Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НОВГОРОДСКОГО ХУДОЖНИКА - ТАМАРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГАВРИЛОВОЙ'

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НОВГОРОДСКОГО ХУДОЖНИКА - ТАМАРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГАВРИЛОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Т. А. ГАВРИЛОВА / НОВГОРОДСКИЙ ФАРФОР / ЗАВОД "ВОЗРОЖДЕНИЕ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воропаева Т.А.

Новгородский фарфор имеет богатую историю. К сожалению, творчество отдельных мастеров, привнесших весомый вклад в развитие отечественного декоративно-прикладного искусства, представляющих регион и страну в целом на крупнейших выставках не только в России, но и за рубежом, изучены недостаточно полно. Примером может служить творчество Тамары Александровны Гавриловой (1924-1998), новгородского скульптора, педагога, художника-фарфориста, одного из авторов знаменитой «синей посуды», оказавшей влияние на формирование жизненно-пространственной среды жилых квартир каждого новгородца и внешнего облика города в целом в период с конца 1960-х по 1990-е годы. Тамара Александровна неоднократно избиралась членом правления Новгородской организации Союза художников РСФСР, где секция «Декоративно-прикладное искусство» в силу развития фарфоровой отрасли в регионе в советский период была самой значительной. Тамара Александровна - член Союза художников СССР с 1967 года, в 1979 году Указом Президиума Верховного Совета СССР она награждена орденом «Знак Почета». В статье предпринята попытка впервые всесторонне представить творчество Гавриловой Тамары Александровны; рассмотрены основные этапы ее творчества, серии работ, тематика произведений, особенности их форм и декора; исследованы неопубликованные материалы Государственного архива Новгородской области, коллекции скульптуры и фарфора Новгородского музея-заповедника, Музея художественной культуры Новгородской земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE HERITAGE OF THE NOVGOROD ARTIST - TAMARA ALEKSANDROVNA GAVRILOVA

Novgorod porcelain has a rich history. Unfortunately, the work of individual masters, who have made a significant contribution to the development of domestic arts and crafts not only at the regional level but representing the region and the country as a whole at major exhibitions, not only in Russia but also abroad have not been studied sufficiently. Like work of Tamara Aleksandrovna Gavrilova (1924-1998), Novgorod sculptor, teacher, porcelain artist, who made a significant contribution as a sculptor to the appearance of the city, and as one of the authors of famous blue dishes, which influenced the formation of life-spatial environment of residential apartments of each Novgorodian in the period of the late 1960s to the 1990s. Tamara Aleksandrovna was repeatedly elected a member of the board of the Novgorod organization of the Union of Artists of the RSFSR, where the section Decorative and Applied Arts, due to the development of the porcelain industry in the region, was the most significant in the Soviet period. Since 1967, Tamara Aleksandrovna has been a member of the Union of Artists of the USSR, in 1979, by the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR, Gavrilova was awarded the Order of the Badge of Honor. The article attempts for the first time to comprehensively present the work of Tamara Aleksandrovna Gavrilova and considers the main stages of her work, a series of works, themes of works, features of their forms and decor. The research materials were archival unpublished materials of the State Archive of Novgorod Region, the collection of sculpture and porcelain of the Novgorod Museum-Reserve, the Museum of Artistic Culture of Novgorod Land.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НОВГОРОДСКОГО ХУДОЖНИКА - ТАМАРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГАВРИЛОВОЙ»

13. Timiryazev K.A. Fotografiya i chuvstvo prirody [Photography and feelings for nature]. Bratskaya pomoshch'post-radavshim v Turtsii armyanam: literaturno-nauchnyy sbornik [Fraternal assistance to the Armenians to suffered in Turkey: a literary-scientific miscellany]. Moscow, Tipo-litografiya K.F. Aleksandrova Publ., 1897, pp. 228-236. (In Russ.).

14. Tokareva A.F. Kacheli sud'by [Swing of fate]. Kashirino, Yuga L.G. Publ., 2005. 215 p. (In Russ.).

15. Yakovleva N.A. Zhanrovaya khronotipologiya: bazovaya teoreticheskaya model' i ee poznavatel'nyy potentsial [Genre chronotypology: the basic theoretical model and its cognitive potential]. Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art], 2016, no. 6, pp. 741-750. (In Russ.).

