Научная статья на тему 'Творческо-исследовательский метод при формировании социокультурной компетенции иностранных студентов'

Творческо-исследовательский метод при формировании социокультурной компетенции иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / социокультурная компетенция / веб-проект / творческо-исследовательский метод / информационные технологии / Russian as a foreign language / sociocultural competence / web-project / creative research method / information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тележко Ирина Владиленовна, Яхно Мария Дмитриевна, Чернова Оксана Евгеньевна, Литвинов Александр Викторович

Данная статья посвящена вопросам формирования социокультурной компетенции иностранных студентов-медиков в системе РКИ. В статье проанализировано понятие, состав и содержание социокультурной компетенции в методике преподавания иностранным языкам, обосновывается необходимость её формирования у иностранных студентов. Анализ социокультурной компетенции показывает, что у иностранных учащихся также должны быть сформированы социокультурные знания о стране изучаемого языка. Приводится описание предложенного метода, анализируются его возможности при формировании социокультурной компетенции, представлен опыт применения веб-проекта при обучении иностранных студентов-медиков. В статье дана оценка практического использования данного метода. Актуальность исследования заключается в предложении практически значимого метода формирования социокультурной, коммуникативной компетенции. Эффективность формирования социокультурной компетенции во многом определяется правильным выбором современной образовательной технологии. Авторы статьи выделяют следующие этапы данной технологии: подготовительный этап, аналитический этап изучения материалов, творческий этап (проектирование веб-проекта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тележко Ирина Владиленовна, Яхно Мария Дмитриевна, Чернова Оксана Евгеньевна, Литвинов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE RESEARCH METHOD FOR FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS

This article is devoted to the formation of the socio-cultural competence of foreign medical students in the RFL system. The article analyzes the concept, composition and content of socio-cultural competence in the methodology of teaching foreign languages, substantiates the need for formation of foreign students. The analysis of sociocultural competence also shows that foreign students should also have formed sociocultural knowledge about the country of the target language. The description of the proposed method is given, its capabilities are analyzed in the formation of socio-cultural competence, the experience of using a web project in teaching foreign medical students is presented. The article assesses the practical use of this method. The relevance of the research lies in the proposal of a practically significant method for the formation of sociocultural, communicative competence. The effectiveness of the formation of sociocultural competence is largely determined by the correct choice of modern educational technology. The authors of the article highlight the following stages of this technology: preparatory stage, analytical stage of studying materials, creative stage (designing a web project).

Текст научной работы на тему «Творческо-исследовательский метод при формировании социокультурной компетенции иностранных студентов»

Творческо-исследовательский метод при формировании социокультурной компетенции иностранных студентов

Тележко Ирина Владиленовна,

канд. пед. наук, доцент, кафедра русского языка, Российский университет дружбы народов E-mail: irina-telezhko@mail.ru

Яхно Мария Дмитриевна,

старший преподаватель, кафедра русского языка, Российский университет дружбы народов E-mail: mariayahno@mail.ru

Чернова Оксана Евгеньевна,

канд. пед. наук, доцент, кафедра иностранных языков, Российский университет дружбы народов E-mail: oxana-c@mail.ru

Литвинов Александр Викторович,

канд. пед. наук, доцент, кафедра иностранных языков, Российский университет дружбы народов E-mail: alisa101@yandex.ru

Данная статья посвящена вопросам формирования социокультурной компетенции иностранных студентов-медиков в системе РКИ. В статье проанализировано понятие, состав и содержание социокультурной компетенции в методике преподавания иностранным языкам, обосновывается необходимость её формирования у иностранных студентов. Анализ социокультурной компетенции показывает, что у иностранных учащихся также должны быть сформированы социокультурные знания о стране изучаемого языка. Приводится описание предложенного метода, анализируются его возможности при формировании социокультурной компетенции, представлен опыт применения веб-проекта при обучении иностранных студентов-медиков. В статье дана оценка практического использования данного метода. Актуальность исследования заключается в предложении практически значимого метода формирования социокультурной, коммуникативной компетенции. Эффективность формирования социокультурной компетенции во многом определяется правильным выбором современной образовательной технологии. Авторы статьи выделяют следующие этапы данной технологии: подготовительный этап, аналитический этап изучения материалов, творческий этап (проектирование веб-проекта).

