ТВОРЧЕСТВО Э.-Э. ШМИТТА В КОНТЕКСТЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ ИДЕЙ
Работа представлена кафедрой зарубежной литературы.
Научный руководитель - доктор филологических наук, доцент Т. А. Федяева
Э.-Э. Шмнтт - современный французский прозаик н драматург, творчество которого сочетает в себе следование канонам постмодернизма в литературе с их критическим пересмотром. В своих произведениях писатель предлагает новый взгляд на постмодернистскую действительность. Основанием для него служит реабилитация общечеловеческих морально-этических ценностей.
Eric-Emmanuel Schmitt is a modern French prose writer and playwright whose works exhibit a combination of the postmodern canon and the critical discussion of that canon. In his writing, Schmitt offers a new vision of postmodern reality, with rehabilitated universal moral and ethical values constituting the basis upon which it rests.
Творчество Эрика-Эмманюэля Шмитта хронологически вписывается в современное культурное течение - постмодернизм, но фактически выходит за его рамки. Заявлен-
ная писателем положительная программа жизни, основанная на реабилитации общечеловеческих ценностей, не соответствует пессимистическим настроениям постмодер-
на. Сам о себе писатель говорит: «Я, скорее, не постмодернист, а гуманист - в последнем, во всяком случае, я не сомнева-
1 тт
юсь» . Несмотря на внешнюю связь с постмодернизмом - переработка различного рода мифов (литературных, исторических), экспериментальное использование техники «нового романа» («Секта эгоистов»), критику рационализма («Евангелие от Пилата», «Цикл Незримого»), творчество Эри-ка-Эмманюэля Шмитта не вписывается в каноны постмодернистского мировидения. Прежде всего это проявляется в его стремлении вернуть значимость гуманистических ценностей, т. е. восстановить тот внутренний морально-этический стержень личности и общества, который был расшатан и разрушен эстетикой постмодернизма.
В 1980-е гг., на которые приходится пик развития постструктуралистских идей, заложивших фундамент постмодернизма, Э.-Э. Шмитт получает философское образование в элитной высшей школе Парижа Ecole Normale Superieur, где он учился у одного из основоположников постмодернизма Жака Деррида. Прослеживая тенденции постмодернизма во всем творчестве Шмитта, можно выявить точки соприкосновения и расхождения его позиций с пост-структуралистскими идеями Дерриды. Например, идея толерантности, вокруг которой строятся многие произведения Шмитта, восходит к дерридианской идее разрушения бинарных оппозиций. Также Шмитт соглашается с подходом Дерриды к философии как «особому литературному жанру», что выражается в процессе интеграции философии и художественной литературы. Эта общая черта роднит их с просветителями, освоившими мастерство обличения философских идей и рассуждений в литературные формы.
Просвещение близко Шмитту в главном его принципе: направлять людей к Добру
и Справедливости. Для современного человека, заблудившегося в «возможных мирах» и «заигравшегося» в их интерпретации,
Шмитт предлагает вернуться к простым истинам, а также восстановить в своих правах идеи гуманизма. Кроме того, ориентация на идеалы Просвещения дает возможность Шмитту вернуть бытию структурность и гармоничную организацию, поскольку эта эпоха вызывает из небытия метафизический способ мышления. Писатель не только возрождает метафизику, развенчанную постструктуралистами и постмодернизмом (в частности, Ж. Деррида выступал с критикой «метафизического способа мышления»), но и утверждает иерархическую структуру универсума с идеей высшего начала. В результате постмодернистскому представлению о мире как хаосе, возникшем вследствие кризиса в сфере научно-естественного знания в начале XX столетия, Шмитт противопоставляет мир-космос, гармоничный универсум. Своими произведениями он отменяет постмодернистскую чувствительность, понимаемую как «ощущение мира как хаоса, где отсутствуют какие-либо критерии ценностной и смысловой ориентации мира, отмеченного
«кризисом веры» во все раннее существо-2
вавшие ценности» .
