Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ПОВЫСИТЬ ОБЪЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ПОВЫСИТЬ ОБЪЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗАМЕН / ВЫСШЕЕ ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЭКЗАМЕНУЮЩИЙ / ЭКЗАМЕНАТОР / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / ДИСЦИПЛИНА И ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ / EXAM / HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION / EXAMINER / KNOWLEDGE TEST / DISCIPLINE AND EXAM PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Евгений Борисович, Митрофанов Михаил Валерьевич, Лаута Олег Сергеевич

В статье рассматриваются общие организационные требования проведения экзаменов, порядок поддержания дисциплины и создания творческой обстановки. Сформулированы основные характеристики форм контроля результатов обучения. Описаны особенности поведения преподавателя во время экзамена, а также даны рекомендации экзаменатору, как задавать дополнительные вопросы, как оценивать ответы без подготовки и ответы на второй билет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Евгений Борисович, Митрофанов Михаил Валерьевич, Лаута Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE APPROACH HOW TO IMPROVE THE OBJECTIVITY AND EFFECTIVENESS OF THE EXAMINATION SESSION IN THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the General organizational requirements of the exams, the order of discipline and the creation of a creative environment. The main characteristics of forms of control of learning outcomes are formulated. Describes the behaviors of the teacher during the exam, as well as the recommendations of the examiner as to ask additional questions of how to assess the answers without preparation and the answers to the second ticket.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ПОВЫСИТЬ ОБЪЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Е.Б. ХАРЧЕНКО, M.В. МИТРОФАНОВ, О.С. ЛАУТА

Е.В. KHARCHENKO, M.V. MITROFANOV, O.S. LAUTA

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

CREATIVE APPROACH

КАК ПОВЫСИТЬ ОБЪЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

HOW ТО IMPROVE THE OBJECTIVITY AND EFFECTIVENESS OF THE EXAMINATION SESSION IN THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Сведения об авторах: Харченко Евгений Борисович - заместитель начальника кафедры Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат социологических наук, профессор ( г. Москва );

Митрофанов Михаил Валерьевич - заместитель начальника 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. M. Буденного, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург );

Лаута Олег Сергеевич - преподаватель 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург ).

Аннотация. В статье рассматриваются общие организационные требования проведения экзаменов, порядок поддержания дисциплины и создания творческой обстановки. Сформулированы основные характеристики форм контроля результатов обучения. Описаны особенности поведения преподавателя во время экзамена, а также даны рекомендации экзаменатору, как задавать дополнительные вопросы, как оценивать ответы без подготовки и ответы на второй билет.

Ключевые слова: экзамен, высшее военно-учебное заведение, экзаменующий, экзаменатор, проверка знаний, дисциплина и подготовка к экзамену.

Information about the authors: Evgeny Kharchenko - Deputy head of the department of the Military Academy of the General staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of sociology sciences, Professor ( Moscow );

Mikhail Mitrofanov - Deputy head of the 32 department of the Military Academy of Communications named after marshal of the Soviet Union S. Budyonny, Candidate of technical sciences, Associate professor (St. Petersburg);

Oleg Lauta - Teacher of the 32 department of the Military Academy of Communications named after marshal of the Soviet Union S. Budyonny, Candidate of technical sciences (St. Petersburg).

Summary. The article deals with the General organizational requirements of the exams, the order of discipline and the creation of a creative environment. The main characteristics of forms of control of learning outcomes are formulated. Describes the behaviors of the teacher during the exam, as well as the recommendations of the examiner as to ask additional questions of how to assess the answers without preparation and the answers to the second ticket.

Keywords: exam, higher military educational institution, examiner, examiner, knowledge test, discipline and exam preparation.

r\

f i a * у

В соответствии с приказом

МО РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 основной формой определения степени достижения учебных целей по дисциплине является экзамен, который проводится для проверки и оценки уровня знаний, полученных обучающимися, умений применять их в решении практических задач, а также полноты и уровня овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ дисциплин.

