связываемый с мировым деревом и птицы на нем [3, с. 94-96] (у кумыков в топонимике). Данный термин был достаточно широко распространен и в горных пределах Северного Кавказа, в северо-западной части которого у карачаевцев отмечается божество Уммай [15, с. 158].

С другой стороны, первичный инлаутный, на -m-, характер названия Умай указывает, что здесь, учитывая его большую ареальную близость к Ирану, исторически проживали более древние (пра)тюрки. Приняв же во внимание праалтайский уровень данной лексемы [22, с. 569], а также восходящий к праалтайскому

*р' - [11, с. 4] пратюркский h-анлаут (> кирг., тат. диал. k-) башкирской и авестийской форм, можно предполагать тюркское происхождение рассматриваемой формы с рассматриваемым значением и ее усвоение в (младо)авестийский (huma-ia). Данный язык, мёртвый уже в VII-VI вв. до н.э. и не относящийся к юго-западным иранским [18, с. 128-129], обнаруживает сходство с мертвым мидийским, известным в северо-западной части современного Ирана с IX в. до н.э. [4, с. 301]. Это позволяет предполагать его контакты с распавшимся в дальнейшем, к рубежу эр, пратюркским [11, с. 66].

К пратюрк. *(h)er «герой», eren «мужчина», а также монг. еге «муж», «мужчина» при тунг.-маньчж., например, эвенк. ur 1) «самец», 2) «мужчина» [22, с. 303-304, 561; 19, с. 321-322], возможно, восходят шумер. ere «раб», eren «воин, работник». К числу иных, но менее надежных (праалтайско-аккадского уровня) свидетельств вероятного пребывания пратюрок в переднеази-атском регионе представляется возможным отнести и название астрального божества и олицетворения планеты Венера - Иштар, в частности, из аккадской (памятники языка XXV в. до н.э. - I в. н.э.) версии эпоса шумерского эпоса о Гильга-меше (поэма 'О всё видавшем', созданная в XXII веке до н.э.) [13].

Оно могло быть усвоено из пратюрк. *jul-du-r праалтайского характера [23, с. 57]/*jyltyz «звезда» [21, с. 53]. Не исключено вместе с тем, что рассматриваемые основы связаны между собой по присущему (пратюркскому языку) признаку шигматизма - (Иштар)-ламбдаизма (*juldur/*jyltyz) [22, с. 26-29].

Ее культ вытеснил во II тыс. до н.э. и распространился среди хурритов, митаннийцев, финикийцев другой более ранний собственно шумерский Инанны - центрального женского божества. Она одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т.д. [12]. Не исключено, что функция богини правосудия была первоначальной, если принять во внимание обще-, межтюрк. ynan- «вера», «верить», «поверить» [19, с. 655-656], которое не возводится, однако, к праалтайскому уровню.

К праалтайской, точнее, более поздней эпохе существования западной тюрко-монгольской ветви алтайских языков, распавшейся в середине IV тыс. до н.э. [2], относятся установленные сю-

жетные связи с шумерским эпосом о Гильгаме-ше, прототип которого правил шумерским городом Уруком, кумыкской мифологической песни (йыр) о Минкюллю / Мункюллю, неизвестного как народам Дагестана, так и другим некавказским тюркам [1, с. 26].

Образ жизни Минкюллю / Мункюллю подобен поведению будущего друга Гильгамеша богатыря Энкиду, который, будучи равным ему по силе и наделённым сверхъестественной мощью, живёт среди диких зверей. Его имя может восходить к пратюрк. *ац/ец «зверь, дикое животное, дичь», имеющему параллели в монг. а^ «зверь, дикое животное, дичь» [19, с. 152; 21, с. 417].

Антропоним Минкюллю/Мункюллю может считаться инокорневой (калька) тюркско-монгольско-тунгусо-маньчжурской семантиче с-кой параллелью пратюрк. *Ьбке «силач, сильный, могучий»/*b6gti «герой, богатырь», известный при наличии восточнотюркских т-репрезентатов [21, с. 561; 22, с. 585] к антропониму Энкиду.

В свою очередь, шумерское звучание имени Гильгамеш (при более поздней аккадской передаче gil.g9.m8s) - Билгамеш/Билгамиш в условиях, когда словосложение является основным средством словообразования в шумерских существительных [14, с. 9], в своей корневой части может быть соотнесено с шумер. биль-га «предок» [25]. Оно, вероятно, восходит к (пра)тюрк. Ы1-«знать, ведать, разуметь», откуда др.-тюрк. Ы^а «мудрый» [20, с. 137, 139], широко используемое в качестве антропонимов [10, с. 99]. Собственно тюркский хронологический уровень бытования данной лексемы соответствует эпохе выделения тюркских языков из тюрко-монгольской ветви алтайских языков, распавшейся, как уже было отмечено, в середине IV тыс. до н.э., и времени возникновения эпоса о Гильгамеше в XXII в. до н.э.

