Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО ЮЖНОКОРЕЙСКОГО ХУДОЖНИКА КИМ КЕНЕЛА: СИНТЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА'

ТВОРЧЕСТВО ЮЖНОКОРЕЙСКОГО ХУДОЖНИКА КИМ КЕНЕЛА: СИНТЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ким Кенел / художник Real Kim / синтез Востока и Запада / современная южнокорейская живопись / искусство Республики Корея. / Kim Kyong Yeoul / artist Real Kim / synthesis of the East and the West / contemporary South Korean painting / art of the Republic of Korea.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гутарева Юлия Ивановна

Статья посвящена отдельным аспектам творчества южнокорейского художника Ким Кенела (кор. 김경렬, творческое имя Real Кim, р. 1956), где очевиден синтез художественных традиций Востока и Запада, что представляется одной из актуальных тем в исследовании современного искусства Республики Корея. На основе анализа избранных произведений мастера, принадлежащих разным периодам его творчества, выявляется их немаловажная значимость в развитии корейского искусства нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гутарева Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF SOUTH KOREAN ARTIST KIM KYONG YEOUL: A SYNTHESIS OF THE ARTISTIC TRADITIONS OF THE EAST AND THE WEST

The article is devoted to certain aspects of creativity of the South Korean artist Kim Kyong Yeoul (kor. 김경렬, creative name Real Kim, b. 1956), where the synthesis of artistic traditions of the East and the West is evident, which seems to be one of the relevant topics in the study of contemporary art of the Republic of Korea. Through an analysis of selected works from different periods of the artist's career, the important significance of these works in the development of Korean art in our time is revealed.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО ЮЖНОКОРЕЙСКОГО ХУДОЖНИКА КИМ КЕНЕЛА: СИНТЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА»

Введение

Ким Кенел, давно состоявшийся и известный в мире художник-экспериментатор Республики Корея, натура колоритная и одаренная, несомненно, обладает талантом разрабатывать концепции и создавать творческие произведения на основе оригинальных художественных идей. Плоды его вдохновения объективно и достоверно отражают то, что он на самом деле чувствует по отношению к жизни. Выбор художника позиционировать себя и подписывать свои картины творческим именем Real Kim, что можно с уверенностью интерпретировать как «Настоящий Ким» или «Действительный Ким», помогает понять глубокий внутренний мир его художественных изобразительных изысканий (Рис. 1).

Рис. 1. Художник Ким Кенелна фоне своей картины

Реал Ким родился в 1956 году в Сеуле, в 1982 завершил обучение в университете Хоник со степенью бакалавра в области прикладного искусства. Активный участник художественных выставок: к настоящему времени он участвовал почти в трех десятках персональных и около трех сотнях групповых выставок у себя на родине и за рубежом (Франция, Япония, Аргентина) [1]. В числе стран, где проходили выставки мастера, значится и Россия. Реал Ким – автор первой выставки из Республики Корея, экспонировавшейся в Приморской государственной картинной галерее (ПГКГ) в 1997 году, и ставший во Владивостоке невероятно популярным. Такое признание художник обрел, по мнению исследователей благодаря тому, что он – не только талантливый художник, полностью посвятивший себя живописи, но и творец-философ. «Его полотна отличают оригинальность и самобытность, определенные любовью к западной школе живописи и восточной ментальностью» [2, С. 6-7]. Даже тогда, более четверти века назад, по мнению исследователей, «это не выглядело эклектично. Это было синтезом, гармоничным соединением культурных традиций Востока и Запада» [3, С. 80]. Этот важный аспект его творчества не только не угас к настоящему времени, но, напротив, получив широкое развитие во многих темах, которые неординарно раскрывает мастер, во многом укрепился и стал более очевиден как главная отличительная особенность его живописи и одна из актуальных тенденций современного искусства Республики Корея.

Результаты исследования

В начале ХХ столетия в корейском изобразительном искусстве происходит ряд масштабных изменений, связанных с ускоренным разрушением ортодоксальных художественных принципов и адаптацией западных образцов. Процесс формирования новых идеологических и стилистических форм корейского искусства все прошлое столетие развивался под влиянием европейских тенденций, но к его концу, после успешной интеграции Республики Корея в глобальный мир, в государстве обозначилась проблема утраты самобытных художественных традиций. В связи с этим встал вопрос об их сохранении и «восстановлении того самого источника, на протяжении многих лет питавшего традиционную корейскую живопись» [4, С. 223].

