Искусство Евразии. 2023. № 4 (31). С. 236–245. ISSN 2518-7767 (online)
Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2023, (4), pp. 236–245. ISSN 2518-7767 (online)
Научная статья
УДК 75:7.036
DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.04.015
Творчество живописца М.Н. Руднева в контексте влияния педагога А.П. Левитина
Иккерт Татьяна Валерьевна
Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, Барнаул, Российская Федерация
Аннотация. Статья раскрывает некоторые аспекты педагогической деятельности, сложившиеся в творческой мастерской живописи Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске под руководством академика АХ СССР А.П. Левитина. Кратко представлены основные этапы жизненного и творческого пути художника и педагога, выявлены особенности педагогического метода, и прослеживается, как они способствовали формированию молодых художников. В качестве примера рассматривается творчество Максима Николаевича Руднева, которое еще не получило основательного искусствоведческого описания и анализа. В статье представлен путь становления художника, выделены основные темы произведений. На основе сравнительного анализа ряда работ А.П. Левитина и М.Н. Руднева показана их принадлежность к реалистическому направлению в живописи, стремление с максимальной полнотой раскрыть психологический мир героев в портретах и сюжетных картинах. В искусстве Руднева отмечено тяготение к обобщению в пластическом решении произведения, а также к символичности в идейно-сюжетном плане.
Ключевые слова: творчество художника Максима Руднева, мастерская А.П. Левитина, педагогическая деятельность, творческие мастерские Российской академии художеств
Для цитирования: Иккерт Т.В. Творчество живописца М.Н. Руднева в контексте влияния педагога А.П. Левитина // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 4 (31). С. 236–245. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.015. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1061.
Original article
The artistic work of M.N. Rudnev in relation to the influence of his teacher A.P. Levitin
Tatiana V. Ikkert
Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation
Abstract. The article reveals some aspects of pedagogical activity that took place in the creative painting workshop of the Regional Department of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk. The workshop was led by the Academician of the Academy of Arts of the USSR A.P. Levitin. The article briefly presents the main stages of the life and creative path of the artist and teacher, and reveals the peculiarities of his pedagogical method. It also traces how these contributed to the formation of young artists. The work of Maksim Nikolayevich Rudnev, as it has not yet received a thorough art history description and analysis, is considered as an example. The article highlights the artist's formation and the main themes of his works. Based on a comparative analysis of works by A.P. Levitin and M.N. Rudnev, it is demonstrated that they belong to the realistic direction in painting and aim to fully reveal the psychological world of their subjects in portraits and narrative paintings. Rudnev's art tends towards generalisation in the plastic solution of the work, as well as symbolism in the ideological and plot plan.
Keywords: creative work of artist Maksim Rudnev, A.P. Levitin's workshop, pedagogical activity, creative workshops of the Russian Academy of Arts
For citation: Ikkert, T.V. (2023) ‘The artistic work of M.N. Rudnev in relation to the influence of his teacher A.P. Levitin’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 236–245. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.04.015. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1061. (In Russ.)
© Иккерт Т.В., 2023
Введение
Максим Николаевич Руднев по праву принадлежит к числу художников, которые заметно выделились в последнее время среди сибирских мастеров среднего поколения благодаря активному участию в групповых выставках, представлению работ в крупных художественных проектах, например, на межрегиональной выставке «Сибирь – XIII» (Барнаул, 2023). Его работы вызвали интерес со стороны искусствоведов и зрителей. Это стало одним из побудительных мотивов к тому, чтобы внимательно рассмотреть творчество художника и заложить основания к его искусствоведческо-научному осмыслению, учитывая, что искусство и жизненный путь живописца еще мало описаны. Получив профессиональное образование в Красноярске в Институте искусств и культуры имени Д. Хворостовского, М.Н. Руднев прошел курс стажировки в творческой мастерской живописи Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств (РО УСДВ РАХ).
