Научная статья на тему 'Феномен музыкальных лейблов в современной России'

Феномен музыкальных лейблов в современной России Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
766
90
Поделиться

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Суханов Вячеслав Владимирович

Youth musical art more than ever demands attention now, development and accurate regulation of economic mutual relations between musical collectives and organizers, between organizers and concert platforms. The musical market is full of things corrupting consciousness of youth, having established accurate rules of mutual relations, our country can leave cultural crisis and be engaged not in «punching of the paid hits», but musical art.

Phenomenon of musical labels in modern Russia

Youth musical art more than ever demands attention now, development and accurate regulation of economic mutual relations between musical collectives and organizers, between organizers and concert platforms. The musical market is full of things corrupting consciousness of youth, having established accurate rules of mutual relations, our country can leave cultural crisis and be engaged not in «punching of the paid hits», but musical art.

Текст научной работы на тему «Феномен музыкальных лейблов в современной России»

УДК 78:65.01

В. В. Суханов

Феномен музыкальных лейблов в современной России

В настоящее время молодежное музыкальное искусство как никогда требует внимания, развития и четкого регулирования экономических взаимоотношений между музыкальными коллективами и организаторами, между организаторами и концертными площадками. Музыкальный рынок полон вещей, развращающих сознание молодежи. Установив четкие правила взаимоотношений, наша страна сможет выйти из культурного кризиса и заняться не «штамповкой проплаченных хитов», а музыкальным искусством.

Ключевые слова: музыка, лейбл, бренд, клуб, социализация, технологии, музыкальная культура, арт-менеджмент, бизнес

Vyacheslav V. Sukhanov Phenomenon of musical labels in modern Russia

Youth musical art more than ever demands attention now, development and accurate regulation of economic mutual relations between musical collectives and organizers, between organizers and concert platforms. The musical market is full of things corrupting consciousness of youth, having established accurate rules of mutual relations, our country can leave cultural crisis and be engaged not in «punching of the paid hits», but musical art.

Keywords: music, a label, a brand, club, socialization, technologies, musical culture, art management, business

Музыка как готовый продукт, как следствие работы конкретных специалистов в сфере рекламы и звукозаписи является одним из основных инструментов влияния на массы. Каждый музыкальный коллектив вне зависимости от своего опыта и возраста несет в своих песнях определенный смысл, большое значение имеет контроль того, что именно доносит музыкант. Во всем мире существует множество музыкальных лейблов, у каждого своя структура и политика, своя музыкальная стилистика и база. На территории России также действует множество независимых некоммерческих организации. Рынок перенасыщен при отсутствии специалистов, что само по себе парадоксально. Деятельность арт-директоров сводится к администрированию клубом, а деятельность музыкантов неспособна приносить им прибыль. Данная ситуация наблюдается в сфере организации молодежных мероприятий именно из-за отсутствия профессионалов как широкого, так и узкого профиля. А самое важное в музыке, как и в любом производстве, - качество самого продукта, ведь именно качественный музыкальный продукт благоприятно влияет на сознание человека, на процессы социализации молодежи. А так как молодежная музыка делается музыкальными лейблами, представляется важным проведение исследования развития музыкальных лейблов на территории России.

Современная культура зависит от научно-технологического прогресса, который мы наблюдаем постоянно с развитием новейших

технологий в сфере кино и телевидения, изобразительного искусства, архитектуры и музыки. Основной особенностью современной культуры является ее массовость, вот что по этому поводу в своей публикации «Социализация творческого человека в условиях глобализации» пишет М. Кирьянов: «Культура в рамках глобализационных процессов становится объектом как поверхностных, так и глубинных изменений. Главным акцентом влияния является трансформация самобытности народов... Современная культурная ситуация предполагает некую провокационность. Многие художники, режиссеры, писатели и другие представители творческой плеяды основополагают провокацию как основной инструмент продвижения. Она стала своего рода массовой потребностью. Конечно, большую роль в этом сыграла и реклама, возведшая провокацию в культ»1. Таким образом, становится ясно, что музыкальное искусство, являясь неотъемлемой частью мировой культуры, так же поддалось влиянию глобализации, индустриализации и коммерциализации.

