УДК 159.92
ТВОРЧЕСКОЕ Я РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Селюч Марина Григорьевна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета (АмГУ); Игнатьевское шоссе, 21, г. Благовещенск, Амурской области, Россия, 675000; e-mail: [email protected]
Введение
Проблема исследования важна не только для решения актуальных задач в управлении образовательными учреждениями, но и выступает основанием личностно-профессионально-го развития руководителя.
Современная наука предоставляет множество теоретических и практических знаний о творчестве личности, характеризует многоаспектность идей для исследования творческого Я. Однако творческое Я остаётся малоизученным феноменом, не имеет единого объяснения, описания процесса его развития и взаимосвязей с другими личностными свойствами, определённой психологической структуры. Эта проблема применительно к процессам функционирования системы образования пока не получила целостного и системного научного анализа.
В работах многих исследователей феномен творческого Я раскрывается в психологических особенностях его проявления как регулятора деятельности личности [1-11]. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы разработать концептуальные основы структурно-функциональной организации творческого Я руководителя образовательного учреждения. В этой связи определены возможные подходы к гипотезе о том, что творческое Я рассматривается как системное многокомпонентное и многоуровневое образование личности, структурные компоненты которого характеризуются взаимной согласованностью и имеют ряд качественных характеристик; внутрикомпонентные и межкомпонентные связи обуславливают различия его структурной организации.
Методики и выборка исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1) теоретический анализ источников;
2) опросные методы (анкетирование, беседы); 3) авторская методика определения уровней творческого Я; 4) самоак-туализационный тест (адаптированный Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской); 5) опросник 16 PF Р. Кеттелла; 6) метод прямого шкалирования самооценки личности (А.В. Садкова); 7) методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); 8) тест «Анализ ограничений» (М. Вудкок, Д. Фрэнсис); 9) тест Спилбергера — Ханина «Оценка уровня личной тревожности»; 10) методика «Оценка уровня творческого потенциала» (Н.П. Фетискин).
В исследовании приняли участие 970 руководителей муниципальных и областных образовательных учреждений Амурской области: 250 мужчин и 720 женщин в возрасте от 25 до 56 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучена и представлена структура творческого Я как функционально единая, постоянно изменяемая и движимая к более высокому уровню развития система, в которой механизмы и этапы развития обеспечивают данный переход.
Дана сущностная характеристика данному феномену. Творческое Я — это системное многокомпонентное и многоуровневое личностное образование, определяющее функциональное единство деятельностного, когнитивного, мо-тивационного и эмоционального компонентов, качественные характеристики которого определяют показатели при взаимодействии между собой в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения.
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена комплексному исследованию теории и практики развития творческого Я руководителя образовательного учреждения в профессиональной деятельности. Теоретически и эмпирически обоснована системная организация творческого Я руководителя образовательного учреждения, включающая авторское определение данного феномена как многокомпонентного и многоуровневого личностного образования; его сущностные признаки (категориальный, содержательно-функциональный, структурный, типологический); структуру; механизмы и функции; совокупность критериев (активно-де-ятельностный, когнитивно-креативный, мотивационно-потреб-ностный, эмоционально-волевой) и показателей, отражающих уровни развития (удовлетворительный, средний, высокий), которые имеют различную степень интегрированности между компонентами в зависимости от профессионального опыта.
Показана динамика изменения содержания структурных компонентов творческого Я в контексте профессиональной деятельности. Определены и эмпирически обоснованы различные зависимости в типологии индивидуальной структурной организации творческого Я руководителя образовательного учреждения.
Ключевые слова: развитие, феномен творческое Я, руководитель образовательного учреждения, личностное образование, типология структурной организации.
