Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО И.А. СУЗДАЛОВА-САПАЛААЙ СКАЗИТЕЛЯ - ОЛОНХОСУТА АБЫЙСКОГО УЛУСА'

ТВОРЧЕСТВО И.А. СУЗДАЛОВА-САПАЛААЙ СКАЗИТЕЛЯ - ОЛОНХОСУТА АБЫЙСКОГО УЛУСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛОНХО / ОЛОНХОСУТЫ / ЭПОС / И.А. СУЗДАЛОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Туласынова Н.Ю., Черемкина А.Е., Павлова М.Г.

В статье рассмотрен якутский эпос Олонхо, который является сокровищем народа, традицией, родословной, связью поколений, культурным кодом и историей. Духовный потенциал олонхо заключается в идеях планетарного единства и сплоченности людей срединного мира. Смысл всех свершений главных героев эпоса заключается в объединении своего этноса и достижении межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов. Сегодня это одна из самых актуальных проблем мирового развития во всех точках земного шара. Целью данного исследования является творчество И.А. Суздалова - Сапалаай, сказителя-олонхосута, Айыы ойууна Абыйского улуса Республики (Саха) Якутия. Объект исследования: олонхо и сказители Абыйского района Республики (Саха) Якутия. Задачи исследования: составить список олонхосутов Абыйского района; раскрыть жизнь и творчество и проанализировать отрывок олонхо И.А. Суздалова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF I.A. SUZDALOV-SAPALAAY THE STORYTELLER - OLONKHOTELLER OF ABYISKIY DISTRICT

The article considers the Yakut epic Olonkho, which is the Yakut nation’s treasure, a tradition, genealogy, generational bridge, cultural pattern and history. The spiritual potential of olonkho lies in the ideas of planetary unity and cohesion of the people of the world. The meaning of all the achievements of epic’s main characters is to unite the ethnos and achieve interethnic harmony, friendship and cooperation of peoples. Today, this is one of the most topical issues of world development in all parts of the world. The purpose of this study is to present the work of I.A. Suzdalov - Sapalai, the storyteller, olonkhoteller, Aiyy-oiyyn of Abyiskyi region of the Republic of Sakha (Yakutia). The object of study: olonkho and storytellers of Abyiskyi region of the Republic of Sakha (Yakutia). The tasks of the study: to compile a list of olonkhotellers of the Abyiskyi region; to reveal the life and creativity and analyze the extract of olonkho by I.A. Suzdalov.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО И.А. СУЗДАЛОВА-САПАЛААЙ СКАЗИТЕЛЯ - ОЛОНХОСУТА АБЫЙСКОГО УЛУСА»

ТВОРЧЕСТВО И.А. СУЗДАЛОВА-САПАЛААЙ СКАЗИТЕЛЯ - ОЛОНХОСУТА

АБЫЙСКОГО УЛУСА

Н.Ю. Туласынова1, канд. пед. наук, доцент А.Е. Черемкина2, учитель М.Г. Павлова1, магистрант

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

2Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Абыйская средняя

общеобразовательная школа имени д.т.н. Слепцова А.Е.»

1(Россия, г. Якутск)

2(Россия, с. Абый)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-1-115-119

Аннотация. В статье рассмотрен якутский эпос Олонхо, который является сокровищем народа, традицией, родословной, связью поколений, культурным кодом и историей. Духовный потенциал олонхо заключается в идеях планетарного единства и сплоченности людей срединного мира. Смысл всех свершений главных героев эпоса заключается в объединении своего этноса и достижении межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов. Сегодня это одна из самых актуальных проблем мирового развития во всех точках земного шара. Целью данного исследования является творчество И.А. Суздалова - Сапалаай, сказителя-олонхосута, Айыы ойууна Абыйского улуса Республики (Саха) Якутия. Объект исследования: олонхо и сказители Абыйского района Республики (Саха) Якутия. Задачи исследования: составить список олонхосутов Абыйского района; раскрыть жизнь и творчество и проанализировать отрывок олонхо И.А. Суздалова.

Ключевые слова: олонхо, олонхосуты, эпос, И.А. Суздалов.

Введение. Олонхо - эпос, который занимает одно из ведущих мест в традициях фольклора народов Якутии, ценный клад оставленный предками, уникальный код культуры и традиций. 25 ноября 2005 г. якутский героический эпос олонхо был провозглашен «Шедевром Устного Нематериального Культурного Наследия Человечества» в штаб-квартире ЮНЕСКО.