Таким образом, в результате произведенного анализа в историко-этимологическом контексте отдельных контактных концептов тюркской языковой и мифологической картины мира, отложившихся по преимуществу в шумерском языке, были установлены дополнительные аргументы в пользу концепции переднеазиатской локализации древней прародины тюркских народов. Их дальнейшее совокупное рассмотрение вкупе с уже имеющимися наработками составит цель его дальнейшей исследовательской работы автора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аджиев А. Кумыкский фольклор в контексте проблем этногенеза и развития языка кумыков // Вести Кумыкского научно-культурного общества. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2001. Вып. 5. С. 24-28.

2. Алтайские языки // URL: http. www.ru.wikipedia. о^^Ы/Алтайские_... (дата обращения: 09. 05. 2020).

3. Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов среднего Поволжья. М.: Наука, 1981. 144 с.

4. Большой энциклопедический словарь: Языкознание / под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 683 с.

5. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси: Тбилисский университет, 1984. 1328 с.

6. Грозный Б. Доисторические судьбы Передней Азии // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 36-45.

7. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Кумыки: протолингво-этногенез // Кумыкский энциклопедический словарь. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2009. С. 8-81.

8. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Некоторые языковые и фольклорные материалы к вопросу о переднеазиатс-кой прародине тюркских народов в контексте проблемы кумыкского лингвоэтногенеза // Труды и материалы Международной научной конференции «И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика» (V Бодуэновские чтения). Казань: 2015. Т. 2. С. 8992.

9. Гусейнов Г.-Р. А.-К. К дополнительной интерпретации одной евразийской (восточноиранско-тюркской) фонетической изоглоссы в контексте вопроса о переднеазиатской прародине тюркских народов // Труды и материалы Международной научной конференции «И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика» (VI Бодуэновские чтения). Казань: Казанский университет, 2017. Т. 2. С. 91-98.

10. Древнетюркский словарь / под ред. В.М. Наде-ляева, Д.М. Насилова, Э.Р. Тенишева, А.М. Щербака. Л.: Наука, 1969. 715 с.

11. Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков / под ред. Д.М. Насилова. М.: Восточная литература, 2007. 223 с.

12. Инанна // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Инанна (дата обращения: 09. 05. 2020).

13. Иштар // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Иштар (дата обращения: 09. 05. 2020).

14. Канева И.Т. Шумерский язык: автореф. дис. ...

д-ра филол. наук. СПб., 1998. 32 с.

15. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995. 343с.

16. Котов В.Г. Женское божество Умай/Хумай: сравнительная характеристика // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №4-2 (68). С. 111-114.

17. Кызласов И.Л. Алтаистика и археология. М.: Институт тюркологии, 2011. 256 с.

18. Основы иранского языкознания: Древнеиран-ские языки. М.: Наука, 1979. 387 с.

19. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М.: Наука, 1974. 767 с.

20. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М.: Наука, 1978. 350 с.

21. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков / под ред. Е.А. Поцелуевского. М.: Наука, 2001. 822 с.

22. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков / под ред. Е.А. Поцелуевского. М.: Наука, 2006. 908 с.

23. Старостин С.А. Алтайская проблема и происхождение японского языка. М.: Восточная литература, 1991. 296 с.

24. Шумер#Религия // URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Шумер#Религия.

25. Шумерско-русский словарь // https://ru. sumer-rus.livejournal.com/27305...

REFERENCES

1. Adzhiev, A. Kumykskiy folklor v kontekste problem etnogeneza i razvitiya yazyka kumykov [Kumyk folklore in the context of the problems on ethnogenesis and development of the Kumyk language]. Vesti Kumyk-skogo nauchno-kulturnogo obshchestva - Bulletin of the Kumyk Scientific and Cultural Society]. Makhachkala: Dagknigoizdat, 2001, issue 5, pp. 24-28. (in Russ.).

2. Altayskie yazyki [Altai languages] Available at: http. www.ru.wikipedia. org/wiki/Altaiskie_... (accessed May 28, 2020.) (in Russ.).

3. Akhmetyanov, R.G. Obshchaya leksika duk-hovnoy kultury narodov srednego Povolzhya [General vocabulary of the spiritual culture of the peoples of the Middle Volga region]. Moscow: Nauka, 1981. 144 p. (in Russ.).

4. Bolshoy entsiklopedicheskiy slovar: Yazykoznanie [Large Encyclopedic Dictionary: Linguistics]. Moscow: Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya, 1998. 683 p. (in Russ.).

5. Gamkrelidze, T.V., Ivanov, V.V. Indoevropeyskiy

yazyk i indoevropeytsy [Indo-European language and Indo-Europeans]. Tbilisi: Tbilisskiy universitet, 1984. 1328 p. (in Russ.).

6. Grozny, B. Doistoricheskie sudby Peredney Azii [Prehistoric fates of West Asia]. Vestnik drevney istorii - Bulletin of Ancient History, 1940, no. 3-4, pp. 36-45. (in Russ.).