УДК 745/749

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-164-173

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НОВГОРОДСКОГО ХУДОЖНИКА -ТАМАРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГАВРИЛОВОЙ

Воропаева Татьяна Александровна, старший научный сотрудник, хранитель, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник (г. Великий Новгород, РФ). E-mail: voropaevamuseum@ gmail.com

Новгородский фарфор имеет богатую историю. К сожалению, творчество отдельных мастеров, привнесших весомый вклад в развитие отечественного декоративно-прикладного искусства, представляющих регион и страну в целом на крупнейших выставках не только в России, но и за рубежом, изучены недостаточно полно. Примером может служить творчество Тамары Александровны Гавриловой (1924-1998), новгородского скульптора, педагога, художника-фарфориста, одного из авторов знаменитой «синей посуды», оказавшей влияние на формирование жизненно-пространственной среды жилых квартир каждого новгородца и внешнего облика города в целом в период с конца 1960-х по 1990-е годы. Тамара Александровна неоднократно избиралась членом правления Новгородской организации Союза художников РСФСР, где секция «Декоративно-прикладное искусство» в силу развития фарфоровой отрасли в регионе в советский период была самой значительной. Тамара Александровна - член Союза художников СССР с 1967 года, в 1979 году Указом Президиума Верховного Совета СССР она награждена орденом «Знак Почета».

В статье предпринята попытка впервые всесторонне представить творчество Гавриловой Тамары Александровны; рассмотрены основные этапы ее творчества, серии работ, тематика произведений, особенности их форм и декора; исследованы неопубликованные материалы Государственного архива Новгородской области, коллекции скульптуры и фарфора Новгородского музея-заповедника, Музея художественной культуры Новгородской земли.

Ключевые слова: Т. А. Гаврилова, новгородский фарфор, завод «Возрождение».

CREATIVE HERITAGE OF THE NOVGOROD ARTIST -TAMARA ALEKSANDROVNA GAVRILOVA

Voropaeva Tatyana Aleksandrovna, Sr Researcher, Curator, Novgorod State United Museum-reserve (Veliky Novgorod, Russian Federation). E-mail: voropaevamuseum@gmail.com

Novgorod porcelain has a rich history. Unfortunately, the work of individual masters, who have made a significant contribution to the development of domestic arts and crafts not only at the regional level but

representing the region and the country as a whole at major exhibitions, not only in Russia but also abroad have not been studied sufficiently. Like work of Tamara Aleksandrovna Gavrilova (1924-1998), Novgorod sculptor, teacher, porcelain artist, who made a significant contribution as a sculptor to the appearance of the city, and as one of the authors of famous blue dishes, which influenced the formation of life-spatial environment of residential apartments of each Novgorodian in the period of the late 1960s to the 1990s. Tamara Aleksandrovna was repeatedly elected a member of the board of the Novgorod organization of the Union of Artists of the RSFSR, where the section Decorative and Applied Arts, due to the development of the porcelain industry in the region, was the most significant in the Soviet period. Since 1967, Tamara Aleksandrovna has been a member of the Union of Artists of the USSR, in 1979, by the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR, Gavrilova was awarded the Order of the Badge of Honor.

The article attempts for the first time to comprehensively present the work of Tamara Aleksandrovna Gavrilova and considers the main stages of her work, a series of works, themes of works, features of their forms and decor. The research materials were archival unpublished materials of the State Archive of Novgorod Region, the collection of sculpture and porcelain of the Novgorod Museum-Reserve, the Museum of Artistic Culture of Novgorod Land.

Keywords: T.A. Gavrilova, Novgorod porcelain, Factory Vozrozhdenie.

Жизнь и творчество Тамары Александровны Гавриловой были связаны с Великим Новгородом. Несмотря на значительный вклад Гавриловой в формирование декоративно-прикладного искусства Новгорода, активную выставочную деятельность, а также научный интерес к искусству советского фарфора, до сих пор не появилось исследований, в полном объеме анализирующих творчество художника с точки зрения искусствоведения. Таким образом, представляется актуальным провести комплексный искусствоведческий анализ творчества Тамары Александровны Гавриловой. Цель исследования заключается во всестороннем изучении и искусствоведческом анализе творческого наследия художника. Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач: исследованы имеющиеся публикации о художнике, а именно каталоги выставок, статьи в периодических изданиях о новгородском фарфоре; изучены архивные материалы, связанные с жизнью и творчеством Т. А. Гавриловой, позволившие ознакомиться с биографией художника, в том числе с полным перечнем выставок, в которых она участвовала; проанализированы произведения автора из фондов Новгородского музея-заповедника, Музея художественной культуры Новгородской земли; выявлены особенности творчества, а именно тематика произведений, стилистические особенно-

сти, ассортимент; определены все направления деятельности Т. А. Гавриловой как художника, скульптора, педагога, члена правления Новгородской организации Союза художников РСФСР, а также ее значительная роль в формировании новгородского декоративно-прикладного искусства 1960-1990-х годов.

