Научная статья на тему 'Представления о креативности студентов вуза культуры и искусств'

Представления о креативности студентов вуза культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ / ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / CREATIVITY / PERSONAL TRAITS THEORY / IMPLICIT THEORY / PERSONAL SEMANTIC DIFFERENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметгалеева Зульфия Мансуровна

Изложены подходы к изучению креативности, связывающие ее с личностными чертами. Предложен список шестнадцати свойств, имеющих отношение к креативности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке (N = 93, от 18 до 33 лет; студентов Кемеровского государственного университета культуры и искусств, обучающихся на разных направлениях подготовки), с применением специально разработанного униполярного личностного семантического дифференциала. Установлены взаимосвязи креативности и продуктивности, индивидуализма, открытости новому опыту и настойчивости в представлении студентов вуза культуры и искусств. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в виде программ работы со студентами вуза культуры и искусств по расширению их представления о креативности и ее развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implicit Theory of Creativity of University of Culture and Arts Students

The article presents approaches to study creativeness that are connected to personal traits. The researchers suggest the list of traits related to creativity. The results of empirical research are shown that has been conducted on 93 students of Kemerovo University of Culture and Arts (aged from 18 to 33, studying different educational programs). Specially designed unipolar personality semantic differential has been applied. As a result the authors have revealed the correlation between creativity and productivity, individualism, openness to new experience and persistence in the mental representation of students of University Culture and Arts. The results of study may be applied to design special programs for students of higher educational institution of culture and arts aimed at expanding their ideas of creativity and developing it.

Текст научной работы на тему «Представления о креативности студентов вуза культуры и искусств»

and late adulthood (60 years and older). The method of investigation is a semistructured interview. The researchers provide the scheme of qualitative data analysis allowing to identify the contents of social age norms, and, in particular, to identify the criteria underlying the formation of norms. The results of investigation can be applied in psychological counseling, including the resolution of age and personal crises. Key words: social norms, age norms, age, age norms dynamics, qualitative analysis.

References

1. Bicchieri C. The Grammar of society: the nature and dynamics of social norms. New York, 2006. 260 p. (in English).

Ахметгалеева Зульфия Мансуровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Россия E-mail: zula_a@inbox.ru

Изложены подходы к изучению креативности, связывающие ее с личностными чертами. Предложен список шестнадцати свойств, имеющих отношение к креативности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке (N = 93, от 18 до 33 лет; студентов Кемеровского государственного университета культуры и искусств, обучающихся на разных направлениях подготовки), с применением специально разработанного униполярного личностного семантического дифференциала. Установлены взаимосвязи креативности и продуктивности, индивидуализма, открытости новому опыту и настойчивости в представлении студентов вуза культуры и искусств. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в виде программ работы со студентами вуза культуры и искусств по расширению их представления о креативности и ее развитию.

Ключевые слова: креативность, теория личностных черт, имплицитная теория, личностный семантический дифференциал.

Введение

В современном обществе непрерывно возрастает значимость творческого потенциала личности. Зафиксированная в субъективной реальности модель креативности одновременно направляет поведение человека и служит опорой для оценки этого качества у других людей. Понимание того, какие личностные черты связаны в обыденном представлении с креативностью, может дать материал для обогащения научных знаний об этом феномене, а также для составления программ

2. Yanchuk V. A. Kontseptual'nye osnovaniya problemy otklonyayushchegosyapovedniya: sotsiokul 'turno-inter-deterministskaya dialogicheskaya perspektiva (Conceptual foundations of deviant behavior problem: sociocultural-interdeterministic dialogic perspective). Materialy II Mezhdunarodnoy zaochnoy nauch.-prakt. konf. (Proceedings of II International extramural scientific and practical conference). Vladimir, 2011, pp. 35-43 (in Russian).

3. Willig C. Discourse analysis and health psychology. Basingstoke, 2004, pp. 155-169 (in English).

4. van Haaften W. Conceptual change and paradigm change: What's the difference? Theory and Psychology, 2007, no. 17 (1), pp. 59-85 (in English).

' f v / /

работы со студентами вуза культуры и искусств по расширению их представления о креативности и ее развитию.

Теоретический анализ проблемы

В настоящее время существует огромное количество теорий креативности, по-разному определяющих этот феномен. Систематизацию концепций креативности можно найти в работах В. Н. Дружинина, Е. П. Ильина [1, 2]. Как правило, выделяется подход к изучению креативности, связывающий ее с личностными чертами (Д. Б. Богоявленской, А. Маслоу, К. Роджерса, М. Чиксент-михайи), о важной роли личностных черт также пишут Т. Амабиле, Т. Любарт, Р. Стернберг [3-7].