Указанные компоненты и показатели составляют психологическую структуру творческого Я, а их отношения между собой и взаимосвязи фиксируют индивидуально-качественную специфику проявлений на разных уровнях его развития. Структурность творческого Я понимается как упорядоченность компонентов, подчёркивающая их качественное своеобразие. Развитие содержания компонентов творческого Я происходит гетерохронно, проходит периоды роста и спада за счёт случайного распределения во времени ускорения (спонтанности) и преодоления противоречий (кризисности), обусловлено условиями и факторами.
При изменении условий профессиональной деятельности развитие компонентов творческого Я обеспечивается следующими психологическими механизмами: рефлексией; поисковой активностью; открытостью ко всему новому; диалоговым взаимодействием; эмоциональной идентификацией; целеполага-нием; самопринятием; творческой пози-
цией; мотивационной вовлечённостью; антиципацией; вдохновением; взаимодействием уровней сознания и бессознательного, логического и интуитивного (обеспечивают неординарность и целостность творческого Я).
Материалы нашего теоретико-эмпирического исследования позволили установить следующие функции творческого Я в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения: адаптивную; преобразующую; познавательную; эмоциональную; коммуникативную; конативную и интегрирующую.
Эмпирически определены следующие критерии и показатели развития творческого Я руководителя образовательного учреждения: активно-деятель-ностный; когнитивно-креативный; мотивационно-потребностный; эмоционально-волевой.
Выделенные критерии и показатели позволяют дифференцировать следующие уровни развития творческого Я: удовлетворительный, средний, высо-
кий. На рис.1 отражены характеристики уровней, показана динамика их показателей в ходе взаимодействия между собой. Основная часть руководителей имеет средний уровень развития творческого Я, высокий уровень имеют руководители с профессиональным опытом в данной должности более 10 лет, удовлетворительный — руководители с профессиональным опытом менее 5 лет.
Зависимости уровней развития творческого Я от профессионального опыта руководителей образовательных учреждений представлены в табл. 1. В выборке руководителей со стажем работы более 10 лет на высоком уровне развития творческого Я обнаружено большее количество корреляций в деятель-ностном и когнитивном компонентах, на среднем уровне — в деятельностном и мотивационном компонентах, на удовлетворительном уровне — в мотивационном и эмоциональном компонентах. В выборке руководителей со стажем работы менее 5 лет тесные корреляционные связи между показателями
Таблица 1
Уровни развития творческого Я руководителей образовательных учреждений
Показатели творческого Я Удовлетворительный Средний Высокий Уровень значимости
Профессиональный опыт
менее 5 лет (п = 144) более 10 лет (п = 135) менее 5 лет (п = 147) более 10 лет (п = 226) менее 5 лет (п = 99) более 10 лет (п = 219)
Деятель-ностный компонент Компетентность 31 34 22 24 13 40 0,976
Независимость -23 28 -16 23 15 17 0,451
Самоконтроль 27 17 19 19 -24 45 0,699
Ответственность -17 11 34 17 21 39 0,562
Контактность 43 -24 23 11 24 36 0,178
Когнитивный компонент Креативность 19 34 45 24 37 40 0,945
Способность к преобразованиям -32 47 17 18 -37 42 0,503
Интеллект 43 23 19 17 34 15 0,044
Воображение 27 31 -22 16 43 22 0,104
Синергия 31 19 42 77 32 15 0,890
Мотива-ционный компонент Самоактуализация 67 22 37 46 23 -11 0,567
Познавательные потребности -43 -20 16 37 45 30 0,432
Способность к риску -27 22 13 34 -26 -15 0,675
Спонтанность 54 26 23 11 17 39 0,867
Тревожность -33 14 -43 21 32 29 0,892
Эмоциональный компонент Эмоциональная устойчивость 54 11 37 17 15 32 0,995
Экспрессивность 23 -17 23 18 19 25 0,512
Гибкость поведения 12 24 26 19 -17 34 0,907
Рефлексия -18 18 33 14 33 42 0,564
Чувствительность 43 11 43 23 43 38 0,118
Примечание. Нули и запятые опущены, значимые корреляции выделены жирным шрифтом.