Творчество Т. А. Гавриловой, особенно в период работы на заводе «Возрождение», всегда было предметом выставочного интереса. Анализ существующей литературы позволяет выделить ряд изданий, связанных с творчеством художника. К ним относятся, прежде всего, каталоги выставок, статьи в периодических изданиях об участии новгородских художников в выставках, а также статьи об истории новгородского фарфора в целом. Это статьи сотрудников Новгородского музея-заповедника и Новгородской организации Союза художников РСФСР Т. В. Володиной и Т. Б. Зозуленко. Таким образом, анализ степени изученности творчества художника демонстрирует необходимость комплексного искусствоведческого исследования произведений Т. А. Гаври-ловой.

В данной работе использованы общенаучные методы исследования: биографический, исторический метод, формально-стилистический и иконографический анализ произведений Т. А. Гаври-ловой.

Тамара Александровна Гаврилова родом из города Волховстрой. Художница переехала в Новгород в 1954 году после окончания в этом же году Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной по двум специальностям «Декоративная скульптура» с квалификацией ученого рисовальщика по декоративной скульптуре и «Архитектурно-декоративная скульптура» с квалификацией декоративно-прикладного искусства. Ее дипломная работа «Садово-парковая скульптура "Авиамоделисты"» для оформления пионерского лагеря оценена на «отлично». Руководителем был профессор Р. К. Таурит [4, л. 1-3]. Выпускники «мухинки» работали в Новгороде в разных видах искусства и сыграли значительную роль в их формировании в Новгороде. Большинство оставались верны полученной специальности: «художник ДНИ», включая фарфор, стекло, ткани, «художник монументально-декоративного искусства», «художник интерьера» [1, с. 110]. Одной из них была Гаври-лова Тамара Александровна.

Свою трудовую деятельность в Новгороде Гаврилова начала как скульптор, этот период творчества составил 10 лет. Тамара Александровна приехала в Новгород по распределению училища в Специальную научно-реставрационную производственную мастерскую. Работала архитектором, скульптором-модельщиком до 1959 года. В 1957 году выполнила барельеф на городском Доме советов, украшающий здание по сей день. С 1958 года Гаврилова занималась восстановлением лепнины городских зданий, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, например, Кордегардии на ул. Большой Санкт-Нетербургской, где Гаврилова отреставрировала и воссоздала геральдические барельефы, а также выполнила лепнину потолка в Розовом зале областной филармонии. В 1953 году в Новгороде по проекту Игоря Георгиевича Явейна (1903-1980) был построен новый железнодорожный вокзал, являвшийся одним из первых крупных общественных зданий, появившихся после войны. Задумка здания заключалась в идее воплотить образ городских ворот. Само здание перекликается с архитектурой древнего Новгорода: мотивами монастырских стен, новгородских звонниц, бе-

лых Врат. Часть убранства в конце 1950-х годов выполнила Тамара Александровна. Это барельеф «Александр Невский», который по сей день украшает здание городского вокзала.

В 1958 году Гаврилова создала лепной орнамент потолка в актовом зале городского Дома пионеров имени Л. Голикова. В тот же период, когда Гаврилова работала над оформлением здания для детского творчества, у нее возникла идея организации занятий по скульптуре для детей [5, л. 1], которую она воплотила в жизнь. Так, с 1959 по 1960 год Гаврилова являлась руководителем кружка «Юный скульптор» в Новгородском Доме пионеров имени Л. Голикова. Носле небольшого перерыва (с 1960 по 1961 год), когда Тамара Александровна работала скульптором-модельщиком в организациях п/я № 11 и тресте «Новгород-строй», она продолжила преподавать скульптуру вплоть до 1963 года. Среди ее учеников известные новгородские скульпторы: Владимир Викторович Журавлев (1949-1996), Наталья Александровна Карпова (1948 г. р.). С 1963 по 1967 год Гаврилова была архитектором в Новгородском «Облпро-екте». Активно занимаясь творческой деятельностью, она приняла участие в конкурсе на создание монументов в честь победы в Отечественной войне 1812 года и победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Проект получил III место.