Южнокорейские художники воспринимали этот вызов неоднозначно и решали стоящие перед ними задачи по-разному. По справедливому утверждению ведущего исследователя в этой области Е. А Хохловой, одни мастера искали ответ в традиционном искусстве Кореи с опорой на его незыблемые эстетические основы, другие, отказываясь от идеи сделать свое творчество «корейским», стремились к выражению личного в глобальном искусстве [5, С. 302]. Ряду авторов, к числу которых относится Реал Ким, удалось успешно совместить в своем творчестве эти крайние точки художественных ориентиров, что представляется довольно актуальной темой для исследования в контексте изучения специфики развития современного корейского искусства. Основной задачей статьи является анализ творческих практик художника, обнаруживающих синтез западноевропейских и традиционных художественных основ, трансформирующихся в новых визуальных формах, акцентирующих смысл и сочетающих «национально окрашенные» и общефилософские вопросы.

Уже с середины 1980-х годов, начиная свой творческий путь, Реал Ким пробует себя в разных живописных жанрах, но предпочтение отдает пейзажному, где обнаруживает редкое качество – «он смело соединял, казалось бы, несоединимое: почти документальную повествовательность с импровизацией и абстрагированием, европейскую школу живописи с созерцательностью и символичностью Востока» [3, С. 79], что непременно порождало у зрителей стойкий интерес к его творчеству.

Как известно, изначально в европейском мировоззрении природа рассматривалась как объект завоевания. В дальневосточном мировосприятии природа издревле воспринималась как высшая, божественная реальность, священное место очищения сознания, где человек постигает глубины духа, обретая утраченную в суете мира гармонию души. Подобное мироощущение, зародившееся в глубокой древности в Китае и далее распространившее влияние на искусство близлежащих стран, включая Корею, способствовало тому, что творчество в значительной мере вобрало в себя функции философии и являлось главным средством выражения глубочайших мыслей и чувств человека [6, С. 11]. Подобный взгляд на дух и материю воплощался в понятие Дао, являющееся краеугольным камнем живописи «горы-воды» (кор. сансухва, 산수화). Будучи корейцем не только по месту рождения и национальности, но по своей истинной сущности, Реал Ким принадлежит к категории дальневосточного творца-философа, который рассматривает природу и человека как единое целое. Люди в его творческом видении являются всего лишь частью природы, и сам художник, сливаясь с природой благодаря постоянному диалогу с ней, выявляет внутреннюю сущность природного мира, которую репрезентирует красками на холсте ассоциативно воспринимая как «форму жизни» [7].

Это подтверждается и названиями серий его картин 1980–90-х годов, отражающих темы о связи человека и природы, человека и времени: «Лето», «Осень», «Жизнь», «Время», «Зимнее дерево» [2, С. 7], и выбором художника в качестве постоянных объектов изображения водоемов, камней и деревьев. Древняя символика определила отбор этих обязательных компонентов средневекового корейского пейзажа, выражающих дуальный взгляд: мягкость (текучесть) космического начала инь (кор. ым) и твердость ян. Их традиционная эстетика привлекает художника, главной целью которого становится выражение глубокого философского смысла в этих полярных силах природного мира. Но важно отметить, что произведения данной серии отображают также эмоциональный отклик художника на состояние природы и выполнены в реалистической манере, присущей западноевропейской художественной традиции.

Пейзаж «Родничок» (авторское название «В ожидании весны», 1988 г), хранящийся в Приморской государственной картинной галерее, демонстрирует яркий пример раннего творчества мастера, где основу живописного мастерства, как в импрессионизме, составляют цвет и свет (Рис. 2).

Рис. 2. Ким Кенел. Родничок. 1988. Холст, масло. 72 х 91 см. Приморская государственная картинная галерея, инв. Ж-1616

На картине изображен небольшой родник, который обрамлен серо-бурыми камнями, между которыми лежит снег, а на воде и камнях – сухие осенние листья. Вид, открывающийся перед зрителями откуда-то сверху, по лиричности и тихой грусти небезосновательно был назван исследователями одним из самых поэтичных пейзажей экспозиции [3, С. 80-81].

