Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО КОНЦЕПТУАЛИСТА ВЛАДИМИРА ЖУКОВА: КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТВОРЧЕСТВО КОНЦЕПТУАЛИСТА ВЛАДИМИРА ЖУКОВА: КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. ЖУКОВ / СУРОВЫЙ СТИЛЬ / НОНКОНФОРМИЗМ / БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО / ПОСТМОДЕРНИЗМ / КОНЦЕПТУАЛИЗМ / ИНСТАЛЛЯЦИЯ / ПЕРФОРМАНС / СОЦ-АРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голынец Галина Владимировна

Статья посвящена творчеству уральского художника Владимира Георгиевича Жукова, творчество которого охватывает большой период 1960-2020-х годов. Известный в профессиональном сообществе собратьев по кисти и в искусствоведческой среде, участник многих выставок, он почти незнаком читателю. Мастер работает в разных материалах, в разных видах искусства, исходит из идеи, концепции образа, провоцируя зрителя на размышление. Переносит значения, играет смыслами, иронией, пользуется выразительными средствами метафорического языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE WORK OF THE CONCEPTUALIST VLADIMIR ZHUKOV: BRIEF NOTES ON THE MARGINS OF MODERN REGIONAL CULTURE

The article is devoted to the work of the Ural artist Vladimir Georgievich Zhukov, whose work covers a large period of the 1960s - 2020s. Well-known in the professional community of fellow artists and in the art criticism environment, a participant in many exhibitions, he is almost unknown to the reader. The master works with different materials, in different types of art, basing on the idea and the concept of an image, provoking the viewer to reflect upon it. He transfers meanings, plays with meanings, irony, and uses expressive means of metaphorical language.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО КОНЦЕПТУАЛИСТА ВЛАДИМИРА ЖУКОВА: КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0012 УДК 7.03

CREATIVE WORK OF THE CONCEPTUALIST VLADIMIR ZHUKOV: BRIEF NOTES ON THE MARGINS OF MODERN REGIONAL CULTURE

Golynets Galina Vladimirovna

Ural Federal University Ekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the work of the Ural artist Vladimir Georgievich Zhukov, whose work covers a large period of the 1960s - 2020s. Well-known in the professional community of fellow artists and in the art criticism environment, a participant in many exhibitions, he is almost unknown to the reader. The master works with different materials, in different types of art, basing on the idea and the concept of an image, provoking the viewer to reflect upon it. He transfers meanings, plays with meanings, irony, and uses expressive means of metaphorical language.

Keywords: severe style; nonconformism; non-objective art; postmodernism; conceptualism; installation; performance; social art.

Citation: Golynets, G. V. (2022). CREATIVE WORK OF THE CONCEPTUALIST VLADIMIR ZHUKOV: BRIEF NOTES ON THE MARGINS OF MODERN REGIONAL CULTURE. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 108-113.

Г. В. Голынец

Уральский федеральный университет Екатеринбург, Российская Федерация

ТВОРЧЕСТВО КОНЦЕПТУАЛИСТА ВЛАДИМИРА ЖУКОВА:

КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена творчеству уральского художника Владимира Георгиевича Жукова, творчество которого охватывает большой период 1960-2020-х годов. Известный в профессиональном сообществе собратьев по кисти и в искусствоведческой среде, участник многих выставок, он почти незнаком читателю. Мастер работает в разных материалах, в разных видах искусства, исходит из идеи, концепции образа, провоцируя зрителя на размышление. Переносит значения, играет смыслами, иронией, пользуется выразительными средствами метафорического языка.

Ключевые слова: В. Жуков; суровый стиль; нонконформизм; беспредметное искусство; постмодернизм; концептуализм; инсталляция; перформанс; соц-арт.

