Научная статья на тему 'Творчество и религиозность как проблема философии русской культуры'

Творчество и религиозность как проблема философии русской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская мысль / философия российской истории / историческая динамика русской культуры / творчество / религиозный опыт / духовный и общественный идеал / Russian thought / philosophy of Russian history / historical dynamics of Russian culture / creativity / religious experience / spiritual and social ideal

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хренов Николай Андреевич

В настоящей рецензии на книгу российского философа и культуролога О.А. Жуковой «Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования» представлен анализ фундаментального труда автора, который многие годы плодотворно исследует историю русской культуры и отечественной мысли. Новая книга – это третья часть трилогии, посвященной обсуждению линии преемственности в русской культурной и интеллектуальной истории, для которой характерно религиозно окрашенное понимание творчества. Автор формулирует важные теоретические положения, а также методологические подходы к изучению философии русской культуры и истории. Масштабную работу выделяет оригинальная интерпретация сюжетов, рассмотренных в ней. Развивая тезис об идеалоцентричности русской культуры, О.А. Жукова предлагает философско-культурологическую модель исторической динамики русской культуры, основанием которой выступает творческий опыт личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity and Religiosity as a Problem of Philosophy of Russian Culture (Review on the book by Olga A. Zhukova “Creativity and Religiosity in Russian Culture. Philosophical Studies”. Moscow: Soglasie Publ., 2022. 594 p.)

This review presents an analysis of the fundamental work “Creativity and religiosity in Russian culture. Philosophical Research” was written by the Russian philosopher and cultural scientist O.A. Zhukova who has been fruitfully researching the history of Russian culture and national thought for many years. The new book is the third part of a trilogy devoted to discussing the line of succession in Russian cultural and intellectual history, which is characterized by a religious understanding of creativity. The author formulates important theoretical positions, as well as methodological approaches to the study in philosophy of Russian culture and history. The large scale work is highlighted by the original interpretation of the plots considered in it. In the book, O.A. Zhukova develops the thesis about the ideal-centering of Russian culture, she offers a philosophical-culturological model of the historical dynamics of Russian culture. The basis of this model is the creative experience of a personality.

Текст научной работы на тему «Творчество и религиозность как проблема философии русской культуры»

История философии 2024. Т. 29. № 1. С. 135-141

УДК 130.2

History of Philosophy 2024, Vol. 29, No. 1, pp. 135-141 DOI: 10.21146/2074-5869-2024-29-1-135-141

РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ

Н.А. Хренов

Творчество и религиозность как проблема философии русской культуры*

Хренов Николай Андреевич - доктор философских наук, профессор. Государственный институт искусствознания. Российская Федерация, 125375, г. Москва, Козицкий пер., д. 5; e-mail: nihrenov@mail.ru

В настоящей рецензии на книгу российского философа и культуролога О.А. Жуковой «Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования» представлен анализ фундаментального труда автора, который многие годы плодотворно исследует историю русской культуры и отечественной мысли. Новая книга - это третья часть трилогии, посвященной обсуждению линии преемственности в русской культурной и интеллектуальной истории, для которой характерно религиозно окрашенное понимание творчества. Автор формулирует важные теоретические положения, а также методологические подходы к изучению философии русской культуры и истории. Масштабную работу выделяет оригинальная интерпретация сюжетов, рассмотренных в ней. Развивая тезис об идеалоцентричности русской культуры, О.А. Жукова предлагает философско-культурологическую модель исторической динамики русской культуры, основанием которой выступает творческий опыт личности. Ключевые слова: русская мысль, философия российской истории, историческая динамика русской культуры, творчество, религиозный опыт, духовный и общественный идеал

Очередная книга российского философа и культуролога О.А. Жуковой «Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования» продолжает многолетние исследования ученого в области философии и истории русской культуры, истории отечественной мысли. Мне приходилось уже выступать в качестве рецензента ряда фундаментальных монографий О.А. Жуковой, таких как «Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России» [Жукова, 2014], «Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории» [Жукова, 2017]. Они объединены общим замыслом, который, как мне представляется, связан со стремлением О.А. Жуковой создать философски промысленную теоретическую модель описания и интерпретации русской культурной истории, по определению автора, «философскую теорию отечественной культуры» [Жукова, 2019]. Здесь философия и культурология содержательно и методологически дополняют друг друга, образуя поле междисциплинарного диалога философских наук

Рецензия на кн.: Жукова О.А. Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования. М.: Согласие, 2022. 594 с.

