Научная статья на тему 'Творение природы и творчество человека в философских работах К. Циолковского'

Творение природы и творчество человека в философских работах К. Циолковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1084
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. ЦИОЛКОВСКИЙ / ПОЗНАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ / ЧУВСТВЕННОЕ / ТВОРЧЕСТВО / ВООБРАЖЕНИЕ / ГЕНИЙ / KONSTANTIN TSIOLKOVSKY / COGNITION / RATIONAL / SENSIBLE / CREATIVITY / IMAGINATION / GENIUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимшин Вадим Алексеевич

По мнению К. Циолковского, главным источником нового знания является Вселенная. Чувственно созерцая и разумно анализируя воспринятое, отбросив ложные авторитеты и сомнительные знания, человек познает творения Первопричины. Творчество человека соотносится с творением природы так же, как работа искусного мастера с поделкой ребенка. Тем не менее, обладая волей, человек способен к творческой, созидательной деятельности. Наиболее ярко этот процесс реализуют гении, судьба которых не всегда завидна. Обладая развитым воображением и создавая необычные образы, они становятся непонятными окружающим и часто преследуемыми. Но именно благодаря их идеям общество движется вперед и имеет многократные материальные выгоды. Поэтому человечество должно всячески поддерживать творческих людей и отдавать им не менее трети своих доходов. В будущем произойдет объединение всех народов Земли и всей Вселенной, что значительно усилит творческий потенциал и приведет к невиданным до сегодняшнего дня открытиям. Подобное уже осуществлено внеземными цивилизациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of nature and creativity of man in the philosophical writings of K. Tsiolkovsky

According to Tsiolkovsky, the main source of new knowledge is the universe. With the help of the senses and the mind, rejecting the view of famous people and inaccurate knowledge, man knows the root cause of creation. Human creativity is related to the creation of nature as the work of an experienced master of crafts with the work of children. However, having a will, a person can exercise creativity and creative activity. Most vividly this process realize the genius. Thanks to these ideas society is moving forward and has a number of tangible benefits. Therefore, humanity must fully support the creative people and give them at least a third of its revenue. In the future there will be the union of all the peoples of the earth and the universe. This will greatly enhance creativity and lead to unprecedented discoveries to date. This has already been accomplished by extraterrestrial.

Текст научной работы на тему «Творение природы и творчество человека в философских работах К. Циолковского»

ронеж. гос. пед. ун-та, 2013. С. 46-67; Он же. Феноменология юродства // Казанская наука. 2014. № 1. Январь. С. 106-108; Он же. Юродство как протест против мшелоимства // Казанская наука. 2014. № 2. Февраль. С. 118-121; Он же. Юродство как самотрансценденция // Казанская наука. 2014. № 3. Март. С. 117-119.

2. Ильин А. Н. Юродство как нагоходство // Казанская наука. 2014. № 4. Апрель. С. 125-127.

3. Глоссолалия как признак юродства // Казанская наука. 2014. № 5. Май. С. 71-73.