Для якутского народа олонхо - это энциклопедия мудрости, искусства и поэзии. Это музей, где собран весь алмазный фонд поэтического гения народа, все вершины духовного и материального творчества. В олонхо, как в фокусе можно видеть и чувствовать силу очарования якутского слова. Кто мыслит образами и наделен способностью понимать и постигать красоту и глубину мысли народного гения, тот найдет в якутском олонхо гимн человеку, одерживающему победу над чудовищными противоречиями природы и общества, стоящему за коллектив, за народ, готовому даже принять смерть за свою высокую идею [3, с. 6].

Олонхо - это зеркало, отображающие древние традиции, мифологические и религиозные верования, а также быт якутского народа. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. «На протяжении веков олонхо передавалось из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины. Олонхо - явление весьма своеобразное и неповторимое, его красота и прелесть заключаются в том, что оно изображает «детство человеческого общества», его сила и красота - в древности, в некой первобытности, в детской небывалой наивности и в девственной чистоте и красоте восприятия» [6, с. 513].

Творцами олонхо, его исполнителями и хранителями были певцы - сказители, олонхосуты. Согласно преданиям, первым олонхосутом, родоначальником эпоса был Сээркэн Сэсэн, ставший одновременно и персонажем сказаний мудрый, старый со-

ветчик героев. Это одно из древнейших имен эпических певцов наряду с создателями древнегреческого эпоса - Гомером и русского - Баяном.

Народная память сохранила большое количество имен олонхосутов начиная с XVII века: Т. Захаров - Чээбий, Н. Абрамов - Кынат, Д. Говоров, С. Петров, Е. Иванова, С.А. Зверев и др. Якутский эпос-олонхо развивался и на крайнем севере Якутии, а в частности в Абыйском улусе, о чем свидетельствуют материалы и публикации в газетах и сборниках. По мнению исследователей Илларионовой Т.В. и Дмитриевой О.Н. абыйские олонхо вошли в научную литературу во второй половине XIX в. Абыйский фольклор изучали и собирали А.А. Саввин, П.М. Васильев, И.А. Худяков, Г.У. Эргис, В.В. Илларионов, П.Н. Дмитриев, Т.В. Илларионова и абыйские исследователи: Н.В. Слепцов-Абыйчанин, К.Н. Никулин -Куоста Хотугуурап, К.Т. Новиков.

Абыйский фольклор был изучен фольклористом А.А. Саввиным во время его фольклорной экспедиции. Согласно путевым заметкам и отчетам, фольклорист работал в Абыйском районе в 1939-1941 гг. встречался со сказителями, являлся свидетелем их деятельности. Он записал 1 олон-хо, 2 сюжета олонхо, 27 сказок, 17 скороговорок, 122 загадки, 11 пословиц. По сведениям информаторов, олонхо не было сильно развито в Абыйском улусе, в основном слушали сказителей олонхо Якутского округа ("дойду дьоно") и соседнего Верхоянского улуса [1, с. 533].

Фольклорист отмечал, что жители Абыйского улуса и сказители называли олонхо "ырыалаах олонхо" (олонхо с песней). Данный факт также подчеркивал И.А. Худяков: "Якутская сказка неразлучна с песней: "Скажи-спой сказку" (Ыллаа-олонхолоо), - говорят сказочнику. И начинает сказочник "петь-говорить" целую эпопею, в которой упоминается множество событий, множество богов, дьяволов, героев, описания разных мест бывают чрезвычайно подробны до самых мелочей..." [1, с. 534].

А.А. Саввин в любом улусе составлял список талантливых исполнителей устного народного творчества: тойуксутов, певцов,

шаманов, сказителей олонхо. Список талантливых людей Абыйского улуса представил председатель Абыйского наслега Рязанский. В список вошли сказители олонхо С.Н. Никулин (64 года), П К. Потапов (47 лет), А.К. Ефимов (40 лет)) [6, с. 1]. В наслеге Уолбут (Кенг-Кюёль) проживают сказители И.А. Суз-далов (53 года), П.Д. Садовников (52 года) [5, с. 2], в список председателя наслега Майыар (Кэбэргэнэ) Хабарова вошли три сказителя олонхо: М.И. Черов, П.Ф. Никулин, И.Ф. Никулин [5, с. 3]. В наслеге Му-нурдаах (Сыаганнаах) проживают В.Е. Ам-мосов (1892 гр.), М.Н. Слепцов (1894 г.р..), А.Н. Дохунаев (1910 г.р.), П.Т. Ильяхов (1882 г.р.), К.П. Чирков (1879 г.р.), Н.Н. Ильяхов (1893 г.р.), А.В. Аммосов (1918 г.р.), А.Р. Черов (1914 г.р.), Д.Р. Черов (1900 г.р.) [5, с. 4].

