УДК 629.73(091)/82.09(031)+18(031) М. Е. КРОШНЕВА, Л. Н. ШЕЙКО ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС
Рассматривается творчество в качестве категории философии, литературоведения, эстетики, выражающей собой важнейший смысл человеческой деятельности. Феномен творчества представлен в русле логико-методологического и культурно-исторического подходов.
Ключевые слова: воодушевление, интуиция, одарённость, оригинальность, научное открытие, процесс, техническое изобретение, фантазия, художественное творчество.
В разные эпохи учёные стремились ответить на вопрос: что такое творчество? В период расцвета философской мысли И. Кант констатирует, что художественное творчество -загадочный процесс, в котором огромное значение имеют степени способности человека, и специфика восприятия окружающего мира. Кант говорил, что Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых занятий геометрией до своих глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только самому себе, но и всякому, и передать это потомкам; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого. Сравнивая материальное и идеальное в научной области, мыслитель пришёл к выводу, что величайший изобретатель отличается от жалкого подражателя и ученика только по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается специфически [1].
Учёные XX века много рассуждают о соотношении логики и интуиции и приходят к выводу, что открытие нового - логический процесс, состоящий из упорядоченных шагов от известного к неизвестному. «На самом деле логика обычно появляется на поздних этапах творческого процесса, сначала же творческая личность чаще всего устанавливает нелогичные взаимосвязи между несвязанными идеями и фактами. Лишь после того, как открытие сделано, используются логические аргументы, обосновывающие его для других, требующих доказательств... В определённом смысле творчество можно назвать высшей формой интуиции» [2]. Другие исследователи полагают,
© Крошнева М. Е., Шейко Л. Н., 2014
что для самого акта творчества одного инсайта, интуитивного озарения, не достаточно. Творчество - сложный, неоднозначный, противоречивый процесс. Здесь большое значение имеют и определённое качество деятельности, и формы самореализации, самоактуализации, и способы измерения культурного потенциала личности. Расширяя границы понимания творчества как акта самореализации креативной личности, ко всему сказанному стоит добавить мнение И. А. Бесковой и И. Т. Касавина, полученное из энциклопедии эпистемологии и философии науки. Учёные пишут, что креативные личности высоко мотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии, обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие, самостоятельны, неконформны, отличаются низким уровнем социализации. Однако их исследования особой личности не подтверждают гипотезу об исключительно сублимационной природе творческой способности, увязывании креативности с фрустрированностью. Несмотря на широко известные истории о чудачествах талантов и гениев, доказано, что невротизм и стресс снижают творческую способность, вплоть до её полного блокирования [3].
По нашему мнению, природа творческого процесса обусловлена многими духовными характеристиками личности, наиболее важными среди них выделяются интеллектуальные способности, одарённость, оригинальность (нестандартность), фантазия, интуиция, воодушевление, талант, креативное и аналитическое мышление, творческая мотивация, интеллектуальная активность.
Начало творческой мысли, основа интеллектуальной деятельности стоит на оригинальности, нестандартности мышления, то есть дивергентности, понимаемой как способность мыслить в разных направлениях, умение анализировать объект с разных сторон, в системе его
множественных связей с другими объектами, их свойствами и отношениями [4]. Действительно, продуктивный творческий процесс всегда приводит к оригинальному результату. Но за оригинальностью могут стоять прямо противоположные явления: содержательный творческий процесс, понимаемый как проникновение вглубь познаваемого объекта, выявление существенных взаимосвязей; а может быть, и, не имеющее никакого отношения к творчеству, некое оригинальное решение вопроса.
Творческая деятельность предполагает одарённость человека, его способность к какому-либо виду инновационной деятельности, анализу, интуиции, фантазии, воображению. Одной из наиболее известных концепций одарённости является теория трёх колец Дж. Рензулли. Концепция описывает одарённость как взаимодействие трёх групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень; высокая увлечённость выполняемой задачей; высокий уровень творческого мышления (креативность).
Творчество определяется свойствами интеллекта личности, которые можно выявить как интегральное проявление его мыслительных способностей, знаний и умений. Интеллект имеет различные формы проявления - талант, одарённость, креативность. Ему присущи аналитические способности, умение фантазировать, запоминать, логично и интуитивно мыслить. Талант - проявление интеллекта в конкретной деятельности, он реализуется посредством высоких достижений, творческого потенциала личности, сильной мотивацией к самому поступку творческого акта и мыслительной активности.