%
45 40 35 30 25 20 15 10 5
удовлетворительным
средним
Уровни
| | — стаж работы менее лет 5 (п = 380); — стаж работы более 10 лет (п = 590)
Рис. 1. Динамика развития творческого Я руководителей образовательных учреждений
на высоком уровне развития творческого Я присутствуют в деятельностном и мотивационном компонентах, на среднем уровне — в деятельностном и эмоциональном компонентах, на удовлетворительном уровне — в мотивационном
и эмоциональном структурных компонентах.
Выявленные связи свидетельствуют о том, что системообразующими компонентами на высоком и среднем уровнях развития творческого Я выступает
деятельностный, удовлетворительного — эмоциональный. Ядро основных значимых корреляций в структурных компонентах сосредоточено в следующих показателях: компетентность, креативность, спонтанность и эмоциональ-
Эмоциональный компонент
Мотивационный компонент
Tc
14
Sav
Деятельностный компонент
Cr
Q1
Когнитивный компонент
О — стаж работы до 5 лет; СИ — стаж работы более 10 лет
Рис. 2. Сбалансированная структурная организация творческого Я
N
положительные связи р > 0,01; положительные связи р > 0,05;
— отрицательные связи р > 0,01; отрицательные связи р > 0,05
Рис. 3. Корреляционный граф сбалансированной структурной организации творческого Я
Обозначения: А — активность; PS — творческий потенциал; G — ответственность; Тс — компетентность, О — тревожность; EX — гибкость поведения; С — эмоциональная устойчивость; S — спонтанность; О — креативность; Н — способность к риску.
0
E
J
F
K
C
ная устойчивость, что позволяет считать их интегрирующими показателями творческого Я руководителей образовательных учреждений.
Эмпирические данные исследования позволили выявить и обосновать индивидуально-типологические различия в структурной организации творческого Я. Первый тип — сбалансированный. Все показатели структурных компонентов имеют равное развитие, обеспечивая устойчивость структурной организации творческого Я (рис. 2).
Данным типом структурной организации обладают руководители образовательных учреждений с высоким уровнем развития творческого Я.
На основе корреляционного анализа определена значимость творческой активности и творческого потенциала в развитии структурных компонентов творческого Я. Выявленные зависимости определяют базовую симптоматику в различных типах структурной организации творческого Я (рис. 3).
Сбалансированность структурной организации творческого Я обеспечивают прямые и обратные связи. Уровень
однопроцентной значимости между основными показателями структурных компонентов обеспечивает переход потенциальных ресурсов в актуальные.
Второй тип структурной организации творческого Я — несбалансированный, подчёркивающий значимость показателей в двух структурных компонентах.
Несбалансированный тип с выраженными показателями по деятельност-ному и когнитивному компонентам (рис. 4 и 5); несбалансированный тип с выраженными показателями по дея-тельностному и мотивационному компонентам (рис. 6 и 7); несбалансированный тип с выраженными показателями по деятельностному и эмоциональному компонентам (рис. 8 и 9) присутствуют на всех уровнях развития творческого Я руководителя образовательного учреждения.
В данной структуре прямые и обратные связи указывают на то, что активность позволяет руководителю выстроить чёткие планы и перспективы профессиональной деятельности, выполняя основную роль в принятии ре-
шений в проблемных и ответственных ситуациях.
Показаны значимые прямые связи, которые подчёркивают в данной структуре мотивационную вовлечённость руководителей образовательных учреждений в получение объективно и субъективно новых оригинальных результатов.
Корреляционные зависимости между показателями структурных компонентов творческого Я подчёркивают способность руководителя освоить потенциальные возможности, предоставляемые социумом для достойной жизнедеятельности, помогая ему реализовать социальные функции и роли.
Третий тип структурной организации творческого Я — несбалансированный с проблемной зоной развития в одном из структурных компонентов.
