Научная статья на тему 'Творчество и массовое образование'

Творчество и массовое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТАЛАНТ / МАССОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Е.И.

В статье рассматриваются проблемы влияния массового образования на развитие творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AND MASS EDUCATION

In this article observes the problems of mass education on the influence of creative personality development

Текст научной работы на тему «Творчество и массовое образование»

УДК 159.9 ББК 88

ТВОРЧЕСТВО И МАССОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТИТОВА Е.И.

ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: ddidd@inbox. ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы влияния массового образования на развитие творческой личности.

Ключевые слова: Творчество, талант, массовое образование, развитие творческого потенциала личности.

Актуальность. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Различают два вида творчества это личностное и т.н. "объективное" творчество.

Личностное творчество как создание чего-то субъективно нового, как

"самотрансцентденция", как выход за пределы самого себя, своих знаний, прошлых достижений и представлений. Такой вид творчества очень ярко проявляется у детей, для которых практически каждое действие является новым и пока еще неизведанным.

"Объективное" творчество как создание новое в культуре, "выход за пределы культуры", когда творческий продукт является новым не только для конкретного человека, но также и для других людей. Такой вид творчества помогает развитию человеческой культуры в различных ее областях в науке, искусстве, философии и т.д.

Мотивационные источники творчества часто делят на внутренние и внешние. Внутренняя мотивация это те побудители, или внутренние желания, которые удовлетворяются в результате выполнения задания. Например,

любознательный человек будет заниматься интенсивной творческой работой, чтобы разрядить внутреннее напряжение, связанное с желанием знать и понимать. В творчестве проявляются не только отрицательные внутренние состояния, а также оно может также вызываться нейтральными или

положительными внутренними состояниями. Маслоу (Мав1о', 1968) говорил о творчестве как о естественном стремлении человека к самореализации, раскрытию своего внутреннего мира. Такое самовыражение связано, по крайней мере, частично, с внутренней мотивацией.

Отметим, что внутренняя мотивация благоприятствует проявлению тех аспектов творчества, которые зависят от области (наука или искусство) и характера задачи (музыкальная, вербальная и т. п.).

Когда человек сосредотачивается не сути проблемы, а на вознаграждении, которое сможет получить извне после решения этой проблемы, то такое мотивирование является внешним. Само "вознаграждение" не обязательно должно сводиться к финансовым (зарплата, премия) или материальным (подарки, трофеи) выгодам. Это может быть общественное признание, выражающееся в присуждении премии, общественный успех или же интерес средств массовой информации.

Кроме описанных выше видов мотивации, связанные с креативностью существуют и другие. Так, " мотивация достижения" побуждает человека выполнять задания лучше других, вызывая ситуации соперничества и соревновательности. В такой мотивации важны представления об успехе как социально значимой ситуации достижения цели. Люди с высокой мотивации в достижении стремятся решить стоявшую перед ними задачу на максимально возможном уровне. Такая мотивация предполагает совмещение внутренних и внешних побудителей, так как стремление к успеху прямо связано с желание разрешить творческую задачу, но с другой стороны, индивид удовлетворяет свою потребность в достижении через социальное одобрение и оценку. В эмпирическом исследовании было выявлено, что наибольшему уровню творчества соответствовала средняя мотивация успеха, а высокие или низкие показатели мотивации успеха соответствовали

среднему или даже низкому проявлению творчества (McClelland, 1962).Такое результат говорит о том, что само стремление к успеху еще не залог высокой креативности и таланта, необходимо стремление разрешить задачу саму по себе, без привязки к социальному успеху или ситуации " выигрыша" в социальном соревновании [l].

Талантливыми людьми называют личностей, обладающих, кроме высокого уровня способностей, также выдающимися

достижениями, которые были воплощены в реальных, объективно новых, в общепризнанных формах. Подтверждением тому, что в основе интеллектуальной одаренности лежат более сложные психологические механизмы, нежели способность к конвергентному либо дивергентному мышлению, являются результаты исследований процесса становления одаренной личности. Изучение состава и строения индивидуального ментального опыта талантливых людей, а также процесса его формирования позволяет подойти к пониманию механизмов интеллектуальной зрелости, характеризующейся удивительным сочетанием возрастающей способности ко все более полному и глубокому познанию объективной действительности с ярко выраженной индивидуализацией интеллектуальной

активности.

К факторам, преобразующим способную личность в талантливую можно отнести, во-первых, личностно значимого, глубинного общения с другими талантливыми и творческими личностями, возможность свободного, "некритического" обмена опытом. Во-вторых, это необычные переживания под влиянием конкретных впечатлений во время погружения в предметную область, это очень сильные и зачастую амбивалентные переживания в процессе встречи с " непознанным".

