Научная статья на тему 'Творческое наследие Г. И. Чорос-гуркина -школа социализации подрастающих поколений Сибири'

Творческое наследие Г. И. Чорос-гуркина -школа социализации подрастающих поколений Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
335
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА / ПРЕДМЕТЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / ПРОДУКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ТРУДА / SOCIALIZATION OF YOUNGER GENERATIONS / A CREATIVE HERITAGE / WORKS OF ART / SUBJECTS DECORATIVE APPLIED ART / PRODUCTS ART APPLIED TYPES OF WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пушкова Н. Б.

Статья посвящена изучению вклада художника Г.И. Чорос-Гуркина в становление личности подрастающего поколеня. Личность должна обладать множеством социальных свойств, качеств, навыков, умений применяемых в деятельности, взаимодействием с другими социальными индивидами и социумами, что невозможно осуществить только живыми силами педагогических кадров школьных образовательных учреждений. Нужна опора на авторитеты людей материального производства, науки, искусства. Для Сибирского региона таким авторитетом для подрастающего поколения является Григорий Иванович Чорос-Гуркин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G.I. CHOROS-GURKINA'S CREATIVE HERITAGE IS THE SCHOOL OF SOCIALIZATION OF SIBERIA YOUNGER GENERATIONS

An article is devoted to studying of G.I. Choros-Gurkin creative heritage and his contribution to younger generation formation. The social individual should possess a set of social properties, qualities, skills, abilities of activity, interactions with other social individuals and societies that it is impossible to carry out only by means of pedagogical shots of educational institutions. For the Siberian region, such striking example for generations is Grigory Ivanovich Choros-Gurkin.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Г. И. Чорос-гуркина -школа социализации подрастающих поколений Сибири»

шиеся из духа культуры своего времени, то приемы иконописной техники определяются потребностью выразить конкретную метафизичность мира. В иконописи не запечатлевается ничего случайного [7]. На примере иконописи особенно ярко обозначается связь живописи, и архитектуры-работы храмовой росписи подчеркивают силу архитектурного ансамбля [8].

В самой технике живописного искусства мы находим удачный синтез приемов изображения. Различают два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объемно-пространственное, однако, между ними нет четких границ. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, четкие и ритмичные линии; в древней и отчасти в современной живописи встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости [9]. Эта живопись, с ее ярко выраженной условностью и декоративностью, во многие эпохи функционировала, главным образом, в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архитектурным членениям; более или менее плоскостной характер носили в определенные эпохи и миниатюры, иконы, а в конце Х1Х-ХХ вв.и многие картины. Плоскостная живопись, тем не менее, серьезно способствовала раскрытию архитектурного образа.

В античности возникло стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, таким, каким его видит человек. Это вызвало появление в живописи объемно-пространственного изображения рассчитанного на индивидуальное созерцание станковой живописи, освобождение живописи от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций. В живописи такого типа звучат пространственные соотношения, создается полная иллюзия глубокого трехмерного пространства, зрительно уничтожается живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путем распределения теплых и холодных цветов. Объемные формы моделируются цветом и светотенью.

Объемно-пространственное изображение, так же как и линейно плоскостное, может использовать выразительность ли-

Библиографический список

нии и локального цвета, причем эффект объемности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и темных тонов, распределенных в четко ограниченном цветовом пятне. В таких случаях колорит часто бывает пестрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое, такие приемы уточняют архитектурный язык произведения.

В настоящее время очень ярко проявляется синтез искусств, однако, живопись является одним из ведущих компонентов данного процесса. Живопись всегда применялась как средство, дополняющее конструктивный архитектонический образ: монументальная живопись, мозаика, витраж, фрески различных технологий, помогающее созданию выразительного образа, обогащающее цветом, пластикой, фактурами. Живопись обладает удивительным свойством, позволяющим строить дополнительные иллюзии пространства: в эпоху Возрождения перспективы росписей плафонов, фронтальные перспективы, углубляющие пространства стен и современное решения архитектурного пространства в 3D ART-Стрит, дающее архитектору-художнику выразить более полно свой творческий потенциал, проявить не только техническое мастерство но и свое духовное творческое состояние. Понимание и изучение архитектуры как вида искусства опирается на общие для художественного творчества законы, основы, категории, ключевой из которых представляется художественный образ.

