Научная статья на тему 'Творческие задания с использованием информационных технологий для студентов-физиков младших курсов'

Творческие задания с использованием информационных технологий для студентов-физиков младших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агибова Ирина Марковна, Федина Ольга Викторовна, Беджанян Маргарита Альбертовна

Показана необходимость усовершенствования методики проведения лабораторного практикума по физике путем применения творческих задач, выполнение которых предполагает использование различных компьютерных программ. Приведены примеры разработанных многоуровневых заданий и карточек помощи, используемых при проведении лабораторного практикума «Электричество и магнетизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агибова Ирина Марковна, Федина Ольга Викторовна, Беджанян Маргарита Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие задания с использованием информационных технологий для студентов-физиков младших курсов»

Используемые в нашем эксперименте максимальные поля Етах были значительно меньше значений Е и 2 Ес, которые могли бы позволить выйти на насыщенные кривые е'(Е=), а следовательно, на насыщение поляризации Р(Е=). В этом случае поляризация сегнетоэлектрической фазы могла быть индуцирована во всем объеме образца и характер переключения поляризации стал таким же, как и в обычной сегнетокерамике [6].

В нашем случае (средних полей) мы имеем дело с частными циклами е'(Е=) и Р(Е=), здесь начинают играть основную роль те медленные процессы релаксации поляризации, которые характерны для неупорядоченных систем типа полярного (дипольного) стекла [5]. То есть в нашем случае внешнее поле приводит к постепенному включению в процесс релаксации отдельных полярных нанобластей, выступающих в качестве «макродиполей». Отсюда и постепенное увеличение вклада в значения е' при реверсировании.

Таким образом, сопоставляя данные по дисперсии е*, полученные для области фазового перехода в слоистом сегнетоэлектрике BaBi2l\lb2Og, с поведением диэлектрической нелинейности в данном материале, можно сделать следующие выводы: 1) выявлена значительная низко- и инфранизкочастотная дисперсия е* в керамике BaBi2Nb2Og в области размытого фазового перехода и проведено разделение ее на «низкотемпературную», обусловленную релаксацией полярных образований и их границ, и на «высокотемпературную» (в области Т>Тт) дисперсии е*, когда основной вклад в е* определяют процессы Максвелл-Вагнеровской релаксации; 2) установленные особенности в поведении нелинейного диэлектрического отклика в BaBi2Nb2Og обусловливаются фазовым состоянием материала - данный слоистый сегнетоэлектрик в области температур Т<Тт в достаточно широком интервале смещающих полей находится в фазе дипольного стекла.

Литература

1. Смоленский, Г.А. Физика сегнетоэлектрических явлений / Г.А. Смоленский, В.А. Боков, В.А. Исупов [и др.]. JL: Наука, 1985.

2. Pineda-Flores J.L., Chavira Е., Reyes-Gasga J. Synthesis and dielectric characteristics of the layered structure Bi4 xRxTi3012 (Rx= Pr, Nb, Gl, Dy) // J. Eur. Ceram. Soc. 2003. 23. №6. P. 839 - 850.

3. Турик, А. В. Диэлектрические спектры неупорядоченных сегнетоакгивных систем: поликристаллы и композиты / А.В.Турик, Г.С.Радченко, А.И.Чернобабов [и др.] // ФТТ. 2006. Т. 48. В. 6. С.1088 - 1090.

4. Yul-Kyo Chung and Dong-ll Chun, J. Korean Physical Society. 1998. 32. S. 724.

5. Geifman, I.N., Ferroelectrics. 131.P. 207. 1992.

6. Яффе, Б. Пьезоэлектрическая керамика / Б. Яффе, У. Кук, Г. Яффе. М.: Мир, 1974.

И.М. АГИБОВА, О.В. ФЕДИНА, М.А. БЕДЖАНЯН (Ставрополь)

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ФИЗИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Показана необходимость усовершенствования методики проведения лабораторного практикума по физике путем применения творческих задач, выполнение которых предполагает использование различных компьютерных программ. Приведены примеры разработанных многоуровневых заданий и карточек помощи, используемых при проведении лабораторного практикума «Электричество и магнетизм».

Одной из задач вузовского образования является воспитание специалистов, обладающих высоким уровнем информационной культуры, способных использовать при решении профессиональных задач инструментальные средства, обеспечивающие процессы сбора, хранения и передачи информации, т.е. владеющих информационными технологиями.

© Агибова И.М., Федина О.В., Беджанян М.А., 2007

По утверждению психологов, мышление формируется там и только там, где работа языка неразрывно связана с работой руки, создающей реальные вещи. В этой связи классический лабораторный практикум для студентов-физиков младших курсов является крайне необходимым. Однако традиционный вузовский метод проведения лабораторных занятий по готовым методическим указаниям приводит к тому, что, работая по единому шаблону, студент может благополучно выполнить работу, так и не осознав сути проведённого эксперимента. При этом студент не приобретает прочных и основательных знаний и навыков в работе с приборами. Возникает задача усовершенствования методики проведения лабораторного практикума, решение которой лежит в разумном объединении традиционных и новых форм подачи учебного материала.