Несбалансированный тип с проблемной зоной развития когнитивного компонента не позволяет руководителю креативно решать профессиональные задачи, обрести реальные очертания задуманного, оставляя инновационные проекты на бумаге (рис. 10 и 11).
Эмоциональный компонент
Мотивационный компонент
J 20
Cog
Tc
Sav
Деятельностный компонент
Cr
Q1
Когнитивный компонент
Рис. 4. Структурная организация творческого Я с выраженными деятельностным и когнитивным компонентами
E
F
K
C
Рис. 5. Корреляционный граф структурной организации творческого Я с выраженными деятельностным и когнитивным компонентами
Обозначения: Sy — синергия; А — активность; PS — творческий потенциал; Тс — компетентность; Fr — рефлексия; О — креативность; K — контактность; Q1 — способность к преобразованиям; М — творческое воображение; Q3 — самоконтроль; Е — независимость.
Активация творческого воображения сужает целостную ситуацию осознаваемых событий и фиксируется только на каком-либо элементе («витание в облаках»). Отсутствие развитого самоконтроля и профессиональной компетенции приводит руководителя к неосознаваемым ошибкам в профессиональной деятельности.
Несбалансированный тип с проблемной зоной развития мотивационного компонента подчёркивает высокую тревожность руководителя образовательного учреждения, снижает его личное участие в принятии профессиональных решений, управлении проблемными ситуациями в коллективе (рис. 12 и 13).
Прямые связи подчёркивают субъективное отношение руководителя к событиям и выполняемым действиям, которое обусловлено высоким уровнем тревожности и вызывает расхождение между объективным результатом профессиональной деятельности и субъективной оценкой руководителя.
Несбалансированный тип с проблемной зоной развития эмоциональ-
ного компонента указывает на отсутствие у руководителя гибкости поведения и эмоциональной устойчивости. Его неспособность управлять собой влечёт за собой проблемы в управлении образовательным учреждением (рис. 14 и 15).
Корреляционная структура показывает, что при изменениях психических состояний, вызванных нестандартными внешними условиями, возможен распад целостного психического отражения по механизму перестройки доминантных отношений между показателями, которые поддерживают эмоциональную устойчивость творческого Я. Данная структурная организация соответствует удовлетворительному уровню развития творческого Я.
Анализ корреляционных зависимостей подтверждает гипотезу о творческом Я как многокомпонентном, многоуровневом образовании. Творческая активность и творческий потенциал через творческое Я «воспроизводит» и выстраивает индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития руководителя. Определены
прямые и обратные связи в структурной организации творческого Я: сбалансированной — 14 зависимостей; несбалансированной с выраженными показателями деятельностного и когнитивного компонентов — 12 зависимостей; несбалансированной с выраженными показателями деятельностного и мотивационного компонентов — 17 зависимостей; несбалансированной с выраженными показателями деятельностного и эмоционального компонентов — 11 зависимостей; несбалансированной с проблемной зоной развития когнитивного компонента — 7 зависимостей; несбалансированной с проблемной зоной развития мотива-ционного компонента — 8 зависимостей; несбалансированной с проблемной зоной развития эмоционального компонента — 7 зависимостей.
Определено количественное соотношение типов структурной организации творческого Я руководителей образовательных учреждений в зависимости от стажа работы в данной должности (табл. 2).
Эмоциональный компонент
Tc
J 20 т
Мотивационный компонент
Cog
Sav Sy
Деятельностный компонент
Cr
Q1
Когнитивный компонент
Рис. 6. Структурная организация творческого Я с выраженными деятельностным и мотивационным компонентами
E
F
K
C
N ✓
Рис. 7. Корреляционный граф структурной организации творческого Я с выраженными деятельностным и мотивационным компонентами
Обозначения: А — активность; PS — творческий потенциал; Sav — самоактуализация; Тс — компетентность; О — тревожность; EX — гибкость поведения; Cog — познавательные потребности; S — спонтанность; Cr — креативность; F — экспрессивность; Н — способность к риску; Е — независимость.