7. Guseynov, G.-R.A.-K. Kumyki: protolingvoetno-genez [Kumyks: Proto-Linguo-Ethnogenesis]. Kumyk-skiy entsiklopedicheskiy slovar [Kumyk encyclopedic dictionary]. Makhachkala, 2009, pp. 80-81. (in Russ.).

8. Guseynov, G.-R.A.-K. Nekotoryeyazykovye i folk-lornye materialy k voprosu operedneaziatskoyprarodine tyurkskikh narodov v kontekste problemy kumykskogo lingvoetnogeneza [Some linguistic and folklore materials on the issue of the West Asian ancestral homeland of Turkic peoples in the context of the problem of Kumyk linguo-ethnogenesis]. Trudy i materialy Mezhdunaro-dnoy nauchnoy konferentsii «I.A. Boduen de Kurtene i mirovaya lingvistika» (V Boduenovskie chtenyia) [Proceedings and materials of the International Scientific Conference «I.A. Baudouin de Courtenay and World Linguistics» (5th Baudouin Readings)]. Kazan: Kazans-kiy universitet, 2015, vol. 2, pp. 89-92. (in Russ.).

9. Guseynov, G.-R.A.-K. K dopolnitelnoy interpre-tatsii odnoy evraziyskoy (vostochnoiransko-tyurkskoy) foneticheskoy izoglossy v kontekste voprosa o peredneaziatskoy prarodine tyurkskikh narodov [On additional interpretation of one Eurasian (East Iranian-Turkic) phonetic isogloss in the context of the issue on the West Asian ancestral homeland of the Turkic peoples]. Trudy i materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «I.A. Boduen de Kurtene i mirovaya lingvistika» (VI Boduenovskie chteniya) [Proceedings of the International Scientific Conference "I.A. Baudouin de Courtenay and World Linguistics" (6 th Baudouin Readings)]. Kazan: Kazans-kiy universitet, 2017, vol. 2, pp. 91-98. (in Russ.).

10. Drevnetyurkskiy slovar [Old Turkic dictionary]. Leningrad: Nauka, 1969. 715 p. (in Russ.).

11. Dybo, A.V. Lingvisticheskie kontakty rannikh tyurkov [Linguistic contacts of the early Turks]. Moscow: Vostochnaya literatura, 2007. 223 p. (in Russ.).

12. Inanna [Inanna]. Available at: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Inanna (accessed May 28, 2020). (in Russ.).

13. Ishtar [Ishtar]. Available at: https://ru.wikipedia.

org/wiki/Ishtar (accessed May 28, 2020). (in Russ.).

14. Kaneva, I.T. Shumerskiy yazyk [Sumerian language]. PhD Thesis in Philology. St. Petersburg, 1998. 32 p. (in Russ.).

15. Karaketov, M.D. Iz traditsionnoy obryadovo-kultovoy zhizni karachaevtsev [From the traditional rite-cult life of the Karachayans]. Moscow: Nauka, 1995. 343 p. (in Russ.).

16. Kotov, V.G. Zhenskoe bozhestvo Umai/Khumai: sravnitenaya kharakteristika [Female deity Umai/Hu-mai: Comparative characteristics]. Izvestiia Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Altai State University, 2010, no. 4-2 (68), pp. 111-114. (in Russ.).

17. Kyzlasov, I.L. Altaistika i arkheologyia [Altais-tics and archeology]. Moscow: Instituttyurkologii, 2011. 256 p. (in Russ.).

18. Osnovy iranskogo yazykoznanyia: Drevneiran-skieyazyki [Fundamentals of Iranian linguistics: Ancient Iranian languages]. Moscow: Nauka, 1979. 387 p. (in Russ.).

19. Sevortyan, E.V. Etimologicheskiy slovar tyurkskikh yazykov [Etymological dictionary of the Turkic languages]. Moscow: Nauka, 1974. 767 p. (in Russ.).

20. Sevortyan, E.V. Etimologicheskyi slovar tyurkskikh yazykov [Etymological dictionary of the Turkic languages]. Moscow: Nauka, 1978. 350 p. (in Russ.).

21. Sravnitelno-istoricheskaya grammatika tyurks-kikh yazykov [Comparative historical grammar of the Turkic languages]. Moscow: Nauka, 2001. 822 p. (in Russ.).

22. Sravnitelno-istoricheskaya grammatika tyrks-kikh yazykov [Comparative historical grammar of the Turkic languages]. Moscow: Nauka, 2006. 908 p. (in Russ.).

23. Starostin, S.A. Altaiskaya problema i proiskho-zhdenie yaponskogo yazyka [Altai problem and origin of the Japanese language]. Moscow: Vostochnaya literatura, 1991. 296 p. (in Russ.).

24. Shumer # Religiya [Sumer # Religion]. Available at: https: //ru.wikipedia. org /wiki/ Shumer # Re-ligiia [Sumer# Religion] (accessed: May 28, 2020). (in Russ.).

25. Shumersko-russkiy slovar [Sumerian-Russian dictionary]. Available at: https://ru.sumer-rus.livejour-nal.com/27305 (accessed May, 28, 2020). (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.