Современная музыкальная индустрия -постоянно развивающаяся отрасль искусства. Проанализировав и сравнив два основных музыкальных рынка: русскоязычный и англоязычный, - можно сделать вывод, что в настоящее время именно музыкальные лейблы, с их структурой управления и процессами создания музыкальных продуктов, являются создателями современного звучания и законодателями модных тенденций в сфере музыки.

Основная задача лейбла в контексте современности - выявить наиболее успешных и талантливых, по признанию людей, исполнителей и продолжить работу по промоушену. Чтобы развивать лейбл, прежде всего, нужен хороший материал (аудиозапись), с которым можно оперировать: распределять по радиостанциям, инвесторам, потенциальным клиентам.

Важно отметить то, что ни один лейбл не будет работать с музыкантом «с нуля», всегда опытный продюсер выберет артиста, который обладает харизмой, умеет двигаться на сцене, имеет достаточный концертный опыт.

Обязательным условием успешного существования и функционирования бренда является соблюдение общего фирменного стиля -визуального и смыслового единства образа организации. Элементами фирменного стиля являются: название продукта, объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие организации фирменные цвета, слоган, стиль и цвета одежды сотрудников компании, логотип (от др. греч. Лоуо^ - «слово» + типо^ - «отпечаток») - оригинальное начертание полного или сокращенного наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака, а товарный знак2, в свою очередь, является обозначением (словесным, изобразительным, комбинированным или иным), служащим для индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Существует статья И. М. Мартынова в рамках философского исследования «Российская массовая культура конца XX в.: материалы круглого стола, 4 декабря 2001 г., Санкт-Петербург»3, в которой приведены определенные рассуждения о развитии музыкального искусства: «XX столетие начиналось пиком популярности вальсов И. Штрауса-сына, возникновением импрессионизма в музыке как элитарного направления (или эксклюзива, если обозначать новым словом) и возникновением такого явления как С. С. Прокофьев. Спустя десятилетия загадочные явления стали разгаданными (можно хотя бы на это надеяться), а вальсы в исполнении пожарных с привокзальных скверов переместились на стадионы в новом жанровом качестве и с иными исполнителями, принесшими не только новые ритмы, но и понятие „фанера"»4.

Рынок русскоязычной популярной музыки начал развиваться вместе с увеличением влияния России (СССР) на мировой арене. Российская музыка получила распространение в славянских регионах (Польша, Чехия, Словакия, бывшая Югославия и Болгария, но также в Венгрии, Китае, на Кубе). Безусловным центром

создания русскоязычной поп-музыки до сих пор является Москва и, в меньшей степени, Санкт-Петербург. Россия была и продолжает оставаться главным производителем и потребителем мировой русскоязычной музыки, спрос на которую по-прежнему высок на Украине и в Беларуси. К достаточно значимым региональным центрам современной русскоязычной поп-музыки относятся, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, отчасти Киев (Украина), который также ориентирован на русскоязычный рынок.

Конец 1990-х и начало 2000-х гг. ознаменовались значительным усилением американской музыки (под влиянием глобальных корпораций), российские исполнители заимствовали опыт зарубежных артистов, методики работы, именно в девяностые образовывались первые российские рекод-лейблы (рекорд-студии), такие как «Кап Кан», ДДТ Records и другие.

Смена политического строя в нашей стране дала русскоязычной музыке возможность выхода на мировой рынок музыкальной продукции. Но, несмотря на полученную возможность, существовало и до сих пор существует несколько причин, которые мешают выходу российской продукции на мировой рынок. В начале XXI в. мировой рынок музыкальной продукции, в том числе и популярной культуры, оказался насыщен англоязычной продукцией, агрессивно проникавшей на рынки неанглоязычных стран, в частности развитых европейских. В начале 1970-х гг. София Ротару5 стала первой российской певицей, получившей приглашение и записавшей альбом на студии Sony BMG Music Entertainment6. Влияние музыкального телеканала MTV привело к вытеснению местной музыки во многих регионах и замене ее американской или англоязычной продукцией массового производства. В начале 1990-х гг. блоки клипов с логотипом MTV появились на «первой кнопке» российского телевидения. Отечественные меломаны впервые почувствовали себя частью мирового музыкального сообщества. Например, о группе Nirvana в России узнали одновременно с остальным миром (у нас показали переломный для шоу-индустрии клип «Smells Like Teen Spirit»). Затем наступили перебои с поставкой клипов на федеральные каналы, но клипами MTV стали исправно снабжать народ кабельщики. В апреле 1998 г. в Каннах председатель совета директоров MTV Networks Том Фрестон и президент BIZ Enterprises Борис Зосимов заявили о подписании пятилетнего лицензионного соглашения о вещании канала «MTV-Россия». Создатели канала заявили, что это будет полностью российский продукт, изготовленный местными талантами.