Цель настоящей статьи — не только представить творчество М.Н. Руднева, но и показать влияние на него со стороны его главного наставника — академика Анатолия Павловича Левитина. Он хорошо известен искусствоведам и любителям искусства как живописец, педагог, профессор и яркий «представитель ленинградской школы живописи» [1]. А.П. Левитин внес большой вклад в подготовку будущих художников в творческих мастерских академии. Изучение его творческо-педагогической деятельности показало, что им были подготовлены 49 стажеров из разных регионов России [2, с. 63]. Многие из них уже стали известными титулованными мастерами, отмеченными высокими наградами. Этот уникальный опыт формирования плеяды живописцев тоже заслуживает отдельного масштабного изучения, пока же представим некоторые из наиболее важных особенностей педагогического метода мастера.
А.П. Левитин уже давно привлек к себе внимание искусствоведов. Об том говорит большое число публикаций с обзорами выставок и творческой деятельности художника начиная с 1950-х годов [3]. Среди современных трудов отметим работы С.В. Иванова [1; 4], который составил альбом, посвященный ленинградской школе живописи 1930–1980-х годов. В нем содержатся иллюстрированные очерки по основным этапам развития школы, показаны яркие представители, среди которых отмечается и А.П. Левитин. В ряду особо значимых частей этой книги выделим теоретико-аналитические статьи о ленинградской школе российских и зарубежных искусствоведов. Стоит отметить еще одного из исследователей творчества Анатолия Павловича — искусствоведа Н.В. Тригалёву. В ее статьях и монографии [5] (i) рассматривается не только художественное наследие мастера, но и ключевые моменты работы Левитина в качестве руководителя творческой мастерской, приводятся примеры живописных произведений учеников и стажеров. Е.А. Мушникова в своей статье [2] дает общую характеристику творческой мастерской РО УСДВ РАХ, анализирует деятельность основных руководителей, а также приводит список художников, проходивших стажировку.
Литература, посвященная А.П. Левитину, охватывает в основном творческую деятельность художника, но в меньшей степени в ней проанализирован ее педагогический аспект. Соответственно, на наш взгляд, актуальным является выявление творческо-педагогического метода мастера и, в том числе, вопрос влияния А.П. Левитина на творчество М.Н. Руднева, что и стало целью данной статьи.
Источники, посвященные произведениям художника Максима Николаевича Руднева, немногочисленны и носят описательный характер (i). Они представляют преимущественно биографические данные, сведения о выставках и дают краткий анализ творческой и педагогической деятельности. Искусствовед Н.В. Покровская размышляет о художнике как о творце со своим замыслом и собственным миром идей. Утверждается, что ему присуще философское мироощущение, это наиболее ярко нашло свое выражение в портретах и сюжетных композициях, где идея воплощается в драматическом единстве «идеальной мечты и реальной обыденности» [6].
Педагогический метод Анатолия Павловича Левитина
Можно смело утверждать, что большой педагогический дар А.П. Левитина (1922–2018) формировался на протяжении всего его долгого, трудного, полного драматических событий жизненного пути. Художник являлся членом президиума и вице-президентом Российской академии художеств. Был участником Великой Отечественной войны, имел боевые награды. Им создано более 800 произведений в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа и натюрморта [5]. Произведения мастера хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в художественных музеях Красноярска, Новосибирска, Омска, Кемерова, Новокузнецка, Омска, Барнаула, Челябинска, Благовещенска, Хабаровска, Якутска, Волгограда, Самары, Элисты, Перми, Санкт-Петербурга, частных собраниях России и за рубежом.
Он родился 16 июля 1922 года в Москве, в семье скрипача и музыкального педагога Павла Исаевича Левитина. Становление его как художника началось в 1935 году, когда Анатолий Павлович переезжает в Ленинград и поступает в среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Годы обучения, проведенные при Академии, художник считает уникальными и творческими. «Так начинался мой путь в искусстве, как и у многих моих товарищей… Со мной в СХШ учились Михаил Аникушин, Вячеслав Загонек, Алексей Ерёмин, Юрий Тулин, Михаил Канев, Нина Веселова, Евгения Антипова, Виктор Тетерин, Владимир Чекалов, Ярослав Крестовский, Абрам Грушко, Олег Ломакин, Елена Костенко. После войны все они окончили Институт имени И.Е. Репина и стали известными художниками и скульпторами» [7, с. 10].