Ключевые слова: русский язык как иностранный, социокультурная компетенция, веб-проект, творческо-исследовательский метод, информационные технологии.

о с

CJ

см о см

Введение

В разных лингвокультурных общностях по отношению к одним и тем же явлениям культуры формируются различные стереотипы. Одни и те же реалии, понятия могут иметь в разных культурах различное осмысление. Несовпадение языковых картин мира на определённых участках различных языков определяется как национальная специфика, поэтому иностранные студенты должны не только изучать русский язык, но и приобщаться к национальным ценностям, понять национальный характер, узнать картину мира изучаемого языка, т.е. овладеть социокультурными знаниями, которые формируются в рамках социокультурной компетенции (далее СКК).

В работах методистов давно обсуждается вопрос формирования социокультурной компетенции иностранных студентов, предложены методы и способы формирования данной компетенции. Так, Глебова Т.А., на основе компетентностно-го, средового, культурологического, аксиологического подходов предложила модель языковой подготовки студентов с учётом социокультурных особенностей [2]. Методика формирования социокультурной компетенции при обучении РКИ с использованием аутентичных художественных текстов, отражающих русско-китайский диалог, разработана Победаш Е.В. [4].

В последнее время актуальным является вопрос о применении творческих методов на основе информационных технологий при формировании языковых компетенций. В данной статье рассматривается формирование социокультурной компетенции иностранных студентов.

Социокультурная компетенция в методике преподавания иностранных языков

Анализ исследований посвящённых формированию социокультурной компетенции показал, что данная компетенция определяется методистами как знания о стране и её культуре, культурных особенностях, системе ценностей, традиций, убеждений, знание норм и правил, а также понимание и знание сходства и различий между изучаемой и родной культурами [6; 7; 9]. Формирование данной компетенции иностранных студентов будет способствовать адекватному усвоению ими русского языка, а также их адаптации в русскоязычной среде общения.

В составе СКК исследователи выделяют следующие компоненты:

- лингвострановедческий компонент: исторические, географические знания, связанные с со-

держанием и формой речевого общения носителей данного языка;

- социолингвистический компонент: знание языковых особенностей социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов;

- социально-психологический компонент: владение социо- и культурнообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);

- культурологический компонент: знание культуры страны изучаемого языка, необходимое для осуществления речевого общения на этом языке [1; 5; 10 и др.].

Социокультурными объектами обучения являются фоновые знания. Ими пользуются в процессе общения. Они проявляются в виде смысловых ассоциаций и коннотаций. Группы фоновых знаний включают следующие языковые единицы:

• общечеловеческие знания, куда входят понятия и концепты, например: душа, жизнь, здоровье, время, пространство, и др.

• регионально фоновые знания, диалекты;

• социально-групповые фоновые знания, характерные для определённой профессиональной группы пользователей языка: понятия, относящиеся к деятельности врача, инженера, юриста;

• фоновые знания, известные всем членам определённой этнической и языковой общины и отражающие особенности культуры, образ жизни, обычаи определённого народа, такие как масленица, тройка, валенки.

К языковым средствам межкультурного общения также относят лексические единицы с культурным компонентом содержания: эквивалентная лексика, безэквивалентная лексика, фоновая лексика, пословицы, поговорки.

Обучение социокультурным средствам общения в рамках РКИ - это обучение единицам русского языка, с помощью которых учащиеся знакомятся со страной, культурой, образом жизни, менталитетом носителей языка и приобретают знания, навыки, умения, обеспечивающие возможность эффективного участия в межкультурном общении [9; с. 182].

Таким образом, социокультурная компетенция рассматривается исследователями-методистами как одна из целей обучения иностранным языкам в рамках диалога культур.

