Научная статья на тему 'Творческие практики старообрядца казака-некрасовца'

Творческие практики старообрядца казака-некрасовца Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
448
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ-НЕКРАСОВЦЫ / СУБКУЛЬТУРА / НАИВНАЯ КАРТИНА МИРА / THE NAIVE PICTURE OF THE WORLD. / NEKRASOV COSSACKS / SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грязнова Виолетта Михайловна

Статья посвящена изучению субкультуры такой особой социально-конфессиональной группы, как старообрядцы казаки-некрасовцы, которые вернулись из эмиграции в 1952 году в Россию (на Ставрополье). В фактах речевой деятельности носителей говора выявляется креативность языкового сознания некрасовцев, их устремленность к языковой игре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative practice of the old believer Nekrasov Cossack

The article is devoted to the subculture of such special social and religious group, as the old believers Nekrasov Cossacks, who returned from exile in 1952 to Russia (Stavropol). The facts of speech activity of dialect speakers revealed the creativity of language consciousness of Nekrasov Cossacks, their aspiration to language game.

Текст научной работы на тему «Творческие практики старообрядца казака-некрасовца»

В.М. ГРЯЗНОВА

(Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия)

УДК 81.161.1 ’28 ББК Ш141.12-025.7

ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ СТАРООБРЯДЦА КАЗАКА-НЕКРАСОВЦА24

Аннотация: Статья посвящена изучению субкультуры такой особой социально-конфессиональной группы, как старообрядцы казаки-некрасовцы, которые вернулись из эмиграции в 1952 году в Россию (на Ставрополье). В фактах речевой деятельности носителей говора выявляется креативность языкового сознания некрасовцев, их устремленность к языковой игре.

Ключевые слова: казаки-некрасовцы, субкультура, наивная картина мира.

Среди различных социальных групп русского этноса, проживающих на Ставрополье, находится особая социальноконфессиональная группа - это старообрядцы казаки-некрасовцы. Субкультура казаков-некрасовцев сформировалась в силу целого комплекса исторических причин и по своей сути является социально-конфессиональной.

Казаки-некрасовцы (некрасовские казаки, Игнат-казаки) -одна из южнорусских старообрядческих групп, длительное время проживавшая в иноэтническом окружении.

Казаки-некрасовцы - потомки донских казаков, которые после целого ряда миграций укрылись в XVIII в. на территории Турции, затем в период с 1912 по 1962 гг. несколькими партиями переселились в Россию и были размещены в компактных поселениях, крупнейшие из которых расположены на Кубани и в Ставропольском крае.

Некрасовцы, являясь представителями древнейшей ветви русского православия - старообрядчества, прожив в Турции 254

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект 2014 г.).

года по «Заветам Игната» (Некрасов Игнат Федорович (ок. 16601737) - выборный атаман, принявший на себя руководство крестьянским восстанием 1707-1708 гг. после гибели его предводителя К. Булавина), во многом сохранили «допетровский» уклад жизни, веру, культуру, язык.

В данное время на территории Левокумского района проживает более 600 человек казаков-некрасовцев и их потомков, родившихся уже после переселения. Из переселенцев осталось в живых 190 человек, в т.ч. в поселке Новокумском - 98 человек, в поселке Кумская Долина - 92 чел. Более 60 человек и по сей день являются яркими носителями показательных для некрасов-цев традиций, в т.ч. богослужебной певческой традиции Русской Православной Старообрядческой церкви, специфики материальной и духовной культуры, своеобразия фольклорных жанров (песни, сказки, предания, легенды), диалектной лексики.

Исторически говор казаков-некрасовцев является одним из донских южнорусских говоров. Он был сформирован на Дону, а в период скитаний и эмиграции некрасовцев изменялся и развивался под действием внешних социально-экономических факторов, а также в силу такого постоянного качества любой формы существования языка, как историческая изменчивость.

Задачей данного исследования является выявление этнокультурного своеобразия казаков-некрасовцев. Актуальность работы определяется недостаточной изученностью данного говора и необходимостью описать систему говора казаков-некрасовцев в её архаическом виде, поскольку современная речь потомков ка-заков-некрасовцев подвергается влиянию литературного языка и исчезает как самобытное и целостное явление. Кроме того, актуальность работы обусловлена также усилившимся вниманием общества к исчезающим языкам и культурам.

Интерпретация записей речи, текстов сказок, песен, былин, преданий казаков-некрасовцев с применением исторического метода, методик лингвокультурологического анализа позволяет увидеть в фактах их творческой речевой деятельности следующее: 1) отражение универсальных культурных констант-

оппозиций, характерных для большинства народов, 2) креативность языкового сознания как отражение свободолюбия старообрядцев; 3) отражение исторического пути представителя дан-

ной социально-конфессиональной группы.

