Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД EE СТАНОВЛЕНИЯ (1866-1922)'

ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД EE СТАНОВЛЕНИЯ (1866-1922) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА / СТАНОВЛЕНИЕ / ТРАДИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суханова Татьяна Борисовна

В статье рассмотрен процесс становлении Московской скрипичной школы второй половины XIX века, обозначена роль Ф.Лауба, Г.Венявского, Л.Ауэра, И.Гржимали, В.Безекирского, творческие принципы которых предопределили смешение различных традиций (русских, чешских, австрийских, немецких) и послужили предпосылкой расцвета молодой советской скрипичной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE TRADITIONS OF MOSCOW VIOLIN SCHOOL IN THE PERIOD OF ITS BECOMING (1866-1922)

Creative Traditions of Moscow Violin School in the Period of its Becoming (1866-1922) by Suhanova T.B. The process of becoming Moscow violin school of the second half of twenties century is considered. Author designates roles of F.Laub, G.Venjavskij, L.Auer, I.Grzhimali, V.Bezekirskij which creative principles have predetermined mixture of various traditions (Russian, Czech, Austrian, German) and have served as the precondition of blossoming of young Soviet violin school.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД EE СТАНОВЛЕНИЯ (1866-1922)»

© 2009 г. Т.Б.Суханова

ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ (1866-1922)

В статье рассмотрен процесс становлении Московской скрипичной школы второй половины XIX века, обозначена роль Ф.Лауба, Г.Венявского, Л.Ауэра, И.Гржимали, В.Безекирского, творческие принципы которых предопределили смешение различных традиций (русских, чешских, австрийских, немецких) и послужили предпосылкой расцвета молодой советской скрипичной школы.

Ключевые слова: Московская скрипичная школа, становление, традиция, педагогический метод.

Расцвет отечественного скрипичного исполнительства, начиная с 30х годов прошлого столетия, - закономерный итог деятельности скрипичной школы советского периода, воспринявшей лучшие традиции русской скрипичной педагогики и исполнительства1. Эти достижения были подготовлены предшествующим многолетним развитием, усилиями многих талантливых педагогов.

История становления национальных скрипичных школ, как правило, связывается с открытием консерваторий: Парижской (1795), Пражской (1811), Венской (1817), Лейпциг-ской (1843). Так и достижения русской скрипичной школы явились следствием внедрения в музыкальную культуру профессиональной формы обучения с открытием в 1862 году Санкт-Петербургской, а в 1866 году Московской консерваторий. Первым педагогом Петербургской консерватории был приглашен Г.Венявский, первым педагогом Московской консерватории - Ф.Лауб. В Московской консерватории были сохранены два скрипичных класса: одним из них руководил Ф.Лауб, другим - Л.Минкус. Адъюнктом обоих профессоров являлся Г.Шрадик. Тем самым изначально было обусловлено различие двух основных ветвей отечественной скрипичной школы. В скрипичных классах Санкт-Петербургской консерватории преобладало влияние франко-бельгийской школы, преимущественно ориентированной на традиции виртуозно-романтического направления в исполнительстве. В Московской консерватории преобладало влияние чешской скрипичной школы и отчасти немецкой, которые наряду с достаточным вниманием к виртуозной стороне исполнения, все же тяготели к классической традиции камерного и оркестрового музицирования.

Несмотря на явственные различия в развитии Петербургской и Московской школ, необходимо отметить тенденции к их взаимовлиянию. Важной точкой сближения принципов обеих послужила принадлежность Ф.Лауба и Л.Ауэра2 (преемника Г.Венявского) к интерпретаторскому направлению в исполнительстве, идущему от Й.Иоахима. Лауб и Ау-эр делали попытки ассимилировать на русскую почву педагогические традиции его школы, в числе которых: воспитание художественного мышления, обращение к содержательной стороне исполнительского процесса, непримиримость «к внешней» виртуозности, что положительным образом повлияло на формирование принципа единства художественного и технического развития, как основы построения учебного процесса в классах педагогов советской скрипичной школы. Внедрение крупнейших музыкантов - Ф.Лауба и Л.Ауэра -в русскую музыкальную исполнительскую культуру способствовало творческому взаимовлиянию обеих ветвей отечественной скрипичной школы. Тем не менее, раздельное развитие школ имело место на всем протяжении педагогической деятельности Л.Ауэра и Я.Гржимали (преемника Ф.Лауба). При этом значительные достижения Московской скрипичной школы в лице Я.Гржимали были отодвинуты в тень блестящими педагогическими результатами Л.Ауэра.