Во все века большое внимание уделялось живописи как выразительному средству при создании архитектурных объектов, сооружений и ансамблей, как средству усиливающему образность облика здания и его назначения (Храм Василия Блаженного в Москве, церковь Спаса на крови Санкт-Петербург, Сикстинская капелла в Ватикане). Русские иконостасы представляют собой часть архитектурного ансамбля. Архитектурный образ во все времена в различных школах дополняется живописными творениями, тем самым придавая ансамблю неповторимость и художественное своеобразие. Несомненна перспективность гармоничного сочетания в современной действительности различных архитектурных и живописных образов. Архитектор обязан обладать всесторонним видением создаваемого образа и должен улавливать гармоничное начало, которое несет живопись в этом образе. Живописная составляющая архитектурного образа во все времена подчеркивала его уникальность.

1. Большая советская энциклопедия: живопись [Э/р]. - Р/д: slovari.yandex.ru

2. Швидковский, О.А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство. - М., 1984.

3. Выразительные свойства живописи [Э/р]. - Р/д: //http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=db89a1d4-7cd3-4e65-b79f-849e3c50b77d

4. История развития живописи [Э/р]. - Р/д: //http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=db89a1d4-7cd3-4e65-b79f-849e3c50b77d

5. Живопись [Э/р]. - Р/д: wikipedia.org

6. Флоренский, П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. - СПб., 1993.

7. Кожурин, А.Я.Философия культуры П.А. Флоренского [Э/р]. - Р/д: http://anthropology.ru/ru/texts/kozhurin/cult_04.html

8. Иконостас. [Э/р]. - Р/д: //http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/719/%D0%A4%D0%9B%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%A1% D0%9A%D0%98%D0%99

9. Избранные труды по искусству. - М., 1996.

Bibliography

1. Boljshaya sovetskaya ehnciklopediya: zhivopisj [Eh/r]. - R/d: slovari.yandex.ru

2. Shvidkovskiyj, O.A. Garmoniya vzaimodeyjstviya. Arkhitektura i monumentaljnoe iskusstvo. - M., 1984.

3. Vihraziteljnihe svoyjstva zhivopisi [Eh/r]. - R/d: //http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=db89a1d4-7cd3-4e65-b79f-849e3c50b77d

4. Istoriya razvitiya zhivopisi [Eh/r]. - R/d: //http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=db89a1d4-7cd3-4e65-b79f-849e3c50b77d

5. Zhivopisj [Eh/r]. - R/d: wikipedia.org

6. Florenskiyj, P.A. Ikonostas. Izbrannihe trudih po iskusstvu. - SPb., 1993.

7. Kozhurin, A.Ya.Filosofiya kuljturih P.A. Florenskogo [Eh/r]. - R/d: http://anthropology.ru/ru/texts/kozhurin/cult_04.html

8. Ikonostas. [Eh/r]. - R/d: //http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/719/%D0%A4%D0%9B%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%A1% D0%9A%D0%98%D0%99

9. Izbrannihe trudih po iskusstvu. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 7. 067

Pushkova N.B. G.I. CHOROS-GURKINA'S CREATIVE HERITAGE IS THE SCHOOL OF SOCIALIZATION OF SIBERIA YOUNGER GENERATIONS. An article is devoted to studying of G.I.Choros - Gurkin creative heritage and his contribution to younger generation formation. The social individual should possess a set of social properties, qualities, skills, abilities of activity, interactions with other social individuals and societies that it is impossible to carry out only by means of pedagogical shots of educational institutions. For the Siberian region, such striking example for generations is Grigory Ivanovich Choros-Gurkin.

Key words: socialization of younger generations, a creative heritage, works of art, subjects decorative applied art, products art applied types of work.

Н.Б. Пушкова, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №8», аспирант

Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: pushkova@nextmail.ru

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА -

ШКОЛА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ СИБИРИ

Статья посвящена изучению вклада художника Г.И. Чорос-Гуркина в становление личности подрастающего поколеня. Личность должна обладать множеством социальных свойств, качеств, навыков, умений применяемых в деятельности, взаимодействием с другими социальными индивидами и социумами, что невозможно осуществить только живыми силами педагогических кадров школьных образовательных учреждений. Нужна опора на авторитеты людей материального производства, науки, искусства. Для Сибирского региона таким авторитетом для подрастающего поколения является Григорий Иванович Чорос-Гуркин.

Ключевые слова: социализация подрастающих поколений, творческое наследие, произведения искусства, предметы декоративно-прикладного искусства, продукты художественно-прикладных видов труда.

