Введение
Ким Кенел, давно состоявшийся и известный в мире художник-экспериментатор Республики Корея, натура колоритная и одаренная, несомненно, обладает талантом разрабатывать концепции и создавать творческие произведения на основе оригинальных художественных идей. Плоды его вдохновения объективно и достоверно отражают то, что он на самом деле чувствует по отношению к жизни. Выбор художника позиционировать себя и подписывать свои картины творческим именем Real Kim, что можно с уверенностью интерпретировать как «Настоящий Ким» или «Действительный Ким», помогает понять глубокий внутренний мир его художественных изобразительных изысканий (Рис. 1).
Рис. 1. Художник Ким Кенелна фоне своей картины
Реал Ким родился в 1956 году в Сеуле, в 1982 завершил обучение в университете Хоник со степенью бакалавра в области прикладного искусства. Активный участник художественных выставок: к настоящему времени он участвовал почти в трех десятках персональных и около трех сотнях групповых выставок у себя на родине и за рубежом (Франция, Япония, Аргентина) [1]. В числе стран, где проходили выставки мастера, значится и Россия. Реал Ким – автор первой выставки из Республики Корея, экспонировавшейся в Приморской государственной картинной галерее (ПГКГ) в 1997 году, и ставший во Владивостоке невероятно популярным. Такое признание художник обрел, по мнению исследователей благодаря тому, что он – не только талантливый художник, полностью посвятивший себя живописи, но и творец-философ. «Его полотна отличают оригинальность и самобытность, определенные любовью к западной школе живописи и восточной ментальностью» [2, С. 6-7]. Даже тогда, более четверти века назад, по мнению исследователей, «это не выглядело эклектично. Это было синтезом, гармоничным соединением культурных традиций Востока и Запада» [3, С. 80]. Этот важный аспект его творчества не только не угас к настоящему времени, но, напротив, получив широкое развитие во многих темах, которые неординарно раскрывает мастер, во многом укрепился и стал более очевиден как главная отличительная особенность его живописи и одна из актуальных тенденций современного искусства Республики Корея.
Результаты исследования
В начале ХХ столетия в корейском изобразительном искусстве происходит ряд масштабных изменений, связанных с ускоренным разрушением ортодоксальных художественных принципов и адаптацией западных образцов. Процесс формирования новых идеологических и стилистических форм корейского искусства все прошлое столетие развивался под влиянием европейских тенденций, но к его концу, после успешной интеграции Республики Корея в глобальный мир, в государстве обозначилась проблема утраты самобытных художественных традиций. В связи с этим встал вопрос об их сохранении и «восстановлении того самого источника, на протяжении многих лет питавшего традиционную корейскую живопись» [4, С. 223].
Южнокорейские художники воспринимали этот вызов неоднозначно и решали стоящие перед ними задачи по-разному. По справедливому утверждению ведущего исследователя в этой области Е. А Хохловой, одни мастера искали ответ в традиционном искусстве Кореи с опорой на его незыблемые эстетические основы, другие, отказываясь от идеи сделать свое творчество «корейским», стремились к выражению личного в глобальном искусстве [5, С. 302]. Ряду авторов, к числу которых относится Реал Ким, удалось успешно совместить в своем творчестве эти крайние точки художественных ориентиров, что представляется довольно актуальной темой для исследования в контексте изучения специфики развития современного корейского искусства. Основной задачей статьи является анализ творческих практик художника, обнаруживающих синтез западноевропейских и традиционных художественных основ, трансформирующихся в новых визуальных формах, акцентирующих смысл и сочетающих «национально окрашенные» и общефилософские вопросы.
Уже с середины 1980-х годов, начиная свой творческий путь, Реал Ким пробует себя в разных живописных жанрах, но предпочтение отдает пейзажному, где обнаруживает редкое качество – «он смело соединял, казалось бы, несоединимое: почти документальную повествовательность с импровизацией и абстрагированием, европейскую школу живописи с созерцательностью и символичностью Востока» [3, С. 79], что непременно порождало у зрителей стойкий интерес к его творчеству.
