Научная статья на тему 'Тяговые расчёты для тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги'

Тяговые расчёты для тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
196
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / РЕЗУЛЬТАТ / ГРУЗОВОЙ ПОЕЗД / ДВИЖЕНИЕ / ТЕПЛОВОЗ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ / УЧАСТОК / МЕТОД / СКОРОСТЬ / РАСЧЁТ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / АНАЛИЗ / ХОЛМИСТО-ГОРНЫЙ / ОБОСНОВАНИЕ / ПЕРЕГОН / ПРОФИЛЬ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / EVALUATION / RESULT / THE FREIGHT TRAIN / MOVEMENT / THE DIESEL LOCOMOTIVE / RAILWAY TRACK / THE AREA / THE METHOD / THE SPEED / CALCULATION / ROLLING - STOCK / ANALYSES / HILLY - MOUNTAINOUS / SUBSTANTIATION / STAGE / PROFILE / RAILWAY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Аблялимов Олег Сергеевич, Ходжиев Жасур Джура Ўғли

Представлены результаты тягового расчёта для трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов UzTE 16 M 3 на реальном, холмисто - горном участке Узбекской железной дороги при движении грузовых поездов без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах. Получены кинематические параметры движения грузового поезда различной массы состава и магистральных (поездных) грузовых локомотивов дизельной тяги на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги с холмисто - горным профилем пути, представленные в виде графических зависимостей и табличных данных. Результаты исследований рекомендуются специалистам цеха эксплуатации локомотивного комплекса сети узбекских железных дорог, работа которых касается энергетики движения грузовых поездов на холмисто - горных железнодорожных участках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Аблялимов Олег Сергеевич, Ходжиев Жасур Джура Ўғли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRACTION CALCULATIONS FOR UZTE16M3 DIESEL LOCOMOTIVES ON THE MAROKAND - KATTAKURGAN AREA OF UZBEK RAILWAY

The paper presents the results of traction calculations for three-section mainline (train) freight UzTE16M3 diesel locomotives on a real, hilly - mountainous section of the Uzbek railway when freight trains move without stops and with stops at intermediate stations, sidings and separate points. The kinematic parameters of the movement of a freight train of various mass of a train and mainline (train) freight locomotives of diesel traction on the Marokand - Kattakurgan section of the Uzbek railway with a hilly - mountainous track profile are obtained, presented in the form of graphical dependencies and tabular data. The research results are recommended to the specialists of the locomotive complex operation department of the Uzbek railways network, whose work concerns the energy of the movement of freight trains on hilly and mountainous railway sections.

Текст научной работы на тему «Тяговые расчёты для тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги»

ТЯГОВЫЕ РАСЧЁТЫ ДЛЯ ТЕПЛОВОЗОВ UZTE16M3 НА УЧАСТКЕ МАРОКАНД -КАТТАКУРГАН УЗБЕКСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Аблялимов Олег Сергеевич

канд. техн. наук, ст. науч. сотр., и.о. профессора кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство»,

Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: o. ablyalimov@gmail.com

Ходжиев Жасур Джура угли

магистр, ассистент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,

Узбекистану. Ташкент E-mail: _ jassergeli_94@mail.ru

TRACTION CALCULATIONS FOR UZTE16M3 DIESEL LOCOMOTIVES ON THE MAROKAND - KATTAKURGAN AREA OF UZBEK RAILWAY

Oleg S. Ablyalimov

Doctor ofphilosophy, chief worker, acting professor of the chair «Loсomotives and locomotive economy»

Tashkent institute of railway transpоrt engimering,

Uzbekistan, Tashkent

Jasur D. Khodjiyev

master, аssistant of the chair «Lornmotives and locomotive economy» Tashkent institute of railway transpоrt engimering,

Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

Представлены результаты тягового расчёта для трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов UzTE16M3 на реальном, холмисто - горном участке Узбекской железной дороги при движении грузовых поездов без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах. Получены кинематические параметры движения грузового поезда различной массы состава и магистральных (поездных) грузовых локомотивов дизельной тяги на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги с холмисто - горным профилем пути, представленные в виде графических зависимостей и табличных данных. Результаты исследований рекомендуются специалистам цеха эксплуатации локомотивного комплекса сети узбекских железных дорог, работа которых касается энергетики движения грузовых поездов на холмисто - горных железнодорожных участках.