Согласно А.А. Саввину «героический эпос Абыйских якутов, как по своей художественности так и содержательности стоит гораздо ниже героического эпоса Верхоянских якутов. Зато здесь значительной ценностью отличается религиозный фольклор, как по своему внутреннему содержанию, так и по своей поэзии. Местный религиозный фольклор в религиозном фольклоре якутов занимает особое место» [4, с. 14].

Якутский фольклорист, П.М. Васильев в своем отчете написал: «Всего по Абый-скому району мною собрано: 1 олонхо (полный текст), 7 сюжетов олонхо, 1 отрывок из олонхо, 21 сказка, 15 алгысов (заклинаний), 27 текстов (частично не полных) народных песен-импровизаций, несколько образцов чабыргах, около 70 названий различных легенд, преданий, рассказов о старине [1, с. 533].

Из-за труднодоступности улуса многие фольклорные материалы не были напечатаны и подробно не изучены.

И.А. Суздалов - Сапалаай: жизнь и творчество

Иван Андреевич Суздалов - Сапалаай -(1882-1958) - белый шаман "Айыы ойууна", сказитель-олонхосут, работал в колхозе. Он родился в Эльгетском улусе, ныне Абыйском, Уолбутском (Кенг-Кюёль) наслеге, в бедной семье.

Жители вспоминали описательную песню Ивана Андреевича про себя: Иитиллибит ийэ сирбит Иирэ талах кытыллаах, Ирим-дьирим CYYPYктээх Индигиирбит биэрэгэр. Кэрэ, YTY0 хатьщнар Кэккэлэhэ YYммYттэр. Кэрдэн ылан кээhимэц-Кэриэс тылбын этэбин. Сурулларым Суусталап, Уучча аатым Уйбаанчык, А5ам аата ЭндYрэй, Сахам аата Сапалаай Внучка И.А. Суздалова, Татьяна Васильевна Суздалова, о дедушке пишет, что он был очень добрым, отзывчивым, помогал всем, чем мог, действительно был человеком - Богом. «Эhэм ортоку YPДYнэн уцуохтаах, сырдык хааннаах, бааЬынай-дыцы одонньор этэ. ЭбYгэлэрэ Ал-лайыаханан, Оhоогул кYeлYнэн, Ураhалаах нэhилиэгинэн олоро сылдьыбыттар быйы-лаах... Эhэм сYPДЭэх кердеех - нардаах, элбэх кэпсээннээх, дьон бары убаастыыр, CYбэлэтэр одонньордоро этэ" (Дед был ростом выше среднего, светлых кровей. Предки были родом из Аллайховского улуса, жили вблизи озера Ожогино в Ура-салаахском наслеге... Дедушка был очень жизнерадостным, общительным, уважаемым человеком. К нему многие приходили за советом и помощью). Жена И.А. Суздалова - Анастасия Максимовна Суздалова (Софронова), родом из Колымских земель. В Абые они жили на берегу озера Ньалыым.

И.А. Суздалов имел способности шамана, был "белым шаманом" "Айыы ойууна", занимался народной медициной, лечил людей, в народе его называли "одонньор" (дедушка). По мнению В.А. Кондакова "Суздалов один из белых шаманов Абый-ского района. Он научился искусству шамана в Колымском округе. Это человек сорока пяти лет, здоровый, энергичный. Ударник и бригадир колхоза, семейный, средняк. Записал в Уолбуте несколько народных песен, а у Суздалова Ивана сюжеты нескольких мистерий, а также везения о белых шаманах» [2, с. 147]. Известный фольклорист А.А. Саввин успел записать ценные материалы «по культу белого

шаманизма» из уст И.А. Суздалова, достоверно знавшего древние обряды «Кут ара-арыы», «Айыы ыЛыада», «АйыыЛыт», «Айыы ойууна», «Байанай алгыйа», «Кут CYYPДYYтэ» и другие.