Как известно, изначально в европейском мировоззрении природа рассматривалась как объект завоевания. В дальневосточном мировосприятии природа издревле воспринималась как высшая, божественная реальность, священное место очищения сознания, где человек постигает глубины духа, обретая утраченную в суете мира гармонию души. Подобное мироощущение, зародившееся в глубокой древности в Китае и далее распространившее влияние на искусство близлежащих стран, включая Корею, способствовало тому, что творчество в значительной мере вобрало в себя функции философии и являлось главным средством выражения глубочайших мыслей и чувств человека [6, С. 11]. Подобный взгляд на дух и материю воплощался в понятие Дао, являющееся краеугольным камнем живописи «горы-воды» (кор. сансухва, 산수화). Будучи корейцем не только по месту рождения и национальности, но по своей истинной сущности, Реал Ким принадлежит к категории дальневосточного творца-философа, который рассматривает природу и человека как единое целое. Люди в его творческом видении являются всего лишь частью природы, и сам художник, сливаясь с природой благодаря постоянному диалогу с ней, выявляет внутреннюю сущность природного мира, которую репрезентирует красками на холсте ассоциативно воспринимая как «форму жизни» [7].
Это подтверждается и названиями серий его картин 1980–90-х годов, отражающих темы о связи человека и природы, человека и времени: «Лето», «Осень», «Жизнь», «Время», «Зимнее дерево» [2, С. 7], и выбором художника в качестве постоянных объектов изображения водоемов, камней и деревьев. Древняя символика определила отбор этих обязательных компонентов средневекового корейского пейзажа, выражающих дуальный взгляд: мягкость (текучесть) космического начала инь (кор. ым) и твердость ян. Их традиционная эстетика привлекает художника, главной целью которого становится выражение глубокого философского смысла в этих полярных силах природного мира. Но важно отметить, что произведения данной серии отображают также эмоциональный отклик художника на состояние природы и выполнены в реалистической манере, присущей западноевропейской художественной традиции.
Пейзаж «Родничок» (авторское название «В ожидании весны», 1988 г), хранящийся в Приморской государственной картинной галерее, демонстрирует яркий пример раннего творчества мастера, где основу живописного мастерства, как в импрессионизме, составляют цвет и свет (Рис. 2).
Рис. 2. Ким Кенел. Родничок. 1988. Холст, масло. 72 х 91 см. Приморская государственная картинная галерея, инв. Ж-1616
На картине изображен небольшой родник, который обрамлен серо-бурыми камнями, между которыми лежит снег, а на воде и камнях – сухие осенние листья. Вид, открывающийся перед зрителями откуда-то сверху, по лиричности и тихой грусти небезосновательно был назван исследователями одним из самых поэтичных пейзажей экспозиции [3, С. 80-81].
Однако основным художественным образом, наделенным глубоким ассоциативным смыслом, для мастера становится дерево. Данный образ является одним из главных в национальной символике древней Кореи. Глубинные мотивы подобного почитания дерева восходят к архаичным обрядам в корейском шаманизме и отражают ранние космогонические представления. Культ деревьев был широко распространен по всей Корее вплоть до начала ХХ столетия, а поклонение священным старым деревьям, которые считаются обиталищем духов, помогающим корейцам излечивать болезни и приносящих счастье, в отдельных местностях дошло до наших дней [8, С. 39].
Реал Ким часто изображает не молодые, покрытые буйной листвой деревья, а старые иссушенные стволы с корявыми ветвями без листьев. Эти полотна, отличаясь детальностью рисунка и абстрактностью фона, полны многогранной ассоциативностью содержания. Следует иметь в виду, что растительный мир привнес в корейскую культуру определенную, очень богатую систему символов и эталонов, где «закодирована» информация о морально-нравственных критериях [9, С. 26]. Так, сухое дерево зачастую выступает как символ медитации и сосредоточения, символизируя основы творческого начала (Рис. 3).
