Научная статья на тему 'Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся профессионального лицея'

Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся профессионального лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2121
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ИГРА / УПРАЖНЕНИЕ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранукова Назирет Олиевна

Нами в статье рассмотрен процесс творческого саморазвития, направленный на формирование личности учащихся профессионального лицея, также представлены средства обучения творческому саморазвитию и результаты формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся профессионального лицея»

УДК 37. 041

ББК 74. 202. 67+74.57

Б 24

Н.О. Баранукова

Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся профессионального лицея

(Рецензирована)

Аннотация:

Нами в статье рассмотрен процесс творческого саморазвития, направленный на формирование личности учащихся профессионального лицея, также представлены средства обучения творческому саморазвитию и результаты формирующего эксперимента.

Ключевые слова:

Личность, развитие личности, творчество, творческое саморазвитие, самопознание, самореализация, саморегуляция, игра, упражнение, тренинг.

В последние годы в образовательной практике и педагогической науке возрос интерес к становлению личности, способной к творческой самоадаптации в изменяющемся мире. В этих условиях исследования наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания подрастающего поколения, способного к непрерывным процессам самоактуализации и творческого саморазвития.

В противовес усиливающимся негативным тенденциям в современном мире, особую значимость приобретают процессы изучения личности, развитие ее потребностей, знаний, способностей творения себя. Отметим, что современные дидактические теории (проблемное обучение, эвристическое) ориентируют учащихся на учебно-творческую деятельность, что, несомненно, развивает творческий потенциал личности, но не всегда задействует внутренние механизмы творческого саморазвития как творческого самосозидания личности, в этой ситуации обучаемый не осознает, что ему необходимо изменить в самом себе.

В нашем исследовании творческое саморазвитие учащихся профессионального лицея рассматривается как системное образование. Его системообразующим компонентом, обеспечивающим целостность системы, является творческость в деятельности, которая является результатом направленности личности на профессиональное творчество и творчество самого себя.

Процессы самопознания, самореализации, саморазвития и другие процессы «самости» в становлении развивающейся личности приобретают особую важность при реализации основной образовательной задачи: воспитание личности, обладающей умением принимать ответственные решения, проявлять инициативу и творчество, активность. По этому поводу В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выразились следующим образом: «... необходимо ввести особое представление о развитии вообще как о кардинальном структурном преобразовании человеком своей собственной самости. Речь должна идти о развитии не только по сущности природы (созревания), не столько по сущности социума (формирования), а, прежде всего, по сущности человека - о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни».

Творческое саморазвитие личности - это характеристика процессов «самости», системообразующими компонентами которых выступают, самопознание, саморегуляция, самосовершенствование и творческая самореализация личности.

Исследования многих отечественных и зарубежных ученых посвящены данной проблеме, особый интерес представляют исследования, посвященные таким проблемам как:

- самовоспитание и саморазвитие личности (В.И. Андреев, С.Б. Елканов, Е.И. Исаев, Ю.М. Орлов, В.И. Слободчиков и др.);

- мотивация личности в различных видах деятельности (К.А Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- творчество и творческая деятельность (Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Я. А. Пономарев, Е. Торренс, Дж. Гиллфорд и др.);

- об установке на деятельность (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и

др.);

- использование в обучении игр, упражнений и тренинга (А.Р. Ерментаева, Г. Вилсон, Д. Коэн, М. Мольц, С. Д. Неверкович, А.М. Прихожан и др.);

Процессы развития и саморазвития исследователи рассматривали с разных точек зрения. С. Л. Рубинштейн утверждал идею о воздействии внешних факторов развития только через внутрипсихологическое «внешнее через внутреннее». А.Н. Леонтьев данный принцип выражал следующим образом «..всякое развитие представляет процесс самодвижения, т.е. имеет спонтанный характер» [4, с. 94].

Б. Г. Ананьев писал, что человек «не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей - все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни» [2,134].

Развивая мысли о свободе, о внутреннем «Я» С.И. Гессен отмечает, что активность личности, ее формирование выражается в следующем: «Центростремительная сила личности, непрерывно воздействуя на поступки, не отпускает их от себя, но заставляет их как бы вращаться вокруг нашего «Я», следовать закону этого «Я» и, тем самым, выражать и создавать собой личность» [3, с. 31].

