Научная статья на тему 'Творческий портрет как инструмент библиографического отражения профессионального пути специалиста: наблюдения библиографа-составителя. К 70-летию В. В. Бычкова'

Творческий портрет как инструмент библиографического отражения профессионального пути специалиста: наблюдения библиографа-составителя. К 70-летию В. В. Бычкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий портрет как инструмент библиографического отражения профессионального пути специалиста: наблюдения библиографа-составителя. К 70-летию В. В. Бычкова»

УДК 001

Ю. В. Гушул

кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры E-mail: gushuljulia@gmail.com

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ СПЕЦИАЛИСТА: НАБЛЮДЕНИЯ БИБЛИОГРАФА-СОСТАВИТЕЛЯ

К 70-летию В. В. Бычкова

Талантливому музыканту, прекрасному педагогу, воинствующему патриоту своего дела...

Н. Я. Чайкин

Доктор искусствоведения, профессор кафедры эстрадно-оркестрового творчества Владимир Васильевич Бычков - удивительный человек, уникальный профессионал, яркий композитор и музыкант, великолепный организатор, активный автор. В более ранних юбилейных статьях и многочисленных интервью достаточно подробно описаны [1; 8; 9; 11; 12] жизненный путь, перипетии гастролей, опыт исполнительской и образовательной деятельности, а также ценностные установки, личные качества, проявления характера, благодаря которым В. В. Бычков достиг серьезных профессиональных высот; подчеркнуты

невероятная работоспособность, неисчерпаемая любовь к музыке, позволившие ему стать профессором, баянистом, дирижером, доктором искусствоведения, действительным членом Международного совета аккордеонистов (Финляндия), действительным членом Международной академии наук о природе и обществе (Россия). Сегодня В. В. Бычков - ведущий специалист в отечественном и зарубежном искусствоведении, член Союза ученых России. Плодотворная научная деятельность находит свое выражение в написании монографий, биографических книг, эссе о творчестве его учителей и коллег - народных артистов СССР и Российской Федерации, об их исполнительском мастерстве и жизненных воззрениях. Владимир Васильевич Бычков - автор музыкальных сочинений крупных и небольших форм, создатель ансамбля русских народных инструментов «Рифей», детского камерного ансамбля классической и современной музыки «Южный Урал», что считается большой редкостью в музыкальном искусстве. С 1996 г. В. В. Бычков является научным руководителем ассистентуры-стажировки по классам баяна, ансамбля и дирижирования при Челябинском государственном институте культуры. Его ассистенты-стажеры занимают призовые места на престижных международных конкурсах. С 2004 г. В. В. Бычков выступает руководителем аспирантуры по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство. Р. Г. Хабибулин писал в прошлый юбилейный год: «Огромный творческий путь, пройденный

139

В. В. Бычковым, - пример энтузиазма, одержимости, высокого профессионализма и преданности музыке. К портрету Владимира Васильевича я хотел бы добавить еще один штрих. Он полон сил и энергии, новых творческих замыслов и не перестает быть верен своему главному делу - музыке, своей линии жизни, своим ученикам. Вся многолетняя деятельность профессора дает право считать его одним их ведущих деятелей отечественного баянного и зарубежного аккордеонного искусства» [12, с. 155].

Видя такую бурную творческую активность, невольно задаешься вопросом: как оригинально можно составить и представить профессиональному сообществу научный профиль ученого (вся концертная, публикаторская, диссертационная (оппонент, рецензент) деятельность которого проходит на глазах у коллег), с одной стороны, соответствуя его статусу и интеллектуальному уровню, а с другой - не повторяя меткие характеристики и отзывы прошлых лет. Мы решили отметить юбиляра библиографически, подготовив к изданию библиографическое пособие, выбрав жанр творческого портрета [3]. В нашей команде составителями выступили также члены Студенческого библиографического бюро, главным консультантом - Г. З. Галеева, библиотекарь Научной библиотеки Челябинского государственного института культуры, рецензентами и консультантами - Н. А. Клюева, ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству, и М. В. Сутягина, заведующая библиографическим отделом Челябинской областной универсальной научной библиотеки. Данный творческий портрет подготовлен в традиционной серии «Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы»; он, во-первых, продолжает кумуляцию и представление трудов Владимира Васильевича Бычкова, начатые в 2005 г. изданием биобиблиографического указателя [2] и, во-вторых, является очередным изданием в жанре творческих портретов (методика составления и способы представления в библиографических ресурсах которых отрабатывается) среди биобиблиографических указателей этой серии.

