Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО В.М. ШУКШИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ТВОРЧЕСТВО В.М. ШУКШИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
834
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.М. ШУКШИН / ОНОМАСТИКА / ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ / ШУКШИНСКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карташова Е.Н.

В статье рассматриваются аспекты изучения творчества В.М. Шукшина. Описывается динамика исследования произведений писателя, подробно анализируются подходы к его творческому наследию. Подчеркивается большое внимание исследователей к творчеству В.М. Шукшина, обусловленное стремлением познать многогранность его таланта. Начиная с 1960-х годов важную роль в исследовании творческого наследия В.М. Шукшина играла литературная критика. На следующем этапе внимание исследователей привлекает как поэтика стиля, так и художественно˗речевая структура прозы писателя. В статье указаны работы исследователей, занимавшихся данными вопросами. Подчеркивается важность рассмотрения творческого наследия В.М. Шукшина как части мировой культуры, в связи с чем большой интерес представляет исследование словаря писателя. В статье представлена типология словарей языка В.М. Шукшина. В работе отмечается, что проза В.М. Шукшина имеет связь с жанрами русского фольклора, в его произведениях раскрывается русский национальный характер. Как отдельный аспект изучения выделяется исследование ономастики и образной лексики писателя с целью раскрытия образа русской женщины, представленного в шукшинских текстах. Недостаточная изученность ономастикона писателя делает актуальным дальнейшее изучение этого аспекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.M. SHUKSHIN’S CREATIVITY: THE PROSPECTS OF LINGUISTIC RESEARCH

The article considers the aspects of study of the creativity of V.M. Shukshin. The dynamics of research of the writer's works is described; the approaches to his creative heritage are analyzed in detail. The great attention of researchers to the work of V.M. Shukshin is emphasized. Since the 1960s, literary criticism has played an important role in the study of V.M. Shukshin's creative heritage. At the next stage, the attention of researchers is attracted both by the poetics of style and the artistic-verbal structure of the writer's prose. The article lists the work of researchers dealing with these issues. The importance of considering the creative heritage of V.M. Shukshin as a part of world culture is emphasized. In this connection, the study of the dictionary of the writer is of great interest. The article presents the typology of VM Shukshin's dictionaries. It is noted that V.M. Shukshin's prose has a connection with the genres of Russian folklore, in his works the Russian national character is revealed. As a separate aspect of the study, the linguistic study of onomastics and figurative vocabulary of the writer stands out in order to reveal the image of a Russian woman, is presented in Shukshin's texts. The writer's onomasticon makes has not been studied enough yet, which further research of this aspect relevant.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО В.М. ШУКШИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 808.2:82-3

DOI 10.36622/AQMPJ.2021.48.93.012

Воронежский государственный технический университет

ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Карташова Е.Н.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(473)271-50-48 e-mail: elena.perceva. 00@mail. ru

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication Assistant lecturer Kartashova E.N.

Russia, Voronezh, tel. +7(473)271-50-48 e-mail: elena.perceva.00@mail.ru

Е.Н.Карташова

ТВОРЧЕСТВО В.М. ШУКШИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье рассматриваются аспекты изучения творчества В.М. Шукшина. Описывается динамика исследования произведений писателя, подробно анализируются подходы к его творческому наследию. Подчеркивается большое внимание исследователей к творчеству В.М. Шукшина, обусловленное стремлением познать многогранность его таланта. Начиная с 1960-х годов важную роль в исследовании творческого наследия В.М. Шукшина играла литературная критика. На следующем этапе внимание исследователей привлекает как поэтика стиля, так и художественно-речевая структура прозы писателя. В статье указаны работы исследователей, занимавшихся данными вопросами. Подчеркивается важность рассмотрения творческого наследия В.М. Шукшина как части мировой культуры, в связи с чем большой интерес представляет исследование словаря писателя. В статье представлена типология словарей языка В.М. Шукшина. В работе отмечается, что проза В.М. Шукшина имеет связь с жанрами русского фольклора, в его произведениях раскрывается русский национальный характер. Как отдельный аспект изучения выделяется исследование ономастики и образной лексики писателя с целью раскрытия образа русской женщины, представленного в шукшинских текстах. Недостаточная изученность ономастикона писателя делает актуальным дальнейшее изучение этого аспекта.