В проведении экзаменов на различных кафедрах военного вуза имеются некоторые особенности. Организационно проведение экзаменов на любой кафедре опирается на «Положение об образовательной деятельности» вуза, где четко указаны не только правовые нормы, но и общие вопросы, которые материализуются в методические рекомендации для проведения экзамена по дисциплине.

Принимая методические рекомендации как обязательный документ для выполнения всеми преподавателями, экзаменатор должен помнить, что они не могут предусмотреть всех возможных ситуаций, возникающих на экзаменах, и их выполнение требует творческого отношения от преподавателей и руководителей военного вуза.

Первой составляющей успешного проведения экзамена является соблюдение следующих общих организационных требований:

1. Деловитость и мажорность предэкзаменационной подготовки и самих экзаменов. Для этого необходимо устранить парадность, излишнюю шумиху и нервозность по поводу экзаменов. Следует рассказать обучающимся о распорядке дня в период подготовки и проведения экзаменов, на консультациях ответить на вопросы, касающиеся наиболее трудных разделов программы, остановиться на порядке проведения экзаменов, обратить внимание

на некоторые вопросы «техники» экзаменов: как брать билет, каков порядок ответа и т.д. Все это необходимо делать спокойно и серьезно.

2. Оформление аудиторий. Не следует допускать излишеств: обстановка аудитории должна быть спокойной, деловой, настраивающей обучающихся на плодотворную и напряженную работу.

3. Форма одежды. Обучающимся следует приходить на экзамены в парадной форме одежды. И преподаватели должны помнить, что и их одежда, особенно на экзаменах, имеет не только эстетическое, воспитывающее значение, но и определенным образом настраивает обучающихся, влияет на контакт с ними.

4. Своевременное обеспечение обучающихся учебниками, справочной литературой. Наличие в достаточном количестве ручек и бумаги.

5. Организация дежурства, строгое соблюдение всеми обучающимися и научно-педагогическими сотрудниками кафедры необходимого порядка.

Второй составляющей успешного проведения экзамена являются нравственные качества экзаменаторов. Исследование, проводимое в одном из военных вузов МО РФ, в рамках вопроса «Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать преподаватель, проводящий экза-

мены?», показало, что, в первую очередь, курсанты выделяют следующие качества преподавателя: доброта - 42%, справедливость, объективность - 24%, терпение -10%, принципиальность - 9%, гуманность - 8%, чувство юмора-7%.

Кроме перечисленных выше качеств обучающиеся считают обязательными для экзаменаторов строгость, честность, благородство, вежливость, хладнокровие, хорошее знание своего предмета, чувство юмора.

Довольно значительная часть обучающихся считает важной чертой, необходимой экзаменаторам, чувство юмора. Они объясняют это тем, что мягкий юмор педагога поднимает дух обучающихся, подбадривает их, снимает напряжение. Кроме того, экзаменатор обязан в совершенстве знать свои обязанности, а также критерии выставления оценок.

В соответствии с п. 48 приказа МО РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 экзамен по дисциплине принимается лектором данного потока (ведущим преподавателем дисциплины). Для приема экзамена может создаваться комиссия, при этом решение о создании комиссии принимается на заседании кафедры.

Нужно ли членам комиссии подходить к обучающемуся во время его подготовки к ответу? В методических рекомендациях об этом ничего не говорится. Но

Не допускается шумное поведение но время ответа экзаменуемого

Нельзя разрешать курсантам сидеть в небрежных позах, развалившись за столом

Порядок получения экзаменационного билет должен быть отработан

Необходимо исключить хождение преподавателя но аудитории

— Вход и выход из аудитории только с разрешения председателя экзаменационной комиссии

