Научная статья на тему 'Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте русского литературного процесса ХХI века: факторы оценки, направления интерпретации'

Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте русского литературного процесса ХХI века: факторы оценки, направления интерпретации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антиутопия / литературоведение / историософия / литературный процесс первой трети ХХI века / авторские стратегии самопрезентации / сценическая речь / anti-utopia / literature studies / philosophy of history / literary activities of the first third of the 21st century / author self-presentation strategies / stage speech

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Губина Нина Валерьевна, Решетова Ольга Прокопьевна

Авторы обращаются к творческому наследию Е. И. Замятина, одного из крупнейших представителей русской и мировой литературы первой трети ХХ века. Целью исследования является преодоление тенденциозного восприятия писателя как «автора одного произведения» – романа-антиутопии «Мы», который в 2023 г. был включен в единую федеральную программу по литературе за курс средней школы, что обусловливает актуальность данной работы. Научная новизна обеспечивается выделением ряда факторов (литературоведческого, внутрилитературного, внелитературных), задающих современные ракурсы исследования творчества и личности писателя, а также его восприятия массовым читателем. Авторы статьи встраиваются в диалог о значимых направлениях работы, заданный современным замятиноведением, и говорят о необходимости изучать творческое наследие писателя в контексте русского литературного процесса ХХI века, направлять современного читателя к более глубокому прочтению романа «Мы», освещать особенности работы над сценическим воплощением текстов писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Губина Нина Валерьевна, Решетова Ольга Прокопьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE SIGNIFICANCE OF E. I. ZAMYATIN’S CREATIVE HERITAGE IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN LITERARY PROCESS OF THE 21ST CENTURY: FACTORS FOR ASSESSING, DIRECTIONS OF INTERPRETATION

The authors of the article address to artistic legacy of Yevgeny Zamyatin, one of the most influential representative of the Russian and world literature of the first third of the 20th century. Their study is focused on overcoming tendentious perception of the writer as a famous author who only wrote one novel, anti-utopia “We”; this was enlisted into federal program of secondary school literature curriculum in 2023; that says for topicality of the work of literature. The authors’ study’s academic novelty is provided by pointing out of a set of factors (literary, intraliterary, extraliterary) that trend the today’s dimensions of analysis of Yevgeny Zamyatin’s creative activities and personality, as well as its perception by an average reader. The authors of the paper are fit into a dialogue on significant directions of work specified by Zamyatin studies, stressed out a need to learn creative heritage of the Russian writer in the general context of literary activities of the first third of the 20th century in Russia, to encourage towards profound reading of the novel “We”, to highlight specifics of its stage impersonation.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте русского литературного процесса ХХI века: факторы оценки, направления интерпретации»

Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте русского литературного процесса ХХ! века: факторы оценки, направления интерпретации

Губина Нина Валерьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и сценической речи Алтайского государственного института культуры

Е-таН: ninochka4@mail.ru Решетова Ольга Прокопьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и сценической речи Алтайского государственного института культуры

Е-таН: vip.reshet.2015@mail.ru

Авторы обращаются к творческому наследию Е.И. Замятина, одного из крупнейших представителей русской и мировой литературы первой трети ХХ века. Целью исследования является преодоление тенденциозного восприятия писателя как «автора одного произведения» - романа-антиутопии «Мы», который в 2023 г. был включен в единую федеральную программу по литературе за курс средней школы, что обусловливает актуальность данной работы. Научная новизна обеспечивается выделением ряда факторов (литературоведческого, внутри-литературного, внелитературных), задающих современные ракурсы исследования творчества и личности писателя, а также его восприятия массовым читателем. Авторы статьи встраиваются в диалог о значимых направлениях работы, заданный современным замятиноведением, и говорят о необходимости изучать творческое наследие писателя в контексте русского литературного процесса XXI века, направлять современного читателя к более глубокому прочтению романа «Мы», освещать особенности работы над сценическим воплощением текстов писателя.

Ключевые слова: антиутопия, литературоведение, историософия, литературный процесс первой трети XXI века, авторские стратегии самопрезентации, сценическая речь.

