жидкой фракцией навоза на фоне удобрения почвы плотной частью отходов при общем расходе жидкости 1500 м3 на 1 га за сезон.
Выводы
1. Двухступенчатая биологическая очистка жидкой фракции навоза с хранением ее в прудах-накопителях дает низкий эффект очистки и обеззараживания. Трехступенчатой биологической очисткой в аэротенках и до-очисткой в биологических прудах достигаются лучшие результаты, однако ни один из изученных способов не обеспечивает надежного обеззараживания.
2. Целесообразно использование жидкой фракции навоза в качестве удобрения, при этом суммарная оросительная норма не должна превышать 1500 м3/га. Загрязнения, вносимые при этом в почву, ликвидируются к концу первого года вегетации.
ЛИТЕРАТУРА. Гайдамак А. В., Беляева А. Г., Я н к о В. Г.— В кн.: Гигиена населенных мест. Киев, 1969, с. 109—111.— Долнво-Доброволь-с к и й Л. Б., Юрьев Б. Т., Киселева Р. Н. и др.— Труды центр, науч.-ис-след. станции по сельскохоз. использованию сточных вод. М., 1969, вып. 1, с. 162—164.
Поступила 13/VEI 1976 г.
THE POSSIBILITY OF USING IN AGRICULTURE OF TREATED WASTE WATERS FROM PIG-BREEDING COMPLEXES
S. Ya. Naishtein, N. P. Vashkulat, T. V. Bey, G. F. Voronova, R. G. Nikula, R. P. Petrova, 1. Ya. Rybchinskaya, V. V. Stankevich
The authors determined the effectiveness of decontamination of waste waters from pig-breeding complexes on installations of two and three stages of biological treatment and recommend conditions for using this waste in agriculture.
УДК 613.6+613.2-067 + 612.766.11:625.144(571.61)
Канд. мед. наук Е. М. Ратнер, канд. биол. наук Д. М. Демина, канд. мед. наук В. А. Кудашева, В. Д. Кузнецов, В. Ф. Касьянов
ТЯЖЕСТЬ ТРУДА, СУТОЧНЫЕ ЭНЕРГОЗАТРАТЫ И ПИТАНИЕ РАБОЧИХ ПО УКЛАДКЕ ПУТИ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ БАМА1
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения СССР, Москва; кафедра гигиены питания I Московского медицинского
института им. И. М. Сеченова
Наряду с развитием механизации трудоемких процессов в общем объеме капитального строительства железнодорожных путей значительный удельный вес все еще имеет ручной труд, в том числе и в таком высокомеханизированном процессе, как укладка железнодорожной колеи. Определение уровня энергозатрат при выполнении различных работ необходимо для характеристик тяжести труда и разработки рационального питания для рабочих, занятых выполнением работ разной тяжести.
Определению тяжести труда при выполнении путевых работ посвящены лишь единичные исследования, проведенные в основном в 30—40-е годы. Н. К. Витте и А. Т. Стовбун и др. установили, что затраты энергии при выполнении путевых работ (смена шпал, забивка костылей, подбивка пути) колеблются от 6 до 10 ккал/мин. Из-за очень низкого уровня механизации трудовых процессов при текущем ремонте и содержании пути этот показатель за 8 ч работы достигал 3000—3800 ккал. В последующие годы благода-
1 В проведении экспериментальных исследований во время экспедиционного выезда
на БАМ принимали участие члены научного студенческого кружка кафедры гигиены питания I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова А. Н. Борисов, П. С. Гу-
саров, В. И. Долгополов и М. Е. Кузнец.
ря значительной механизации труд монтеров пути заметно облегчился. Как показали исследования Д. М. Деминой, Е. М. Ратнер и Э. Б. Вейцман, уровень энергозатрат при выполнении различных работ по содержанию пути в конце 60-х годов понизился в среднем на 30—40%, составляя 2020— 2170 ккал за оперативное время рабочего дня при одиночной смене шпал и выправке пути и 1830—1870 ккал — при перешивке стрелочных переводов. При укладке железнодорожного пути в настоящее время широко применяются путеукладочные машины, существенно облегчающие труд путейцев (Э. И. Гольдман и А. А. Дорфман), однако отдельные тяжелые ручные операции все еще сохраняются.
