УДК 371.134+793.3(07)
ТВОРЧЕСКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Куценко Сергей Владимирович, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Украина, г. Умань E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье определено содержание и задачи творческо-деятельностного подхода в образовательном процессе студента-хореографа. Идейные убеждения автора статьи свидетельствуют о том, что применение творческо-деятельностного подхода в значительной степени влияет на формирование профессиональных навыков студентов, опыта, который является залогом качественного профессионального становления будущего учителя танца с высоким уровнем творческого потенциала.
Ключевые слова: творчество, деятельность, творческо-деятельностный подход, творческие задания, будущий учитель хореографии, формирование творческого потенциала.
Abstract. In the article given the author taking into consideration results of leading researchers having thought that namely creative approach in education was efficient, and such methods of teaching helped not only obtain knowledge but also formed creative potential of pupils considers relevant application of the integrative creative activity approach with the aim of stimulating activity of forming their creative potential and improving professional competence. The author is assured that an aspect of creativity in the creative approach to pedagogical process presupposes a maximum orientation towards creative development, and also broadening experience of professional activity and vocational competence.
Key words: creativity, activity, creative activity approach, creative tasks, future teacher of choreography, forming of the creative potential.
Реформирования хореографического образования убедительно свидетельствует о том, что образовательный процесс в учебных заведениях высшего образования ориентирован на формирование и развитие творческих возможностей каждого студента. Важнейшим приоритетом парадигмы деятельности высшей школы возникает формирование профессионально-компетентного, творческого специалиста. Проблема образовательно-
профессиональной подготовки будущих учителей хореографии предусматривает поиск оптимальных путей формирования личностно-творческой позиции, которая будет стимулировать способность студента использовать профессию как сферу становления профессионально-творческой индивидуальности со значительными возможностями. Большое значение в подготовке такого педагога играет сам процесс его становления и формирования. Эффективность учебно-воспитательного воздействия на студента зависит от многих факторов, в том числе и от таких, как содержание учебного материала, его структурная организация, методика преподавания, а также подход к образовательному процессу в целом. В современном образовательном процессе будущих педагогов исторически сформировался широкий спектр подходов к его организации. Ориентация на индивидуальный подбор подходов к обучению и воспитанию студенческой молодежи происходила с учетом отдельных аспектов его подготовки.
Опираясь на исследования ученых (Б. Ананьев, А. Анисимов, И. Бех, Л. Выготский, Н. Гузий, В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков, А. Лурия, Л. Петерсон, А. Реан, Б. Сусь, К. Ушинский), которые считали эффективным именно деятельностный подход в образовании, убеждаемся, что такой способ обучения помогает не только усваивать знания, но и развивает познавательные силы, формирует творческий потенциал воспитанников. Основная цель такого подхода заключается в том, что человек проявляет свойства и связи элементов реального мира только в процессе деятельности. Считаем целесообразным применение творческо-деятельностного подхода, который усовершенствует процесс формирования профессиональной компетентности студентов-хореографов.
Цель статьи заключается в определении содержания и задач творческо-деятельностного подхода, а также теоретическом обосновании необходимости его применения в образовательном процессе будущего учителя хореографии.
Для воплощения эффективных форм, методов, средств обучения и воспитания студентов-хореографов ведущее значение приобретает творческая деятельность. Считаем, что без творческого компонента в процессе профессиональной подготовки будущего учителя танца его дальнейшая педагогическая деятельность будет характеризоваться репродуктивным стилем деятельности. А репродуктивная деятельность, является ничем иным, как только копией с деятельности другого человека.
Разделяя мнение В. Андреева в том, что творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом необходимых признаков, проявляющихся не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве, считаем, что творчество - основной инструмент формирования творческого потенциала будущего учителя хореографии. Творчество является выражением человеческой деятельности, для которой характерны: наличие противоречия, проблемной
ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность, то есть она вносит вклад в развитие общества и личности; наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных (личностных качеств) предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата [1].
Аспект творчества в контексте деятельностного подхода к педагогическому процессу предполагает максимальную ориентацию на творческое развитие студента, а также приумножение опыта профессиональной деятельности и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Они являются неотъемлемыми от объекта и предмета деятельности и отражают его профессиональную квалификацию. Профессиональные компетенции будущего учителя хореографии имеют свою специфику, сочетая знания, умения и навыки, уровень сформированности творческого потенциала, является крайне важным для реализации его профессиональной деятельности.
Деятельность будущего учителя хореографии, как индивидуальная, так и коллективная является основным источником его творчества. Итак, творчество возникает в процессе деятельности. Именно поэтому актуальным и дальновидным для профессионального становления студента-хореографа как специалиста есть ориентация образовательного процесса на творческо-деятельностный подход. Творческо-деятельностный подход - это форма образовательного пространства, в которой доминирует учебно-творческая деятельность. Такой подход в подготовке будущего учителя хореографии предусматривает обусловленность формирования творческого потенциала через творческий и деятельный аспекты педагогического процесса. Актуальным становится применение проблемно-развивающих средств обучения (творческие задания). Результатом такой деятельности является новизна, оригинальность и неповторимость. В нашем исследовании основой для внедрения в образовательный процесс творческо-деятельностного подхода является тот факт, что в различных видах творческой деятельности на занятиях танца происходит обучение, развитие и воспитание личности студента-хореографа.