Духовные способности - интегральное проявление интеллекта и духовности личности. В своём высшем проявлении духовные способности характеризуются как гениальность. Если при рассмотрении способностей мы имеем дело с субъектом деятельности, то в духовных способностях проявляется личность. Духовные способности составляют сущность индивидуальности человека.
Способности в той или иной мере даны природой всем, но иногда встречаются весьма одарённые люди. Может, их было бы больше, если бы с самого детства человеку давали возможность выйти за рамки учебно-педагогического процесса, или стимулировали одарённость?
Творчество проявляется в высоком уровне интеллектуальной активности. Чётко
очерченного теоретического содержания сам термин «интеллектуальная активность» не имеет. За
ним до сих пор сохраняется изначальный смысл латинского «activus», что значит деятельный, энергичный.
Можем предположить, что интеллектуальная активность представляет собой разнообразные духовные, умственные действия по осмыслению, моделированию, преобразованию каких-либо фрагментов внешнего и внутреннего мира. Основой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива, которую нужно понимать как побуждение к мыслительной деятельности, как интеллектуальный, творческий мотив или познавательный интерес.
Мотивы выбора сферы деятельности могут быть различными: это и потребность в самоутверждении, и желание как-то выделиться, заслужить похвалу, и увлечённость мыслительным процессом, и, наконец, собственно познавательная потребность.
Интеллектуальная активность личности проявляется, конечно, в любых обстоятельствах, в любой сфере деятельности человека. Прежде всего это не стимулированная извне деятельность, а только личностное свойство, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивированных факторов в их единстве.
Следующим фактором, определяющим творчество, являются созидательные способности человека, которые понимаются как свойства или качества индивида, обуславливающие инновационную деятельность или индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в инновационной активности.
Творческие способности и одарённость могут проявляться в различных видах творческой деятельности личности по различным направлениям.
Разновидности творчества можно
классифицировать по нескольким основаниям. Во-первых, по характеру и содержанию творческой деятельности. Здесь выделяются следующие виды творчества:
1. Репродуктивная деятельность характеризуется созданием каких-либо новых или модернизация старых систем на основе внешних стимулов: госзаказ, рыночный спрос, задача, поставленная руководством, и так далее. Высшее проявление творчества на этом уровне отражают высокий уровень развития умственных способ-ностей и общую одарённость личности.
2. Эвристический вид творчества, когда деятельность принимает творческий характер на основе новой, оригинальной, нестандартной идеи. Имея достаточно надёжный способ
решения, человек продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения проблемы. Каждая найденная закономерность переживается как открытие, творческая находка.
3. Креативная деятельность - самостоятельно найденная связь, зависимость или закономерность, которая выступает в качестве новой проблемы и рассматривается с новых позиций и сторон. Основой творческого поиска является нестандартное мышление, межсистемный анализ связей и отношений, интуитивный выбор направления поиска и решения проблемы.
Во-вторых, разновидности творчества классифицируются по сфере деятельности. Анализируются такие виды творчества, как общественно-политическое, научное, профессиональное, художественное и бытовое.
1. Общественно-политическое творчество представляет собой деятельность по совершенствованию институтов власти, гражданского общества, политической, правовой, социальной систем и форм общественной деятельности.
2. Научное творчество проявляется в научно-исследовательской, конструкторской работе в разнообразных формах поиска и формирования новых знаний, закономерностей, систематизации разрозненной информации, разработке методологии внедрения научной теории в практику, усовершенствование существующих или создание новых систем.
3. Профессиональное творчество - это инновационная деятельность по совершенствованию профессиональной среды и её компонентов. Оно может осуществляться в различных формах: научное исследование, изобретательство, рационализация, инновация и другие. В основе профессионального творчества лежит научное исследование и аналитическая деятельность.
Научное исследование предполагает познание, осмысление и решение какой-либо профессионально-значимой проблемы. Алгоритм научного исследования включает этапы: анализ и осмысление проблемы; построение гипотезы и формулирование идеи; построение системы объяснений и доказательств; определение путей решения проблемы; формирование научной теории; применение теории в профессиональной практике.