Мы измеряли энергозатраты при выполнении отдельных трудовых операций 30 рабочими •— практически здоровыми мужчинами в возрасте от 22 до 37 лет на участке строительства ветки Тында—Нагорный в летнее время, пользуясь при этом методом Дугласа—Холдена, не .менее чем десятикратно для каждой операции. Путем хронометража определяли соотношение оперативного времени, расходуемого на различные элементы работы, и расчетным путем — расход энергии на выполнение разных видов работ за 1 ч и на протяжении всей смены. Суммарный расход энергии за 1 ч основной работы рассчитывали по формуле:
/VI ч = -~-1
1 опер
где Мч>—суммарные энергозатраты (в ккал) за 1 ч работы; М1>а...|»— энергозатраты (в ккал/мин) при выполнении 1,2 ... 1-го элемента работы; Т\,г...1'—время (в мин), затраченное на выполнение этих элементов работы; Т0ПеР — оперативное время выполнения всей работы (в мин). Для подсчета расхода энергии за всю смену энергозатраты за 1 ч работы умножали на число рабочих часов и к полученной величине добавляли показатель энергозатрат за обеденный перерыв и за время выполнения заключительной работы. Путем проведения анкетного опроса и личных бесед с членами бригады определяли режим дня во внерабочее время, а также длительность ночного сна и в соответствии с этим рассчитывали суточный расход энергии. Работа по укладке железнодорожного пути в основном включает три вида работ: укладку железнодорожной колеи, рихтовку ее и уплотнение балласта (балластировка).
Укладка рельсошпальных звеньев относится к наиболее механизированным видам путевых работ. Она осуществляется с помощью путеукладочного крана УК-25/9. Работу выполняют специализированные бригады, в составе которых до 23 человек (включая машинистов путеукладчика). Хронометражом установлено, что на укладку одного звена затрачивается около 8 мин. На данной серии путеукладчика при обычной его загрузке помещается пакет из 6 звеньев рельсошпальной решетки. Нижнее звено располагается шпалами вверх; перевертывание его производится вручную. По характеру работы эта операция сходна с направлением звена на ось пути путем раскачивания рельсошпальной решетки на траверсе. После укладки каждого пакета (на что затрачивается в среднем 48 мин) путеукладчик расходует до 12 мин на пополнение запаса звеньев. В это время члены бригады выполняют работу по разгонке шпал, установке подкладок, забивке и добивке костылей, переносят инструменты и др.
С учетом перечня элементов работы, выявленных при хронометражных исследованиях, мы определили уровень энергозатрат на выполнение каждого из этих элементов (табл. 1).
При длительности рабочего дня не более 8 ч расход энергии за рабочую смену составляет 232,4 ккал/чх8 4+4,0ккал/минх 12мин, т. е. 1907 ккал. За время обеденного перерыва расходуется еще 120 ккал. Таким образом, за всю рабочую смену, включая последний перерыв, энергозатраты составляют в среднем 2027 ккал.
з<
Таблица 1
Калорическая стоимость отдельных элементов и всей работы при укладке железнодорожного пути с помощью путеукладчика УК-25/9 (в расчете на 1 ч работы)
Элемент деятельности энергии, ккал/мин Расход времени, мин ккал
Выполнение вспомогательных работ при ожидании прохо- 3,0 8,5 25,5
да укладчика по звену и ожидание выноса звена
Направление звена на ось пути путем его раскачивания 4,5 4,3 19,4
для правильной постановки
Постановка звена на ось пути (рихтовка ломом) 4,6 0,5 2,3
Разгонка шпал (ломом) 4,6 3,8 17,5
Сборка стыков рельс 4,0 23,5 94,0
Переноска ударно-механического раздатчика и подгонка 5,1 7,4 37,7
зазоров
Выполнение вспомогательных работ в период прохода пу- 3,0 12,0 36,0
теукладчика за новым пакетом звеньев
Итого . . . 60,0 232,4
Бригады, занятые на механизированной укладке железнодорожной колеи, могут участвовать и в выполнении некоторых других видов работ в те дни, когда по каким-либо причинам путеукладчик не используется, например при рихтовке уже уложенного пути и его балластировке. Данные хронометража показывают, что рихтовка пути выполняется в режиме, примерно соответствующем чередованию равных интервалов времени, затраченных непосредственно на рихтовку ломом (4,6 ккал/мин) и выполнение более легких работ (около 3,0 ккал/мин). При этом энергозатраты за 1 ч работы составляют около 230 ккал, а за 8 ч — 1840 ккал, что близко к этому показателю при укладке пути. При балластировке энергии расходуется несколько больше: 312 ккал за 1 ч оперативного времени или 2028 ккал за суммарное оперативное время рабочей смены (6,5 ч); выполнение подготовительно-заключительной работы (1,7 ч) требует 225 ккал (из расчета 150 ккал/ч). Суммарные энергозатраты за оперативное время и период выполнения подготовительно-заключительных работ равны 2283 ккал, а за всю рабочую смену, включая обеденный перерыв, •— 2403 ккал. Таким образом, при балластировке пути рабочие затрачивают за рабочую смену примерно на 380 ккал больше, чем при его укладке и рихтовке.
