Научная статья на тему 'Творческий поиск советской журналистики в годы Великой Отечественной войны'

Творческий поиск советской журналистики в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1745
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий поиск советской журналистики в годы Великой Отечественной войны»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2005. № 6

P.A. Иванова

ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК СОВЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

С первого военного дня самым актуальным и наиважнейшим становится лозунг-призыв: "Все для фронта! Все для победы!" Именно он определял все усилия народа, чтобы в кратчайший срок превратить страну в единый военный лагерь.

Могучим оружием сражающегося народа стали отечественные средства массовой информации, претерпевшие существенную реорганизацию и структурно, и по существу решаемых задач. Была сокращена тыловая пресса, но в то же время развернута военная, партизанская и подпольная печать, создано Совинформбюро — новое информационное агентство, новые издания, активно способствующие разъяснению народу целей и задач начавшейся войны, воспитанию самоотверженности и стойкости, массового героизма и ненависти к агрессору, высоких патриотических и нравственных качеств у советских людей и на фронте, и в тылу. В осуществлении этих задач необходимо было без промедления привести в действие весь творческий потенциал отечественной журналистики, найти наиболее рациональные и действенные формы и методы работы.

И на этом пути творческого поиска весьма кстати стал опыт нашей прессы прошлых лет, ее традиции. В этой связи стали, например, востребованы сатирические плакаты "Окон ТАСС", ставшие наследниками "Окон РОСТА" эпохи Гражданской войны и иностранной интервенции. Как и в те годы, острое слово, едкая карикатура и злободневный рисунок, небольшой эмоциональный текст, сопровождавший их, — основные выразительные и публицистические средства ярких плакатов и "Окон ТАСС".

26 июня 1941 г. вышло первое "Окно ТАСС", а всего за военный период издано было около 1,5 тыс. плакатов. Деятельное участие в их создании принимали лучшие поэты и художники Д. Бедный, Лебедев-Кумач, Исаковский, Маршак, Щипачев, Кукрыниксы, Черемных, Дени, Савицкий и многие другие. Это способствовало огромной популярности сатирических плакатов. Каждое "Окно ТАСС" стало тем окном, через которое просматривался путь к победе.

Вслед за московскими "Окнами ТАСС" начинают издаваться подобные "Окна" в Ленинграде, где вышло около 200 выпусков. Особую мобилизующую роль они сыграли в период блокады города, призывая создавать отряды народного ополчения, укреп-

лять противовоздушную оборону, усилить трудовую дисциплину, заготовку топлива, проявлять стойкость и мужество в борьбе с врагом.

Всеобщее признание ленинградцев получают и агитационно-сатирические листовки под названием "Боевой карандаш", которые стали выходить с июня 1941 г. До снятия блокады вышли свыше 100 листовок "Боевого карандаша".

Кроме Москвы и Ленинграда "Окна ТАСС" появились в Баку, Ташкенте, Ашхабаде, Томске, Свердловске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Фрунзе. Распространялись "Окна ТАСС" и за рубежом — в США, Китае, Швеции, Индии, Афганистане и в других странах. А в Великобритании текст "Окон" переводился на английский язык. В нескольких зарубежный странах в годы Отечественной войны быши даже организованы выставки "Окон ТАСС".

Конечно, "Окна ТАСС" как продолжение исторического опыта "Окон РОСТА" механически не копировали эту востребованную форму журналистской деятельности, а вдохнули в нее новую творческую жизнь, обусловленную конкретными этапами Великой Отечественной войны, конкретными задачами идеологической и агитационно-пропагандистской деятельности. Это относилось и к использованию других форм и методов работы редакционный коллективов прошлых лет, взятыгх на вооружение в военные годы. К ним следует отнести и такие формы работы, как выгездные редакции, переклички, рабкоровские посты, проведение массовый опросов (анкет), митингов и др. Этот творческий арсенал прошел тщательную проверку временем, и его необходимо было использовать при решении новых задач и проблем. Так, организуя всенародную помощь фронту и выдвигая лозунги: "В тышу — как на фронте", "В труде — как в бою", многие редакционные коллективы активно используют выездные редакции, позволявшие сосредоточить внимание на наиболее сложных и трудных проблемах и помочь их оперативно решить.