В. И. Андреев отмечает, что для развития самосознания необходимо, чтобы постоянно осознавался. Когда субъект делая что-либо во внешнем или внутреннем мире осознает себя делающим и чувствующим, при этом употребляет местоимение «Я» и вербализует делаемое и чувствуемое им, то именно в это время возникает действие психологического механизма изменяющего всю целостность бытия человека, состоящего из его Я-личности, Я-профессионала, Я-как Я и т.д. Он также констатирует, что развитие личности, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, на определенном этапе жизнедеятельности личности в процессе позитивных качественных и количественных изменений в «самости» может и на определенной стадии переходить в фазу осознаваемой, целенаправленной, преимущественно внутренне детерминированной деятельности и трансформироваться в творческое саморазвитие личности [1]. Возникает закономерный вопрос, когда наступает эта фаза, чтобы инициировать процесс творческого саморазвития. И. И. Чеснокова отвечает на него следующим образом: «Мотив самовоспитания возникает обычно как результат осознания степени расхождения содержания реального и идеального «Я» личности» [7, с. 230].

Новые концептуальные подходы к творчеству, выделение различных его видов, факторов позволяют говорить о том, что данная категория приобрела полимерный характер, а само творчество стало рассматриваться как суть жизнедеятельности современного человека. Анализ понятия (Г.С. Батищев, В.И. Дружинин, Я. А. Пономарев и др.) «творческая активность» показал, что это качество, которым наделяется субъект, занимающийся творческой деятельностью. Сопоставляя различные

типы активности, творческую активность мы определили как динамическое условие становления личности.

Согласно данным представлениям о творческом саморазвитии личности, нами определены психолого-педагогические условия:

- стимулирование развития творческой индивидуальности;

- развитие у субъектов педагогического процесса способности к самопознанию, осознанной реализации собственных возможностей;

- конгруэнтность и открытость педагогического взаимодействия;

- педагогическая помощь обучающимся в преодолении себя;

- активизация рефлексивных процессов у обучающихся, формирование ценностных ориентиров, способности к эмпатии;

- работа над индивидуальными картами творческого саморазвития;

- проведение тематических дискуссий, практических семинаров, лекций-диалогов, деловых игр и тренинговых упражнений.

Нами разработаны следующие критерии творческого саморазвития, которые заключаются в следующем:

- целенаправленности аспектов творческого саморазвития;

- субъективном характере изменений и необходимости позитивной направленности этих изменений;

- осознанность и осмысленность процессов творческого саморазвития;

- наличие творчества в творении себя;

- стремление к себе «лучшему» и реализация задач собственного развития;

- овладение процессом самопознания и наличие умения рефлексивно творчески работать со своим сознанием;

- обогащение внутреннего мира ценностными установками;

- умение применять комплекс средств творческого саморазвития.

В нашем исследовании особый интерес вызывает юношеский возраст. В работах И. С. Кона, И. В. Дубровиной, Э. Эриксона и др. подчеркиваются особенности этого возраста. По сравнению с развитием самосознания у подростков, юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих, расширяется их временная перспектива в будущее, думают о своем возможном «Я». Самосознание в этом возрасте тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов, целей и способов их достижения. Данный возраст характерен тем, что активизируется рефлексия, решается вопрос «каким быть», утверждается мир нравственных понятий, растет акт самоуважения. Расширение для юноши круга социальных и временных горизонтов, круга «других», на которых он ориентируется, порождает расхождение между наличным и идеальным «Я». Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых индивидов оно вызывает неуверенность в себе, тревожность, снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться трудностями в общении и отклоняющимся от нормы поведением. Психологические данные свидетельствуют, что самостоятельность и содержательная сложность учебы способствуют развитию интеллектуальной гибкости и творческого отношения к ней. Наше исследование, опиралось на данные теоретические положения, позволяющие максимально развивать активность, самостоятельность, ответственность и стимулировать процесс самовоспитания и творческого саморазвития.

Для практической реализации целей нашего исследования нами были поставлены следующие задачи формирующего эксперимента:

1) обеспечение относительно длительного времени «погружения» в проблему;

2) изучение реальных возможностей творческого саморазвития учащихся (диагностика);

3) разработка на этой основе программы творческого саморазвития (спецкурс, индивидуальная карта саморазвития.);

4) установление открытого сотрудничества в процессе общения;

5) регулирование процессов самопознания и саморегуляции, разработка средств и условий, стимулирующих эти процессы;

6) анализ результатов экспериментальной работы.