о с

и

со см о см см

В 2023 году, накануне 140-летия со дня рождения Е.И. Замятина (20 января [1 февраля] 1884 г.), роман «Мы» был включен в единую образовательную программу по литературе на основе ФГОС среднего общего образования. Это яркое свидетельство неослабевающего интереса к творческому наследию писателя, которое, в силу политических причин, было «выключено» из русского литературного процесса почти на весь его советский период, вплоть до «перестройки». За время забвения на родине роман «Мы» был признан за рубежом как образец антиутопии, жанровая схема оказалась востребована в произведениях Дж. Оруэл-ла, О. Хаксли, К. Кизи и др. В Россию Е.И. Замятин «вернулся» в статусе создателя культового для западной литературы текста, и до сих пор для многих читателей он остается «автором одного произведения». Включение романа «Мы» в список обязательных для прочтения учениками средней школы, к сожалению, не способствует преодолению подобного перекоса в восприятии наследия писателя массовым читателем. Актуальность представленной нами работы обусловлена необходимостью преодоления подобной тенденциозности в осмыслении творчества и личности писателя, новизна работы связана с попыткой выявить собственно литературные и внелитературные (социокультурные) факторы, формирующие отдельные направления этого осмысления на современном этапе.

Первый из этих факторов обусловлен многомерностью дарования и многогранностью личности Евгения Ивановича Замятина. Как резюмирует еще в статье 2004 года (отметим в скобках, также юбилейного) Л.В. Полякова - один из круп-нейщих исследователей Е.И. Замятина, «в своем творчестве он отразил, кажется, все перипетии национальной жизни и наиболее характерные поиски искусства не только на отрезке своего творческого пути, но и в перспективе. <...> Его личность, творческое поведение, особенности прозы, драматургии, публицистики, критики и литературные теории настолько уникальны и вместе с тем столь характерны для русской литературы не только первой трети, но и всего столетия, что обращение к наследию и творческой биографии этого писателя оставляет возможность скорректированного взгляда на весь литературный процесс века» [1, с. 113]. Необходимо отметить, что отечественное и зарубежное литературоведение уже проделало огромную работу по осмыслению роли Замятина в национальном и шире - мировом литературном процессе. За почти четыре десятка

лет с момента «возвращения» писателя на родину, сформировались центры замятиноведения, защищены десятки докторских и кандидатских диссертаций, выпущены сборники статей ([2; 3] и др.) и монографии ([4; 5; 6] и многие другие). На родине Замятина в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина создан наиболее крупный Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И. Замятина, на базе которого проводятся масштабные международные конференции и форумы с участием замятинове-дов из России (Москвы, Санкт-Петербурга, Ельца, Барнаула, других городов), а также из зарубежных научных центров (Франции, Швейцарии, Польши, Китая, Японии, Германии, США, других стран).

Таким образом, фактор, влияющий на более глубокое осознание личности и творчества писателя - литературоведческий. Собственно, уже в приведенном выше высказывании Л.В. Поляковой намечены основные векторы исследовательской мысли о Замятине (мы позволили себе выделить их курсивом). Накапливаясь, научное знание выплескивается за пределы филологиии и качественно меняет картину профанного восприятия массовой аудитории. Отдельно стоит отметить выпуск справочных, энциклопедических изданий по творчеству Е.И. Замятина, поскольку именно они более всего доступны обычному читателю, в том числе и благодаря электронным библиотекам, и, смеем предположить, в силу специфики жанра более других крупных научных работ обычным читателем востребованы [7; 8]. При всей многоаспектности и масштабности подобного рода изданий, они все же пока еще не могут претендовать на исчерпывающую информативность, что опять же зафиксировано в литературоведческой полемике по выходе этих работ [9]. Среди монографических исследований особо отметим одно из последних - книгу Л.В. Поляковой «Проза Е.И. Замятина: историософские искания художника» [10]. Лариса Васильевна, как руководитель тамбовской школы замятиноведения, систематизирует, обобщает проделанное литературной наукой по творческой биографии Замятина, рассматривает характерные черты его мировоззрения, поэтики на фоне широчайшего контекста историко-философской исканий, художественных явлений, литературных фактов и открытий не только первой трети, но и всего ХХ века.