Однако основным художественным образом, наделенным глубоким ассоциативным смыслом, для мастера становится дерево. Данный образ является одним из главных в национальной символике древней Кореи. Глубинные мотивы подобного почитания дерева восходят к архаичным обрядам в корейском шаманизме и отражают ранние космогонические представления. Культ деревьев был широко распространен по всей Корее вплоть до начала ХХ столетия, а поклонение священным старым деревьям, которые считаются обиталищем духов, помогающим корейцам излечивать болезни и приносящих счастье, в отдельных местностях дошло до наших дней [8, С. 39].

Реал Ким часто изображает не молодые, покрытые буйной листвой деревья, а старые иссушенные стволы с корявыми ветвями без листьев. Эти полотна, отличаясь детальностью рисунка и абстрактностью фона, полны многогранной ассоциативностью содержания. Следует иметь в виду, что растительный мир привнес в корейскую культуру определенную, очень богатую систему символов и эталонов, где «закодирована» информация о морально-нравственных критериях [9, С. 26]. Так, сухое дерево зачастую выступает как символ медитации и сосредоточения, символизируя основы творческого начала (Рис. 3).

Рис. 3. Ким Кенел. Природный портрет. 2004. Холст, масло. 60.6×90.9 cм

Потому как понять подлинно прекрасное в даосском понимании мира можно только устранив все внешние показатели, для открытия «скрытого очарования» [10, С. 58].

С приходом нового столетия художник резко меняет и тему, и собственный художественный стиль. Во многом это связано со стремительным развитием новых технологий и их внедрением в современное южнокорейское искусство, когда мастера, устав «вариться в собственном соку» [5, С. 314-315], все более обращаются к идеям Запада для выражения общечеловеческих проблем. Как и прежде, Реал Ким внимательно и последовательно исследует фундаментальные проблемы бытия человека в мире, но транслирует свои мысли на холсте иначе: отойдя от своего реалистичного созерцания жизни природы, он изображает полных движения, трансформированных героев всемирной истории на арене современной цивилизации в обстоятельствах культуры нового времени.

Обладая прекрасным чувством юмора, он создает картины, где представленные крупным планом знаменитости демонстрируют кульминацию танцевальных телодвижений, заимствованных у Би-боев (англ. B-Boy), совершают велогонку, путешествуют на машине и др. Такие портреты всемирно известных личностей, созданные с помощью приемов поп-арта и гиперреализма в образах, присущих современному миру, отражают его главные характеристики – энергию и скорость. (Рис. 4, Рис. 5).

Рис. 4. Ким Кенел. Серия «Битва». 2008. Холст, масло. 162.2×336.3 см.

Рис. 5. Ким Кенел. Серия «Тур по Корее» (Альберт Эйнштейн, Юн Дусо, Джон Леннон, Пабло Пикассо). 2011. Холст, масло. 148×148 см.

Данные картины художника представляют творческую трансплантацию сюжетов шедевров западноевропейской живописи и традиционной корейской, разворачивающуюся на фоне мегаполисов Республики Корея. Наряду с портретными изображениями героев мирового значения, таких как Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи и др., появляются знаменитые личности Кореи: Юн Дусо, Сон Сиель, Ан Чонгын и др. Подобно театральному режиссеру, он выводит на сцену героев прошлого и нынешних «икон поклонения» южнокорейской молодежи, заставляющих вспомнить ошеломительный успех “The Tour de Korea” (ежегодной профессиональной шоссейной велогонки, проводимой в Южной Корее с 2000 года) и K-Pop (масштабной музыкальной субкультуры с миллионами поклонников во всем мире), создавая «единое поле формообразующей концепции» [11], окрашенной «свободной современной эстетикой» [12].

Реал Киму удается совместить несовместимое: Запад и Восток, древность и современность, поп-арт и реализм. И здесь проявляется особенность его художественного мышления, обнаружившаяся еще в ранние годы его творчества – несмотря на его любовь к западному классическому реализму, «именно Восток», по его словам, учит его «ощущать единство гармонии времени, природы и людского бытия» [13, С. 4].