Постмодернистская философия исключает такие понятия, как Бог, истина,разум, смысл жизни, так как она «развенчивает абсолютное и индивидуальное как два западных мифа, сложившиеся поступательно
3
в средние века и в Новое время» . Провозглашая отказ от универсальной Истины, постмодернизм тем самым утверждает наличие самоценных мнений, не претендующих на абсолют, но имеющих равные права на существование, что ведет к разрушению целостной картины мира. В своих произведениях Шмитт не отменяет постмодернистский принцип многообразия и плюрализма, но ставит над ними идею Бога, который объединяет в себе все это многообразие и при этом является неоспоримым источником Справедливости и Истины. Подчеркнем, что Шмитт не отказывает в существовании персонифицированной ис-
тины, зависящей от разных обстоятельств, однако в отличие от постмодернизма писатель признает существование универсальной Истины, основу которой составляют любовь и уважение к Человеку.
Для Ихаба Хассана, американского исследователя, все искусство постмодернизма «обнаруживает тенденцию к «молчанию», т. е. «с метафизической точки зрения»
4
ничего не говорит о «конечных истинах» , в то время как Шмитт обращается именно к поискам этих «конечных истин». Он находит их не в индивидуальном внутреннем мире человека, а в универсальных метаповествованиях внешних по отношению к индивиду, о недоверии к которым заявил в своей программной работе «Постмодернистский удел» Ж.-Ф. Лиотар. В роли метаповествований у Шмита выступают миф, религия, литературно-художественная традиция, психология. Опираясь на эти системы, Э.-Э. Шмитт возвращает человека на путь поиска истин, в то время как постмодернистская философия отказывала ему в этом.
Еще одна линия дистанцирования Шмитта от постмодернизма связана с философией языка. Специфика философии языка Эрика-Эмманюэля Шмитта, с одной стороны, базируется на диалогическом дискурсе, а с другой - проявляется в сфере комического - в юморе.
С философией диалога Шмитта сближает его отнесение себя к религиозной ветви экзистенциализма (философия Кьеркегора),
поскольку «диалоговая философия - часть „ 5
экзистенциальной аксиологии» : «В отличие от Сартра, который был экзистенциа-листом-атеистом, я - верующий экзистенциалист» . Кьеркегор в своей философии вместо субъект-объектных отношений «я» с миром (тезис идеалистической философии) предлагалет субъект-субъектные. Этот подход сделал возможным возникновение «философии диалога как единой теории»7, сформулированной Ф. Эбнером и М. Бубером и позднее доработанной М. Бахтиным.
Шмиттовская философия языка возвращается к истинному смыслу диалоговой концепции Бахтина, переиначенной постструктуралистами. Главным образом речь идет о Ю. Кристевой и Ж. Дерриде. В понимании Бахтина, диалогичность - это «особая форма взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями»8. Кристева, опираясь на бахтинскую идею диалога, вводит в постмодернистское литературоведение понятие интертекстуальности. Однако французская исследовательница восприняла эту идею «чисто формалистически, ограничив его (диалог) сферой литературы и сведя ее (идею диалога)
9
до диалога между текстами» . Таким образом, под интертекстуальностью подразумевалась способность текста взаимодействовать с другими текстами. Основание этого явления составляет дерридианский тезис о лишении знака его референциальной функции. В рузультате происходило размывание смысла, который в этих условиях было невозможно зафиксировать, а значит, процесс коммуникации был затруднен. В дер-ридианской концепции языка коммуникация превращалась в свободную игру означающих с полным отсутствием смысла. Диалоговая философия языка в трактовке постструктуралистов приобретала формалистическое и игровое оформление.
Диалог как постмодернистская интертекстуальная игра в творчестве Шмитта превращается в диалог как встречу сознаний, через которую открывается проблематичность бытия: «Я всегда рассказываю истории встреч, которые показывают, что
жизнь намного богаче, чем мы ее себе пред-10
ставляем» . Встреча является условием, предпосылкой диалога, и поиск истины из области философских рассуждений переводится в область межличностных отношений. Шмитт возвращает к жизни субъект, о «смерти» которого заявляли постструктуралисты. Только при этом условии оказалось возможным возвращение понятию «диалог» изначально вкладываемого в него
Бахтиным смысла. Диалогичность творческого метода Шмитта восходит к идее диалога М. Бахтина - «два голоса - это минимум бытия». Для шмиттовских героев общение разворачивается как взаимный поиск истины, она для них не задана, но формируется в ходе диалога.