© Хренов Н.А., 2024

о культуре, что оказывается весьма результативным и позволяет российскому ученому внести серьезный вклад в гуманитарное познание.

В предлагаемом Жуковой подходе просматривается значимая тенденция развития современной гуманитаристики, ее эпистемологических и социокультурных оснований. С одной стороны, это новые для гуманитарных дисциплин проблемы и тематические направления, способствующие усложнению дисциплинарной структуры, с другой, междисциплинарные взаимодействия и поиск межпредметных связей. Автор книги отмечает изменения методологической парадигмы, рассматривая исследования по русской культуре и истории как важную часть философского ландшафта [Жукова, 2022, с. 499], который формируется в процессе «перезагрузки» «философско-исторического и культурфилософского знания» [Там же, с. 503].

В этом контексте я бы выделил симптоматический запрос на интеграцию различных дисциплин в таких областях знания, как история философии, культурная и интеллектуальная история, философия культуры и истории, осуществляемый в предметном поле наук о культуре. С одной стороны, как я думаю, эта интенция является характеристикой нашей современности - культуры эпохи больших исторических и социальных трансформаций. Философия истории и культуры активизируется как направление в переходные эпохи. Эту мысль мне неоднократно приходилось высказывать [см. Хренов, 2014, с. 45]. С другой стороны, можно говорить, что «культурологизация» гуманитарного дискурса во многом связана с более широким и глобальным интеллектуальным процессом, начавшимся в ХХ в. и на рубеже ХХ-XXI вв. обеспечивающим выдвижение в центр процесса научного познания науки о культуре как интегрирующей области Humanities. Свой методологический поиск Жукова связывает с процессом «интернационализации российской философии», а также с освоением и развитием актуальных исследовательских практик вне догматизирующей эпистемы социально-исторического знания, доминировавшей в советский период в гуманитарных науках [Жукова, 2022, с. 503]. Она указывает на методологический инструментарий, разрабатываемый в Intellectual History, Cultural Studies, Religious Studies, Memory Studies, Political Science, который, по ее мнению, позволяет в работе с историческим, художественным и философским материалом отечественной культуры и религии «расширить объем и содержание устоявшихся философских понятий культуры, религиозной традиции, личности, творчества, свободы, общественного идеала, культурно-цивилизационной идентичности, произвести их авторскую концептуализацию в процессе доказательства выдвигаемых гипотез» [Там же].

Такой подход О.А. Жукова определяет в своих книгах как философско-культу-рологический, настаивая на том, что он наиболее продуктивен в обсуждении таких проблем, как феномен творчества и духовный опыт личности, рассматриваемые в рамках истории культуры и истории идей. Собственно, эта методологическая установка расширяет исследовательский горизонт в направлении интеллектуальной и культурной истории России, событиями которой в авторской оптике становятся творческие опыты ее создателей. Все это позволяет философу и культурологу предложить свой эпистемологический проект истории, представив интеллектуальную историю России как историю творчества, и сделать основанием этого проекта духовно-интеллектуальный опыт личности [Там же, с. 506].

На мой взгляд, это очень сильный методологический ход, который заявляется автором в начале внушительного и тщательно проработанного введения, излагающего основные теоретические положения и новые подходы в поле философии русской культуры и истории мысли. Они реализуются далее на протяжении всего исследования и еще раз проблематизируются в финале книги, где определяется перспектива уже будущих исследований. Автор берет на себя труд по созданию концептуальной рамки большого исследования, чрезвычайно богатого по историческому