Этапным событием, ознаменовавшим важность собственно литературного или, точнее, вну-трилитературного фактора в осознании личности и творчества Е.И. Замятина, стал выход в свет в 2018 году сборника «Как мы пишем» [11]. Он представляет реплику к одноименному изданию 1930 года, инициированному Замятиным [12, 13]. Модернистская парадигма, искусственно прерванная в русской литературе на несколько десятков лет, оказалась удивительно востребованной сейчас, почти через век. Многие современные писатели в интервью, блогах, текстах нон-фикшн осознают генетическое родство собственного творче-

ства с литературой 1920-30х, ощущают себя продолжателями этой традиции. Так, при анализе современного сборника М.А. Черняк и М.А. Саргсян отмечают: «Литературный процесс 1920-х гг., как и во многом литература нового XXI в., был периодом обновления различных видов и жанров художественного творчества, периодом рождения новых форм, выработки, по словам Ю.Н. Тынянова, «нового художественного зрения». <...> Рождались не только новые мифы, но и новый тип писателя, который принципиально отличался от поэтов и писателей «Серебряного века». <...> Этот процесс обновления литературного поля в условиях кризиса литературоцентризма и вызовов цифровой эпохи повторяется через столетие» [13, с. 69]. Установка на мифотворчество, формальный эксперимент, попытку через деталь, синкретичный образ выйти на философский, мировоззренческий уровень, соединение монтажности, констру-ированности текста с построением собственной историософской концепции делает Е. Замятина весьма современным автором. Появление сборника «Как мы пишем» в 2018 году создает эффект удивительной временной оберрации и встраивает Замятина в один ряд с участниками этого издания, включает в общую полемику по вопросам психологии творчества, технических приемов наррати-ва, авторского самоопределения, художественного самосознания. Это не только обращает нас к текстам нон-фикшн самого Замятина, но и делает возможным параллели, например, Е. Замятин -Е. Водолазкин, Е. Замятин - Т. Толстая, Е. Водо-лазкин - В. Пелевин и другие. Тем более, что для упомянутых нами современных авторов это сопоставление может быть проведено не только через нон-фикшн тексты, наполненные писательской саморефлексией, но и через художественные произведения, отмеченные жанровыми чертами антиутопии, попыткой философского осмысления русской истории, культуры, литературы. В свою очередь, осознанная или бессознательная установка на интертекст, на собственную трактовку чужой идеи или сюжета [14], стилизаторство, литературную игру роднит Замятина с писателями-постмодернистами, а используемый им неореалистический метод - с реалистами-«постпостмо-дернистами». В то же время возможность объединить художественные произведения писателя, его публицистику, критику, письма в общий нарратив позволяет рассматривать его творческое наследие в контексте метапрозы и метареализма.

К социокультурным (внелитературным или, точнее, окололитературным) факторам, актуализирующим векторы осознания замятинского наследия критиками и читателями, по нашему мнению, является уже упомянутое выше включение романа «Мы» в обязательную программу средней школы (и, соответственно, Кодификатор ЕГЭ по литературе). Интерес к произведению во многом «провоцируется» реалиями современности - факторами историко-культрным и социально-политическим. Развитие технологий сейчас достигло такого уров-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ня, когда искусственный интеллект настойчиво внедряется в производство, социальную сферу, быт, что обеспечивает человеку грядущий комфорт, который при определенных обстоятельствах рискует обернуться тотальным контролем со стороны власти. И даже творчество перестает быть сферой сугубо человеческой деятельности, неутешительные замятинские прогнозы о музыкальном заводе и машинах для создания стихов как будто сходят в жизнь со страниц «Мы».

В ситуации множественных трактовок романа, не всегда глубоких и обоснованных литературоведческим анализом (см., например, весьма спорную интерпретацию «Мы» в проекте «Сто лекций с Дмитрием Быковым») очень важным представляется освещение произведения в общем федеральном учебнике (учебниках), который пока находится лишь в проекте. Представляется недопустимым упрощенное понимание романа как политического памфлета, без осмысления его философской, вневременной и общечеловеческой проблематики, без осознания историософских идей Е.И. Замятина, особенностей его эстетической системы и языка, вне общего контекста личности и творчества писателя. С учетом востребованности жанра антиутопии в современном искусстве (литература, кино, анимация) знакомство современных школьников с романом Замятина должно осуществляться в проекции на широкий культурный контекст, ведь даже знаменитая «Матрица» братьев Вачов-ски, может рассматриваться сквозь призму жанрового канона, заданного Е.И. Замятиным. В связи с этим возникает необходимость не только суммировать уже имеющиеся наработки по роману, но и продолжить его многоаспектное изучение [15].