Последние несколько лет знаменуют новый этап в живописи мастера: обогащенный новаторскими приемами разных художественных направлений, он возвращается к главному и всеобъемлющему образу для его творчества – дереву. Но деревья теперь предстают у него в неожиданном ракурсе и в новом еще более сложном символическом свете. Он наделяет их всей широтой всемирного человеческого опыта, вмещающего и Восток и Запад, и также обогащает своим личным жизненным опытом. Деревья поглощают все больше внимания художника, по его признанию, «постоянно наблюдая и изучая деревья, особенно наблюдая за их сезонными изменениями, я все больше и больше чувствую, что деревья напоминают жизнь людей» [14, С. 8]. Как упоминалось ранее, он мастер самоанализа, художник-исследователь, который внимательно исследует свой внутренний мир и углубляет, обогащая мировые философские идеи, что нашло яркое воплощение в его символической визуализации деревьев, передающих художественное видение мастера универсальными образами-идеями в реальном мире [7].

Однако стоит заметить, что последние работы художника кажутся реалистичным представлением виртуальной реальности. Как и прежде изображение дерева, отличаясь тщательной детализацией, создается мастером с помощью приемов гиперреализма, но вторым слоем художник покрывает полотно абстрактными штрихами и элементами, которые яркими неоновыми цветами и своей конфигурацией, отсылают к компьютер-арту. Однако, несмотря на явные аллюзии на реалии нашего компьютеризованного мира, Реал Ким добавляет к картинам строки текста, которые подобно колофонам на традиционных живописных свитках, усиливают духовную глубину замысла произведения, и сближает, художника с чосонскими мастерами прошлых эпох (Рис. 6).

Рис. 6. Ким Кенел. Летняя симфония (Вспоминаю лето, когда посреди зимы так холодно и ощущается холод…). 2022. Холст, масло.90.9×72,7 см.

Заключение

Таким образом, на основе анализа произведений художника Ким Кенела (творческое имя Реал Ким), охватывающих период с конца ХХ века и до нашего времени, можно утверждать, что важнейшей целью для мастера становится через свое искусство показать взаимосвязи простых и сложных вещей, которые окружают нас в природе, и предельно емко воплотить на холсте сложные философские темы, свойственные западноевропейской и дальневосточной ментальности. Как одаренному художнику-новатору ему удалось синтезировать идеи художественных направлений западного мира с идеалами традиционной корейской живописи, не отступая от национальной аутентичности. Творческие открытия мастера, представленные в его наследии, где очевиден синтез художественных традиций Востока и Запада, имеют особую значимость и могут выступать в качестве немаловажного источника информации для изучения и понимания особенностей развития современного южнокорейского искусства, которое «признает свою самобытность, сплавленную с универсальными ценностями всех времен и стран мира», рождая «новое понятие о современности» [15, С. 19].

Список литературы

1. realkim.com: [сайт]. – URL: http://www.realkim.com (дата обращения: 09.02.2023). – Текст: электронный.

2. Щин, Ханг Соп. Ким Кен Ел. Персональная выставка. Живопись / Щин Ханг Соп. – Владивосток: Приморская картинная галерея, 1997. – C. 6-7.

3. Варламова, Л.И. История открытия первой выставки из Республики Корея в Приморской государственной картинной галерее / Л. И. Варламова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. – 2021. – № 4 (23).– С. 74–85.

4. eurasia-art.ru [сайт]. – URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/781 (дата обращения: 09.02.2023).

5. Марков, В. Искусство Республики Корея второй половины XX века / В. Марков. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2002. – 340 с.

6. Хохлова, Е.А. Семьдесят лет южнокорейского искусства: вопрос самобытности / Е. А. Хохлова // КНДР и РК-70 лет: Сборник статей.– М.: Изд-во Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН, 2018. – С. 302–316.

7. Роули, Дж. Принципы китайской живописи / Дж. Роули. – М.: Наука. Гл. ред. Восточной литературы, 1989. – 160 с.

8. Akatsy, Tadashi. The Condensed Inner World of the Portrait Painter and his Spiritually. – Текст: электронный // realkim.com: [сайт]. – URL: http://www.realkim.com (дата обращения: 09.02.2023).

9. Концевич, Л.Р. Корееведение: избранные работы / Л. Р. Концевич. – М.: Муравей-Гайд, 2001. – 640 с.

10. Филимонова, Е.Н. Символика растений в переводных произведениях «Благородные» растения / Е. Н. Филимонова // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. – М.: МАКС Пресс, 2003.– С. 26-53.

11. Кривцов, В.А. Эстетика даосизма / В. А. Кривцов. – М.: ПОО "Фабула", 1993. – 165 с.