и текстовому материалу, рассматривая разнообразные сюжеты российской культуры, литературы, искусства, религиозной и общественно-политической практики. Многие из них известны, имеют сложившуюся и продолжающую развиваться в России и за рубежом традицию изучения, преимущественно историко-философскую и литературоведческую, примером чего служит творчество А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, В.Ф. Эрна, П.Б. Струве, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, Л.П. Карсавина, Б.К. Зайцева. Другие сюжеты малоизучены, связаны с социально-политической или церковной историей России и практически не включены в горизонт исследователей - философов и культурологов. Мастерски проведенные анализы творческого опыта таких деятелей отечественной истории, как А.В. Голов-нин, М.А. Стахович, С.В. Панина, А.В. Тыркова-Вильямс, представляют отдельный интерес и являются научной заслугой автора книги, который, развивая свою главную идею о смысловой обусловленности художественных, философских, общественных и религиозных практик в особой линии преемственности духовно-творческого опыта, заданного сложным взаимодействием религиозной традиции и автономного разума культурного деятеля, показывает границы и возможности диалога этих двух типов сознания в общественной и интеллектуально-творческой практике.

В силу нетривиальности определяющих замысел О.А. Жуковой подходов, ей важно как исследователю, претендующему на оригинальность концепции, теоретически обосновать свой опыт интерпретации и реконструкции культурной истории России и отечественной философии как традиции, составляющей интеллектуальное ядро культурно-исторического процесса. Эти два предметных поля - история культуры и история мысли - композиционно могут быть выделены в двух частях книги. В первой части «Историческая динамика русской культуры: религиозные ценности, общественные идеалы и культурно-политические практики» автор рассматривает культурную историю России в рамках предлагаемой модели типологии творческого опыта, где историческая динамика задается диалектикой религиозных и секуляр-ных интенций творчества. По определению Жуковой, данный раздел книги призван выявить «особенности религиозного, художественного и политического самосознания представителей русской культуры в их непосредственной обращенности к историческому опыту России, в формулировании ими моральных, эстетических и общественно-политических идеалов» [Жукова, 2022, с. 33]. Во второй части «Самосознание русской культуры: творчество и религиозность в художественной и философской традиции» автором решаются две взаимосвязанные задачи: философски обосновать метафизическую сторону творчества, что будет показано О.А. Жуковой через анализ творчества русских мыслителей и писателей, «чувствительных к метафизическим смыслам жизни и творческой деятельности» [Там же, с. 34], а также рассмотреть «особенность рецепции христианства святоотеческой традицией и ее влияние на формирование представлений об эстетическом и этическом идеале русской культуры и искусства» [Там же]. Первая и вторая части книги логически и содержательно связаны между собой, составляя в описании и интерпретации проблемы творчества и религиозности как бы два ее эпистемологических основания -культурологическое и философское.

Обращает на себя внимание, что автор намеренно сближает культурную и интеллектуальную историю через событие творчества, которое трактуется Жуковой довольно широко - как многообразие творческих опытов, результатом которого становится и произведение искусства, и философский (богословский) текст, и политическая идея, и практика социального строительства, связанная с формулированием и достижением общественных идеалов. Масштабируя задачи своей работы, она предлагает выделить творчество и религиозность, рассматриваемые в рамках рус -ской культурной и интеллектуальной истории, в самостоятельное направление историко-философских и культурфилософских исследований, ставя цель изучить

данные феномены «в их онтологической, эпистемической, культурно-исторической соотнесенности» [Жукова, 2022, с. 37]. Подобная заявка автора книги на выделение творчества и религиозности в отдельную предметную область исследований не лишена внутреннего пафоса, но это не препятствует тому, чтобы оценить ее теоретический потенциал и методологическую состоятельность. Она видится мне вполне оправданной, и генерализация возможных решений проблемы творчества и религиозности, предложенная в книге, от главы к главе, от темы к теме, от одного исследовательского кейса к другому в этом убеждает. Поэтому призыв увлеченного данной проблематикой ученого к объединению усилий философов, культурологов, искусствоведов, теологов вокруг сформулированной ею «актуальной метатемы» творчества и религиозности можно поддержать.