Т. Любарт называет шесть черт, которые, опираясь и на теоретические, и на эмпирические исследования, тесно связаны с креативностью: настойчивость, толерантность к неопределенности, открытость новому опыту, индивидуализм, склонность к риску, психотизм [6, с. 45]. В. Н. Дружинин, ссылаясь на А. Олах, называет черты, присущие творческим людям: независимость, открытость ума, высокая толерантность к неопределенности, развитое эстетическое чувство [1, с. 177], также он упоминает уверенность в своих способностях и силу характера, андрогинность, независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутреннюю мотивацию, стремление к порядку; ставит под сомнение взгляд гуманистических психологов, согласно которому творческой личности присущи эмоци-

УДК 159.922.8, 159.923.3, 378

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

З. М. Ахметгалеева

© Ахметгалеева З. М., 2015

З. М. Ахметгалеева. Представления о креативности студентов вуза культуры и искусств

ональная и социальная зрелость, адаптивность, уравновешенность, оптимизм [1, с. 177-178].

М. Чиксентмихайи провел крупномасштабное исследование креативности, в котором он и его помощники взяли интервью у девяноста выдающихся американцев. В результате он пришел к выводу, что творческих людей отличает комплексность, т.е. сочетание противоречащих друг другу крайностей. Он приводит десять пар противоположных черт, утверждая, что творческие люди способны на обе противоположности, в то время как обычные чаще всего склоняются к чему-то одному. Приведем дихотомии, выделенные М. Чиксентмихайи:

1) огромный запас физической энергии и спокойствие и расслабленность;

2) проницательность, высокий общий интеллект и наивность, конвергентное и дивергентное мышление;

3) игра и дисциплина, ответственность и безответственность;

4) фантазия и здравый смысл;

5) экстраверсия и интраверсия, способность быть одному и способность активно общаться;

6) скромность и гордость, самокритичность и уверенность в успехе в любом деле;

7) сочетание мужских и женских черт, ан-дрогиность;

8) консервативность и бунт, приверженность традиции и способность идти против правил;

9)страсть и объективность, вовлеченность и отстраненность;

10) открытость и чувствительность творческой личности, приносящие ей боль вместе с наслаждением от творческого процесса [4, с. 61-94].

Согласно Р. Стернбергу, огромный интерес представляют не только научные (эксплицитные), но и обыденные (имплицитные) теории интеллекта [8, с. 27]. Наряду с имплицитными теориями интеллекта существуют имплицитные теории креативности и имплицитные теории личности, которые задают системы координат, определяющие поведение людей, его оценку и предсказание. Реконструировать субъективные представления об интересующих исследователя феноменах позволяют психосемантические методы [9].

А. Н. Ворониным было проведено исследование с помощью метода репертуарных решеток Дж. Келли по выявлению имплицитных теорий креативности у людей, находящихся в различных условиях социального окружения. Были обнаружены отличия в представлениях о креативности у школьных учителей и представителей шоу-бизнеса, обусловленные влиянием привычной деятельности [8]. Нами также была предпринята попытка изучить обыденные знания о креативности у студентов творческих специальностей Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Поскольку использовались

«вызванные» конструкты, индивидуальные семантические пространства испытуемых были разнообразны и компоненты, входящие в единый фактор с креативностью, были индивидуальными. Тем не менее были выделены качества, наиболее часто сочетающиеся с креативностью: характеристики коммуникативной сферы (общительность), активность в достижении цели, психодинамические свойства, нравственные качества, необычность [10].

Обобщив вышеперечисленные работы, мы получили следующий перечень качеств, имеющих отношение к креативности:

1) адаптированность: хорошая приспособленность к текущим обстоятельствам, адекватность реакций;

2) высокая впечатлительность: обостренное восприятие, повышенная чувствительность к происходящему;

3) индивидуализм: предпочтение собственных идей, мнения, целей, уверенность в себе;

4) креативность: творческие способности;

5) настойчивость: склонность добиваться решения задачи, какой бы сложной она ни была;

6) «нестандартность»: своеобразность, чудаковатость, непонятность для окружающих.

7) нравственность: гуманизм, высокие моральные качества;

8) общительность: коммуникабельность, дружелюбие;

9) ориентация на коммерческий успех, внимание к материальному вознаграждению;

10) открытость новому опыту: готовность принять новые идеи и знания, любопытство;

11) предпочтение сложных задач простым;

12) продуктивность: результативность, наличие реальных достижений;

13) склонность к риску: готовность отказаться от имеющихся и уже проверенных решений в работе над задачей в пользу нового решения, несущего риски;

14) толерантность к неопределенности: спокойное отношение к неопределенным идеям, стимулам и ситуациям или стремление к ним;

15) чувство юмора: умение найти смешное в необычных ситуациях;

16) эстетические потребности: стремление к красоте, совершенству формы, гармонии.