Итак, каким образом библиографические инструменты презентуют в мировом информационном пространстве научный профиль специалиста, какие выводы можно сделать, изучая четкий, структурированный ряд библиографических записей, отражающих информационный шлейф субъекта исследования за конкретный период времени? Как библиографическую базу данных можно использовать для ретроспективного анализа, позиционируя персональный профиль ученого?

Творческий портрет Владимира Васильевича Бычкова, подготовленный к его юбилею, показывает объем работ, выполненный ученым и композитором за 15 лет (с 2005 по 2019 г.), отражает вклад в искусствоведение и такое научное направление, как биографика, в рамках которого В. В. Бычков активно работает в последние два десятилетия, демонстрирует активность в составительском и редакторском направлениях деятельности. Соответственно в библиографическом пособии выделены разделы «Научные труды», «Музыкальные произведения», «В. В. Бычков -рецензент, автор предисловий, послесловий», «В. В. Бычков - редактор, составитель». Обособлены «Отзывы о деятельности и трудах В. В. Бычкова», в качестве приложений конкретизированы сегодняшние «Направления деятельности» и перечислены диссертационные исследования, по отношению к которым он был «Официальный оппонент, рецензент, консультант». В каждом разделе расположение материала хронологическое, что показывает развитие научной мысли искусствоведа, его научных предпочтений.

Составители решили обогатить библиографическую часть творческого портрета Владимира Васильевича Бычкова - ученого, писателя, композитора, музыканта, педагога - обширными выписками из его работ, посчитав важным сказать о человеке и специалисте его собственными словами: «Вторая часть сонаты - своеобразная медитация, неторопливое повествование-размышление, идиллическая пейзажная зарисовка в духе русских "кучкистов". Финал сонаты -"Народный праздник" - звуковая картина безудержного веселья в русском селе. В качестве основного метода развития музыкального мате-

140

риала композитор избирает вариации. <...> На наш взгляд, не так важно, какой это деревенский праздник (летний "Троица" или осенний "Межа" - сбор урожая), важно то, что это - не смотровое цирковое балаганное действо, а подлинное, шутовское, уличное деревенское гулянье с виртуозными переборами "двухрядной" гармоники и женской задорной частушкой. В этом музыкальном витраже-мозаике народной жизни слышны и свистящие в высоком регистре народные духовые (свирель, сопель), и жалейка с ее характерной "неточной" интонацией, и затейливые наигрыши балалаечников с их традиционным бряцаньем и особой акцентуацией слабых долей. В музыкальном контексте доминирует выступающая в роли рефрена финала известная "Подгорная", имеющая множество вариантов в разных регионах России. Вторая тема - ее модифицированная разновидность, трактуемая композитором как изложенная в увеличении лирическая характерная с несколько шутливо-юмористическим оттенком. И все это тематическое богатство сопровождается народной пляской девушек, с их задорными "притопами и прихлопами", особым "шармом" народно-танцевальной акцентуации. <...> Это - русская деревенская фольклорная "круговерть", посиделки, типичные для всех регионов Великой Руси, сел и поселков. Не так важно, где они находятся - на Севере, Урале, Ладоге, в Поволжье, Сибири или на Дальнем Востоке. Славная традиция народных праздников существует, живет, хотя и уходит в прошлое. И весь этот спектр народных образов вихрем проходит в финале Сонаты...» [5, с. 196]. Такой прием позволил написать творческий портрет необычно - авторскими мыслями и размышлениями коллег и друзей. Думаем, что ввиду этого данное библиографическое пособие можно читать и по диагонали, и выборочно по разделам, и просто выделяя отдельные библиографические записи, и сплошным, вдумчивым чтением. Слог всех произведений Владимира Васильевича безусловно научен, глубок, интересен, но одновременно легок, увлекателен, в ряде случаев обладает удивительной поэтичностью и образностью. Надеемся, читать научные и биографические труды ис-

кусствоведа было интересно не только библиографам, но будет познавательно и продуктивно для читателей: студентов, магистрантов, аспирантов - всех учеников В. В. Бычкова.

Творческий портрет В. В. Бычкова дополняют статьи-эссе его коллег, выдержки из книг и статей, рецензий и отзывов. Иллюстрируют описываемый период фотографии, представленные в разделе «Фотоархив» (традиционном для биографических трудов Владимира Васильевича -здесь мы идем «по его стопам») и являющиеся свидетелями основных жизненных событий музыканта, ученого, педагога.