Рис. 3. Ким Кенел. Природный портрет. 2004. Холст, масло. 60.6×90.9 cм
Потому как понять подлинно прекрасное в даосском понимании мира можно только устранив все внешние показатели, для открытия «скрытого очарования» [10, С. 58].
С приходом нового столетия художник резко меняет и тему, и собственный художественный стиль. Во многом это связано со стремительным развитием новых технологий и их внедрением в современное южнокорейское искусство, когда мастера, устав «вариться в собственном соку» [5, С. 314-315], все более обращаются к идеям Запада для выражения общечеловеческих проблем. Как и прежде, Реал Ким внимательно и последовательно исследует фундаментальные проблемы бытия человека в мире, но транслирует свои мысли на холсте иначе: отойдя от своего реалистичного созерцания жизни природы, он изображает полных движения, трансформированных героев всемирной истории на арене современной цивилизации в обстоятельствах культуры нового времени.
Обладая прекрасным чувством юмора, он создает картины, где представленные крупным планом знаменитости демонстрируют кульминацию танцевальных телодвижений, заимствованных у Би-боев (англ. B-Boy), совершают велогонку, путешествуют на машине и др. Такие портреты всемирно известных личностей, созданные с помощью приемов поп-арта и гиперреализма в образах, присущих современному миру, отражают его главные характеристики – энергию и скорость. (Рис. 4, Рис. 5).
Рис. 4. Ким Кенел. Серия «Битва». 2008. Холст, масло. 162.2×336.3 см.
Рис. 5. Ким Кенел. Серия «Тур по Корее» (Альберт Эйнштейн, Юн Дусо, Джон Леннон, Пабло Пикассо). 2011. Холст, масло. 148×148 см.
Данные картины художника представляют творческую трансплантацию сюжетов шедевров западноевропейской живописи и традиционной корейской, разворачивающуюся на фоне мегаполисов Республики Корея. Наряду с портретными изображениями героев мирового значения, таких как Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи и др., появляются знаменитые личности Кореи: Юн Дусо, Сон Сиель, Ан Чонгын и др. Подобно театральному режиссеру, он выводит на сцену героев прошлого и нынешних «икон поклонения» южнокорейской молодежи, заставляющих вспомнить ошеломительный успех “The Tour de Korea” (ежегодной профессиональной шоссейной велогонки, проводимой в Южной Корее с 2000 года) и K-Pop (масштабной музыкальной субкультуры с миллионами поклонников во всем мире), создавая «единое поле формообразующей концепции» [11], окрашенной «свободной современной эстетикой» [12].
Реал Киму удается совместить несовместимое: Запад и Восток, древность и современность, поп-арт и реализм. И здесь проявляется особенность его художественного мышления, обнаружившаяся еще в ранние годы его творчества – несмотря на его любовь к западному классическому реализму, «именно Восток», по его словам, учит его «ощущать единство гармонии времени, природы и людского бытия» [13, С. 4].
Последние несколько лет знаменуют новый этап в живописи мастера: обогащенный новаторскими приемами разных художественных направлений, он возвращается к главному и всеобъемлющему образу для его творчества – дереву. Но деревья теперь предстают у него в неожиданном ракурсе и в новом еще более сложном символическом свете. Он наделяет их всей широтой всемирного человеческого опыта, вмещающего и Восток и Запад, и также обогащает своим личным жизненным опытом. Деревья поглощают все больше внимания художника, по его признанию, «постоянно наблюдая и изучая деревья, особенно наблюдая за их сезонными изменениями, я все больше и больше чувствую, что деревья напоминают жизнь людей» [14, С. 8]. Как упоминалось ранее, он мастер самоанализа, художник-исследователь, который внимательно исследует свой внутренний мир и углубляет, обогащая мировые философские идеи, что нашло яркое воплощение в его символической визуализации деревьев, передающих художественное видение мастера универсальными образами-идеями в реальном мире [7].