В годы войны Анатолий Павлович был на Северо-Кавказском фронте, воевал храбро и самоотверженно, имел несколько наград, среди которых орден «Красной звезды», медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». После демобилизации из армии А.П. Левитин решил продолжить художественное образование и поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Его педагогами были: Б.А. Фогель, Л.А. Острова, Л.Ф. Овсянников, А.Д. Зайцев, А.А. Деблер. В 1951 году окончил обучение на кафедре станковой живописи в мастерской академика Б.В. Иогансона. Выпускной дипломной работой стала картина «Обмен стахановским опытом» (ii) (рис. 1).
Рис. 1. А.П. Левитин. Обмен стахановским опытом. 1951. Холст, масло. 190,5 × 250,5. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Источник: Госкаталог Музейного фонда РФ, goskatalog.ru
В работе ярко прослеживаются черты социалистического реализма, которые привил ученику академик Б.В. Иогансон. Сам педагог выступал за наследование реалистических традиций русской школы живописи, считал необходимым постоянно совершенствоваться и овладевать профессиональными навыками [8; 9]. Анатолий Павлович в полной мере перенял от учителя любовь к традиции русской реалистической живописи последней трети XIX века, а также и к французскому импрессионизму.
Несмотря на то что художник работал в различных жанрах, он в большей степени считал себя портретистом. В своих работах он всегда пытался уловить характер модели, подчеркнуть положительные стороны и доброту, избегал излишеств и множества деталей, тщательно строил и продумывал композицию.
В 1987 году он стал руководителем творческой мастерской живописи при Региональном отделении УСДВ РАХ. Тогда в нее принимались стажерами уже опытные художники старше 35 лет, за плечами которых было высшее художественное образование, творческий и выставочный опыт. Высоких результатов творческая мастерская живописи достигла благодаря выдающимся личностным и педагогическим качествам своего руководителя. Одним из принципов педагогической деятельности А.П. Левитина был индивидуальный подход. Как говорил Анатолий Павлович, «главная цель в работе с художниками моей мастерской — не помешать, ненавязчиво дать возможность полнее раскрыться наиболее сильной стороне дарования каждого» [10, с. 14]. Анатолий Павлович направлял свои усилия на то, чтобы «развивать активное композиционное мышление, добиваться выразительности в цвете, благородства колористических отношений, точности рисунка и понимания пространственности» [10, с. 14]. Он учил видеть жизнь во всей ее сложности и многообразии, был примером для своих учеников, учителем и другом. Он был убежден, что «художник-практик может дать ученику гораздо больше, чем преподаватель, погруженный только лишь в эту сферу, практику — всегда есть что сказать ученикам, ибо он сам всегда находится в творческом процессе» (iv). Таким образом, еще один из принципов был основан на взаимодействии творческой практики и педагогической деятельности.
Из его мастерской вышли такие художники, как А.Д. Васильев, К.С. Войнов, А.П. Рыбкин, Н.М. Руднев, В.М. Зотин, А.В. Кольцов, М.Н. Казаченко и другие. Большинство его учеников состоялись в качестве мастеров, являются членами Союза художников России, признаны заслуженными художниками, их работы экспонировались на многих престижных выставках в России и за ее пределами.
Стажер творческой мастерской живописи М.Н. Руднев
Одним из одаренных стажеров мастерской живописи А.П. Левитина является современный художник, академист Максим Николаевич Руднев. Он участник многих персональных, международных, региональных, краевых и городских выставок, член Союза художников России, имеет награды и дипломы выставок: «Аз.Арт. Сибирь» (Барнаул, 2009), Всероссийской молодежной выставки (Москва, ЦДХ, 2010), «Весна победы» (Красноярск, КГХИ, 2015). Государственный стипендиат Союза художников России (2012). Произведения живописца хранятся в музеях и частных коллекциях Барнаула, Красноярска, Волгограда, Лесосибирска, Дивногорска, Томска, Москвы и даже Лондона.
