Научная статья на тему 'Творчество В. Н. Антонова (1938-1980) как представителя неформального искусства Южного Урала'

Творчество В. Н. Антонова (1938-1980) как представителя неформального искусства Южного Урала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКОВ / FINE ARTS OF SOVIET PERIOD / INFORMAL ART / PARTICULARITIES AND PRINCIPLES OF THE CREATIVE WORK OF ARTISTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антропов Дмитрий Николаевич

Автор обращается к малоизученным страницам истории отечественного художественно-изобразительного творчества XX в., к той его части, которая получила название «неформальное искусство». В числе представителей этого направления находился и В. Н. Антонов, непонятый и непризнанный художник, трагическая судьба которого неразрывно связана со всеми процессами, проходившими в стране. В статье представлен обзорный анализ сохранившихся произведений художника, предпринято введение их в культурный и научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative work of V. N. Antonov (1938-1980) as representative of the South Ural informal art

The author refers to the insufficiently known pages of history of the XX century Russian artistic-graphic creativity, particularly to the "informal art". V.N. Antonov was one of the representatives of this movement; he was not understood and recognized as an artist, his tragic life was inseparably linked with all the events in the country that took place in that time. The survey analysis of the remained artist's works is given in the article, the author attempts to introduce them to the cultural and scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Творчество В. Н. Антонова (1938-1980) как представителя неформального искусства Южного Урала»

ББК Щ103(2Р36)

ТВОРЧЕСТВО В. Н. АНТОНОВА (1938—1980) КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЮЖНОГО УРАЛА Д Н. Антропов CREATIVE WORK OF V. N. ANTONOV (1938—1980) AS A REPRESENTATIVE OF THE SOUTH URAL INFORMAL ART D. N. Antropov

Автор обращается к малоизученным страницам истории отечественного художественно-изобразительного творчества XX в., к той его части, которая получила название «неформальное искусство». В числе представителей этого направления находился и В. Н. Антонов, непонятый и непризнанный художник, трагическая судьба которого неразрывно связана со всеми процессами, проходившими в стране. В статье представлен обзорный анализ сохранившихся произведений художника, предпринято введение их в культурный и научный оборот.

Ключевые слова: изобразительное искусство советской эпохи, неформальное искусство, особенности и принципы творчества художников.

The author refers to the insufficiently known pages of history of the XX century Russian artistic-graphic creativity, particularly to the "informal art”. V.N. Antonov was one of the representatives of this movement; he was not understood and recognized as an artist, his tragic life was inseparably linked with all the events in the country that took place in that time. The survey analysis of the remained artist’s works is given in the article, the author attempts to introduce them to the cultural and scientific circulation.

Keywords: fine arts of Soviet period, informal art, particularities and principles of the creative work of artists.

Неформальное отечественное искусство конца 1950—70-х гг. только начинает исследоваться современным искусствознанием1. Нет всестороннего целостного осмысления протекавших в нем процессов, нет сложившегося понимания его места в истории искусства страны. Необходимо накопление достаточно большого количества материала о деятельности художников, всесторонне исследование их художественного наследия. Особенно это относится к деятельности художников, работавших в тот период в регионах, удаленных от столицы. В число таких художников входит и Виктор Николаевич Антонов. Исследования всего корпуса его произведений еще не предпринималось.

Получение художественного образования началось для В. Н. Антонова в 1953 г., в год смерти Сталина. Со смертью «великого вождя» началась новая эпоха в истории советского народа, соответственно и в истории искусства. Люди получили надежду на то, что все будет по-иному, страна была в состоянии всеобщего воодушевления. В области изобразительного искусства последовало несколько имевших грандиозное значение событий: выставка Пикассо 1956 г., «Международная выставка», проходившая под эгидой Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г.,

«Выставка американской графики» 1963 г. Было реабилитировано искусство целого ряда русских художников, умеренно использовавших приемы импрессионизма, экспрессионизма, примитивизма и другие приемы авангарда2. Впрочем, все это было сделано, скорее, неосознанно, и вскоре власти, далекие от понимания творческих проблем искусства, вновь ответили волной запретов.