Однако стоит заметить, что последние работы художника кажутся реалистичным представлением виртуальной реальности. Как и прежде изображение дерева, отличаясь тщательной детализацией, создается мастером с помощью приемов гиперреализма, но вторым слоем художник покрывает полотно абстрактными штрихами и элементами, которые яркими неоновыми цветами и своей конфигурацией, отсылают к компьютер-арту. Однако, несмотря на явные аллюзии на реалии нашего компьютеризованного мира, Реал Ким добавляет к картинам строки текста, которые подобно колофонам на традиционных живописных свитках, усиливают духовную глубину замысла произведения, и сближает, художника с чосонскими мастерами прошлых эпох (Рис. 6).
Рис. 6. Ким Кенел. Летняя симфония (Вспоминаю лето, когда посреди зимы так холодно и ощущается холод…). 2022. Холст, масло.90.9×72,7 см.
Заключение
Таким образом, на основе анализа произведений художника Ким Кенела (творческое имя Реал Ким), охватывающих период с конца ХХ века и до нашего времени, можно утверждать, что важнейшей целью для мастера становится через свое искусство показать взаимосвязи простых и сложных вещей, которые окружают нас в природе, и предельно емко воплотить на холсте сложные философские темы, свойственные западноевропейской и дальневосточной ментальности. Как одаренному художнику-новатору ему удалось синтезировать идеи художественных направлений западного мира с идеалами традиционной корейской живописи, не отступая от национальной аутентичности. Творческие открытия мастера, представленные в его наследии, где очевиден синтез художественных традиций Востока и Запада, имеют особую значимость и могут выступать в качестве немаловажного источника информации для изучения и понимания особенностей развития современного южнокорейского искусства, которое «признает свою самобытность, сплавленную с универсальными ценностями всех времен и стран мира», рождая «новое понятие о современности» [15, С. 19].
Список литературы
1. realkim.com: [сайт]. – URL: http://www.realkim.com (дата обращения: 09.02.2023). – Текст: электронный.
2. Щин, Ханг Соп. Ким Кен Ел. Персональная выставка. Живопись / Щин Ханг Соп. – Владивосток: Приморская картинная галерея, 1997. – C. 6-7.
3. Варламова, Л.И. История открытия первой выставки из Республики Корея в Приморской государственной картинной галерее / Л. И. Варламова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. – 2021. – № 4 (23).– С. 74–85.
4. eurasia-art.ru [сайт]. – URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/781 (дата обращения: 09.02.2023).
5. Марков, В. Искусство Республики Корея второй половины XX века / В. Марков. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2002. – 340 с.
6. Хохлова, Е.А. Семьдесят лет южнокорейского искусства: вопрос самобытности / Е. А. Хохлова // КНДР и РК-70 лет: Сборник статей.– М.: Изд-во Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН, 2018. – С. 302–316.
7. Роули, Дж. Принципы китайской живописи / Дж. Роули. – М.: Наука. Гл. ред. Восточной литературы, 1989. – 160 с.
8. Akatsy, Tadashi. The Condensed Inner World of the Portrait Painter and his Spiritually. – Текст: электронный // realkim.com: [сайт]. – URL: http://www.realkim.com (дата обращения: 09.02.2023).
9. Концевич, Л.Р. Корееведение: избранные работы / Л. Р. Концевич. – М.: Муравей-Гайд, 2001. – 640 с.
10. Филимонова, Е.Н. Символика растений в переводных произведениях «Благородные» растения / Е. Н. Филимонова // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. – М.: МАКС Пресс, 2003.– С. 26-53.
11. Кривцов, В.А. Эстетика даосизма / В. А. Кривцов. – М.: ПОО "Фабула", 1993. – 165 с.
12. 김복영.김경렬. – Текст: электронный // neolook.com: [сайт]. – URL: https://neolook.com/archives/20121007b (дата обращения: 02.19.2023).
13. Shin, Hang Seng. New Genre Painting that Grafts the History and Culture of the New Generation. – Текст: электронный // realkim.com: [сайт]. – URL: http://www.realkim.com (дата обращения: 09.02.2023).