Диалог представляет конституирующий принцип творчества Э.-Э. Шмитта: «Я глубоко устный писатель»". Ориентация писателя на устную речь, на произнесенное слово ставит его в оппозицию к грамматологии Дерриды, суть которой заключалась в утверждении «примата графического
оформления языка над устной, живой ре-
12 тт -
чью» . На место «письма» как одной из
характерных черт постмодернизма у Шмитта встает живое общение, непосредственный обмен мнениями. Жизнь, выраженная в слове, заботит Шмитта, именно поэтому в его произведениях так мало описаний и так много речи.
Оптимистической тональности своих произведений Шмитт добивается благодаря пересмотру ироничного постмодернистского отношения к реальности. Иронию
как «смыслообразующий принцип... искус-13 ттт
ства» Шмитт заменяет примиряющим юмором. В постмодернизме иронический модус является философски отрефлексиро-ванной гносеологической установкой, возникшей в результате «характерного для XX в.
14
кризиса прогрессистского мышления» . Она позволяла художнику утвердить релятивизм общепризнанных ценностей, высме-
ять стереотипы и условности классической
культуры. Постмодернистский ироничный
к 15
«способ мировосприятия» превращал
творческую практику художника в игру. Поскольку Идеала не существовало, человеку оставалось лишь блуждать среди бесконечного числа действительных возможностей. В отличие от иронии и сатиры юмористическая позиция не предполагает выбора, но лишь созерцание и констатирование, поэтому она неагрессивна. В основе юмора - отклонение от нормы или стереотипа, причем отклонение и норма в юморе являют собой «единство в контрасте». Для юмористического мировосприятия характерно принятие действительности такой, какая она есть, без осуждения и отторжения. Для Шмитта важно показать, что Идеал и действительность находятся не в антагонистических отношениях доминирования первого над вторым, но в отношениях рав-новозможности и взаимного признания, а средством к достижению этой цели становится юмор. Диалог у Шмитта обнажает проблематичность жизни, а юмор, не отрицая и не высмеивая ее, помогает с ней примириться.
Художественный метод современного французского писателя Э.-Э. Шмитта отличает стремление дистанцироваться от постмодернистских тенденций в литературе. Писатель в своих произведениях создает мир, полный оптимизма и надежды, которых лишила человека эстетика постмодернизма.
ПРИМЕЧАНИЯ
[Шмит Э.-Э. Я не постмодернист, я гуманист: Интервью на Радио-свобода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwvv.svoboda.0rg/U/cult/l 105/11. 112305-4.asp
Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 200.
3
Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Издание Р. Элинина, 2000. С. 297.
4
Ильин И. П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм рлектронный ресурс]. -Режим доступа: http://orel.rsl.rU/nettext/russian/ilin/5.html
Федяева Т. А. Диалог и сатира: На материале русской и австрийской сатиры первой половины XX века: Дис. на соис.учен. степени д-ра филол. наук. М., 2004. С. 6.
L'optimiste volontaire (интервью Шмита Э.-Э.) Рлектронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.evene.fr/celebre/actualite/interview-eric-emmanuel-schmitt-170.php
7 Там же. С. 5.
8 Цит. по: Плеханова Т. Ф. Текст как диалог: Монография. Мн.: МГЛУ, 2002 Рлектронный
ресурс]. - Режим доступа: http://newsletter.iatp.by/mnl/mnl-l.htm.
Ильин И. П. Указ. соч.
10 L'optimiste volontaire (интервью Шмита Э.-Э.).
” Там же
12
Ильин И. П. Указ. соч.
13
Маньковская Н. Б. Постмодернизм//Культурология. X X век: Энциклопедия: В 2 т. СПб.: Университетская книга; О О О «Алетейя», 1998. Т. 2.С.130-132.
Киреева Н. В Указ. соч. С. 7.
15Цит.по: Журавлев С. Постмодернизм в литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. krugosvet.ru/articles/107/1010713/1010713a5.htm