Наличие ролевой модели одаренного человека для становления таланта человека в первую очередь необходима как "образец" для подражания. Ученик будет перенимать отношение к работе, к творчеству и взаимодействию с другими личностями в большей мере, чем сами знания. Также очень важно, какие критические суждения учитель выражал о работе ученика, было ли у ученика "право на ошибку". Опыт конструктивной критики и личностной поддержки будет

формировать у будущего таланта уверенность в себе и в своих силах [5].

Образование - должно помочь человеку найти свое Призвание, место в мире, в котором он будет реализовывать самого себя, свой талант. Но современное массовое образование, возникшее в эпоху НТР, основывается на 3 принципах: Линейность, Подчинение и Стандартизация. Но современная жизнь многолика и адаптация к такой системе образования снижает у детей творческие интересы, способности и достижения.

Культура современного образования проявляется в резком отделении детей от жизни: школа - специальное учреждение, отделенное от мира, нормированное время обучения, четко предписанные правила поведения, стандартное преподавание предметов, преподавание дисциплин основано на разделении труда. Всё это порождает искусственность в процессе познания. Сильная личностная

заинтересованность, внутренняя мотивация так необходимая для творческих достижений теряется в массовом "производстве знаний" [4].

Идея непрерывности образования ("Высшее образование начинается в детском саду") также может пагубно сказаться на развитии творчества, отход от переживаний настоящего, от соразмерных проблем наличного возраста также дезориентирует ребенка. Он привыкает жить будущим, теряя способность видеть насущные проблемы и пути их решения.

Приоритет естественно научным и техническим дисциплинам приводит к тому, что гуманитарные дисциплины и искусство не считаются важными, но именно они позволяют развить в ребенке эмоциональную саморегуляцию, а также социальную и культурную компетентность.

Привязка к оценке эффективности обучаемости (тесты) это безличностная оценка -нет культуры "отношения к критике", нет опыта "права на ошибку" Сама форма тестов как вопроса с предложенными вариантами ответов не соответствует реальной жизни, где проблемы надо сначала обозначить, а потом уже создать решение.

Если говорить о экономических проблемах образования то это в первую очередь большое количество т.н. "сверхквалифицированных специалистов", когда у выпускников ВУЗов есть диплом, но нет навыков нужных работодателю: уверенность в себе, творческое мышление, умение работать в команде. Также это проблема

отношения к творческих людям, почти все компании и организации считают, что обучать свои ресурсы не выгодно выгоднее "отобрать" новых специалистов. Ну и проблема недостаточно квалифицированных работников, где людям, не получившим по каким-то причинам необходимое образование, будет отказано в работе и самореализации, личностные достижения и качества человека при этом не учитываются. Такие люди без необходимой творческой и трудовой самореализации будут личностно деградировать К культурным проблемам образования можно отнести проблему информатизации

современного общества. Ценности

информационного общества уже транслируются в СМИ, современном искусстве, оказывая социализирующее влияние на личность [2, 3]. Скоро образование будет не единственный способ получить информацию, роль учителя как транслятора знаний исчезнет и будет возрастать роль учителя как Наставника, который будет учить культуре работы с информацией.

Личностные проблемы современного образования проявляются в том, что современные ученики очень часто не умеют переживать процесс оценивания. Это порождается отсутствием "культуры критики" и безличностной системой оценивания. Также это проблема нагнетания напряжения ожидание будущего, а не жизнь "здесь-и-сейчас". При этом желание соответствовать эталону "успешного", счастливого человека будет еще больше вызывать внутреннее напряжение, ребенок будет терять внутреннюю психологическую целостность, что может приводить к психологической деформации вплоть до ее патологии.

Таким образом, современная система массового образования во многом препятствует развитию и проявлению человеческого творчества. Преодолевать это влияние культуры современного массового образования могут очень немногие, в то время как изначальная творческая активность присуща всем людям.

Список литературы

1. Любарт Т.К. Психология креативности"/ Т.К. Любарт, С. Муширу, Ф. Торджман, Зенасни. - Москва, 2009 - 215 с.

2. Наливайко Е.И. Психологическое воздействие научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности как ресурс социализации: автореф. дисс... канд.психол. наук/Е.И. Наливайко. - Ярославль, 2009 - 26 с.

3. Титова Е.И. Особенности рефлексии субъектом воздействий научно-фантастических кинофильмов как ресурс формирования ценностей научного творчества / Е.И. Титова // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: матер. Междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2015. - с. 212-214.

4. Робинсон К. Образование против таланта; пер. с англ. Наталии Макаровой. / К. Робинсон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 336 с.

5. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. /М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002 - 272 с.

CREATIVITY AND MASS EDUCATION

TITOVA E.I.

FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: ddidd@inbox.ru

Abstract

In this article observes the problems of mass education on the influence of creative personality development Keywords: Creativity, talent, mass education, personality development of creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.