УДК 37. 041
ББК 74. 202. 67+74.57
Б 24
Н.О. Баранукова
Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся профессионального лицея
(Рецензирована)
Аннотация:
Нами в статье рассмотрен процесс творческого саморазвития, направленный на формирование личности учащихся профессионального лицея, также представлены средства обучения творческому саморазвитию и результаты формирующего эксперимента.
Ключевые слова:
Личность, развитие личности, творчество, творческое саморазвитие, самопознание, самореализация, саморегуляция, игра, упражнение, тренинг.
В последние годы в образовательной практике и педагогической науке возрос интерес к становлению личности, способной к творческой самоадаптации в изменяющемся мире. В этих условиях исследования наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания подрастающего поколения, способного к непрерывным процессам самоактуализации и творческого саморазвития.
В противовес усиливающимся негативным тенденциям в современном мире, особую значимость приобретают процессы изучения личности, развитие ее потребностей, знаний, способностей творения себя. Отметим, что современные дидактические теории (проблемное обучение, эвристическое) ориентируют учащихся на учебно-творческую деятельность, что, несомненно, развивает творческий потенциал личности, но не всегда задействует внутренние механизмы творческого саморазвития как творческого самосозидания личности, в этой ситуации обучаемый не осознает, что ему необходимо изменить в самом себе.
В нашем исследовании творческое саморазвитие учащихся профессионального лицея рассматривается как системное образование. Его системообразующим компонентом, обеспечивающим целостность системы, является творческость в деятельности, которая является результатом направленности личности на профессиональное творчество и творчество самого себя.
Процессы самопознания, самореализации, саморазвития и другие процессы «самости» в становлении развивающейся личности приобретают особую важность при реализации основной образовательной задачи: воспитание личности, обладающей умением принимать ответственные решения, проявлять инициативу и творчество, активность. По этому поводу В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выразились следующим образом: «... необходимо ввести особое представление о развитии вообще как о кардинальном структурном преобразовании человеком своей собственной самости. Речь должна идти о развитии не только по сущности природы (созревания), не столько по сущности социума (формирования), а, прежде всего, по сущности человека - о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни».
Творческое саморазвитие личности - это характеристика процессов «самости», системообразующими компонентами которых выступают, самопознание, саморегуляция, самосовершенствование и творческая самореализация личности.
Исследования многих отечественных и зарубежных ученых посвящены данной проблеме, особый интерес представляют исследования, посвященные таким проблемам как:
- самовоспитание и саморазвитие личности (В.И. Андреев, С.Б. Елканов, Е.И. Исаев, Ю.М. Орлов, В.И. Слободчиков и др.);
- мотивация личности в различных видах деятельности (К.А Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- творчество и творческая деятельность (Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Я. А. Пономарев, Е. Торренс, Дж. Гиллфорд и др.);
- об установке на деятельность (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и
др.);
- использование в обучении игр, упражнений и тренинга (А.Р. Ерментаева, Г. Вилсон, Д. Коэн, М. Мольц, С. Д. Неверкович, А.М. Прихожан и др.);
Процессы развития и саморазвития исследователи рассматривали с разных точек зрения. С. Л. Рубинштейн утверждал идею о воздействии внешних факторов развития только через внутрипсихологическое «внешнее через внутреннее». А.Н. Леонтьев данный принцип выражал следующим образом «..всякое развитие представляет процесс самодвижения, т.е. имеет спонтанный характер» [4, с. 94].
Б. Г. Ананьев писал, что человек «не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей - все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни» [2,134].
Развивая мысли о свободе, о внутреннем «Я» С.И. Гессен отмечает, что активность личности, ее формирование выражается в следующем: «Центростремительная сила личности, непрерывно воздействуя на поступки, не отпускает их от себя, но заставляет их как бы вращаться вокруг нашего «Я», следовать закону этого «Я» и, тем самым, выражать и создавать собой личность» [3, с. 31].
