Научная статья на тему 'Творческий и инновационный подход преподавателя на занятиях профессионального русского языка как средство повышения эффективности и доступности учебно-воспитательного процесса'

Творческий и инновационный подход преподавателя на занятиях профессионального русского языка как средство повышения эффективности и доступности учебно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий и инновационный подход преподавателя на занятиях профессионального русского языка как средство повышения эффективности и доступности учебно-воспитательного процесса»

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «Oрлеу»-kst

ТВОРЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Глобальные изменения в жизни общества вызвали потребность в творческих людях, способных работать самостоятельно и рассматривать проблему или явления с точки зрения различных наук. Поэтому учебное заведение несет особую ответственность и обязанность сделать всё возможное, чтобы его выпускники могли реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества.

Учитель и в прошлом, и сейчас не только источник новых знаний, информатор, сегодня на него возложены функции организатора, консультанта, методиста, тренера, исследователя.

В соответствии с ГОСО-2010 года процесс обучения профессиональному русскому языку строится как повторение и углубление ЗУНов учащихся, т.к. полный курс предмета русского языка пройден выпускниками школы по общеобразовательной программе. Целью изучения данного предмета в колледже является совершенствование устной и письменной грамотности, орфографической зоркости, развитие культурной и профессиональной речи, коммуникативных способностей учащихся. Новым для изучения является лексический материал урока, который обязательно сопровождается грамматическими заданиями, способствующие повторить и углубить знания по данному предмету.

На своих занятиях с применением элементов критического мышления через чтение и письмо использую свой метод «чтение с остановками». Прочитав абзац или предложение, если это сложная синтаксическая кон-

Б.А. Калтаева,

преподаватель русского языка ГККП «Аркалыкский медицинский колледж»,

Костанайская область

струкция, делаем первую остановку на «Лексике», вторая остановка «Синтаксис», третья «Орфограмма». Так работая над текстом «О здоровом смысле и здоровье», прочитав предложение, учащиеся выделяют главное, делают вывод, говорят свою точку зрения, затем синтаксический разбор предложения.

Казалось бы, учащиеся, закончившие среднюю школу, должны знать технику синтаксического разбора, но увы. Требуется грамотный подход преподавателя. Говорят: «Учитель - человек, который трудные вещи может сделать легкими». Хочу сказать: чтобы лучше усвоили синтаксический разбор предложения, надо связать с казахским языком, т.к. техника такого разбора предложения на двух языках почти одинакова, учащимся доступно и лучше запоминается. И последнее - проверить орфографическую зоркость, повторить правописание слова, закрепить правилом. Такая работа обогащает знания, интересна, очень полезно и эффективно настраивает на активную работу и не дает ослабевать вниманию учащихся.

Приведу пример урока на лексическую тему: «По родному краю». Я посчитала целесообразным для данного урока небольшой ^н текст для детей Л.Толстого «Для чего нужен ^ ветер». «Познание начинается с удивления», ^ - говорят древние греки. ^

Прочитав текст, учащиеся удивились ^ тому, что ветер приносит пользу животным н и растениям. (Может быть и раньше слыша- д ли об этом, но не задумывались, а непосред- ^ ственно столкнувшись с фактами в тексте, ^ они заинтересовались). Д

Я

Вестник «Oрлеу»-kst

а

^

н и

Н

И =

Рч

и

н =

2

«Но сильный ветер приносит и вред -это ураган, тайфун», - говорили они.

-Да, сильная скорость ветра способна разрушить многое, изменить климат и т.д.

Но люди давно стали использовать силу ветра, строили ветряные мельницы. Наш век развитой науки и техники силу ветра способны изменить, использовать на блага человечества. Так на Международную выставку ЕХРО Астана-2017 будет представлен макет «экологического городка», который будет обеспечен природными ресурсами, экологической энергией. Учеными разработан проект программы по использованию солнечной энергии, силы ветра, течения рек (солнца, ветра и воды). Казахстан в будущем будет страной, которая реализует эту программу. Мне удалось связать урок не только с биологией, естествознанием, экологией, но и с новой экономической технологией.

Правду говорят, что учителем не становятся, им рождаются. Только такой учитель смотрит на свой предмет через призму личности учащихся. Словом своим действовать на их душу, сознание. Врач встречает больного с улыбкой, тем самым дает понятие доброжелательности к пациенту. Улыбка прохожего дарит человеку доброту.

Предмет профессионального языка вплетается со всевозможными жизненными ситуациями. Преподавателям нужно проговаривать, говорить, учить связать всякие ситуации с жизнью, с уроком. Технология «Диалог культуры» позволит чувствовать себя не живущим в изолированном мире. Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Каждый урок профессионального языка должен быть «Диалогом культуры», «Деловым уроком».

Что можно ожидать от учащихся, если языковед всегда угрюм и молчалив, доволен тем, что все молча сидят и делают какую-нибудь работу, которая не соответствует требованиям урока. Не потому ли они не могут не только формулировать вопросы, но даже ответить на самые простые вопросы. Ведь от умения преподавателя правильно, грамотно говорить, интересно вести урок, зависит активность учащихся. В народе говорят: «Я полюбил тебя с первого взгляда, а разлюбил

с первого слова».