Родился художник 26 января 1976 года в городе Барнауле Алтайского края. Он с детства проявлял интерес и способности к живописи, поэтому выбор профессии стал очевиден. В 1991–1996 годах Максим Николаевич учился в Новоалтайском государственном художественном училище в мастерской преподавателя и заслуженного художника РФ И.С. Хайрулинова, который, будучи художником-реалистом, одним из первых ориентирует ученика в этом направлении, прививает основы российской школы реалистического рисунка и живописи — впоследствии они найдут свое развитие в творчестве М.Н. Руднева.
С 1998 по 2004 год учился в Красноярском государственном художественном институте (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Д. Хворостовского) в мастерской профессора, заслуженного художника РФ А.А. Покровского. В 2004–2008 годы Руднев стажируется в творческих мастерских современного искусства при Красноярском государственном художественном институте. А в 2008–2011 годы проходит его стажировка в творческих мастерских Российской академии художеств в г. Красноярске под руководством профессора А.П. Левитина. Именно в этот период происходит тесное общение художника с мастером.
Творчество Максима Николаевича многогранно, охватывает различные темы и жанры, ведущими среди них являются портрет и пейзаж. Автор применяет различные техники — классической масляной живописи и ныне получившей широкое распространение живописи акриловыми красками. Выставки показывают, что художник предпочитает создавать крупномасштабные полотна.
Рис. 2. М.Н. Руднев. Гроза над пшеницей. 2009. Холст, масло. 40 × 50. Собственность художника
Излюбленная тема — сибирский пейзаж. В этих произведениях Максим Николаевич продолжает традиции реалистической школы живописи, но с явными элементами импрессионистических приемов, игрой света и цвета. Например, в работе «Гроза над пашней» (рис. 2) мы чувствуем, как художник приоткрывает свою душу, показывает отношение к родным местам и любовь к красоте природы. Он не ставит целью обнаружить и показать яркий замысловатый мотив, а сосредоточивается на спокойных видах. В выраженном состоянии и в колористическом решении этой картины проявился интерес художника к передаче сложных цветовых нюансов. Ее можно отнести к известной классической линии отечественного пейзажа — пейзажа настроения. Показательными в этой линии стали работы В.Д. Поленова. Увлечение именно такими мотивами сближает Н.М. Руднева и А.П. Левитина, последний также создал большое число сельских пейзажей. Можно подметить и отличие в работах двух художников: М.Н. Руднев явно тяготеет к эмоционально напряженным состояниям, его работам присущи черты философских раздумий, в то время как у А.П. Левитина сквозит восторженная нота восприятия действительности.
Фактически в картине две цветовые доминанты — грозовое небо, темно-синее с переходами в фиолетовый цвет, и золото поспевшей пшеницы. Художник старается внимательно вглядеться в каждую из двух цветовых плоскостей и подмечает множество оттенков. Так, в насыщенный желтый цвет пшеницы подмешиваются рефлексы синего, отчего получается сложная гамма теплых и холодных цветов. Этот эффект не только привлекает своим мастерством в цветопередаче, но и придает всему полотну интонацию загадочности и затаенности. Пшеничное поле как будто замерло перед тем, как на него обрушатся дождевые потоки. В этой работе заметен интерес художника к поиску цветовых обобщений. Несмотря на небольшие размеры работы, в ней передан крупный образ, картине присуща монументальность.
Главным жанром в творчестве художника считается портрет, и сам Максим Николаевич отмечал прямое влияние Анатолия Павловича Левитина на свой выбор пути портретиста (v).
Чаще всего художник выбирает натуру, которую хорошо знает и чувствует, поэтому моделями для его лучших портретов становятся самые близкие люди — жена, дети, друзья, коллеги-художники. Большое внимание уделяется одному из сложных видов портретного искусства — детскому портрету. Живописец изображает не только своих дочерей, но и жанровые сценки с натуры, небольшие сюжетные картины, посвященные детству. Его моделями становятся совсем маленькие непоседы, которых художник умеет запечатлеть в моменты раздумий или тихих игр (vi).