Notes

1. Ilyin A. N. Ontologicheskij smysl yurodstva: monografiya [The ontological meaning of Holy foolishness: monograph] / ed. by O. I. Kirikov. M. Nauka-inform; Voronezh. Publishing house of Voronezh State Ped. University. 2013. 298 p.; Also him. YUrodstvo kak rossijskij fenomen [Holy foolishness as a Russian phenomenon] // Religiya i obshchestvo: tradicii, osobennosti i genezis duhovnyh i kul'turnyh cennostej: kol. Monografiya - Religion and society: traditions, characteristics and genesis of the spiritual and cultural values: monograph: 3d book / ed. by O. I. Kirikov. M. Nauka-inform; Voronezh. Publishing house of Voronezh State Ped. University. 2012. Pp. 104-122. Also him. On-tologicheskaya sushchnost' yurodstva [The ontological essence of the Holy foolishness] // Religiya i obshchestvo: tradicii, osobennosti i genezis duhovnyh i kul'turnyh cennostej - Religion and society: traditions, characteristics and genesis of the spiritual and cultural values. Pp. 85-103. Also him. Analiz kriticheskogo vzglyada nayurodstvo (po ma-terialam knigi N. Barkova 1864 goda: «Dvadcat shest' moskovskih lzhe-prorokov, lzhe-yurodivyh, dur" i durakov"») [Analysis of critical look at the Holy foolishness (based on the book of N. Barkov of 1864: "Twenty-six Moscow false prophets, false Holy fools and fools")] // Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz: kol. Monografiya -Scientific research: information, analysis, and prediction: monograph: 4th book / ed. by O. I. Kirikov. M. Nauka-inform; Voronezh. Publishing house of Voronezh State Ped. University. 2013. Pp. 92-109. Also him. Fenomen izmenyonnogo sostoyaniya soznaniya [The phenomenon of altered states of consciousness] // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Filosofiya, pedagogika i sociologiya v XXI veke» - Proceedings of international scientific conference "Philosophy, pedagogy and sociology in the XXI century" / ed. by O. I. Kirikov. M. Nauka-inform; Voronezh. Publishing house of Voronezh State Ped. University. 2013. Pp. 46-67. Also him. Fenomenologiya yurodstva [Phenomenology of the Holy foolishness] // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2014, No. 1, Jan., pp. 106-108. Also him. YUrodstvo kak protest protiv msheloimstva [Holy foolishness as a protest against selaimesta] // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2014, No. 2, Feb., pp. 118-121. Also him. [Holy foolishness as semitransparency] // Kazan science. 2014, No. 3, March, pp. 117-119.

2. Ilyin A. N. YUrodstvo kak nagohodstvo [Holy foolishness as nikodemo] // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2014, No. 4, April, pp. 125-127.

3. Glossolaliya kak priznak yurodstva - The glossolalia as a sign of foolishness // Kazanskaya nauka - Kazan science. 2014, No. 5, May, pp. 71-73.

УДК 1(091):123

В. А. Тимшин

Творение природы и творчество человека в философских работах К. Циолковского

По мнению К. Циолковского, главным источником нового знания является Вселенная. Чувственно созерцая и разумно анализируя воспринятое, отбросив ложные авторитеты и сомнительные знания, человек познает творения Первопричины.

Творчество человека соотносится с творением природы так же, как работа искусного мастера с поделкой ребенка. Тем не менее, обладая волей, человек способен к творческой, созидательной деятельности. Наиболее ярко этот процесс реализуют гении, судьба которых не всегда завидна. Обладая развитым воображением и создавая необычные образы, они становятся непонятными окружающим и часто преследуемыми. Но именно благодаря их идеям общество движется вперед и имеет многократные материальные выгоды. Поэтому человечество должно всячески поддерживать творческих людей и отдавать им не менее трети своих доходов.

В будущем произойдет объединение всех народов Земли и всей Вселенной, что значительно усилит творческий потенциал и приведет к невиданным до сегодняшнего дня открытиям. Подобное уже осуществлено внеземными цивилизациями.

According to Tsiolkovsky, the main source of new knowledge is the universe. With the help of the senses and the mind, rejecting the view of famous people and inaccurate knowledge, man knows the root cause of creation.

Human creativity is related to the creation of nature as the work of an experienced master of crafts with the work of children. However, having a will, a person can exercise creativity and creative activity. Most vividly this

© Тимшин В. А., 2015

process realize the genius. Thanks to these ideas society is moving forward and has a number of tangible benefits. Therefore, humanity must fully support the creative people and give them at least a third of its revenue.

In the future there will be the union of all the peoples of the earth and the universe. This will greatly enhance creativity and lead to unprecedented discoveries to date. This has already been accomplished by extraterrestrial.

Ключевые слова: К. Циолковский, познание, рациональное, чувственное, творчество, воображение,

гений.

Keywords: Konstantin Tsiolkovsky, cognition, rational, sensible, creativity, imagination, genius.

Изучая теоретические труды Циолковского, его космическую философию, интересно, прежде всего, рассмотреть метод, которым пользовался исследователь для разработки своих мыслительных конструкций.

В одной из работ Циолковский описывает избранный им подход, который можно сформулировать так: необходимо отказаться от всех авторитетов, имеющих в настоящий момент силу. Они часто противоречат друг другу, поэтому в вопросах познания лучше прислушиваться к собственному разуму, выше которого ничего нет. Именно разум и может вести исследователя в его работе. Такой подход Циолковский называет себялюбием, так как в основе практически всех поступков человека, как бы он это ни скрывал, лежит именно любовь к самому себе и именно это для него кажется важнее всего. При этом главным источником нового знания является Вселенная, и только она может послужить основой для расширения границ познания человека [1].