Феномен музыкальных лейблов в современной России

Поначалу Борису Зосимову удалось действительно найти людей, способных сочетать национальный колорит и юмор с духом оригинального МТУ Ведущий Василий Стрельников создал убедительный аналог интерактивного шоу Рэя Кукса. Ольга Шелест и Антон Камолов заставляли хохотать без остановки над их прямыми эфирами. Яна Чурикова возглавила антихит-парад «12 злобных зрителей». Переводчики MTV вложили неологизм «отстой» в уста актера Сергея Чонишвили, озвучивавшего Бивиса и Баттхеда.

Однако вскоре все изменилось. В 2002 г. Борис Зосимов продал свою долю в «МТУ-Россия» мажоритарному акционеру и владельцу брэнда МТУ американской компании Уіасот. С канала ушли Шелест, Камолов и Стрельников. Компанию возглавила американка Линда Дженсен, возлагавшая большие надежды на растущую популярность стиля R'n'B. Ее в 2005 г. сменил Леонид Юргелас, ранее занимавшийся на МТУ продажами и дистрибуцией. Российское МТУ стало работать в тесной связке с «Первым каналом», транслируя, например, эфиры «Фабрики звезд». Тенденция к увеличению числа немузыкальных программ на МТУ также не миновала российский филиал7.

Большую роль играет также публика на Западе, которая оказалась не готова воспринимать русскую речь, в ответ на что многие русскоязычные исполнители, такие как Дима Билан, Сергей Лазарев и другие, начали исполнять песни на иностранных языках.

Важно отметить, что, за редким исключением, переход песни на английский язык мало что меняет. Как правило, исполнитель не приобретает нового слушателя за рубежом, а только теряет русскоязычного.

Одной из главных особенностей российской музыкальной индустрии является широкое распространение гастролей8 и гастрольных концертов исполнителей по России и СНГ, что связано, с одной стороны, с огромными размерами страны, а другой - с тем, что из-за довольно распространенного пиратства прибыль от продажи компакт-дисков не достигает исполнителей.

Сравнивая российский и зарубежный музыкальные рынки, важно отметить, что альтернатива в Америке являлась мейнстримом (и до сих пор является одним из основных стилей музыки), в то время как в России данная культура долгое время, на протяжении десятилетия, находилась под фактическим запретом и не развивалась должным образом. Все изменилось в 2000-х гг., когда основные представители жанра «Психея» и «Аматори» вышли на такие площадки, как «Олимпийский» в Москве и ДС «Юбилейный»

в Санкт-Петербурге. Фактически данные достижения в популяризации стиля и его идентификации в современной культуре принадлежат самому известному альтернативному продюсеру и промоутеру Павлу Клинову. Однако хорошие кассовые сборы с концертов вскоре сменились падением интереса к альтернативной музыке в целом. Основной ошибкой, связанной с потерей влияния альтернативного стиля, опираясь на опыт одного из самых первых и узнаваемых по всей стране музыкального лейбла «Кап Кан» Records, является потеря контроля над музыкальным рынком и «внезапное» отсутствие кадров (управленцев в сфере культуры). Дефицит грамотных управленческих кадров порождает основной феномен российской альтернативной культуры - отсутствие мотивации к посещению концертов у целевых групп и самое главное -отсутствие мотивации к работе у музыкантов, а ведь именно постоянное совершенствование навыков игры в сочетании с правильным, качественным управлением дает результаты в музыкальной деятельности.

«На протяжении нескольких веков ценность музыки определялась тем, насколько она эффективна как сила культурного и нравственного самоутверждения человека, как форма конституирования сознания, что отражало по преимуществу образное, символическое значение искусства в системе культуры. Функционирование современной музыки как социально-культурного феномена привело к переосмыслению прежде всего ее коммуникативных функций»9.