Основой профессионального творчества, особенно руководителей различного ранга, является аналитическая деятельность. Анализ как метод познания, способ мыслительной деятельности и творчества, предполагает рас-
смотрение изучаемого объекта как системы. Происходит выделение и изучение основных элементов связей и отношений между ними, на основании чего формулируются выводы, определяются пути решения проблем. Анализ как метод научного познания применяется в сочетании с другими методами: индукции, дедукции, классификации, систематизации, моделировании, эксперимента, интуиции и так далее. Но в тех ситуациях, когда требуется оперативное изучение проблемы, её решение, когда не проводится широкомасштабное научное исследование, анализ может использоваться как самостоятельный метод познания.
Аналитическая деятельность как процесс имеет свое содержание, этапы, алгоритм мысленного продвижения вглубь изучаемого объекта с целью получения достоверных знаний и достаточной информации для принятия решений.
Выделяются несколько разновидностей анализа:
а) корреляционный анализ представляет собою изучение взаимозависимости и взаимообусловленности каких-либо процессов на основе их сопряжённости и системности;
б) многомерный статистический анализ - это получение информации на основе большого числа показателей и выявление зависимости объекта от множества признаков, определяющих этот объект;
в) контент-анализ предназначен для исследования любых текстов (рекламные материалы, выступления, публикации в СМИ). Применяется на основе автоматического отбора научной информации по смысловым критериям из массивов прессы или других источников информации. Система контент-анализа необходима при переходе к информационному обществу для изучения киберпространства как новой формы общественных отношений.
Известны стадии контент-анализа: формулировка темы, задач, гипотезы исследования; определение категорий анализа (они не должны быть слишком многочисленны или крупны); выбор единицы анализа - лингвистической единицы речи - индикатора объекта исследования (слово, суждение, тема, герой, процесс); определение единицы счёта - количественная мера взаимосвязи текстовых и вне текстовых явлений (число строк, площадь текста, время вещания); выбора источников для контент-анализа;
г) дискриминантный анализ предполагает получение информации об объекте познания на основе экспертной классификации или дискри-минантного уравнения по исходным данным;
д) дисперсионный анализ - это метод изучения влияния различных одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого явления;
е) квинтификационный анализ означает описание свойств социальных объектов, процессов с помощью разнообразных признаков и индикаторов;
ж) кластерный анализ - это метод классификации объектов при отсутствии предварительных или экспертных сведений, сгруппированных данных;
з) структурный анализ представляет собой рассмотрение объекта как системы и выделение основополагающих элементов.
Содержанием аналитической деятельности является процесс, представляющий алгоритм мыслительных операций: проблематизация, структурирование, измерение, экстраполяция, факторизация, синтезирование.
Проблематизация - мысленное выделение какого-либо явления тенденции, области в качестве проблемы и объекта анализа. Для руководителя это может выглядеть как осознание негативных процессов, явлений, снижающих эффективность работы.
Структурирование - мысленное представление способа организации и связи элементов изучаемого явления. Анализирующий представляет изучаемый объект как систему, состоящую из некоторого множества взаимодействующих элементов. При этом элементы берутся наиболее существенные, без которых система не может функционировать.
Измерение представляет собой количественно-качественную характеристику объекта и его элементов, снятие функциональных показателей, определяющих их состояние и эффективность работы.
Экстраполяция предлагает сопоставление имеющихся параметров работы всей системы и её элементов с проектной моделью, оценочными критериями или имеющимися аналогами с целью выявления отклонений.
Факторизация - выделение и осмысление факторов, условий, причин, недостатков, которые обуславливают наличие отклонений, негативных тенденций.
Синтезирование является процессом обобщения, формулирования выводов, полученных в результате изучения проблемы. Определение мер или путей её решения.
Аналитическая работа, конечно, не сводится лишь к перечисленным мыслительным операциям, она предполагает, поиск, вариацию методов и способов теоретического углубления в
познавательный объект.
4. Художественное творчество рассматривается не в аспекте создания чего-либо нового в соответствующей области культуры и искусства. Это творческий процесс, многовековое развитие литературы в глобальном масштабе, генезис литературы.
