Научная статья на тему 'Творческое развитие работника как непременное условие деятельности в современных условиях'

Творческое развитие работника как непременное условие деятельности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / NON-LINEAR THINKING / ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ / GENERATING IDEAS / МЕТОД ФАНТОГРАММ / METHOD OF FANTOGRAMS / ПАРАДОКСАЛЬНОГЕНЕРИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ / PARADOX GENERATING THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеев Дмитрий Владимирович

Время устойчивости и стабильности уходит в прошлое, уступая место неопределенности и неустойчивости, поэтому умение работать в новых условиях становится актуальным и возможным благодаря творческому потенциалу, который несет в себе человек. Нелинейное мышление, которое лежит в основе творческого, оказывает гораздо большее влияние на экономические процессы, чем принято думать. Творческие способности работника, в свою очередь, являются базовыми для реализации креативных решений экономических и управленческих задач. В статье рассматривается ряд методов интенсификации креативных процессов, позволяющих успешно решать задачи любой сложности, возникающие во многих сферах деятельности человека, в т. ч. в экономике и менеджменте. Ряд методов интенсификации креативного мышления были апробированы в одном из московских университетов. Полученные результаты свидетельствуют об огромном творческом потенциале студентов, заявившем о новом подходе к решению противоречивых задач, в т. ч. и в сфере менеджмента. Парадоксально-генерируемое мышление, которое уже используется персоналом в отечественной практике менеджмента, свидетельствует об усилении конкурентных преимуществ отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE DEVELOPMENT OF AN EMPLOYEE AS AN INDISPENSABLE CONDITION OF ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS

The time of stabilization and stability is becoming a thing of the past, giving up the space for uncertainty and instability, therefore an ability to work in the new conditions becomes relevant and possible due to the creative potential that a person has. Non-linear thinking that is in the basis of creativity plays much more impact on economic processes than we are used to thinking. Creative abilities of an employee, in turn, are essential for the implementation of creative solutions of economic and managerial problems. The manuscript discusses a number of methods of intensification of creative processes allowing to successfully solve tasks of any complexity that take place in many areas of human activity including economics and management. A number of methods of intensification of creative thinking were tested in one of Moscow Universities. The results that were received prove the great creative potential of students who have made statements about a new approach to solve contradictory problems including those in the sphere of management. The paradox generating thinking that is already being used by the staff in the domestic practice of management points to the intensification of competitive advantages of domestic economy.

Текст научной работы на тему «Творческое развитие работника как непременное условие деятельности в современных условиях»

Менеджмент

КОРНЕЕВ Д.В.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАБОТНИКА КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Время устойчивости и стабильности уходит в прошлое, уступая место неопределенности и неустойчивости, поэтому умение работать в новых условиях становится актуальным и возможным благодаря творческому потенциалу, который несет в себе человек.

Нелинейное мышление, которое лежит в основе творческого, оказывает гораздо большее влияние на экономические процессы, чем принято думать.

Творческие способности работника, в свою очередь, являются базовыми для реализации креативных решений экономических и управленческих задач.

В статье рассматривается ряд методов интенсификации креативных процессов, позволяющих успешно решать задачи любой сложности, возникающие во многих сферах деятельности человека, в т. ч. в экономике и менеджменте.

Ряд методов интенсификации креативного мышления были апробированы в одном из московских университетов. Полученные результаты свидетельствуют об огромном творческом потенциале студентов, заявившем о новом подходе к решению противоречивых задач, в т. ч. и в сфере менеджмента. Парадоксально-генерируемое мышление, которое уже используется персоналом в отечественной практике менеджмента, свидетельствует об усилении конкурентных преимуществ отечественной экономики. Ключевые слова: нелинейное мышление, генерирование идей, метод фантограмм, парадоксально-генерирующее мышление.

KORNEEV D.V.