Но художник начал осознавать, что искусство может служить и другим целям, кроме того, чтобы воспитывать веру в скорый приход коммунизма и гордость за партию. Теперь художник видел себя не болтиком в машине государства, а самостоятельно развивающейся личностью. Он считал, что вправе делиться своими интимными переживаниями, близкими к тому, что чувствует его зритель, с этим связывалось и использование иных художественных приемов. Для такого искусства нужен был новый выразительный язык. Однако это не могло поощряться властью. В конце концов, хрущевская оттепель сменилась «заморозками», а затем наступила эпоха Л. И. Брежнева, и кран свежего воздуха свободы был окончательно перекрыт, про либерализацию теперь уже никто и не думал, начался застой.

Снова художники, искренне верившие в необходимость новаторства, столкнулись с тем, что

властям их творчество было не нужно, а простому человеку не понятно, и они вынуждены были сопротивляться, хотя в том, что они делали, первоначально не было цели протестовать. Художники пытались решать проблемы бытия человека в мире, взаимоотношений между людьми, философского и эстетического осмысления действительности в контексте нового искусства, стоящего вне идеологии. В их числе находился и В. Н. Антонов, непонятый и непризнанный художник, судьба которого неразрывно связана со всеми процессами, проходившими в стране. Биографических данных, оставшихся после преждевременно оборвавшейся на сорок втором году жизни художника, не так много, равно как немного осталось и самих работ этого живописца, графика, скульптора. Правда, сам этот факт делает необычайно ценным тот материал, который находится в нашем распоряжении.

Родился В. Н. Антонов 31 мая 1938 г. в Ленинабаде (Таджикистан) в семье рабочих. В 1939 г. семейство Антоновых переезжает в южно-ураль-ский город Магнитогорск, который и станет родным для художника. В 1953 г. в возрасте пятнадцати лет Виктор начинает посещать изостудию, а в 1955 г. поступает в художественное училище в Свердловске на отделение живописи. Его учителями были А. А. Казанцев и В. И. Брыжко. Многое Антонов постигает в искусстве самостоятельно, что свойственно одаренным, стремящимся к самосовершенствованию людям. Разносторонность интересов подчеркивает артистическую, творческую натуру. После окончания учебы он вливается в художественный процесс — работает в системе Челябинского художественного фонда (1964—1972). За это время он выполняет ряд монументальных работ — стелу на западном въезде в Магнитогорск (1967), памятник Зое Космодемьянской (1968) и др. Принимает он участие и в ряде художественных выставок. Его волнует современное зарубежное искусство (считал близким себе по духу своего современника Генри Мура) и наследие предшествовавших эпох как в мировом, так и в русском искусстве. Художник знакомится с Эрнстом Неизвестным (Переделкино, 1966). Антонов чувствует, что духовный мир человека не может быть наполнен образами одного лишь соцреализма, что человек жаждет большего.

Видимо, поначалу художник удовлетворял требованиям Челябинского художественного фонда, получал заказы на произведения, но ситуация, когда жесткая цензура диктовала свои правила, не могла его удовлетворять. В такой ситуации стал проявляться его сложный характер. Известен случай, когда скульптура Антонова «Строительница» не прошла на выставку «из-за отсутствия ушей», и он наформовал их за ночь целый мешок, представив членам выставкома. Чувство негодования, охватившее художника в тот момент понятно: скульптура была выполнена так, что ушей не было видно под платком. Художник шел по избранному пути, будучи уверенным в своих силах, своем таланте. Но, как и мно-

гие художники, Антонов был обречен на поражение в своей борьбе: в 1972 г. его исключили из Художественного фонда.