В более ранних работах О.А. Жуковой уже обсуждались различные аспекты данной проблемы, что можно объяснить сложностью выработки инструментария к философскому исследованию духовной стороны творчества с точки зрения онтологии и теории познания, когда творчество является одновременно автономным действием человека и мистическим переживанием - опытом встречи с Абсолютным. Об этой философской трудности, требующей как минимум введения феноменологических процедур описания религиозного опыта, автор специально говорит во второй части книги, которая открывается главой «Творчество и религиозность как эпистемологическая проблема: основные подходы» и где творчество рассматривается в том числе в аспекте христианского онтологизма - той традиции, которая во многом оформила тысячелетний исторический путь русской культуры. Не менее сложен, по мнению исследовательницы, и вопрос культурологической интерпретации феномена творчества, где оно предстает уже как отчуждаемый результат - как произведение культуры, выступающее, с одной стороны, воплощением авторской идеи, а с другой - духовной, интеллектуальной и социальной моделью самой культуры. Работая с конкретным историческим материалом русской культуры, чья семи-осфера формировалась под сильным воздействием теологической концепции, ценностей, идеалов, религиозных и политических практик восточного христианства, исследовательница концентрирует свое внимание на характеристике творчества в рамках христианской картины мира. Жукова отмечает, что «христианская антропология не противоречит философским представлениям об экзистенции человека, несводимой к описанию его системно-функциональных свойств в силу его проявления как творческого деятеля» [Там же, с. 302]. Следуя стратегии выявления «смысловых соответствий философских и богословских концепций», она видит возможность создания «современной философской концепции творчества, которая исходила бы из самого существования человека как события творчества, понимаемого в онтологическом и аксиологическом горизонте Абсолютного деятеля» [Там же]. Данный теоретический подход концептуально определяет замысел книги, где творчество и религиозность рассматриваются в проблемном поле онтологии, гносеологии, аксиологии, эстетики на многочисленных примерах проявления творческой активности человека русской культуры, воспринимающего, критически переосмысляющего и развивающего ее традиции в полагании идеалов и ценностей.

Монография О.А. Жуковой выглядит как системообразующий труд, где автор, уверенно используя сложившийся инструментарий философии и культурологии, производит их дисциплинарный синтез, выдвигая философско-культурологическую концепцию идеалоцентричности русской культуры. На мой взгляд, она успешно доказывает продуктивность своих подходов и эвристическую ценность ключевой концепции книги. От изучения прецедентов культурного творчества в истории России Жукова переходит к обсуждению центральных методологических вопросов, возникающих в современных культурфилософских, историко-культурологиче-ских, искусствоведческих, литературоведческих исследованиях и в исследованиях

по интеллектуальной истории. Тем самым она делает очередной важный шаг в становлении философской теории культуры, которая необходимым образом связана с философской интерпретацией и реконструкцией культурной истории России. Настоящая монография находится в логике этого движения.

Критически оценивая различные направления, заявившие о себе в последние десятилетия в России, такие как культурно-эпистемологическое, культурно-историческое, культурфилософское, культурно-эстетическое, философско-историческое, культурно-онтологическое [Жукова, 2022, с. 9], отмечая объективные трудности в работе с наследием отечественной культуры и философской мысли, О.А. Жукова значительно способствует культурологизации философии и философизации культурологического дискурса, фундируя теоретическую базу наук о культуре в процессе их междисциплинарных взаимодействий. Более того, в диалоге с имеющимися уже концепциями, исследователями, представляющими то или иное направление, Жуковой удается создать контекст разговора о предмете своего исследования - очертить и продолжить дискурс о русской культуре, творчестве, религиозной и философской отечественной традиции. Исключительно ценен тот факт, что, находясь в поле современных дискуссий по данной проблематике, она работает и как философ-теоретик, и как историк, осуществляя эпистемологическую рефлексию в отношении практик изучения русской культуры и мысли. При этом ее авторский метод и исследовательская стратегия, уверен, могут быть воспроизведены в качестве универсализирующей методологии в изучении различных по своей природе и проявлениям интеллектуальных, духовных и социальных феноменов отечественной культуры.