CREATIVE DEVELOPMENT OF AN EMPLOYEE AS AN INDISPENSABLE CONDITION OF ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS

Abstract. The time of stabilization and stability is becoming a thing of the past, giving up the space for uncertainty and instability, therefore an ability to work in the new conditions becomes relevant and possible due to the creative potential that a person has.

Non-linear thinking that is in the basis of creativity plays much more impact on economic processes than we are used to thinking.

Creative abilities of an employee, in turn, are essential for the implementation of creative solutions of economic and managerial problems.

The manuscript discusses a number of methods of intensification of creative processes allowing to successfully solve tasks of any complexity that take place in many areas of human activity including economics and management. A number of methods of intensification of creative thinking were tested in one of Moscow Universities. The results that were received prove the great creative potential of students who have made statements about a new approach to solve contradictory problems including those in the sphere of management. The paradox generating thinking that is already being used by the staff in the domestic practice of management points to the intensification of competitive advantages of domestic economy.

Keywords: non-linear thinking, generating ideas, method of fantograms, paradox generating thinking.

Из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности Луи Пасгер, франц. ученый, биолог и химик (1822—1895)

Последние десятилетия были отмечены бурными потрясениями во всех сферах человеческой деятельности. В основе современных экономических, культурных, социальных сдвигах лежит смена типа мышления. Нелинейность современного мира стала преобладать над односторонним линейным видением мира.

Нелинейное мышление, которое получило название постнеклассического, оказалось созвучным глобальным информационным технологиям, оказывающим значительное влияние на современные экономические процессы. Следовательно, способность быстро ориентироваться в огромных потоках информации становится насущной необходимостью современного работника. Так как стремление к устойчивости и стабильности уходит в прошлое, уступая место неопределенности и неустойчивости, умение работать в новых условиях становится актуальным и возможным благодаря творческому потенциалу, который несет в себе человек.

Еще в ноябре 2000 г. в Барселоне проходил автомобильный форум XXI в. На форуме присутствовали представители всех крупнейших автомобильных корпораций мира. Среди присутствующих, в основном, были президенты компаний, председатели советов директоров, исполнительные директора и вице-президенты. Все начинали свое выступление с лозунга, который гласил, что в XXI в. не надо ждать идей, надо их продуцировать.

В настоящее время все передовые концерны (Samsung, HP, General Electric и т. д.) имеют в своих рядах специалистов, а в некоторых случаях это отделы, управления и департаменты, сертифицированных и работающих согласно передовым технологиям, продуцирующим новые идеи.

Зарубежная и отечественная практики генерирования идей привели к созданию целого ряда широко известных методов интенсификации креативного процесса, применяемых в творчестве. К таким методам, направленным на поиск нестандартных решений, прежде всего, относятся методы активного генерирования вариантов решения и их сравнение. Речь идет о таких методах, как: метод фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод синектики; морфологический анализ; фантограмма Альшуллера, которая является разновидностью морфологического анализа. Наш соотечественник Г.С. Альтшуллер, работы которого получили признание сначала за рубежом и только затем на родине, является создателем теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это общепризнанная передовая теория, которая является системой для научно обоснованной выработки концепций, взглядов, решений «неразрешимых» задач. Так как теория решения изобретательских задач позволяет при условии ее эффективного и умелого использования организовать мыслительный процесс так, что необходимые решения поставленных задач будут найдены в необходимые сроки при минимальных затратах, поэтому работы Г. С. Альтшуллера по ТРИЗ востребованы в новых рыночных условиях и находят применение практически во всех сферах деятельности как интеграционных предпринимательских структур, так и отдельного работника.

Предложенные инструменты ТРИЗ позволяют успешно решать задачи любой сложности, возникающие во многих сферах деятельности человека, в т. ч. в экономике и менеджменте.