Это я говорю потому, что проблема функциональной грамотности учащихся - сегодня задача номер один. Результатом функциональной грамотности является овладение учащимися системой ключевых компетенций, которая позволит усвоенные знания использовать в процессе адаптации. А необходимым условием является качественное преподавание языковой подготовки.

В «Стратегии - 2050» Н.Назарбаев отметил: «Я лично за то, чтобы в нашей стране все знали и казахский, и русский язык. Считаю, что было бы благом для казахстанцев владеть английским языком, это только возвысило бы всех нас...».

Стремление к трехязычию - это самое перспективное образование. Для любого ка-захстанца знание русского языка это неотъемлемость. Его невозможно вытеснить. Это один из шести мировых языков, на котором говорят более двухсот миллионов человек.

Актуальность применения информационных технологий на уроках обусловлено динамикой сегодняшнего дня. Современных детей не удивишь компьютерной технологией, они хорошо ориентированы в интернетной технологии, но думают и работают с информацией не так, как мы. Они не хотят выполнять работу, которую не понимают, и учитель для них не является авторитетом. Авторитет надо заслужить. Педагога дети хотят видеть знающим, открытым, компетентным, преподавателя трудягу, понимающим их интересы. При прохождении темы: «Особенности публицистического стиля», провела «Деловой урок русского языка». С целью развития культуры речи и умения адаптироваться в любой ситуации, организовала имитационную игру. Принесла на урок стопку газет с заранее отмеченными статьями, заголовками. Учащиеся, получив газету, должны подготовиться к телепередаче в роли телеведущего или корреспондента. Я, конечно, показала образец выступления. Выступило 8 учащихся, остальные серьезно слушали. Моя задача: дать понятие того, что современный человек должен стремиться много знать, уметь добывать информацию, читать газеты, где много фактов и новостей сегодняшней

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

жизни. Учащиеся узнали много нового, интересного, задавали вопросы.

Отсутствие спец. учебника профессионального русского языка для мед. колледжа вынуждает много искать, добывать интересный материал, это увлекает меня, втягивает к поискам чего-то нового, полезного для нашей аудитории.

При прохождении темы: «Новости медицины», «Новое в мире» приношу на урок множество материалов, взятых из газет и журналов, учащиеся знакомятся с материалами, составляют по ним резюме, сообщение или краткую информацию, выступают перед аудиторией, узнают много нового, интересного. Домашнее задание: поиск и извлечение новостей медицины самостоятельно. На следующий урок подготовленными приходят, правда, не все, но 7-8 человек сообщают о своих находках в интернете.

Хочу напомнить, что статья, подобранная для лексической работы на уроке должна быть познавательного и воспитательного характера, с учетом доступности для усвоения данного коллектива и уровню их подготовленности, а не первая попавшая под руку. На III курсе учащиеся проходят теорию и практику по спец.дисциплине «Инфекционные болезни». С целью развития профессиональных интересов, на уроках проводила частично-исследовательскую работу по печатным статьям, авторами которых являются специалисты, врачи, доктора медицинских наук. Исследовательская работа формирует становление творческой личности, активность и трудолюбие. Но достигаются эти цели только при активном сотрудничестве преподавателя и учащихся.

Чему обучаем в процессе учебно-исследовательской работы на уроке:

1.Сотрудничеству;

2.Наблюдениям, отборам фактов;

3.Постановке проблемы, определению

цели;

4.Формированию гипотезы;

5.Работате с информациями;

6.Планированию и оформлению рабо-

ты;

7.Представлению письменного результата своей исследовательской работы, защите её.

Одним из главных этапов исследовательской работы является её защита. Работа может быть в форме реферата, доклада. Небольшая поисково-исследовательская работа на уроке может быть подготовкой к участию на научно - общественной конференций студентов, которые проводятся ежегодно в колледже. Лучшая работа может быть представлена на областную НОК.

Время, в которым мы живем, требует глубоких, разносторонних и прочных знаний, высоких темпов их обновления.

Сегодня каждый преподаватель обязан совершенствовать свою профессиональную компетентность в соответствий с потребностями времени - это первостепенная задача, потому что мы воспитываем поколение, которому предстоит претворят в жизнь идеи Послания Президента страны.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Судакова А.И., Смирнова А.Г., Тлеге-нова С.Е., Подкатилова Л.С. «Русский язык в национальных группах медицинских институтов и училищ». Алма-Ата, - 1981.

2.Бреусов К.Е., Смирнова А.Г., Суда-кова А.И., «Сборник текстов для практических занятий по русскому языку». Алма-Ата. - 1981

3.Марковцева Р. А., «Лингводидактиче-ские функции текста в процессе формирова-нения и развития профессиональной речи учащихся на занятиях по предмету «Русский язык в группаз с государственным языком обучения». «Бшм-Инфо» научно-методический вестник. №1-2, 2009.

4.Сотникова Г. О. «Развитие речи учащихся как межпредметная проблема» «Творческая педагогика» - №2. 2005

а

^

н и

н

и =

Рч

и

н =

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.