Рис. 3. М.Н. Руднев. Надежда. 2008. Холст, масло. 150 × 150. Собственность художника
Картина «Надежда» (рис. 3) стала бесспорной творческой удачей художника. Тематически она восходит к вечной теме материнства, и это одна из основных тем в искусстве Руднева — неоднократно он будет возвращаться к ней, стараясь раскрыть всё новые грани. Эта картина — одна из ранних. По деталям она очень лаконична. Показан интерьер комнаты, молодая мать кормит грудью малыша, на переднем плане показана палитра художника с набранными красками и кисти. Это самый яркий акцент в картине и в определенном смысле ее колористический камертон. Всё пространство, фигура матери, светлые стены создают удивительную атмосферу покоя, тишины, нежности и семейного счастья. Квинтэссенция этого состояния — счастливая улыбка молодой матери и ее взгляд, исполненный радости и материнского счастья.
Картина интересна еще и тем, что позволяет увидеть созвучия в творчестве Руднева и Левитина. Конечно, ученик хорошо знал творчество своего наставника. Ему были известны наиболее зрелые и удачные полотна мастера. Одной из идейно-тематических линий в творчестве А.П. Левитина также была тема детства, семейного счастья, душевной привязанности людей в семье. Например, картина «Теплый день» (1957) А.П. Левитина стала одним из классических произведений в отечественном искусстве второй половины ХХ века. В этом ряду стоит назвать и полотна «Мастера детского здоровья» (1955), «Зарядка» (1966), «Портрет Анны Кузьминичны Николаевой» (1979–1985) и другие. Как правило, показан простой, безыскусный интерьер простых квартир и одна или несколько фигур. Пространство комнаты полно света, передается состояние покоя и безмятежности. Общение людей — доброе с нотками веселости. Потоки света со всех сторон охватывают фигуры, тени практически отсутствуют, царит атмосфера доброго и дружелюбного общения. Замкнутое пространство комнаты позволяет выделить этот небольшой мирок, дает возможность сосредоточиться на фигуре девочки-подростка в «Теплом дне» или на персонажах, как в картине «Мастера детского здоровья».
Этот прием явно вдохновил и М.Н. Руднева. Мать с младенцем отодвинуты вглубь комнаты, залиты ровным светом, и взгляд к ним проходит через палитру. Казалось бы, учитель и его наставник едины в композиционном решении. Но видно, что Руднев — художник иного поколения, и значимая деталь — палитра — не просто сообщает о подчиненности и принадлежности к искусству всего в его семье. Перед нами объект символического характера: это часть жизни художника, его мастерская в широком смысле этого слова, где искусство, любовь к жене и ребенку становятся безусловными и неразрывными ценностями. Если фронтовика А.П. Левитина восхищала и наполняла радостью просто мирная спокойная жизнь, дети, родившиеся вне ужасов войны, то мироощущение М.Н. Руднева гораздо сложнее. И в усложнившейся реальности и размытости ценностных ориентиров в обществе он фактически картиной воплощает свое внутреннее кредо художника — верность искусству, восхищение бытием жизни и преданность и любовь к ближним. В этом он, собственно, и видит надежду в творчестве, и оттого картина обретает, по сути дела, символическое название.
Картина «Благоденствие» (рис. 4) продолжает волнующие художника размышления, но при этом развивает еще одну любимую тему сибирского пейзажа. Она представляет собой символическое изображение благополучия, основанное на идеальной гармонии между человеком и природой. Художник подчеркивает это в композиционном и колористическом решении. Фон картины состоит из нескольких частей: цветущего луга, колосящегося поля пшеницы и яркого летного неба. В центре сюжета — семья, которая расположилась отдохнуть в тени березы. Расслабленные фигуры, атмосфера полного умиротворения, всё окутано сном и наполнено светом. Естественность образов подчеркивает реальность происходящего. Женщина кормит ребенка, устремив свой взгляд вглубь полей. Она олицетворяет символ плодородия, как и поле колосящейся пшеницы.