Все науки Циолковский разделяет на точные и сомнительные (неточные). К точным наукам он относит геометрию, механику, физику, химию, биологию, радиологию, математику, логику, а также прикладные и описательные науки: технологию, географию, зоологию, ботанику, геологию, астрономию, минералогию, физиологию. Сомнительные науки - это исторические, философские и религиозные науки. Они не менее важны, чем точные, поскольку делают попытку решить проблемы, важные для человека. Так как результаты у разных мыслителей отличаются друг от друга, поэтому сказать, являются ли эти результаты верными или неверными, невозможно. Поэтому гуманитарная сфера и получила название неточных наук. Тем не менее Циолковский считает, что резких границ между точными и неточными науками нет. «С одной стороны, высшие границы точных наук колеблются, с другой - основы социальных наук близки к точности» [2]. Для изучения Вселенной Циолковский выбирает для себя следующий путь: использовать результаты точных наук, откинув все сомнительное. Из гуманитарных и философских наук взять то, что согласуется с выводами из несомненных знаний.

Гносеологические аспекты своей философии Циолковский относит, как он говорит, к «идеалистическому эмпиризму». Согласно такому подходу познание основывается на чувствах и разуме, которые у каждого живого существа различаются и зависят от строения и степени совершенства его тела и мозга. Поэтому, несмотря на то что мир (Вселенная, Космос) реально существует и постоянен, наше представление о нем неточно и искажено, точно так же, как разные зеркала дают разные отражения одного и того же предмета.

Процесс познания складывается, по мнению мыслителя, следующим образом. Созерцая природу (чувства) и анализируя воспринятое с помощью разума (ум), человек приобретает знания. Именно так, из жизненного опыта человеком было получено первичное знание. Оно пополнялось благодаря охоте, скотоводству, земледелию, развитию ремесел, торговли, искусства. На основе этих знаний появились технологии и наука. Научные знания каждый человек проверяет, по возможности, также с помощью чувств и ума и принимает только то, что не противоречит «его разумению». Остальное им отвергается. «Таким образом, от математиков, геометров, механиков я беру все; от натуралистов почти все; от философов - многое. Проверка может быть только частичная, потому что полная проверка всех уже приобретенных знаний потребовала бы от человека времени большего, чем его жизнь, и неестественного, невозможного напряжения сил» [3], -пишет Циолковский.

При этом мыслитель считает, что в процессе познания не стоит отдавать предпочтение чему-то одному: «...опыт и разум одинаково важны в приобретении познаний» [4]. И резюмирует: «Все же двойственность (дуализм) выше множественности основ (полиизм)» [5].

Именно поэтому он говорит, что хотя математика и есть точное суждение, но оно может быть выражено и без использования математических формул. Поклоняться формуле не стоит, она не может быть выше ума. «Гениальный человек и при незнании математики есть математик в высшем смысле этого слова. И обратно, знатоки математики часто нелогичны во всем остальном. Это не истинные математики» [6]. Отсюда понятно и отрицательное отношение Циолков-

ского к теории относительности Эйнштейна: «Пространство, время и множество других величин беспредельны. Почему же скорость ограничена!.. Раз из отрицательного числа нельзя извлечь квадратный корень, то это еще не повод принимать подобные выводы» [7].

По отношению к гуманитарной сфере такую амбивалентность Циолковский иллюстрирует на примере Августина, который довольно ярко описал горести земной жизни. Но, возражает исследователь, «посчитайте и радости. Сумма последних тоже получится немалая, может быть, и равная сумме печалей и страданий» [8].

Жить с раздвоенным сознанием невозможно, и преодолеть существующий дуализм помогает вера, которая берет свое начало именно из наблюдения жизни, опыта и разума. Необходимость ее для человека подсказывает именно разум. В противном случае, для обладающего противоречивым знанием человека может наступить такой момент, когда он будет сомневаться. Такое колебание приводит к беспомощности и рождает бессилие. Разум не может допустить подобного и появляется вера, оправдывающая то или иное знание. Но все же Циолковский оговаривается, что доказать это полностью невозможно, так как нельзя найти такого человека, который бы непоколебимо верил.

