Научная статья на тему 'К анализу перевозочной работы тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги'

К анализу перевозочной работы тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
154
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВОЙ ПОЕЗД / ТЕПЛОВОЗ / УЧАСТОК / СКОРОСТЬ / РАСЧЁТ / АНАЛИЗ / ХОЛМИСТО-ГОРНЫЙ / ПЕРЕГОН / ПРОФИЛЬ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / THE FREIGHT TRAIN / THE DIESEL LOCOMOTIVE / THE AREA / THE SPEED / CALCULATION / ANALYSES / HILLY-MOUNTAINOUS / STAGE / PROFILE / RAILWAY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Аблялимов Олег Сергеевич, Ходжиев Жасур Джура Ўғли

Получены значения энергетических показателей перевозочной работы тепловозов UzTE 16 M 3 на реальном, холмисто - горном участке Узбекской железной дороги при движении грузовых поездов разной массы состава, которые представлены в виде табличных данных и графических зависимостей. Могут быть использованы при оценке топливно - энергетической эффективности локомотивов дизельной тяги в условиях эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Аблялимов Олег Сергеевич, Ходжиев Жасур Джура Ўғли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO ANALYSIS OF TRANSPORTATION WORK OF UZTE16M3 DIESEL LOCOMOTIVES ON THE MAROKAND - KATTAKURGAN AREA OF UZBEK RAILWAY

The values of the energy indicators of the transportation work of UzTE16M3 diesel locomotives on the real, hilly - mountainous of the Uzbek railway section during the movement of freight trains of different mass of the train were obtained, which are presented in the form of tabular data and graphical dependencies. They can be used in assessing the fuel and energy efficiency of diesel traction locomotives in operating conditions.

Текст научной работы на тему «К анализу перевозочной работы тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги»

ТРАНСПОРТ

К АНАЛИЗУ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ РАБОТЫ ТЕПЛОВОЗОВ UZTE16M3 НА УЧАСТКЕ МАРОКАНД - КАТТАКУРГАН УЗБЕКСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Аблялимов Олег Сергеевич

канд. техн. наук, ст. науч. сотр., и.о. профессора кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство»,

Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: o. ablyalimov@gmail. com

Ходжиев Жасур Джура угли

магистр, ассистент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: _ jassergeli_94@mail. ru

TO ANALYSIS OF TRANSPORTATION WORK OF UZTE16M3 DIESEL LOCOMOTIVES ON THE MAROKAND - KATTAKURGAN AREA OF UZBEK RAILWAY

Oleg S. Ablyalimov

Doctor ofphilosophy, chief worker, acting professor of the chair «Lommotives and locomotive economy»,

Tashkent institute of railway transpоrt engimering,

Uzbekistan, Tashkent

Jasur D. Khodjiyev

master, аssistant of the chaimLornmotives and locomotive еconomy», Tashkent institute of railway transpоrt engimering,

Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

Получены значения энергетических показателей перевозочной работы тепловозов UzTE16M3 на реальном, холмисто - горном участке Узбекской железной дороги при движении грузовых поездов разной массы состава, которые представлены в виде табличных данных и графических зависимостей.

Могут быть использованы при оценке топливно - энергетической эффективности локомотивов дизельной тяги в условиях эксплуатации.

ABSTRACT

The values of the energy indicators of the transportation work of UzTE16M3 diesel locomotives on the real, hilly -mountainous of the Uzbek railway section during the movement of freight trains of different mass of the train were obtained, which are presented in the form of tabular data and graphical dependencies. They can be used in assessing the fuel and energy efficiency of diesel traction locomotives in operating conditions.

Ключевые слова: грузовой поезд, тепловоз, участок, скорость, расчёт, анализ, холмисто - горный, перегон, профиль, железная дорога.

Keywords: the freight train, the diesel locomotive, the area, the speed, calculation, analyses, hilly - mountainous, stage, profile, railway.

Настоящее исследование является логическим продолжением [1], цель которого состоит в обосновании одного из энергетических показателей перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов ШТЕ16М3 на холмисто - горном участке Мароканд - Каттакурган Уз-

бекской железной дороги - расхода натурного дизельного топлива исследуемыми локомотивами дизельной тяги за поездку.

Объектом исследования являются трёхсекцион-ные магистральные (поездные) грузовые тепловозы ШТЕ16М3 и спрямлённый профиль пути реального, холмисто - горного участка Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги.

Библиографическое описание: Аблялимов О.С., Ходжиев Ж.Д. К анализу перевозочной работы тепловозов UzTE16M3 нв участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2020. № 8(77). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/10588

Предмет исследования составляют параметры энергетических показателей перевозочной работы упомянутых выше тепловозов У1ТЕ16М3 при движении грузовых поездов разной массой составов без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах.