В трудно обозримых направлениях, методах, формах воспитательно-образовательной деятельности с детьми всех групп подрастающего поколения, которая ведется с первого дня рождения и до получения профессии и вступления в семейную жизнь, потому что человек является на свет практически природным субъектом, а должен стать личностью, социальным индивидом. Проблема формирования будущих граждан обычно сводится к деятельности работников дошкольных, школьных и внешкольных образовательно-воспитательных учреждений как проблема педагогики и частных методик.

Однако такую ориентацию в формировании личности будущего гражданина многоликого общества нельзя признавать перспективной, продуктивной, а тем более успешной. Социальный индивид должен обладать умением взаимодействий с другими социальными индивидами и социумами, что невозможно осуществить только средствами и живыми силами педагогических кадров образовательных учреждений. Требуется не только самое активное участие членов семейных коллективов, но и действенное соучастие всего общества, всей системы управления жизнедеятельностью граждан государства, то есть подход к формированию лиц подрастающих поколений должен быть в роли общественного производства социальной сущности людей.

По мнению большинства специалистов в области детской и молодежной политики современного российского государства, важное место в воспитании должны занять вопросы взаимодействия человека и общества с природой выполняющей социальные функции среды обитания людей, в решении которых, наряду с самой природной действительностью, важнейшая роль должна отводиться произведениям искусства разных видов, родов и жанров, связанных с эстетически-образным отражением действительности, показ того, что для гармонично развивающегося человека, живущего с радостью, «самая чистая радость -радость природы» (Л.Н. Толстой).

В художественной культуре всех народов, особенно малых, столетиями и даже тысячелетиями стабильно живших и живущих на одной, ставшей для них родной Земле, есть настоящие «великаны национального духа». В творчестве их наиболее глубоко, последовательно, пристрастно отражается национально-этническая психология соплеменников и сограждан и характернейшие черты образного народного восприятия природы, с которой люди региона живут в экономическом, эстетическом, нравственно-этическом, социо-историческом единении.

Для Алтайского, а может быть для всего Сибирского региона, таким наиболее признанным мастером живописи и рисунка в изображении алтайцев в единении с природой гор и предгорий Алтая, «великаном национального духа», безусловно, был художник из селения Анос бывшего Бийского уезда, а впоследствии Горно-Алтайской автономной области, а ныне Республики Алтай, Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Теперь это имя все больше освобождается из плена забытья, связанного с трагическими событиями 1937 года. И все более отражает признание его роли национального гения не только в художественной, но даже и общественно-политической жизни этого относительно малочисленного народа.

В разные периоды отечественной истории о творчестве Г.И. Чорос-Гуркина немало писалось в периодической печати. Из монографии Г.И. Прибыткова о Г.И. Чорос-Гуркине можно узнать, что «о художнике из Горного Алтая в 1906-1917 годах неоднократно печатались статьи, заметки, очерки в таких популяр-

ных печатных изданиях Сибири, как «Сибирская жизнь», «Красноярский вестник», «Жизнь Алтая», «Алтай», в изданиях сибирского отдела Русского географического общества». Называется также общероссийский журнал еженедельного выпуска «Нива», издания всемирного почтового общества, где были напечатаны репродукции с некоторых картин Гуркина в виде почтовых открыток.

Г.И. Чорос-Гуркин в своем творчестве открыл для зрителей русской живописи неповторимую красоту сибирской природы. Он был певцом своей Родины, хорошим наблюдателем за природой и жизнью людей своего народа. Он тонко знал правила и обычаи алтайского народа, спешил показать их на своих полотнах. Именно отсюда мы узнаем о жизни, духовной культуре алтайских племен. Исключительно высокого качества его пейзажи. Они лирические и лирико-эпические, изображающие «чистую», порой дикую, нетронутую человеком природу. Когда смотришь на его полотна, то кажется, что ты находишься один на один с объектами его изображений. Происходит немой разговор с природой. В картинах художника зритель замечает красивые нотки природы: тихое очарование горных долин, прозрачных озер. Можно только удивляться неиссякаемому умению художника находить в природе все новые оттенки и грани, создающие богатую гамму поэтических чувств. Художник оставил богатое наследие не только в живописи, но и в рисунках декоративно-прикладного творчества.

