Научная статья на тему 'Концертино для баяна с оркестром русских народных инструментов: роль в композиторском творчестве В. В. Бычкова'

Концертино для баяна с оркестром русских народных инструментов: роль в композиторском творчестве В. В. Бычкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концертино для баяна с оркестром русских народных инструментов: роль в композиторском творчестве В. В. Бычкова»

К 65-ЛЕТИЮ В. В. БЫЧКОВА

В. Д. Путилов

КОНЦЕРТИНО ДЛЯ БАЯНА С ОРКЕСТРОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: РОЛЬ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В. В. БЫЧКОВА

Владимир Васильевич Бычков, доктор искусствоведения, профессор, профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РФ

Создание этого произведения датировано 1972 г. и относится к периоду блестящего завершения В. В. Бычковым учебы в Горьковской (ныне Нижегородской) консерватории, в классе Н. Я. Чайкина. К этому времени В. В. Бычков уже являлся автором нескольких музыкальных произведений, в том числе крупной формы, однако именно Концертино для баяна с оркестром русских народных инструментов (далее Концертино), по нашему мнению, знаменует собой начало профессионального периода композиторского творчества В. В. Бычкова, что требует его более углубленного изучения.

Впервые мысль о создании Концертино - яркой и выразительной одночастной

пьесы для баяна с оркестром русских народных инструментов - возникла у В. В. Бычкова еще при работе над первым исполнением Концертной пьесы В. Веккера для баяна с оркестром русских народных инструментов (солист В. В. Бычков, дирижер В. П. Веккер, 1967 г.). Именно тогда начали закладываться концептуальные основы и общая драматургия будущей пьесы, которая должна была соединить блестящее мастерство солиста и относительную простоту оркестровой партии. Кроме того, одночастная форма, сжатая и емкая, способствовала бы лучшему восприятию пьесы слушателями и тем самым ее востребованности в концертном репертуаре различных оркестров русских народных инструментов.

Однако работа была надолго прервана более сложной и масштабной задачей создания трехчастного Первого концерта для баяна с симфоническим оркестром, который стал для автора первой ступенью к овладению основами академического композиторского мастерства. Кроме того, поиски средств выразительности для воплощения авторского замысла потребовали обращения к творческому наследию и анализа произведений ряда крупнейших отечественных композиторов, развивших традиции инструментального концерта. Также возникла необходимость в серьезном изучении симфонического инструментария, законов оркестровки и приемов музыкально-симфонической драматургии. В результате произведение осталось незавершенным, но существенно обогатило творческий арсенал автора, а также, возможно, способствовало позже, при создании Концертино, обращению не к симфоническому оркестру, а к бо-

171

лее доступному в концертной практике оркестру русских народных инструментов.

Напряженная учеба в консерватории на исполнительском факультете не оставляла времени для углубленных занятий композицией, но на предварительном, теоретическом уровне эта работа продолжалась (в том числе и над Концертино), основанная на упорстве и трудолюбии, широте музыкальных интересов В. В. Бычкова, требовавших постоянного роста, совершенствования, углубления теоретических знаний, самообразования и саморазвития.

Связано это и с тем, что В. В. Бычков, помимо исполнительского опыта и концертной практики, к этому времени уже испытал радость собственного композиторского творчества, являясь, как упоминалось выше, автором нескольких произведений для баяна, в том числе крупной формы. Во время учебы он закрепил, расширил и систематизировал свои навыки владения оркестром на занятиях в классе дирижирования А. Я. Войскунского, практически освоив премудрости оркестрового дирижирования и познакомившись со многими партитурами симфонического репертуара [1, с. 10].

В результате у В. В. Бычкова сформировался авторский оркестровый стиль композиторского мышления, характеризующийся богатством, широтой и масштабностью, а также выработалось бережное отношение к тембрам оркестровых групп, к их строгому и логически оправданному использованию, образующему своеобразную тембровую драматургию. Заметно это и в Концертино, где партии домровой и балалаечной групп уже четко дифференцированы, их использование закономерно и оправданно, обусловлено колористическими особенностями и тесситурными возможностями инструментов. Осторожное и эпизодическое использование группы баянов подчеркивает стремление автора выделить и темброво отграничить партию солирующего инструмента.

Отмеченное выше мастерство инструментовки, а также своеобразная «симфони-зация» музыкального мышления отразились и на драматургии, и на инструментальном составе оркестра Концертино, обогащенного включением флейты, литавр и гуслей, а совершенная техника владения баяном позволила автору в полной мере реализовать художественно-выразительные и технические возможности современного концертного инструмента, придать его звучанию подлинную яркость, выразительность и глубину.