Необходимые для расчета суточных энергозатрат данные о режиме дня рабочих были получены с помощью анкетного метода и проведения отдельных наблюдений. Установлено среднее распределение внерабочего времени на отдых, домашнюю работу, дополнительные занятия, сон и т. п., что позволило определить суммарные суточные энергозатраты (табл. 2).
Таким образом, суточные энергозатраты в зависимости от форм отдыха в свободное время колеблются в летний период в пределах 3300—3500 ккал, что характерно для 3-й профессиональной группы, включающей работников механизированного труда, деятельность которых связана со значительными физическими усилиями.
При работе на балластировке пути суточные показатели возрастают до 3680—3880 ккал за счет увеличения затрат энергии за рабочую смену.
Работами И. С. Кандрора установлено, что акклиматизация к условиям проживания в районах с суровыми зимними условиями вызывает повышение уровня обмена на 20—25%, при этом на 10—12% увеличение энергозатрат в зимний период обусловлено повышением основного обмена, а остальное связано с необходимостью использования теплой тяжелой одежды, затрудняющей движения при работе. Дополнительным фактором, способствующим повышению энергозатрат, может служить также трудность
Таблица 2
Суточные энергозатраты у рабочих, занятых на укладке и рихтовке пути (средние данные)
Расход
Элемент деятельности времени, ч энергии, суммарный.
ккал/ч ккал
Ночной сон 8,0 65,0 520,0
Утренний туалет и проход в столовую 0,7 120,0 84,0
Завтрак 0,3 100,0 30,0
Поездка на работу на грузовой машине или в ав-
тобусе по плохой дороге 0,5 150,0 75,0
Производственная работа: 232,4
основная 8,0 1859,0
заключительная 0,2 240,0 48,0
Обед 1,0 120,0 120,0
Поездка с работы (тем же транспортом) 0,5 150,0 75,0
Ужин 0,5 100,0 50,0
Туалет 0,83 100,0 83,0
Отдых:
посещение кино 2,0 85,0 170,0
(2,0) (210,0) (420,0)
чтение, писание писем, беседы, телефонные
разговоры 1.5 100,0 150,0
Итого .. . 3264,0
Примечание. В скобках указаны показатели при активных формах отдыха (танцы, спортивные игры), при которых суммарный суточный расход энергии возрастает до 3514 ккал.
передвижения по снегу. Таким образом, средний суточный показатель у монтеров пути в зимний период увеличивается на 700 ккал, составляя 4000—4200 ккал при укладке и рихтовке пути и 4400—4600 ккал при его балластировке.
С учетом этих данных следует сделать вывод о том, что в зимний период по суточному уровню энергозатрат монтеры пути в условиях строительства БАМа фактически должны быть отнесены по калорийности питания не к 3-й, а к 4-й профессиональной группе.
В современных условиях при оценке и разработке норм питания для строительных рабочих наряду с определением на основе изучения энергозатрат калорийности пищевого рациона особое значение приобретает обеспечение его качественного состава и биологической полноценности.