Нервное или дерзкое поведение у доски должно быть исключено

Па письменном экзамене недопустимо вмешательство в работу курсантов

Создание благоприятной обстановки взаимного уважения и доверия

Схема 7. Примеры нарушения порядка и дисциплины во время экзаменов

II

Таблица

Основные характеристики форм контроля

Формы контроля

Характеристики Устная Письменная (практическая) Педагогическое тестирование

Достоверность оценочной информации Н С В

Затраты рабочего времени на подготовку контрольно-измерительных материалов С В Н

Затраты учебного времени на процедуру контроля В С н

Трудозатраты на сбор оценочной информации с В н

Вероятность ошибки в определении результата контроля в С н

Привитие командных и методических навыков в С н

логика экзаменов подсказывает, что курсанты должны показать самостоятельность, умение готовиться к ответу, проявлять волю в преодолении возникающих трудностей. Однако не может быть здесь формализма и какого-то «железного правила». Почему не указать экзаменующемуся на таблицу, которую видит член комиссии и почему-то уже несколько минут не может найти курсант? Может быть, он не понял формулировку вопроса? Может быть, его смущает задание, а он по какой-то причине не мог быть на консультации перед экзаменами?

Опытные преподаватели хорошо понимают, что ход и результаты экзаменов зачастую зависят от их чуткости по отношению к обучающимся, умения владеть собой. Подчеркнутая официальность на экзамене, холодность или показная беспечность, пренебрежение к чувствам и переживаниям обучающихся, едкая ирония - все это в немалой степени негативно влияет на ход экзаменов, является показателем низкой культуры и неумелого поведения экзаменаторов. Культура и такт экзаменаторов являются следствием их воспитания, постоянной работы над собой, они зависят и от атмос-

феры, микроклимата, царящих в военном вузе, от высокой требовательности руководителей вуза и преподавателей друг к другу.

Третьей важной составляющей успешного проведения экзамена являются дисциплина и создание творческой обстановки. Только не всегда мы на это обращаем должное внимание, не всегда задумываемся над тем, как это предупредить, а при возникновении не всегда правильно реагируем. Нарушение порядка и дисциплины во время экзаменов - не такое уж редкое явление (см. схему 1).

Успешной сдаче экзаменов в немалой степени способствует добрая, располагающая к творчеству обстановка. Кроме внешних условий (хорошо проветренная и освещенная аудитория и т.п.), способствует этому мажорное и деловое поздравление обучающихся председателем экзаменационной комиссии (начальником кафедры, факультета) с началом экзаменов.

Письменные экзамены часто проходят в лекционных аудиториях, где глубина ряда значительно больше, чем в специализированных аудиториях, зачастую хуже акустика, поэтому некоторым обу-

чающимся, сидящим сзади, плохо видно и слышно. Бесспорно, высказанная мысль преподавателя, его совет или деловое замечание улучшат работу обучающихся, этим смогут чаще воспользоваться курсанты, хорошо знающие материал. Спорно другое. Где та норма разумности, где та грань дозволенного и недозволенного? Сколько педагогов, к сожалению, не чувствуя этой грани, а иногда и пренебрегая ею, встают на путь прямых подсказок.

Если на устном экзамене еще можно в присутствии всей группы оказать тому или иному курсанту разумную помощь и тем самым соединить обучающую и контролирующую функции, то на письменном экзамене, думается, пусть будет лишь контролирующая функция, исключающая всякое вмешательство экзаменаторов в работу обучающихся.

Хождение преподавателя мешает курсантам сосредоточиться, настроиться на работу, отвлекает их, у иных возникает желание получить помощь. Совет преподавателя может нарушить логику работы, понятную только курсанту, поэтому долг членов комиссии - способствовать дисциплине и порядку, добиваться тишины, помогать курсантам самим продуктивно работать. Такая помощь не только возможна, но и разумна, ибо не влияет на самостоятельность выполнения работы обучающимися, а только способствует лучшему проведению экзаменов.

Благоприятную обстановку на устных экзаменах создают рациональное размещение наглядных пособий и приборов, соблюдение меры в дополнительных вопросах. Во многом благоприятная обстановка зависит от искусства и культуры общения преподавателей с обучающимися, от контакта между ними, от их взаимоотношений. Если во время экзаменов создана атмосфера взаимного доверия и уважения, если

Внимательно прочитать билет и разобраться в его вопросах

Составить простой план ответа или его тезисы

Записать необходимые формулы, факты и т.д.