14. Нескоблинова, О. Ким Кен Ел. «Вся моя душа – в моих картинах» / О. Нескоблинова // Красное знамя, 1997. – 28 октября. – С. 4.
15. Choi, Bo-Ram. The Reality of Gyeong-ryeol Kim / Choi Bo-Ram // Art in Korea, 2015. – Winter. – С. 6–9.
16. Ким, А. Корейское современное искусство: ориентирование на местности / А. Ким; Х. Ли; Е. Хохлова. – Санкт-Петербург: ООО «Свое издательство», 2016. – 121 c.
References
1. realkim.com: [sajt]. – URL: http://www.realkim.com (data obrashhenija: 09.02.2023). – Tekst: jelektronnyj.
2. Shhin, Hang Sop. Kim Ken El. Personal'naja vystavka. Zhivopis / Shhin Hang Sop. – Vladivostok: Primorskaja kartinnaja galereja, 1997. – S. 6-7.
3. Varlamova, L.I. Istorija otkrytija pervoj vystavki iz Respubliki Koreja v Primorskoj gosudarstvennoj kartinnoj galeree / L. I. Varlamova // Iskusstvo Evrazii [Jelektronnyj zhurnal]. – 2021. – № 4 (23). – S. 74–85.
4. eurasia-art.ru [sajt]. – URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/781 (data obrashhenija: 09.02.2023).
5. Markov, V. Iskusstvo Respubliki Koreja vtoroj poloviny XX veka / V. Markov. – Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo universiteta, 2002. – 340 s.
6. Hohlova, E.A. Sem'desjat let juzhnokorejskogo iskusstva: vopros samobytnosti / E. A. Hohlova // KNDR i RK-70 let: Sbornik statej.– M.: Izd-vo Instituta Dal'nego Vostoka (IDV) RAN, 2018. – S. 302–316.
7. Rouli, Dzh. Principy kitajskoj zhivopisi / Dzh. Rouli. – M.: Nauka. Gl. red. Vostochnoj literatury, 1989. – 160 s.
8. Akatsy, Tadashi. The Condensed Inner World of the Portrait Painter and his Spiritually. – Tekst: jelektronnyj // realkim.com: [sajt]. – URL: http://www.realkim.com (data obrashhenija: 09.02.2023).
9. Koncevich, L.R. Koreevedenie: izbrannye raboty / L. R. Koncevich. – M.: Muravej-Gajd, 2001. – 640 s.
10. Filimonova, E.N. Simvolika rastenij v perevodnyh proizvedenijah «Blagorodnye» rastenija / E. N. Filimonova // Jazyk, soznanie, kommunikacija: sbornik statej. – M.: MAKS Press, 2003. – S. 26-53.
11. Krivcov, V.A. Jestetika daosizma / V. A. Krivcov. – M.: POO "Fabula", 1993. – 165 s.
12. 김복영.김경렬. – Tekst: jelektronnyj // neolook.com: [sajt]. – URL: https://neolook.com/archives/20121007b (data obrashhenija: 02.19.2023).
13. Shin, Hang Seng. New Genre Painting that Grafts the History and Culture of the New Generation. – Tekst: jelektronnyj // realkim.com: [sajt]. – URL: http://www.realkim.com (data obrashhenija: 09.02.2023).
14. Neskoblinova, O. Kim Ken El. «Vsja moja dusha – v moih kartinah» / O. Neskoblinova // Krasnoe znamja, 1997. – 28 oktjabrja. – S. 4.
15. Choi, Bo-Ram. The Reality of Gyeong-ryeol Kim / Choi Bo-Ram // Art in Korea, 2015. – Winter. – S. 6–9.
16. Kim, A. Korejskoe sovremennoe iskusstvo: orientirovanie na mestnosti / A. Kim; H. Li; E. Hohlova. – Sankt-Peterburg: OOO «Svoe izdatel'stvo», 2016. – 121 s.