Более 30 выгездных редакций за годы войны организовала "Комсомольская правда". И вот некоторые конкретные поводы их появления: шла сложная перестройка промышленности на военный лад, и с декабря 1941 г. по апрель 1942 г. журналисты "Комсомолки" находятся в Куйбышеве, куда были эвакуированы крупные предприятия Москвы и других городов; летом 1942 г. маршрут новой выездной редакции "Комсомольской правды" связан с первой военной хлебоуборочной кампанией в Челябинской области и Алтайском крае; в 1943 г. несколько месяцев журналисты "Комсомолки" находились в Сталинграде при восстановлении тракторного завода и т.д. Во время работы выгездных редакций центральный газет устанавливается самый непосредст-

венныш творческий контакт с местными редакциями, рождались новые формы работы и подачи материала. Шло активное творческое обогащение.

Весной 1942 г. с помощью средств массовой информации широко развернулось Всесоюзное социалистическое соревнование за увеличение выпуска военной продукции. Этой теме было посвящено немало и информационный и публицистических материалов. А некоторые уральские газеты в этой связи решили на своих страничках организовать перекличку газеты 11-й армии "Знамя Советов" (там много сражалось земляков) и газеты "Челябинский рабочий". И первая подборка материалов этой переклички вышла под заголовком: "Слушай, Урал, говорит фронт!" Во многих материалах этой подборки не только содержались конкретные факты о вытолнении заказов фронта уральцами, но и проходила подтекстом более общая тема — единство фронта и тыла.

Конкретным поводом для организации производственный перекличек и центральными, и местными газетами стал всесторонний анализ проблем, связанных с подготовкой рабочих кадров, особенно из числа молодежи, с развитием движения фронтовых бригад, с овладением женщинами мужских специальностей и многими другими темами.

Еще одна форма из творческого арсенала прошлых лет быша взята на вооружение редакционными коллективами военной поры — организация массовых митингов. Так, успешно прошел антифашистский радиомитинг работников искусства и литературы 29 ноября 1942 г., в котором приняли непосредственное участие журналисты Всесоюзного радио. Открывая этот радиомитинг, известный представитель творческой интеллигенции Д.Д. Шостакович подчеркнул: "История возложила на нас, современников гигантской битвы с немецким вандализмом, миссию быгть выразителями идеалов борьбы за освобождение человечества от коричневой чумы".

Эту же миссию в борьбе с фашизмом честно вытолняла и армия советских журналистов, преданно и инициативно служила своему профессиональному и гражданскому долгу.

Востребованность многих новых форм работы отечественной журналистики быша определена тем, что они не были искусственно придуманы, а формировались в результате поисков оптимального воздействия на жизнь, поступки и чувства читателей. Наверное, поэтому активное использование документальных жанров журналистики было основой новыгх форм работы печати и радио. Особое место в этой связи занимал жанр письма, позволявший быть и "барометром общественного мнения", и "голосом героической души народа", и источником новыгх тем и проблем.

Огромный патриотический и эмоциональный заряд несли в себе "Письма товарищу" Б. Горбатова. Первые четыре письма под общим заголовком "Родина" были опубликованы в "Правде" в тревожные дни 1941 г., последние — в сентябре 1944 г. Всего двадцать писем — лирико-публицистических монологов о самом главном и насущном, обращенных к сердцу каждого воина, каждого советского человека. Они помогали в самых драматических моментах обрести веру в нашу силу и нашу победу. "Письма товарищу" Б. Горбатова его коллега, военный корреспондент К. Симонов, считал вершиной военной публицистики, потому что они были обнаженно искренни и написаны с той самой мерой любви к Родине, когда человек начинает говорить о ней совсем просто.

В "Письмах товарищу" содержался и точный ответ, почему фашизму не удалось поставить на колени наш народ, почему, несмотря на все неудачи начального периода Отечественной войны, не был сломлен внутренний дух народа.