Приготовить необходимые наглядные пособия или технику, весь фактический материал

Схема 2. Вариант последовательности подготовки к ответу

экзаменаторы доброжелательно выявляют знания обучающихся, то и результаты экзаменов будут объективнее. Тон, мимика, жесты, выражение лица преподавателя способствуют мобилизации курсанта на выявление своих знаний, помогают ему привести их в систему, мобилизуют его готовность к полному их изложению или затормаживают его память, внимание и гасят стремление отвечать. Опытные преподаватели общению с обучающимися уделяют первостепенное значение.

Опытные преподаватели учат курсантов спрашивать, умению формулировать вопросы, корректно спорить и отстаивать свою точку зрения, критически относиться к услышанному.

В общении, безусловно, важна личность преподавателя, его эрудиция, культура, доброта, мера принципиальности и снисходительности. Ведь на одной требовательности, бескомпромиссности и даже только справедливости далеко не уедешь. В процессе общения раскрываются и обогащаются интеллектуальные и нравственные качества преподавателя и учащихся. Итак, если на экзаменах создана обстановка творчества, спокойной деловитости, раскованности, то учащиеся сумеют мобилизовать свои силы и знания.

Четвертой составляющей успешности экзамена является форма его проведения. Все виды контроля результатов обучения реализуются в трех основных формах проведения: устный контроль, письменный контроль

и контроль в форме педагогического тестирования. Использование той или иной формы при проведении конкретного вида контроля определяется многими условиями, основными из них являются:

• требования учебной программы к уровню подготовленности по контролируемому учебному материалу;

• наличие учебного времени для проведения контроля;

• состав учебно-материальной базы: учебно-лабораторное оборудование, необходимое количество средств связи и измерительных приборов, средств вычислительной техники и др.;

• уровень готовности контрольно-измерительных материалов для проведения конкретного вида контроля; перечень вопросов для устного контроля; задания для проведения письменного (практического) контроля;

• банк тестовых заданий для проведения педагогического тестирования;

• дидактические особенности форм контроля, предопределяющие их применение для контроля результатов обучения.

Основные характеристики форм контроля результатов обучения, на которые необходимо ориентироваться для их выбора, представлены в таблице.

С последовательностью подготовки к ответу курсанта знакомят в процессе подготовки к экзаменам (см. схему 2).

При соблюдении такой последовательности подготовки к ответу при условии, что курсант

знает материал, его ответ будет логичным, полным, доказательным. Слушать такие ответы приятно и не так утомительно, и экзамены проходят интересно и живо.

Практика показывает, что в требованиях отдельных преподавателей к ответам экзаменующихся и в оценке ответов еще немало субъективизма.

Один курсант, например, отвечает без заминок, точно по учебнику и получает 5, а другой отлично знает учебник, высказывает свои мысли, соображения, анализирует, делает выводы и тоже получает 5. А встречаются и такие парадоксы, что экзаменаторы не только уравнивают в оценке знания таких двух курсантов, но второму обучающемуся ставят не «5», а «4» на том основании, что экзаменатор любит, когда его обучающиеся наиболее точно и полно воспроизводят учебник. Других экзаменаторов интересует умение ученика самостоятельно мыслить, третьи преподаватели считают, что обучающиеся должны уметь связывать изучаемый материал с жизнью, пользоваться им в различных нестандартных ситуациях, четвертых интересует общая широта знаний обучающихся, их эрудиция. Экзаменатор-мастер не отдает предпочтение ни одному из указанных выше требований к ответу, взятому изолированно от других. Он рад, когда его обучающиеся хорошо знают фактический материал, обнаруживают умение мыслить, рассуждают, умело увязывают свои знания с достижениями науки, техники,

Доброжелательность или излишняя сухость Официальность или раздражительность Количество дополнительных вопросов

Схема 3. Особенности поведения преподавателя во время экзамена

культуры, демонстрируя свои широкий кругозор.