Опишем названные стороны речевой деятельности казаков-некрасовцев подробнее.

1. Отражение универсальных культурных констант-оппозиций, характерных для большинства народов

Определенная часть номинаций лица по месту жительства говора демонстрирует нам тот факт, что майносская ветвь не-красовцев жила вдали от русских границ изолированно, замкнуто: с одной стороны, некрасовцы воспринимались местным населением как чужие, с другой стороны, сами некрасовцы не признавали чужаков. С этим мы связываем наличие определенного количества номинаций, называющих пришельцев, приезжих, пришлых, новых поселенцев: наброд, присёлок, приходец, прихожанец, странний и противопоставление их местным, жильским. В данных номинациях овнешняется универсальная оппозиция свой - чужой. Хърашоньки перва жыли, посли на-брот наплыл, стали дурна жыть. - Мы па сваей абычаи жыли; пришли прихажанцы полна, стали наз бить; солнушка садицца, а мы замыкаим двери.

Универсальную оппозицию свой - чужой демонстрируют и номинации этносов, с которыми казаки, как правило, общались во время своего пребывания на чужбине: среди них преобладают названия турок как главных чужих: турчин, туряга, турча-нин, турка. Вуш ни дайоть турка биседать па-руски. - Турки мы боялися, крепки были върата, а он прихадил, турчин. То карову украдуть, то каня вывядуть. - Матрюшка плахая - за ту-рягу вышла. - Царква нашы там остались, ни дал турчинин.

Универсальную оппозицию свой - чужой выражают и глаголы с отрицательной коннотацией, называющие речевую деятельность на чужом языке: Покулдукать, Шлёпать, Хлехо-тать (Едуть, па-чиркески хляхочуть), Прохлехотать (Двоя вывирнулись вирьхавыи, праехали, прахлихатали пъ-сваёму).

У глаголов хлехотать и прохлехотать названные значения являются переносными звукоподражательными значениями, являющимися следствием метафорического развития их прямого значения «кричать, квакать - о лягушках» [Даль 1994: 1189] на основе сходства звучания двух действий - криков лягушки и речи человека на чужом языке.

В составе глагольной лексики говора (в значениях глагола нижать и фразеологизма года нижают) мы обнаружили вербализацию еще одной универсальной культурологической оппозиции - «вверх - это хорошо, вниз - это плохо». Покажем это подробнее. Нижать - «стареть» Ня знаим, када будиш умирать, пака ноги носють, а зафтра фсе нижаим. - Сюды пришли, гляжу - вон фсё нижыить, ля-ка, зубачках няма. ♦ Года нижают. - «годы прибавляются» Раньшы я фсё розумам работал, а типерь розум стал фсё нанис, гада нижають.

Кроме того, заслуживает внимания глагольная номинация общего действия, производимого, по мнению некрасовца, звездами, содержание которой аналогично характеристике основного вида деятельности казака - службе: звезды, по мнению носителя говора, также «служат»: Бальшая звизда - Зарница, ана бы-ваить вечирам служить, бываить па утрам служить. Данная номинация демонстрирует семиотическую оппозицию «микрокосм - макрокосм», которая выявляет фундаментальные положения традиционной ментальности. Так, Ю.С. Степанов так пишет об отношениях микрокосм - макрокосм: «В естественных знаковых системах человека существует семантическая связь между микрокосмом (органами тела человека и его внутренним, духовным миром) и макрокосмом (Землей, небом, светилами)» [Степанов 1971: 137].

2. Креативность языкового сознания как отражение свободолюбия старообрядцев

Креативность языкового сознания носителей говора ярче всего демонстрирует явление языковой игры. К языковой игре относят те языковые факты, в которых проявляется свободное отношение к форме речи, обусловленное эстетическим заданием. Как правило, в устной спонтанной речи эстетическое чувство реализуется в установке на комический эффект. Языковая игра чаще всего основана на балагурстве - явлении народной смехо-вой культуры, когда комический эффект вызывает все необычное, перевернутое. Диапазон явлений языковой игры широк: выразиться необычно, развлечь окружающих, вызвать улыбку, создать шутливое настроение. Охарактеризуем явления языковой игры в речи некрасовцев.

2.1. Явления словообразовательной языковой игры

В словообразовательной системе говора некрасовцев наблюдаются явления, которые являются редкими даже в такой высшей форме существования языка, как литературный язык, в силу того, что возникают не механически, по «привычным рельсам» существующих словообразовательных моделей, а осознанно, в результате творческой когнитивно-вербальной деятельности носителя языка. В словообразовании исследуемого говора имеются случаи словообразовательной языковой игры.