Расход натурного дизельного топлива локомотивами дизельной тяги (тепловозами), затраченного на перемещение поезда по участку счёта, вычисляем по формуле [6]:

Е = От и + gх 4

(1)

где От - расход натурного дизельного топлива тепловозом на номинальной позиции контролера машиниста, кг/мин. Для тепловоза У1ТЕ16М3 величина От = 22,65 кг/мин [2];

и - суммарное время работы тепловоза в режиме тяги, мин;

gх - расход дизельного топлива тепловозом на режимах холостого хода и торможения, кг/мин. Для тепловоза У1ТЕ16М3 величина gх = 0,69 кг/мин [2];

4 - суммарное время движения тепловоза на режиме холостого хода и торможения, мин.

Удельный расход натурного дизельного топлива определяем по формуле [5]:

е = ■

Е-104

Я-ь

кг/104 ткм брутто

(2)

Удельный расход условного дизельного топлива определяем по формуле [5]:

еу = Э е, кг/104ткм брутто

(3)

где Э - тепловой эквивалент топлива, Э = 1,43 [7].

В табл. 1 приведены значения энергетических показателей перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов Ш1ТЕ16М3, в том числе средние и усреднённые значения упомянутых показателей на участке Мароканд

- Каттакурган для двух видов движения. Последние являются среднеарифметической величиной в принятом диапазоне изменения массы составов (Р = 2500 т

- 3500 т) грузовых поездов.

Анализ данных табл. 1 показывает, что эффективность использования исследуемых грузовых тепловозов У1ТЕ16М3 повышается для режимов ведения грузовых поездов без остановок на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах холмисто - горного участка Мароканд - Кат-такурган АО «Узбекистан темир йуллари».

Таблица 1.

Энергетические показатели перевозочной работы тепловозов ШТЕ16М3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги

Условия перевозочной работы Расход натурного дизельного топлива

масса состава Q,т число осей т, осей техническая скорость движения Ут без остановок, км/ч техническая скорость движения с остановками, км/ч без остановок с остановками

общий удельный общий удельный

за поездку Е, кг натурного топлива е, кг/104ткм Й«17ГГТЛ -по т , м е | ® £ ® « а ^ ! § * у за поездку Е', кг натурного топлива е', кг/104ткм брутто условного топлива е'у, кг/104ткм

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2500 200 73,09 65,04 322,66 20,90 29,88 431,93 27,97 40,00

3000 200 72,03 62,28 337,45 18,21 26,04 457,20 24,67 35,28

3500 200 71,75 61,61 364,83 16,87 24,13 488,39 22,59 32,31

Средние значения 72,29 62,98 341,65 18,66 26,68 459,17 25,08 35,86

масса состава Q,т число осей т, осей Ус зеднённые значения по обоим (двум) видам движения

техническая скорость движения Ут, км/ч за поездку Е, кг натурного топлива е, кг/104ткм брутто условного топлива еу, кг/104ткм брутто

2500 200 69,06 377,29 24,43 34,94

3000 200 67,15 397,32 21,44 30,66

3500 200 66,68 426,61 19,73 28,22

Средние значения 67,63 400,41 21,87 31,27

В табл. 2 показаны приведённые значения энергетических показателей эффективности использования трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов Ш2ТЕ16М3 на холмисто - горном

участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги, которые представляют собой равномерно распределённый (приведённый), а не сосредоточенный в одной точке, расход натурного

дизельного топлива на каждый один километр железнодорожного пути. С помощью таких энергетических показателей можно проводить оценку тягового

качества (сложности) профиля пути каждого из перегонов и в целом, всего анализируемого участка железных дорог, опираясь на предложенный авторами метод исследования [3,4].

Таблица 2.

Показатели эффективности использования тепловозов игтШбМЗ на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги

Грузовой поезд Приведённый расход натурного дизельного топлива

масса состава Q,t число осей m, осей без остановок с остановками

общий удельный общий удельный

за поездку Е, кг/км натурного топлива е, кг/104ткм брутто:км условного топлива еу, кг/104ткм брутто:км за поездку Е', кг/км натурного топлива е', кг/104ткм брутто:км условного топлива е'у, кг/104ткм брутто:км

1 2 4 5 6 7 8 9

2500 200 5,225 0,338 0,484 6,995 0,453 0,648

3000 200 5,465 0,295 0,422 7,404 0,399 0,571

3500 200 5,908 0,273 0,391 7,909 0,366 0,523

Средние значения 5,533 0,303 0,432 7,436 0,407 0,581

При помощи стандартной программы Microsoft Excel Office и данных табл. 1 с учётом исследований [1,2] авторы получили уравнения регрессии для определения значений параметров основных показателей перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов UzTE16M3 без остановок (числитель) и с остановками (знаменатель) на промежуточных станциях заданного участка Мароканд - Каттакурган любой i - й массы состава Qi грузового поезда при достаточной величине достоверности аппроксимации R2=1,0 (необходимое условие достоверности - R2 >0,8), где индекс Qi = 1,2,3 -вариант тягового расчёта.