Новый период в жизни и творчестве художницы начался с 1967 года, когда Тамара Александровна пришла на только что созданный завод по выпуску фарфоровых изделий «Возрождение». Новгород с конца 1960-х годов активно восстанавливался после войны. Как крупнейший исторический центр, богатый достопримечательностями, город становится привлекательным для туристов [2, с. 23]. Наряду с организацией «Интурист», обществами дружбы, администрацией города, ключевую роль сыграл Новгородский музей-заповедник, руководством которого уже с первой половины 1960-х годов ставилась задача превратить город в полноценный туристический центр.

Нроизведения, выпускаемые на «Возрождении», стали «визитной карточкой» города, были популярны не только среди новгородцев и гостей города, но и вывозились в качестве сувениров

за рубеж [3, с. 56]. Декоративно-прикладное искусство Новгорода развивалось в соответствии с общероссийскими тенденциями. Так, в конце 1960-х годов на смену «декоративному минимализму» приходит «новый декоративизм». «Актуальными проблемами в отечественной культуре становятся поиски своего пути, своей национальной идентичности, но это не исключает современных художественных поисков» [15, с. 35].

В этот период и возникает сувенирное предприятие «Возрождение». К 1969 году определяется стилистическая концепция предприятия, авторами которой стали Владимир Владимирович Смоляр (1935-2010) и Тамара Александровна Гаврилова. Сырье на заводе «Возрождение» было невысокого качества [12, с. 87], и, принимая во внимание особенности материала, художники разработали технологию крытья кобальтом. Кроме того, на производстве внедрили роспись солями металлов, люстровыми покрытиями, золотом в сочетании с белыми бликами.

Тамара Александровна проработала на предприятии 29 лет. Решая задачу создания новгородского сувенира, она обратилась к теме древнерусского города. Эта тенденция проявилась в первую очередь в форме изделий, в которых прослеживаются очертания теремов, башенок, куполов церквей, архитектуры храмов. Например, штоф «Господин Великий Новгород» (1969) [6, л. 10-11] (см. Приложение, рис. 1), своей строгой формой напоминающий архитектуру новгородских церквей, или набор для ликера (1975) [7, л. 17-18]: форма графина перекликается с формой купола, орнамент выполнен по мотивам скани, популярной у новгородских серебряников Средневековья. Сканый орнамент зачастую применялся автором в декоре изделий в виде росписей и рельефов, как в наборе «Кружевной» (1976) [8, л. 1-3] (см. Приложение, рис. 2). Форма кофейника, сахарницы и сливочника ассоциируется с древней новгородской архитектурой. В основу формы положено сочетание граненого и круглого объемов. Завершают кофейник и сахарницу крышки куполообразной формы. Ручку и носик украшают лепные декоративные детали. Характер рисунка росписи выполнен по мотивам древней новгородской скани.

В следующую группу изделий входят произведения связанные с образами древнерусских богатырей, к ним относятся скульптуры малых форм, например, скульптуры «Васька Буслаев -богатырь новгородский» (1972) и «Александр Невский» (см. Приложение, рис. 3), представленные на персональной выставке произведений Гавриловой в 1975 году. Скульптура «Александр Невский» представляет собой фигуру князя Александра Невского, сидящего на коне, держащего в руках меч, опущенный вниз, что символизирует призыв к добру и миру. Скульптура декорирована подглазурной росписью кобальтом и золотом. Художница долго размышляла над образом великого русского полководца. Готовясь к воплощению образа, Тамара Александровна много работала с книгами, изучала личность Александра Невского, его эпоху. В итоге получилась скульптура, наделенная глубоким патриотическим смыслом. Образы Александра Невского воплотились в нескольких произведениях автора: карандашницах, вазах, посуде [14]. Образы богатырей представлены и в сувенирной посуде: штоф из набора «Новгород» (1960-1970-е годы), в форме которого прослеживается силуэт воина; крышка штофа выполнена в виде шлема, в росписи крышки просматривается стилизованный портрет воина. Мотивы кольчуги присутствуют в росписи кружки «Новгород» (1970), а на изображении щита, украшенного орнаментом, выполнена русской вязью надпись «Новгород» [9, л. 20-21].