По мнению Циолковского, любое творение во Вселенной не имеет ни начала ни конца, так как «Первопричина безначальна» [9]. Тем не менее Первопричина обладает волей, и Циолковский называет три ее проявления. Первое проявление следует из механистичного строения Вселенной. Второе проявление находит подтверждение в воле человека. И хотя эти две воли заранее предопределены, вторая воля, в силу ограниченности разума, кажется обладающей самостоятельностью и независимостью, чего на самом деле нет. Третья, высшая воля Первопричины когда-то вызвала к бытию весь Космос. Циолковский считает, что она может проявиться вновь вне зависимости от механистичности Вселенной и либо уничтожить ее, либо создать в том или ином виде, а также преобразовать ее законы. «Она может сделать то, чего мы даже представить себе не можем. Пока она не проявляется, и мир идет заранее предопределенным автоматическим порядком, как бесконечно сложный механизм» [10]. Но в любой момент Вселенная может вмешаться и исказить, нарушить волю одного разума.

Циолковский не видит различия между творением природы и предполагаемым творением человека. Однако природа создает совершенное, а человек лишь приближается к этому. Это можно проиллюстрировать на примере искусного мастера, который может сделать часы, а ребенок нет. Но благодаря воле (хотя и условной, ограниченной, под которой Циолковский понимает совпадение желаний и намерений человека с его поступками и результатами работы [11]) человек все же может преобразовывать природу и осуществлять задуманное. Если бы этого не было, то не было бы машин, дорог, домов, человек бы погиб от холода, голода, болезней и других невзгод. При этом одна воля без разума - ничто, а также и разум без воли - тоже ничто. «Каждое существо должно жить и думать так, как будто оно всегда может добиться (успеха) рано или поздно» [12]. Источником этой благодетельной воли является Вселенная. Именно ее волю и исполняет разумное существо.

Однако творческий акт не так просто дается человеку. Для того чтобы создать что-то новое, необходимо сконцентрироваться. Это приводит к сужению сосудов, и человек ощущает боли на физиологическом уровне. Такое сосредоточие мысли сопровождается некоторой мукой, которое и получило название «муки творчества».

В статье «Нирвана» Циолковский более подробно описывает этот процесс. Вот этот фрагмент: «Творчество требует сосредоточение на определенной группе идей. Остальные должны быть забыты. Поэтому чем уже пределы нашего творчества, чем они отвлеченнее, чем дальше от обыденной жизни, - тем сильнее муки этого процесса; хотя, с другой стороны, они вознаграждаются отчасти усиленной деятельностью частной группы мыслей. Наоборот, чем ближе к окружающей нас жизни наша работа, чем она ближе к земле, чем большую сумму обыденных мыслей захватывает, тем "муки" слабее и даже, во многих случаях, превращаются в радостное чувство. Творчество вообще свойственно человеку, и если оно совершается в обычной форме и в определенной количественной пропорции, то оно - радость. Уклонение - рождает большею частью отрицательное чувство. Высшее творчество почти всегда изнурительно, если не сопровождается достаточным отдыхом. Сколько людей погибло благодаря чрезмерному творчеству!» [13]

Таким образом, Циолковский не отказывает простому человеку в творческом акте. Более того, такое творчество вызывает чувство радости, если оно не связано с сильными напряжениями и как бы происходит само собой. Концентрация же на чем-то абстрактном (отвлеченном), не связанном с обыденной жизнью, приводит к большим перенапряжениям и сказывается на здоровье человека. Это свойственно тем, кто занимается научным и художественным творчеством.

Циолковский подчеркивает первостепенную роль гения в жизни других людей. Благодаря гению были изобретены орудия труда, машины, значительно облегчающие, улучшающие и ускоряющие труд человека, сделаны открытия в науке, позволяющие приоткрыть тайны природы. Велика роль гения и в гуманитарной сфере. Именно гений указал цель существования человека -«это познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни» [14]. Циолковский замечает: «Не было бы гениев, не было бы движения человечества вперед по пути истины - к прогрессу, единению, счастию, бессмертию и совершенствованию. И это еще начало, что будет дальше, что ожидает человечество - это трудно себе представить» [15].