Наступил самый тяжелый период в его жизни, и самым страшным ударом явилась отстраненность от художественного процесса, изолированность от широкой аудитории. Все это довело Антонова до депрессии. В это время он уничтожает множество своих работ, а в 1975 г. попадет в лечебно-трудовой профилакторий, где лечится от алкоголизма. Даже там он продолжал трудиться, у него появилась возможность работать с очень характерной натурой. Художник не собирался сдаваться, его поддерживали близкие ему люди, но несчастья последовали и в личной жизни (расставание с любимой, а затем смерть матери). Резко начало ухудшаться здоровье и в 1980 г. его не стало.

Абсолютное безразличие официальных структур, невежество окружающих проявилось в том, как отнеслись к работам художника после его смерти: их просто выбросили на газон перед домом. Друзья «по цеху», художники, подобрали эти работы и разнесли по своим мастерским, сохранив для потомков. Затем эти работы собирались Магнитогорской картинной галереей, но неизвестно, сколько работ по-прежнему находится в частных коллекциях, какие работы утеряны. В 2000-х гг. художник В. Н. Дьяков, работавший в ранние годы вместе с Антоновым, передал Челябинской картинной галерее ряд его произведений (рисунки и скульптуры).

Самая представительная коллекция работ В. Н. Антонова хранится в Магнитогорской картинной галерее. Наиболее обширно представлена графика — 103 работы, из которых 41 выполнена в цвете. Собрание дополняют 11 скульптур и 13 живописных произведений.

Среди произведений графики есть явно ученические работы, многие работы были набросками к скульптурам, хотя сохранились и произведения, которые могут считаться законченными и вполне самостоятельными (в основном это цветная графика). Анализируя монохромную графику, сразу обращаешь внимание, что интересует Антонова прежде всего человек, в частности все внимание художника приковано к голове человека, главное для него — изобразить лицо, посредством которого выражается духовное состояние персонажа.

Серия «Лики» (начало 1970-х гг.) свое название получила не случайно. Хотя графические работы Антонова были разбиты на отдельные серии сотрудниками Магнитогорской картинной галереи, название этой серии оправдано. В изображениях нельзя угадать черт определенного человека: они упрощены, не реалистичны, обезличены. Эти работы создавались, чтобы показать идеальные образы различных душевных состояний: и каменной сосредоточенности, скорби, тоски, ироничного сочувствия, материнской заботы, любви. Каждое из этих состояний мастерски передается с помощью изящных, бесконечно тянущихся линий. Уверенной рукой, лаконично, без

Искусствоведение

дополнительных деталей, ЛИШЬ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ формы лица, изгиба губ, разреза глаз, прически Антонов создавал неповторимые непохожие один на другой яркие образы. В работах не применена светотень, отсутствует объемность, телесность, и кажется, что все образы возникают словно из воздуха. Пространство листа разбивается на небольшое количество достаточно больших плоскостей, но при этом остается целостным. Рисунок появляется легко, без напряжения, будто автор писал его в состоянии абсолютного спокойствия. На листах серии нет захлестывающих страстей, смятения чувств, неразрешимых внутренних конфликтов. Все работы серии объединяет некое высшее понимание, вселенская мудрость, философский взгляд на бытие.

Особо выделяется и серия рисунков «Больничная палата» (1973), созданных во время пребывания художника в лечебно-трудовом профилактории. Пожалуй, это наиболее реалистично выполненные монохромные графические работы Антонова. Для него было важным изображение личного переживания каждого человека, а не идеальные образы этих переживаний. В больнице люди выпадают из привычного круга обитания, попадают в тесный круг больных, с которыми они общаются, узнают о недугах друг друга, сочувствуют, сопереживают. Здесь отчетливее проявляется их сущность, и ее уже не нужно угадывать, а нужно просто запечатлевать. В лицах, изображенных в этой серии, читаются характеры, судьбы людей. Основные мотивы, объединяющие работы серии «Больничная палата» — тяжесть бытия, попытка преодоления безысходности, отчужденности, и главным лейтмотивом звучит одиночество.