Непосредственное обращение к читателю через письмо, письмо-обращение после публикаций "Писем товарищу" Б. Горбатова становится в нашей журналистике распространенным явлением. В этой связи как типичный факт можно привести письмо-обращение, которым открывался 25 октября 1941 г. в дни героической обороны Москвы номер фронтовой газеты "Красноармейская правда": "Боец, помни: враг намеревается пройти в Москву через твою позицию! Так пусть же твоя стойкость, твоя решимость драться до конца сделают твою позицию непреступной, преградят дорогу фашистам". Таким образом, лозунг "Ни шагу назад!" приобретал для каждого защитника Москвы конкретное, личное к нему обращение.

Письмо как главный источник новых форм работы и "барометр общественного мнения", действенный способ укрепления связей между читателями и редакционным коллективом пользуется большим вниманием в течение всех военных лет. Более 120 тематических страниц, целиком состоявших из писем, в эти годы опубликовала "Комсомольская правда". При этом печатавшиеся письма выполняли различные функции: это были и коллективные письма-обращения, и письма-размышления, и письма, которыми открывались дискуссии. Но все они были искренними, правдивыми, неравнодушными, а потому постоянно востребованными. Так, например, письмо-обращение командира Тихоокеанского флота Безносикова и телеграмма фронтовика Корниенко об организации помощи детям, у которых погибли родители, в феврале 1942 г. получили поддержку в 1380 откликах. Оказалось чрезвычайно злободневным и письмо старшины В. Ливанова "Ждем ваших писем, девушки", опубликованное 20 июля 1942 г.

и получившее около 8 тыс. откликов. А в мае 1943 г. письмом капитана Андреева "О любви" на страницах "Комсомольской правды" открывалась дискуссия.

С первого дня Отечественной войны существенно перестраивало свою работу Всесоюзное радиовещание. В эфире появляется первый военный вытуск "Последних известий". Кроме сводок Совинформбюро большое место в этих вытусках занимали сообщения военных корреспондентов по центральному вещанию, которое работало в эфире более 18 ч в сутки, ежедневно передавалось 14 выпусков "Последних известий". Вещание велось на 70 языках народов СССР и на 28 иностранных.

С начала июля 1941 г. на Всесоюзном радио появляются передачи "Письма с фронта", "Письма на фронт", "Слушай, фронт", фактической основой которых стало активное использование документальных жанров и в первую очередь писем.

Передачи по радио писем на фронт и с фронта давались ежедневно десять раз в течение дня; на фронт — шесть раз, четыре раза — с фронта. В Радиокомитет ежемесячно для этих передач поступало в среднем свыше 30 тыс. писем, а в некоторые месяцы 60—67 тыс. Благодаря передачам "Письма с фронта" и "Письма на фронт" почти 20 тыс. фронтовиков нашли свои семьи, а главное, в 9 тыс. передач "Письма с фронта" и "Письма на фронт", основанных на живых человеческих документах, прозвучавших в эфире, решались и сложные идеологические проблемы. Одна из них — единство фронта и тыша.

В начале ноября 1941 г. при Всесоюзном радиокомитете быша создана выездная редакция "Говорит фронт", возглавляемая Н. Потаповыш. В нее вошли и военные корреспонденты А. Фетисов и В. Синявский. Деятельность этой выездной редакции в значительной степени повысила оперативность передаваемой информации, способствовала расширению тем фронтовой жизни и решению их публицистическими средствами, а главное, упрочению связей со своими слушателями-фронтовиками, которые часто становились героями материалов, авторами интересных писем.

Творческий поиск новых форм подачи материала с активным использованием писем читателей обусловил появление в редакции "Дагестанской правды" и такого оригинального, действенного приложения к газете "Дагестан — своим фронтовикам", рассылавшегося в виде фронтовых писем-треугольников.

Такие письма-газеты выкодили с августа 1943 г. по май 1945 г. Всего вышло 14 номеров тиражом от 1000 до 2500 экз. Эти письма-газеты содержали в себе письма с фронта от земляков-дагестанцев и письма на фронт. В каждом номере под рубрикой "Что нового в Дагестане" печаталась разнообразная информация о жизни республики.