Результат труда гения намного переживает своего творца и часто бывает бессмертным. Хотя творчество гения относится к духовной сфере, оно в конечном итоге сводится к материальной выгоде. Распространение книгопечатания, благодаря изобретению Гуттенберга, способствовало распространению идей, что повышало деятельность людей и в других отраслях труда и способствовало росту производительности. Обуздание страстей, взаимной бесплодной борьбы может быть направлено на повышение производительности народов, на улучшение их жизни и устранение нужды. «Благой совет так же материален, как и поданный голодному кусок хлеба. Надо только вдуматься в значение идей, чтобы понять это» [16]. Если человечество не поскупится и выделит на поддержку гениальных изобретателей, мыслителей и работников науки половину или хотя бы треть своих богатств, то оно многократно выиграет и увеличит свои силы в десятки, сотни и даже тысячи раз. Циолковский восклицает: «Мысль должна править человечеством, мысль должна почитаться, от мысли спасение, небо и победа истины» [17].

Для гения характерно сильно развитое воображение, которое является основой в создании нового. Циолковский описывает этот процесс. В момент размышления в мозгу человека рождаются мысли (идеи), то есть создаётся образная картина мира, подобие мира. У большинства обычных людей эти образы не так сильны по сравнению с действительностью, и они не обращают на них внимания. Циолковский объясняет такое действие природы опасностью для человека, так как это граничит с безумием. Известны случаи, когда люди сходили с ума и воображаемый мир принимали за реально существующий. Только для гениев характерно сильное воображение. Чем оно более развито, тем с большей долей вероятности возможно правильное предвидение будущего и верное описание прошедшего.

Все это дает основание гениям быть непонятыми, а отсюда вытекает их незавидная участь. Циолковский разделяет таких творческих людей на восемь групп. К первым трем группам он относит непризнанных гениев. Самые гениальные обычно погибают в молодом возрасте, но спустя сотни и даже тысячи лет их обожествляют; вторых забывают и их труды открывают вновь лишь спустя столетия; третьи имеют некоторую славу в конце жизни. Никто из них не оставляет потомства.

К четвертой группе относятся те, кто имеет успех в среднем возрасте. Они терпят разные притеснения, но с годами их слава растет. К пятой группе Циолковский относит тех, кто имеет быстрый успех в молодости и чьи труды ценятся после смерти, хотя и не живут больше ста лет. К шестой группе относятся те, чья оценка велика только при жизни, а после смерти значительно падает и достигает отрицательной величины. К седьмой группе относит тех, кто имеет не очень большой успех, но совершает полезные дела. После смерти часто забываются, но потомство оставляют. К восьмой группе Циолковский относит писателей, изобретателей, художников, ученых, тех, кто имеет мнимый успех. Современники разочаровываются в этой категории людей, и их слава меркнет еще при жизни.

Циолковский говорит, что в любом открытии или изобретении принимает участие несколько людей вне зависимости от времени и места. При этом каждый привносит что-то свое, так как все таланты редко присутствуют в одном человеке. Мыслитель выделяет, прежде всего, пылких людей, которые возбуждают мысль и желание ее реализовать. Это фантазеры, генераторы идей. Второй тип похож на первый, но с более умеренной фантазией. Это, например, писатели-фантасты: Ж. Верн, Г. Уэллс. Третий тип - это талантливые мыслители. Четвертый тип - это составители планов и рисунков предполагаемого изобретения. Пятый тип - изготовители моделей изобретения. Шестой - первые неудачные создатели устройства. И седьмой - те, кто создает желаемое изобретение [18].

В будущем, полагает Циолковский, обязательно произойдет объединение народов Земли и всей Вселенной, что значительно увеличит творческий потенциал. Свои рассуждения Циолковский обосновывает разумом: «Иначе и быть не может, так как этого требует разум» [19]. Именно разум требует объединения, анархия есть зло и несовершенство.