И.А. Суздалов в Абыйском улусе также известен как сказитель олонхо - олонхосут (олонхоhут). В молодом возрасте он в некоторое время жил на Колыме. Там он познакомился с известным олонхосутом Митрофаном Ивановичем Слепцовым -Остоойус. М.И. Слепцов являлся главным учителем И.А. Суздалова, у него он научился фольклору, сказительству олон-хо.

Список олонхо И.А. Суздалова:

- "YчYгэй YeтYлээн бухатыыр" - отрывок;

- "Эрэйдээх-Буруйдаах Эр Содотох";

- "Бэс арыы кэтэдинэн быстыбытын курдук Мэчинэ дьоруо аттаах Мэриэт Мэргэн";

- "^енэм Мэргэн";

Обычаи, предания (Сиэрдэрэ-туомнара):

- ЫЬыах ыЛыы;

- Ситии тардыы;

- ДьeheгeЙY тардыы;

- Ынах-CYehY Айыытын тардыы;

- Барыылаах тардыы;

- КYeл, уу байанайыгар киирии;

- Сылам Айыытын тардыы (Эрдэ хаары суох гынаары);

- Былыты кeтegYY (халлааны чэги-эрдээри);

- Ыарыыга кыырыы (алдаа^ш);

- Кут араарыы;

- Кут CYYДYЙYY; (матриалы Жирко-ва ЕВ).

Олонхо И.А. Суздалова - Сапалаай «YчYгэй Yeтэлээн бухатыыр» полностью не изучено и не собрано. Мы имеем доступ только к одному отрывку, записанному фольклористом А.А. Саввиным 2 мая 1940 года, текст был записан на 10 листах с двух сторон, на тот момент олонхосуту было 58 лет.

Общие сведения по отрывку эпоса И.А. Суздалова - Сапалаай:

1) Структура олонхо. Отрывок состоит из 590-650 строк. Согласно сюжету - это вступительная часть олонхо. Если сравнить с известными олонхо, олонхо Сузда-

лова состоит из коротких предложений. В основном, одна строка имеет 3-4 слова.

2) Действие эпоса происходит одновременно в трех пространствах: верхнем, среднем и нижнем. Есть Айыы аймака -среднее пространство; верхнее - Айыы, божества; нижнее- абаасы, злые духи.

3) Герои эпоса:

- Баай Харахаан Тойон одонньор

- Лабыцхачаан одонньор

- Баай Харахаан одонньор

- Симэхсин Эмээхсин

- Харахаан кыргыттара:

- Ытык Сылайдаан

- ^н Намырыына

- Диэрэ Дэхси

- Айыы бухатыыра

- Абаа^1 уола, бухатыыра

- Yeтэлэц Бухатыыр

- Алый Тургуйа бухатыыр (упоминается)

- Алый Туруйа бухатыыр (упоминается)

- Дьэгэ-Бааба

- ^ннэли Мэргэн

- Айыы Дьаргыл удадан

- Ала Сылайдаан удадан

- ^ннэли Бэргэн

В эпосе Сапалаайа упоминаются следующие животные (птицы, млекопитающие, насекомые):

- Бухатыыр ата - конь богатыря

- СYehY - ынах - корова, сылгы - лошадь, биэ, убаhа (разновидность лошади)

- Атыыр одус - бык

- Оодуй одус, аадый - паук

- Нэк тугут кыыл - олень

- Барыллыа - беркут (вид орла)

- Суор - ворон

- Далан ексе^ кыыл - двуглавый орел (эпический персонаж)

- Кугас кулун - серый = коричневый жеребёнок

- Кугас торбос- серый = коричневый теленок

- Кытылак - стерх

- Мохсодол кыыл - сокол-сапсан

- Хахай - лев

В отрывке рассказывается как Айыы бухатыыра (Богатырь Айыы- верхнего пространства) идет спасать девушку от Абаа^1 бухатыыра (Богатырь злых духов, жителя нижнего пространства). По пути в нижний мир он встречает разных живот-

ных, людей и Айыы (божества). В нижнем мире сражается с Абаа^1 бухатыыр и спасает девушку.

Олонхо И.А. Суздалова проповедует такие высокие ценности как брак, патриотизм, самоотверженность, вера в свой народ, уважение к минувшим временам. Как и во всех эпических произведениях, структура и сюжет эпоса И.А. Суздалова соответствует структуре и сюжету якутского олонхо.