Особенности устных экзаменов. Методика устных экзаменов направлена на получение исчерпывающего ответа обучающегося. Эффективному ее осуществлению способствует непосредственный контакт с каждым из экзаменующихся: преподаватели видят, насколько уверенно или неуверенно вызванный курсант берет билет, как он готовится отвечать, слушают его ответ, имеют возможность сделать уточнение. Поведение учителей может способствовать или мешать объективному выявлению знаний обучающихся: доброжелательность или же излишняя сухость, официальность или раздражительность, количество и характер дополнительных вопросов и заданий, профессиональное умение вести экзамены -все это вызывает у обучающихся ответную реакцию (см. схему 3).

Поэтому преподавателям важно владеть своими эмоциями, быть спокойными и терпеливыми на протяжении всего экзамена. Во время устных экзаменов преподавателям нужно в течение 4-6 и более часов внимательно слушать ответы обучающихся, сопереживать вместе с ними. Эта продолжительная однообразная работа не только утомляет преподавателя, но и снижает его работоспособность, что отрицательно влияет на ход и результаты экзаменов.

Такая деятельность требует от преподавателей определенных

умении: внимательно слушать курсанта, задавать дополнительные вопросы, не выпускать из поля зрения готовящихся отвечать курсантов и остальную группу, присутствующую на экзамене.

Как слушать отвечающих? Эффективность опроса, способность экзаменаторов за столь короткий срок (10-15 мин.) выявить знания курсантов во многом зависят от умения членов комиссии слушать отвечающих. Они должны рассматривать это как свою служебную обязанность. Основные рекомендации к экзаменаторам приведены на схеме 4.

Слушая курсанта, следует сосредоточиться на главной мысли, запомнить или записать основные моменты ответа. Но главное - это искренний интерес экзаменаторов к отвечающим курсантам, их доброжелательность и заинтересованность. Выслушивая ответ курсанта и будучи ограниченными во времени, члены комиссии, тем не менее, не должны торопиться и, не вникая в существо ответа, поддаваться лишь внешнему впечатлению.

Истинный интерес к ответу обучающихся, радость от осознания того, что курсант умеет мыслить, рассуждать, аргументированно излагать материал, приносят экзаменующему преподавателю подлинное удовлетворение, как и, безусловно, огорчают его слабые ответы курсантов, обязывают к анализу всей своей деятельности.

Исправлять ли неверный ответ курсанта? Можно ответить кратко: не исправлять, как того требуют методические рекомендации. Но такая категоричность не всегда оправдана, не всегда способствует более объективному выявлению знаний курсантов и нормальному проведению экзаменов. Хорошо, если на несущественную ошибку экзаменатор может обратить внимание курсанта интонацией, голосом, словом или маленькой фразой. И тогда он ее легко исправит. Но иногда этого бывает недостаточно, ответ курсанта приходится исправлять и на ошибки реагировать.

Исправлять же курсанта неоднократно, делать ему замечания по поводу ответа, комментировать, указывать на недостатки или подчеркивать его достоинства во время ответа - просто неуместно. Не следует тут же, на экзамене, учить курсанта, докладывать за него или рассказывать ему, как нужно было отвечать правильно.

Во время экзаменов особенно слабые курсанты допускают значительно больше ошибок, чем бы нам хотелось. Но, несмотря на все это, на экзамене нужно набраться терпения и слушать. При необходимости - задать дополнительный или уточняющий вопрос, если нужно - исправить ошибки курсантов, направить их ответ в правильное русло. В конце следует прокомментировать ответ курсанта, указав на допу-

щенные ошибки, иначе он будет считать свой ответ правильным и будет раздосадован, получив невысокую оценку. Итак, ошибки курсантов во время экзаменов не должны оставаться не замеченными ни экзаменатором, ни членами комиссии, но более подробно о них следует говорить лишь при анализе ответов курсантов во время объявления оценок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные вопросы. Объективная проверка фактического уровня знаний обучающихся без уточняющих, дополнительных вопросов почти не обходится.

