Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕОРГИЯ ГАЧЕВА (1929-2008). МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г. ГАЧЕВА'

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕОРГИЯ ГАЧЕВА (1929-2008). МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г. ГАЧЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕОРГИЯ ГАЧЕВА (1929-2008). МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г. ГАЧЕВА»

108

вестник мгпу ■ серия «философские науки»

И.А. Бирич

Творческое наследие Георгия Гачева (1929-2008).

Материалы конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Г. Гачева

В мае 2014 года в Институте мировой литературы им. Горького РАН прошла двухдневная научная конференция с международным участием под названием «Творческое наследие Георгия Гачева (19292008)». Конференция была посвящена 85-летию со дня рождения выдающегося современного философа, культуролога, литературоведа, писателя, оставившего заметный след в мировой гуманитарной культуре, автора многотомной серии «Национальные образы мира». Организаторы конференции — Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Институт славяноведения РАН, философский факультет МГУ, Литературный институт им. А.М. Горького, Посольство Республики Болгария в РФ, Болгарский культурный институт.

Выступления и доклады, прозвучавшие на конференции, можно условно разделить на три группы: в одних исследовался самобытный философский метод и язык мыслителя, в других — значение трудов ученого для гуманитарной науки в целом, в третьих представал образ самого Г. Гачева — личности незаурядной и любящей.

К первой группе отнесем доклады философов. Хочется по крупицам передать здесь основные мысли и идеи, озвученные в конференц-зале института. И начнем с доклада завкафедрой истории русской философии МГУ, профессора М.А. Маслина. Если в западной философии национальные культуры изучаются исключительно с точки зрения геополитики, то у Георгия Гачева — это изучение «местаразвития» народов. Его труды надо переводить, это и есть сегодняшняя «русская идея» — размышления, взгляды русского человека на другие культуры. Гачев — ученый ломоносовского типа, развивающий метод всеединства В. Соловьева и экзистенциальную философию В. Розанова.

М.А. Маслина поддержал доктор философских наук, сотрудник Государственного института искусствознания Н.А. Хренов, указав на универсальный тип мышления Гачева. С одной стороны, он продолжатель методологии Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Гумилева, но с другой, он и основатель отечественного культурологического дискурса эпохи постмодернизма. Природа и культура в его трудах находятся в диалоге, он развивает романти-

Научная жизнь

109

ческую традицию в философии, которая убеждает больше, чем просветительская, как у Гегеля.

Доктор философии, профессор Воронежского государственного университета В.В. Варава, обратил внимание на особенность языка мыслителя, выразившуюся в его философских интуициях. Дискурс рационалистический у него переплетается с дискурсом поэтическим. Апофатика (сердечная мысль, передающая метафизику культуры) и этика (уважение к чужой непохожести) — основные методы русской философии, и философии Г. Гачева в том числе. Философ удивился чуду бытия и попытался выразить его уникальным языком, раскрывающим полифонию культур разных народов.

A.П. Козырев, сотрудник философского факультета МГУ, также подчеркнул, что русская философия - это синтез поэтического и философского мышления: первичны образы, созерцания, потом их рефлексия, потом самобытные идеи. Человек в «бодрствующем состоянии», откликаясь на смысл евангельской притчи, мир видит единым, а в «сонном» — расчлененным на объекты. В своих книгах Г. Гачев бодрствует!

B.П. Троицкий, директор музея-библиотеки «Дом А.Ф. Лосева», раскрыл метод Г. Гачева, который он сам называл «привлеченным мышлением», на примере его книги «Математика глазами гуманитария». У книги есть подзаголовок «Дневник удивлений математике», где говорится о качественной теории числа от Пифагора до Лосева. Так вот, Георгий Гачев с помощью «привлеченного мышления» из анализа математики делает общезначимые для культуры и философии универсальные обобщения.

Ко второй группе можно отнести выступления, в которых раскрывалось влияние трудов Г. Гачева на бытование самих национальных культур: от достижений в области художественной литературы до политики (анализ нынешней ситуации на Украине довольно часто всплывал в докладах). Гостья из Бурятии, доктор филологии С.И. Гармаева, раскрыла мыслительное «геополе» Г. Гачева относительно евразийской модели мира. В нем — огромный ресурс для национальных литератур, так как в этой модели действуют одновременно и землепашец, и кочевник, и охотник, когда на одной территории встречаются и разные религиозные картины мира. Об опыте ассимиляции европейца в чукотской культуре, рассказанном в последних романах Юрия Рытхэу в контексте трудов Гачева, рассказала сотрудница ИМЛИ РАН, кандидат педагогических наук А.С. Жулева.

Труды Г. Гачева все чаще становятся учебными пособиями для студентов многих филологических и языковедческих кафедр вузов страны. С большим энтузиазмом было встречено приветственное слово министра культуры Казахстана, которое зачитал академик КазНАЕН, завкафедрой ЮНЕСКО по этнической и религиозной толерантности Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, академик РАЕН и поэт Гадильбек Шалахметов.

Из третьей группы докладов, благодаря которым можно как бы сложить самобытное лицо Георгия Гачева «с необщим выражением», хочется выделить выступление доктора философии, сотрудника Института истории

110

вестник мгпу ■ серия «философские науки»

естествознания и техники РАН В.П. Визгина. Он сравнил жизненное кредо двух наших филологов и мыслителей — М. Пришвина и Г. Гачева. Один служил «творчеству жизни», другой — «жизнемыслию», для одного корнями его творчества были земля и народный быт, для другого — музыка. Но храм у них был общий — это природа как вместилище жизни и музыки. Корневая музыкальность позволила Гачеву гармонизировать разные стороны культуры. Вот почему интегральный образ национальных культур выразился у него метафорой «оркестр». Говоря о Пришвине и о себе, Гачев как-то пошутил: мол, мы — мыслители-хуторяне, писатели-однодворцы, экзистенциалисты и «все-единщики». Недаром он определял понятие «русскость» как непрерывную тяготу преодоления русским сознанием своего космизма.

Закончилась конференция вечером памяти Георгия Гачева. Открыл вечер директор Болгарского культурного института, советник по культуре посольства Республики Болгария Боряна Ангелакиева. В рамках вечера прошла встреча с другом Г. Гачева, болгарским поэтом и издателем Иваном Гранитски, а также состоялось представление издательства «Захари Стоянов», в котором увидели свет основные работы Г.Д. Гачева на болгарском языке. На вечере также выступили известные писатели, критики, ученые, общественные деятели: Л. Аннинский, В. Балаян, И. Волгин, А. Гачева, А. Золотов, О. Николаева, Г. Пряхин, Л. Сараскина, Н. Солженицына, Б. Тарасов, Г. Шалахметов и др.

В дни работы конференции телеканал «Культура» показал документальный фильм «Семейная комедия. Георгий Гачев и Светлана Семенова» в двух сериях. Режиссер фильма — Елена Ласкари, автор сценария — Александрина Вигилянская. А в рамках международной акции «Ночь в музее» в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова при Центральной детской библиотеке № 124 ЦБС ЮЗАО состоялось открытие выставки «Творчество в жизни и культуре: отец и сын Гачевы», познакомившей посетителей с историей этой болгарско-русской династии. Отец Димитр Гачев (1902-1945), сподвижник лидера болгарской коммунистической партии Г. Димитрова, приехавший в 1920-е годы в Россию, эстетик, музыковед, музыкант, и его сын Георгий Гачев, родившийся в Москве, воспитанный в любви к русской культуре и ставший выдающимся философом, литературоведом, культурологом, воплощают в своих творческих судьбах диалог поколений, взаимодействие братских славянских культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.