Особенно важным стал для автора Концертино глубокий анализ и практика концертного исполнения многих произведений своего учителя, Н. Я. Чайкина, существенно обогатившего и расширившего художественно-выразительный и технический диапазон современного концертного баяна. Это нашло свое отражение в сольной партии Концертино, а также способствовало формированию собственного исполнительского стиля, постоянному поиску автором новых выразительных средств и технических приемов. В подтверждение этому можно отметить и тщательно проработанную мелодическую линию баса, и тонкое использование специфики аккордового комплекса в партии левой руки, и углубленную осмысленность сольной партии, соединившей в себе блеск и искрящуюся виртуозность с продуманностью изложения, обоснованностью технических решений.

Лишь успешное завершение учебы в консерватории дало возможность В. В. Бычкову продолжить работу над Концертино и завершить ее в том же 1972 г., ставшем началом профессионального этапа разностороннего творчества автора, успешно совмещающего напряженную педагогическую и исполнительскую деятельность с занятиями композицией, которая все больше привлекала В. В. Бычкова, позволяя ему полнее реализовать многогранный творче-

172

ский потенциал, давая подлинную радость и ощущение полноты жизни.

Эти чувства ярко проявились в музыкальном материале Концертино, написанного в форме сонатного аллегро (D-dur), включающей как основные разделы (экспозиция, разработка, реприза), так и дополнительные (вступление и кода). Пьеса начинается ярким и кратким вступлением, основанным на мелодических фигурациях солиста, с использованием элементов главной партии, стремительно перенося слушателя в мир ярких музыкальных образов. Острые синкопы и паузы в оркестровой партии вступления, начинающегося в тональности двойной доминанты, подчеркивают неустойчивость и стремление к разрешению через доминанту в основную тональность экспозиции. Двухтактовое расширение и crescendo оркестра еще более усиливает эту неустойчивость, делая последующую тему главной партии как-то особенно ожидаемой и органичной на фоне пульсирующего ритма оркестрового сопровождения.

Главная партия, несущая функцию установления главной тональности и проведения главной темы, основана на стремительных пассажах солиста, придающих музыке яркую концертность, юношескую энергию и эмоциональную взволнованность. Форма главной партии представляет собой гармонически замкнутое предложение. Двухчетвертной размер усиливает яркость и полетность музыки. В то же время она не обладает чертами танцевальности, оставаясь по-настоящему академически высокой и самодостаточной. Роль оркестровой партии здесь сводится к ритмичному аккомпанементу, обеспечивающему поддержку и непрерывность развития.

Связующая партия - тональная и тематическая подготовка темы побочной партии - поручена оркестру, как и сама побочная партия, написанная в тональности однотер-цового родства (Fis-dur) и четырехчетверт-ном размере. Она кантиленного характера, основанная на лирическом и светлом зву-

чании домровой группы, что тематически, темброво и фактурно противопоставляет ее главной партии. Заключительная партия вновь возвращает слушателя к образам главной с ее скачками и быстрыми восходящими пассажами солиста.

Разработка обеспечивает сквозное развитие, вносит изменение и преобразование материала экспозиции, создавая общую неустойчивость, структурную разомкну-тость и усиливая напряженность за счет противопоставления партий оркестра и солиста, как бы разрывающего музыкальную ткань оркестра быстрыми фигурациями на основе элементов октавной и аккордовой техники.

Постепенное нарастание противостояния, драматизирующее развитие тематики, усиление динамики и напряженности наконец переходит в репризу, построенную на материале экспозиции и переходящую в лирико-драматический заключительный раздел и в коду, демонстрирующую виртуозность солиста и логично завершающую сквозное музыкальное развитие пьесы.

Искрящаяся выразительность Концертино обусловлена широким динамическим диапазоном, развитием тонального плана, богатством и разнообразием технических и художественно-образных приемов исполнения в партии солиста с обилием быстрых пассажей, коротких октавных и аккордовых структур, богатым ритмическим наполнением.

Партия оркестра, наоборот, раскрывает светлую лиричность и задушевность русских народных инструментов. Она имеет кантиленный, подчеркнуто светлый характер и в диалоге с солистом как бы сдерживает его стремительность, противопоставляя ей собственную стройность, напевность и широту. В целом же во взаимоотношениях солиста и оркестра ощущаются такие формы, как диалог и функциональная независимость, а также иногда дублирование. Однако в оркестре сбалансированность и равновесие достигаются не столько дубли-

173

рованием, сколько самим расположением нотного текста, а также вниманием автора к динамическим и тесситурным особенностям инструментов, что обеспечивает оркестровую выразительность и колористич-ность изложения.

В этом проявилось мастерство В. В. Быч-ова - аранжировщика, сумевшего обеспечить оркестровой партии не только требуемую глубину и масштабность, но и необходимую ясность, простоту и техническую доступность для исполнителей. По свидетельству автора, при первом исполнении пьесы всего двух репетиций оказалось достаточно для овладения музыкантами нотным материалом. Партия солиста, напротив, изобилует элементами как мелкой, так и октав-ной, а также широкой аккордовой техники, представляя во всем блеске и совершенстве и сам инструмент, и мастерство исполнителя. Однако она вполне доступна подготовленному концертирующему баянисту-профессионалу.