В практике проведения экзаменов именно дополнительные вопросы вызывают наибольшие затруднения у экзаменаторов и порождают немало ошибок. Говоря о дополнительных вопросах, прежде всего необходимо выяснить, в каких случаях их следует задавать, тем более, что в методических рекомендациях говорится об этом очень лаконично: «Экзаменующемуся могут быть предложены дополнительные вопросы, как правило, в пределах материала, предусмотренного билетом». И далее: «...если, отвечая по билету, курсант не обнаруживает удовлетворительного знания материала, ему могут быть предложены дополнительные вопросы по другим разделам программы». В первом случае можно понять, что дополнительные вопросы могут быть заданы как сильным, так и слабым курсантам, во втором - если он не обнаружит удовлетворительных знаний. Видимо, здесь нет противоречия, и указания инструкции следует понимать так, что дополнительные вопросы могут быть заданы курсантам, отвечающим как хорошо, так и слабо.

Когда же задавать дополнительные вопросы и вообще прерывать курсанта после его ответа на первый (или соответствующий) вопрос билета? Единого рецепта здесь быть не может. Все зависит от содержания билета,

Исключить неподобающее поведение

Посторонние разговоры членов экзаменационной комиссии Всё внимание не уделено полностью отвечающему Преждевременная оценка устного ответа

Ненавязчивое одобрение правильного ответа

Исключить проявление недовольства при неправильном ответе

Схема 4. Основные рекомендации экзаменаторам

характера ответа, индивидуальных особенностей обучающихся (см. схему 5).

Если курсант отвечает логично, последовательно, глубоко и полно, а преподаватель все-таки хочет уточнить отдельные положения, не выслушивая весь ответ, то после того, как курсант завершил логическую мысль, можно прервать его и предложить ему вопрос. Если же курсант отвечает не по существу вопроса или допускает грубые ошибки, то, еще в большей степени проявляя тактичность и доброжелательность, экзаменатор должен взять инициативу опроса в свои руки и попробовать направить ответ курсанта в необходимое русло. В таком случае можно задать уточняющий или наводящий вопрос и выяснить, являются ли ошибки курсанта случайными, следствием его растерянности и волнения или он вообще не знает существа вопроса.

Итак, если курсант допускает существенные ошибки, не нужно бояться нарушить ход его рассуждений, так как по существу никакой логики в его ответе не было.

Если же попытки экзаменатора упорядочить ответ курсанта не увенчались успехом, то это уже явно свидетельствует об его недостаточных знаниях, о слабой подготовке к экзаменам по этим вопросам. Тогда целесообразно прервать курсанта и предложить ему ответить на дополнительные вопросы.

Как не надо задавать дополнительные вопросы:

а) предложение решать задачу повышенной сложности или задачу, запись решения которой требует много времени;

б) недоброжелательный тон опроса, мелочные придирки и отказ выслушать объяснения курсанта;

в) некорректные замечания типа «Что же Вы не можете решить такую простую задачу? Ответить на такой легкий вопрос? Если Вы не решите эту задачу, то получите «два» и т.п.;

г) слишком длительный опрос;

д) отказ признать правильным верное решение задачи;

е) предложение решить задачу с неверным условием.

Второй билет. На основании методических рекомендаций курсант имеет право на второй билет, но в таком случае экзаменационная оценка снижается ему на один балл. Однако на самом деле по вопросу второго билета на экзаменах допускается немало ошибок. И ошибка экзаменаторов чаще всего состоит в том, что они разрешают брать второй билет сразу же после первого.

В таких случаях, нарушая методические рекомендации, преподаватель идет на поводу у наиболее эмоциональных, если даже в определенной степени не панически настроенных курсантов, которые, взяв билет, толком не разобравшись в его сложности и своих возможностях, торопятся обзавестись вторым билетом. Такие курсанты меньше всего думают о том, что в дальнейшем им будет снижена оценка.