Интересны также две графические работы, не вошедшие ни в одну из серий: «Автопортрет» (1965) и «Идущие» (1968). По двум этим работам, мы можем судить как видел и ощущал себя автор. В «Автопортрете» художник изобразил свой портрет проступающим на фоне геометрической абстракции (олицетворение хаоса мироздания), а в правом нижнем углу — себя сгорбленным перед мольбертом, обуреваемым муками творчества. Сегодня работа рождает трагические чувства. «Идущие» — это автопортрет с подругой, также драматичное произведение. Себя художник изобразил растерянным неуклюжим мужчиной в компании очаровательной смущенной девушки, которая, если присмотреться, движется в нескольких сантиметрах над землей. Идущих смущают лица, которые таращатся на них из вертикально расположенных друг над другом окон за спиной. Видимо, так чувствовал себя Антонов в мире людей: даже вдвоем с любимым человеком нельзя было спрятаться, побыть только вдвоем.

Среди произведений цветной графики (1962— 1963) цикл «Чебаркуль». Помимо работ «Детство» и «Читающий», цикл составляют исключительно пейзажи, которые характеризуются все тем же лаконизмом, использованием упрощенных форм, сдержанным колоритом, любовью к крупным цветовым плоскостям, к изображению больших открытых пространств. Настроение,

передаваемое пейзажами разнообразно: и хмурое немного мрачноватое («Пасмурный день», «На лугу»), и светлое солнечное («Полдень», «Светлый день», «Остров»), и настроение пасмурного утра («Пейзаж с лодкой», «Раннее утро»), и клонящегося к закату дня («Закат»). Иногда в пейзаж вписываются фигуры людей, купающихся или отдыхающих, умиротворенно созерцающих природу, гармонично с ней сосуществующих и взаимодействующих. В своих пейзажах Антонов не стремился детально зафиксировать кусок природы, его целью было отразить мгновенное впечатление, создать у зрителя настроение, в котором находился художник в момент работы над произведением. Отсюда непро-работанность деталей, лаконичность композиции.

В выделенных из цикла произведениях «Детство» и «Читающий» в центре изображения человек. В первой картине создается образ беззаботного детства: изображен ребенок на фоне аквариума, колорит теплый, цвета яркие, рождающие лишь приятные ассоциации. Аквариум в работе играет важную роль: он изображен без соблюдения перспективы, его края обведены голубым, этим же цветом очерчены контуры фигуры ребенка. Аквариум как бы олицетворяет тайный внутренний мир ребенка. В «Читающем» зрелый мужчина, сидя за столом на фоне белой стены, читает при свете электрической лампочки книгу, причем единственное теплое пятно — иллюстрация в книге. Видимо, в серой жизни, лишенной детской беззаботности и тепла, человек находит прибежище в литературе, искусстве.

Серия «Космогония» (1965) представляет абстрактные работы, к ней же можно отнести «Композицию с Нефертити». Изображены некие антропоморфные фигуры, напоминающие исполинов и монстров Сальвадора Дали или Пикассо. Фигуры расположены в некоем пространстве голубого цвета в окружении геометрических фигур: параллелепипедов и пирамид различной формы с красными, белыми и черными гранями. Антропоморфные и геометрические фигуры парят в пространстве, они не устойчивы. Это довольно сложный образ мироздания, в создании которого важную роль играет семантика цвета, форма объектов. Наиболее сильный образ создан на листе № 6. Человекоподобная фигура толкает перед собой огромный черно-белый куб — явная параллель с мифом о Сизифе.

Помимо природных пейзажей В. Н. Антонов работал и над архитектурными. Кроме «Заката» из цикла «Чебаркуль», он создал «Архитектурный мотив» (год создания неизвестен) и «Крыши и арки» (1960-е гг.), а также «Индустриальный пейзаж» (1976). Снова налицо упрощение и обобщение деталей. «Архитектурный мотив» представляет собой чистую абстракцию. В остальных произведениях Антонов деформирует, видоизменяет архитектурные строения. В «Крышах и арках» создается ощущение, что изображенные строения пляшут. В «Закате» и «Индустриальном пейзаже» проступает мотив безжизненной индустрии, довлеющей над человеком, это ощущение также уси-

ливается неправильными объемами гладких однотонных серых зданий, а также рыжим угрожающим дымом промышленных труб.

