РЩ|~ИЕ СИБИРИ
■ ъ^} < ™ -V"1 1
а \
Л*
> \ / ■эШ у ■■ В. М. КУЛЕМЗИН
Увидеть, как ханты встречают Новый год, автору — историку и этнографу
удалось один раз, когда во время этнографической экспедиции
он посетил отдаленное стойбище в верховьях р. Вах, притока Оби
(Тюменская обл., Нижневартовский район). По нашему календарю
шел март 1970 г.
Ханты, или остяки, — коренной, относительно малочисленный фин-но-угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. Согласно традиционному мировоззрению хантов, календарь состоит не из 12 месяцев, а из 13 периодов, поэтому число 13 является для них сакральным и фигурирует во всех обрядах и обычаях.
Все периоды тесно связаны с чередованием природных явлений: период «малых морозов», период «больших морозов», «гуси-утки прилетели», «рыба икру мечет, лист падает»... Четкого календаря у хантов нет: их «месяцы» различаются по продолжительности. Например, период «гуси-утки прилетают» может быть небольшим, а период «больших морозов» — длиться два с лишним месяца.
Приход Нового года отмечается в конце февраля-начале марта. Точную дату назначает шаман — ее подсказывает ему Лось (так называют ханты созвездие Большой Медведицы). На языке хантов Новый год назывался «тылее курок ики» (период «орел-старик»), что означает примерно «период, когда орел прилетает».
Как у всех других народов мира, наступление Нового года у хантов знаменует наступление новой, «хорошей» жизни, в которой все «плохое» осталось в прошлом.
КУЛЕМЗИН Владислав Михайлович— доктор исторических наук, профессор Томского государственного университета. Сфера научных интересов: этнография коренных охотничьих народов Сибири и Севера. Организатор и участник 22 этнографических экспедиций. Автор множества научных, научно-популярных и художественных публикаций
Бронзовые изображения Мир-сусне-хума (у манси) или Торум-паха (у хантов) — божества, которое приносит удачу в охоте и рыбалке, излечивает от болезней. Под Новый год этот всадник объезжает землю и оказывает помощь нуждающимся. Для него ставили на окно четыре серебряных блюдечка (место «приземления» коня) и в канун новогодней ночи обращались с просьбами.
1— VI—VIII вв. Среднее Приобье. Новосибирский государственный краеведческий музей; 2,3 — Томское Приобье. Томский областной краеведческий музей. По: (А. И. Соловьев, Оружие и доспехи. — Новосибирск: Инфолио-пресс, 2003 г.)
Этнографическая экспозиция Березовского краеведческого музея (ХМАО)
Злого духа били палками
Главная забота хантов при встрече Нового года — избавление от прошлых несчастий, которые преследовали их раньше, прежде всего от болезней. Для этого на краю стойбища выбирали священную рябину (или осину) с диаметром ствола 10—15 см, которую расщепляли клином и между двумя половинами вставляли довольно большую распорку. После чего шаман разводил рядом костер, колотил в бубен, и все жители стойбища от мала до велика должны были протиснуться через расщепленную рябину.
Этот обряд имел глубокий смысл. Дело в том, что согласно представлениям хантов, человек не видит духа, который может находиться рядом и все время преследовать его. Но его можно поймать: когда дух вслед за людьми проходит через расщепленное дерево, шаман колотушкой бубна выбивает клин, две половины дерева сходятся и защемляют духа. Тогда его нужно добить, поэтому жители начинали бить палками рядом с деревом, где застрял дух.
Что же это за дух? Это кынъ-ики (болезней старик) или пыхты-ики (черный старик), носитель болезней, проникающий в мир людей с кладбища, через выво- Ч роченные пни и т.д. В том же И 1970 г. в другом стойбище на 9 Новый год сделали громадное Я изображение духа оспы из Я кедра — темного дерева ниж- 31 него мира. Лицо изображения Л просверливали так, чтобы было похоже на пятна оспы. V И это изображение сжигали, т.е. умерщвляли. Оспа МЛ для хантов была страшной болезнью, против которой бессильны шаманы: иногда от нее погибало сразу несколько стойбищ. И хотя сейчас оспа уже не страшна, но она, тем не менее, осталась в памяти народа.
После окончания обряда с расщепленным деревом люди перешагивали через костер, через дым на тот случай, если духа не защемило и он успел проскочить. Огонь и дым всегда выполняли у хантов очистительную функцию.
Тутчан —женская сумочка для рукоделия. С. Теги. Олений мех, ровдуга, бисер, металл. Этнографический музей пос. Шеркалы (ХМАО)
Добрые духи хантов живут на небесах, где белый цвет (символ здоровья, благополучия, сытной жизни), а под землей, где живут покойники и злые духи, — всегда черный. Под землей вообще все наоборот. Когда здесь день — там ночь, реки текут в противоположную сторону, умершие доживают благодаря обратному течению времени до момента рождения и вновь появляются на свет. Каждый новорожденный у хантов — это обязательно кто-то из ушедших, вновь вернувшийся на землю
Ранг подобного духа-покровителя мог колебаться от семейного божества до покровителя крупного территориального объединения — княжества. Нижнее Приобье. Материалы И.Н. Гемуева, А. М. Сагалаева. Дерево. Музей археологии Института археологии и этнографии СО РАН. По: (Соловьев, 2003)
50
Бубен — один из главных ритуальных атрибутов шаманов, их главное средство для общения с духами и проникновения в другие миры. Под рукоять бубна часто подвешивались «помощники шамана» — выполненные из металла символические предметы, которые звенели, посылая обращения к духам. Березовский краеведческий музей (ХМАО)
Я ОТКРЫТИЕ СИБИРИ
Тринадцать беличьих желудков
Для празднования Нового года ханты заготавливали традиционное угощение — 13 беличьих желудков на человека, по числу периодов в году. Желудок у белки размером с грецкий орех и всегда наполнен кедровой массой, поэтому очень вкусный. Желудки поджаривали на углях. Каждый житель поселения (которое обычно состоит из 2—4 родственных семей) должен съесть 13 желудков, но иногда бывало, что при раздаче
Маска для
медвежьего
праздника.