Курсант ответил так кратко, что упустил даже некоторые существенные моменты

1

^Курсант изложил некоторые части ответа неточно,неясно пли ошибочно

Курсант не смог ответить ни на один из вопросов билета

(

Курсант ответил лучше, чем он обычно отвечал в течение учебного года

Отвечает курсант, имеющий по данному предмету плохую оценку

Дополнительные вопросы необходимо задавать дня выяснения правильности понимания отвечающим научных или технических терминов, употреблённых им в своём ответе

Схема 5. Дополнительные вопросы

В данном случае экзаменаторам необходимо не торопиться выдавать курсанту второй билет. Требуется дать ему возможность подумать, поработать над планом первого билета, показать уровень своих знаний. Только убедившись в том, что принятые меры оказались недостаточными для положительного ответа, можно разрешить экзаменующемуся взять второй билет.

Ответ без подготовки. В практике экзаменов встречаются случаи, когда курсант, обычно хорошо успевающий, стремится отвечать по билету через 1-2 мин. или сразу же. В методических рекомендациях об этом ничего не говорится. Стремление сильного курсанта отвечать без подготовки не продиктовано тем, что у него нет времени на подготовку, скорее это стремление к самоутверждению. Лекторы хорошо знают, как курсанты работают в учебном году, кто действительно глубоко знает материал, поэтому стремление таких курсантов отвечать без подготовки можно только приветствовать. Пусть лишний раз все обучающиеся убедятся в том, что систематически работающий курсант, проявляющий стремление к знаниям, настойчивость и упорство, может ответить на экзаменах даже без специальной подготовки. Однако повышать оценку за такой вид ответа не следует, точно также, как и не следует снижать ее переоценившему свои возможности, если во время ответа выяснилось, что ему все-таки следует посидеть за столом и продумать ответ. Пре-

предметами, вырабатывают волю и целеустремленность.

Преподаватели, как правило, проведение экзаменов, их результат рассматривают как некий итог своего нелегкого педагогического труда.

Курсанты осознают учебное значение экзаменов, но это для них еще и форма самоутверждения.

подаватель-экзаменатор, хорошо знающий своих учеников, по согласованию с комиссией решает, кому можно отвечать без подготовки, а кому нельзя.

При завершении экзаменов встречается довольно распространенная ошибка. Готовятся к ответам последние 2-3 курсанта. А в это время член комиссии начинает снимать со стен схемы, убирать разрешенные наглядные пособия, собирать со столов бумагу, билеты. Однако для экзаменующихся экзамен еще продолжается, и они, как и их товарищи, которые сдали экзамены раньше, волнуются, напряженно обдумывают, пишут, решают, словом, готовятся к предстоящему ответу или даже уже отвечают. Им тоже задают дополнительные вопросы, что требует дополнительного напряжения. Поэтому экзамен должен оставаться экзаменом со всеми правилами и требованиями к нему до окончания ответа последнего курсанта.

Таким образом, экзамены дают возможность педагогическому коллективу подвести итоги своей деятельности и глубоко проверить знания и умения обучающихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всей учебно-воспитательной работы кафедры. Они способствуют повышению ответственности в работе преподавателей и курсантов.

Успешно сданные экзамены вселяют в курсантов веру в свои силы, стимулируют к дальнейшей углубленной работе над

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ МО РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации».

2. Плющ, Н. Г., Митрофанов, М. Б., Костенко, А. И. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетент-ностного формата: методическое пособие. - Рязань: РВВДКУ, 2012. 98 с.

3. Плющ, Я. Г. Внутривузов-ское управление качеством подготовки выпускников училища: методическое пособие. - Рязань: РВВКУС, 2008.139 с.

4. Гордон, Д. И. Экзамены в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. 96 с.

5. Самохин, Б. Ф., Митрофанов, М. В., Лаута, О. С. Проектирование образовательных технологий преподавания учебных дисциплин / Военная мысль, 2019. № 2. С. 121-130.

6. Митрофанов, МБ. Формирование фонда оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей и курсантов / Вестник военного образования, 2019. № 1. С. 70-76.

ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.