Фактическое питание строителей БАМа оценивали с помощью анкетного метода и на основе учета раскладок в столовых, обслуживающих рабочих. Установлено, что суточная калорийность питания при средних энергозатратах 3300—3500 ккал летом и 4000—4600 ккал зимой составляет в среднем 3200 ккал, что ниже физиологических потребностей строительных рабочих обследованных групп. Результаты изучения состава рационов показали достаточное содержание в них белков (в том числе животного происхождения) и жиров при несколько повышенном содержании углеводов (в основном за счет крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий). Соотношение белков, жиров, углеводов равно 1:0,96:4,9. При изучении характера питания в столовых выявлено достаточное разнообразие блюд в течение дня: в меню включены мясные, рыбные блюда, а также закуски из свежих овощей. Однако к недостаткам питания следует отнести ограниченное включение в ежедневный рацион молочных блюд и кисломолочных продуктов, а также однообразие гарниров (исключительно из круп и макаронных изделий) даже в летнее время, когда проводилось обследование. При анализе повторяемости блюд на протяжении месяца выявлено однообразие питания в столовых.
При изучении режима питания установлено, что у рабочих •— строителей БАМа— преобладает трехразовое питание, что требует корректировки при столь больших энергозатратах и калорийности рациона. Например, обед содержал в среднем 1600 ккал, а потребление такого большого количества пищи за 1 раз значительно снижает усвояемость пищевых веществ организмом, поэтому применительно к условиям БАМа более обоснованным является требование об организации четырехразового питания рабочих. В обследованных столовых существует система свободного выбора блюд. Между тем желательным было бы введение системы выбора не. отдельных блюд, а целых рационов или комплексных обедов. Все эти недостатки легко устранимы при проведении соответствующих организационных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА. Витте Н. К., Стовбун А. Т.—Тезисы докладов 1-го Украинского съезда промышленных врачей. Киев, 1936, с. 247—250.— Гольд-ман Э. И., Дорфман А. А.— В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1972, с. 30—32.— Кандрор И. С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере. М., 1968.
Поступила 28/VI 1976 г.
HARD WORK, DAILY ENERGY CONSUMPTION AND DIET OF WORKERS LAYING THE RAILWAY TRACK AT THE BAM CONSTRUCTION
E. M. Ratner, D. M. Demina, V. A. Kudasheva, V. D. Kuznetsov, V. F. Kasyanov
By means of experimental investigations and on the basis of calculations the authors determined the energy consumption level of builders of the BAM in summer and winter time and assessed the actual diet of workers and recommended means of its improvement.
УДК 613.632.4:547.211 + 613.6331:622.33
Г. П. Гаджиев, кандидаты мед. наук В. Г. Дейнега и В. В. Суханов, И. М. Левшина, канд. хим. наук Н. Т. Ярым-Агаева, Г. А. Петренко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОРЬБЫ С МЕТАНОМ И ПЫЛЬЮ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ
Донецкий научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, Московский горный институт
Технические возможности созданных и внедренных добычных и проходческих комплексов по добыче и проходке в настоящее время не полностью используются из-за все возрастающего газовыделения и необходимости соблюдения жестких норм проветривания угольных шахт. Московским горным институтом разработан и предложен для промышленного внедрения принципиально новый способ борьбы с метаном, а параллельно и пылью в шахтах, позволяющий значительно повысить производительность выемочных машин в сверхкатегорийных по газовому фактору шахтах.
Сущность данного способа борьбы с метаном и пылью в шахтах в том, что через скважины, пробуренные со стороны штрека или с наружной поверхности, в угленосную толщу заблаговременно нагнетается 24% раствора мочевиноформальдегидной смолы (крепитель Мг) с добавкой в качестве отвердителя 1 % раствора хлористого аммония с последующей выемкой этого пласта через несколько месяцев. Применение новой технологии добычи угля связано с выделением в шахтный воздух токсичных веществ, способных нивелировать экономический и гигиенический эффект, ожидаемый от внедрения этой технологии, в связи с чем возникла необходимость ее своевременной гигиенической оценки.
На протяжении 1973—1975 гг. проводилось изучение санитарно-ги-гиенических условий труда и функционального состояния организма горняков, работающих на угольных пластах с использованием новой технологии