ABSTRACT

The paper presents the results of traction calculations for three-section mainline (train) freight UzTE16M3 diesel locomotives on a real, hilly - mountainous section of the Uzbek railway when freight trains move without stops and with stops at intermediate stations, sidings and separate points. The kinematic parameters of the movement of a freight train of various mass of a train and mainline (train) freight locomotives of diesel traction on the Marokand - Kattakurgan section of the Uzbek railway with a hilly - mountainous track profile are obtained, presented in the form of graphical dependencies and tabular data. The research results are recommended to the specialists of the locomotive complex operation department of the Uzbek railways network, whose work concerns the energy of the movement of freight trains on hilly and mountainous railway sections.

Ключевые слова: оценка, результат, грузовой поезд, движение, тепловоз, железнодорожный путь, участок, метод, скорость, расчёт, подвижной состав, анализ, холмисто-горный, обоснование, перегон, профиль, железная дорога.

Keywords: evaluation, result, the freight train, movement, the diesel locomotive, railway track, the area, the method, the speed, calculation, rolling - stock, analyses, hilly - mountainous, substantiation, stage, profile, railway.

Библиографическое описание: Аблялимов О.С., Ходжиев Ж.Д. Тяговые расчёты для тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2020. № 8(77). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/10626

Введение. Вопрос эффективности использования магистральных (поездных) локомотивов дизельной тяги с учётом реальных условий организации железнодорожных перевозок разных по структуре и содержанию грузов на различных участках Узбекской железной дороги продолжает быть актуальным.

Сотрудники кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» совместно со специалистами линейных предприятий локомотивного комплекса АО «Узбекистан темир йуллари» принимают активное участие в исследованиях по повышению эффективности использования дизельного парка локомотивов в эксплуатации.

Постановка задачи исследования. Цель данных исследований состоит в обосновании кинематических параметров движения грузовых поездов и магистральных (поездных) грузовых локомотивов дизельной тяги на одном из реальных участков узбекских железных дорог.

Объект исследования - трёхсекционные магистральные (поездные) грузовые тепловозы ШТЕХвМЗ и спрямлённый профиль пути реального, холмисто - горного участка Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги.

Предмет исследования составляют кинематические параметры движения грузовых поездов с разной массой составов и упомянутых выше тепловозов ЦТШ6М3.

Поставленная цель исследования реализуется путём выполнения тягового расчёта, в основе которого лежит графическое интегрирование дифференциального уравнения движения поезда [7]. Разрабатывают

математические модели ведения грузового поезда тепловозами П2ТЕ16М3, составляют таблицы удельных равнодействующих сил поезда для режимов тяги, холостого хода и торможения и по ним строят соответствующие диаграммы, а затем, опираясь на рекомендации [6,1], выполняют построение скорости движения и времени хода поезда на заданном участке счёта. В этом случае, соблюдают принцип максимального использования мощности и тягово-эксплу-атационных качеств (свойств) локомотива, а также наибольшей кинетической энергии движения поезда при прохождении им каждого элемента профиля пути заданного участка железной дороги [8]. Упомянутый выше принцип для тепловозов ЦгТЕ16М3 в режиме тяги соответствует работе силовой энергетической установки под нагрузкой на 15-й номинальной позиции контроллера машиниста на полном поле (ММ), а также первой (ОП1) и второй (ОП2) ступенях ослабления поля тяговых электродвигателей согласно тяговой характеристики локомотива.

В табл. 1 и табл. 2 представлены численные значения удельных равнодействующих сил грузового поезда различной массы составов (2 = 2500...3 500т) и одинакового числа осей т = 200 осей на режимах тяги, холостого хода и служебного торможения для исследуемых трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых локомотивов дизельной тяги - тепловозы иТЕ16М3.