Так, в результате соединения таланта, обширных профессиональных знаний и опыта родилась концертная пьеса, органично соединившая богатое и насыщенное красками содержание и компактную форму одночастного произведения, академичного и оригинального одновременно.

Без сомнения, работа над Концертино стала для В. В. Бычкова настоящей школой профессионального мастерства. Во-первых, это обусловлено тем, что при концертном исполнении пьесы в разные годы он осуществлял роль и солиста-инструменталиста, и дирижера Концертино [1, с. 19]. Во-вторых, ряд творческих идей, впервые опробованных в музыкальном материале пьесы, позже получили свое развитие в других сочинениях автора.

Так, элементы атональной додекафон-ной техники в партии солиста, обогатившие и усложнившие звуковую ткань разработки, нашли свое закономерное развитие в Сонате-фантазии т О для баяна-аккордеона (1998), ладово-гармоническая и ритмиче-

ская формула краткого и энергичного вступления получила дальнейшее осмысление и преломление в материале вступления Второго концерта в 3 частях для готово -выборного баяна с оркестром русских народных инструментов (1982).

Кроме того, богатая мелодика, интонационно связанная с русскими народными мелодическими оборотами, эпическая широта и напевность, органично вплетенная В. В. Бычковым в академическую строгость формы Концертино, позже окончательно сформировавшаяся, не раз отмечалась критиками во многих его сочинениях крупной формы.

В частности, она получила свое дальнейшее развитие в таких сочинениях автора, как Второй концерт для балалайки с оркестром народных инструментов (1983), «Героическая сюита» для оркестра русских народных инструментов (1985), «Уральский концерт для домры с народным оркестром» (1988) и др. Отголоски тембрового, мелодического и фактурного противопоставления главной и побочной темы слышатся и в контрастности образов сюиты «Романтические настроения» (1983), и в тематике Концерта для баяна и духового оркестра.

Таким образом, в композиторском творчестве В. В. Бычкова создание Концертино для баяна с оркестром русских народных инструментов сыграло свою особую роль, ознаменовав начало зрелого периода творчества, связанного с профессиональным становлением как композитора, дирижера и солиста-инструменталиста, став настоящей творческой лабораторией. Работа над Концертино способствовала формированию собственного композиторского мышления, в котором органично сочетаются яркость музыкальных образов, выразительность и логическая осмысленность формы, академичность музыкальных традиций и элементы новизны, своеобразный симфонизм широких оркестровых полотен и тонкий минимализм некоторых инструментальных пьес.

174

Как же сложилась сценическая судьба самого Концертино? Поначалу она была удачной. Первое исполнение, состоявшееся на сцене челябинского Дворца железнодорожников (солист В. А. Вольфович, дирижер В. В. Бычков, 1973), вызвало интерес и положительные отзывы слушателей. Следующее исполнение, в котором солировал автор, прошло в Челябинском музыкальном училище в дни празднования его сорокалетия и еще более способствовало интересу к пьесе, а также получило заслуженное признание критиков и многочисленных любителей музыки (солист В. В. Бычков, дирижер Л. Шкарупа, 1976) [2]. И, наконец, третье, по-

следнее исполнение состоялось в рамках фестиваля «Уральские зори» (солист - лауреат международных конкурсов В. Голубничий, дирижер Б. С. Ворон, 1979) [3]. Именно тогда Концертино обрело подлинное признание широкой аудитории и многочисленные положительные отзывы как критиков, так и музыкальной общественности.

В настоящее время готовится к публикации новая авторская редакция Концертино, что поможет произведению обрести вторую жизнь, подарив слушателям яркую красочность, праздничность и насыщенность чувств, природную широту и искрящуюся красоту музыки. .

1. Мирек, А. М. Владимир Бычков. Музыкант, ученый, педагог / А. М. Мирек. - Челябинск: Изд-во Т. Лурье, 2004. - 116 с., ил.

2. Оркестр, который всегда молод // Челябинский рабочий. - 1976. - 2 апр.

3. Черкасова, Е. Музыка, рожденная на Урале / Е. Черкасова // Челябинский рабочий. - 1979. - 11 апр.

Ii--------------------^

и Редакция научного журнала ||

«Вестник челябинской государственной академии культуры и искусств» ..

|| приглашает авторов и читателей принять участие в подписной кампании Н

11 Подписной индекс журнала в объединенном каталоге «Пресса России»

II 48677 II

II По вопросам подписки и приобретения журнала обра аться:

у 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, Научная библиотека; ||

тел. / факс (351) 263-87-73, тел. (351) 265-22-51; .. II е-mail: lib18@chgaki.ru

и URL: http://chgik.ru/sectr_raspr_izdat_prod ||

и Светлана Анатольевна Ульянова, || " зав. сектором распространения издательской продукции ЧГАКИ

Ь____________________Ü

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.