Рис. 4. М.Н. Руднев. Благоденствие. 2013. Холст, масло. 150 × 150. Собственность художника
Цветовая гамма яркая и насыщенная с преобладанием теплых оттенков желтого и зеленого с вкраплениями синего и голубого, создающих контрастные всплески. Художник снова вводит деталь в углу — покрывало небесного цвета, которое подчеркивает направленную диагональ в композиции. Через него, фигуру матери с ребенком, ее взгляд и крону березы мы можем почувствовать скрытый за рамой картины простор бескрайних сибирских полей. Это скрытое движение объединяет всю композицию и создает ощущение единения человека и природы.
Выводы
Подытожим наши рассуждения. М.Н. Руднева и А.П. Левитина сближает в искусстве многое. В первую очередь верность реалистическому направлению в живописи, интерес к человеку, что выразилось в предпочтении портретного жанра перед всеми остальными. Близки художники и по манере, они оба явно принадлежат российской школе живописи. Хорошо заметно, что А.П. Левитин как человек с богатым жизненным опытом, сложившийся и уже прославленный мастер, почувствовал не только близость в творчестве М.Н. Руднева своим устремлениям в искусстве, но и поэтичность его мироощущения, отзывчивость и добросердечие. Педагогический и художественный дар Анатолия Павловича помог ему направить поиски молодого художника в лирико-философское русло, что и отразилось в его крупных произведениях последних лет. Эти поиски, в свою очередь, помогают реализоваться особенным чертам творчества Н.М. Руднева. В ряде работ стало проявляться тяготение к символичности в идейно-сюжетном плане, а в системе художественно-выразительных средств обозначились монументальность и стремление к обобщению цветовых пластических масс. С одной стороны, это показывает, насколько велик потенциал реалистического искусства и как важно опираться на него при чутком участии опытного наставника. С другой стороны, четко обозначились линии эволюции творческого метода Н.М. Руднева, что говорит об этом живописце как о художнике, ищущем в области идейного содержания и выразительности художественной формы.
Примечания
(i) См. также: Тригалёва Н. Левитин и ученики [О Красноярской творческой мастерской живописи и ее руководителе, академике Российской академии художеств Анатолии Левитине] // Енисей [Красноярский историко-культурный и литературно-художественный альманах]. 2013. Спецвыпуск. С. 55–56.
(ii) Новикова А. Художник пишет тогда, когда не может не писать // Красноярский рабочий [газета]. 2018. № 6. С. 10.
(iii) Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С. 65.
(iv) Тригалёва Н. Указ. соч.
(v) Авторская экскурсия по выставке Максима Руднева «Портрет. Пейзаж. Картина» // Музей художника Бориса Ряузова [сайт]. 31.01.2022. URL: http://ryauzov.ru/sobytiya/avtorskaya-ekskursiya-po-vystavke-maksima-rudneva-portret.-pejzazh.-kartina.html (дата обращения: 17.10.2023).
(vi) Выставка выпускника творческой мастерской РАХ Максима Руднева «О главном» в Красноярске // Российская академия художеств [сайт]. 20.06.2023. URL: https://rah.ru/news/detail.php?ID=59495 (дата обращения: 17.10.2023).
Список источников
1. Иванов С.В., Левитин А.П., Сидоров В.М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории / под ред. А.Ф. Дмитриенко, С.В. Иванова. СПб.: Галерея АРКА, 2019. 448 с.
2. Мушникова Е.А. Художники творческой мастерской живописи Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока российской академии художеств в г. Красноярске // XIV Сибирские искусствоведческие чтения «От эпохи зональных выставок “Сибирь социалистическая” к межрегиональным художественным выставкам “Сибирь” новейшей истории» в рамках Межрегиональной художественной выставки «Сибирь – XIII» : материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.С. Царёва. Барнаул: Алтайский дом печати, 2023. С. 62–64.