Изучение современного музыкального рынка позволяет сделать вывод, что в настоящее время наметилась тенденция на национализацию творчества, выражается это, в первую очередь, в отказе молодых исполнителей от сочинительства песен на английском языке. Этот факт говорит о том, что творческие люди нашей страны ввиду политических, экономических и культурных факторов испытывают переоценку ценностей. В частности, навязанная «американизация» прекращается. Вторым значительным моментом в развитии музыкальной культуры России является активизация политически активных артистов, которые разделяют весьма конкретные убеждения со своими поклонниками. Данная тенденция наметилась в конце 2010 г. В работе «Социология культуры» Л. Г. Ионин отмечает, что «социальные изменения, получающие в основном культурную мотивацию, свидетельствуют о том, что культура прогрессирующим образом принимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития»10.

Развитие философской мысли, от определения культуры социальными процессами в сторону идеи обусловленности социальных явлений культурными, открывает новые возможности интерпретации феномена музыки в контексте современной культуры. В качестве культурного явления музыка способствует становлению конкретных форм социального общения.

Проект Всемирной программы действий11, касающейся молодежи, на третье тысячелетие, в качестве одной из приоритетных задач в сфере образования содержит задачу разработки каждым национальным правительством программы ознакомления молодых людей с культурным наследием своего общества, а также с культурой других стран, с тем чтобы содействовать пониманию молодыми людьми культурного разнообразия и стимулировать их участие в сохранении культурных ценностей. Социальный Совет ООН считает необходимым менять современную молодежную политику, ключевым направлением которой должен быть курс на социальное развитие молодежи, перестройка системы воспитания, направленная на формирование высших духовных ценностей12. На воспитание этих ценностей и должна быть направлена, в первую очередь, музыкальная культура как наиболее распространенная часть культуры общества.

Рассмотрение понятия лейбла и фирменного стиля, определение особенности их воздействия на потенциальных потребителей делают понятным, насколько важно их создание и развитие менеджмента в сфере организации, в современной России, так как именно музыкальный лейбл является связующим звеном между потребителями (целевой аудиторией) и творцами музыки (артистами). Чтобы развивать культурные ценности, отслеживать этическую составляющую искусства, целесообразно создать на базе Министерства культуры РФ первый в России мэйджор лэйбл, занимающийся подготовкой специалистов в музыкальном бизнесе, артистов и координирующий все музыкальное пространство русскоговорящих стран организационный совет.

Примечания

1 URL: http: // www. designmax. ru (дата обращения 01. 09. 2011).

2 Гражданский кодекс РФ. Ст. 1515: Ответственность за незаконное использование товарного знака; Кодекс об административных правонарушениях РФ. Ст. 14.10: Незаконное использование товарного знака; Уголовный кодекс РФ. Ст. 180: Незаконное использование товарного знака // Кодексы и Законы Российской Федерации: правовая навигац. система. URL: http: // www.zakonrf.info (дата обращения 05.12.2011).

3 Мартынов И. М. Музыкальная попса: из эпохи возрождения в будущее с промежуточной станцией «ХХ в.» // Российская массовая культура конца ХХ в.: материалы круглого стола, 4 дек. 2001 г. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. С. 115-118. URL: http: // anthropology. ru (дата обращения 01. 09. 2011).

4 Там же.

5 URL: http: // www. sofiarotaru. com (дата обращения 01. 09. 2011).

6 Sony BMG Music Entertainment, Inc. - результат создания совместного предприятия 50/50 между Sony Music Entertainment (дочернее предприятие Sony) и BMG Entertainment (дочернее предприятие BMG), произошедшего 5 августа 2004 г. Это одна из музыкальных компаний, которая входит в «Большую Четверку» и имеет права владения и распространения звукозаписывающих лейблов, таких как Arista Records, Columbia Records, Epic Records, J Records, RCA Victor Records, RCA Records, Legacy Recordings, Sonic Wave America, MCI и других.

7 BrandPedia - энциклопедия товарных знаков. URL: http: // www. brandpedia. ru (дата обращения 01. 09. 2011).

8 Гастрольно-концертная деятельность в области музыкального шоу-бизнеса - любая деятельность, связанная с проведением на концертной площадке концертнозрелищных мероприятий (согласно Федеральному закону «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса»).

9 Олейник М. А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре // Философия и общество. 2009. Вып. 1 (53). URL: http://www.socionauki.ru (дата обращения 13.01.2011).

10 Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996. С. 3.

11 Генеральная Ассамблея ООН. URL: http://www. un.org (дата обращения 15.12.2011).

12 Там же.