Так, в речи некрасовцев находим прием рифмованного эха (экспрессивного рифмованного удвоения), который заключается в следующем: какое-либо слово повторяется с изменением начального звука или звуков: курица-мурица - «всякая домашняя птица», птица-мница - «всякая птица», кабаки-мабаки - «всякие овощи», крестная-мресная - «родня», одежка-передежка

- «одежда, смена белья», вилюшки-кивилюшки - «разные украшения на одежде, в том числе и в виде извилин». Приведем примеры из речи носителей говора: А в Ражаство хадили, славили, Христа славили, давали им деньги-шменьги. - Ну он там мне спирту-мирту на виноделии дал, сумащку ета. - Хто сазанчика, хто самёначка, хто ракаф притянеть, в мишочик складём, камышом-мамышом закроим, он жа, возир-та, ни наш, хазяйский. Данная эхо-конструкция, как и любая словообразовательная модель, обладает своим особым значением - это семантика обобщения (по данной модели образуются собирательные или родовые наименования). Уместно отметить, что явление языковой игры ученые обычно анализируют и описывают на материалах записей устной речи интеллигенции, а также художественных текстов.

2.2. Явление аналогического словообразования

Способ образования слов «по образцу», очень ярко выявляющий способность носителя языка к языковому творчеству, демонстрируют ряд лексем говора. Например, существительное шуряк - «шурин», образцом для словопроизводства которого послужило общенациональное слово свояк; лексема близнята -«близнецы», образцом для словопроизводства которой послужило диалектное слово двойнята. Подобный способ образования слов «по образцу» всегда был характерен для русского национального языка, преимущественно для книжной речи интел-

лигентов. Так, князь П. Вяземский в «Старой записной книжке» придумал существительное подглядатай, прокомментировав его так: «Почему бы не вывести этого слова из соглядатай?»

2.3. Явление метафорического словообразования

К метафорическому словообразованию (нечасто встречающемуся в языке) относятся такие случаи, когда значение мотивированного слова возникает как переносное, причем мотивирующее слово не обладает данным переносным значением, а только является базой для реализации возможных ассоциативных смыслов, заложенных в нем. Например, в современном литературном языке к метафорическому словообразованию относится слово небоскреб (калька на материале английского языка). Метафорические номинации - одна из форм реализации творческой активности говорящих, один из приемов языковой игры. Метафорическое словообразование строится на общем явлении контраста между способом словесного определения (наименованием) и денотатом (именуемым). В результате несоответствия между именем и денотатом ожидания говорящего нарушаются, и возникает комический эффект. Явление метафорического словообразования характерно и для говора казаков-некрасовцев. Например, такова семантика лексем говора: а) судомойница -«неряха» (от лексемы судомой - «кто перемывает в доме посуду, кухонную и столовую») [Даль: с.620]; б) голоплешка - «женщина с непокрытой головой» (от слов голый - «непокрытый» и плешь - «лысина от вылезших волос») [Даль 1994: 916, 333].

2.4. Явление энантиосемии в ходе словообразования

К этому явлению относятся случаи такой мотивации, в ходе которой происходит поляризация основных семантических компонентов мотивирующего и мотивированного слов, употребляющихся в целях иронического отношения к собеседнику или предмету речи. Представляет собой прием наименования чего-либо словом, имеющим иной денотативный или сигнификативный смысл, как правило, со сниженной окраской. Экспрессивность создается контрастом между денотатом и наименованием. Энантиосемия характерна для значении лексем говора толкушка, толкуша («бестолковый, непонятливый человек») в сопоставлении со значением их мотивирующего слова толковать («объяснять»): мотивирующее слово толковать обладает значе-

нием «объяснять», а мотивированные слова толкушка, толку-ша включают в свою семантику антонимичный семантический компонент - «тот, кому невозможно объяснить».

2.5. Стремление к соблюдению постулата «выражайся ясно»

Креативность языкового сознания носителей старообрядческого говора проявляется и в механизмах, с помощью которых они неосознанно стремятся соблюдать постулаты общения Г. П. Грайса, в частности, постулат способа «выражайся ясно».

В говоре мы находим немало лексем, которые, будучи образованы от общенациональных лексем с помощью того или иного суффикса, являются идентичными им по своему значению: хле-боробник от общенационального хлебороб с аналогичным значением, арапенин от общенационального арап с аналогичным значением, французенин от общенационального француз с аналогичным значением, татаренин от общенационального татарин с аналогичным значением. Данные лексемы выявляют тенденцию к избыточности морфематической структуры слова, ведь они полностью дублируют значение мотивирующих существительных, и их суффикс, на первый взгляд, не добавляет никакой новой информации, а только повторяет уже существующую. В то же время подобная избыточность усиливает информативность слова, помогает быстрее и точнее опознавать его словообразовательное значение по его финали, вроде бы бессмысленной и ненужной.