Фарфор с изображением Садко изготавливался практически на всех крупных отечественных предприятиях по выпуску фарфора всего советского периода [16]. Тамарой Александровной Гавриловой было создано несколько скульптур Садко. Первая скульптура, выполненная ею в конце 1960-х, изображает Садко, поймавшего чудо-рыбу. Перекликаются с данным образом и две другие скульптуры конца 1960-х годов, а в 1975 году Гав-рилова создает традиционную для завода скульптуру с росписью голубой солью и кобальтом. Садко изображен сидящим на камне и играющим на гуслях, скульптура украшена русским орнаментом. Коньячный набор «Садко» (1971): форма сосуда уплощенная, напоминает старинный шлем воина по силуэту, на одной из плоскостей сосуда

изображен Садко, на другой - пляшущий морской царь, вокруг росписи на обеих плоскостях - рельефный орнамент по мотивам древней новгородской скани. Набор выпускался в двух вариантах: кобальтовом и солевом [10, л. 1-3].

Следующая группа изделий включает произведения, в формах которых прослеживаются мотивы традиционной русской керамики: глиняных горшков, крынок, кувшинов, а в росписях - мотивы древнерусских орнаментов, растительные узоры и композиции.

Сувенирная продукция завода «Возрождение» часто украшалась древнерусским орнаментом, в научно-технической документации предметов указывается как «древний новгородский орнамент». Сюда относятся мотивы орнаментов, заимствованных из миниатюр рукописей, стено-писей церквей, ювелирного искусства, резьбы по дереву, а также бытовых предметов периода Х-XVII веков.

Обращаясь к иллюстрированному справочнику С. И. Писарева [17], в котором объединены образцы древнерусского орнамента X-XVII веков, можно проследить мотивы орнаментов Средневековья в росписях изделий Гавриловой. Подтверждают это и эскизы автора, выполненные для фарфоровых изделий, на которых изображены буквицы славянского алфавита с орнаментом, отдельные фрагменты орнаментов резьбы, элементы веревочного орнамента и другие зарисовки [11].

Выразительные цветочные орнаменты, красота русской природы - еще одна тема росписей Гавриловой. Наборы посуды Гаврилова украшала цветочными орнаментами в полосе или цветочными композициями в виде букетов. Ярким примером являются кофейные сервизы «Веночек» (1979) (см. Приложение, рис. 4) и «Нежность» (1976). Форма предметов наборов идентична, наборы отличаются только росписью, в первом - на фоне крытья кобальтом выполнен тонкий цветочный орнамент из белых бликов с золотом в полосе, во втором - подглазурная роспись кобальтом, золотом выполнены отводки крышки и горлышка, цветочные росписи ассоциируется с венками, наброшенными на формы. Наборы «Свадебный» (1987) и «Цветущий кобальт» (1995) украшены

кобальтовой подглазурной росписью в виде цветочных композиций, в которых прослеживается народная традиция. Здесь следует упомянуть о том, что Гаврилова создала свой вариант орнамента «сеточка». Вдохновленная знаменитой «Кобальтовой сеточкой» (1944) Анны Адамовны Яцкевич, выпущенной на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова [18], Гаврилова создала свою роспись «сеточка» для кофейного набора в двух вариантах исполнения, первый -на фоне крытья кобальтом выполнен тончайший орнамент золотом с белыми бликами в виде цветочков, второй - подглазурная роспись кобальтом на белом фоне, также с элементом цветка на пересечении волнистых линий сетки, кобальтовая роспись дополнена декором золотом.

Богато представлена у Гавриловой тема скоморошества: мелкая пластика, солонки, наборы штофов, декоративные тарелки. Тамара Александровна создавала произведения на тему скоморошества на протяжении всего периода работы на заводе «Возрождение». Особенность этих произведений в том, что персонаж скоморох один и тот же, но показан в разных ситуациях, связанных со скоморошьей профессией. Это скоморох с чашей, танцующий скоморох, скоморох, играющий на музыкальных инструментах, скоморох с куклой Петрушкой или птичкой, скоморох, показывающий носики и др. Традиционно предметы расписывались кобальтом или солью, иногда с золотым декором в виде тончайших орнаментов.

Гаврилова не обошла стороной темы, связанные с Ильмень-озером. Сюда относятся изделия в виде рыбок, изделия, в формах и росписях которых прослеживается ладья. Например, набор подсвечников «Волхова» (1993) (см. Приложение, рис. 5). Он состоит из трех подсвечников: центральный выполнен в виде русалки в русском кокошнике, держащей в руках две чаши, являющиеся подставками для свечей; два других подсвечника выполнены идентичными и представляют собой рыбок, между которыми помещен цветок. Подсвечники декорированы подглазурной росписью кобальтом и голубой солью, дополненной декором золотом.