Многие предыдущие работы известного российского философа и культуролога говорят о намерении исследовательницы выявить в структуре творчества его рациональную и иррациональную - религиозно-духовную составляющую, что в случае русской культуры и философии исторически задается, как формулирует автор книги, линией преемственности творческого опыта в высоких практиках культуры - художественной, философской, религиозной, политической - на уровне индивидуального и коллективного сознания. Этот динамический процесс в культурной истории развертывается, с одной стороны, в практиках искусства, религии, формах социальности, с другой стороны - в способах философского мышления и культурного самопознания, связанного с творческим самополаганием личности и историческим самополаганием самой культуры, с формулированием и стремлением общества к определенным идеалам и ценностям. Как справедливо отмечает О.А. Жукова, в русской культуре с ее глубокой и предельно сложной историей взаимодействия различных исторических акторов - государства, Церкви, общественности, народа, власти, образованного класса, человек и его личный вклад в культурно-исторический процесс становятся едва ли не определяющими. Известная историософская формула о «роли личности в истории» по справедливости может быть раскрыта при анализе культурной истории России в тезисе, что личность становится культурным и социальным институтом - подлинным актором, задающим ход национальной истории и направленность ее движению. Именно так понимали деятельность Петра Великого и Пушкина авторы XIX - середины ХХ в., движимые пушкинскими идеалами культурного творчества и духовной свободы, о которых пишет автор в главах, посвященных Достоевскому, Струве, Зайцеву, в том или ином ключе возвращаясь к этой идее в других разделах книги.

В этом смысле предлагаемый личностный критерий измерения историко-культурного процесса - типология творческого опыта, - положенный в основание типологии культуры и представленный через описания исторической динамики социокультурных идеалов, автором хорошо аргументирован и убедительно показан на обширном материале. На мой взгляд, каждый элемент этой концепции может быть верифицирован, что отличает научную состоятельность выдвигаемых

О.А. Жуковой концептуальных положений монографии. В новой книге, состоящей из двух частей, есть главы, посвященные историко-культурным и художественным процессам, творческому опыту русских мыслителей, писателей, общественных деятелей, и разделы, касающиеся обсуждения общетеоретических и философских проблем творчества и религиозности, исторической динамики культуры, до сих пор не получивших должного внимания в российской и зарубежной литературе. Эта книга не только восполняет недостающие исследовательские звенья в изучении культурно-исторического опыта России и ее творцов, она работает на создание целостного нарратива отечественной культуры как национального предания, которое может быть понято и представлено, по словам исследовательницы, как «констелляция творческих опытов ее создателей». С точки зрения обновления эпистемологической парадигмы современного гуманитарного знания это исследование оказывается весьма значимым и ценным.

Настоящая монография является третьей частью философской трилогии О.А. Жуковой о русской культуре. В связи с чем мне хотелось бы еще сказать о данной трилогии и как об издательском проекте. Все три книги вышли в издательстве «Согласие», которое большое внимание в своей политике уделяет публикациям научно-теоретических трудов современных российских исследователей-гуманитариев, тем самым поддерживая интеллектуальную среду и давая возможность философам и культурологам, работающим на передовом крае науке, поделиться своими исследованиями и открытиями с широкой аудиторией. Отмечу как пример большую серию «Академическая библиотека российской культурологии», в которой также была издана одна из монографий автора рецензируемой книги, посвященная проблеме освоения наследия русской культуры в опыте современной России. Рецензируемая книга О.А. Жуковой «Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования» хорошо издана, дизайн обложки с фрагментом картины М.В. Нестерова «Отцы-пустынники и жены непорочны» имеет концептуальную отсылку к содержанию труда, тематически и графически продолжая первые две книги этой трилогии, также декорированные фрагментами картин М.В. Нестерова. В отличие от многих современных изданий, в том числе академических, книга демонстрирует большую издательскую и редакторскую работу и свободна, как это иногда бывает даже в весьма достойных и интересных публикациях, от досадных опечаток.