Ключевые слова: В.М. Шукшин, ономастика, язык писателя, шукшинская лексикография.

E.N. Kartashova

V.M. SHIKSHIN'S CREATIVITY: THE PROSPECTS OF LINGUISTIC RESEARCH

The article considers the aspects of study of the creativity of V.M. Shukshin. The dynamics of research of the writer's works is described; the approaches to his creative heritage are analyzed in detail. The great attention of researchers to the work of V.M. Shukshin is emphasized. Since the 1960s, literary criticism has played an important role in the study of V.M. Shukshin's creative heritage. At the next stage, the attention of researchers is attracted both by the poetics of style and the artistic-verbal structure of the writer's prose. The article lists the work of researchers dealing with these issues. The importance of considering the creative heritage of V.M. Shukshin as a part of world culture is emphasized. In this connection, the study of the dictionary of the writer is of great interest. The article presents the typology of VM Shukshin's dictionaries. It is noted that V.M. Shukshin's prose has a connection with the genres of Russian folklore, in his works the Russian national character is revealed. As a separate aspect of the study, the linguistic study of onomastics and figurative vocabulary of the writer stands out in order to reveal the image of a Russian woman, is presented in Shukshin's texts. The writer's onomasticon makes has not been studied enough yet, which further research of this aspect relevant.

Key words: V.M. Shukshin, onomastics, the language of the writer, Shukshin's lexicography.

Своим неоднозначным видением жизни, своеобразным языком и искренним самовыражением в текстах своих произведений В.М. Шукшин привлекает внимание исследователей. Об уникальности

© Карташова Е.Н., 2021

его писательского таланта пишет в своей работе «Проза В.М. Шукшина» В.А. Апухтина: «Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персонажей. Можно сказать, что слово, чья роль многофункциональна, в значительной мере создает необходимую форму рассказа, повести, романа. В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. В обманчиво простой форме нашли свое выражение подлинное искусство перевоплощения, умудренное знание, артистизм» [1, с.

51].

В начале 1960-х исследование творчества В.М. Шукшина осуществлялось в виде литературной критики. Главная тема критических и литературоведческих работ - изучение реалистической манеры писателя. Причисление В.М. Шукшина к лагерю писателей-реалистов (в 1960-е годы) переключило внимание исследователей с изучения стиля, изображения художественного пространства, особенностей поэтики на раскрытие идейно-тематического содержания текстов писателя [2, 3].

Достаточно подробный анализ лингвистических подходов к изучению творчества В.М. Шукшина представлен в работе А.А. Чувакина «Язык В.М. Шукшина в энциклопедическом словаре-справочнике его творчества» [4, с. 85 - 93].

В 1950-1980-е годы шукшинский текст рассматривается в контексте осмысления поэтики, авторского стиля, выделяются особые характеристики текста: разговорность, полифоничность, простота, диалогичность. Данные особенности произведений В.М. Шукшина рассмотрены в работах В.Ф. Горна, Л.Л. Салагаевой, Е.И. Папавы [5, 6, 7].

Со временем сложилось два основных направления лингвистического шукшиноведения. Во-первых, это инвентаризация, описание и осмысление в аспекте художественной целостности языкового материала, составляющего шукшинские тексты: исследование ономастики, региональной лексики и фразеологии, нелитературных слоев лексики. В данном направлении работали Л.И. Василевская, Л.А. Пономаренко [8, 9].

Во-вторых, исследованию подверглась художественно-речевая структура прозы писателя, речь автора, повествователя, героя произведения, выявлены типы, виды, формы речи, определен ряд факторов, обуславливающих речевую структуру прозы писателя. Изучался образ автора, поднимались вопросы аллюзивности, изучалась нарративная стратегия. В рамках данного направления проводили исследования Г.Г. Хисамова, Ю.И. Качесова [10, 11].