Творческий портрет снабжен вспомогательными указателями: заглавий научных трудов, заглавий музыкальных произведений В. В. Бычкова, именным.

Безусловно, в создании творческого портрета большую роль сыграли соратники композитора - своими высказываниями-статьями о нем, рассуждениями в письмах к нему, даже самим фактом присутствия в его жизни, которую они «делали», строили незримо, исподволь оказывая духовное влияние. Как говорит сам В. В. Бычков, круг его общения всегда был очень интересным, обогащающим, окрыляющим. Особенно на международных конкурсах: членами жюри, впоследствии дававшими свою профессиональную оценку выступлениям советских и российских исполнителей, были именитые и известнейшие специалисты не только баянно-аккордеонного искусства, но ведущие профессора всех консерваторий Европы (Франция, Германия, Италия, Дания, Испания и др.). Вот как в ситуации такого общения можно было не привезти из зарубежных поездок новые творческие и научные идеи, не зарядиться энергией для их реализации и не заручиться поддержкой специалистов мирового уровня, в конце концов, достигнуть такого же высокого мирового уровня в своей работе? Думаю, Владимир Васильевич и достиг того уровня профессионализма, который позволяет ему и по сей день расти по разным направлениям, добиваться поставленных целей. С ним хотят работать и многие музыканты мирового уровня, исполняя его произведения, и ученые, становясь либо соавторами, либо героями его биографиче-

141

ских трудов, либо соорганиза-торами научных мероприятий.

В творческом портрете В. В. Бычков предстает перед нами не только как признанный в мире исполнитель и композитор, но и, что наверняка является редкостью в музыкальном мире, - активно пишущий ученый (доктор искусствоведения), биограф, пропагандист и популяризатор знаний о музыке, организатор музыкальных коллективов и мероприятий. Порою задумываешься - насколько щедро природа наделила одного человека столь разноплановыми способностями, и прекрасно, что он смог воспользоваться такими дарами и реализовать заложенный потенциал, который, кстати, продолжает развивать и вкладывать в проекты (особенно писательские) и по сей день. Неугомонность, творчество, желание размышлять, писать и публиковать не ослабевают ни на минуту. Стиль письма, литературный слог становятся совершеннее, образнее, ярче, точнее и конкретнее от книги к книге, от работы к работе. Думаем, это видят и читатели его книг, в частности, именитые коллеги доверяют Владимиру Васильевичу писать свою биографию, делать детальный анализ своей исполнительской и научной деятельности, по сути - подводить итоги определенного периода/этапа в жизни. Согласитесь, не каждому можно доверить свое сокровенное, личное: дать для описания идеи, воззрения, надежды и проекты, передать для изложения факты и события из жизни. Герои биографических трудов, доверяя автору, видя его такт и скрупулезность в работе, научный подход, трепетное отношение к деталям и строгость в выве-рении каждого факта, впускают В. В. Бычкова в свою жизнь, щедро разрешают работать в личной библиотеке, с личными архивами, позволяя в том числе впервые вводить в научный оборот многие архивные документы, через их публикацию. Вот, к примеру, такие факты из личных дневников, вошедшие в групповую аннотацию: «Юрий Иванович Казаков - народный артист СССР и Российской Федерации, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством"». Искусствоведческий анализ (главы «Исполнительское искусство Ю. И. Казакова в контексте отечественной

баянной культуры», «Методические принципы в исполнительстве Ю. Казакова») дополнен в книге уникальными документальными материалами из личных архивов Ю. И. Казакова, В. В. Бычкова (главы «Авторские материалы Ю. И. Казакова "О баяне, баянистах, о жизни"», «Несколько слов от Ю. Казакова», «Из записной книжки Ю. И. Казакова (Шутки ради)»). Последнее делает портрет музыканта жизненным, творческим, незашоренным, очень земным. «Горький. Зал консерватории. Девушка пишет: "Милый наш Юрий! Не пора ли Вам заиметь белый перламутровый баян? Ведь не верится, что такие чудесные звуки извлекаются из ...черноты!"» Или: «Харьков, филармония. На концертах люблю цветы. Их бывает до 7 букетов за вечер, однажды 21 букет! (Обогнал Нерона, получившего в Афинах 18 венков!) Зал было трудно наполнить звуком, от форсирования обессилел. После концерта лег и стонал, будто по мне ходили» [6, с. 162, 164].