По данным табл. 1 и табл. 2 были построены диаграммы удельных равнодействующих сил грузовых поездов для этих тепловозов.

Таблица 1.

Удельные равнодействующие силы поезда для режима тяги, локомотивы дизельной тяги - тепловозы иТБХбМЗ

V Бк ^"0 Ql = 2500 т Q2 = 3000 т Qз = 3500 т

^'0 ^0 [к - т> ^'0 ^0 [к - т> ^'0 ^0 [к - т>

км/ч Н Н/кН Н/кН Н/кН Н/кН

0 1360000 1,90 0,94 1,04 46,50 0,87 0,99 39,65 0,87 0,95 34,44

10 1168000 2,03 1,04 1,08 39,68 0,95 1,02 33,86 0,94 0,98 29,36

13 1125000 2,08 1,08 1,14 38,13 0,97 1,02 32,51 0,97 0,98 29,21

20 839000 2,22 1,18 1,29 28,02 1,05 1,20 23,89 1,04 1,14 20,68

30 600000 2,47 1,36 1,47 19,47 1,18 1,36 16,60 1,17 1,28 14,32

40 470000 2,78 1,58 1,70 14,69 1,34 1,55 12,54 1,33 1,45 10,76

50 375000 3,15 1,84 1,79 11,02 1,53 1,78 9,49 1,51 1,64 8,06

60 312000 3,58 2,14 1,98 8,57 1,74 2,05 7,36 1,73 1,88 6,20

70 273000 4,07 2,48 2,17 6,84 1,99 2,35 5,92 1,97 2,14 4,92

80 235000 4,62 2,86 2,29 5,11 2,26 2,69 4,47 2,24 2,43 3,62

90 21400 5,23 3,28 2,64 3,93 2,57 3,50 4,82 2,54 2,74 2,75

100 194000 5,90 3,74 3,05 2,74 2,90 2,53 2,78 2,87 3,11 1,86

Условные обозначения, принятые в табл. 1 и табл. 2, следующие: V - скорость движения поезда, - касательная сила тяги исследуемого тепловоза, w'0 и w"0 - соответственно, удельное основное сопротивление движению тепловоза и состава (вагонов), w0 - удельное основное сопротивление движению поезда, / - удельная касательная сила тяги исследуемого тепловоза, / - wo - удельная равнодействующая

сила поезда в режиме тяги, wх - удельное основное сопротивление движению тепловоза на холостом ходу, фкр - расчётный коэффициент трения тормозной колодки о колесо, Ьт - удельная тормозная сила поезда, Wох - удельная равнодействующая сила поезда на холостом ходу, Wох+0,5bт - удельная равнодействующая сила поезда при служебном торможении.

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 2.

Удельные равнодействующие силы поезда для режима холостого хода и торможения, локомотивы дизельной тяги - тепловозы UzTE\6M3

V wx фкр Ьт Q1 =2500Т Q2 =3000Т Q3 =3500t

wox wox+0,5bT wox wox+0,5bT wox wox+0,5bT

км/ч Н/кН - Н/кН Н/кН Н/кН Н/кН

0 2,40 0,270 89,10 1,15 45,69 1,06 45,61 1,03 45,58

10 2,54 1,198 65,34 1,25 33,92 1,13 33,80 1,11 33,70

20 2,76 0,162 53,46 1,40 28,13 1,23 27,96 1,22 27,76

30 3,05 0,140 46,20 1,60 24,70 1,37 24,54 1,37 24,13

40 3,40 0,126 41,58 1,84 22,63 1,54 23,33 1,55 21,82

50 3,83 0,116 38,28 2,12 21,26 1,74 20,84 1,76 20,17

60 4,32 0,108 35,64 2,45 20,27 1,98 19,80 2,00 18,85

70 4,89 0,102 33,66 2,82 19,65 2,26 19,09 2,28 17,86

80 5,52 0,097 32,01 3,24 19,24 2,56 18,60 2,59 17,04

90 6,23 0,093 30,69 3,70 19,04 2,90 18,29 2,93 16,38

100 7,00 0,090 29,70 4,20 19,01 3,28 18,13 3,31 15,88

Основные конструктивные особенности трёхсек-ционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов UzTE16M3 и характеристика каждого конкретного элемента профиля пути заданного холмисто -горного участка Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги освещены в [2,3].