С 1980-х годов произведения В.М. Шукшина рассматриваются как часть мировой культуры. Проза писателя начинает изучаться как сложное образование, в котором переплетаются социокультурные, психологические и философские пласты. Появляется ряд работ, посвященных таким темам как «Шукшин и классическая литература» (исследования О.Г. Левашовой, С.М. Козловой) [12, 13]; «традиционное и новаторское в прозе Шукшина» [12, 14]. Изучаются вопросы интертекстуальности, пародийности произведений автора [15].

А.А. Чувакин описывает динамику изучения творческого наследия В.М. Шукшина: «В 1990-е годы исследование языка Шукшина переходит от частичного к целостному представлению объекта. Результаты этих исследований наводят на мысль о том, что в настоящее время малопродуктивны стремления отыскать в произведениях писателя готовые ответы на поднимаемые им вопросы и подвести их под разряд ответов «деревенщика», «самодеятельного» художника, «доморощенного» философа и подобных, хотя это выглядело вполне объяснимым на начальных этапах исследования творчества Шукшина» [4, с. 86], то есть творчество В.М. Шукшина невозможно вписать в какие-либо рамки. Это подтверждают дальнейшие лингвистические исследования творчества В.М. Шукшина.

В монографии Г.В. Кукуевой «Рассказы В.М. Шукшина: лингвотипологическое исследование» представлена целостная концепция лингвотипологического описания текстов малой прозы В.М. Шукшина, обозначен новый вектор интерпретации текстов рассказов как сложного синкретического образования, выявлены и охарактеризованы базовый линвопоэтический тип, производные типы и подтипы текстов рассказов писателя: рассказ-сценка, рассказ-анекдот. Проза Шукшина характеризуется исследователем как функционирующая динамическая целостность [16].

В диссертационной работе Л. Лицзюнь «Герой рассказов В. Шукшина как национальная языковая личность» отмечается, что специфика художественного метода В.М. Шукшина заключается в том, что личность его персонажа раскрывается с помощью речевого поведения, которое проявляется

в диалогах героев. Автор анализирует прямую речь героев в составе диалогов, что позволяет выявить их личностные характеристики и особенности национального характера [17].

В работе Л.В. Сериковой «Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина системное лексико-семантическое моделирование» выделяются три сферы описания портрета персонажа: «внутренний человек, внешний человек, медиальный человек». На основании подробного исследования портретных характеристик персонажей, автор делает следующий вывод: «Особенностью портретной характеристики в произведениях Шукшина является наделение их функцией основной связи между внешним (физическим) и внутренним человеком, где поток информации извне и вовне находится в состоянии гармонического равновесия; связь, идущая по каналу зрительного восприятия (глаза), между физическим и внутренним человеком оказывается теснее, чем между прилегающими друг к другу сферами внутреннего человека; притяжение к своему полю самых разных полей внешнего (физического), медиального и внутреннего человека» [18].

В исследовании Г.Г. Хисамовой «Диалог как компонент художественного текста» раскрывается функциональная сущность диалога. По мнению автора данной работы, диалог в рассказах В.М. Шукшина играет главную композиционную роль, выступает в качестве средства выражения взглядов писателя на личность персонажа, которая проявляется в речевом общении. Автор также подчеркивает схожесть рассказов В.М. Шукшина с инсценировками, в которых минимально количество авторской речи и преобладает диалог [10].

Отдельного внимания в истории изучения языка В.М. Шукшина заслуживает лексикографическое описание его творчества. В статье «Шукшинская лексикография» Л.И. Шелепова приводит типологию словарей, отражающих специфику лексического состава произведений В.М. Шукшина. Это энциклопедические словари: «Энциклопедический словарь-справочник» (научный редактор

A.А. Чувакин), «Шукшинская энциклопедия» (главный редактор С.М. Козлова); толковые словари: «Словарь фразеологизмов в произведениях В.М. Шукшина» (А.Д. Соловьева), «Словарь языка рассказов В.М. Шукшина» (Т.Ф. Байрамова, В.П. Никишаева), «Словарь диалектизмов в произведениях

B.М. Шукшина» (И.А. Воробьева); лингвокультурологический «Словарь языка В.М. Шукшина» (В.С. Елистратов) [19, с. 94-95]. Однако, несмотря на представленное разнообразие словарей, язык произведений В.М. Шукшина изучен не полностью, что открывает широкие перспективы для дальнейшего исследования его творчества.