Среди графических работ художника второй половины 1960-х гг. есть и натюрморты: «Натюрморт с лимоном», «Натюрморт с вазой» и «Ступка и зеркало». В них мы опять видим небольшие деформации предметов, совмещения различных точек зрения, предметы взяты с разных ракурсов, работы также характеризует ясность и простота.

Создавались художником и портреты в цвете. «Монтажник» (1964)—экспрессивная работа, выполненная в духе молодого советского авангарда 1920-х гг. Цвета на полотне пылают, причем и голубыми, и красными, и ярко-желтыми, и белыми огнями. Произведение пропитано пафосом борьбы, подвига и внутреннего горения. Совершенно в ином ключе выполнен «Портрет матери» (1970). Тихая интимная обстановка. Очень выразительными автор делает лицо и рабочие руки, испещренные морщинами. Мать смотрит в аквариум, и сразу вспоминается ранее созданное «Детство». О чьей молодости тоскует эта старая женщина: своей или же о молодости своего сына, когда она могла всю себя посвятить заботе о нем?

Большой художественный интерес представляют скульптурные работы В. Н. Антонова. Вообще современникам он запомнился именно как скульптор. В фондах Магнитогорской картинной галереи хранится ряд станковых скульптур, созданных Антоновым. Хотя число скульптур не велико, они позволяют нам судить о том, каким скульптором являлся Антонов: какие замыслы он стремился в них реализовать, какие смыслы и значения вкладывал, насколько оригинален был в своем творчестве, насколько его скульптура актуальна на сегодняшний день, какими смыслами она звучит для современного зрителя.

Все скульптуры, собранные в галерее Магнитогорска, объединяет то, что создавались они путем отливки из бетона либо гипса. Применение именно этих материалов можно объяснить двояко. С одной стороны, Антонов находился в трудном финансовом положении, а поскольку все материалы, выделяемые Художественным фондом, находились на строгом учете, и постоянно нужно было оправдывать их использование, то выбирать особо не приходилось. С другой стороны, податливые материалы могут принимать любую форму, воплощать любые проекты. Кроме того, Антонов удивительно обыгрывал фактуру бетона, создавая буквально «изваяния древности». Достигается впечатление, что перед нами произведения не 60—70-х гг. XX в., а статуи эпохи неолита. Этот эффект подчеркивает вневре-менность образов, глубокую укорененность их в подсознании человека, который пронес в себе все эти образы сквозь историю. Антонов достает из глубин общечеловеческой памяти древнейшие архетипы и раскрывает их перед нами. Скульптор не изображает чувства, эмоции и переживания конкретных людей, т. е. в преломлении их жизненного опыта, темперамента, он стремится показать чувство само по себе.

Главное, что характеризует художественный язык В. Н. Антонова — лаконизм и максимальное соответствие формы содержанию. Все скульптуры, выполненные из бетона, внешне напоминают глыбы камня, испещренные временем, подвергнувшиеся коррозии. По сути, это головы различной формы, которая зависит от того, что выражают скульптуры. Лица обозначены слегка выступающими носами и губами, впадинами глазниц. При взгляде на скульптуры приходит ощущение, что их рождение происходит непосредственно на твоих глазах. Материя предстает перед нами податливой изменяющейся непостоянной, и лики, легко возникающие из нее, так же легко растворяются. Материал не сопротивляется скульптору, и естественным образом возникают гармоничные совершенные образы. Чем-то скульптура Антонова сродни его серии графических работ «Лики» (есть рисунки, которые явно были воплощены в скульптурах, например «Юноша», «Строительница»), что еще раз доказывает глубину его мышления и таланта: художник создавал образы, способные самостоятельно жить и в двухмерном и в трехмерном пространствах.

Известные скульптурные работы Виктора Антонова можно условно разделить на две группы: скульптуры, напоминающие собой языческие изваяния первобытного человека, имеющие условные черты головы человека, выполненные не реалистично с точки зрения анатомии; и скульптуры, имеющие больше сходства с реальным человеческим лицом, но все же выполненные в удлиненных пропорциях, изящных изгибах.