В. И. Андреев отмечает, что для развития самосознания необходимо, чтобы постоянно осознавался. Когда субъект делая что-либо во внешнем или внутреннем мире осознает себя делающим и чувствующим, при этом употребляет местоимение «Я» и вербализует делаемое и чувствуемое им, то именно в это время возникает действие психологического механизма изменяющего всю целостность бытия человека, состоящего из его Я-личности, Я-профессионала, Я-как Я и т.д. Он также констатирует, что развитие личности, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, на определенном этапе жизнедеятельности личности в процессе позитивных качественных и количественных изменений в «самости» может и на определенной стадии переходить в фазу осознаваемой, целенаправленной, преимущественно внутренне детерминированной деятельности и трансформироваться в творческое саморазвитие личности [1]. Возникает закономерный вопрос, когда наступает эта фаза, чтобы инициировать процесс творческого саморазвития. И. И. Чеснокова отвечает на него следующим образом: «Мотив самовоспитания возникает обычно как результат осознания степени расхождения содержания реального и идеального «Я» личности» [7, с. 230].
Новые концептуальные подходы к творчеству, выделение различных его видов, факторов позволяют говорить о том, что данная категория приобрела полимерный характер, а само творчество стало рассматриваться как суть жизнедеятельности современного человека. Анализ понятия (Г.С. Батищев, В.И. Дружинин, Я. А. Пономарев и др.) «творческая активность» показал, что это качество, которым наделяется субъект, занимающийся творческой деятельностью. Сопоставляя различные
типы активности, творческую активность мы определили как динамическое условие становления личности.
Согласно данным представлениям о творческом саморазвитии личности, нами определены психолого-педагогические условия:
- стимулирование развития творческой индивидуальности;
- развитие у субъектов педагогического процесса способности к самопознанию, осознанной реализации собственных возможностей;
- конгруэнтность и открытость педагогического взаимодействия;
- педагогическая помощь обучающимся в преодолении себя;
- активизация рефлексивных процессов у обучающихся, формирование ценностных ориентиров, способности к эмпатии;
- работа над индивидуальными картами творческого саморазвития;
- проведение тематических дискуссий, практических семинаров, лекций-диалогов, деловых игр и тренинговых упражнений.
Нами разработаны следующие критерии творческого саморазвития, которые заключаются в следующем:
- целенаправленности аспектов творческого саморазвития;
- субъективном характере изменений и необходимости позитивной направленности этих изменений;
- осознанность и осмысленность процессов творческого саморазвития;
- наличие творчества в творении себя;
- стремление к себе «лучшему» и реализация задач собственного развития;
- овладение процессом самопознания и наличие умения рефлексивно творчески работать со своим сознанием;
- обогащение внутреннего мира ценностными установками;
- умение применять комплекс средств творческого саморазвития.
В нашем исследовании особый интерес вызывает юношеский возраст. В работах И. С. Кона, И. В. Дубровиной, Э. Эриксона и др. подчеркиваются особенности этого возраста. По сравнению с развитием самосознания у подростков, юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих, расширяется их временная перспектива в будущее, думают о своем возможном «Я». Самосознание в этом возрасте тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов, целей и способов их достижения. Данный возраст характерен тем, что активизируется рефлексия, решается вопрос «каким быть», утверждается мир нравственных понятий, растет акт самоуважения. Расширение для юноши круга социальных и временных горизонтов, круга «других», на которых он ориентируется, порождает расхождение между наличным и идеальным «Я». Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых индивидов оно вызывает неуверенность в себе, тревожность, снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться трудностями в общении и отклоняющимся от нормы поведением. Психологические данные свидетельствуют, что самостоятельность и содержательная сложность учебы способствуют развитию интеллектуальной гибкости и творческого отношения к ней. Наше исследование, опиралось на данные теоретические положения, позволяющие максимально развивать активность, самостоятельность, ответственность и стимулировать процесс самовоспитания и творческого саморазвития.
Для практической реализации целей нашего исследования нами были поставлены следующие задачи формирующего эксперимента:
1) обеспечение относительно длительного времени «погружения» в проблему;
2) изучение реальных возможностей творческого саморазвития учащихся (диагностика);
3) разработка на этой основе программы творческого саморазвития (спецкурс, индивидуальная карта саморазвития.);
4) установление открытого сотрудничества в процессе общения;
5) регулирование процессов самопознания и саморегуляции, разработка средств и условий, стимулирующих эти процессы;
6) анализ результатов экспериментальной работы.