3. Серебряный И. Молодые живописцы // Ленинградский альманах. Кн. 9 / редкол.: Г.С. Гор, И.Ф. Кратт, А.А. Прокофьев и др. Л.: Лениздат, 1954. С. 338–342.
4. Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 50 / сост. А.Г. Раскин, Н.Е. Фролова, Л.Н. Митрохина. СПб.: Ассоциация искусствоведов, 2018. 288 с.
5. Левитин А.П., Тригалёва Н.В. Портрет художника на фоне эпохи. СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2014. 424 с.
6. Максим Руднев : альбом / вступ. ст. Н.В. Покровская. Красноярск: Офсет, 2021. 96 с.
7. Левитин А.П. Мои современники // Иванов С.В., Левитин А.П., Сидоров В.М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории / под ред. А.Ф. Дмитриенко, С.В. Иванова. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С. 10–13.
8. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи : сб. статей и докладов. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1952. 224 с.
9. Иогансон Б.В. Мастерство живописца // Искусство. 1958. № 10. С. 8–19.
10. XXV лет Региональному отделению Урала, Сибири и Дальнего Востока : юбилейный альбом / сост. С.Е. Ануфриев. Красноярск: Поликор, 2012. 167 с.
References
1. Ivanov, S.V., Levitin, A.P., Sidorov, V.M. et al. (2019) Leningrad school of painting. Essays on history. Saint Petersburg: ARKA Gallery Publ. (In Russ.)
2. Mushnikova, E.A. (2023) ‘Artists of the creative painting workshop of the Regional Branch of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk’, in Tsareva, N.S. (ed.) 14th Siberian art readings “From the era of zonal exhibitions “Socialist Siberia” to interregional art exhibitions “Siberia” of recent history” in the framework of the Interregional art exhibition “Siberia – 13th”. Barnaul: Altayskiy dom pechati, pp. 62–64. (In Russ.)
3. Serebryanyy, I. (1954) ‘Young painters’, in Gore, G.S., Kratt, I.F. and Prokofiev, A.A. (eds.) Leningrad Almanac, book 9. Leningrad: Lenizdat, pp. 338–342. (In Russ.)
4. Raskin, A.G., Frolova, N.E. and Mitrokhina, L.N. (comps.) (2018) Petersburg art history notebooks, issue 50. Saint Petersburg: Art Critics and Art Historians Associations (AIS). (In Russ.)
5. Levitin, A.P. and Trigaleva, N.V. (2014) Portrait of the artist against the backdrop of the era. Saint Petersburg: Levsha Publ. (In Russ.)
6. Pokrovskaya, N.V. (comp.) (2021) Maksim Rudnev [Album]. Krasnoyarsk: Offset Publ. (In Russ.)
7. Levitin, A.P. (2019) ‘My contemporaries’, in Ivanov, S.V., Levitin, A.P., Sidorov, V.M. et al. (2019) Leningrad school of painting. Essays on history. Saint Petersburg: ARKA Gallery Publ., pp. 10–13. (In Russ.)
8. Ioganson, B.V. (1952) For mastery in painting. Collection of articles and reports. Moscow: USSR Academy of Arts. (In Russ.)
9. Ioganson, B.V. (1958) ‘Painter's skill’, Iskusstvo = Art, (10), pp. 8–19. (In Russ.)
10. Anufriev, S.E. (comp.) (2012) 25 years of the Regional Department of the Urals, Siberia and the Far East: anniversary album. Krasnoyarsk: Polikor. (In Russ.)
Информация об авторе:
Иккерт Татьяна Валерьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Архитектура и дизайн» Института архитектуры и дизайна, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Российская Федерация, [email protected].
Information about the author:
Tatyana Valerievna Ikkert, PhD (Art History), Associate Professor of the Department of Architecture and Design, Institute of Architecture and Design, Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation, [email protected].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 21.11.2023; одобрена после рецензирования 16.12.2023; принята к публикации 18.12.2023.
The article was received by the editorial board on 21 November 2023; approved after reviewing on 16 December 2023; accepted for publication on 18 December 2023.