E
Рис. 8. Структурная организация творческого Я с выраженными деятельностным и эмоциональным компонентами
Рис. 9. Корреляционный граф структурной организации творческого Я с выраженными деятельностным и эмоциональным компонентами
Обозначения: А — активность; PS — творческий потенциал; G — ответственность; Тс — компетентность; EX — гибкость поведения; Fr — рефлексия; С — эмоциональная устойчивость; K — контактность; Е — независимость.
Эмоциональный компонент
J 14
Tc
Деятельностный компонент
О
Cr
Q1
Мотивационный компонент
Когнитивный компонент
Со9 Sav SУ
Рис. 10. Структурная организация творческого Я с проблемной зоной развития когнитивного компонента
E
F
K
C
Рис. 11. Корреляционный граф структурной организации творческого Я с проблемной зоной развития когнитивного компонента
Обозначения: Sy — синергия; А — активность; PS — творческий потенциал; Тс — компетентность; Q1 — способность к преобразованиям; М — творческое воображение.
Эмоциональный компонент
О
J 20
Tc
Деятельностный компонент
Cr
Q1
Мотивационный компонент
Когнитивный компонент
Cog Sav Sy
Рис. 12. Структурная организация творческого Я с проблемной зоной развития мотивационного компонента
I C°g у
Рис. 13. Корреляционный граф структурной организации творческого Я с проблемной зоной развития мотивационного компонента
Обозначения: А — активность; PS- творческий потенциал; Тс — компетентность; О — тревожность; EX — гибкость поведения; Cog — познавательные потребности.
E
F
K
C
Эмоциональный компонент
Tc
J 14 _
Мотивационный компонент
Cog
Sav
Sy
Деятельностный компонент
K
Cr Q1
Когнитивный компонент
Рис. 14. Структурная организация творческого Я с проблемной зоной развития эмоционального компонента
C
E
F
C
Рис. 15. Корреляционный граф структурной организации творческого Я
с проблемной зоной развития эмоционального компонента
Обозначения: А — активность; Р5 — творческий потенциал; ЕХ — гибкость поведения; Рг — рефлексия; С — эмоциональная устойчивость; К — контактность.
Выводы
На основе фундаментальных исследований современной науки и полученных в ходе исследования эмпирических данных. теоретически и экспериментально обоснована психологическая структура творческого Я в единстве системного строения структурных компонентов, динамики изменения показателей, определяющих достижение уровня его развития, что существенно дополняет традиционные представления и развивает инновационные идеи о творческом Я как интегральном личностном образовании.
Характеристики совокупности критериев и показателей отражают достижение уровней развития творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности. Обоснована типология структурной организации творческого Я руководителей образовательных учреждений, которая обусловливает связь его компонентов.
Заключение, практические рекомендации и возможные перспективы исследования
Творческое Я руководителя образовательного учреждения включает в себя: обоснование данного феномена как многокомпонентного и многоуровневого личностного образования; механизмы и функции, которые отражают его сущностные признаки; совокупность критериев, показателей, уровней и этапов развития; различные зависимости в типологии индивидуальной структурной организации. Тесные корреляционные связи между показателями структурных компонентов отражают его сущностные признаки; совокупность критериев, показателей, уровней и этапов развития; различные зависимости в типологии индивидуальной структурной организации. Тесные корреляционные связи между показателями структурных компонентов отражают устойчивую внутреннюю организацию творческого Я как психологического конструкта.
Выявлены сущностные признаки творческого Я: выступает как носитель реальности; обладает индивидуальной
уникальностью; связано с творчеством, креативным поиском подходов к решению профессиональных проблем; зависит от конкретного социального контекста, в котором реализуется; позволяет освободиться от стандартов, стереотипов в профессиональной деятельности (часто неосознаваемых); проходит этапы и уровни развития; помогает руководителю образовательного учреждения достичь профессионализма деятельности и профессионализма личности.