3. Отражение к лексике говора исторического пути представителя данной социально-конфессиональной группы

В языковой картине мира любого народа одно из центральных мест занимает выражение идеи Родины. В национальном русском языке основной образ Родины - это женщина-мать, основное языковое выражение - словосочетания Родина-мать, Россия-матушка, само слово Родина по своему происхождению и значению относится к гендерно обусловленным «феминным» лексемам. В говоре казаков-некрасовцев наблюдаем иное явление, обусловленное историческими причинами. Судьба казаков-некрасовцев была во многом определена их лидером Игнатом Некрасовым. Для них он стал и отцом (дедом), и наставником, и мифологической фигурой. Потомки казаков-некрасовцев говорят: «Мы пошли от Игната Некрасафца». В их говоре сущест-

вует наречие по-игнатому, которое означает «по-старинному, так, как положено». Приведем примеры из речи носителей говора: Нашы матеря бурчак ели, такую тяглу тянули, патом дал помочи наш дет, рускай. - Надоела нам у турках, пайдем к сваему деду, к рускаму. - Набивай парус на лодку, паедим на дядофщину.

Кроме того, в жизни некрасовцев мужское начало было главенствующим и определяющим как общественную, так и семейную жизнь. Н.Г. Денисов отмечает: «Следует остановиться еще на одном явлении в жизни общин, которое влияет как на позитивные, так и на негативные стороны существования приходов. Это - мужское начало. Помимо священников, все руководство в храмах у некрасовцев представлено исключительно мужчинами. Мужское начало, мужские традиции чтения и пения продолжают храниться в некрасовских община [Денисов 2000: 7]. В.Н. Медведева в статье «Казаки-некрасовцы на перекрестке культур» высказывает следующее мнение: «Отметим интересную психологическую закономерность: мужчины-казаки вели подвижный образ жизни, но при этом в целом оставались хранителями наиболее устойчивой ее стороны в рамках села. Женщины, не столь часто разъезжавшие, напротив, оказались достаточно склонными к влияниям извне» [Медведева 2002: 42-60]. П. Донцов, Д. Николаев в статье «Западное казачество и старообрядцы. История вопроса» пишут: «Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом» [Донцов, Николаев 2008: 137].

Полагаем, что именно в силу специфики исторического пути казаков-некрасовцев, а также специфики их быта, прежде всего религиозного, образ Родины (а для казаков-некрасовцев Родина

- это Россия) - это мужчина-дед (отец отца или матери), основное языковое выражение образа Родины - это слова дед, дедовщина. В целом образы Родины как женщины-матери и как мужчины-деда восходят к одному и тому же языческому культу Рода восточных славян. В.В. Колесов пишет: «Достоверно известно, что у восточных славян существовал культ Рода и Земли. ... У восточных славян определенно различались поколения богов

- их было три, ровно столько, сколько и одновременно живущих представителей рода» [Колесов 2001: 92]. Полагаем, что образ Родины как мужчины-деда в языковой картине мира казака-некрасовца не противоречит языческим представлениям восточных славян, а является одной из возможных модификаций архаичного образного представления культа Рода восточных славян.

Изучение записей речи, сказок, преданий старообрядцев ка-заков-некрасовцев открывает мир русского человека, живущего в ХХ-ХХ1 веках, но мыслящего и говорящего как человек эпохи ХУН-ХУШ веков, иногда как человек эпохи средневековья и даже древнерусского государства.

Этнокультурное своеобразие старообрядцев казаков-некра-совцев состоит в том, что в течение двух с половиной веков проживания в Турции, в условиях инокультурного внеславян-ского окружения, они сохранили русский язык, культуру, обычаи, иначе систему этнических констант, которая и является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир и которая определяет этничность сознания человека. Некрасовцы всегда воспринимали русскую речь как способ и средство выражения их национального русского облика: Двести лет ф Турсии прожы-ли, а к туркам мы ни прилучилися. Мы платю сваю ни смянили, и язык ни пъламали.

ЛИТЕРАТУРА

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в четырех томах / Владимир Иванович Даль. - М.: «Прогресс» «Универс», 1994.

Денисов Н.Г. Церковно-богослужебные традиции казаков-некрасовцев // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону, 2000.

Донцов П., Николаев Д. Западное казачество и старообрядцы. История вопроса // Традиции, уклад жизни и фольклор казаков-некрасовцев: сб. статей. - Ставрополь, 2008.

Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Добро и Зло. - СПб: СПбГУ, 2001.

Медведева В.Н. Казаки-некрасовцы на перекрестке культур // «Музыкальная академия». - М., 2002, №3.

Степанов Ю.С. Семиотика. - М.: «Наука», 1971.

© Грязнова В.М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.