Сюжеты его рисунков и декоративных работ разнообразны. Художественая культура формировалась на Алтае под влиянием природы, религиозного культа и, конечно же, этнографической среды. В своих многочисленных работах Г.И. Гуркин показал идею целостного восприятия мира человеком. В произведении «Ковер», например, он очень точно изобразил традиционное искусство мастериц Горного Алтая. На них с помощью символов и знаков, из которых состоит орнамент можно было прочесть даже историю рода, семьи. Художник использует в работе такие цвета, которые чаще всего использовались разными племенами алтайцев. Например, у кумандинцев белый цвет символизировал жизнь, свет; красный - осень, закат, зрелость; голубой цвет - зима, север. В этом плане его творчество пронизано идеями любви, поклонения природным объектам, восхищением ее красотой и неповторимостью, что находит подтверждение в рисунках, эскизах, картинах. В каждой декоративной работе мы видим, как он четко, конкретно прорисовывал на предметах в узорах все мелкие детали, как будто пытаясь передать будущим поколениям все тонкости алтайского орнамента и мастерства. Автор зарисовывал элементы древнейших орнаментов с утвари алтайцев. Под рисунками делал записи, поясняющие свои нарисованные сюжеты, характерные колористические и тональные особенности состояния природы.

Алтайскую орнаментику собирали многие художники Сибири, прежде всего Г.И. Чорос-Гуркин, Н.И. Чевалков, А.А. Ка-ланаков. В Национальном музее Республики Алтай существует научная программа изучения наследия Гуркина по направлениям его музейной, исследовательской и педагогической деятельности. Подрастающее поколение может бывать в доме и мастерской художника в селе Анос Чемальского района. Изучение этнокультурных традиций художественной культуры Алтая на примере произведений Г.И. Гуркина - это целая программа необходимой и целенаправленной социализации подрастающих поколений Республики Алтай, достойная служить примером и для других регионов Сибири.

Творчество Г.И. Чорос-Гуркина пропагандировали такие ученые, художники, прозаики и поэты Сибири, как Г.Н. Потанин, А.В. Адрианов, Г.Д. Гребенщиков, В.Я. Шишков, Иван Тачалов, Лидия Базанова, Августа Капустина.

В ряду лиц, кто понял вклад художника Чорос-Гуркина в отечественную сокровищницу высокого искусства и служил своему народу как великий живописец необходимо назвать и первого советского народного комиссара по образованию и культуре А.В. Луначарского. Это было связано с тем, что «в 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать на двух художественных выставках в Москве: на VIII выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР» и на выставке, организованной литературно-художественной секцией Общества по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. На первой выставке работы Гуркина увидел и высоко отозвался о них А.В. Луначарский, назвавший их «драгоценными по краскам» и удивившийся по поводу того, «как забралась на Алтай такая утонченная техника» [1, с. 81]. Это еще раз подчеркивает известность и значимость великого таланта художника в культуре Сибири. Алтайский искусствовед Снитко Л.И. обращала внимание на то, что имя Гуркина Г.И. мы вправе называть вслед за такими художниками, расширившими содержание русского реалистического пейзажа освоением тем Урала и Сибири, как А.М. Васнецов, В.В. Переплетчиков, А.К. Денисов-Уральский, В.Д. Вучичевич-Сибирский.

Немаловажное значение для зрителей картин и рисунков, показанных на персональных выставках в губернском центре Томск (трижды: в 1907-1908, 1910, 1915 гг.), в Барнауле (1911 г.), Красноярске и Иркутске (1910г.), сюжетное повествование которых было обращено к национальной шаманистской религии («Камлание. Ночь жертвы», «Приглашение к тою», «Жертвенник»), к древней истории Алтая и его обитателей («Напал на след», «Кезер Таш») и целый цикл пейзажных картин с изображением аилов, юрт-летников, крестьянских дворов, стоянок охотников и чабанов. Кроме пейзажных, мы можем видеть многочисленные работы художника декоративного плана, которые дают представления о быте алтайцев. В своих работах художник стремился показать жизнь и культуру алтайского народа, его верование. Кроме того, Г.И. Гуркин выполнял многочисленные графические зарисовки предметов быта алтайского народа. Например, в работе «В юрте Тюка Тымай. Из сеока оргондин», выполненной в 1912 году, художник показал, какими предметами пользовались люди и как их декорировали. Автором рисунков около зарисовок записаны названия этих предметов, как-будто он писал своими рисунками историю своего народа для будущих поколений. Декоративная сторона предметов особенно ярко

Библиографический список

представлена в работе «Женский кисет Саната, сестры Саиму Такачак», выполненной в 1914 году. На кисете отчетливо можно рассмотреть алтайский узор, богато украшенный металлическими бляшками, словно Г.И. Гуркин хотел обратить наше внимание на мастерство ремесленников своего времени, зарисовывая мелкие детали предметов. Это же можно увидеть и в работах «Охотничье снаряжение. Мамач Кунак из сеока тибер Арты-баш», «Тажуур огниво, кисет», «Женщина верхом на коне», «Шаманский бубен».