К первой группе произведений относится большее число работ. Так, скульптура «Время и разум» (середина 1960-х гг.) имеет одну точку обзора, по сути может восприниматься как очень высокий рельеф. «Время и разум» представляет собой лицо с раскосыми глазами, тонким длинным носом, мелким ртом, большими щеками и грузным подбородком. Это олицетворение времени: левый глаз смотрит налево, правый — направо, один глаз смотрит в прошлое, другой — в будущее. Чтобы свести взгляд воедино, нужно прибегнуть к помощи разума — солнца, находящегося в том месте, где у лица должен был быть лоб.

Работы «Рефлексия», «Автопортрет», «Осознание», «Размышление», «Обиженный», «Удивленный», «Она» (середина — вторая половина 1960-х гг.) также относятся к первой группе скульптур, для которых характерна фактура, напоминающая грубо обработанный камень. Каждая работа является выражением некоего состояния человека, но эти состояния обезличены. В скульптуре «Рефлексия» большие глаза, рот, нос — все то, что необходимо для восприятия мира, его отражения. В «Размышлении» высокий лоб на одной линии с переносицей, слегка опущенные веки, вытянутая по вертикали форма головы говорят о напряженном раздумье. «Осознание» своими младенческими чертами указывает на суть явления: осознавать — значит иметь открытый чистый разум ребенка, в котором нет

Искусствоведение

учености, но есть всепроницающая мудрость. У «Обиженного» небольшая голова, как будто вдавленное лицо, поджатые губы, что выражает подавленность, задетую гордость. «Удивленный» захвачен врасплох, он абсолютно поглощен своим удивлением, видимо оно что-то родило в его душе, что принесло ему радость. «Она» — воплощение женского начала. Художник не стал создавать голову некой девушки целиком, лишь внутри куска бетона в нише, играющей роль прически девушки, создал он ее лицо в невысоком рельефе. Из куска грубой материи рождается неземной, будто бы просыпающийся от вечного сна лик, возвышенный и одухотворенный. В работе «Автопортрет» Антонов взглянул на себя, как на погруженного в сон человека. Изображению головы придана незаконченность, значит процесс рождения человека еще не произошел.

Ко второй группе скульптурных произведений В. Н. Антонова относятся «Юноша», «Стро-ительница» и «Начало». Последняя, в отличие от двух других работ, является рельефом. Это небольшая прямоугольная вертикальная гипсовая дощечка с изображением лица с большими очень выразительными глазами. В чертах «Юноши» улавливается максимализм молодости, при этом образ наполнен изяществом и нежностью еще не огрубевшей юношеской привлекательности и душевной мягкости. Прекрасен и образ «Строи-тельницы», хотя, очевидно, название художником было дано из соображений политкорректности, чтобы удовлетворить запросы худсовета. Скульптор создал образ обворожительной дамы, в тонких аристократических чертах которой нет героического пафоса, в них нельзя уловить стремления к трудовым подвигам. Кокетливо приподнятая бровь, сдерживаемая едва уловимая улыбка — кажется, что она ведет со зрителем игру. Она дразнит своей красотой мужчину и заставляет женщину видеть в ней соперницу. Не такой видели «настоящую строительницу» члены худфонда, поэтому они не пропустили эту работу на выставку, нелепо сославшись на то, что у нее «нет ушей» (выполнена голова в платке).

Живописных работ В. Н. Антонова сохранилось не много. Среди произведений нет ни одной картины на холсте: все написаны маслом на картоне. В живописи Антонов также обладал прекрасным чувством меры и гармонии. В целом характеризует его манеру четкая композиция, которую составляет небольшое число элементов, сдержанный колорит иногда с небольшими вкраплениями цветов, явно контрастирующих с общим цветовым решением картины. Вообще колорит имеет большее значение, чем рисунок. Характерна для живописца и экспрессивная манера письма уверенным движением кисти, широким мазком. Главное для мастера не натуралистическая передача действительности, а отражение своего собственного видения, создание определенного эмоционального настроя у зрителя с помощью цвета и формы.

