С. 64. - Режим доступа: http://lib.babr.ru/index.php?book=869.html (дата обращения: 26.05.2015).
10. Малахов В. «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. - М.: Модест Колеров и «Дом интеллектуальной книги», 2001. - 176 с.
11. Ритуальное пространство культуры. - СПб., 2001. - С. 214-217.
12. Соколовский С.В. Права меньшинств: Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. - М.: Московский Общественный Научный Фонд, 1997. - 217 с.
ТВОРЧЕСТВО МАЙКЛА ДЖЕКСОНА КАК ЯРКИЙ ПРИМЕР УСПЕШНОСТИ В СФЕРЕ ПОП-МУЗЫКИ
© Филозова А.А.*, Корсакова И.А.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
В статье проводится анализ феномена успешности Майкла Джексона как современной поп-звезды, выявляются некоторые особенности творчества известного артиста и факторы влияния на его состоявшуюся успешность.
Ключевые слова шоу-бизнес, поп-музыка, феномен успешности, артист, личность, творчество.
Феномен успеха в современном мире оказывает влияние на каждого человека: если успех в каком-то деле не достигнут, рушатся другие цели, желания теряют свою необходимость, ценности меняются местами, наступает состояние фрустрации.
Феномен успешности в сфере шоу-бизнеса, а точнее, в поп-музыке связан с несколькими устойчивыми факторам, которые в совокупности и оказывают свое воздействие на формирование успеха. Говоря обобщенно, поп-музыка породила такое явление, как поп-звезды - личности, чья жизнь привлекает внимание прессы вне связи с их музыкальной деятельностью. Поэтому в поп-музыке популярность зависит не только от способностей исполнителя и композитора, но и таких не связанных с музыкой факторов, как внешность, сексуальная привлекательность, репутация, освещение прессой.
Искусству поп-музыки свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Как правило, чтобы быть успешным в этой сфере, недостаточно обладать определенным складом ума, характером и навыками. Огромное значение имеет также умение соблюдать этические нормы (на них также указывает и О.И. Еф-
* Студент 4 курса (направление подготовки «Народная художественная культура»).
* Доцент кафедры Социологии и философии культуры.
ремова [1] относительно общего успеха) - они являются неотъемлемой частью профессионализма продюсера и играют немаловажную роль в деловой практике.
Что касается критериев оценки успешности поп-певца, то они совпадают с условиями ее складывания. Чем интереснее и детальнее продуман имидж и его модификации, тем выше оценка успешности артиста, идущая от публики. Учет социальных норм является критерием оценки всякой успешности, на что указывает О.В. Михайлова [2]. Поэтому важнее, когда певец адекватен и уверен в себе, спокоен и социально открыт - в этом случае его личностная успешность оценивается высоко, что влияет и на успешность выстраивания карьеры. Хакамада И. [3] указывает на такие критерии оценки успешности, как активность человека и его внутреннее лидерство.
И возможности формирования успеха в поп-музыке, и его условия складывания, и критерии оценки представляют собой определенный набор аспектов, совокупный анализ которых и составляет сущность истинного феномена успешности современного артиста. В целом, успешность поп-певца оценивается по уровню его востребованности, количеству проведенных концертов и наполняемости зала, количеству частных приглашений и посещений светских мероприятий высокого класса, куда также нужно официальное приглашение. К условиям складывания успешности в сфере поп-музыки относятся: стиль и общий внешний вид, вокальные и творческие данные, активность и лидерство, соблюдение этических норм.
Проиллюстрируем условия складывания успешности и критерии оценки состоявшегося успеха поп-звезды на примере творчества Майкла Джексона.
Майкл, сформировав свое имя к 20 годам, внес огромный вклад в современную поп-музыку. Он был новатором, ярчайшим представителем поп-культуры второй половины ХХ века; даже сегодня титул «короля поп-музыки» принадлежит Джексону - «корона» не перешла к другому наследнику. Майкл учился у лучших, и, чтобы стать лучшим, он интересовался абсолютно всем: живописью, кино, театром, литературой с целью постоянного поиска оригинальных тональностей и нотных композиций, новых движений и танцевальных шагов. Он был очень начитан и внимателен к каждому эпизоду своей жизни - обладая высокой степенью саморефлексии, он понимал, когда проигрывает и по какой причине и, напротив, относился к успеху совершенно спокойно и свободно. Главная борьба, которую он вел в особый, наиболее тяжелый период своей жизни, не была связана со студиями звукозаписи или выступлениями - это была борьба с зеркалом, поскольку Майкл очень тяжело переживал подростковые перемены во внешности. Единственным спасением была сцена - там он оставался веселым и энергичным, а когда «занавес опускался», Майкл сразу менялся, превращаясь в замкнутого и часто плачущего подростка. Путь любого артиста до звезды шоу-бизнеса невероятно сложен - немногим удается попасть на «вершину», большинст-
во остается неизвестными. Однако гораздо сложнее, добившись успеха, удержать его и пронести через десятилетия. Майкл же был востребован и популярен практически на протяжении всей своей карьеры - с 9 до 50 лет.
Успешность Майкла была обусловлена прежде всего его творчеством, силой воли и желанием добиться поставленной цели. 7 февраля 1984 года Thriller был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый альбом за всю историю поп-музыки.