Педагогические взгляды Л.Ауэра послужили для педагогов советской школы своеобразным эталоном эстетических представлений о качестве и характере скрипичного тона.

Современник Ауэра - К.Флеш, а также отечественные исследователи - Л.Раабен, И.Ямпольский, Ю.Григорьев отмечали главные отличия исполнительского стиля школы Ауэра от других европейских школ: декламационно-вокальную трактовку инструмента, выявление в исполнении эмоционально-выразительного начала, что было воспринято из традиций русского исполнительского искусства. По воспоминаниям К.Флеша, «звук у ау-эровского лучшего ученика, ... отличался округлостью и мягкостью, которых обычно нигде и ни у кого нельзя было услышать.».3 Эти качества были увязаны с особенной манерой постановки правой руки: с высоким локтем и глубоким охватом трости («русская хватка»). Характерным педагогическим требованием Аура были систематические упражнения на выдержанные звуки с разнообразными динамическими оттенками, что было воспринято его приемниками - В.Вальтером, И.Лесманом, Б.Сибором, Л.Цейтлиным, К.Мострасом, А.Ямпольским и другими.

Другой характерной чертой педагогики Ауэра стало обращение к психологическому аспекту педагогического процесса. Принцип индивидуального подхода применялся им как в психологическом (глубоком изучении и развитии творческих предпосылок ученика), так и в физиологическом аспектах (учет индивидуальных особенностей строения исполнительского аппарата)4. Наряду с Л.Ауэром, к вопросу о необходимости учета индивидуальных физиологических особенностей в воспитании исполнительских навыков обращались зарубежные педагоги начала века Ф.Штейнгаузен, В.Тренделенбург, И.Войку, К.Флеш. В советской скрипичной педагогике тема получила развитие в методических работах Б.А.Струве, К.Мостраса, Ю.Янкелевича.

Метод индивидуального подхода к учащемуся, практикуемый в классе Ауэра, был воспринят большинством педагогов советской скрипичной школы: П.С.Столярским, Л.Цейтлиным, А.Ямпольским, К.Мострасом. Многие принципы Ауэра через учеников получили распространение в практике американской скрипичной школы, что подтверждается взглядами одного из ее основоположников, выпускника Московского Филармонического училища по классу К.Мостраса, И.Галамяна: «студенты в своей исполнительской манере не должны быть похожи, как не должны быть похожи и методы работы с ними. Учитель не должен классифицировать как ошибки то, что не соответствует его собственным представлениям об игре, но должен извлечь реальные достоинства учащегося»5.

С возникновением второго центра музыкального образования в Москве в 1883 году - Московского музыкально-драматического училища при Филармоническом обществе -наметились новые шаги к слиянию двух звеньев русской скрипичной школы. Во многом этому способствовала творческая деятельность преподавателей училища В.В.Безекирского и Б.О.Сибора. Скрипач-виртуоз В.В.Безекирский, разворачивавший педагогическую деятельность в Филармоническом училище до 1901 года, являлся носителем чешских и французских традиций. По линии исполнительства он поддерживал тесные творческие контакты с виднейшими представителями европейских инструментальных школ - Ф.Давидом, Й.Иоахимом, Г.Венявским, Н.Рубинштейном, о чем свидетельствуют его воспоминания «Из записной книжки артиста В.В.Безекирского»6.