Еще более убеждает нас в авторитете Владимира Васильевича как корректного, серьезного и глубокого ученого-биографа тот факт, что и дети доверяют и активно помогают ему писать о своих родителях. Биографические труды В. В. Бычков посвящает Личностям баянно-аккордеонного мира: Николаю Яковлевичу Чайкину, столетие которого в 2015 г. отмечал весь мир (Н. Я. Чайкин написал первую сонату, первый концерт для баяна с симфоническим оркестром, он же создатель литературы для баяна; судьба свела обоих для совместных занятий «Учитель - Ученик» в консерватории и аспирантуре), Юрию Казакову, патриарху баянно-аккордеонной музыки, народному артисту Советского Союза, а также В. Белякову, Ш. Ами-рову, О. Шарову, А. Пьяццолле и др. Каждый создаваемый портрет всегда органично дополнен научным анализом исследовательской, публикаторской, педагогической и организационно-административной деятельности личности. А образы учителей Владимира Васильевича Бычкова - Ю. И. Максимова, В. П. Белякова и др. - он очень верно раскрывает через образы и профессиональную деятельностьих (сегодня очень известных) учеников ностальгическим

142

слогом: «В классе Ю. И. Максимова царила подлинно творческая атмосфера. <. > Набор курса народников 1964 года был достаточно представительным и очень дружным: Валерий Ярушин, Виктор Лебедев, Виталий Вольфович, Владимир Конышев, Мила Шаметова, Валерий Ершов, Анатолий Оснач, Валерий Кочетов. <...> По прошествии почти полувека я уверенно могу сказать, что именно благодаря его искусству педагога, воспитателя, мудрого наставника мне удалось чего-то достичь в этой сложной жизни. "Букет" имен выпускников Ю. И. Максимова говорит о том, что он был талантливым педагогом, сумевшим раскрыть индивидуальные качества своих учеников, которые проявились в разных ипостасях» [7, с. 3, 4, 7].

Сам Владимир Васильевич следующим образом объясняет свое отношение к биографическому жанру и даже некоторое предпочтение его, особое, трепетное внимание свое к роли личности в истории музыки, страны в целом: «Конечно, мне повезло, что никто и никогда не отказывался от моего предложения написать о нем. Часто так получается в жизни: вот есть человек (поэт, художник, актер), любого уровня - все нормально, пресса, интервью. статьи хвалебные или ругательные. Но не принято было писать в целом о творческом пути при жизни. Но всегда нужно поставить точки над 1. Мне повезло...»

Примечательно и то, что В. В. Бычков пишет не в стол, не для узкого круга избранных друзей и коллег своих и героев своих книг, но его книги, казалось бы, посвященные узкой тематике, достаточно избранным людям, не всегда известным самой широкой аудитории (не представители ведь популярной музыки и массовой культуры, но - достаточно элитарного пласта баянно-аккордеонной культуры), его книги, издаваемые немалыми тиражами, расходятся мгновенно среди ценителей и библиотек страны и мира. Вот, например, факт из «писательской кухни» (и «распространительской» тоже) одной из последних книг В. В. Бычкова - «Диалоги с Олегом Шаровым» [4]: Олег Шаров (заведующий кафедрой и декан факультета народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории), книга о котором была издана два года

назад, звонит недавно своему автору В. В. Бычкову и спрашивает, остались ли у того книги «Диалоги.»? «Нет, - отвечает Владимир Васильевич, - всё подарил, разобрали, остался только один (!) контрольный авторский экземпляр». Не удержался потом и спросил: «А что?» О. Шаров признался: «Да просят купить за любые деньги». Пошутили друг с другом по телефону: эх, нужно было «НЗ» какой-нибудь оставить, чтобы потом «обогатиться». Смех смехом, но В. В. Бычков в конце разговора получил ответственное задание: «Давай, переиздавай! Копай, пиши, расширь, углуби. Ждем новую книгу!» Не последние ли слова есть то главное, что мечтает услышать каждый автор, ученый? - ПИШИ! Главное, в чем можно быть уверенными, беря в руки книги В. В. Бычкова, - эти книги не лежат мертвым грузом, но расходятся моментально.

Почетно и отличительно то, что почти все труды В. В. Бычкова в последние годы почитают за честь публиковать ведущие издательства Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе знаменитый «Композитор». Согласитесь, не у каждого ученого «из региона» более десяти книг (в том числе в нескольких томах) издано в центральных издательствах.