В. Г Жуков. Серия

«Стихоцветы». «Красное Красное Красное Опять красное Опять красное Да что же это такое? Ну сколько можно...» 1988. Холст, масло. 95x65

Музей-заповедник «Царицыно» (Москва)

V. G. Zhukov. The series "Stikhotsvety". "Red. Red. Red. Again, red. Again, red. What is it? Well,

as much as possible .. 1988. Oil on canvas. 95x65

Museum-Reserve "Tsaritsyno" (Moscow)

Екатеринбургский художник Владимир Георгиевич Жуков, один из наиболее интересных представителей современного концептуального искусства, всю жизнь живет и работает в Березовском, где и родился в 1941. Город-спутник к северо-востоку от уральской столицы является родиной промышленной золотодобычи России (ведется и по сей день), промысла драгоценных камней и самоцветов. Мастерская в Березовском оборудована Жуковым в начале 1990-х при старом крестьянском срубном доме, построенном дедом. Отец летчик-истребитель погиб в 1943...

В своем творчестве художник прошел трудный путь от оформителя в автообъединении «Гараж», лепщика кукол в местном кукольном театре, дизайнера торговой рекламы и шрифтовика, форматора в Свердловском художественном фонде до свободных творческих экспериментов. Хотя Владимир Жуков и утверждает, что не получил в свое время фундаментального образования, это не совсем верно. Он окончил Свердловское художественное училище № 42 (ныне Екатеринбургский колледж «Рифей») по программе «художник-камнерез» (1958-1961). Учился зоркому отношению к природному материалу у профессиональных носителей вековой традиции. После окончания служил в армии в Германии, в Вюнсдорфе (район города Цоссена в Бранденбурге) на протяжении трех лет (1961-1964).

Именно тогда, благодаря познавательным экскурсионным поездкам в музеи Германии, возможности видеть подлинные произведения европейского искусства, сравнивать эпохи и школы, Владимир решает посвятить себя творчеству. Художник сохранил в памяти случай, произошедший на выставке в Берлинском музее: он увидел абстрактную скульптуру, от которой до него через анфиладу зала словно доносился «музыкальный звон». Этим чудом оказалась композиция известного немецкого авангардиста Рудольфа Беллинга «Трезвучие» (БгеШап^ 1919). Владимир Георгиевич рассказывает, что потрясение от того, что он увидел то, что искал, испытанный восторг были так велики, что преобразили атмосферу вокруг, будто вибрирующую от звуков. И именно тогда утвердилось осознание пластической самоценности беспредметной, неизобразительной формы.

Однако это не было чем-то абсолютно невиданным: ведь камнерезная пластика провоцировала ассоциативность и условность выразительных средств, в которых художник уже работал. В 1959 году Жуков удостоился бронзовой медали на от-

крытой в июне выставке ВДНХ СССР за сувениры из самоцветов. Многократно растиражированные, они широко продавались в шестидесятых, и наиболее популярный среди них - «Уральская березка» (оникс, змеевик, гранит).

С середины 1960-х Владимир Жуков надолго задерживается в Художественном фонде СССР: с 1966 по 1986 годы выполняет госзаказы, оформляя здания и общественные интерьеры. Вскоре рутинное исполнительство начало тяготить, радовали лишь авторские эксперименты: «пространственная графика», где линия воплощалась в фактурной черной проволоке, и особенно - кованая металло-пластика (1977, 1980-е). Однако работа для государства давала заработок, собственную мастерскую и определенные социальные гарантии. Владимир Жуков, как и другие художники-нонконформисты, не приемлющие догм соцреализма, был вынужден искать компромисс между официальным искусством и свободным творчеством. Впрочем, этот компромисс был характерен и для левого крыла членов Союза художников, в который Жуков вступил в 1990.

Значительными произведениями «периода худфонда» стали монументальные рельефы «Музыка»

и «Летящая муза». Первый с искусно ритмически организованными вертикалями алюминиевых труб органа и криволинейными плоскостями гитар предназначался для эстрадной сцены ресторана «Космос». Отвергнутый, к сожалению, после худсовета высоким идеологическим начальством, он был, к счастью, размещен в танцевальном зале Магнитогорского металлургического комбината. Выразительный обобщенный барельеф «Летящая муза» на рифленом алюминиевом фасаде кинотеатра «Космос» с глубокой светотеневой моделировкой формы и далевой точкой зрения (скульпторы Владимир и Валентина Грачевы, чеканка Владимира Жукова, 1967) известен каждому жителю Свердловска-Екатеринбурга1. Здесь, как и в мозаике Бориса Тальберга «Человек освобожденный» на стене ДК «Урал» электромеханического завода (1968), нашел яркое воплощение суровый стиль эпохи шестидесятых.