В истории теоретико-литературной, эстетической мысли сложились два обоснования художественного творчества. Гносеологическая интерпретация рассматривает творческий процесс от античных представлений о душе как о воске, в котором отпечатываются предметы, до теории отражения. Онтологический подход под творческим процессом понимает движение от античных представлений о творчестве как воспоминании душой её предвечной сущности и от средневековых и романтических представлений, что Бог говорит устами поэта, до концепции Н. А. Бердяева, придавшего ему основополагающее бытийное значение. Мыслитель связывал её с противоречивыми мотивами человека, проявляющимися в стремлении к спасению и к творчеству, к свободе и к необходимости. В научном труде о смысле творчества философ отмечал следующее: «Творчество и есть акт свободы. Творчество духовной культуры никак не может быть организовано по образцу хозяйственной жизни страны или военной казармы. Это было бы смертью творчества» [5].
Также ценные высказывания о творчестве Бердяев сообщил в труде «Спасение и творчество. Два понимания христианства», в котором идея человеческой личности предстаёт перед нами как центр творческой активности. Учёный сквозь призму психологии творчества пришёл к выводу, что творчество заложено в человеке на уровне бескорыстного инстинкта. В какой бы сфере не развивалась деятельность человека, будь то научная сфера, техническая, художественная или общественная, - субъект творчества всегда бескорыстен и отрешён от себя. Бердяев сообщал: «Подлинная же природа личности в том, что она есть центр творческой энергии. Вне творчества нет личности. Спасается для вечности творческая личность. Утверждение спасения против творчества есть утверждение спасения пустоты небытия. Человеку в положительном бытии его присуща творческая психология. Она может быть подавлена и скрыта, может быть раскрыта, но она онтологически присуща человеку. Творческий инстинкт в человеке есть бескорыстный инстинкт, в нём забывает человек о себе, выходит из себя. Научное открытие,
техническое изобретение, творчество художественное, творчество общественное могут быть нужны для других и использованы для целей утилитарных, но сам творящий бескорыстен и отрешён от себя. В этом существо творческой психологии» [6].
И гносеологическая, и онтологическая концепции характеризуют творческий процесс в их тесной взаимосвязи.
Развитие художественного процесса социально обусловлено, однако имеет и имманентные закономерности. С изменением мира, который сам понимается как процесс, происходит движение истории, развитие культуры, частью которой является литературный процесс. В этом отношении большое значение имеет периодизация истории, поскольку таким образом вырабатываются принципы и обусловленные ими элементы исторических эпох.
С точки зрения эстетики и литературоведения, художественный процесс более полно помогают понять категории художественного взаимодействия и художественного направления. Предлагая свои инструменты и методологию анализа, они выявляют «исторические, национальные и региональные особенности» художественного процесса [1].
На творческий процесс большое влияние оказывает также совокупность факторов, стимулов писательской деятельности, понимаемый как генезис литературного творчества. Необходимо прояснить, под термином «генезис» может подразумеваться историческое происхождение художественной словесности, и изучением литературы с этой точки зрения будет заниматься историческая поэтика; также генезис - путь от художественного замысла к его осуществлению, данная область литературоведения связана с текстологией. Здесь же термин «генезис» берётся в наиболее существенном для литературы значении. Теоретик литературы В. Е. Хализев считал, что «изучение стимулов деятельности писателей важно как для уяснения сущности отдельных произведений, так и для понимания литературного процесса - закономерностей развития словесного искусства» [7]. Однако личность автора художественного произведения, сознательная и бессознательная воля художника подчиняют себе и многочисленные факторы, действующие на процесс творчества, и определяют действенность этих факторов, то есть «открывают двери для признания необходимости общекультурных, общественных и литературных воздействий, которые коснулись личности художника» [8]. Об одной из таких личностей, проникающей в традиции русской метафизики,
философию славянофилов, христианские контексты и предания, идёт речь в монографии А.А. Дырдина «Проза Леонида Леонова: метафизика мысли». Размышляя о творчестве писателя, исследователь подводит свою аудиторию к метафизическому, образно-философскому «ядру» творчества Леонова. «Писатель рефлексивного склада, он совмещает в своём художественном сознании три типа мышления: литературное, философское, религиозно-символическое» [9].
Бытовое творчество проявляется в сфере семейно-бытовых отношений и направлено на совершенствование жилья, семейных связей, бытовых условий, систем домашнего жизнеобеспечения.