Содержание структурных компонентов творческого Я индивидуально и характеризуется целостностью, открытостью, единством и согласованностью действий; динамичностью и гибкостью при адаптации к условиям социума. Структурные компоненты обладают свойствами детерминизма и определённой самостоятельностью; их развитием через изменение и разрешение возможностей другого компонента (важны не конкретные величины достижений по какому-либо отдельно взятому компоненту, а движение к более высокому уровню развития); иерархия и относительная значимость структурных составляющих компонентов индивидуальна и отражается в различных типах структурной организации творческого Я; в зависимости от этапа развития отмечаются различные уровни функционирования и различная степень интегрированности между компонентами.
Обоснована совокупность критериев и показателей, отражающих уровни развития творческого Я. Структурно-уров-невая организация творческого Я носит объективный характер, что подтверждается теоретическим анализом и эмпирическими исследованиями. Определены качественные характеристики уровней, которые имеют различную степень ин-тегрированности между компонентами в зависимости от профессионального опыта. Системообразующим компонентом на уровнях высокого и продуктивного развития выступает деятельностный компонент, показатели которого образуют значимые корреляционные связи, обусловливающие осознание и переосмысление профессионального опыта, порождая инновационную направлен-
ность — освоение оригинальных способов решения профессиональных задач. Интегрирующими показателями структурных компонентов выступают: компетентность, креативность, спонтанность и эмоциональная устойчивость.
В различных типах структурной организации творческого Я взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами и показателями определяются общим уровнем саморегуляции, умением использовать необходимые стратегии в разрешении проблемных ситуаций и поведением в профессиональной среде.
Возможные перспективы последующего исследования: проблемы, которые связаны с осмыслением концептуальных положений и эмпирических фактов, направленных на создание и апробацию дополнительных методик оценки содержательных характеристик, индивидуальных структурных организаций творческого Я, с анализом их влияния на личностно-профессиональное развитие руководителя, а также изучение динамики развития творческого Я как системного образования на всех этапах онтогенеза.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные основы творческого Я руководителя образовательного учреждения создают возможность прогнозирования этого процесса и управления им на региональном и муниципальном уровнях. Результаты исследования находят применение в процессе подготовки управленческих кадров.
Благодарности
Выражаю искреннею благодарность академику РАО, профессору А.А. Дер-качу; профессору, доктору психологических наук В.С. Агапову; профессору, доктору педагогических наук А.В. Ива-щенко за помощь в организации и огромный личный вклад в руководство проведением данного исследования. Их высокий интеллектуальный и духовный потенциал, подаренная возможность свободного общения оставили благодарный след в душе и повлияли на мою профессиональную деятельность.
Таблица 2
Типы структурной организации творческого Я руководителей образовательных учреждений
Выборка Тип структурной организации творческого Я (%)
1 2 3 4 5 6 7
Руководители со стажем работы до 5 лет (п = 390) 3,7 15,3 28,9 24,7 10,5 12,7 4,5
Руководители со стажем работы более 10 лет (п = 580) 9,7 28,1 23,2 18,2 4,1 4,7 12
ССЫЛКИ
[1]. Агапов В.С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя: Монография. — Благовещенск.: Изд-во БГПУ, 2007. — 181 с.
[2]. Агапов В.С., Селюч М.Г. Системные характеристики творческого Я руководителей // Акмеология. — 2014. — № 1 (49) — С. 37-41.
[3]. Басин Е. «Двуликий Янус» (о природе художественного таланта). — М.: Магистр, 1996. — 172 с.
[4]. Бердяев Н.А. Смысл творчества. — М.: Правда, 1989. — 560 с.
[5]. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Наука, 1998. — 168 с.