В провинции суровый стиль вполне актуален еще и в семидесятых. Жуков открыл их барельефом «Полет» (1971, не сохр.). Абстрактная горизонтально вытянутая композиция из разномасштабных объемных конусов алюминия украшала фасад билетных касс «Аэрофлота» в Театральном переулке, 2, до 1984 года. Рельеф был укреплен на стене за одну ночь: именно столько времени было дано мастеру худсоветом, в котором отстаивал перед чиновниками право свободы творческого высказывания председатель Союза художников Владимир Чурсин.

После ухода из фонда в 1986 году наступает «творческий перерыв». Но это, скорее, видимое затишье, идет глубокая внутренняя работа. Перемены перестройки обещали новые возможности, менялись координаты искусства.

В 1987 в Свердловске состоялась первая неофициальная «выставка без жюри» «Сурикова, 31», открытая для всех стилей, традиций и умений, возвестившая прерогативу индивидуального выбора, свободу заимствования и самовыражения. Общемировая волна постмодернизма достигла Уральского хребта.

В 1988 состоялся Всесоюзный фестиваль неофициального искусства «Праздник искусства. Нарва-88» (Эстония), в котором Жуков принял участие композицией ленд-арта.

В этом же году в творческой группе на Сене-же продолжается работа над «Стихоцветами», соединившими буквенные строки со «строками» изобразительными: «Красный, красный, опять

В. Г. Жуков. Композиция. 2011.

Бумага, гуашь. 24x37

Собственность автора

V. G. Zhukov. Composition. 2011.

Paper, gouache. 24x37

Author's property

красный. Да что же это такое, ну сколько можно» (немного сократим авторское название).

С начала 1990-х годов Жуков много ездит, часто подолгу сотрудничает в Москве с Игорем Пчель-никовым и Ириной Лавровой, бывает в известных мастерских, весьма успешно продает в Швеции свои произведения - портреты, рисунки обнаженной натуры, живописные этюды, выставляется в Варшаве (1993). Несмотря на то, что ему в Польше предлагают остаться за рубежом, и даже появляется возможность получить галерею для своих работ, наш «березовский гений» каждый раз возвращается домой. Поездки в Швецию с выставками в Несшё, Ликселе, Арвоне, Стокгольме, старинном средневековом Линчёпинге, где он работал по несколько месяцев рядом с Владимиром Брылиным, «русским шведом» из Челябинска, продолжались вплоть до 2010 года. Многие произведения Жукова оказались в частных зарубежных собраниях. И не только возможность заработка давали европейские контакты, но и кругозор, новое отношение к миру. Замысел «Параллельных миров» (2009) возник в зимнем шведском пейзаже.

На протяжении практически всего творческого пути Владимир Жуков создавал концептуальные произведения, экспериментировал в различных направлениях постмодернизма: ленд-арте,

В. Г. Жуков. Триптих «Красная краска»: «Особо важный цвет», «Оборотная сторона красного цвета», «Ну, вот и кончилась красная краска!» 1985. Фанера, масло. 150x80

Собственность автора

V. G. Zhukov. Triptych "Red paint": "A particularly important color", "The reverse side of the red color", "Well, that's the end of the red paint!" 1985. Plywood, oil. 150x80

Author's property

В. Г. Жуков.

Бандероль.

Серия «Металло-

пластика». 1977.

ДВП, металл,

эмаль.

35x45

Местонахождение неизвестно

V. G. Zhukov. Parcel. The series "Metalloplastika". 1977. Fiberboard, metal, enamel. 35x45

Location unknown

перформансе, соприкасался с соц-артом, наделяя обычные предметы символической функцией («Кирпичи», 1980-е; «Золотое дно», 2010-е; «Уважаемый зритель, вы дошли до ручки», 2015). Ясно, что в художественном фонде заказы на подобные работы не принимали, и уж, конечно, они нигде не экспонировались, кроме подвалов, мастерских и квартир.