Удивительны факты большой помощи В. В. Бычкову в издании его трудов, не только организационной, содержательной, консультативной и моральной, но и материальной со стороны известных, почти всемогущих и совсем неизвестных, но, безусловно, заинтересованных, творческих, любящих не просто музыку, но - баянную музыку, людей. Так, например, в разные периоды-творческой и научной деятельности Владимиру Васильевичу помогали издавать книги или концертировать: П. И. Сумин (губернатор Челябинской области), В. М. Тарасов (глава г. Челябинска), К. Н. Армянинов (глава Центрального района г. Челябинска), Б. И. Овденко (глава Советского, Калининского районов г. Челябинска), конечно, ректор института В. Я. Рушанин (особенно по международным научным и культурным вопросам, связям, творческому обмену), а также адмирал, командующий военно-морским флотом России, председатель «Клуба адмиралов» и, как оказалось, большой почитатель биографических,

143

научных книг о выдающихся представителях отечественного баянного искусства В. И. Куроедов. Наблюдая за делами В. В. Бычкова, мы еще раз убеждаемся: без окружающих, неравнодушных людей один в поле - не воин, но в единении с единомышленниками творческий огонь не гаснет, поддерживаемый энергией и энтузиазмом многих.

Надеюсь, что труды В. В. Бычкова помогают его ученикам (среди них 70 лауреатов международных конкурсов самого высочайшего уровня) найти свое место в профессиональной жизни. Подготовка их не массова, но избирательно индивидуальна, филигранна, как и всё в музыкальном мире.

Творческий портрет позволил сделать очень краткий экскурс в содержание жизни и деятельности В. В. Бычкова за пятнадцать последних лет, с того времени, когда был подведен первый библиографический промежуточный итог его творчества. Как видим, содержательно жизнь выстроена разнопланово: биографика, история жанра, осмысление наследия учителей, актуальные научные изыскания современности баянного искусства. Но какие можно привести здесь формальные показатели за этот же период? Если честно, была первая мысль: творческий портрет издадим небольшой брошюрой, ведь прошло только пятнадцать лет, так мало. Оказалось, одновременно так много. За эти годы написано и издано научных трудов (среди которых 80 %-монографии) - 31, музыкальных произведений -31, отредактировано и составлено, вынесен вердикт «после моего прочтения - в печать» -22 текста (как научных, так и нотных); получено отзывов о деятельности и, самое главное, на публикации - 18. Итого в творческий портрет вошли 102 библиографические записи. Да, Владимир Васильевич, чувствуя быстротечность жизни, и жить, и чувствовать спешит. Спешит писать, публиковать. Умеет перенести на бумагу свои обширные знания, уникальный опыт, музыку, живущую в душе. Можно только восхищаться такой научной активностью, издательской предприимчивостью, авторским успехом и радоваться нашему читательскому счастью. Нужно только пожелать Владимиру Васильевичу Бычкову даль-

нейшего творческого размаха, плодотворной научно-исследовательской работы, такой же масштабной, как и была все эти годы, ведь все предпосылки для этого есть: сложившаяся Личность, отшлифованные мастерство, желание и умение передать свои знания будущим поколениям, врожденная этика и человеческое достоинство, но кроме этого еще и сформированный имидж исследователя и методиста, деятельность которого широко известна в нашей стране и за рубежом [3, с. 89]. Так что здравствуйте и пишите, Владимир Васильевич, позвольте институту гордиться Вами и приумножать свои показатели в мировом информационном пространстве!

Библиографическая демонстрация научного профиля ученого важна кумуляцией созданного автором, выявлением отношения к его трудам. Сегодня подготовка и издание традиционных библиографических пособий разных жанров служат, с одной стороны, основой для ввода информации в базы данных для исчисления индекса цитирования, с другой - последние дают основу для создания библиографического пособия (библиографу остается только задать поиск и вывести машинный список на печать для дальнейшей с ним работы). Скрупулезный человеческий поиск дополняет машинный: выявлением неучтенного в базах данных, уникальными аннотациями библиографа, глубоко вникающего в аннотируемое произведение и акцентирующего внимание читателей на мельчайших нюансах текста (например, эмоциональной выразительности при безусловной научности, или включении автором важного факта в многостраничный текст несколькими словосочетаниями, или присутствии инфокванта в тексте контекстно, что может быть не учтено и потому пропущено автоматически, но будет экстрагировано человеком и др.), своеобразной детальной группировкой материала. Как очень точно заметил А. И. Фролов, «полноценное научное исследование зависит, как всегда, не только от глубины и изощренности научного анализа, но и от того, насколько широкая и разнообразная информационная (ис-точниковая) база попадет в руки исследователей нового поколения.» [10, с. 122]. Думаем, взятые воедино, два традиционные библиографиче-