Основными задачами творческо-деятельностного подхода являются:
1. Формирование профессионального мастерства будущего педагога-хореографа творческим путем:
- предоставление системы знаний, умений и навыков практической деятельности, предусмотренных учебной программой подготовки специалиста;
- вооружение системой представлений и понятий, образующих общую картину природного и социального мира;
- вооружение студентов творческими методами, подходами, приемами их приобретения и применения для успешного осуществления профессиональной деятельности;
- мотивация познавательного интереса, самостоятельного творчества, творческой активности, потребности в творчестве.
2. Личностно-творческое развитие каждого студента:
- развитие специальных (хореографических), творческих, интеллектуальных, педагогических способностей;
- физическое развитие;
- развитие профессиональных и волевых качеств.
3. Воспитание в процессе обучения:
- разъяснение содержания и общественной значимости профессиональной деятельности;
- воспитание характера, позволяет совместить волю и целеустремленность в достижении целей с гибкостью и приспособляемостью к меняющимся условиям общества;
- применение методов и форм обучения воспитательного назначения;
- привитие студентам высоких профессионально-этических норм и моральных качеств поведения в процессе профессиональной деятельности.
Актуализация этого подхода предполагает моделирование структуры учебной, научной и творческой деятельности студентов, направленной на личностное формирование студента как творца. Особенностью творческо-деятельностного подхода является способность студента проектировать будущую деятельность, быть ее субъектом. Творческо-деятельностный подход в подготовке студента-хореографа - это методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения, основанные на конкретных технологиях, приемах и особенностях, которые направляют учебно-воспитательный процесс на творческое применение знаний, умений и навыков на практике. Основная идея этого подхода связана с творческой деятельностью, которая является средством формирования потенциально творческих возможностей студента. Такой подход предусматривает проектирование и применение учебно-творческих заданий на всех этапах подготовки будущего учителя хореографии с целью пробуждения и формирования его творческого потенциала.
Учебно-творческое задание - это специфическая форма подачи учебного материала, целью которой является создание творческой ситуации, требующей активной обработки, в дальнейшем - овладение и усвоение знаний и умений. В процессе исследования выделяем четыре типа творческих заданий, которые лучше всего влияют на формирование творческого потенциала будущего учителя хореографии:
а) творческие задания на основе построения хореографических комбинаций и этюдов;
б) творческие задания на основе создания ситуации с возможностью выбора определенного действия;
в) творческие задания с элементами игры и соревнования;
г) творческие задания на основе импровизации.
Структурными компонентами творческо-деятельностного подхода есть: процесс творческой деятельности, индивидуальность создателя и творческая среда, в которой протекает педагогический процесс. Процесс творческой деятельности есть совокупностью целенаправленных, осознаваемых действий, устремленных на реализацию творческого замысла, основными составляющими которого являются: постановка задачи, формирование замысла и его реализация. Под понятием индивидуальности создателя имеется в виду качество личности, которая отличает творческие взгляды одного человека от других; совокупность определенных черт и особенностей, которые формируют становления конкретного человека как неповторимой личности. Основными составляющими, на основе которых формируется индивидуальность создателя, есть способности, особенности, мировоззрение, темперамент, возраст, характер. Творческая среда -совокупность условий, в которых происходит течение творческого процесса. Среди факторов, влияющих на его формирование, является: окружение, коллектив, стимулы, мотивы и барьеры в творческой деятельности.
В результате применения творческо-деятельностного подхода в студента формируются следующие компетенции: способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения; способность к саморазвитию и профессиональному самообразованию; способность использовать свои возможности в реализации заданий инновационной образовательной политики; готовность использовать творческие способности для оригинального решения творческих заданий; способность проектировать и строить профессиональную деятельность в соответствии с современными инновационными подходами в образовании.
На основе результатов проведенного исследования, считаем, что применение творческо-деятельностного подхода в образовательном процессе студента-хореографа в значительной степени влияет на сформированность профессиональных навыков исполнительского, постановочного и педагогического опыта, который является залогом качественного профессионального становления будущего учителя танца как специалиста с высоким уровнем творческого потенциала. Под таким формированием имеется в виду научения будущего педагога: творческому видению конечного результата, способности к использованию и применению новаторского творческого и педагогического опыта.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что изменения, которые происходят в современном художественно-педагогическом образовании, в частности в подготовке будущего учителя хореографических дисциплин, нацеливают на проектирование и внедрение в образовательный процесс широкого спектра подходов к обучению. Сегодня наиболее актуальным для
подготовки творческого педагога очерчивается творческо-деятельностный подход. При этом новая технология, новый способ организации образовательного процесса не разрушает традиционную систему деятельности, а превращает ее, и, совершенствуя, сохраняет и приумножает все необходимое для реализации новых образовательных целей. Таким образом, применение творческо-деятельностного подхода в образовательном процессе будущего учителя хореографии в значительной степени влияет на формирование его профессиональных компетенций и творческого потенциала.
Список использованной литературы:
1. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1994. - 286 с.
2. Гузш Н. Дiяльшсно-орieнтоваш методолопчш засади педагопчного професiоналiзму / Н. Гузш // Проблеми сучасно! педагопчно! освгги : [зб. ст.]. -Ялта, 2007. - сер. Педагопка i психолопя. - Вип. 15. - С. 118-125.
3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя /
B. И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.
4. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская,
C. И. Розум. - Спб. : Питер, 2000. - 432 с.
5. Сусь Б. А. Дiяльнiсний шдхщ як ефективний споЫб забезпечення дieвостi знань / Б. А. Сусь, М. I. Шут // Збiрник наукових праць. - 2007. - № 4 (Педагопчш науки). - Бердянськ, 2007. - С. 5-8.