Выставочный центр народного промысла (Ханты Мансийск)
Наркас-юх — древнии музыкальный инструмент коренных народов Севера.
Его струны сделаны из лосиных сухожилий, натянутых на колки из костей рябчика. Музыка этого народного инструмента сопровождала праздники, шаманские представления и жертвоприношения.
Октябрьский краеведческий музей
угощения последнему доставалось не 13, а, например, 9 желудков. Это означало, что на девятом периоде с этим человеком могло случиться несчастье. Такого человека на это время отстраняли от всякой хозяйственной деятельности: рыбного промысла (чтобы не утонул), охоты (чтобы зверь не задрал). Весь этот период за человеком ухаживали больше, чем обычно, жертвовали для его здоровья вещи белому богу-небожителю. И только после окончания опасного периода жизнь его начинала идти своим чередом.
Подарки на Новый год ханты дарили только духам и гостям. Дарили духу лесному, духу водяному, небожителям и обязательно — черному духу на кладбище. Последнему обычно жертвовали черный халат с капюшоном (все злые существа остроголовы, поэтому им можно жертвовать такие одежды). После исполнения всех этих обрядов
НИЛ
_
Огненный лис — легендарный символ связи полов у хантов. В преданиях он рисуется бегущим по снегу и громко кричащим, при этом его «символ плодородия» бороздит наст. Заслышав его клич, женщинам полагается смущаться. Лосиный рог, мамонтовая кость, мельхиор. Резчик М. Темиргазеев. Музей природы и человека (Ханты-Мансийск)
С середины 1970-х гг. в Сибири тут и там стали появляться нефтяные вышки. Новые экономические, культурные и хозяйственные процессы радикально изменили жизнь коренных народов. Современный охотник устанавливает ловушку на зверя, изобретенную еще в неолите, имея при себе сотовый телефон или портативную рацию.
Такое совмещение древности и современности характерно сегодня для жизни коренного населения. Русские и украинские обычаи активно проникают к хантам, вытесняя традиционные.
Ханты теперь встречают Новый год, как и все россияне, в ночь с 31 декабря на 1 января. Они ставят елки и украшают их елочными игрушками. Ханты с удовольствием приняли елку, так как для них она является родовым деревом (под родовым деревом женщины рожали, а затем на нем подвешивался послед). Есть у них и Дед Мороз.
Конечно, остались еще старики, которые помнят о «прилете орла». Кто-то еще символически печет 1—2 беличьих желудка, рассказывая ребятишкам о старине, когда их предки расщепляли ствол дерева, чтобы избавиться от злых духов...
считалось, что в наступившем году люди гарантированно защищены от несчастий.
Что касается других подарков, то их дарили и хозяева, и гости. Ханты обменивались бусами, вышитыми бисером кисетами, табакерками, берестяными изделиями и т.д. Ханты высоко ценили гостевые подарки, поскольку такие вещи напоминают о конкретном человеке.
Сам праздник длился одну ночь. После окончания очистительного обряда в качестве развлечения ханты прыгали через нарты, которые тянет олень. А вот что касается песен и плясок, то это принадлежность другого праздника — медвежьего. Встреча Нового года у хантов выглядела гораздо более скромно, да это и понятно. Ведь его основная цель — обеспечить для стойбища на определенный период жизнь без болезней, избавиться от злого духа-преследователя. Тут уж не до развлечений, особых угощений и напитков.
Насколько охотно ханты допускали чужих на встречу Нового года? Традиционно все праздники у них были родовыми, т.е. на них собирались только близкие и кровные родственники. Однако эта традиция начала рушиться уже в XIX в. Нужно отметить, что гостю ханты всегда оказывали большое уважение, на него не распространялись запреты (при том что вся традиционная культура хантов — это выполнение запретов). Ему даже могли предложить чью-нибудь жену...
В честь убитого на охоте медведя ханты, как и многие другие коренные народы Сибири и Северной Америки, устраивали праздник.
Октябрьский краеведческий музей (ХМАО)
В отличие от традиционной встречи Нового года медвежий праздник у хантов был ярким и красочным.
Ханты верили, что медведь — их родственник, предок. Он судья, хозяин всего мира. Когда охотники добывали медведя, то считалось, что он просто пришел в гости. В течение пяти дней в честь медведя (четырех — для медведицы) справляли праздник. При этом на специальной счетной палочке делали зарубки, сколько песен и плясок было исполнено
Традиционные маски для медвежьего праздника вполне могут стать украшением современного новогоднего карнавала.
Береста. Выставочный центр народного промысла (Ханты-Мансийск)