Знаковая для художника серия инсталляций «Металлопластика» (1977, 1980-е), в которой нашла отражение творческая позиция автора, впервые была выставлена в Доме архитекторов лишь в 1986 году, спустя практически десятилетие после создания.

Последовательно аппликативно наложенные на планшет куски покрашенного металла первых работ сменяются отгибами краев, углов («Открытие»), срединными разрывами, открывающими контрастные цвета нижележащих плоскостей («День шнурует ночь», «Женский торс между голубым и зеленым»), и, наконец, наслаиваются

трехмерными гнутыми рельефами с амплитудами разных высот («Одинаковое связано», «Композиция зеленое с белым на голубом»), комками проволоки, витками лент («Хаос», «Подарок Вене Степанову»); узкими листовыми пластинами громоздятся в цилиндрическом объеме («Труд»). Разноцветные «железные коллажи» (точнее алюминиевые, жестяные, медные) порой несут рельеф, достигающий почти трети метровой высоты.

Новаторский язык позволил Жукову выйти в иное метафорическое художественное пространство: за гранью реального бытия эмоциональное состояние передавалось условными выразительными средствами. Металлопластика проявляла светоносную природу цвета, «развеществляла» его. Цвет независимо пребывал в пространстве, появилась возможность его интерпретации. Например, многозначная радуга красного - цвет власти, и символ энергии, снимающей разрушительные начала, обыгрывается художником в разных аспектах («Открытие», «Раненое небо», «Портрет. Белое и красное», «Композиция с красным», «Черные мысли из красных линий»). Или голубого, радостного, и подавляющего синего («Рождение образа», «Отрицание норм»). Или желтого - цвета солнца, жизни и одновременно печали и ревности («Немного о желтой женщине», «Бандероль»).

Инсталляция «Пространственная графика» создавалась рядом с металлопластикой, противостоя ей минимализмом избранных средств: белые паспарту планшетов оформляют «извлеченную из плоскости линию, обретшую материальность черной проволоки» [3]. Молодое поколение зрителей не осталось равнодушным к шедеврам выставки 1986 г. в Доме архитектора: триптих «Портрет жены. Волосы. Профиль. Характер» и «Сушка линий» соединили живое чувство натуры с условностью моделируемой проволокой графической формы (все - начало 1980-х). Мэтры были озадачены.

Концептуальная серия «Время», задуманная в начале 2000-х (а может быть, и раньше, ведь поводом для новой темы часто становится впечатление от самого искусства, тема претворяется десятилетиями, поэтому так трудно датировать работы художника, существующие в авторских повторениях, обновляющих «бедные» материалы), вдохновленная возникшим тогда новым интересом к авангардным завоеваниям начала XX века, наследию Малевича, первоначально реализованная в эскизе на камнерезных мраморных плитках, в окончательном решении была экспонирована

только в 2021 году. Для художника было принципиально важно воспроизвести зримый образ этого явления: запечатлевая абстракт, не утратить художественно-образного начала. Пожалуй, эстетический критерий для Жукова - один из важнейших, поиск красоты формы определяет его творческую индивидуальность. Деревянные доски, фанера, мешковина, рейка, камни преображаются в руках художника, обретают в законченном произведении гармоническую соразмерность. Хотя сам он уверяет, что не всегда заботится о «сделанности».

Окрашенные монохромными эмалями равновеликие плоскости ДВП расположены в строгой композиционной последовательности - так восприятие во времени рождает зримый образ. Важен в первую очередь замысел. Читаем у теоретика концептуализма Сола Левитта: «Когда художник использует концептуальные формы искусства, то это означает, что всё спланировано и решено заранее, а исполнение - дело десятое. Идея становится машиной, которая и делает искусство» [4].