Ветеран Великой Отечественной войны М.Д. Бутаев и по прошествии нескольких десятков лет после окончания войны с огромной душевной теплотой вспоминает о роли письма-газеты "Дагестан — своим фронтовикам": "У меня сохранились интересные реликвии — открытые письма-газеты фронтовикам-дагестанцам, полученные в разгар жестоких боев. Это своего рода летопись боевых и трудовых подвигов сынов и дочерей нашей республики в годы войны. Их и сейчас нельзя читать без волнения. Словно заново переживаешь те грозные события.

Эти письма-газеты я пронес в своем вещевом мешке через всю войну. Двенадцать писем, полученных на фронте. Они переходили из рук в руки моих боевых друзей, передавались из окопа в окоп и вновь возвращались ко мне, материалы их перепечатывались во фронтовых газетах... Некоторые из них пробиты пулями и осколками, обагрены кровью тех, кому они адресовались. Поэтому и берегу я их как драгоценные реликвии войны"1.

Подлинными носителями творческого поиска прессы военных лет были журналисты, в частности военные корреспонденты. Эта мысль справедливо подчеркивается во многих воспоминаниях бывшего тогда главного редактора "Красной Звезды" Давида Ортенберга. Самоотверженный труд и воинская доблесть военных корреспондентов помогали им своевременно "добыть слово из огня", правдиво рассказать о том, что происходит на фронте, и вдохнуть веру в победу, каким бы длинным и тяжелым не был путь к ней, готовность бороться за нее.

"Я встречался с нашими корреспондентами в те грозные дни и ночи не только в стенах редакции, — вспоминает Д. Ортенберг в одной из своих статей. — Мне много раз приходилось вместе с ними выезжать в действующую армию. Я не раз своими глазами видел их в боевой обстановке, видел их воинскую доблесть и мужество под огнем 2.

Именно под огнем очень часто рождался творческий замысел будущего материала, его основные идеи, подкрепленные фактами, взятыми непосредственно из солдатского окопа. В этом убеждали и первые публицистические материалы самого драматического начального периода войны: 2 июля 1941 г. в "Известиях" появляется статья В. Гроссмана "Готовность к подвигу"; 4 и 6 июля в "Правде" очерки М. Шолохова "На Дону" и "В станице Вешен-ской"; 10 июля "Красная Звезда" публикует очерк П. Крылова,

1 Фронтовые треугольники / Составитель, автор воспоминаний М.Д. Бутаев. Махачкала, 1987. С. 64—65.

2

Ортенберг Д. В грозные годы // Солдаты слова. Рассказывают ветераны советской журналистики. М., 1976. С. 205.

П. Павленко "Капитан Гастелло"; 20 июля в той же газете напечатана статья И. Эренбурга "Презрение к смерти", тогда же в "Комсомольской правде" появляется очерк А. Гайдара "Мост". Правда — главный герой этих и всех последующих произведений военной публицистики. Исходя из этого начинались с первого дня войны творческие поиски новых тем, поиски героя военного времени. 1941-й стал годом невиданного человеческого мужества. 1941-й — это Брестская крепость, полуостров Ханко, панфиловцы, битва под Москвой. "Выстоять!" — главная мысль всех материалов СМИ. И в то же время нашей публицистике необходимо было раскрыть психологическое состояние человека, идущего в бой, его мысли и чувства, выявить непосредственную прямую связь между героем жизни и публицистическим героем.

Одним из важнейших событий войны стал Сталинград, куда редактор "Красной Звезды" в конце лета 1942 г. прилетел вместе с военными корреспондентами К. Симоновым и В. Теминым. И первое, что они увидели: в тупике на железнодорожной станции стоял поезд — редакция газеты Сталинградского фронта "Красная Армия". Чтобы добраться до Сталинграда, который в то время стал центром главных событий войны, эта выездная редакция не раз попадала под вражеские обстрелы. Но журналисты выстояли и своевременно прибыли в Сталинград, чтобы своим читателям "...дать панораму Сталинградской битвы без прикрас, написать обо всем, что слышали, видели своими глазами. О руинах Сталинграда. О страданиях людей. О ненависти, которая, как раскаленный уголь. И главное — о том, что сталинградцы — и воины, и горожане — не отчаиваются, не помышляют о сдаче города, дерутся самоотверженно, до последней капли крови. Дни и ночи. Круглые сутки"3.