С помощью методов интенсификации творческого процесса, одним из которых является метод фантограмм (фантограмма — это матрица, вертикальной осью которой служат универсальные или типичные показатели, характеризующие любую систему, а горизонтальной осью служат приемы изменения этих показателей), достигается разрешение противоречий во всех сферах деятельности человека.

Метод фантограмм возник в результате анализа Г. Альтшуллером морфологических таблиц, большая часть ошибок в которых была связана с неправильным выбором и построением основных осей. В результате появилась универсальная таблица для анализа систем. Для каждого объекта фантограмма дает 144 сочетания, из которых 20-25% не лишены смысла, что и является ее преимуществом по сравнению с обычным морфоанализом. Если же увеличить число элементов фантограммы, она теряет компактность. При этом снижается доля осмысленных сочетаний.

В настоящее время этот метод используется, как правило, для интенсификации развития творческих способностей, немаловажным элементом которых является воображение. Г.С. Альтшуллер писал: «Люди получают наследство из замороженных слов и способов понимания, придающих окружающей действительности удобную привычную форму, но от этого наследства надо отказываться» [5]. Первыми на этот призыв откликнулись японцы. Период создания оригинальных идей в японских компаниях продолжается и по настоящее время. Но японские менеджеры в своих поисках пошли дальше: «Оригинальные идеи рождаются благодаря оригинальным заседаниям» [4]. Ли Якокка в своей книге уточняет условия, наиболее бла-

Корнеев Д.В.

творческое развитие работника как непременное условие деятельности в современных условиях

гоприятные для появления новых идей, а именно: ночь, при наблюдении за небом, на берегу моря, при наблюдении за набегающими волнами, при просмотре мультфильмов, при виде панорамы, открывающейся с высоты горы [7].

В нестандартных ситуациях действительно возникают нестандартные идеи, но реальность диктует свои условия, с чем приходится считаться.

Методы активизации перебора вариантов показали возможности силы воображения и усиления интеллектуальных операций при решении творческих задач. Но, сыграв свою положительную роль, они отдали пальму первенства современной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), немаловажное значение в которой играет сила воображения, которое традиционно связывается с творческой деятельностью, т. е. деятельностью по созданию нового креативного продукта. В процессе деятельности воображение выполняет многие функции. Несмотря на многочисленные работы многих известных авторов, таких, как Гете, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше, интерес к воображению еще больше усиливается. Хотя в психологии познавательных процессов единого взгляда на природу воображения до сих пор нет. И все же, очевидно, это воображение, связанное с нашей способностью и необходимостью творить новое, способствует конструированию образов «идеальных объектов». «Идеальный объект» — это отсутствие объекта, но функция которого выполняется» [1]. Стремление к идеальному объекту — это стремление разрешить противоречия. Таким образом, фантограмма, используя воображение, способствует, в свою очередь, разрешению противоречий не только в технических системах, но и при решении экономических и управленческих задач.

Итак, в ряде вузов Москвы была проведена групповая исследовательская работа по устранению противоречия между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями человечества. (На одном из занятий перед студентами была поставлена задача — решить извечную проблему экономики: ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей с помощью метода фантограмм.) Совместные исследования были проведены в группе естественнонаучного направления и в группе гуманитарного направления. Работали под девизом «Изменись сам — изменишь мир». В основании работы лежала фантограмма Г.С. Альтшулле-ра. В качестве горизонтальной оси дан перечень приемов изменения свойств: уменьшить, увеличить, объединить, разъединить, раздробить, заменить данное свойство антисвойством, ускорить, замедлить, сместить во времени назад, сместить во времени вперед, сделать свойство меняющимся во времени или, наоборот, постоянным, отделить функцию от объекта, изменить связь со средой. В качестве вертикальных показателей служили следующие: химический состав вещества, физическое состояние вещества, инфраструктура системы, система, надструк-тура системы, направление развития, воспроизведение, энергообеспечение, способ передвижения, сфера распространения, управление, назначение [1,2].