Большое внимание современные исследователи шукшинского наследия уделяли связи его с «народными корнями». С. Мари в работе «Народнопоэтические основы прозы В.М. Шукшина: повесть, рассказ, сказка» рассматривает, каким образом традиции русской народной сказки отразились в театральных повестях писателя [20]. И.В. Бобровская в исследовании «Агиографическая традиция в творчестве В.М. Шукшина» рассматривает творчество писателя в аспекте житийных традиций, раскрывает глубинные подтексты его произведений [21]. В.К. Сигов в работе «Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В.М. Шукшина» так охарактеризовал особенность творческой манеры писателя: «мысль народная» является важнейшим вопросом для Шукшина всегда, рассказывает ли он о жизни семьи, о судьбе ищущего волю и праздник человека, о трагедиях разрушения и трудностях духовного возрождения, пишет ли он рассказ, сценарий или сказку... Даже в самом способе осмысления национально-философской проблематики Шукшин народен» [22, с. 15]. В.И. Коробов проводит аналогию между творчеством В.М. Шукшина и произведениями великих русских классиков. «Но более всего, быть может, сближает Шукшина с Достоевским и Толстым (повторяем: не о «масштабах» сейчас речь, а о направлении творческих исканий), а также с некоторыми другими великими русскими писателями то, что и он сумел стать поистине народным художником, то есть глубоко постигшим тайну национальности родного народа» [23, с. 176]. Н.И. Стопченко в работе «Художественное наследие В.М. Шукшина в диалоге России с зарубежными культурами подчеркивает: «Шукшин - крупное закономерное явление отечественной и мировой культуры, чьи редкостное мастерство и гражданская ответственность предстают мощным воплощением творческих сил русского народа» [24, с. 25]. Таким образом, современная лингвистика акцентирует свое внимание не только на стиле писателя, но и на особенностях его языковой личности, выражающихся в особом воспроизведении картины мира.

Внимание исследователей привлекает и ономастикон В.М.Шукшина. Так, в исследовании Л.И. Зубковой «Русское имя второй половины XX века в лингвокультурологическом аспекте (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина и В. Шукшина)» рассматриваются особен-

ности ономастикона писателя [25]. Исследователь применяет лингвокультурологический подход к изучению русских антропонимов, выявляет специфику антропонимической коннотации через синхронический срез, показывает диапазон актуализируемых в контексте эмоционально-оценочных и экспрессивных коннотаций не только у суффиксальных и стилистически маркированных форм имен, но и у полных имен.

Л.Т. Бодрова, подчеркивает: «выбор имени (реально-бытового и одновременно условно-литературного) и точное «попадание» в суть характера через яркую языковую формулу задает тон повествованию, делает ключевым ядро характера» [14, с. 25]. Ряд статей посвящен изучению антропонимов в рассказах и повестях писателя: «Функционирование антропонимов в повести-сказке В.М.Шукшина «До третьих петухов» [26]; «Художественное значение антропонима в рассказе В.М. Шукшина «Алеша Бесконвойный»[27]; «Антропонимическое поле рассказов В.М. Шукшина» [28]. В этих работах большое внимание уделяется содержанию ономастических терминов, рассматриваются функции антропонимов, их организация, способы семантизации, дается подробный анализ антропонимических категорий. Подчеркивается художественная значимость антропонимов и их роль в раскрытии образов героев.

Как видим, творческое наследие В.М. Шукшина, вызывая интерес у исследователей, изучается в разных аспектах. Однако, на наш взгляд, наименее изученным является ономастическое пространство художественных текстов писателя, начатое в том числе в нашей работе «Женские имена в прозе Василия Шукшина» [29], в связи с чем видится перспективным проведение комплексного анализа шукшинской ономастики и образной лексики, выступающей в номинативной функции.

Библиографический список

1. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М.: Высш. шк., 1986. 96 с.

2. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М.: Современник, 1991. 524 с.