С большим интересом и положительными рецензиями была принята серия «Наши дети»

(1969-1970-е годы) [4, л. 3], впервые показанная на зональной выставке «Советский север» (1969), а затем на новгородской областной выставке в 1970 году. В серию вошли скульптуры: «Мазила», «В музыкальную школу», «Заговорщицы», «Зеленая улица», «Петухи» и «Концерт». Здесь представлены образы детей в обычной повседневной жизни, и складывается впечатление, что непосредственные и яркие персонажи как будто выполнены автором с натуры: тут и девочка со скрипкой, которую провожает мама на занятия в музыкальную школу, школьницы, что-то живо обсуждающие так, чтобы никто не услышал, поспорившие мальчишки и другие сценки из обычной повседневной жизни советских детей. Произведения серии «Наши дети» показывают чудесный мир ребенка, рассказывают о бескорыстной детской дружбе. Работы отличаются большой теплотой и мягким юмором, проникнуты особым отношением автора к детям. В продолжение этой серии уже в 1990 году Гаврилова создала композицию «Зимние забавы» (см. Приложение, рис. 6). Здесь же можно выделить тему материнства, представленную у автора достаточно широко не только в фарфоровой пластике [13, с. 5]. Например, скульптуры из шамота «Скульптурная композиция с голубем» (1970-е годы) и композиция «Колыбельная» (1979). Следует отметить, что женские образы в целом воплощены автором очень современно, ее героини не просто представительницы различных профессий, а разносторонние, всегда с активной жизненной позицией, совмещающие в своей жизни материнство, трудовую деятельность и общественную жизнь. К таким скульптурам относятся «Русская песня» (1983), «Прорыв» (1970-1980-е годы), «Женщина с ребенком» (1970-1980-е годы) и другие, выполненные из шамота. Лаконичные, но при этом пластически проработанные, образы достоверны, и в них отчетливо читаются характеры героинь.

Следует отметить, что на протяжении длительного периода творчества, связанного с заводом «Возрождение», художница работала не только в фарфоре, но также в шамоте, гипсе, терракоте и майолике. Гаврилова воплощала образы современников. Ее герои - музыканты, спортсмены, строители, рабочие и другие персонажи, изобра-

женные в обычной повседневной жизни. Скульптуры «Фарфористка» (1984), «Новгородский сувенир» (1979), «Бронницкие умельцы» (1983), «Портрет О. Чураковой» (1987) и другие, выполненные из шамота портреты, жизненно правдивые. Гаврилова наблюдала за изображаемыми людьми непосредственно на их рабочих местах и в своих скульптурах раскрывала характеры и лучшие качества своих героев. Отдельно среди портретов современников можно выделить портреты новгородских спортсменов, выполненные в гипсе и шамоте. Гавриловой удается добиться не только портретной достоверности, но и передать в образах отношение к идеалам советского спорта, волю к победе и патриотизм каждого из них. Примечательны из этой серии «Портрет чемпиона РСФСР по гребле Андрейченко Сергея» (1974), «Портрет заслуженного мастера спорта СССР Нины Абрамовой» (1975), «Портрет чемпиона мира по гребле Александра Морозова» (1975) (см. Приложение, рис. 7).

Педагог в прошлом, за время своей трудовой деятельности в качестве ведущего художника завода «Возрождение» Тамара Александровна Гаврилова оказала большое влияние на становление индивидуальных почерков художников, пришедших на завод в конце 1970-х годов: О. Н. Чураковой, М. В. Андреевой, А. С. Круглова и др. В первую очередь это выразилось в комплексном подходе к созданию изделий, введении традиции не разделять художников на формовщиков и декораторов, наставлении молодых художников работать как над формой, так и над декором изделий в комплексе.

Проведенный системный анализ творческого наследия Тамары Александровны Гавриловой позволяет сделать следующие выводы по результатам исследования:

1. Жизнь и творчество Тамары Александровны Гавриловой были посвящены Новгороду. Созданные скульптором барельефы еще в 19501960-х годах и по сей день - неотъемлемая часть облика Великого Новгорода, что подтверждает ее значительный вклад в городское убранство.

2. Несмотря на то что педагогом в кружке «Юный скульптор» Гаврилова проработала совсем недолго, тем не менее под ее наставни-

чеством сформировались как профессионалы известные новгородские скульпторы. А в годы работы на заводе «Возрождение», являясь членом правления Новгородской организации СХ РСФСР, Гаврилова всегда поддерживала и наставляла молодых новгородских прикладников, чем оказала значительное влияние на становление ведущих новгородских художников декоративно-прикладного искусства.