Первый этап работы состоял в создании образа человека будущего. Далее шла попытка разрешить указанное противоречие. Мнения распределились следующим образом. (В процессе работы определилось два противоположных направления.)

В 1-й группе естественнонаучного направления 75% студентов, согласившись с внешними изменениями в человеке, акцентировали свое внимание на внутренних качественных изменениях. Так как человек стремится к идеальной системе, произойдет изменение системы ценностей человека: с ужесточением ограничений большое внимание будет уделяться воспитанию силы воли, нравственных характеристик. Восстанавливая природу (окружающую среду), не меняя ее химического состава (генетики), человек, копируя природные процессы, научится жить в согласии с окружающим миром, сократив энергопитание и уменьшив потребление, при этом сохранив оставшиеся ресурсы. Так как основной вред окружающей среде наносят ТНК, начать активную борьбу с ними, начиная с воспитательных мер и, в крайнем случае, с помощью революционных преобразований.

Оставшиеся 25% считают, что сущность человека не изменится, не изменится, соответственно, и его поведение. Изменения могут только произойти в его внешнем облике, а именно: уменьшится вес человека и рост, изменится химический состав его тела. Перспективным будет клонирование, что приведет к бессмертию. Уменьшатся инстинкты и эмоциональность. Рационализм сделает человека непобедимым. А поэтому, исчерпав ресурсы Земли, человек, расширяя пространство, начнет поиск источников энергии в космосе, например, энергии

Солнца и астероидов. Огромные надежды возлагаются на нанотехнологии.

2-я группа студентов видит решение данной проблемы следующим образом.

15% студентов гуманитарного направления считают, что, человек, став более совершенным в физическом смысле, станет и более выносливым, сильным, более подвижным. Для того чтобы решить вышеназванную проблему, необходимо замедлить воспроизводство населения. Сокращение численности населения приведет к развитию интеллекта, что позволит найти искусственную замену природным ресурсам или сделать их более доступными, а, может быть, и неисчерпаемыми. В дополнение произойдет выход в космос с целью поиска новых источников энергии.

85% представляет человека будущего следующим образом. Белковое тело человека претерпит преобразования, что приведет к увеличению продолжительности жизни. Человек научиться меняться в соответствии с окружающей средой и климатом, т. е. станет менее уязвим к погодным условиям, его психика станет более устойчивой. Осознание своей неотделимости от природы, воспитание в себе любви к окружающей среде приведет к бережному отношению к ресурсам, снижению отходов и энергопотребления, что, в свою очередь, позволит сохранить природу в первозданном виде. Так как в мире все взаимосвязано, человека необходимо обучить взаимодействию с природой, научить разумно пользоваться своей энергией, энергией земли и Космоса, а не зависеть от привычных источников энергии. С уменьшением энергопитания больше времени будет уходить на самореализацию. Итак, человек и природа — компаньоны, уважающие друг друга.

Наряду с вышеперечисленными решениями было озвучено еще одно. Было заявлено о том, что, так как все явления содержат в себе настоящее или потенциальное противоречие, необходимо прекратить видеть в нем негативный смысл. Разрешение противоречия необходимо воспринимать как стимул к дальнейшему развитию, а свое внимание акцентировать не на поиске компромисса, а на векторе развития.

Результатами работы с данной матрицей явилась, прежде всего, попытка разрешение конфликта между производственной деятельностью человека и природой, между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями в курсе «Инновационная деятельность предприятия».

Возможности методики огромны. Поиск и устранение самого противоречия, а не конфликтующих частей — вот подход, который еще требует осмысления, но за которым большое будущее.

Таким образом, студенты предложили несколько вариантов возможных путей развития цивилизации и решения основного экономического противоречия. В основном, это были направления, связанные с изменением потребностей, со снижением материалоемкости и ресурсоем-кости потребностей, с увеличением ресурсов, со снижением ресурсоемкости, с изменением самого человека (его психобиологических характеристик). И лишь одним студентом была озвучена мысль о новом «творческом» человеке, способным по-новому подойти к решению противоречий.