Это бышо главным и в появившемся в "Красной Звезде" по следам непосредственно происходивших событий очерке К. Симонова "Дни и ночи", позже перепечатанного и в других изданиях. Живые люди, яркие характеры, ненадуманные психологические состояния героев, убедительно раскрывающиеся в конкретныгх ситуациях, стали основой этого и других материалов К. Симонова военной поры. Редакция быша всегда уверена, что он не остановится перед любыми трудностями, чтобы выполнить задание. К. Симонов выезжал в самые "горячие точки" главных направлений военных действий от Черного до Баренцева моря, и каждый материал, появлявшийся в газете за его подписью, нес в себе яркий творческий заряд.

Подлинными летописцами Победы быши сотни военныгх корреспондентов отечественной журналистики, умевшие оперативно

3 Там же. С. 215.

и самобытно раскрыть основные проблемы тех лет — массовый героизм, мужество, стойкость, ненависть к врагу, любовь к Родине. К их числу относится и военный корреспондент "Правды" Петр Лидов. Каждая его строка дышит боем, ибо написана с переднего края событий, участником и свидетелем которых он был.

В апреле 1942 г. в "Правду" в качестве военного корреспондента пришел Лев Толкунов, который сразу выделил среди своих коллег П. Лидова. В этой связи он подчеркивал: "Отличительной чертой Лидова была трезвость ума. Он мог анализировать самую сложную обстановку, ненавидел ложное бахвальство и кичливость. При обороне Москвы в самые критические минуты Петр умел видеть будущее и непримиримо относился и к тем, кто паниковал, и к тем, кто упрощал действительное положение"4.

В самые трудные для Москвы октябрьские дни 1941 г. П. Лидов записал в своем дневнике, который старался вести немногословно, но регулярно: "21 октября. Не надо паники. Больше спокойствия. Пора понять и усвоить: у нас лучший в мире солдат".

П. Лидов первым рассказал народу в своих очерках "Таня" и "Кто была Таня" (с фотографиями военного корреспондента С. Струнникова) о подвиге юной партизанки Зои Космодемьянской. С тех пор ее имя стало символом мужества, героизма и патриотизма. А в своих дневниковых записях этой поры П. Лидов отметит: "Народ не забудет людей, отстоявших Москву. Они несли в бой с врагами и молодость, и любовь, и храбрость, и жизнь..."5.

Фронтовые дневниковые записи П. Лидова, сделанные иногда второпях, не раз прерывавшиеся воздушной тревогой или артобстрелом, краткие по объему, но емкие по глубине — творческая лаборатория думающего, талантливого журналиста, раскрывающая и творческий поиск автора, и рождение темы, и ее воплощение в образах конкретных героев, в отраженных событиях. В то же время все творчество П. Лидова — это история Великой Отечественной войны, нашей Победы. И, наверное, не случайно П. Лидов мечтал довести свой дневник до Дня Победы, а потом написать по его записям книгу. Однако, к величайшему сожалению, этому замыслу не суждено было сбыться: в июне 1944 г. П. Лидов погиб как солдат, на посту, выполняя задание редакции. Ему было в то время 37 лет. Вместе с ним не вернулись с войны, отдав жизнь за правое дело своей Родины, М. Калашни-

4 Сафонов Анатолий. Петр Лидов, летописец // Правда. 1994 . 8 сент.

5 Там же.