Самые ранние (1960) картины Антонова «Березы» и «Полощущая белье» небольшого форма-

та. «Полощущая белье» выдержана в темных серо-зеленых тонах. Создается ощущение пасмурного дождливого утра. Деталей на картине не много: женщина на мостике полощет в сероватого цвета воде одежду, на темной земле два белых пятна — два гуся, которые резко выделяются на фоне общего колорита. Вообще, художник часто в своем творчестве затрагивает тему сельской жизни, видимо, стремясь выразить свою ностальгию по деревне или же спокойное меланхоличное настроение, посещающее его в деревенской местности. Работа, «Березы» имеет уже более светлый колорит, а значит менее меланхоличное настроение. Пространство картины при помощи градации яркости разделено на две части: левую более светлую и правую более темную. В левой части среди приглушенных белого, серого и зеленого начинают мелькать бледно-охристые пятна, разбавляя собой безмятежный покой природного пейзажа.

Картины «Пейзаж с теленком» (1962), «Пейзаж с велосипедистом» (1963) и «Окраина села» (1964) продолжают сельскую тематику. В цветовом решении «Пейзажа с теленком» преобладают теплые осенние тона, полыхающие огнем в закатном солнечном свете, а с ними чередуется в довольно быстром ритме вкрапления зеленого, что наряду с высоко поднятой линией горизонта создает напряжение. В работе же «Окраина села» Антонов снова создает то самое ровное меланхоличное настроение, как в «Полощущей». Все плоскости на картине гладкие, ничем не заполненные, абсолютно ровные, что помогает достигнуть необходимого художнику эффекта. «Пейзаж с велосипедистом» более светлый, хотя здесь изображен закат. Дана небольшая сценка с велосипедистом и наблюдающими за ним людьми на обочине дороги, по которой он едет. В этой и предыдущей картине примечательна линия горизонта, прочерченная по диагонали, причем более низкий ее край находится слева. Такой прием при общей немногословности художника делает картины более динамичными и интересными.

Занимался В. Н. Антонов и абстрактной живописью. Очень интересны работы «В мастерской. У окна», «В начале пути. Предчувствие», созданные в 1964 г., и отличающиеся тем, что в них соединено абстрактное с конкретным, причем в мир абстракции он поместил человека. Изобразив себя в мастерской, за окном которой видна некая абстрактная конструкция, художник тем самым показал, что абстрактное искусство не является для него чем-то отвлеченным, наоборот, мир абстрактных форм — это мир, который его окружает. Антонов показывает, что чистая форма предмета имеет не меньшее значение, нежели вербализируемая смысловая нагрузка, которую несет объект. Цвет и форма, их соотношение — это отдельный язык, наполненный своими исключительными смыслами и значениями. Абстрагируясь от того, что можно выразить словами, мы постигаем суть мироздания в большей полноте. В работе «В начале пути» Антонов дает свое видение жизненного

Магическое число. 46x27. 1960-е гг.?

... '

Строгітельница. Гипс. 1960-е гг.

Из серии «Больничная палата». Лист № 29. 1970-е гг.

Серия «Лики». Лист М13. Начало 1970-х гг.

Размышление. Бетон. 1960-е гг.

г-

6ІХ/:,.... ...

Из серии «Больничная палата». Лист № 10. 1970-е гг.

Серия «Лики». Лист №15. Начало 1970-х гг.

Удивленный. Гипс. 1960-е гг.

Из серии «Больничная палата». Лист № 11. 1970-е гг.

Серия «Лики». Лист №51 Б. Начало 1970-х гг.

пути, преодолеваемого человеком, который одиноко вынужден идти вперед, по запутанным лабиринтам мироздания, среди полнейшей неразберихи и хаоса. Правда, хаос этот только на земле, он словно туман устилает дорогу. Вверху же проступает совершенное звездное небо, и если присмотреться, то можно разглядеть величественные своды залов, по которым бредет ничтожно малый по сравнению с размерами вселенной человек.