Заключение. Для любого народа самой первой ступенькой в его развитии и росте являются народные песни, его эпосы. Якутское олонхо обширно, глубоко, язык его высокохудожествен. Якутское олонхо - эпос древний, чрезвычайно богатый и сильный, вобравший в себя многовековые мысли, жизнь и эпосы многих народов. Самое ценное в песне, олонхо - это сила языка, его образность, красочность.

Олонхо действительно существовало в Абыйского районе, а сказители были великими людьми, просветителями своей родной земли. Они оставили бесценный материал, самое главное, историю для нынешних и будущих поколений. Абыйский фольклор изучали, собирали А.А. Саввин, П.М. Васильев, И.А. Худяков, Г.У. Эргис, Н.В. Слепцов-Абыйчанин, К.Н. Никулин -Куоста Хотугуурап, К.Т. Новиков, В.В. Илларионов, П.Н. Дмитриев,

Т.В. Илларионова и др. Благодаря фольклористам, исследователям вышло несколько книг и сборников, только благодаря данным исследователям мы узнаем о фольклоре крайнего севера, а именно Абыйского улуса.

И.А. Суздалов-Сапалаай - олонхосут, имел дар шаманизма, был белым шаманом. Многие старейшины поселения вспоминают его как человека мирного, доброго и великого. Олонхо И.А. Суздалова как и олонхо других северных районов, несомненно, представляет собой более, старинную примитивную форму якутского героического эпоса. В нем четко выражены легендарные и сказочные элементы, оно более богато обрядами.

В перспективе требуется проанализировать творчество олонхосутов Абыйского улуса РС(Я), провести лингвистический анализ олонхо И.А. Суздалова. Олонхо се-

верных районов могут быть более надеж- ния вопроса о генезисе якутского олонхо. ным источником для научного исследова-

Библиографический список

1. Илларионова, Т.В. Из истории собирания фольклора в Абыйском улусе Республики Саха (Якутия) / Т.В. Илларионова, О.Н. Дмитриева // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - №6 (73). - С. 532-533.

2. Кондаков, В.А. Тайны сферы шаманизма. - Якутск. - 1999. - 213 с.

3. Омоллон, С. Полное собрание сочинений: [в 14 томах]. Том 8. Эпос олонхо и эпическая поэзия саха (якутов). - Якутск. - 2007. - Т. 8. - 248 с.

4. Саввин, А.А. Отчёт северной экспедиции 1940 / Рукописный фонд ИГИПМНС СО РАН. Ф. 5; оп. 7; д. 462: 20.

5. Учет сказителей Абыйского района / Рукописный фонд ИГИПМНС СО РАН. Ф. 5; оп. 7; д. 463.

6. Якутия. Историко-культурный атлас / составители: А.И. Аверинский, В.Л. Александров, А.А. Алексеев [и др.]. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2007. -869 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE WORK OF I.A. SUZDALOV-SAPALAAY THE STORYTELLER -OLONKHOTELLER OF ABYISKIY DISTRICT

N.U. Tulasynova1, Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor A.E. Cheremkina2, Teacher M.G. Pavlova1, Graduate Student

1North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

2Municipal state funded educational institution «Abyiskaya secondary school named after doctor of science A.E. Sleptsov» 1(Russia, Yakutsk) 2(Russia, Abyi)

Abstract. The article considers the Yakut epic Olonkho, which is the Yakut nation's treasure, a tradition, genealogy, generational bridge, cultural pattern and history. The spiritual potential of olonkho lies in the ideas ofplanetary unity and cohesion of the people of the world. The meaning of all the achievements of epic's main characters is to unite the ethnos and achieve inter-ethnic harmony, friendship and cooperation of peoples. Today, this is one of the most topical issues of world development in all parts of the world. The purpose of this study is to present the work of I.A. Suzdalov - Sapalai, the storyteller, olonkhoteller, Aiyy-oiyyn of Abyiskyi region of the Republic of Sakha (Yakutia). The object of study: olonkho and storytellers of Abyiskyi region of the Republic of Sakha (Yakutia). The tasks of the study: to compile a list of olonkhotellers of the Abyiskyi region; to reveal the life and creativity and analyze the extract of olonkho by I.A. Suzdalov.

Key words: olonkho, olonkhotellers, epic, I.A. Suzdalov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.