Таким образом, творческая деятельность обусловлена не только интеллектуальными способностями и активностью человека. Препятствиями для творчества могут быть устоявшиеся консервативные привычки, ослабленная целеустремлённость, излишняя напряжённость, недостаток знаний, плохая методология, скромные интеллектуальные способности, отсутствие бытовых и технических условий, слабая внешняя мотивация творческого труда.
Творческий процесс является важнейшим шагом на пути к самореализации личности-творца, элементом профессиональной культуры, определяющим эффективность труда и поведение специалиста. Развитие творческой активности, креативного потенциала сотрудников, создание условий и стимулов для творческой деятельности персонала является важнейшей задачей руководителей различного уровня.
Художественное творчество - особая сфера человеческой деятельности, специфика понимания которой открывается через способ восприятия окружающего мира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Борев, Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю. Б. Борев. - М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - С. 449.
2. Дизель, П. М. Поведение человека в организации / П. М. Дизель, У. Мак-Кинли Раньян. -М. : Фонд «За экономическую грамотность», 1993. - С. 52-53.
3. Бескова, И. А., Касавин, И. Т. Творчество // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М. : Канон+, РООИ Реабилитация, 2009 // Режим доступа: http://www.psvoffice.ru/5-epistemology of science-790.htm. (дата обращения: 15.08.2014).
4. Современный образовательный процесс: основные термины и понятия / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров // Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/6- 1008-&уегееп!по81;-mvshlenija.htm (дата обращения: 15.08.2014).
5. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека \ Н. А. Бердяев. - Париж : ИМКА-ПРЕСС, 1985. - С. 289.
6. Бердяев, Н. А. Спасение и творчество. Два понимания христианства // Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaey/spasenie.html (дата обращения: 15.08.2014).
7. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М. : Высшая школа, 2000. - С. 346.
8. Скафтымов, А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы / А. П. Скафтымов // Введение в литературоведение. Хрестоматия. -М., 1988. - С. 148-149.
9. Дырдин, А. А. Проза Леонида Леонова: метафизика мысли / А. Дырдин. - М. : Издательский Дом «СИНЕРГИЯ», 2012. - С. 17.
Крошнева Марина Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры ФИДР УлГТУ.
Шейко Леонид Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)». Область научных интересов - философия культуры.
УДК 882.09
М. А. САМСОНОВА
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ К. К. ВАГИНОВА «ТРУДЫ И ДНИ СВИСТОНОВА»
Рассматривается субъектная организация романа К.К. Вагинова «Труды и дни Свистонова». Выдвинута гипотеза о наличии в тексте этого произведения признаков мениппеи - рода литературы, в котором особая роль отводится фигуре «подставного автора» - рассказчика, формирующего свою, не совпадающую с авторской точку зрения на события и героев.
Ключевые слова: жанр литературы, мениппея, повествователь, рассказчик, род литературы, субъект речи, титульный автор.
«Труды и дни Свистонова» - это роман о писателе, который пишет роман. Оценка заглавного героя, его творческих возможностей с самого начала удивительно противоречива. Он то изображается как сочинитель весьма средний, который едва ли не компилирует свои произведения из отрывков из других книг и газетных статей: «... все его вещи возникали из безобразных заметок на полях книг, из украденных сравнений, из умело переписанных страниц, из подслушанных разговоров, из повернутых сплетен» [1, 29].
То, наоборот, говорится о наличии у него творческого дара: «Ему, откровенно говоря, не о чем было писать. Он просто брал человека и переводил его. Но так как он обладал талантом,
© Самсонова М. А., 2014
и так как для него не было принципиального различия между живыми и мёртвыми, и так как у него был свой мир идей, то получалось всё в невиданном и странном освещении» [1, 50 ]. Да и тот факт, что Свистонову удалось создать текст, поглотивший в конце концов реальный мир и самого его творца, свидетельствует о том, что у него есть талант. В повествовании о Свистонове, особенно в самом его начале, явно ощущается присутствие рассказчика и его ирония по отношению к главному герою. Рассказчик буквально не упускает возможности принизить Свистонова в глазах читателя. Однако в дальнейшем эта ирония практически исчезает, следовательно, либо рассказчик по какой-то причине меняет своё отношение к герою, либо, что гораздо логичнее предположить, что повествование в романе К. К. Вагинова ведут сразу два лица, оценки которых не совпадают.