Произведения «Зима в березовой роще» и «Осеннее настроение» (1966) номинально могут быть названы пейзажами, но они очень приближены к абстрактной живописи. На обеих картинах изображен березовый лес, но ритм деревьев очень частый, и они начинают восприниматься в качестве причудливого орнамента. По сути картины представляют собой игру всевозможных цветов, в которую помещается фигурка человека, созерцающего эту прекрасную игру. В этих картинах уже нет трагизма, в них живет радость.

На чисто абстрактных картонах «Скрытый свет» и «Уходящий» (1966), а также «Абстракция. Магическое Число» (год написания неизвестен) представлены сложные геометрические фигуры, из которых составлены довольно сложные и замысловатые композиции. В «Абстракции» заметно движение по спирали, которое имеет довольно четкую ассоциацию со временем. В «Уходящем» Антонов строит макромир, состоящий из полусферических конструкций, по которому движется микрочастица в луче света: луч — энергия жизни, которая позволяет прокладывать себе путь сквозь сферы мироздания. «Скрытый свет» создан в том же ключе, в нем показано свечение озаряющего тьму.

Итак, в графике, живописи и скульптуре В.

Н. Антонов стремился преобразовывать видимую реальность, трансформировать ее с целью визуальной передачи зрителю скрытых за привычными формами движения души человека.

Форма для художника представляла сбой сложный замысловатый язык, который он хотел расшифровать, упростить, делая его тем самым понятнее, выделяя из него наиболее чистые и ясные фразы. В этом истоки его лаконизма и сдержанности. Другой важной чертой его творчества является склонность к утонченности переживаний, любовь к спокойствию и гармонии. Гармония проявлялась у Антонова во всем: в живописи — это простая уравновешенная композиция и мягкий приглушенный колорит, в графике — точно выверенное движение руки, совершенный рисунок, в скульптуре — простота с одной стороны и непостижимая притягательность созданных им лиц с другой. В скульптуре Антонова особенно интересен, в связи с этим, контраст грубого материала и изящества образов, что явно избавляет их от манерности, придавая архаичное звучание, но в этом звучании нет дикости, животной страсти. В своем творчестве Антонов стремился дойти до некоего основания, фундаментального закона, который помог бы расшифровать многомерный и непостижимый язык формы. Это стремление красной линией тянется сквозь все его творчество, но мы имеем возможность увидеть лишь часть этого неоконченного пути. Через форму Антонов постигал реальность, более обширную, нежели та, что предстает перед нами в нашей повседневности. Он стремился раскрыть людям настоящее через искусство, но понять его стремления общество того времени было не в состоянии.

Примечания

1. См. : Герчук Ю. Кровоизлияние в МОСХ. М. : Новое литературное обозрение, 2008. 336 с; Рабичев Л. Манеж 1962, до и после // Знамя. 2001. № 3. С. 121— 152; Ягодовская А. Т. Автор и герой в картинах советских художников. М. : Советский художник, 1987. 272 с.

2. Подробнее см.: НЕТ! и конформисты. Образы советского искусства 50—80-х гг. / ред. Б. Мечница-Вцислы. Варшава, 1994. 448 с.

Поступила в редакцию 22 января 2010 г.

АНТРОПОВ Дмитрий Николаевич, студент 4-го курса специальности «Искусствоведение» исторического факультета ЮУрГУ, участвует в исследовательской работе по грантам, выполняемым кафедрой искусствоведения и культурологии, автор публикаций по истории отечественного неформального изобразительного искусства советской эпохи. E-mail: blv@susu.arc.ru

ANTROPOV Dmitry Nikolaevich is a fourth year student of the Faculty of History of South Ural State University, major is Art History; he carries out the grant scientific research held by the Art History and Cultural Studies Department, he is author of publications concerning history of the Russian informal art in Soviet. E-mail: blv@susu.arc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.