Для реализации поставленных задач нами была разработана программа творческого саморазвития учащихся профессионального лицея, которая включает в себя спецкурс «Психолого-педагогические условия творческого саморазвития», планирование собственной жизнедеятельности учащихся и его отражение в самоотчетах, наличие индивидуальных карт саморазвития у каждого учащегося, регулирование процессов самопознания, управления собой средствами специально подобранных игр, упражнений и тренингов. Система работы по творческому саморазвитию учащихся заключалась в следующем:
1) на когнитивном уровне - систематическое стимулирование учащихся к самоценной образовательной практике, которая переходила бы в саморазвитие; моделирование учебного процесса и педагогического взаимодействия с учетом творческого саморазвития учащихся; наличие проблемных задач и проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе формирования творческого саморазвития; развитие диалоговых форм общения; включение аспектов целеполагания и планирования в творческом саморазвитии учащихся;
2) на эмоционально-ценностном уровне - формирование потребности к самопознанию; развитие способности к самопознанию, самореализации и саморегуляции; самоутверждение личности в деятельности;
3) на поведенческом уровне - личность- объект своего собственного развития, находящаяся в поиске построения тех видов деятельного отношения к миру, в которых развивается ее творческий потенциал; проявление личностью активности в непрерывном процессе творческого саморазвития.
Эксперимент проводился в 2004-2007 г.г. (первый, второй, третий курсы) в профессиональном лицее №5, города Черкесска, в экспериментальной группе 116 ЛТТ (21 уч-ся) и в контрольной группе 127 ЛТТ (23 уч-ся). На первом курсе акцент был сделан на когнитивную составляющую нашего исследования, на втором и третьем курсах нами использовались вышеназванные формы, средства и условия творческого саморазвития учащихся профессионального лицея.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами выявлены следующие уровни в экспериментальной группе: уровень самооценки волевой регуляции (методика С.С. Гриншпуна) выс.19%, ср.29%, низ.52%; оценка способности к саморазвитию и самообразованию (методика В.И. Андреева) выс.1%, вышеср. 10%, ср.48%, нижеср.37%, низ.4%; оценка уровня творческого потенциала (методика В.И. Андреева) выс.2%, вышеср.8%, ср.38%, нижеср. 49% низ. 3%; уровень самопознания (методика Г. Селевко) выс.4%,ср.15%, низ.81%; в контрольной группе: уровень самооценки волевой регуляции выс.17%, ср. 32%, низ.51%; уровень способности к саморазвитию и самообразованию выс. 1%, вышеср.11%, ср.48%, нижеср. 38%, низ. 2%; уровень творческого потенциала выс. 3%, вышеср.7%, ср. 39%, нижеср. 48%, низ.3%; уровень самопознания выс.3%, сред. 13% низ. 84%.
На контрольном этапе эксперимента в 2007 году нами получены следующие результаты в экспериментальной группе: уровень самооценки волевой регуляции выс.31%, ср. 51% низ.18%; оценка способности к саморазвитию и самообразованию выс. 15%, вышеср.34% ср. 39%, нижеср.12%, низкий уровень отсутствует; оценка уровня творческого потенциала выс.14%, вышеср. 26%, ср.48%,нижеср.11%, низ.1%; уровень самопознания выс.34%, ср.63%, низ. 3%; в контрольной группе: уровень самооценки волевой регуляции выс.20%, ср. 38%, низ.42%; оценка способности к саморазвитию и самообразованию выс. 5%, вышеср.19%, ср.60%,нижеср.25%, низ.1%; оценка уровня творческого потенциала выс.6%,вышеср.13%, ср.48%, нижеср.31%, низ.2%; уровень самопознания выс.5%, ср. 23%, низ. 72%.
В экспериментальной группе мы имеем позитивный результат по всем представленным компонентам творческого саморазвития. Полученные результаты доказывают, что лишь целенаправленное и систематическое использование форм, условий и средств формирования творческого саморазвития могут привести к положительным результатам.
Результаты подтверждают, что образование должно взять ответственность за формирование жизнеспособной личности, имеющей достаточно знаний, способностей, ценностных отношений, которые позволили бы ей, самореализовываться в современной жизни.
Примечания:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. Казань: Изд-во КазГУ, 1998. 617 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. С. 134.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 31.
4. Леонтьев А. Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка / А. Н. Леонтьев // Советская педагогика. - 1957. - № 6. - С. 94.
5. Селевко Г. Что такое технология саморазвития школьников? // Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 210.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. -1998. - № 6. - С. 3-17.
7. Чеснокова И. И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 223-235.