[6]. Деркач А.А. Личностно-ориенти-рованный подход к развитию и саморазвитию государственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — 78 с.
[7]. Мелик-Пашаев А.А. Над «рекой времени» // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. — М., 2001. — 151 с.
[8]. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
[9]. Розин М.В. Психология судьбы: это программирование или творчество? // Вопросы психологии. — 1992. — № 1. — С. 11.
[10]. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. — М.: Изд-во МГОУ, 2008. — 357 с.
[11]. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. — In: Challenges of Humanistic Psychology. — N.Y., 1967.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. (1999). Ya-kontseptsiya v structure upravlencheskoi deyatelnosti rukovoditelya [Self-concept in the structure of managerial activity]. Moscow: University of Management.
[2]. Agapov V.S. Seljuch M.G. (2014) / System characteristics I creative leaders. // Acmeology. — 2014. — № 1 (49) — With 37-41.
[3]. Basin E. (1996). «Dvulikiy Yanus»:
0 prirode khudozhestvennogo tal anta [«Two-Faced Janus: On the nature of artistic talent]. Moscow: Akademiya Gumanitarnogo Issledovaniya.
[4]. Berdyaev N.A. (1989). Smysl tvorchestva [The meaning of creativity]. Moscow: Pravda.
[5]. Bodalev A.A. (1998). Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki
1 usloviya dostizheniya [The peak in the development of an adult: Characteristics and conditions of achievement]. Moscow: Flinta-Nauka.
[6]. Derkach A.A. (2002). Lichnostno-orientirovannyi podkhod k razvitiyu i sa-morazvitiyu gosuderstvennyh sluzha-schih [Person-centered approach to the development and self-development of civil servicemen]. Moscow: Russian Academy of State Service.
[7]. Maslow A. (1967). Self-actualization and beyond. In J.F.T. Bugental (Ed.), Challenges of humanistic psychology (pp. 278-286). New York, N.Y.: McGraw-Hill.
[8]. Melik-Pashaev A.A. (2001). Nad 'rekoi vremeni': Psikhologicheskie, filo-sofskie i religioznye aspekty smysla zhizni [Over 'the river of time': Psychological, philosophical and religious aspects of the meaning of life]. Iskusstvo v Shkole [Art in School], 7, 47-53.
[9]. Petrovsky V.A. (1996). Lichnost v psikhologii: Paradigma subjectnosti [Personality in psychology: The paradigm of subjectivity]. Rostov-on-Don: Feniks.
[10]. Rosin M.V. (1992). Psikhologiya sudby: Eto programmirovanie ili tvor-chestvo? [The psychology of destiny: Is it programming or creativity?] Psikho-logicheskii Zhurnal, 1, 11.
[11]. Seljuch M.G. The system concept is a creative I'm the head of the educational institution. — M.: publishing house of MGOU, 2008. — 357 p.
CREATIVE EGO OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGER AS SYSTEM EDUCATION OF A PERSONALITY
Marina G. Selyuch — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Amur State University (ASU); Ignatievskoe Shosse, 21, Blagoveshchensk, Amurskaya Oblast, 675000, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the integrated study of the theory and practice of development of creative Ego of the head of educational institution in professional activities.
Systematic organization of creative Ego of the head of educational institution is theoretically and empirically grounded. This organization includes the author's definition of this phenomenon as multi-component and multi-level personal education; its essential characteristics (categorical, content-functional, structural, typological); structure; mechanisms and functions; a set of criteria (active-activity, cognitive-creative, motivational-need, emotional-volitional) and indicators reflecting the levels of development (satisfactory, average, high), that have different degree of integration between components, depending on professional experience.
The dynamics of changes of the content of the structural components of the creative Ego in the context of professional activities is shown. Different relations within the typology of the individual structural organization of the creative Ego of the head of an educational institution are defined and empirically substantiated.
Keywords: development, the phenomenon of creative Ego, the head of an educational institution, personal education, typology of structural organization.