Еще один внелитературный фактор, задающий весьма специфическое направление в изучении наследия Е.И. Замятина, связан со сценическим воплощением его произведений. На многочисленных чтецких конкурсах, как профессиональных, так и любительских, все чаще исполняются произведения писателя, хотя вопрос об экранизации его произведений, в связи с заявленным (в 20212023 годах), но так и не вышедшим на экраны фильмом «Мы», остается весьма полемичным. Применительно к звучащему слову, исполнительскому искусству, сценической речи представляется актуальным обращение к замятинским работам по технике прозы, исследование театральности, кинематографического потенциала его прозы, драматургии, сценариев, выявление экфрастиче-ской составляющей его синтетического творчества.

Подводя итоги, можно сказать, что перечисление нами направлений в изучении личности и творчества Е.И. Замятина, продиктованных сложившейся литературоведческой традицией, ° фактами и особенностями современного литера" турного процесса и внелитературными события-

СО

^ ми, в т.ч. социокультурным контекстом, историко-

^ культурной и социально-политической ситуацией

Ц первой трети XXI века, не претендует на исчер-

панность. Скорее эта статья - отклик на призыв к диалогу, прозвучавший в вышеназванной монографии Л.В. Поляковой, и, в свою очередь, интенция для дальнейших теоретических изысканий и практических выводов по наследию Замятина. А сам процесс исследования творчества и личности русского прозаика представляется принципиально незавершимым, как бесконечны революции в историософской концепции писателя и вечна антиномия смерти/возрождения, определяющая его мифопоэтику.

Литература

1. Полякова Л. В. Е.И. Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи. Парадигма онтологических ценностей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2004. № 2. С. 110-119.

2. Е. И. Замятин: pro et contra. Личность и творчество Евгения Замятина в оценке отечественных и зарубежных исследователей: антология / сост. О.В. Богдановой, М.Ю. Любимовой, вступ. ст. Е.Б. Скороспеловой; науч. ред. Т.Т. Давыдовой, Л.В. Поляковой. Санкт-Петербург: Некоммерческое партнерство Межцерковная образовательно-просветительская организация «Апостольский город - Невская перспектива», 2014. 974 с. (Русский путь).

3. Творческое наследие Е.И. Замятина в новых научных концепциях и гипотезах. К 135-летию со дня рождения писателя / науч. ред. и автор предисл. Л.В. Полякова; рецензенты Л. Геллер, С.П. Гудкова. Тамбов: Изд. дом Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2019. 412 с.

4. Shane A.M. The Life and Works of Evgenij Zamja-tin. Berkeley: University of California Press, 1968. 302 p.

5. Хатямова М.А. Творчество Е.И. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети ХХ века: создание авторского мифа. Томск: Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2006. 184 с.

6. Curtis J. The Englishman from Lebedian. A Life of Evgeniy Zamiatin (1884-1837). Boston: Ars Ros-sica, 2013. 394 p.

7. Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст. Материалы, исследования, документы, справки: межвуз. регион. проект / рук. проекта и науч. ред. Л.В. Полякова. Тамбов; Елец: [Б. и.], 2004. 485 с.

8. Давыдова Т.Т. Замятинская энциклопедия. Москва: ФЛИНТА, 2018. 744 с.

9. «Замятинская энциклопедия» в международной дискуссии: [матер. «круглого стола»] / под-гот. О.В. Толмачева // Неофилология. 2019. Т. 5. № 18. С. 221-260. DOI: 10.20310/25876953-2019-5-18-221-260.

10. Полякова Л.В. Проза Е.И. Замятина: историософские искания художника. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. 748 с.

11. Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе: очерки / сост. А. Етоев, П. Круса-нов. Санкт-Петербург: Азбука, 2018. 640 с.

12. Кузнецов И. В. «Как мы пишем» - тогда и теперь // Новый филологический вестник. 2019. № 4. С. 65-72.

13. Черняк М. А., Саргсян М.А. «Как мы пишем», или Проблема литературного самосознания // Сибирский филологический форум. 2021. № 2. С. 67-77.

14. Геллер Л. Евгений Замятин: уникальность творческого почерка // Кредо. 1995. № 10/11. С. 10-21.