Всех людей, которые ведут человечество к счастью, радости и познанию, Циолковский называет двигателями прогресса. Это политики и управленцы, те, кто организует человечество в 16

единое целое. Это изобретатели разного рода машин, облегчающих и ускоряющих труд человека и преобразующих силы природы. Это исследователи, открывающие способы усиленного размножения людей и совершенствования их породы, а также раскрывающие законы природы, тайны Вселенной, свойства материи и объясняющие Космос как сложный самопроизводящий свое совершенство механизм. Завершают список те, кто способен воспринимать великие открытия, сделанные другими, и передавать их всем остальным. Эта группа самая большая, и к ней Циолковский относит ученых-преподавателей, от которых не требуется «ни открытий, ни изобретений, а только знания установившейся науки» [20]. Хотя такие люди и обладают высокой способностью запоминать, подражать, сами обладают слабой творческой жилкой. Потратив всю свою энергию на усвоение наук, а оттого уставшие, они становятся невосприимчивыми ко всему новому и враждебно относятся ко всем великим открытиям и изобретениям и часто ошибочно судят о них.

Причину несправедливого отношения к гениям Циолковский видит и в человеческих слабостях. В их числе преклонение перед мнением авторитетного лица; консерватизм и связанное с ним нежелание отказаться от своей привычки; эгоизм, непонимание и игнорирование всеобщей выгоды; временные убытки со стороны государства и промышленников как аргумент неприятия нового изобретения. В результате даже самая блестящая идея погибает, не добившись признания и реализации. Все это приводит к большим потерям и совершенно невыгодно человечеству. Для изменения такой ситуации Циолковский предлагает изменить общественное устройство, сделать так, чтобы наиболее талантливые нашли себе место и признание.

Еще на один аспект обратим внимание. Циолковский иногда проговаривается и, словно оправдываясь, объясняет причины своих необычных фантазий, рассуждений и теоретических выводов. Он пишет: «Не было бы смысла распускать так наше воображение, если бы этого не требовала наличность явлений, которым я лично подвергнулся, как и некоторые другие» [21]. Что же это за явления, которые так сильно повлияли на автора? Что происходило в жизни мыслителя такого, что не могло быть описано научными методами и пришлось дать волю воображению?

Циолковский говорит, что дважды (в тридцатилетнем и семидесятилетнем возрасте) был свидетелем воздействия на себя (свой мозг) каких-то высших сил, проявлением и вмешательства в человеческие дела внеземных цивилизаций. Благодаря этому он убедился в правильности своих теоретических предположений «и сделался склонным верить и другим» людям, столкнувшимися с подобными проявлениями. Один из случаев он точно описывает и датирует его 31 мая 1928 г. На небе на закате солнца почти у самого горизонта из облаков было составлено и четко читалось слово «ЧАУ». Заменив буквы на латинские Циолковский прочитал слово «РАЙ». Он истолковал это следующим образом: «Я понял все это так: после смерти конец всем нашим мукам, т. е. то, что я доказывал в "Монизме". Таким образом, говоря высоким слогом, само небо подтвердило мои предположения» [22]. О втором случае, который произошел с Циолковским в тридцатилетнем возрасте и был им записан, он предпочел не говорить: «Сообщить пока не могу» [23].

Подводя итог, еще раз обозначим основные идеи Циолковского. Главным источником нового знания является Вселенная. Чувственно созерцая и разумно анализируя воспринятое, отбросив ложные авторитеты и сомнительные знания, человек познает творения Первопричины.

Творчество человека соотносится с творением природы так же, как работа искусного мастера с поделкой ребенка. Тем не менее, обладая волей, человек способен к творческой, созидательной деятельности. Наиболее ярко этот процесс реализуют гении, судьба которых не всегда завидна. Обладая развитым воображением и создавая необычные образы, они становятся непонятными окружающим и часто преследуемыми. Но именно благодаря их идеям общество движется вперед и имеет многократные материальные выгоды. Поэтому человечество должно всячески поддерживать творческих людей и отдавать им не менее трети своих доходов.

В будущем произойдет объединение всех народов Земли и всей Вселенной, что значительно усилит творческий потенциал и приведет к невиданным до сегодняшнего дня открытиям. Подобное уже осуществлено внеземными цивилизациями.

Примечания

1. Хотя Циолковский и не упоминает Гете, но в его работах можно найти параллели с идеями немецкого мыслителя: природа как источник знания, доверие не к авторитету, а к собственному разуму, идея полярности и др. О философии Гете см.: Тимшин В. А. Творчество - познание - свобода в философии Гете // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. 2012. № 4(4). С. 14-19.

2. Циолковский К. Э. Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 82.