Первый принцип, которым руководствовались сотрудники Ставропольского государственного университета при построении новой методики проведения лабораторных работ практикума, - сделать процесс творческим, способным воспитать в студентах качества творческой личности, принимающей самостоятельные научно обоснованные решения, определяющие эффективность будущей профессиональной деятельности.

Второй принцип - внедрение в учебный процесс элементов с использованием компьютерной техники, т.к. обществу необходимы специалисты, готовые к профессиональной деятельности в современной информационной среде.

Для каждой работы лабораторного практикума по физике нами разработаны творческие задачи, выполнение которых предполагает использование различных компьютерных программ. При этом компьютер на лабораторном практикуме выступает в роли вспомогательного инструмента, ни в коем случае не заменяя натурный эксперимент. Задачи состоят из двух частей. Первая часть предполагает выполнение экспериментальной работы. Вторая - обработку полученных результатов, построение графиков теоретических и экспериментальных зависимостей для последующего их сравнения, создание компьютерных анимаций и презентаций для представления полученных результатов.

Творческие задания студенты выполняют под руководством преподавателя или инженера-лаборанта после защиты лабораторной работы в учебное время или в свободные от занятий часы. Несмотря на то, что способности студентов различны, необходимо, чтобы все они принимали участие в научно-исследовательской деятельности, поэтому комплекс заданий по сложности делится на три уровня.

Вначале студентам предлагаются задания первого уровня - самые сложные. Преподаватель только обозначает проблему, вся остальная работа - определение задачи, подготовка и постановка эксперимента, обработка результатов - проводится ими самостоятельно. Преподаватель наблюдает за выполнением поставленной задачи и только в крайнем случае (несоблюдение техники безопасности, угроза вывода приборов из строя) вмешивается в процесс. Иногда студенты находят очень оригинальные пути решения, не предусмотренные преподавателем. Если они не справляются с заданием, им предлагается перейти к решению задач второго уровня сложности.

Для заданий второго уровня проблема остается той же, только формулировка изменена так, что содержит подсказки: ограничивается круг приборов и материалов, намечаются различные пути выполнения задачи.

Третий уровень заданий предлагается студентам, если они не смогли выполнить предыдущий. Он максимально упрощен, но элементы творчества в нем все равно присутствуют. Например, после выполнения лабораторной работы «Изучение магнитных полей» студентам предлагается следующее творческое задание:

Первый уровень: сравните экспериментально полученные результаты сложения двух направленных по одной прямой электромагнитных колебаний одинаковой частоты с теоретически рассчитанными и построенными в любой из программ: Mathcad, Matematica, Excel и т. д.

Одно из возможных решений данного задания состоит в следующем.

На общий стержень из немагнитного материала надеваются и располагаются по одной прямой три катушки индуктивности на равном расстоянии друг от друга. Две крайние последовательно соединенные одинаковые катушки 1 и 2 подключаются к

выходу звукового генератора. Провода для подключения выбираются тонкие и длинные. Средняя более короткая катушка 3 подключена ко входу У электронного осциллографа. При подаче на катушки 1 и 2 переменного напряжения от генератора в катушке 3 возникнет переменная электродвижущая сила и на экране осциллографа появится синусоида, уравнение которой можно записать, определив параметры электромагнитного суммарного колебания. По полученным экспериментальным точкам можно построить кривую зависимости U(t) в программе Mathcad (или аналогичной ей). Далее, не отключая от источника, катушки 1 и 2 попеременно отодвигаются на расстояние, при котором их влияние на катушку 3 ничтожно мало и им можно пренебречь. Записав уравнения синусоид и определив параметры индуцированных в катушке 3 колебаний, направленных по одной прямой, можно получить уравнение суммарного колебания и построить теоретическую кривую в программе Mathcad. Таким образом, имея экспериментальные и теоретические кривые, студент получает возможность их сравнения. Преподавателю необходимо предложить студентам сделать соответствующие выводы и подумать над другими вариантами решения данной задачи.

Например, для усиления сигнала можно использовать стержень из магнитного материала, остаточная намагниченность которого очень мала. Оригинально, если использовать в этих целях стеклянную трубку, заполненную магнитной жидкостью (МЖ). Магнитная жидкость - жидкая намагничивающаяся среда. Студенты старших курсов на занятиях по дисциплине специализации «Жидкие намагничивающиеся среды» изучают различные свойства этой уникальной, широко применяемой в разных областях коллоидной среды. Поэтому мы заранее даем задания, с помощью которых студенты младших курсов знакомятся с некоторыми ее свойствами (см. следующий пример).