Для реализации поставленных задач нами была разработана программа творческого саморазвития учащихся профессионального лицея, которая включает в себя спецкурс «Психолого-педагогические условия творческого саморазвития», планирование собственной жизнедеятельности учащихся и его отражение в самоотчетах, наличие индивидуальных карт саморазвития у каждого учащегося, регулирование процессов самопознания, управления собой средствами специально подобранных игр, упражнений и тренингов. Система работы по творческому саморазвитию учащихся заключалась в следующем:

1) на когнитивном уровне - систематическое стимулирование учащихся к самоценной образовательной практике, которая переходила бы в саморазвитие; моделирование учебного процесса и педагогического взаимодействия с учетом творческого саморазвития учащихся; наличие проблемных задач и проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе формирования творческого саморазвития; развитие диалоговых форм общения; включение аспектов целеполагания и планирования в творческом саморазвитии учащихся;

2) на эмоционально-ценностном уровне - формирование потребности к самопознанию; развитие способности к самопознанию, самореализации и саморегуляции; самоутверждение личности в деятельности;

3) на поведенческом уровне - личность- объект своего собственного развития, находящаяся в поиске построения тех видов деятельного отношения к миру, в которых развивается ее творческий потенциал; проявление личностью активности в непрерывном процессе творческого саморазвития.

Эксперимент проводился в 2004-2007 г.г. (первый, второй, третий курсы) в профессиональном лицее №5, города Черкесска, в экспериментальной группе 116 ЛТТ (21 уч-ся) и в контрольной группе 127 ЛТТ (23 уч-ся). На первом курсе акцент был сделан на когнитивную составляющую нашего исследования, на втором и третьем курсах нами использовались вышеназванные формы, средства и условия творческого саморазвития учащихся профессионального лицея.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами выявлены следующие уровни в экспериментальной группе: уровень самооценки волевой регуляции (методика С.С. Гриншпуна) выс.19%, ср.29%, низ.52%; оценка способности к саморазвитию и самообразованию (методика В.И. Андреева) выс.1%, вышеср. 10%, ср.48%, нижеср.37%, низ.4%; оценка уровня творческого потенциала (методика В.И. Андреева) выс.2%, вышеср.8%, ср.38%, нижеср. 49% низ. 3%; уровень самопознания (методика Г. Селевко) выс.4%,ср.15%, низ.81%; в контрольной группе: уровень самооценки волевой регуляции выс.17%, ср. 32%, низ.51%; уровень способности к саморазвитию и самообразованию выс. 1%, вышеср.11%, ср.48%, нижеср. 38%, низ. 2%; уровень творческого потенциала выс. 3%, вышеср.7%, ср. 39%, нижеср. 48%, низ.3%; уровень самопознания выс.3%, сред. 13% низ. 84%.

На контрольном этапе эксперимента в 2007 году нами получены следующие результаты в экспериментальной группе: уровень самооценки волевой регуляции выс.31%, ср. 51% низ.18%; оценка способности к саморазвитию и самообразованию выс. 15%, вышеср.34% ср. 39%, нижеср.12%, низкий уровень отсутствует; оценка уровня творческого потенциала выс.14%, вышеср. 26%, ср.48%,нижеср.11%, низ.1%; уровень самопознания выс.34%, ср.63%, низ. 3%; в контрольной группе: уровень самооценки волевой регуляции выс.20%, ср. 38%, низ.42%; оценка способности к саморазвитию и самообразованию выс. 5%, вышеср.19%, ср.60%,нижеср.25%, низ.1%; оценка уровня творческого потенциала выс.6%,вышеср.13%, ср.48%, нижеср.31%, низ.2%; уровень самопознания выс.5%, ср. 23%, низ. 72%.

В экспериментальной группе мы имеем позитивный результат по всем представленным компонентам творческого саморазвития. Полученные результаты доказывают, что лишь целенаправленное и систематическое использование форм, условий и средств формирования творческого саморазвития могут привести к положительным результатам.

Результаты подтверждают, что образование должно взять ответственность за формирование жизнеспособной личности, имеющей достаточно знаний, способностей, ценностных отношений, которые позволили бы ей, самореализовываться в современной жизни.

Примечания:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. Казань: Изд-во КазГУ, 1998. 617 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. С. 134.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 31.

4. Леонтьев А. Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка / А. Н. Леонтьев // Советская педагогика. - 1957. - № 6. - С. 94.

5. Селевко Г. Что такое технология саморазвития школьников? // Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 210.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. -1998. - № 6. - С. 3-17.

7. Чеснокова И. И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 223-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.