Далее этот перечень был положен в основу изучения имплицитной теории креативности по принципу семантического дифференциала.

Выборка, методики и методы исследования

В исследовании приняли участие 93 студента различных направлений подготовки и всех курсов, кроме выпускного, Кемеровского государственного университета культуры и искусств, самых разных направлений подготовки. Участникам экс-

Психология социального развития

39

перимента предлагалось дать субъективную оценку выраженности перечисленных качеств у себя и одногруппников по пятибалльной шкале. Таким образом, мы получили униполярный личностный семантический дифференциал и могли применить по отношению к результатам опроса способы анализа данных, применяемые для семантических дифференциалов. Так, с целью выявления, какие качества из перечня связаны в представлении студентов вуза культуры и искусств с креативностью, мы рассчитали коэффициенты корреляций между качеством «креативность» и остальными пятнадцатью.

Для того, чтобы составить психологический портрет наших испытуемых, бралась во внимание их самооценка и подсчитывались средние групповые оценки (самооценка в этом случае не учитывалась) по каждому из шестнадцати вышеперечисленных качеств.

Результаты исследования и их обсуждение

При подсчете средней величины корреляции качества «креативность» с остальными было обнаружено, что в представлении испытуемых более, чем другие, связаны с креативностью продуктивность (среднее значение корреляции с креативностью M = 0,52), индивидуализм (М = = 0,46), открытость новому опыту (М = 0,46), настойчивость (М = 0,45). Остальные характеристики также имеют положительные значения: склонность к риску (М = 0,36); общительность (М = 0,34); эстетические потребности (М = 0,34); адаптированность (М = 0,31); предпочтение сложных задач простым (М = 0,27); нравственность (М = 0,26); нестандартность (М = 0,16); ориентация на коммерческий успех (М = 0,16); толерантность к неопределенности (М = 0,12); чувство юмора (М = 0,3); высокая впечатлительность (М = 0,1).

На следующем этапе, опираясь на среднюю групповую оценку креативности, в каждой студенческой группе были выделены примерно по 15% испытуемых, получивших максимальную оценку этого качества. Иными словами, были выделены творческие лидеры групп. Далее мы сравнили показатели средней групповой оценки остальных качеств креативных лидеров и остальных участников эксперимента.

Испытуемые, оцененные остальными как более креативные, в восприятии одногруппников отличаются также большим индивидуализмом (р < 0,018), открытостью новому опыту (р < 0,039), продуктивностью (р < 0,003). При сравнении самооценки те, кто был остальными оценен как более креативный, считают себя более продуктивными (р < 0,001). Интересен тот факт, что самооценка креативности данных испытуемых выше, чем у остальных, но с уровнем значимости только р < 0,036.

Таким образом, результаты данного исследования свидетельствуют, что существует взаимосвязь креативности и продуктивности, индивидуализма, открытости новому опыту в представлении испытуемых и более высокая оценка по этим показателям участников эксперимента, оцененных остальными как более креативные. Настойчивость связана с креативностью в обыденном сознании, однако креативные лидеры не были оценены по ней более высоко, чем остальные. Кроме того, те, кого оценили как более креативных, не так выделяют свои творческие способности, как это делают окружающие.

Заключение

Исследование обыденного представления о креативности студентов вуза культуры и искусств показало, что далеко не все качества, описанные в психологической литературе как имеющие отношение к креативности, представлены в сознании наших испытуемых. Их понимание креативности близко к определению, данному Т. Любартом, как способности «создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится» [6, с. 20]. Можно сказать, что они более ориентированы на результат, нежели на процесс творческой деятельности. При создании программ работы со студентами по расширению представления о креативности и ее развитию стоит обратить их внимание на такие качества, как впечатлительность, чувство юмора, толерантность к неопределенности, нестандартность и другие.

Библиографический список

1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2008. 368 с.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2012. 448 с.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 320 с.

4. ЧиксентмихайиМ. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М., 2013. 528 с.

5. Amabile T. M. Componential theory of creativity // Harvard Business School Working Paper. April 2012. № 12-096. URL: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20 Files/12-096.pdf (дата обращения: 10.02.2015).

6. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М., 2009. 215 с.

7. SternbergR. J. The assessment of creativity : An investment-based approach // Creativity Research Journal. 2012. Vol. 24, iss. 1. P. 3-12. URL: http://www4.ncsu. edu/~jlnietfe/Creativity_&_Critical_Thinking_Articles_ files/Sternberg%20%282012%29.pdf (дата обращения: 10.02.2015).