При решении творческой задачи первого уровня студенту самому придется разработать эксперимент, создать элементы установки и подобрать приборы для нее, решить, какие измерения необходимо провести и как уменьшить погрешность измерений. Выполнение такого задания под силу студентам, имеющим хорошие знания и развитые творческие способности. Тем, кто не справился с таким заданием, предлагается решить творческую задачу второго уровня сложности, упрощенный вариант (указаны возможные приборы для решения проблемы, что сужает круг поиска).

Второй уровень: сравните экспериментально полученные результаты сложения двух направленных по одной прямой электромагнитных колебаний одинаковой частоты с теоретически рассчитанными и построенными в любой из программ: Mathcad, Matematica, Excel и т. д., используя три катушки индуктивности, генератор и осциллограф.

Третий уровень сложности: сравните экспериментально полученные результаты сложения двух направленных по одной прямой электромагнитных колебаний одинаковой частоты с теоретически рассчитанными и построенными в любой из программ: Mathcad, Matematica, Excel и т. д., используя три катушки индуктивности, надетые на один стержень, две из которых соединены последовательно и подключены к выходу звукового генератора, а третья - ко входу У электронного осциллографа.

Последняя формулировка составлена для студентов, не сумевших выполнить предыдущее задание, она содержит еще больше подсказок, но элементы творчества в ней все же присутствуют.

Следующее творческое задание может быть предложено студентам также после выполнения лабораторной работы «Изучение магнитных полей».

Первый уровень: исследовать зависимость количества пиков «цветка Розенцвейга» -конических выступов, образующихся при помещении магнитной жидкости в магнитное поле, - от величины магнитного поля [1]. Для представления результатов эксперимента создать презентации в программе Power Point (или аналогичной ей).

Возможно следующее решение данной задачи. Магнитная жидкость в чашке Петри помещается в магнитное поле дроссельной катушки с сердечником, питаемой от источника постоянного тока. При изменении тока в катушке в магнитной жидкости изменяется количество пиков. Индукция магнитного поля определяется с помощью тесла-

метра. Измерение индукции магнитного поля не вызывает затруднений у студентов, т.к. при выполнении основной части лабораторной работы предусмотрены изучение тесламетра и проведение измерений с его помощью.

Второй уровень: исследовать зависимость количества пиков «цветка Розенцвейга» -конических выступов, образующихся при помещении магнитной жидкости в магнитное поле, - от величины магнитного поля, используя для определения индукции магнитного поля тесламетр. Для представления результатов эксперимента создать презентации в программе Power Point (или аналогичной ей).

На этом уровне сужен круг используемых приборов.

Третий уровень: исследовать зависимость количества пиков «цветка Розенцвейга» -конических выступов, образующихся при помещении магнитной жидкости в магнитное поле, - от величины магнитного поля, используя дроссельную катушку с сердечником, источник постоянного тока и тесламетр. Для представления результатов эксперимента создать презентации в программе Power Point (или аналогичной ей).

Здесь четко обозначены используемые приборы, но элемент творчества все же присутствует и состоит в получении нужного количества пиков, построении зависимостей и анализе и представлении полученных результатов.

Если невозможно составить формулировку трех уровней сложности, к заданию предлагаются карточки помощи (карточки с заранее подготовленным вопросом, схемой, рисунком, формулой и т.д.), которые помогают студенту найти нужное решение. Карточка постепенно сужает круг поиска решения, но прямого ответа не дает, например:

Определите работу выхода электрона с поверхности катода.

Карточки помощи:

1. Прологарифмируйте выражение для плотности тока насыщения:

_w_ и =СТ2е~

где С - константа, у - температура катода, £ = 1538-10-23 Дж/К, W - работа выхода электрона из данного материала.

2. Для измерения температуры катода воспользуйтесь методикой, приведенной в работах [2] или [3].

3. Используя любую из программ (Mathcad, Matematica или Excel), получите график зависимости ln-^- от у, представляющий собой прямую линию, угол наклона

которой позволит определить работу выхода электронов с поверхности катода.

Опыт показывает, что организация учебного процесса с элементами научных исследований различной степени сложности способствует формированию у студентов творческого подхода к решению экспериментальных задач. Они учатся планировать эксперимент, работать со сложным современным оборудованием, описывать и интерпретировать экспериментальные данные, оценивать правильность и достоверность проведённых исследований. Умения, сформированные при выполнении таких заданий, помогают студентам в проведении самостоятельных исследований по дисциплинам специализации, а также при выполнении курсовых и дипломных работ. Использование компьютерных технологий при этом способствует подготовке специалистов, которым предстоит работать в современных условиях, в быстро меняющейся информационной среде.

Литература

1. Скроботова, Т. В. Магнитные жидкости и совершенствование физического эксперимента переходного этапа «школа-вуз»: монография / Т.В. Скроботова. Ставрополь: СГСХА, 2000.

2. Иверонова, В.И. Физический практикум. Электричество и оптика / В.И. Иверонова, А.Г. Белянкин, Г.П. Мотулевич [и др.]. М., 1968.

3. Кабардин, О.Ф. / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов // Физика в школе. 1989. № 5. С. 158 - 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.