Говоря об идее, которая легла в основу серии «Время», сам автор объясняет ее парадоксальным образом: художник обращается к живому воображению, будто вспоминая момент рождения: «Когда я родился из темноты и только открыл глаза, то увидел солнце, голубое небо, белые облака... Тогда-то и почувствовал, как прекрасна эта жизнь. Но через некоторое время стало темнеть, наступила полная темнота, пришло чувство грусти и тревоги. Но снова день, и снова солнце, и снова радостью наполнилось тело. Видимо, день создала природа для того, чтобы мы радовались жизни, а ночь для того, чтобы не забывали, откуда мы родом»2.

Владимир Жуков размышляет вместе со зрителем и о том, что время - понятие философское:

человек его ощущает опосредованно. Серию «Время» можно условно разделить на две части: первые шесть произведений «День», «Ночь», «Полдень», «Полночь», «Вечер» и «Утро» посвящены космическому аспекту восприятия времени. Черный и белый здесь не случайны: помимо того, что данные пигменты являются ахроматическими, то есть выбивающимися из цветового круга, они к тому же буквально противоположны друг другу. К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении же яркости любой цвет стремится к белому. И, наконец, самое красноречивое: день и ночь, свет и тьма в белой и черной ипостасях, в вечном ритме noir et blanc предстают в веренице планшетов в неразрывном единстве.

Вторая часть серии - «Пасмурный день», «Солнечный день», «Праздничный день», «Прошедший день», «Сегодняшний день», «Завтрашний день» -пример социально-психологического восприятия феномена: и цвет, и «пустота» вводятся мастером как авторское прочтение определенных событий и явлений жизни.

Если «Пасмурный день» и «Солнечный день» возникают естественно-ассоциативно (серое небо, желтое солнце), то «Праздничный день» -«красный день календаря» - проявляется вполне четкой метафорой. Известно, что в культуре разных народов эмоциональное восприятие цвета различно и связано с традициями общества [6]. Красный цвет советским человеком ассоциируется с пионерским галстуком, флагом, праздничной демонстрацией, советской властью... Вспомним, что красному цвету посвящен этапный исторический триптих Жукова 1985 года «Красная кра-

В. Г. Жуков. Прогулка по радуге. Перформанс. 2020. ДВП, ДСП, дерево, рейка, эмаль. Коридор из планшетов (каждый - 200x80). Общая длина 16,8 м, ширина коридора 0,8 м.

Собственность автора

V. G. Zhukov. Walking on the rainbow. Performance. 2020. FIBERBOARD, chipboard, wood, rail, enamel. A corridor of tablets (each 200x80). The total length is 16.8 m, the width of the corridor is 0.8 m.

Author's property

В. Г. Жуков. Я, как истинный патриот родины, предлагаю нашему правительству, чтобы поднять экономику страны, выращивать доски. И сразу крашеные. 2016. Инсталляция. ДВП, доска, эмаль. 25x150x100

Собственность автора

V. G. Zhukov. I, as a true patriot of the motherland, suggest that our government, in order to boost the country's economy, grow boards. And immediately painted. 2016. Installation. Fiberboard, board, enamel. 25x150x100

Author's property

ска» («Особо важный цвет», «Оборотная сторона красного цвета», «Ну, вот и кончилась красная краска!»). Он возвращается к этому символу и в серии 2021 года «Время».

В «Прошедший день» и «Завтрашний день» художник включает «образ пустоты»: рама не содержит изображения. «Завтра» - это день, который еще не наступил, это неизвестность и пустота. То же самое происходит и с днем вчерашним, который никогда более не наступит, он прошел, его нет... «Сегодняшний день» - белый планшет - белый свет текущего времени, фланкируемый пустотами прошлого и будущего.

Примечания

1. Владимир Жуков: «Я чеканил металлическую скульптуру женщины на "Космосе" и оглох на три месяца». Художник свердловского андеграунда - о заработках в Швеции, оформлении ККТ «Космос» и современном искусстве. URL: https://www.the-village.ru/ weekend/art/380433-vladimir-zhukov (дата обращения: 14.02.2022).

2. Из архива художника. Записные книжки. г. Березовский.