К влиятельным факторам на складывание успешности поп-звезды исследователи относят внешний вид и общий имидж артиста, на что мы указывали в первой главе. Интересный, запоминающийся внешний вид музыканта становится условием его успеха на сцене - среди поклонников, фанатов, публики в целом (телезрителей, исследователей современного искусства). Джексону удалось найти такой образ - полностью соответствующий стилю его песен, созданному пространству музыкальных композиций и звуков. Шляпа с небольшими полями, контрастирующая с ней белая футболка и узкие брюки с туфлями на тонкой, гнущейся подошве - это и был наиболее яркий образ Майкла, в котором он и чувствовал себя комфортно, и который как нельзя лучше отражал особенности голоса Джексона и его талант танцора. Наклоненная голова в шляпе, согнутые в коленях ноги, а затем резкое выпрямление всего тела и откидывание руки в сторону - все эти движения должны были выполняться именно в таком наряде. Достаточно часто Майкл надевал пиджак поверх футболки или рубашки - сшитый из блестящей ткани, он выгодно подчеркивал балетную фигуру Джексона и служил декоративной деталью, своего рода воплощением бурлеска, которого, к слову, в большом количестве ни на выступлениях, ни в клипах певца не применялось.
Джексон не был счастлив в личной жизни, хотя у него было все: огромные деньги, бешеная популярность, но Майкл был одним из самых одиноких людей на планете. Самыми близкими друзьями для Майкла стали дети и животные - как он говорил, «Дети не предавали, не обманывали и не подводили меня. А взрослые - подводили. Взрослые и весь мир подвели... Я пытаюсь подражать и следовать Иисусу, потому как он завещал любить детей, быть такими же чистыми и невинными как дети, смотреть на мир глазами детей и видеть волшебство во всем, что нас окружает» [5]. Именно поэтому в своих песнях Майкл призывает творить добро, не убивать, любить природу и детей. Одной из важных особенностей его творчества стало отражение в каждой песне личностных черт, психологических качеств и специфики мировоззрения. Думается, смысл песней Майкл брал из своих ценностных установок и мировосприятия - именно поэтому его творчество отличалось эмоциональностью и необычностью.
Несмотря на то, что Майклу так и не удалось воссоздать свой грандиозный успех, он всегда был востребован, и его появление вызывало огромный ажиотаж везде, в каждом уголке земного шара. «В наше время в игру вклю-
чилось столько всяких факторов, не связанных с музыкой, и тем не менее совершенствовать свой талант можешь только ты; вложи в песню душу, сосредоточься на словах, прочувствуй то, о чем поешь, пой всем сердцем!» [5] говорил американский соул-певец и композитор Стиви Уандер.
Как уже отмечалось ранее, Майкл пел всем сердцем с ранних лет, и именно это отличает его сегодня от многих поп-звезд. Еще до того, как он стал величайшей звездой всех времен, он покорял публику именно за счет своего пения, эмоциональности и абсолютной творческой открытости. Стинг верно отмечал: «Некоторые считают, что через фабрику звезд можно попасть в звезды, но если это не сопровождается духовным усилием, такой успех точно долго не продлится. Это ничто!» [4]. И его высказывание очень точно характеризует сегодняшний шоу-бизнес. В работе настоящих музыкантов всегда есть духовная составляющая, которая не связана с материальным успехом, и Джексону удалось открыть для себя этот аспект и поставить его значительно выше финансовой успешности.
Успешность артиста, как мы уже упоминали, часто оценивается по количеству и высоте его наград - отсутствие их все же говорит о неизвестности или о невостребованности. Достижения Джексона - одного из немногих музыкантов, дважды введенных в Зал славы рок-н-ролла (в составе коллектива Jackson 5 и как сольного артиста), - включают в себя ряд рекордов в Книге рекордов Гиннесса, звание «Самого успешного артиста всех времен», 15 премий «Грэмми», 14 хитов в США и продажи 800 миллионов записей. Еще при жизни Майкла Джексона люди, с подачи Элизабет Тейлор, неофициально называли его «Королем поп-музыки», но это звание так сильно прижилось к Джексону, что музыкальное общество признало его таковым официально.
В мае 2014 года вышел второй посмертный студийный альбом Майкла, Xscape. Этот альбом состоял из 8 песен, причем одна из них, сингл Love Never Felt So Good, была сделана в двух вариантах: сольный и дуэт с Джа-стином Тимберлейком (на второй вариант был снят клип). 18 мая 2014 года, на церемонии Billboard, выступило иллюзорное изображение Джексона, созданное с помощью технологии «Призрак Пеппера» (хотя большинство для удобства предпочитают называть его голограммой), «исполнив» песню с альбома «Slave To The Rhythm». Реакция фанатов была смешанной, многие полагают, что на самом деле был использован двойник.
Делая вывод, добавим, что успешность Майкла Джексона была связана исключительно с его особенностями творчества - пиар-компании в то время не были столь влиятельными и масштабными, в большей степени ценилось умение петь и выглядеть необычно. Особая тональность Джексона и его выразительная хореография повлияли на успешность именно в том варианте, в котором и должен складываться любой успех артиста.
Список литературы:
1. Ефремова О.И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах. - М.: Гардарика, 1999. -С. 321-325.
2. Михайлова О.В. Пролегомены к определению понятия «успех» // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 301. - С. 43-46.
3. Хакамада И. Succes [успех] в Большом городе. - М.: ACT; СПб.: Аст-рель-СПб, 2008. - 189 с.
4. Campbell L.D. Michael Jackson: The King of Pop. - Branden Books, 1993. - 391 p.
5. Jel D. Lewis Jones. Michael Jackson, the King of Pop: The Big Picture -The Music! The Man! The Legend! The Interviews: An Anthology. - Amber Books Publishing, 2005. - 321 p.