Результаты исследования и их анализ. На рис. 1 - рис. 3 приведены фрагменты скорости V(S) движения и времени t(S) хода грузового поезда, которые нами были построены для тепловозов UzTE16M3 на исследуемом, реальном, участке Мароканд - Катта-курган Узбекской железной дороги с учётом рекомендаций [6,7] и исследований [1].

улшm ип пшишя uvncunnu LZЯТТА и\/ПГЛ и

Рисунок 1. Фрагмент тягового расчёта для тепловоза UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган

Узбекской железной дороги, Ql = 2500 т

Рисунок 2. Фрагмент тягового расчёта для тепловоза UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган

Узбекской железной дороги, Q2 = 3000 т

Рисунок 3. Фрагмент тягового расчёта для тепловоза и&ТЕ16М3 на участке Мароканд - Каттакурган

Узбекской железной дороги, Цз = 3500 т

На рис. 1 - рис. 3 обозначено: станции - отправления (Мароканд), промежуточная (Джума, Нурбу-лак) и прибытия (конечная, Каттакурган); ¥(Б) и ((Б) - кривые скорости движения и времени хода поезда на проход, и с учётом остановки на промежуточной и конечной станциях; 8зам и А/зам - путь и время замедления при торможении на промежуточной и конечной станциях; 8разг и Л/разг - путь и время разгона при трогании поезда с места на промежуточной и конечной станциях; ТД- тормоза действуют и ТО - тормоза отпущены.

В табл. 3 приведены значения кинематических параметров движения грузовых поездов и трёхсекци-онных магистральных (поездных) грузовых тепловозов серии П2ТЕ16М3, средние и усреднённые значения упомянутых параметров на участке Мароканд -Каттакурган для двух видов движения.

Усреднённые значения кинематических параметров движения грузовых поездов и перевозочной работы локомотивов дизельной тяги по обоим видам движения на участке Мароканд - Каттакурган АО «Узбекистан темир йуллари» - среднеарифметиче-

ские величины в выбранном (принятом) нами интервале изменения массы составов (от Q\ = 2500 т до Q3 =3500 т) грузового поезда.

Анализ данных табл. 3 показывает, что для средних значений кинематических параметров движение исследуемых грузовых поездов на реальном участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги с холмисто - горным профилем пути, организованное с остановками на промежуточных станциях Джума, Нурбулак и Зиёвуддин, по отношению к движению без остановок на них, способствует:

• увеличению общего времени хода поезда на 7,91 мин с уменьшением технической скорости движения на 9,31 км/ч;

• значениям долей движения на режимах тяги в 32,19 процента, а холостого хода и торможения в 67,81 процента;

• увеличению доли движения в режиме тяги и уменьшению доли движения в режимах холостого хода и торможения, приблизительно, на 4,98 процента.

Таблица 3.

Показатели перевозочной работы локомотивов дизельной тяги на участке Мароканд - Каттакурган

Узбекской железной дороги

Поезд Кинематические параметры движения поезда

масса состава Ц,т число осей т,, осей техническая скорость движения Ут, км/ч Время хода поезда, мин

е, и 3 б о в режиме тяги, в режиме холостого хода и торможе- ни^ ^хх,т

1 2 3 4 5 6

Тепловозы и2ТЕ16М3

Движение по перегонам участка без остановок

2500 200 73,09 50,70 13,10 37,60

3000 200 72,03 51,45 13,75 37,70

3500 200 71,75 51,65 15,00 36,65

Средние значения 72,29 51,27 13,95 37,32

Движение по перегонам участка с остановками

2500 200 65,04 57,90 17,85 40,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3000 200 62,28 59,50 18,95 40,55

3500 200 61,61 60,15 20,35 39,80

Средние значения 62,98 59,18 19,05 40,13

Тепловозы UzТЕ16М3

Усреднённые значения по обоим (двум) видам движения

на участке Мароканд - Каттакурган, L = 61,75 км (61,765 км)

