УДК 66.001.5:378.14
Ю. И. Толок, Т. В. Толок
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ ХИМИКА - ТЕХНОЛОГА И ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ
Ключевые слова: интеллектуальный продукт, творческий потенциал личности.
Перспективным фактором и ресурсом экономического роста, как своеобразный интеллектуальный продукт сферы образования, можно рассматривать творческий потенциал личности. Его формирование в научно-образовательной сфере требует специального подхода.
Key words: product of the intelligence, personal creativity.
Perspective factor and resource for economic growth, as a kind of the education's intellectual product, can be considered creativity potential of an individual. Its formation in the scientific and educational field needs a special approach.
Целью представленной статьи является рассмотрение теоретических основ творческого потенциала личности и его интеллектуальных продуктов.
12.12.2013 г. президент РФ, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, очередной раз подчеркнул необходимость ориентации государственной политики в экономической области на развитие рынка интеллектуальных продуктов [1].
Что такое интеллектуальный продукт? Современные словари (экономический, экономики и права, исследовательской деятельности и др.) дают следующее определение интеллектуальному продукту.
Интеллектуальный продукт (от лат. гйеПеСш - ум) - это результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности.
Общепринятое определение интеллектуальной собственности, которое сформулировано Всемирной организацией интеллектуальной собственности в специальной конвенции, трактуется следующим образом: "Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
-литературным, художественным и научным произведениям;
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
- научным открытиям; промышленным образцам;
- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
- защите против недобросовестной конкуренции,
- а также другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях".
Формы интеллектуального продукта включают:
- изобретения,
- открытия,
- патенты, новые технологии,
- научные отчеты и доклады,
- проекты,
- описания технологий,
- литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства.
Данный продукт является основой интеллектуальной собственности, которая создается творческими усилиями, как коллектива, так и отдельным человеком.
Отталкиваясь от этого, можно предположить, что перспективным фактором и ресурсом экономического роста, как своеобразный интеллектуальный продукт сферы образования, можно рассматривать творческий потенциал личности, в том числе творческий потенциал личности химика -технолога.
Формирование химика - технолога двадцать первого века, как инновационного продукта системы образования, предполагает прохождение им в ходе обучения в вузе многостадийного процесса воплощения новых идей и методов в практику [2].
Исследовательская деятельность для будущего химика - технолога становится сознательным и целенаправленным поиском путей совершенствования своих знаний и производства с использованием определенного научного аппарата, теоретических и эмпирических методов [3].
С целью выявления модели творческой личности, творческого потенциала личности и его интеллектуальных продуктов, авторами была проведена следующая работа:
- исследованы и раскрыты резервы формирования исследовательских умений у студентов по специальности химическая технология [2];
- исследован метод проектов, как инновационный путь формирования будущего химика - технолога, что позволило раскрыть теоретические основы и методические предложения по использованию метода проектов в ходе преподавания учебной дисциплины «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение» с целью формирования у будущих химиков - технологов умений самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем [3];
- исследована оценка химиком - технологом уровня инновационного развития по результатам патентной активности, что позволило раскрыть методические предложения по оценке студентами
уровня инновационного развития по результатам патентной активности [4];
-исследована методика постановки и проведения исследования будущим химиком - технологом в вузе, что позволило раскрыть теоретические основы и методические предложения по структуре построения исследования, проводимого студентом в ходе образовательного процесса в вузе [5].
Итогом работы явилось издание учебного пособия «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение» [6], используемого в учебном процессе и предназначенного для студентов технических вузов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением и передачей прав на объекты интеллектуальной собственности.
Основной целью пособия является углубление знаний обучающихся в области защиты интеллектуальной собственности и патентоведения.
Так как творческий потенциал личности, по нашему мнению, кроме творческих способностей, образовательной и профессиональной подготовки, включает еще и потребность в создании интеллектуальных продуктов.
Творческий потенциал личности, и прежде всего исследователей, аккумулирует, по нашему мнению, их творческие способности, образовательную и профессионально-квалификационную подготовку, ориентированные
на лучшие мировые образцы, потребности и интересы в создании интеллектуальных продуктов, отличающихся новизной, оригинальностью и уникальностью. Эти продукты нередко являются объектами интеллектуальной собственности. Поэтому, модель творческой личности может быть представлена следующими основными характеристиками:
- высокий интеллектуальный уровень;
- мотивации к творческому труду, высокий уровень работоспособности;
- неудовлетворенность достигнутым, энтузиазм;
- инициативность;
- терпимость к критике;
- организационные и управленческие умения, навыки и т. п.
В этой связи, в заключении, на основании вышеизложенного, можно предложить следующие подходы управления формированием творческой личности в научно-образовательной сфере. К ним относятся:
- во-первых, увеличение часов для подготовки студентов в области интеллектуальной собственности с учетом потребностей рынка и тенденций мирового развития;
- во-вторых, более ранняя подготовка студентов в области исследовательской деятельности;
- в-третьих, интеграция образования и науки с междисциплинарными связями технического, естественнонаучного и гуманитарного образования и повышение за счет этого фундаментальной подготовки.
Литература
1. Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] ИПр^/^^м'. regnum.ru/news/polit/1603695.html.
2. Ю.И. Толок, Т.В. Толок, Вестник Казан. технол. унта, 15, 10, 421-424 (2012).
3. Ю.И. Толок, Т.В. Толок, Вестник Казан. технол. унта, 15, 20, 260-263 (2012).
4. Ю.И. Толок, Т.В. Толок, Вестник Казан. технол. унта, 16, 20, 347-350 (2013).
5. Ю.И. Толок, Т.В. Толок, Вестник Казан. технол. унт, 16, 5, 327- 332 (2013).
6. Толок Ю.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение: учеб. пособие / Ю.И.Толок, Т.В.Толок. Казань: КНИТУ, 2013. - 292 с.
© Ю. И. Толок - кан. пед. наук, доц. каф. методологии инженерной деятельности КНИТУ, [email protected]; Т. В. Толок - ст. препод. той же кафедры.