3. Будучи одним из авторов знаменитой «синей посуды», ставшей «визитной карточкой» города, имевшей невероятный успех как у жителей, так и у гостей города, Гаврилова своим творчеством внесла большой вклад в формирование жилого пространства советской квартиры. 30 лет продукция завода «Возрождения» была

на пике популярности. Во многом секрет успеха был обусловлен следующими ключевыми факторами: профессионализмом и мастерством авторов, а также вдумчивым и пытливым подходом к изучению древнерусской культуры, стремлением привнести эти знания, впечатления и ощущения в свои изделия. Гаврилова блестяще достигла этого в создании сувенирной продукции, обладающей высоким художественным уровнем.

4. Отдельно можно выделить в творческом наследии художницы портреты современников, выполненные с блестящей точностью в передаче характеров, типажей портретного сходства, позволяющие проникнуться атмосферой того времени, понять и узнать героев той эпохи.

Литература

1. Володина Т. В. Выпускники ЛВПХУ имени В. И. Мухиной в Новгороде. Художественный фарфор // Ежегодник Новгородского музея-заповедника 2017. - СПб., 2017. - С. 110-116.

2. Володина Т. В. «Синяя посуда» - новгородский сувенир 1970-1980-х годов // Образ, знак и символ сувенира: материалы IV Всероссийской национальной научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, 2018. - С. 23-30.

3. Воропаева Т. А. Художественный фарфор Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 55-63.

4. Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-4181. - Оп. 1.

5. Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-4181. - Оп. 1. - Д. 41.

6. Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 17.

7. Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 8.

8. Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 9.

9. Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 2.

10. Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-4573. - Оп. 2. - Д. 3.

11. Государственный каталог музейного фонда РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ coИectюns?q=гавриловаТ.А.Эскизы&imageExists=nuИ (дата обращения: 02.04.2022).

12. Зозуленко Т. Б., Володина Т. В. Искусство современного Новгорода. Прелесть русского фарфора // Чело: альманах. - Великий Новгород: Новгор. гос. ун-т имени Ярослава Мудрого; Администрация Новгор. обл., 1999. - С. 84-90.

13. Зозуленко Т. Б. А. Завьялов. Т. Гаврилова. Живопись. Скульптура. Художественный фарфор. Каталог. - Новгород: РИО Упрполиграфиздата, 1987. - 20 с.

14. Коллекция онлайн. Новгородский музей-заповедник [Электронный ресурс]. - URL: https://novgorod-iss. kamiscloud.ru/cross-search?query=Гаврилова Александр Невский (дата обращения: 02.04.2022).

15. Крамаренко Л. Г. Декоративное искусство России XX века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.04. - М., 2005.

16. Насонова И. С., Насонов С. М. Советский фарфор: каталог с оценкой редкости. - М.: Локус Станди, 2008. -479 с.

17. Писарев С. И. Древнерусский орнамент с X по XVII век включительно на парчах, набойках и других тканях [Электронный ресурс]. - URL: https://orpk.org/books/1628 (дата обращения: 02.04.2022).

18. Цвет небесный, синий цвет... Кобальт на фарфоре Императорского - Ломоносовского фарфорового завода XVIII-XXI веков. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. - 288 с.

References

1. Volodina T.V. Vypuskniki LVPKhU imeni V.I. Mukhinoy v Novgorode. Khudozhestvennyy farfor [Graduates of LVPCU them. IN AND. Mukhina in Novgorod. Art porcelain]. Ezhegodnik Novgorodskogo muzeya-zapovednika 2017 [Yearbook of the Novgorod Museum-Reserve 2017]. St. Petersburg, 2017, pp. 110-116. (In Russ.).

2. Volodina T.V. «Sinyaya posuda» - novgorodskiy suvenir 1970-1980-kh godov ["Blue dishes" - Novgorod souvenir of the 1970-1980s]. Obraz, znak i simvol suvenira: materialy IV Vserossiyskoy natsional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Image, Sign and Symbol of a Souvenir Proceedings of the IV All-Russian National Scientific and Practical Conference]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State Academy of Art and Design named after A.L. Stieglitz Publ., 2018, pp. 23-30. (In Russ.).

3. Voropaeva T.A. Khudozhestvennyy farfor Bronnitskogo zavoda farforovykh izdeliy «Vozrozhdenie» [Artistic porcelain of the Bronnitsa Porcelain Factory "Vozrozhdenie"]. Vestnik YuUrGU. Seriya «Sotsial'no-gumanitarnye nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Social and Humanitarian Sciences"], 2022, vol. 22, no. 1, pp. 55-63. (In Russ.).