Книгу интересно читать, она говорит языком современной философии и культурологии, но при этом содержит в себе большой запас свободной литературной речи, приближая письменный текст к практике говорения - рождения мысли здесь и теперь. Выдвинутая автором философская концепция идеалоцентричности русской культуры, на большом художественном, философском и историческом материале убедительно раскрываемая в ходе исследования, позволяет сделать выводы и заключения, которые ранее не были представлены в работах по данной проблематике, что делает этот труд весьма весомым. В отдельных случаях с помощью избранной оптики исследовательнице удается также проблематизировать и дополнить смысловой тезаурус философии русской культуры и истории, что заметно обогащает наше знание в этой области. Таким образом, книга О.А. Жуковой, актуализируя смыслы отечественной культуры, многие из которых были раскрыты в философских, художественных и религиозных текстах ее создателей, оказывается чрезвычайно важной и во многом определяющей для понимания проблемы соотношения творчества и религиозности в интеллектуальной истории России. Религиозно-философская мысль здесь выступает особой формой творческой рефлексии и самополагания культуры в горизонте духовного идеала. Отмеченная концептуализация развиваемых в монографии проблем делает исследование современного философа и культуролога особенно ценным как по материалу, так и по способу его теоретизации. Полагаю, что

новая книга О.А. Жуковой станет значимым событием российской интеллектуальной культуры и займет свое заслуженное место, обозначая своим появлением самостоятельное направление философско-культурологических исследований.

Список литературы

Жукова, 2014 - Жукова О.А. Избранные работы по философии культуры. Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России. М.: Согласие, 2014. 536 с.

Жукова, 2017 - Жукова О.А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории. М.: Согласие, 2017. 624 с.

Жукова, 2019 - Жукова О.А. Опыт о русской культуре. Философия истории, литературы и искусства. М.: Согласие, 2019. 588 с.

Жукова, 2022 - Жукова О.А. Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования. М.: Согласие, 2022. 594 с.

Хренов, 2014 - Хренов Н.А. Избранные работы по культурологии. Культура и империя. М.: Согласие, 2014. 528 с.

Creativity and Religiosity as a Problem of Philosophy of Russian Culture (Review on the book by Olga A. Zhukova "Creativity and Religiosity in Russian Culture. Philosophical Studies". Moscow: Soglasie Publ., 2022. 594 p.)

Nikolai A. Khrenov

State Institute of Art Studies. 5 Kozitsky Lane, Moscow, 125375, Russian Federation; e-mail: nihrenov@ mail.ru

This review presents an analysis of the fundamental work "Creativity and religiosity in Russian culture. Philosophical Research" was written by the Russian philosopher and cultural scientist O.A. Zhukova who has been fruitfully researching the history of Russian culture and national thought for many years. The new book is the third part of a trilogy devoted to discussing the line of succession in Russian cultural and intellectual history, which is characterized by a religious understanding of creativity. The author formulates important theoretical positions, as well as methodological approaches to the study in philosophy of Russian culture and history. The large scale work is highlighted by the original interpretation of the plots considered in it. In the book, O.A. Zhukova develops the thesis about the ideal-centering of Russian culture, she offers a philo-sophical-culturological model of the historical dynamics of Russian culture. The basis of this model is the creative experience of a personality.

Keywords: Russian thought, philosophy of Russian history, historical dynamics of Russian culture, creativity, religious experience, spiritual and social ideal

References

Khrenov N.A. Selected works on Cultural Studies. Culture and Empire. Moscow: Soglasie Publ., 2014. 528 p. (In Russian)

Zhukova O.A. Selected Works on the Philosophy of Culture. Cultural Capital. Russian Culture and Social Practices of Modern Russia. Moscow: Soglasie Publ., 2014. 536 p. (In Russian)

Zhukova O.A. Philosophy of Russian culture. Metaphysical Perspective of Man and History. Moscow: Soglasie Publ., 2017. 624 p. (In Russian)

Zhukova O.A. Essays on Russian Culture. Philosophy of History, Literature and Art. Moscow: Soglasie Publ., 2019. 588 p. (In Russian)

Zhukova O.A. Creativity and Religiosity in Russian Culture. Philosophical Studies. Moscow: Soglasie Publ., 2022. 594 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.