15. Божич Р. Как читать «Мы» Е. Замятина // Культура и образование. 2023. № 2. С. 23-35.

^E SIGNIFICANCE OF E.I. ZAMYATIN'S CREATIVE HERITAGE IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN LITERARY PROCESS OF THE 21ST CENTURY: FACTORS FOR ASSESSING, DIRECTIONS OF INTERPRETATION

Gubina N.V., Reshetova O.P.

Altai State Institute of Culture

The authors of the article address to artistic legacy of Yevgeny Zam-yatin, one of the most influential representative of the Russian and world literature of the first third of the 20th century. Their study is focused on overcoming tendentious perception of the writer as a famous author who only wrote one novel, anti-utopia "We"; this was enlisted into federal program of secondary school literature curriculum in 2023; that says for topicality of the work of literature. The authors' study's academic novelty is provided by pointing out of a set of factors (literary, intraliterary, extraliterary) that trend the today's dimensions of analysis of Yevgeny Zamyatin's creative activities and personality, as well as its perception by an average reader. The authors of the paper are fit into a dialogue on significant directions of work specified by Zamyatin studies, stressed out a need to learn creative heritage of the Russian writer in the general context of literary activities of the first third of the 20th century in Russia, to encourage towards profound reading of the novel "We", to highlight specifics of its stage impersonation.

Keywords: anti-utopia, literature studies, philosophy of history, literary activities of the first third of the 21st century, author self-presentation strategies, stage speech.

References

1. Polyakova L.V. Yevgeny Zamyatin in the Context of Assessment of History of the Russian Literature of the 20th Century as the Literary Epoch // Proceedings of Voronezh State University. Series: Humanities. 2004. No. 2. Pp. 110-119.

2. Yevgeny Zamyatin: Pro et Contra. Personality and Writing of Yevgeny Zamyatin in Assessments of Russian and Foreign Researchers: the Anthology. Saint Petersburg: Non-commercial Partnership Para-Church Educational Organization "Apostol'skij gorod - Nevskaya perspektiva", 2014. 974 p. (The Russian Line).

3. Yevgeny Zamyatin's Artistic Legacy in New Academic Theories and Suppositions. On 135th Anniversary of the Writer. Tambov: Derzhavin Tambov State University, 2019. 412 p.

4. Shane A.M. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. Berkeley: University of California Press, 1968. 302 p.

5. Khatyamova M.A. Yevgeny Zamyatin's Writings in the Context of Narrative Strategies of the First Third of the 20th Century: A Creation of An Author's Myth. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University Publishing Office, 2006. 184 c.

6. Curtis J. The Englishman from Lebedian. A Life of Evgeniy Zam-iatin (1884-1837). Boston: Ars Rossica, 2013. 394 p.

7. Yevgeny Zamyatin's Cyclopaedia. Context of Lebedyan. Files, Studies, Documents, Briefing Notes: interuniversity Regional Project. Tambov; Yelets: [No inf.], 2004. 485 p.

8. Davydova T.T. Yevgeny Zamyatin's Cyclopaedia. Moscow: FLINTA, 2018. 744 p.

9. "Yevgeny Zamyatin's Cyclopaedia" in the Context of International Discussion: ["Round Table Proceedings"] // Neo-Philology. 2019. Vol. 5. No 18. Pp. 221-260. DOI: 10.20310/2587-69532019-5-18-221-260.

10. Polyakova L.V. Yevgeny Zamyatin's Prose: Historiosophical Pursuits of an the Artist. Tambov: "Derzhavinskij" Publishing House, 2022. 748 c.

11. How Do We Write. Writers on Literature, Time, Themselves: Essays. Saint Petersburg: Azbuka, 2018. 640 p.

12. Kuznetsov I. V. "How Do We Write" - Then and Now // The New Philological Bulletin. 2019. No 4. Pp. 65-72.

13. Chernyak M.A., Sargsyan M.A. "How We Write", or A Problem of Literature Selfconsciousness // The Siberian Philological Forum. 2021. No. 2. Pp. 67-77.

14. Geller L. Yevgeny Zamyatin: Unique Character of Artistic Pattern // Credo. 1995. No. 10/11. Pp. 10-21.

15. Bozhich R. How to Read Yevgeny Zamyatin's "We" // Culture and Education. 2023. No. 2. Pp. 23-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.