Данный подход к постановке и решению проблем можно найти в работах отечественных исследователей, в частности, в трудах А. Шевырева, предложившего в качестве возможного варианта развития техногенной цивилизации — развитие творческой цивилизации. В новой теории была заявлена технология парадоксально-генерируемого мышления, которая явилась логическим продолжением ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Технология парадоксально-генерирующего мышления развивает диалектическую технологию ТРИЗ Г. С. Аль-тшуллера, включая в анализ более сложные формы противоречий (парадоксов). Таким образом, ПДГ — технология относится к эвристическим (неформализованным) логикам, являясь развитием нелинейной диалектики. ПДГ-мышление основано на ассоциативно-метаморфической интерпретации искусственно сгенерированного парадокса (одного из возможных типов парадоксов).

Если раньше парадоксы и противоречия трактовались как свидетельство неадекватности теории, то до настоящего момента проблема рассматривалась как решение, как ответ на вопрос. В настоящее время предлагается рассматривать парадокс как вопрос и как ответ одновременно. Речь идет о неклассической (нелинейной) логике и мышлении. Это логика вероят-

Корнеев Д.В.

творческое развитие работника как непременное условие деятельности в современных условиях

ностная, неопределенная, предполагающая в своем суждении и выводах некоторый детерминированный хаос. Однако современная наука все чаще оперирует понятиями постклассического типа, где субъект включен в исследование. Примером является ПДГ-мышление — эвристическая модель, с помощью которой естественное разрешение получают представления о проблеме противоречий.

Поскольку обучение искусству пользоваться знаниями, выработка стиля мышления, позволяющего формулировать и решать задачи в условиях все возрастающей неопределенности, на данном этапе развития общества становится жизненной необходимостью, формирование творческого (креативного) мышления и подготовка высококвалифицированных специалистов, способных продуцировать новые идеи, требует от руководителей и сотрудников интеграционных предпринимательских структур немалых усилий. И эта задача достаточно актуальна, т. к. страна — генератор наукоемких идей должна из страны — сырьевого придатка превратиться в страну социального равенства.

Литература

1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением : жизненная стратегия творческой личности. — Минск : Беларусь, 1994.

2. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. — М. : STINS COMAN CORPORATION, 2008.

3. Ванюрихин, Г. И. Креативный менеджмент //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.

4. Гегель, Г. В. Наука логики : в 3-х т. — М. : Мысль, 1970-1972.

5. Дерзкие формулы творчества ; сост. А.Б.Селюцкий. — Петрозаводск : Карелия, 1987.

6. Шевырев, А. Креативный менеджмент : синергетический подход. — Белгород : ООО» ЛитКараВан, 2007.

7. Ли, Якокка. Карьера менеджера [Электронный ресурс]. — М. : Прогресс,1991. — URL : http:// royallib. com/book/li_yakokka/karera_menedgera. html, свободный.

References:

1. Altshuller, G. S., Vertkin, I. M. How to become a genius : life strategy of creative personality. — Minsk : Belarus 1994.

2. Altshuller, G. S. Find the idea. — M. : STINS COMAN CORPORATION, 2008.

3. Vanyurihin, G. I. Creative Management //Management in Russia and abroad. 2001. № 2.

4. Hegel, G. V. Science of Logic : in 3 t. — M. : Mysl, 1970-1972.

5. Daring Formulae of Creativity ; compiled A. B. Selyutsky. —Petrozavodsk : Karelia, 1987.

6. Shevyrev, A. Creative Management : synergetic approach. — Belgorod : OOO «LitKaraVan», 2007.

7. Lee, Iacocca. Manager career [Electronic resource]. — M. : Progress, 1991. — URL : http://royallib.com/ book/li_yakokka/karera_menedgera.html, free.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.