4. Gosudarstvennyy arkhiv Novgorodskoy oblasti [State archive of the Novgorod region], F. R-4181, Op. 1. (In Russ.).

5. Gosudarstvennyy arkhiv Novgorodskoy oblasti [State archive of the Novgorod region], F. R-4181, Op. 1, D. 41. (In Russ.).

6. Gosudarstvennyy arkhiv Novgorodskoy oblasti [State archive of the Novgorod region], F. R-4573, Op. 2, D. 17. (In Russ.).

7. Gosudarstvennyy arkhiv Novgorodskoy oblasti [State archive of the Novgorod region], F. R-4573, Op. 2, D. 8. (In Russ.).

8. Gosudarstvennyy arkhiv Novgorodskoy oblasti [State archive of the Novgorod region], F. R-4573, Op. 2, D. 9. (In Russ.).

9. Gosudarstvennyy arkhiv Novgorodskoy oblasti [State archive of the Novgorod region], F. R-4573, Op. 2, D. 2. (In Russ.).

10. Gosudarstvennyy arkhiv Novgorodskoy oblasti [State archive of the Novgorod region], F. R-4573, Op. 2, D. 3. (In Russ.).

11. Gosudartsvennyy katalog muzeynogo fonda RF [State catalog of the museum fund of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: https://goskaMog.ruportal/#/collections?q=raBpKroBaT.A3cKmbi&imageExists=null (accessed 02.04.2022).

12. Zozulenko T.B., Volodina T.V. Iskusstvo sovremennogo Novgoroda. Prelest' russkogo farfora [Art of modern Novgorod. The charm of Russian porcelain]. Chelo: al'manakh [Chelo: almanac]. Velikiy Novgorod, Yaroslav -the - Wise Novgorod State University, Administration of novgorod region Publ., 1999, pp. 84-90. (In Russ.).

13. Zozulenko T.B. A. Zavyalov. T. Gavrilova. Zhivopis'. Skul'ptura. Khudozhestvennyy farfor. Katalog. Zhivopis'. Skul'ptura. Khudozhestvennyy farfor [A. Zavyalov. T. Gavrilova. Painting. Sculpture. Artistic porcelain. Catalog. Painting. Sculpture. Artistic porcelain]. Novgorod, RIO Uprpoligrafizdata Publ., 1987. 20 p. (In Russ.).

14. Kollektsiya onlayn. Novgorodskiy muzey-zapovednik [Collection online. Novgorod Museum-Reserve]. (In Russ.). Available at: https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/cross-search?query=raBpKroBa Александр Невский (accessed 02.04.2022).

15. Kramarenko L.G. Dekorativnoe iskusstvo Rossii XX veka: k probleme formoobrazovaniya i slozheniya stilya predmetno-prostranstvennoy sredy: dis. ... d-ra iskusstv: 17.00.04 [Decorative art of Russia of the 20th century: on the problem of shaping and adding the style of the object-spatial environment. Diss. Dr ofArt History: 17.00.04]. Moscow, 2005. (In Russ.).

16. Nasonova I.S., Nasonov S.M. Sovetskiy farfor: Katalog s otsenkoy redkosti [Soviet Porcelain: Catalog with rarity rating]. Moscow, Lokus Standi Publ., 2008. 479 p. (In Russ.).

17. Pisarev S.I. Drevnerusskiy ornament s Xpo XVII vek vklyuchitel'no na parchakh, naboykakh i drugikh tkanyakh [Old Russian ornament from the 10th to the 17th centuries inclusive on brocades, heels and other fabrics]. (In Russ.). Available at: https://orpk.org/books/1628 (accessed 02.04.2022).

18. Tsvet nebesnyy, siniy tsvet... Kobal't na farfore Imperatorskogo - Lomonosovskogo farforovogo zavoda XVIII-XXI vekov. Katalog vystavki. Gosudarstvennyy Ermitazh [Heavenly color, blue color... Cobalt on porcelain of the Imperial-Lomonosov Porcelain Factory of the 18th-21st centuries. Exhibition catalogue. State Hermitage]. St. Petersburg, State Hermitage Publ., 2007. 288 p. (In Russ.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Штоф «Господин Великий Новгород». 1969

Рисунок. 2. Сервиз кофейный «Кружевной». 1976

0S

Рисунок. 3. Скульптура «Александр Невский». 1975 172

Рисунок 6. Композиция скульптурная «Зимние забавы». 1990

Я

Рисунок 7. Портрет чемпиона РСФСР по гребле Морозова. 1975

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.