8. Воронин А. Н. Имплицитные теории креативности при изменении параметров «окружающей среды» //

40

Научный отдел

А. А. Акбарова. Социальная активность как элемент социального самоопределения молодежи

Психология способностей : современное состояние и перспективы исследований : материалы науч. конф., посв. памяти В. Н. Дружинина. М., 2005. С. 26-30.

9. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М., 2008. 382 с.

10. Ахметгалеева З. М. Имплицитная теория креативности у представителей творческих специальностей // Психологические исследования интеллекта и творчества : материалы науч. конф., посв. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина. М., 2010. С. 113-116.

Implicit Theory of Creativity of University of Culture and Arts Students

Zulfia M. Akhmetgaleeva

Kemerovo State University of Culture and Arts 17, Voroshilova str., Kemerovo, 650029, Russia E-mail: zula_a@inbox.ru

The article presents approaches to study creativeness that are connected to personal traits. The researchers suggest the list of traits related to creativity. The results of empirical research are shown that has been conducted on 93 students of Kemerovo University of Culture and Arts (aged from 18 to 33, studying different educational programs). Specially designed unipolar personality semantic differential has been applied. As a result the authors have revealed the correlation between creativity and productivity, individualism, openness to new experience and persistence in the mental representation of students of University Culture and Arts. The results of study may be applied to design special programs for students of higher educational institution of culture and arts aimed at expanding their ideas of creativity and developing it. Key words: creativity, personal traits theory, implicit theory, personal semantic differential.

References

1. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey (Psychology of general abilities). St.-Petersburg, 2008. 368 p. (in Russian).

2. Il'in E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odaren-nosti (Psychology of creation, creativity, talent). St.-Petersburg, 2012. 448 p. (in Russian).

УДК 159.9.072.432

А. А. Акбарова

Акбарова Анастасия Азаматовна - соискатель, лаборатория социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия

E-mail: Anastasia.akbarova@gmail.com

Изложены основные положения комплексной модели самоопределения. Показано, что социальная активность является важным как компонентом, так и индикатором социального самоопределения. В связи с этим представляется, что социальная активность явля-

3. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey (Psychology of creativity). Moscow, 2002. 320 p. (in Russian).

4. Chiksentmikhayi M. Kreativnost'. Potok i psikhologiya otkrytiy i izobreteniy (Creativity. Flow and psychology of discovery and invention). Moscow, 2013. 528 p. (in Russian).

5. Amabile T. M. Componential theory of creativity. Harvard Business School Working Paper. April 2012, no. 12-096. Available at: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20 Files/12-096.pdf (accessed 10 February 2015) (in English).

6. Lubart T., Mouchiroud C., Tordjman S., Zenasni F. Psi-khologiya kreativnosti (Psychology of creativity). Moscow, 2009. 215 p. (in Russian).

7. Sternberg R. J. The Assessment of Creativity: An Investment-Based Approach. Creativity Research Journal, 2012, vol. 24, iss. 1, pp. 3-12. Available at: http://www4. ncsu.edu/~jlnietfe/Creativity_&_Critical_Thinking_Ar-ticles_files/Sternberg%20%282012%29.pdf (accessed 10 February 2015) (in English).

8. Voronin A. N. Implitsitnye teorii kreativnosti priizmenenii parametrov «okruzhayushchey sredy» (Implicit theory of

creativity under changing the «environment»). Psikholo-giya sposobnostey: sovremennoe sostoyanie i perspektivy issledovaniy: materialy nauch. konf., posv. pamyati V. N. Druzhinina (Current state and perspectives of researches: Proceedings of the scientific conference dedicated to V. N. Druzhinin). Moscow, 2005, pp. 26-30 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Serkin V. P. Metodypsikhologii sub'ektivnoy semantiki i psikhosemantiki (Methods of psychology subjective semantics and psychosemantics). Moscow, 2008. 382 p. (in Russian).

10. Akhmetgaleeva Z. M. Implitsitnaya teoriya kreativnosti upredstaviteley tvorcheskikh spetsial'nostey (Arts representatives' implicit theory of creativity). Psikhologicheskie issledovaniya intellekta i tvorchestva: materialy nauch. konferentsii, posv. pamyati Ya. A. Ponomareva i V. N. Dru-zhinina (Psychological research of intellect and creativity: Proceedings of the scientific conference dedicated to Ya. A. Ponomarev & V. N. Druzhinin ). Moscow, 2010, pp. 113-116 (in Russian).

ется необходимым феноменом для изучения при исследовании социального самоопределения. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на молодежной выборке ^ = 100 чел., 18-30 лет), с применением диагностического инструментария: стандартизированной программы исследования социального самоопределения, разработанной А. Л. Журавлевым и А. Б. Купрейченко. Установлено, что социальная активность современной молодежи, в первую очередь,

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

© Акбарова А А, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.