Творческо-исследовательский метод при формировании социокультурной компетенции иностранных студентов

Творческо-исследовательский метод с применением компьютерно-информационной технологии включает технологию веб-проектов, технологию обучения в содружестве и информационно-компьютерные технологии. Общеизвестно, что проектная техноло-

гия предусматривает решение учащимися какой-либо проблемы, оформленной в виде проекта. Отличие веб-проекта от обычного проекта заключается в форме организации на технологической основе. Благодаря информационным технологиям студенты имеют возможность использовать информационным ресурсы сетей и осуществлять совместную работу над веб-проектом.

Творческо-исследовательский метод реализуется в проектах посвящённых культуре, литературе страны изучаемого языка, поэтому данный метод направлен на формирование социокультурной компетенции. Социокультурные проекты реализуются в одном учебного заведения, в рамках одной учебной дисциплины.

Исследователь С.В. Титова выделяет следующие критерии для проектов социокультурного характера: тематика;

тип содержания проекта; структурная организация проекта; характер контактов между участниками; распределение обязанностей; проявление степени творчества; характер координации проектов [8; с. 170].

Темы веб-проектов предлагаются преподавателем или студенты самостоятельно выбирают тему проекта, которая им интересна. По структуре и организации исследователь предлагает следующие типы веб-структуры: «мозаика»; «книга»; «каскад окон» [там же, с. 171], в содержание которых включает содержание творческого проекта: информацию аналитического характера, информацию творческого характера, ресурс, анкетирование.

Структура веб-проекта типа «книга» напоминает книгу: титульный лист, где размещается название темы и оглавление, затем отдельные странички, которые содержат подтемы проекта. Все странички взаимосвязаны между собой по смыслу. Участники проекта - студенты из разных стран, поэтому обсуждают проект посредством Интернета по видеосвязи или электронной почты. Распределение обязанностей между участниками зависит от уровня языковой подготовки и компьютерной грамотности каждого участника. Каждый член команды выполняет весь набор различных видов работ, предполагаемых проектом.

Исходя из вышеизложенного следует, что творческо-исследовательский метод в рамках компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам направлен на формирование социокультурных знаний, погружает студентов в аутентичную языковую среду, способствует повышению мотивации иностранных студентов к изучению иностранного языка, развитию креативной способности и информационной компетенции.

Рассмотрим практическое применение вышеуказанного метода к формированию социокультурной компетенции иностранных студентов-студентов.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Практическое использование творческо-исследовательского метода

Иностранным студентам Медицинского института РУДН, в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» было предложено разработать веб-проект. Данный вид деятельности рассчитан для студентов, достигших уровня владения РКИ В1-В2.

При формировании социокультурной компетенции мы опирались на следующие методические подходы: социокультурный подход, который предполагает тесное взаимодействие языка и культуры его носителей [6]; личностно-деятельностный подход, благодаря которому учащиеся выступают в качестве активных творческих субъектов учебной деятельности [3].

Работа над веб-проектом проводиться поэтапно. Нами были выделены следующие этапы:

I. Подготовительный этап. Цель этапа: мотивация студентов, целеполагание будущей деятельности студентов (создание веб-проекта); ознакомление студентов с веб-проектом. Данный этап включает:

• выбор и обсуждение темы, постановку проблемы;

• обсуждение структуры проекта (в нашем случае, веб-структура «книга»);

• подготовку справочно-информационного блока: составление списка сайтов, которые помогут в создании веб-проекта, имеются в виду: технические вопросы (HTML, графика, композиция сайта, организация сайта); примеры, уже созданных студенческих сайтов; сайты для справки (словари, энциклопедии и т.д.).

На данном этапе преподаватель вводит студентов в коммуникативную ситуацию, показывает структуру сайта, обращая внимание учащихся на структуру, технические требования к сайту, графике, композиции веб-проекта. Участникам были представлены две платформы-конструкты сайтов (веб-проектов): Tilda, Wix.

Для выбора темы веб-проекта нами было проведено анкетирование студентов. Анализ анкет студентов позволил выявить круг тем, которые наиболее интересны аудитории: медицинские темы, исследования в области медицины, личность врача. С целью формирования социокультурных знаний, характерных для профессиональной группы российских медиков, была выбрана тема: «Врачи, которых знает весь мир».