Точкой сближения принципов Московской и Петербургской школ в начале столетия стало привлечение учеников Л.Ауэра к преподаванию в музыкально-педагогических заведениях Москвы. С 1904 года в классе скрипки Музыкально-драматического училища начал преподавать Б.О.Сибор7. Одним из первых его выпускников стал К.Г.Мострас, который сразу после окончания класса специальной скрипки в 1913 году также привлекается к преподаванию в училище. В 1918 году оркестровый класс училища был присоединен к Московской консерватории. В ее скрипичных классах до 1917 года и первые послереволюционные годы педагогическую деятельность вели ученики Я.Гржимали - Г.Дулов, М.Пресс, А.Могилевский, И.Рывкинд, Д.Крейн. Эти годы обозначились чрезвычайной текучестью педагогических кадров, что отчасти являлось следствием неприятия новой революционной идеологии частью русской интеллигенции и оттока ценных музыкантов за рубеж (Н.Мильштейн, Л.Ауэр, С.Коргуев, Н.Блиндер, И.Галамян, Г.Пятигорский). В период

нестабильности, политика администрации консерватории была направлена на привлечение крупных творческих сил, чем преследовалась цель сохранить ценные художественные традиции. В 20-е годы преподавательский состав скрипичных классов консерватории пополняется представителями Петербургской школы, являющихся либо непосредственно учениками Л.Ауэра (Б.Сибор, Л.Цейтлин), либо учениками его учеников (А.Ямпольский -ученик С.Коргуева, К.Мострас - ученик Б.Сибора).

Итак, в становлении Московской скрипичной школы второй половины XIX века значительную роль сыграла деятельность в России Ф.Лауба, Г.Венявского, Л.Ауэра, И.Гржимали, В.Безекирского. Творческие принципы их школ, разносторонние контакты предопределили смешение различных традиций (русских, чешских, австрийских, немецких), что явилось предпосылкой расцвета молодой советской скрипичной школы. В 20-е годы прошлого века ее фундамент был заложен старшим поколением педагогов Московской консерватории: Л.Цейтлиным, Б.Сибором, К.Мострасом, А.Ямпольским, дальнейшее развитие Московская скрипичная школа получила в лице Д.Ойстраха, М.Полякина, Д.Цыганова, Ю.Янкелевича, Я.Рабиновича, Л.Когана и других.

Примечания

1 Отдельные аспекты темы освещены в работах: Григорьев В.Ю. Принципы скрипичной школы Леопольда Ауэра // Из истории музыкальной жизни России (XVIII-XIX вв.) - М.: МГК, 1990; Григорьев В.Ю. Скрипичные классы Московской консерватории (1863-1917) // Из истории музыкальной жизни России (19-20 вв.) - М.: МГК, 1992; Московская консерватория: 1866-1966. Ред. кол. Л.С.Гинзбург, А.И.Кандинский и др. - М.: Музыка, 1966; Раабен Л.Н. История русского и советского скрипичного искусства. - Л.: Музыка, 1978; Рабей В.О. Московская скрипичная школа в период становления // Музыкальная академия. - 2001. - № 4; Ямпольский И.М.. Ауэр и современное скрипичное искусство // И.М.Ямпольский. Избранные исследования и статьи. - М.: Советский композитор, 1985; Сафонова Е.Л. Скрипичная школа Московской консерватории. Творческие традиции. Исследование. - М.: Изд. орг. МГК им. П.И.Чайковского, 2002.

2 Среди учеников Л.Ауэра - Я.Хейфец, Е.Цимбалист, М.Эльман, М.Полякин, Ц.Ганзен, И.Ахрон и другие. И.Налбандиан, И.Лесман, С.Коргуев, Ю.Эйдлин продолжили дело Ауэра в Петербургской консерватории; Б.Сибор, Л.Цейтлин развернули педагогическую деятельность в Москве.

3 Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. М.: Гос. Муз. Изд., 1962. С. 116.

4 Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики / Пер. с анг., общ. ред. И.М.Ямпольского. - М.: Музыка, 1965. - С. 61.

5 Galamian I. Principles of violin playing and teaching. - Englewood Cliffs (№ 1): Prentice Hall, 1962. - Р. 105.

6 В числе учеников В.Безекирского: В.Безекирский-сын, А.Яньшинов, К.Григорович.

7 Б.О.Сибор (1880-1961) - скрипач, педагог, заслуженный артист РСФСР, солист оркестра балета при Императорском театре в дореволюционной России, после революции - ведущий солист оркестра Большого театра, один из организаторов Народной консерватории. Получил музыкальное образование в классах Н.Н.Соколовского, Л.Ауэра, Й.Иоахима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.