Творческое наследие Г.И. Гуркина в виде живописных и графических зарисовок велико, хотя пока недостаточно изучено. На примере графических работ наследия учились и учатся многие студенты разных художественных учебных заведений. Его полотна: «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Катунь весною», «Корона Катуни», «Прибой на Телецком озере», «Озеро Эшти-гол», «Аносинский бор», «Сосна Аската» - это настоящий эстетический гимн Горному Алтаю». (Г.И. Прибытков).

Эти работы учат подрастающее поколение смотреть на Алтай так же внимательно, любовно, по-сыновни, как смотрел на природу своей малой Родины их автор - Григорий Иванович Чо-рос-Гуркин, выразивший свой восторг не только картинами, но и прозой, превратившейся в настоящую поэзию. Вот отрывки из его эссе «Алтай и Катунь»: «Какой везде простор и какая мощь! Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай!.. Это ты окутался туманами, которые, как мысли бегут с твоего могучего чела в неведомые страны... Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь, свои заветные добрые думы...» [2, с. 16]. Кажется, все сказано этими словами. В течение всей своей жизни Г.И. Гуркин много путешествовал, собирал этнографический материал и принимал участие в сборе и собирании народного эпоса [1, с. 53]. Исследователь русской фольклористики Сибири Я.Р. Кошелев указывает на существование в переписке Г.Н. Потанина письма с интересной информацией о Гуркине. Кошелев сообщает: «В одном из писем известного сибирского ученого Г.И. Потанина, есть строки о том, что он собирается приехать на Алтай, где у него «компания сотрудников», которые помогут ему собрать алтайские сказки. «Постараюсь, -пишет он, - довести дело до конца, чтобы можно было представить в этнографический отдел Географического общества целый сборник алтайских сказок в тексте и переводе с именами собирателей на обложке: Гуркин и Никифоров» [3, с. 185]. Декоративно-прикладное искусство являлось для народа средой бытования и функционирования эстетических и нравственных идеалов. Оно способствовало пониманию социального поведения людей разных национальностей, их мировоззрения.

1. Снитко, Л.И. Первые художники Алтая. - Л., 1983.

2. Егоров, Г.М. Туристские районы СССР Алтайский край. - М., 1987.

3. Кошелев, Я.Р Русская фольклористика Сибири (XIX - начало XX века). - Томск, 1962.

4. Прибытков, Г.И. Алтайский художник Г.И. Гуркин и современники. Спецкурс по истории изобразительного искусства. - Бийск, 1991.

5. Прибытков, Г.И. Чорос-Гуркин. - Горно-Алтайск, 2000.

6. Эдоков, В.И. Мастер из Аноса. - Барнаул, 1984.

7. Прибытков, Г.И. Жемчужина Сибири. - Бийск, 2012.

Bibliography

1. Snitko, L.I. Pervihe khudozhniki Altaya. - L., 1983.

2. Egorov, G.M. Turistskie rayjonih SSSR. Altayjskiyj krayj. - M., 1987.

3. Koshelev, Ya.R. Russkaya foljkloristika Sibiri (XIX - nachalo XX veka). - Tomsk, 1962.

4. Pribihtkov, G.I. Altayjskiyj khudozhnik G.I. Gurkin i sovremenniki. Speckurs po istorii izobraziteljnogo iskusstva. - Biyjsk, 1991.

5. Pribihtkov, G.I. Choros-Gurkin. - Gorno-Altayjsk, 2000.

6. Ehdokov, V.I. Master iz Anosa. - Barnaul, 1984.

7. Pribihtkov, G.I. Zhemchuzhina Sibiri. - Biyjsk, 2012.

Статья поступила в редакцию 10.11.12

УДК 7.03(571.12)

Sezeva N.I. CONTINUITY OF TRADITIONAL NATIONAL ORNAMENTAL MOTIVES IN THE RANGE OF CARPET ARTELS AND FACTORIES OF THE TYUMEN REGION. THE XX CENTURY. The article deals with variability and diversity of ornamental motifs Tyumen traditional folk carpet in the range of carpet artels and factories of the Tyumen region.

Key words: carpet craft, Carpet laboratory, carpet-masters, Moscow scientific-research institution of art industry (MSRIAI), Tyumen pile carpet, Tyumen region, styles and types of carpets, painters, decoration carpet, colors, floral and geometric ornament.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.