В качестве примера студентам был предложен разработанный сайт «Великие дела великих врачей». Данный сайт является веб-проектом, цель которого состоит в знакомстве иностранной аудитории с биографией, медицинскими открытиями, общественным вкладом знаменитых врачей Рос-5 сии в различных областях медицины. о II. Аналитический этап. Цель данного этапа: S развитие способности анализировать информа-~ цию; знакомство с именами известных русских sS врачей.

Студентам предлагается выбрать одну из медицинских специализаций: педиатр, хирург, гинеколог, ортопед, кардиолог и т.д. Для каждой специальности были разработаны ситуации, подготовлены ссылки для изучения основной информации.

После выбора студенты переходят на страницу специальности, например: «хирургия» и знакомятся с содержанием страницы, затем переходят по гиперссылкам. Во время этого этапа студенты изучают, анализируют аудио-, видеоформат подачи информации, находят сходства и различия в социокультурной информации в профессиональной среде общения российских медиков и специалистов из других лингвосообществ, а также знакомятся с именами знаменитых русских врачей и их открытиями.

III. Творческий этап (проектирование веб-сайта). Цель данного этапа: формирование социокультурных знаний, развитие креативных способностей студентов. Данный этап включает:

• разделение участников на группы;

• постановка проблемы;

• поиск социокультурной информации по теме;

• обсуждение содержания веб-проекта и порядка работы над проектом;

• создание веб-проекта.

Исходя из выбора специализации, обучающиеся делятся на микрогруппы (от 3 до 5 человек).

Рассмотрим практику применения предлагаемого метода формирования социокультурной компетенции студентов-медиков.

Преподаватель вводит студентов в коммуникативную ситуацию: «Какой вклад внесли русские хирурги в развитие хирургии?» Каждая группа получает следующие веб-задания:

• Разработайте дизайн обложки веб-сайта и обсудите содержание проекта, озаглавите отдельные странички «книги».

• Найдите информацию в Интернете о знаменитых врачах-хирургах и создайте список веб-ссылок по данному проекту;

• Найдите видеоролики о врачах-хирургах.

• Создайте слайд-презентации по данной теме. Студенты обсуждают будущий проект, способ

поиска необходимой информации (источники), техническую стратегию для оформления веб-проекта, оформление сайта, обязательный набор рубрик «книги», порядок работы над контентом. Участники проекта общаются между собой устно и письменно. Для обсуждения используют почтовый ящик. Каждый член группы выполняет все виды работ, предполагаемых проектом. Студенты выполняют создание веб-проекта на платформе-конструктора сайтов Wix. Так как проект носит творческий характер, участники проекта не ограничены в свободе действий, в выборе материала и способа его оформления. Веб-проект оценивается по следующим критериям:

• структура веб-проекта (15%);

• оформление (10%);

• содержание страничек (40%)

• язык (лексики, грамматические ошибки - 35%)

Результаты проекта

Для проверки сформированности социокультурной компетенции студентам был предложен тест на знание имён русских хирургов, их биографии и их вклада в развитие хирургии. Тест оценивается в 15 баллов по 1 баллу за каждое задание (эссе - 5 баллов). В результате тестирования из 26 студентов 13 получили 15 баллов; 11-14 баллов; 2 студента -13 баллов). За тестовое задание студенты получили от 10 до 15 баллов.

Анализ результатов теста и тестового задания показал:

- значительное увеличение объёма социокультурных знаний в профессиональной сфере общения (медицина);

- наличие у обучаемых сформированных умений, навыков анализировать информацию веб-сайтов;

- наличие у студентов умений письменно адекватно излагать социокультурную информацию в форме эссе.

Таким образом, внедрение творческо-иссле-довательского метода в учебный процесс (при условии применения компьютерных технологий) способствует формированию социокультурной компетенции при обучении русскому языку как иностранному.

Литература

1. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам// Н.Д. Гальскова/ ИЯШ, 2004. -№ 1, С. 3-8.

2. Глебова Т.А. Социокультурные особенности профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев. Диссер.канд.пед.наук, Москва, 2019,- 180 с.

3. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса// Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: коллективная монография, Москва, 2001, С. 244-252.

4. Победаш Е.В. Формирование социокультурной компетенции китайских учащихся в практике обучения РКИ (на материале русско-китайского диалога культур). Автореферат диссер.пед.наук, Москва, 2019,- 24 с.

5. Прохоров Ю.Е., Чернявская Т.Г. Лингвострано-ведческий аспект методики преподавания русского языка как иностранного: программа курса лекций и семинарских занятий / Под. редакцией В.Г. Костомарова, Москва, 1998. С. 6.

6. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 1996, - 239 с.

7. Соловова Е.В. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - М., АСТ: Астрель, 2009. - 238 с.

8. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. / Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М.:, ЗАО «Издательство ИКАР», 2014, - 240 с.

9. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного, Москва, Изд.: Русский язык курсы, 2015, - 784 с.

10. Языкова Н.В. Социокультурный подход к обучению предметам языкового цикла // Вестник Бурятского университета. Серия: Теория и методика обучения в вузе и школе. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1998. Вып.4. С. 3-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CREATIVE RESEARCH METHOD FOR FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS

Telezhko I.V., Yakhno M.D., Chernova O.E., Litvinov A.V.

Peoples' Friendship University of Russia

This article is devoted to the formation of the socio-cultural competence of foreign medical students in the RFL system. The article analyzes the concept, composition and content of socio-cultural competence in the methodology of teaching foreign languages, substantiates the need for formation of foreign students. The analysis of sociocultural competence also shows that foreign students should also have formed sociocultural knowledge about the country of the target language. The description of the proposed method is given, its capabilities are analyzed in the formation of socio-cultural competence, the experience of using a web project in teaching foreign medical students is presented. The article assesses the practical use of this method. The relevance of the research lies in the proposal of a practically significant method for the formation of socio-cultural, communicative competence. The effectiveness of the formation of sociocultural competence is largely determined by the correct choice of modern educational technology. The authors of the article highlight the following stages of this technology: preparatory stage, analytical stage of studying materials, creative stage (designing a web project).

Keywords: Russian as a foreign language, sociocultural competence, web-project, creative research method, information technologies.

References

1. Galskova N.D. Intercultural education: the problem of the purpose and content of foreign language teaching//N.D. Galskova/ YJS, 2004. 1, P. 3-8.

2. Glebova T.A. Sociocultural features of the professional language training of foreign students. Disser.kand.Pede.Sciences, Moscow, 2019, 180 p.

3. The Winter I.A. The Personal-Activity Approach as the Foundation for the Organization of the Educational Process// The General Strategy for Education in the Russian Educational System: Collective Monograph, Moscow, 2001, P. 244-252

4. Victory of E.V. Formation of sociocultural competence of Chinese students in the practice of teaching RKA (on the material of the Russian-Chinese dialogue of cultures). Auto Dissertation Disser.Pest., Moscow, 2019, 24 p.

5. Prokhorov Y.E., Cherniavskaya T.G. Lingvostaneutron aspect of teaching Russian as a foreign language: Programme of the course of lectures and seminars / Pod. by V.G. Kostomarov, Moscow, 1998, P. 6.

6. Safonova V.V. Study of languages of international communication in the context of the dialogue of cultures and civilizations. Voronezh, 1996, 239 p.

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

7. Solovova E.V. Methods of teaching foreign languages. Basic course. Manual for students of teacher training colleges and teachers. AST: Astrel, 2009. 238 p.

8. Titova S.V. Information and communication technologies in humanitarian education: theory and practice. / Allowance for students and postgraduate students of language departments of universities and universities. M.: JSC «ICAR Publishing House», 2014, 240 p.

9. Shchukin A.N. Learning to communicate in Russian as a foreign language. Training manual for teachers of Russian as a foreign language, Moscow, Izd.: Russian language courses, 2015, 784 p.

10. Linguistics N.V. Sociocultural approach to language cycle education / Journal of Buryat University. Series: Theory and Methodology of Higher Education and School. Ulan-Ude: Buryat State University Publishing House, 1998, Issue 4, P. 3-10.

o d

u

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.