Общее время хода поезда tх, мин

U= -0,275Qi2 + 1,575 Qi + 49,40 / tT= -0,475Qi2+3,025Qi+55,35 (1)

Время хода поезда в режиме тяги t-r, мин:

U= 0,3 Qi2 - 0,25Qi + 13,05 / tT= 0,15Qi2+0,65Q,+17,05 (2)

Время хода поезда в режиме холостого хода и торможения ^,т, мин:

tхх,т=-0,575Qi2 + 1,825Qi + 36,35 / tхх,т=-0,625Qi2 + 2,375Q,+38,30 (3)

Техническая скорость движения Ут, км/ч:

Ут = 0,39Qi2 - 2,23 Qi + 74,93 /

Ут = 1,045Qi2 - 5,895Qi + 69,89 (4)

Общий расход дизельного топлива за поездку Е,

кг:

Е = 6,2950,2 - 4,0950, + 320,46 / Е = 2,960,2+16,390,+412,58 (5)

Удельный расход натурного дизельного топлива е, кг/104ткм брутто:

е = О,6750,2 - 4,7150, + 24,94 /

е = О,610,2-5,1301+32,49 (6)

Удельный расход условного дизельного топлива еу, кг/104ткм брутто:

еу = О,9650,2 - 6,7350, + 35,65 / еу = О,7650,2 - 5,7350, + 44,65 (7)

Полные денежные затраты Ст, тыс. сум:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ст = 11,140,2 - 7,230, + 537,34 /

Ст = 5,240,2+29,О20,,+73О,45 (8)

Приведённые денежные затраты ст, тыс.сум/км:

Ст = О,180,2 - О,1160, + 9,185 / Ст = О,О8550,2+О,46750,,+11,828 (9)

По уравнениям регрессии (1) - (9) можно будет построить номограммы для определения значений кинематических параметров движения грузовых поездов в принятом диапазоне изменения массы состава (0 = 2500 т - 3500 т) и параметров энергетических показателей эффективности трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых тепловозов Ш1ТЕ16М3 в количественном и денежном исчислении на исследуемом участке железной дороги.

В результате проведённых авторами исследований обоснованы упомянутые выше уравнения регрессии и установлены (получены) значения энергетических показателей перевозочной работы грузовых

тепловозов Ш2ТЕ16М3 на холмисто - горном участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги для реальных условий организации грузового движения.

Полученные параметры энергетических показателей эффективности использования грузовых тепло-

возов Ш2ТЕ16М3 в эксплуатации имеют, весьма знаковое и весомое значение для тех специалистов локомотивного комплекса, профессиональная деятельность которых напрямую связана с энергетикой движения грузовых поездов на реальных холмисто -горных и, идентичных им, виртуальных участках железных дорог, в том числе узбекских.

Список литературы:

1. Аблялимов О. С. Тяговые расчёты для тепловозов UzTE16M3 на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги [Текст] / О. С. Аблялимов // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2020. № 8 (77). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/9960.- С. 68 - 76

2. .Аблялимов О. С. Исследование эксплуатации тепловозов UzTE16M3 на холмисто - горном участке АО «Узбекистан темир йуллари» [Текст] / О. С. Аблялимов // Научно - технический журнал «Вестник транспорта Поволжья» / Самарский гос. ун-т путей сообщения. - Самара, 2016. № 3 (57) - С. 16 - 22.

3. Аблялимов О. С. Оценка эффективности перевозочной работы тепловозов 4ТЭ10М и тяговых качеств профиля пути участка Кумкурган - Ташгузар в условиях эксплуатации / О.С. Аблялимов // Научно - технический журнал «Вестник транспорта Поволжья» / Самарский гос. ун-т путей сообщения. - Самара, 2015. № 1 (49). -С. 17 - 24.

4. Аблялимов О. С. Исследование эффективности перевозочной работы тепловозов UzTE16M3 и тяговых качеств профиля пути участка Кумкурган - Ташгузар в условиях эксплуатации / О.С. Аблялимов // Научно -технический журнал «Вестник транспорта Поволжья» / Самарский гос. ун-т путей сообщения. - Самара, 2017. № 2 (62). - С. 18 - 24.

5. Аблялимов О. С. Основы управления локомотивов [Текст] / О. С. Аблялимов, Э. С. Ушаков // Учебник для профессиональных колледжей железнодорожного транспорта. - Ташкент: «Davr», 2012. - 392 с.

6. Кузьмич В. Д. Теория локомотивной тяги [Текст] / В. Д. Кузьмич, В. С. Руднев, С. Я. Френкель // Учебник для вузов железнодорожного транспорта. - М.: Маршрут, 2005. - 448 с.

7. Деев В. В. Тяга поездов [Текст] / В. В. Деев, Г. А. Ильин, Г. С. Афонин // Учебное пособие для вузов. - М.: Транспорт, 1987. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.