12. 김복영.김경렬. – Текст: электронный // neolook.com: [сайт]. – URL: https://neolook.com/archives/20121007b (дата обращения: 02.19.2023).

13. Shin, Hang Seng. New Genre Painting that Grafts the History and Culture of the New Generation. – Текст: электронный // realkim.com: [сайт]. – URL: http://www.realkim.com (дата обращения: 09.02.2023).

14. Нескоблинова, О. Ким Кен Ел. «Вся моя душа – в моих картинах» / О. Нескоблинова // Красное знамя, 1997. – 28 октября. – С. 4.

15. Choi, Bo-Ram. The Reality of Gyeong-ryeol Kim / Choi Bo-Ram // Art in Korea, 2015. – Winter. – С. 6–9.

16. Ким, А. Корейское современное искусство: ориентирование на местности / А. Ким; Х. Ли; Е. Хохлова. – Санкт-Петербург: ООО «Свое издательство», 2016. – 121 c.

References

1. realkim.com: [sajt]. – URL: http://www.realkim.com (data obrashhenija: 09.02.2023). – Tekst: jelektronnyj.

2. Shhin, Hang Sop. Kim Ken El. Personal'naja vystavka. Zhivopis / Shhin Hang Sop. – Vladivostok: Primorskaja kartinnaja galereja, 1997. – S. 6-7.

3. Varlamova, L.I. Istorija otkrytija pervoj vystavki iz Respubliki Koreja v Primorskoj gosudarstvennoj kartinnoj galeree / L. I. Varlamova // Iskusstvo Evrazii [Jelektronnyj zhurnal]. – 2021. – № 4 (23). – S. 74–85.

4. eurasia-art.ru [sajt]. – URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/781 (data obrashhenija: 09.02.2023).

5. Markov, V. Iskusstvo Respubliki Koreja vtoroj poloviny XX veka / V. Markov. – Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo universiteta, 2002. – 340 s.

6. Hohlova, E.A. Sem'desjat let juzhnokorejskogo iskusstva: vopros samobytnosti / E. A. Hohlova // KNDR i RK-70 let: Sbornik statej.– M.: Izd-vo Instituta Dal'nego Vostoka (IDV) RAN, 2018. – S. 302–316.

7. Rouli, Dzh. Principy kitajskoj zhivopisi / Dzh. Rouli. – M.: Nauka. Gl. red. Vostochnoj literatury, 1989. – 160 s.

8. Akatsy, Tadashi. The Condensed Inner World of the Portrait Painter and his Spiritually. – Tekst: jelektronnyj // realkim.com: [sajt]. – URL: http://www.realkim.com (data obrashhenija: 09.02.2023).

9. Koncevich, L.R. Koreevedenie: izbrannye raboty / L. R. Koncevich. – M.: Muravej-Gajd, 2001. – 640 s.

10. Filimonova, E.N. Simvolika rastenij v perevodnyh proizvedenijah «Blagorodnye» rastenija / E. N. Filimonova // Jazyk, soznanie, kommunikacija: sbornik statej. – M.: MAKS Press, 2003. – S. 26-53.

11. Krivcov, V.A. Jestetika daosizma / V. A. Krivcov. – M.: POO "Fabula", 1993. – 165 s.

12. 김복영.김경렬. – Tekst: jelektronnyj // neolook.com: [sajt]. – URL: https://neolook.com/archives/20121007b (data obrashhenija: 02.19.2023).

13. Shin, Hang Seng. New Genre Painting that Grafts the History and Culture of the New Generation. – Tekst: jelektronnyj // realkim.com: [sajt]. – URL: http://www.realkim.com (data obrashhenija: 09.02.2023).

14. Neskoblinova, O. Kim Ken El. «Vsja moja dusha – v moih kartinah» / O. Neskoblinova // Krasnoe znamja, 1997. – 28 oktjabrja. – S. 4.

15. Choi, Bo-Ram. The Reality of Gyeong-ryeol Kim / Choi Bo-Ram // Art in Korea, 2015. – Winter. – S. 6–9.

16. Kim, A. Korejskoe sovremennoe iskusstvo: orientirovanie na mestnosti / A. Kim; H. Li; E. Hohlova. – Sankt-Peterburg: OOO «Svoe izdatel'stvo», 2016. – 121 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.