3. Сигов В.К. Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В.М. Шукшина: дисс. ... доктора филол. наук. М., 2000. 370 с.

4. Чувакин А.А. Язык В.М. Шукшина в энциклопедическом словаре-справочнике его творчества // Известия Алтайского государственного университета. 1999. Вып. 4. С. 85-93.

5. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. М.: Просвещение, 1993. 127 с.

6. Салагаева Л.Л. Народно-разговорная основа языка прозы В.М. Шукшина: дисс. ... канд. филол. наук. Алма-Ата, 1983. 195 с.

7. Папава Е.И. Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина: дисс. ... канд. филол. наук. М., 1983. 199 с.

8. Василевская Л.И. Типы речи и композиционно-речевые приемы в рассказах В.М. Шукшина // Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. Барнаул, 1994. С. 79-98.

9. Пономаренко Л.А. Зоосемная лексика в рассказах В. Шукшина // Язык и стиль прозы В.М. Шукшина. Барнаул, 1991. С. 91-98.

10. Хисамова Г.Г. Диалог как компонент художественного текста (на материале художественной прозы В.М. Шукшина). М.: МПГУ, 2007. 349 с.

11. Качесова И.Ю. Синтаксическая композиция текстов рассказов и киносценариев В.М. Шукшина: трансформационный аспект: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 159 с.

12. Левашова О.Г. Шукшинский герой и традиции русской литературы XIX в.: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой: дисс. ... доктора филол. наук. Барнаул, 2003. 315 с.

13. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1992. 180 с.

14. Бодрова Л.Т. Малая проза В.М. Шукшина в контексте современности. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. 372 с.

15. Куляпин А.И. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи. М.: Языки славянской культуры, 2013. 239 с.

16. Кукуева Г.В. Рассказы В.М. Шукшина: лингвотипологическое исследование. Барнаул: БГПУ, 2008.

284 с.

17. Лю Лицзюнь. Герой рассказов В. Шукшина как национальная языковая личность: дисс. ... канд. фи-лол. наук. СПб., 2009. 208 c.

18. Серикова Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование: дисс. ... канд. филол. наук. Бийск, 2004. 153 с.

19. Шелепова Л.И. Шукшинская лексикография // Вопросы лексикографии. 2014. Вып. 2. С. 94-105.

20. Сэо Мари. Народнопоэтические основы прозы В.М. Шукшина: Повесть, рассказ, сказка: дисс. . канд. филол. наук. М., 2002. 208 с.

21. Бобровская И.В. Агиографическая традиция в творчестве В.М. Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2004. 205 с.

22. Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина: концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-центр, 1999. 302 с.

23. Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. М.: Молодая гвардия, 2009. 420 с.

24. Стопченко Н.И. Художественное наследие В.М. Шукшина в диалоге России с зарубежными культурами: автореферат дис. ... доктора культурологии. Краснодар, 2006. 50 с.

25. Зубкова Л.И. Русское имя второй половины XX века в лингвокультурологическом аспекте (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, B. Распутина и В. Шукшина). Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. 412 с.

26. Фролова Е.А. Функционирование антропонимов в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов» // Ономастика Поволжья. 2017. С. 478-483.

27. Никольская Т.Е. Художественное значение антропонима в рассказе В.М. Шукшина «Алеша Бесконвойный» // Вестник литературного института А.М. Горького. 2004. Выпуск 1. С. 54-61.

28. Васикова С.М. Антропонимическое поле рассказов В.М. Шукшина // Вестник ВЭГУ. 2009. Вып. 3. С. 144-149.

29. Карташова Е.Н. Женские имена в прозе Василия Шукшина // Русская речь. 2017. Вып. 2. С. 103-106.

References

1. Apukhtina V.A. V. Shukshin's proze. Moscow, 1986. 96 с.

2. Kozhinov V.V. Contemplations on Russian literature. Moscow, 1991. 524 p.

3. Sigov V.K. The problem of national character and national destiny in V.M. Shukshin's prose: thesis. Doctor of Philology. Moscow, 2000. 370 p.