144

ские издания о В. В. Бычкове тем и важны, что выполняют главную функцию библиографии -«указывают путь к полноценной источниковой базе, показывая ее сложность и разнообразие, демонстрируя неоднозначность многих свидетельств, суждений и выводов» [10, с. 122]. Взаимодополнение электронных и традиционных библиографических ресурсов сегодня, возможность их коррекции подчеркивают важность библиографического сопровождения учёного, а человеческий фактор - существенный вклад библиографа в создание традиционных библиографических ресурсов с их последующим переносом в электронный вид - безусловно,

позволяет сделать научный профиль ученого уникальным, личностным, побуждает, как может побудить только настоящий библиограф, задуматься, вникнуть в библиографические записи. В этом - уникальность библиографических пособий и традиционного библиографического отражения информационного шлейфа объекта для создания качественного научного профиля ученого, важность библиографических творческих портретов для содержательного наполнения электронного информационного пространства, необходимость присутствия библиографа в информационном сопровождении специалиста.

1. Болодурина, Э. А. В. В. Бычков. История отечественной баянной и зарубежной аккордеонной музыки. М., 2004 [Рецензия] / Э. А. Болодурина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2005. - № 2 (8). - С. 182.

2. Бычков Владимир Васильевич : биобиблиогр. указ. / сост. Ю. В. Гушул, Ю. Захарова ; науч. рук. и науч. ред. Г. А. Губанова ; отв. за вып. Н. Г. Апухтина ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - 121 с., 11 л. ил. - (Академия культуры и искусств: ведущие учёные, педагоги, творцы).

3. Бычков Владимир Васильевич : творч. портр. / сост. Ю. В. Гушул, Г. З. Галеева, М. Полтавский ; студенч. библиогр. бюро, Челяб. гос. ин-т культуры, Челяб. обл. универс. науч. б-ка. - Челябинск : ЧГИК, 2019. - 150 с. - (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

4. Бычков, В. В. Диалоги с Олегом Шаровым / В. В. Бычков. - Санкт-Петербург : Композитор, 2016. -356 с. : ил., ноты, цв. ил., портр.

5. Бычков, В. В. Соната для баяна (аккордеона) Л. Пригожина / В. Бычков // Вопросы инструментове-дения. Вып. 11 : сб. ст. и материалов XI Междунар. инструментовед. конгресса «Благодатовские чтения» (Санкт-Петербург, 23-25 окт. 2017 г.) / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т истории искусств ; редкол.: И. В. Мациевский (отв. ред), В. А. Свободов (науч. консультант), О. В. Колгано-ва (ред.-сост.) [и др.]. - Санкт-Петербург, 2017-2018. - С. 193-198.

6. Бычков, В. В. Юрий Казаков - патриарх баянного искусства / В. В. Бычков ; рец. М. А. Игнатьева, В. К. Петров. - Москва : Московские учебники, 2006. - 255 с. - (Издательская программа Правительства Москвы).

7. Бычков, В. В. Юрий Иванович Максимов - педагог / В. В. Бычков ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск : ЧГАКИ, 2015. - 30 с. : нот.

8. Гушул, Ю. В. Слово о музыканте / Ю. В. Гушул // Бычков Владимир Васильевич : биобиблиогр. указ. / сост. Ю. В. Гушул, Ю. Захарова ; науч. рук. и науч. ред. Г. А. Губанова ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - С. 3-22.

9. Путилов, В. Д. Концертино для баяна с оркестром русских народных инструментов: роль в композиторском творчестве В. В. Бычкова / В. Д. Путилов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 4 (40). - С. 171-175.

10. Фролов, А. И. Биобиблиографический роман с продолжением / А. И. Фролов // Библиография и книговедение. - 2017. - № 2. - С. 112-122. - Рец. на кн.: Валюженич А. В. Феномен Лили Брик = Шуа Впк рИепошепош : биобиблиогр. роман. - Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. - 251 с.: ил.

11. Хабибулин, Р. Г. Владимир Васильевич Бычков / Р. Г. Хабибулин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 2 (18). - С. 105-108.

12. Хабибулин, Р. Преданность искусству, проверенная временем (несколько штрихов к портрету профессора В. В. Бычкова) / Р. Хабибулин // Оркестр. - 2009. - № 3-4 (16-17). - С. 154-155.

Получено: 18.06.2019

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.