2500 200 69,06 54,30 15,47 38,83

3000 200 67,15 55,47 16,35 39,12

3500 200 66,68 55,90 17,67 38,23

Средние 67,63 55,22 16,50 38,72

значения

Кроме того, численные значения некоторых кинематических параметров движения исследуемых грузовых поездов и трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов ШТЕ16М3 на реальном участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги с третьим типом профиля пути [4] составляют:

• среднее расчётное значение технической скорости движения для двух (обоих) видов движения не превышает (равно) 67,63 км/ч;

• среднее расчётное значение общего времени на разгон - замедление соответствует, приблизительно, 2,64 минутам;

• среднее усреднённое значение в режиме тяги равняется 29,87 процентам, а на режимах холостого хода и торможения - 70,12 процента.

На этом этапе проведённых исследований нами получены кинематические параметры движения грузового поезда разной массы составов ^ = 2500 ...3500т) и одинакового числа осей m = 200 осей, а также перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов серии

ШТЕ16М3 и динамика изменения упомянутых выше параметров с учётом вида движения грузовых поездов.

Заключение. Полученные кинематические параметры движения грузовых поездов на холмисто -горном участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги имеют достаточно высокую сходимость с аналогичными результатами исследований [2,3,5 и другие] и могут быть использованы при проведении анализа и оценки топливно - энергетической эффективности магистральных (поездных) локомотивов дизельной тяги в условиях эксплуатации.

Результаты исследований будут полезны при разработке режимных карт вождения грузовых поездов и прогнозировании расхода натурного дизельного топлива трёхсекционными магистральными (поездными) тепловозами серии ШТЕ16М3 за поездку на холмисто - горном участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги и рекомендуются для внедрения в практику работы локомотивного депо Бухара АО «Узбекистан темир йуллари».

Список литературы:

1. Аблялимов О. С. Основы управления локомотивов [Текст] / О. С. Аблялимов, Э. С. Ушаков // Учебник для профессиональных колледжей железнодорожного транспорта. - Ташкент: «Davr», 2012. - 392 с.

2. Аблялимов О. С. К анализу перевозочной работы тепловозов UzTE16M3 на холмисто - горном участке железнодорожного пути [Текст] / О. С. Аблялимов, Т. М. Турсунов, М. И. Хисматулин // Вестник ТашИИТ / Ташкентский ин-т инж. ж.-д. трансп. - Ташкент, 2016. № 4 - С. 56 - 59.

3. Аблялимов О. С. Оценка эффективности использования дизельного тягового подвижного состава на холмисто - горном участке железной дороги [Текст] / О. С. Аблялимов // Научный журнал «Транспорт Азиатско -Тихоокеанского региона» / Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2017. № 3 (12). - С. 6 - 11.

1. Аблялимов О. С. Оценка эффективности перевозочной работы электровозов 3ВЛ80С на участке Каттакурган - Навои Узбекской железной дороги [Текст] / О. С. Аблялимов, // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» / Иркутский филиал Московского гос. тех. ун-та гражданской авиации. - Иркутск, 2018. № 4 (19). - С. 35 - 50.

4. Аблялимов О. С. К вопросу эксплуатации тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Навои АО «Узбекистан темир йуллари» [Текст] / О. С. Аблялимов // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» / Иркутский филиал Московского гос. тех. ун-та гражданской авиации. - Иркутск, 2017. № 3. - С. 27 - 34.

5. Деев В. В. Тяга поездов [Текст] / В. В. Деев, Г. А. Ильин, Г. С. Афонин // Учебное пособие для вузов. - М.: Транспорт, 1987. - 264 с.

6. Кузьмич В. Д. Теория локомотивной тяги [Текст] / В. Д. Кузьмич, В. С. Руднев, С. Я. Френкель // Учебник для вузов железнодорожного транспорта. - М.: Маршрут, 2005. - 448 с.

7. Правила тяговых расчётов для поездной работы [Текст] / Всесоюзный научно - исследовательский институт железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1985. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.