4. Chuvakin A.A. V.M. Shukshin's language in the encyclopedic reference vocabulary of his creativity // The Bulletin of Altai State University. 1999. Iss. 4. P. 85-93.

5. Gorn V.F. Vasily Shuksin: Sketches to the portrait. Moscow, 1993. 127 p.

6. Salagaeva L.L. Popular and spoken basement of the language of V.M. Shukshin's prose: thesis. PhD in Philology. Alma-Ata, 1983. 195 p.

7. Papava E.I. Compositional and verbal organization of V. Shukshin's stories: thesis. PhD in Philology. Мoscow, 1983. 199 p.

8. Vasilevskaya L.I. Types of speech and compositional and verbal methods in V.M. Shukshin's stories // V.M. Shukshin's creativity. Poetics. Style. Language. Barnaul, 1994. P. 79-98.

9. Ponomarenko L.A. Lexis of zoological semantics in V. Shukshin's stories // Language and style of V.M. Shukshin's prose. Barnaul, 1991. P. 91-98.

10. Hisamova G.G. Dialogue as a component of fiction text (based on V.M. Shukshin's prose). Moscow, 2007.

349 p.

11. Kachesova I.Y. Syntactic structure of V.M. Shukshin's stories and scripts: transformational aspect: thesis. PhD in Philology. Barnaul, 1998. 159 p.

12. Leashova L.G. Shukshin's hero and traditions of Russian literature of the 19th cent.: F.M. Dostoevsky and L.N. Tolstoy: thesis. Doctor of Philology. Barnaul, 2003. 315 p.

13. Kozlova S.M. Poetic of V.M. Shukshin's stories. Barnaul, 1992. 180 p.

14. Bodrova L.T. V.M. Shukshin's short prose in the contemporary context. Chelyabinsk, 2011. 372 p.

15. Kulyapin A.I. Mythology of Soviet everyday life in literature and culture of Stalin's epoch. Moscow, 2013.

239 p.

16. Kukueva G.V. V.M. Shukshin's stories: lingual and typological research. Barnaul, 2008. 284 p.

17. Lu Litzyun. The hero of V. Shukshin's stories as a national language person: thesis. PhD in Philology. St.-Petersburg, 2009. 208 р.

18. Serikova L.V. The portrait of the character in V.M. Shukshin's prose: systematic lexical and semantic modeling: thesis. PhD in Philology. Bijsk, 2004. 153 p.

19. Shelepova L.I. Shukshin's lexicography // The issues of lexicography. 2014. Iss. 2. P. 94-105.

20. Seo Mari. Folklore and poetic basement of V.M. Shukshin's prose: story, short story, fairy tale: thesis. PhD in Philology. Moscow, 2002. 208 p.

21. Bobrovskaya I.V. Hagiographic tradition in V.M. Shukshin's creativity: thesis. PhD in Philology. Barnaul, 2004. 205 p.

22. Sigov V.K. Russian idea of V.M. Shukshin: conception of national character and national destiny in his prose. Moscow, 1999. 302 p.

23. Korobov V.I. Vasily Shukshin: the word of a prophet. Moscow, 2009. 420 p.

24. Stopchenko N.I. Artistic heritage of V.M. Shukshin in the dialogue between Russia and foreign cultures: abstract . Doctor of culture studies. Krasnodar, 2006. 50 p.

25. Zubkova L.I. Russian name if the second half of the 20th cent. in lingual and cultural aspects (on pieces by F. Abramov, V. Astafiev, V. Rasputin and V. Shukshin). Voronezh, 2008. 412 p.

26. Frolova E.A. Functioning of proper names in the fairy story "Till late in the morning" // Onomastics of Volga region. 2017. P. 478-483.

27. Nikolskaya T.E. Artistic meaning of the proper name in V.M. Shukshin's story "Alesha the Non-binary" // The bulletin of literature institution named after A.M. Gorky. 2004. Iss. 1. P. 54-61.

28. Vasikova S.M. Anthroponymic field of V.M. Shukshin's stories // The bulletin of VESU. 2009. Iss. 3. P. 144-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Kartashova E.N. Female names in Vasily Shukshin's prose // Russian speech. 2017. Iss. 2. P. 103-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.