3. Циолковский К. Э. Этика, или Естественные основы нравственности // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 117.

4. Там же. С. 109.

5. Циолковский К. Э. Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие. С. 96.

6. Циолковский К. Э. Этика, или естественные основы нравственности. С. 118.

7. Там же. С. 114.

8. Циолковский К. Э. Первопричина // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 243.

9. Там же. С. 241.

10. Там же. С. 245, 246.

11. Циолковский К. Э. Неизвестные разумные силы // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 342.

12. Циолковский К. Э. Воля Вселенной // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 333.

13. Циолковский К. Э. Нирвана // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 185.

14. Циолковский К. Э. Гений среди людей // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 255.

15. Там же. С. 255.

16. Циолковский К. Э. Воображение, или Цена мысли // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 275.

17. Циолковский К. Э. Мысль и изобретение // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 255.

18. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. - М.: Эксмо, 2015. С. 430.

19. Циолковский К. Э. Воля Вселенной. С. 329.

20. Циолковский К. Э. Двигатели прогресса // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 328.

21. Циолковский К. Э. Животные космоса // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 364.

22. Циолковский К. Э. Существа разных периодов эволюции // Циолковский К. Э. Воля вселенной: Космическая философия. М.: Эксмо, 2015. С. 348.

23. Циолковский К. Э. Воля Вселенной. С. 329.

Notes

1. Although Tsiolkovsky and does not mention Goethe, but in his works we can find parallels with the ideas of the German thinker: nature as a source of knowledge, trust not to the authority but to his own mind, the idea of polarity, etc. On the philosophy of Goethe see: V. A. Timshin Tvorchestvo - poznanie - svoboda v filosofii Gete [Creativity - knowledge - freedom in the philosophy of Goethe] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Filosofiya i sociologiya; kul'turologiya - Herald of Vyatka State University of Humanities. Philosophy and sociology; cultural studies. 2012, No. 4(4), pp. 14-19.

2. K. E. Tsiolkovsky Lyubov' k samomu sebe, ili Istinnoe sebyalyubie [Love of self, or True self-love] // Tsiolkovsky K. E. Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 82.

3. Tsiolkovsky K. E. EHtika, ili Estestvennye osnovy nravstvennosti [Ethics or the Natural foundations of morality] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 117.

4. Ibid. P. 109.

5. K. E. Tsiolkovsky Lyubov' k samomu sebe, ili Istinnoe sebyalyubie [Love of self, or True self-love]. P. 96.

6. Tsiolkovsky K. E. EHtika, ili estestvennye osnovy nravstvennosti [Ethics or the Natural foundations of morality]. P. 118.

7. Ibid. P. 114.

8. Tsiolkovsky K. E. Pervoprichina [Cause] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 243.

9. Ibid. P. 241.

10. Ibid. Pp. 245, 246.

11. Tsiolkovsky K. E. Neizvestnye razumnye sily [Unidentified intelligent force] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 342.

12. Tsiolkovsky K. E. Volya Vselennoj [Will of the Universe] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 333.

13. Tsiolkovsky K. E. Nirvana [Nirvana] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 185.

14. K. E. Tsiolkovsky Genij sredi lyudej [Genius among men] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 255.

15. Ibid. P. 255.

16. Tsiolkovsky K. E. Voobrazhenie, ili Cena mysli [Imagination, or thoughts] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 275.

17. K. E. Tsiolkovsky Mysl' i izobretenie [Thought and invention] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 255.

18. Tsiolkovsky K. E. Ocherki o Vselennoj [Essays on the Universe] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 430.

19. Tsiolkovsky K. E. Volya Vselennoj [Will Of The Universe]. P. 329.

20. Tsiolkovsky K. E. Dvigateli progressa [Engines of progress] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 328.

21. Tsiolkovsky K. E. ZHivotnye kosmosa [Animals of the cosmos] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 364.

22. Tsiolkovsky K. E. Sushchestva raznyh periodov ehvolyucii [Creatures from different periods of evolution] // Tsiolkovsky K. E. Volya vselennoj: Kosmicheskaya filosofiya - Will of the universe: Cosmic philosophy. M. Eksmo. 2015. P. 348.

23. Tsiolkovsky K. E. Volya Vselennoj [Will Of The Universe]. P. 329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.