Литература

1. Андреева, В.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. - Санкт-Петербург : Азбука-Классика, 2007. - 484 с.

2. Гройс, Б. Концептуализм - последнее авангардное движение // Художественный журнал. - Москва, 2008. - № 70. - URL: http://moscowartmagazine.com/issue/22/ article/348 (дата обращения 14.02.2022).

3. Жуков, В.Г. Оказиаль-арт Владимира Жукова // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве: история и современность : сб. ст / сост. Г.В. Голынец (псевд. Игорь Болотов) ; отв. за вып. Т.П. Жумати. - Екатеринбург : Верхнепышминская тип. Упр. печати и масс. инф., 1993. - С. 98-102.

4. Левитт, С. Параграфы о концептуальном искусстве ; пер. с англ. П. Жураковской // Художественный журнал. - Москва, 2008. - № 69. - URL: http://

moscowartmagazine.com/issue/23/article/366 (дата обращения 14.02.2022).

4. Лобель, Т. Теплая чашка в холодный день: как физические ощущения влияют на наши решения. - Москва : Альпина Паблишер, 2021. - 260 с.

5. Маньковская, Н. Б. Феномен постмодернизма: художественно- эстетический ракурс. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 496 с.

6. Фрилинг, Г. Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология / Г. Фрилинг, К. Ауэр ; со-кращ. пер. с нем. - Москва : Стройиздат, 1973. - 141 с.

References

1. Andreeva V. Yu. Postmodernizm. Iskusstvo vtoroj poloviny' XX - nachala XXI veka [Postmodernism. The art of the second half of XX - the beginning of XXI centuries]. Saint Petersburg, Azbuka-Klassika, 2007, 484 p.

2. Grojs B. Konceptualizm - poslednee avangardnoe dvizhenie [Conceptualism - the last Avant-Garde style]. The Art Journal. Moscow, 2008, no. 70, available at: http:// moscowartmagazine.com/issue/22/article/348 (accessed 14.02.2022).

3. Zhukov V. G. Okazial'-art Vladimira Zhukova [Okazial-art by Vladimir Zhukov]. Avant-Garde styles in Soviet fine art: history and the present. Compiler G. V. Goly'necz (pseud. Igor' Bolotov). Ed. T. P. Zhumati. Ekaterinburg, Verxnepy'shminskaya typography. Directorate for press and mass comunication, 1993, pp. 98-102.

4. Levitt S. Paragrafy' o konceptual'nom iskusstve [Paragraphs about conceptual art]. Transl. from English P. Zhurakovskaya. The Art Journal. Moscow, 2008, no. 69, available at: http://moscowartmagazine.com/issue/23/ article/366 (accessed 14.02.2022).

4. Lobel' T. Teplaya chashka v xolodny'j den': kak fizicheskie oshhushheniya vliyayut na nashi resheniya [A warm cup in a cold day: how physical sensations affect our decisions]. Moscow, Alpina Pablisher, 2021, 260 p.

5. Man'kovskaya N. B. Fenomen postmodernizma: xudozhestvenno- e'steticheskij rakurs [Phenomenon of postmodernism: an artistic and esthetical view ]. 2nd ed. Moscow, Saint Petersburg, Center for Humanitarian Initiatives, 2016, 496 p.

6. Frieling H., A. Xaver. Chelovek - czvet - prostranstvo: Prikladnaya czvetopsixologiya [A man - a color - a space: an applied psychology of color]. Reduced translation from German. Moscow, Strojizdat, 1973, 141 p.

Об авторе

Голынец Галина Владимировна - кандидат искусствоведения, профессор, Уральский федеральный университет, Екатеринбург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: gvgolynets@gmail.com

Golynets Galina Vladimirovna

Candidate of Arts, Associate Professor, Professor, Ural Federal University, Ekaterinburg

В. Г. Жуков. Серия

«Параллельные миры». 2015. ДВП, дерево, рейка, эмаль. 100x150

Собственность автора

V G. Zhukov. The series "Parallel Worlds". 2015. Fiberboard, wood, rail, enamel. 100x150

Author's property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.