ков, С. Струнников, Е. Петров, В. Ставский, И. Ерохин, С. Бор-зенко, А. Гайдар и десятки других талантливыгх, инициативных журналистов. "В редакцию не вернулся" — так названа книга, вышедшая в нескольких томах уже в послевоенные годы и дающая конкретное представление и о трагических военных буднях, и о журналистах, отдавших жизнь, дорогой ценой заплативших за долгожданную Победу. Сколько среди них было людей, которые не успели воплотить свои творческие замыслы, раскрыть свой журналистский талант. Счет невосполнимых утрат, причиненных войной, поистине огромен.

Еще одна книга, как дань памяти о тех, кто стремился к суровой достоверности в своих публикациях и максимальному их воздействию на читателей, — "Летописцы Победы". В ней один из авторов, зав. военным отделом "Комсомольской правды" тех лет Юрий Жуков писал:

«Перечитытая комплекты фронтовыгх и центральный газет того периода, поражаешься их яркости, страстности в описании героизма солдат и офицеров, умению военныгх корреспондентов добытать интереснейшие факты, их способности сосредоточиться на главном. Они получали материалы из первых рук, стремились быть очевидцами, а то и участниками боевых событий. И особенно ценились на фронте выступления в печати наших лучших писателей, ставших военными корреспондентами. Напомню, что уже в самые первые дни войны в редакции "Правды", "Известий", "Красной Звезды", фронтовых газет пришел цвет нашей литературы, ее гордость и краса: А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, И. Эренбург, А. Твардовский, В. Вишневский, Е. Петров и многие, многие другие»6.

Более 900 писателей в годы Отечественной войны ушли на фронт, большинство из них были направлены в журналистику, в частности фронтовую. Литература переместилась на газетно-жур-нальный лист, в передачи Всесоюзного и местного радиовещания, став существенной частью духовной жизни народа.

Пройдя солдатскими дорогами Великую Отечественную войну, писатели — военные корреспонденты — не только создавали оперативные очерки, статьи, корреспонденции, но и активно вели творческий поиск, чтобы запечатлеть историю современности в глубоких, ярких литературно-художественных образах. По горячим следам военных собыгтий создавались произведения художественной литературы, в которых в центре внимания авторов быш образ народа-воина, народа-героя: "Народ бессмертен" В. Гроссмана, "Русские люди", "Дни и ночи" К. Симонова,

6 Жуков Юрий. Штык и перо // Летописцы Победы. М., 1984. С. 12.

"Нашествие" Л. Леонова, "Фронт" А. Корнейчука, "Василий Тёркин" А. Твардовского, "Ленинградские рассказы", "Киров с нами" Н. Тихонова, "Они сражались за Родину" М. Шолохова, "Непокоренные" Б. Горбатова, "Рассказы Ивана Сударева" А. Толстого, стихи А. Суркова, М. Исаковского, О. Берггольц и др.

В декабре 1942 г. в газете "Литература и искусство" была опубликована статья А. Толстого "О литературе и войне". В ней автор акцентирует внимание читателя на главной мысли: "И советская литература в дни войны становится истинно народным

^ 117

искусством, голосом героической души народа '.

Неся в себе огромный заряд веры в Победу, каким бы тяжелым ни был путь к ней, нравственного духа народа, истинного патриотизма, мужества, вся отечественная литература и публицистика военной поры были одновременно устремлены в день завтрашний. В этой связи чрезвычайно актуальны и сегодня признания М. Шолохова: "Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив"8.

9 мая 1945 г. в "Правде" была опубликована последняя статья военных корреспондентов Б. Горбатова и М. Мержанова "Капитуляция". В ней говорилось:

"Восьмого мая тысяча девятьсот сорок пятого года человечество вздохнуло свободно.

Гитлеровская Германия поставлена на колени.

Война кончена.

Победа.

Что может быть сильнее, проще и человечнее этих слов!"

Огромный вклад в Победу внесла и наша отечественная журналистика. Но и после окончания войны продолжался ее творческий поиск, чтобы правдиво и глубоко передать новым поколениям читателей историю огненных лет Великой Отечественной войны.

Поступила в редакцию 20.09.2005

Толстой А. О литературе и войне // Литература и искусство. 1942 . 5 дек.

8 В его книгах кипела эпоха // Правда. 1995. 24 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.